Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин

Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин.

Литература (лит. lit(t)eratura – букв. написанное, от lit(t)era – буква + tura – суффикс, имеющий то же значение, что русские ʼʼ– остьʼʼ и ʼʼ– естьʼʼ).

Термином ʼʼлитератураʼʼ называют также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением (научная литература, справочная литература и т.п.). При этом, в обычном и строгом смысле слова литературой называют произведения художественной письменности.

Термин ʼʼлитератураʼʼ (или, как говорили раньше, ʼʼизящная словесностьʼʼ (Белинский В.Г.)) возник сравнительно недавно и начал широко распространяться лишь в XVIII веке (вытеснив термины ʼʼпоэзияʼʼ, ʼʼпоэтическое искусствоʼʼ, которыми сейчас обозначают стихотворные произведения). Термин был вызван к жизни книгопечатанием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, появившись в серединœе XV века, сравнительно скоро сделало ʼʼлитературнуюʼʼ форму бытия искусства слова господствующей; раньше искусство слова существовало преимущественно для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление ʼʼпоэтическогоʼʼ действия средствами особого ʼʼпоэтического языкаʼʼ.

В самые ранние эпохи исторической жизни народов у них не было ʼʼлитературыʼʼ. Она возникает лишь тогда, когда каждый народ так или иначе овладевает письменностью – создает или заимствует определœенную систему знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений.

Овладев письменностью в те времена, когда у них только возникал классовый строй и государственная власть, люди долго не умели печатать словесные произведения. У европейских народов печатное дело стало распространяться в серединœе XV века. В Германии первопечатником был Иоганн Гутенберг, изобретший в 1440-ом году печатный станок. В России книгопечатание началось при Иване Грозном (XVI век), первопечатником считается Иван Федоров, открывший в Москве в 1563-ем году типографию. Но его начинание не получило широкого распространения, книгопечатание начало бурно развиваться лишь в начале XVIII века, в эпоху Петра I.

До появления печати литература, в т.ч. и художественная, существовала только в рукописях. В древности и в средние века для записи произведений в разных странах использовались глиняные и деревянные доски, выделанная кожа (пергамент), береста͵ лубяные полосы (ʼʼлубʼʼ), и лишь гораздо позднее – бумага (в Европе – с XI , в России – с XIV века).

Первоначально литература не выделялась из письменности в широком смысле этого слова. В древнейших памятниках (таких как ʼʼСлово о законе и благодатиʼʼ митрополита Илариона, ʼʼПовесть временных летʼʼ и др.) элементы словесного искусства существуют в неразрывном единстве с элементами религии, зачатками естественных и исторических знаний, моральными и практическими указаниями и т.п. Синкретический характер ранних литературных памятников не лишает их эстетической ценности. Наследие древнейших времен образует своего рода фундамент литературы, история которой насчитывает несколько столетий.

Литература представляет собой одну из форм общественного сознания, значительное явление в общественной жизни. Она отражает духовную жизнь и материальный быт людей на протяжении многих столетий, представляя собой, таким образом, важнейший способ познания мира. ʼʼЛитература – это, так сказать, сокращенная всœелœеннаяʼʼ, – указывал Салтыков-Щедрин М.Е.

Литературные произведения обогащают человеческий опыт, расширяют кругозор, формируют отношение к жизни в целом и ее отдельным явлениям. По словам Горького М., искусство – активная сила, оно ʼʼвсœегда есть борьба за или против, равнодушного искусства нет и не должна быть, ибо человек не фотографический аппарат, он не фиксирует действительность, а или утверждает или изменяет ее...ʼʼ.

Есть существует некое явление, возникает и наука, его изучающая (ботаника – растительный мир, зоология – животный мир и т.п.). Бесспорная значимость литература порождает специальную научную дисциплину, ее изучающую.

Литературоведение – одна из двух филологических наук - сфера научных знаний о литературе. Другая филологическая наука - ϶ᴛᴏ наука о языке – языкознание , или лингвистика (от лат. lingua – язык). У этих наук много общего: обе они – каждая с собственных позиций – изучает явления словесности. По этой причине на протяжении последних столетий они развивались в тесной связи друг с другом под общим названием ʼʼфилологияʼʼ (от др.-греч. phileō – люблю и logos – слово)..

По существу, литературоведение и лингвистика – различные науки; каждая из них имеет свой предмет и свои познавательные задачи. По этой причине эти науки пользуются разными принципами при собирании, сопоставлении и классификации материала, применяют разные методы его изучения.

Лингвистика изучает явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, чтобы установить особенности закономерного развития языков, на которых говорят и пишут различные народы во всœем мире.

Литературоведение (от русск. литература + ведать, то есть ʼʼзнатьʼʼ) изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности развития ее содержания и выражающих его форм.

Литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг другу помощь. Наряду с другими явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и выводов об общих особенностях языков тех или других народов. Но особенности языка художественных произведений возникают в связи с особенностями их содержания. И литературоведение может очень многое дать лингвистике для понимания этих содержательных особенностей художественной литературы, объясняющих свойственные ей особенности языка. Со своей стороны литературоведение при изучении формы художественных произведений не может обойтись без знаний особенностей и истории тех языков, на которых эти произведения написаны. В этом случае ему на помощь приходит лингвистика. Эта помощь бывает различной при изучении литературы на разных ступенях ее развития (древнерусская литература, литература XVIII века, современная литература).

Данные лингвистики оказывается особо значимыми в том случае, в случае если изучаются древние или средневековые литературы, написанные языком, который понятен только специалистам. При изучении литератур последних столетий также требуется помощь со стороны лингвистики (но в меньшей степени). Литературные языки различных народов, на которых создавались и создаются художественные произведения, возникая сравнительно поздно, постепенно исторически развиваются. В них происходит изменения лексического состава и грамматического строя: одни слова устаревают, другие получают новое значение, появляются новые обороты речи, по-новому применяются синтаксические конструкции и т.д. Вместе с тем, в своих произведениях писатели нередко пользуются в какой-либо мере (в речи действующих лиц, в повествовании рассказчиков) местными и социальными диалектами, отличающимися по своей лексике и грамматике от литературного языка того же народа. Опираясь на лингвистические знания, литературоведы должны учитывать всœе это при оценке произведений.

Вопрос о том, что именно является предметом литературоведения, разрешается учеными неоднозначно. Так, Поспелов Г.Н. указывает, что ʼʼпредметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность (выд. авт.) мира – письменная и устнаяʼʼ (Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. – М., 1976, с.5). В то же время большинство ученых отмечает, что предметом литературоведения является прежде всœего письменная литература. Классическим можно считать следующее определœение: ʼʼЛитературоведение - сфера научных знаний о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитииʼʼ (Литературный энциклопедический словарь. Под. ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987, с.198).

В то же время, несмотря на существование фольклористики, изучение устного народного творчества, действительно, оказывается невозможным без широких лингвистических и литературоведческих знаний.

Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Литературоведение и лингвистика. Литературоведение как одна из филологических дисциплин." 2017, 2018.

  • 10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
  • Сведения о возможных научных руководителях:

    10.01.01 Русская литература

    Эртнер Елена Николаевна , д-р филол. наук, проф., директор Института филологии и журналистики, проф. кафедры русской литературы по совместительству
    тел. 8(3452) 59-74-39,
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]
    Дворцова Наталья Петровна , д-р филол. наук, проф., проф. кафедры журналистики
    тел. 8(3452) 59-74-49
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    У шакова Ольга Михайловна
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]
    Рогачева Наталья Александровна , д-р филол. наук, доц., зав. кафедрой русской литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]
    Комаров Сергей Анатольевич
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    Лагунова Ольга Константиновна , д-р филол. наук, доц., проф. кафедры русской литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20

    10.01.03 Литература народов стран зарубежья (литература стран Западной Европы и Северной Америки)

    Данилина Галина Ивановна , д-р филол. наук, доц., и.о. зав. кафедрой зарубежной литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]
    Ушакова Ольга Михайловна , д-р филол. наук, доц., проф. кафедры зарубежной литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]

    10.01.08 Теория литературы. Текстология

    Данилина Галина Ивановна , д-р филол. наук, доц., проф. кафедры зарубежной литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]
    Борко Татьяна Иосифовна , д-р философ. наук, доц., проф. кафедры зарубежной литературы
    тел. 8(3452) 59-74-39
    тел. 8(3452) 59-74-20
    e-mail: [email protected]

    10.02.01 Русский язык

    Лабунец Наталья Вадимовна , д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой общего языкознания
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Трофимова Ольга Викторовна , д-р филол. наук, проф., проф. кафедры русского языка
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Купчик Елена Викторовна , д-р филол. наук, доц., проф. кафедры русского языка
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Белякова Светлана Михайловна , д-р филол. наук, проф., проф. кафедры общего языкознания
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Соколова Елена Николаевна
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Ушакова Александра Павловна , д-р филол. наук, доц., проф. кафедры общего языкознания
    тел. 8(3452) 59-74-20
    тел. 8(3452) 59-74-39
    e-mail: [email protected]
    Выхрыстюк Маргарита Степановна , д-р филол. наук, проф., проф. кафедры филологического образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала Тюменского государственного университета)
    e-mail: [email protected]

    10.02.02 Языки народов Российской Федерации (татарский язык)

    Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание, или лингвистика (лат. lingua — язык). У этих наук есть много общего: обе они — каждая по-своему — изучают явления словесности. Поэтому на протяжении последних столетий они развива¬лись в тесной связи друг с другом, под общим названием «филология» (гр. phileo — люблю и logos — слово).

    По существу, литературоведение и лингвистика — различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи. Лингвистика изучает всякие явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, для того чтобы установить в них особенности закономерного развития тех языков, на которых говорят и пишут различные народы во всем мире. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм.

    Тем не менее литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и помогают друг другу. Наряду с другими явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и выводов об общих особенностях языков тех или других народов. Но особенности языков художественных произведений, как и всяких других, возникают в связи с особенностями их содержания. И литературоведение может очень многое дать лингвистике для понимания этих содержательных особеннос¬тей художественной литературы, объясняющих свойственные ей особенности языка. Но со своей стороны литературоведение в изучении формы художественных произведений не может обойтись без знаний особенностей и истории тех языков, на которых эти произведения написаны. Здесь ему на помощь приходит лингвистика. Эта помощь бывает различной при изучении литературы на разных ступенях ее развития.

    Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира — письменная и устная. В самые ранние эпохи исторической жизни народов у них вообще не было «литературы». Литература у каждого народа возникала только тогда, когда он так или иначе овладевал письменностью — создавал или заимствовал определенную систему знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений. До создания или усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и распространяли в устной передаче. Так возникали у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы, заговоры и т. п.

    В науке все произведения устного народного творчества получили название «фольклор» (англ, folk — на-род, lore — знание, учение). У каждого народа трудящиеся массы продолжали создавать произведения устного творчества и после возникновения национальной письменности, которая долгое время обслуживала преимущественно господствующие классы и государственные, а также церковные учреждения. Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на нее большое влияние. Он существует и в наше время.
    Но и художественная литература в разные исторические эпохи имела различные возможности своего существования и распространения. Народы овладевали письменностью обычно в те времена, когда у них только возникал классовый строй общества и государственная власть. Однако печатать свои словесные произведения они долгоеще не умели. У самых передовых народов Западной Европы печатное дело стало распространяться только в середине XV в. Так, в Германии первопечатником был Иоганн Гутенберг, изобретший печатный станок в 1440 г. В России при Иване IV (Грозном) первопечатником был дьякон Иван Федоров, открывший в 1563 г. в Москве свою типографию. Но его начинание не получило тогда1 широкого признания, и печатное дело развилось у нас только в начале XVIII в., в царствование Петра I.

    Переписывать большие произведения от руки было очень трудоемким и кропотливым делом. Им занимались переписчики, часто люди духовного звания. Их труд был долог, и произведения существовали в сравнительно небольшом количестве копий — «списков», из которых многие были сделаны с других списков. При этом связь с оригиналом произведения нередко утрачивалась, переписчики часто вольно обращались с текстом произведения, внося в него свои поправки, дополнения, сокращения, а также случайные ошибки. Подписывались под списками переписчики, а имена авторов произведений постоянно забывались. Авторство некоторых, иногда самых значительных произведений, например «Слова о полку Игореве», пока так и не удалось твердо установить.

    Вследствие этого научное изучение древних и средневековых литератур — дело очень сложное. Оно требует нахождения рукописей в старинных книгохранилищах, архивах, сравнения различных списков и редакций произведений, их датировки. Определение времени создания произведений и на основе их списков происходит путем исследования материала, на котором они написаны, манеры.письма и почерка переписки, особенностей языка авторов и самих переписчиков, состава фактов, лиц, событий, изображенных или только упоминаемых в произведениях, и т. д. И здесь лингвистика приходит на помощь литературоведению, давая ему знания по истории развития тех или иных языков, расшифровывая те или иные системы знаков и записи. На этой почве и возникла отдельная филологическая дисциплина (часть науки), получившая название «палеографии», т. е. описания древностей (гр. palaios — древний, grapho — пишу). Изучение литературоведами древних и средневековых литератур разных наро¬дов невозможно без углубленного знания лингвистики и палеографии.
    При изучении литератур последних столетий требуется помощь и со стороны лингвистики (но в меньшей степени).

    Литературные языки различных народов, на которых создавались и создаются художественные произведения, возникая сравнительно поздно, постепенно исторически развиваются. В них происходит изменение лексического состава и грамматического строя: одни слова устаревают, другие получают новое значение, появляются новые обороты речи, по-новому применяются синтаксические конструкции и т. д. Кроме того, в своих произведениях писатели нередко пользуются в той или иной мере (в речи действующих лиц, в повествовании рассказчиков) местными социальными диалектами, отличающимися по своей лексике и грамматике от литературного языка того же народа. Опираясь на лингвистические знания, литературоведы должны учитывать все это при рассмотрении произведений.

    Но создание художественных произведений и их появление в печати часто оказываются процессами очень сложными. Нередко писатели создают свои произведения не сразу, а в течение длительного времени, внося в них новые и новые поправки и дополнения, приходя к новым вариантам и редакциям текста. Известны, например, несколько вариантов поэмы Лермонтова «Демон», две ре-дакции «Тараса Бульбы» и «Ревизора» Гоголя. По тем или иным причинам писатели поручают иногда редактирование и подготовку к печати своих произведений другим лицам, которые, проявляя свои интересы и вкусы, вносят в текст те или иные изменения. Так, Тургенев, ре¬дактируя стихотворения Фета, поправлял их в соответствии со своими эстетическими требованиями. Катков, печатая роман «Отцы и дети» Тургенева в журнале «Русский вестник», искажал его текст в угоду реакционным политическим взглядам. Часто одно и то же произведение как при жизни писателя, так и после его смерти печатается несколько раз и в разных редакциях. Так, Л. Толстой трижды публиковал роман «Война и мир» с существенными изменениями в тексте. Нередко цензура требовала от писателя и от редактора изменений и сокращений текста или даже запрещала появление отдельных произведений в печати. Тогда произведения оставались в рукописях, архивах писателей, журналов, издательств, печатались или без имени автора (анонимно), или за границей, в издательствах других стран. Так, до сих пор не установлено с полной определенностью, кто был автором присланного из Сибири стихотворного ответа Пушкину на «Послание в Сибирь» — А. Одоевский или кто-то другой из ссыльныхдекабристов. Роман «Пролог», написанный Чернышевским в ссылке, не мог появиться в печати в России и был опубликован в Лондоне только много лет спустя после его создания.

    Литературоведы часто должны вести трудную и сложную работу над установлением подлинности текстов, их полноты и законченности, их соответствия воле автора и его замыслам, принадлежности их тому, а не другому писателю и т. д.

    Поэтому в составе литературоведения сложилась особая дисциплина, получившая название «текстологии». Если литературоведы, изучающие древнюю и средневековую словесность, должны хорошо овладеть соответствующими разделами лингвистики и палеографии, то литературоведы, изучающие новую и новейшую литературу, должны опираться на лингвистические исследования и данные текстологии. Иначе они могут допустить грубые ошибки в понимании и оценке произведений.

    Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 528с.

    Методология (др.-греч. methodos ) науки, в том числе, разуме­ется, и филологической, - это учение об основаниях и спосо­бах действования с ее объектами.

    Вметодологии современной филологии проявляется еще одно основание единства составляющих ее наук. К тезису о том, что современная филология представляет собой совокупность наук и научных дисциплин, имеющих своими объектами есте­ственный язык, текст и homo loquens (см. лекцию), имеющую меж­дисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания (см. лекцию), прибавляется положение о филологии как особом способе исследования своих объектов (см. лекцию).

    Таким образом, единство современной филологии создается общими для филологических наук объектами, общефилологи­ческим ядром знания и принципами исследования этих объек­тов, присущими и лингвистике, и литературоведению, и фоль­клористике, а также филологическим дисциплинам. Основания и способы действования с объектами рассмотрим раздельно.

    Исследовательская установка (основание действования с объектами) в современной филологии предполагает, что суще­ствует филологический (= собственно филологический) подходк исследованию объектов филологии. В главах 3-5 были пока­заны общий для филологических наук взгляд на язык, текст иhomo loquens и взгляды, свойственные отдельным филологическим наукам – лингвистике и литературоведению. Это иллюстрация положения о том, что одни и те же объекты, изучением которых занимаются филологические науки, могут быть рассмотрены на основе разных подходов: филологического отдельно - лингвистического и литературоведческого.

    Филологический подход предполагает обращение в процессе исследования объекта и к языковой, и к литературной его стороне, и как к тексту, и к многообразным проявлениям homo loquens - как говорящего, пишущего, автора, читателя?» интерпретатора и пр., что делается, как правило, в контексте времени и пространства.

    Так, при изучении творчества В.М. Шукшина филологический подход реализуется во внимании исследователей к трем граням литературно-художественного творчества писателя: язы­ковой, поэтической, смысловой. Язык его прозы питается раз­личными источниками: устно-разговорной стихией, книжными сферами (в том числе деловой, публицистической, научной), письменной и песенной речью, языком фольклора и др. Оценка этого факта с точки зрения литературоведения позволяет «вытащить» из буквы как графического знака естественный голос человека. Речь человека, в том числе у нашего автора, не сводима только к устно-разговорной стихии (как иногда писали о расска­зах Шукшина критики). Из диалогов повседневной жизни, слов обыденного языка, соседствующих со словами других рече­вых стихий, выстраивается иной мир - мир сложных образов. В этом мире читатель может усмотреть сложные духовные поиски современного Шукшину человека.

    Филологический подход напрямую нацелен на раскрытие главного предназначения филологии в жизни человека и обще­ства. Предназначение это, по мысли С.С. Аверинцева, состоит в том, что филология - это служба понимания. «Как служба понимания филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культу­ру, и другую эпоху)». В самом деле, исследование литературно-художественного творчества В.М. Шукшина только лингвисти­чески может дать перечень языковых форм: слов, предложений, абзацев и других речевых структур в их отмщениях друг к другу, только литературоведчески - может предложить перечень художественных структур, образов, представлений, тоже в их отношениях друг к другу. Достаточно ли этих сведений для по­нимания творчества писателя? Скорее всего, нет. Сопряжение данных лингвистики и литературоведения позволяет читателю (исследователю) усмотреть языковые и поэтические структуры художественного текста в их взаимных отношениях, обнару­жить в тексте новую, ранее не могущую быть обнаруженной ре­альность - художественную. На этой основе и усматриваются в тексте художественные смыслы.

    Филологический подход предполагает учет связей между язы­ком, текстом и homo loquens как объектами филологии даже при рассмотрении одного из них (в целом или в каких-то отдельных проявлениях). Тем самым предмет изучения рассматривается не в изолированном виде, а в его взаимодействиях с другими.

    Способы действования с объектами - это методы филоло­гии. Способ действования включают в себя процедуры выделе­ния объекта и предмета исследования, способы конструирова­ния гипотезы и получения результата.

    Понятие метода значимо для получения как нового результа­та в процессе практической деятельности, так и нового знания в теоретической деятельности. В первом случае речь идет, напри­мер, о методах слушания, чтения, говорения, интерпретации, ре­чевого воздействия, филологического обеспечения виртуальной коммуникации и т.д., т.е. о методах практической деятельности; во втором - о методах исследовательской деятельности, или ме­тодах исследования.

    В основе методов исследования в филологии лежит анализ. Общая задача и лингвистического, и литературоведческого ана­лиза состоит в том, чтобы найти и установить научный факт, определить его место в совокупности фактов науки (лингвисти­ки, литературоведения), превратить его в материал для нахожде­ния теоретического результата. На этой основе и возникает тео­ретический результат. Лингвистический и литературоведческий анализ существуют в филологии и порознь, и как составляющие филологического анализа (см. ссылку на анализ литературно-художественного творчества В.М. Шукшина).

    Выбор и использование метода имеет ключевое значение в процессе достижения цели исследования. Так, при решении «школьной» задачи определить, каким второстепенным членом является словоформа в предложении, используются разные способы. В одном случае устанавливается морфологическая природа зависимого слова: полное прилагательное - определение; косвенный падеж существительно­го - дополнение; наречие - обстоятельство. В другом случае учитываются соотношения изучаемой структуры с другими синонимичными и / или антонимичными.

    Рассмотрим пример: Цветы находятся на подоконнике.

    Решаем задачу первым способом. Исходим из морфологи­ческой природы словоформы: на подоконнике есть имя суще­ствительное в косвенном падеже, значит, выполняет функцию дополнения. Этому выводу соответствует и вопрос: на чем? - на подоконнике.

    Применим второй способ. По отношению к данной структу­ре синонимом являются, например, следующее: находятся на подоконнике → находятся там, здесь→ находятся везде: и на подоконнике, и на столике, и в углу, и здесь, и там; антонимичная структура: находятся на подоконнике, а не там. Вспомним пра­вило: члены предложения, находящиеся в сочинительной связи, являются однородными. Если это так, то предложно-падежная форма на подоконнике признаётся обстоятельством: наречная форма в данной структуре ни при каких условиях не может быть дополнением. Как быть с вопросом? К наречию-обстоятельству может быть поставлен только один вопрос: находятся где? - там, здесь, везде... На этот же вопрос отвечает и однородная сло­воформа косвенного падежа: находятся где? - на подоконнике. Итак, второй способ дает иное решение: наша словоформа вы­полняет синтаксическую функцию обстоятельства.

    Какой из двух способов признаем правильным? Если учесть, что словоформа косвенного падежа отвечает на падежный во­прос и вне связи с другими словами, то вопрос на чем? следует квалифицировать как морфологический; второй же вопрос - синтаксический: он возможен только в условиях контекста. Вы­вод: для решения синтаксической задачи единственно правиль­ным признаем второй способ.

    И в настоящее время в филологии актуально одно из тра­диционных положений науковедения: «Метод решает судьбу дела» (акад. И.П. Павлов).

    В филологических исследованиях велика роль т.н. субъек­тивного, фактора. Субъективный фактор - это исследователь, который находится не отдельно от изучаемого объекта, а «вну­три, не отчужденно от процесса исследования, а в «самом про­цессе». Отсюда вытекает возможность разных интерпретаций полученных в ходе исследования результатов.

    Вернемся к творчеству В.М. Шукшина. Так, в 1970-1980-е годы творчество писателя истолковывалось как выражение ча­яний сельского жителя; с середины 1990-х в нем видится осознание современных проблем нации, поиск путей обновления нашей страны. Эти различия проистекают прежде всего из того, что изменился сам исследователь: на рубеже 1980- 1990-хгодов он начал освобождаться от стереотипов прежнего. Литературо­ведения (литература изображает действительность в ее рево­люционном развитии; в произведении социальное господствует над индивидуальным и др.), пришел к пониманию литературно-художественного творчества как свободного.

    Филологические исследования проводятся в контексте гу­манитарных наук (семиотики, герменевтики, теории коммуни­кации, когнитивных наук, истории, психологии, культурологии, истории искусств и др.), опираются на философию.

    Опора на философию проистекает из исторического един­ства двух областей знания, что зафиксировано в первых частях их названий (фило-софия и фило-логия). В современной науке эти связи определяются прежде всего тем, что философия обра­тила более пристальное внимание на естественный язык и иные знаковые системы.

    Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что закономерным этапом исследования творчества В.М. Шукшина является фило­софская интерпретация данных, полученных филологией. Имен­но на этом этапе исследования и обнаруживаются глубинные пласты личностной философии самого Шукшина, трагичность бытия сельского человека расшифровываются скрытые основа­ния русской духовности (дом, душа, красота, добро, человек).

    В филологии и составляющих ее науках (и научных дисциплин) используются также методы других наук - в пограничных и междисциплинарных исследованиях (см., например, лингвистика и философия, психология и литературоведение, фольклористика и теория искусства и др.). Филологические науки сами служат методом практической и исследовательской деятельности в других науках - при работе историков над древними и старыми текстами, при интерпретации философами специальных (философских) текстов, при проведении психологам и медиками психиатрической экспертизы и др.

    Итак, методология филологии является одним из оснований ее единства как отрасли современных гуманитарных наук. В ряду с филологическим подходом и методами в лингвистике, литературоведении, в филологических дисциплинах существуют «свои» подходы и методы: в лингвистике - лингвистическими в литературоведении - литературоведческие и др.

    Филологическое научное исследование: основные понятия и методы

    Научное исследование представляет собой элементарный факт научно-исследовательской деятельности с целью получе­ния нового научного результата.

    Научное исследование начинается с возникновения про­блемной ситуации, «когда субъект попадает в относительно "не­привычную" ситуацию, в относительно новые и необычные для него условиям.

    А. Кестлер называет проблемную ситуацию вызовом, броса­емым миром человеку, на который он вынужден искать креатив­ный ответ: "Шок служит как спусковой крючок для творческой реакции" (Дух в машине // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 95)». Дело в том, что в познавательной ситуации субъект об­наруживает некоторый разрыв в имеющемся научном знании.

    Познавательная ситуация цементирует все основные эле­менты структуры научного исследования: объект исследова­ния, предмет исследования, средства исследования, фактическую область. Все исследование направлено на разрешение данной конкретной проблемы и постановку... новой. (О науке научном исследовании см. в приводимых ниже материалах да чтения фрагменты статьи М. Эпштейна.)

    Проиллюстрируем приведенное положение материалом исследования, посвященного мене абзацной структуры текста при переводе его с одного языка на другой. Читателями, владеющими двум и более языками, и специалистами-филологами давно отмечалось что при переводе текста с одного языка на другой переводчиком и: меняется абзацная структура текста: одни абзацы исчезают, другие появляются. Что происходит в переводном тексте в сопоставлении с текстом оригинала? почему исчезают абзацы текста оригинального и как появляются абзацы в тексте перевода? На эти и мной другие вопросы ответа в науке до некоторого времени не существовало. Так возникает познавательная ситуация.

    Объектом исследования являются определенные сторон: явления, факты, составляющие фактическую область исследования и выраженные в теоретическом знании доосуществления данного конкретного исследования.

    Продолжим рассмотрение приведенного выше примера проведения описываемого здесь исследования в теории текста; существовали понятия абзаца, оригинального и переводного текста; отношения последнего к первому иногда квалифицировались как «дочерние», а значит, признавалось не тождество текстов, а производность одного от другого. Суждения по поводу названных (и ряда других) фактов составляют объект paccматриваемого исследования.

    Предмет исследования - то «белое пятно» в картине объекта, на ликвидацию которого («белого пятна») направлено i следование.

    В нашем примере главным вопросом, от ответа на который зависит ликвидация «белого пятна», является вопрос о методе; исследования: как найти ответы на описанные выше вопросы? Итак, предмет исследования представляет собой некоторую сторону, грань объекта исследования, неизвестное в известном. В филологических исследованиях различается два основных типа предмета исследования: 1) отдельные явления, факты или их стороны; 2) связи и отношения между явлениями фактами, их сторонами. В приведенном нами примере создает предмет исследования второго типа.

    Как найти в объекте исследования его предмет? Эта задача решается

    1) при изучении научной литературы, посвященной интересующей исследователя области. При чтении литературы в сознании исследователя складывается теоретическая картина объекта исследования в ее противоречивой сущности;

    2) при сопоставлении данных фактической области и теоретической картины объекта. В процессе сопоставления находятся! факты либо не объясненные теорией, либо противоречащие ей".

    В нашем примере: факт изменения абзацной структуры оригинального и переводного текстов оказался за пределами теории, абзаца.

    Средствами исследования выступают методы исследования и инструментальные средства (аудио- и видеотехника, каталож­ная карточка и др.).

    Методы решения задачи, связанной с исследованием мены абзацной структуры при переводе текста с одного языка на другой, в теории текста отсутствуют. Впрочем, в лингвистиче­ской теории все-таки имеются некоторые аналоги: это методы исследования отношений между исходным и производным словом (стол -> стол-ик ), между исходным и производным предложением (Я люблю вас -> Люблю вас ), между исходным и производным текстом и др. Принципы из­учения отношений исходного и производного объектов могут быть распространены и на изучение описываемого здесь пред­мета исследования.

    Фактическую область исследования составляет его мате­риал: факты языка, тексты, материалы анкетирования и опроса, впечатление, производимое художественным произведением, проявления эффективности высказывания и др. Материалы, со­ставляющие фактическую область исследования, находятся ме­тодом наблюдения (ем. ниже).

    Представим еще одну группу понятий. Цель исследования. Общая цель, которую преследует любое научное исследование, - получение нового теоретического ре­зультата.

    Каждое конкретное исследование определяется тем, каков смысл рассмотрения предмета исследования. Начинающий фило­лог обычно ведет исследование для достижения одной из следую­щих целеустановок: введение в научный оборот новых фактов, явлений, процессов, отношений и под.; обнаружение взаимодей­ствий между фактами процессами и под.; истолкование (интер­претация) нового или уже известного материала в современных условиях, построение модели и др. Более сложные исследования выдвигают в качестве цели построение концепции, установление тенденций развития фактической области и др.

    Цель исследования, посвященного абзацированию, состояла в поиске соответствующей методики исследования.

    Задачи исследования - те промежуточные действия, кото­рые необходимо осуществить на пути достижения цели.

    Вернемся еще раз к нашему примеру. Задачами описываемо­го исследования являются следующие: 1) выявить специфику художественного текста, выступающего компонентом системы говорящий - текст - слушающий ; 2) на основе лингвистиче­ской характеристики абзаца рассмотреть роль абзацирования в формировании художественной картины мира; 3) разработать методику, позволяющую провести сопоставление особенностей абзацирования оригинального текста и его перевода и др. Обратимся к методам исследования.

    В науковедении различаются методы общенаучные и частнонаучные. Общенаучные методы применяются во всех науках или во многих из них, частнонаучные - в одной науке или в небольшой группе наук. В учебном пособии представлены важ­нейшие общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, клас­сификация и моделирование). Они применяются и в лингвисти­ке, и в литературоведении, а также в филологических научных дисциплинах. Частнонаучные методы, характерные для линг­вистики и литературоведения, изучаются в соответствующих учебных дисциплинах.

    Демонстрируемое здесь исследование выполнено на матери­але текста романа «Kassandra» (1983) немецкой писательницы Ch. Wolf и его русского перевода «Кассандра» (1985).

    Общенаучные методы исследования различаются по их направленности на решение эмпирических (др.-греч. empeiria опыт) или теоретических (др.-греч. thedria - наблюдение, » следование) задач. К первой группе относятся наблюдение эксперимент; ко второй - классификация и моделирование.

    Наблюдение - это метод исследования, выражающийся преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило, нахождение в тексте интересующих исследователя явлений.

    Ситуация, в которой используется метод наблюдения, опи­сана в пьесе Б. Шоу «Дигмалион» (1912-1913). Фонетист Ген­ри Хиггинс, слушая речь цветочницы Элизы Дулиттл, записы­вает произносимые ею высказывания. В этих высказываниях Хиггинса интересует их звуковая сторона. По звучанию звуков речи, входящих в высказывания, он устанавливает место рожде­ния и проживания героини. Хиггинс повторяет фразу Элизы: Ни расстрайвтись, кэптен; купити лучи цвиточик у бедны девушки. Он устанавливает, что Элиза родилась в местности Лиссонгров. Точно так же, по звучанию высказываний других персонажей, участвовавших в сцене, Хиггинс определяет место их рожде­ния или проживания. Отвечая на вопрос одного из персонажей, Хиггинс объяснил, «как он это делает»: Фонетика - и только. Наука о произношении. Это моя профессия и в то же время мой конек. Счастлив тот, кому его конек может доставить средства к жизни. Нетрудно сразу отличить по выговору ирландца или йоркширца, но я могу с точностью до шести миль определить ме­сто рождения любого англичанина. Если это в Лондоне, то даже с точностью до двух миль. Иногда можно указать даже улицу.

    Воспринимая речевой поток, в примере из Б. Шоу, исследо­ватель выделяет определенные звуковые сегменты; на основе имеющихся у него знаний об английской фонетике, о террито­рии распространении тех или иных звуков речи он идентифици­рует полученные факты и дает им первичную квалификацию - по признаку территории распространения.

    Наблюдение позволяет найти фактический материал иссле­дования. В этом его главная ценность как метода исследования.

    поведение человека. В этом состоит значимость моделирования как метода исследования в филологии.

      Бакалавриат
    • 45.03.01 Филология
    • 45.03.02 Лингвистика
    • 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
    • 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
      Специалитет
    • 45.05.01 Перевод и переводоведение

    Будущее отрасли

    Филология это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в литературном творчестве и в языке. К этому же относятся литературоведение и языкознание (изучение живых языков - лингвистика). Лингвистика не всегда включается в филологию, поскольку не обязательно исследует тексты и не всегда затрагивает культурологическую сторону вопроса. Для лингвистики характерна бо́льшая близость к точным наукам, а в наше время, когда искусственно создаются новые языки для программирования, и подавно. Фактически, язык сегодня - это не столько способ коммуникации людей друг с другом, инструмент для выражения чувств и мыслей, сколько способ преобразования информации в знак (букву, ноту, код) и далее – в цифру. Такой процесс формализации ускоряется вместе с прогрессом компьютерных технологий и телекоммуникаций.

    В филологии наблюдается некоторый поворот от человека: среди знания все, что не поддается пересчету и формализации, оттесняется. Сегодня, и особенно в будущем, филология будет трансформироваться в духе времени и следовать «экономическим» требованиям. Рукописи канули в лету, сегодня филология изучает тексты, набранные на компьютере, а также возможности новых (машинных) языков передавать все большие объемы информации и изображений.

    Филология сегодня трансформирует свои базовые исходные понятия (знак, значение, код, информация). Но смысл языка остается - это формирование новых сообщений.

    В основе любого сообщения (поэтического, эмоционального, официального или математического и цифрового) лежит преобразование информации, формирование нового слова, новой мысли, нового контекста.

    Можно смело утверждать, что будущее филологии – в языках программирования и принципиально новой отрасли – коммуникации с искусственным интеллектом.

    Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере 45.03.04

    Интеллектуальные системы - это «умные» технологии, когда вы компьютером можете не только пользоваться, чтобы набрать текст, получить почту, позвонить по скайпу в другой город или найти в интернете необходимую информацию, но и поговорить с ним. А для этого компьютеры должны обладать определенным интеллектом. Разработкой систем искусственного интеллекта активно занимаются специалисты IT-технологий. Но искусственный интеллект должен как-то взаимодействовать, коммуницировать со своими создателями и с другими «умными» машинами. Другого способа, как через язык, еще не придумано. В этом вопросе весьма продвинулись исследования по искусственному интеллекту и математической лингвистике, изобретен и успешно функционирует язык программирования ЛИСП.

      Выпускникам направления обучения «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере», которые фактически являются проводниками будущего, предстоит:
    • заниматься организацией и администрированием банков данных и систем представления знаний;
    • использовать программы интеллектуального анализа данных, машинного обучения и компьютерной лингвистики в технологических процессах обработки информации;
    • заниматься программным и лингвистическим обеспечением интеллектуальных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
    • разрабатывать программы для систем искусственного интеллекта (интеллектуальных систем - решателей задач для роботов, компьютерной лингвистики и представления знаний;
    • разрабатывать средства интеллектуальных систем для различных областей знаний (социологии, медицины, криминалистики, бизнес-информатики);
    • применять методы искусственного интеллекта для интеллектуализации информационных систем и интернет-технологий;
    • исследовать и сопоставлять методы разработки информационных систем, систем интеллектуального анализа данных, машинного обучения, представления знаний и компьютерной лингвистики;
    • участвовать в разработке новых принципов и алгоритмов интеллектуального анализа данных и машинного обучения в различных областях знаний;
    • участвовать в разработке средств формализации когнитивных процедур для интеллектуальных роботов;
    • разрабатывать новые модели и алгоритмы лингвистического анализа текста;
    • участвовать в построении моделей и алгоритмов систем представления знаний и систем, основанных на знаниях.

    Профессии

    • Администратор баз данных и знаний
    • Гейм-райтер (разработчик обучающих компьютерных игр)
    • Инженер по знаниям
    • Программист-аналитик интеллектуальных систем в гуманитарной сфере
    • Программист-аналитик компьютерных систем
    • Программист-разработчик интеллектуальных систем в гуманитарной сфере
    • Программист-разработчик компьютерных систем
    • Разработчик интернет-технологий
    • Разработчик информационных систем
    • Разработчик прикладных программ для социологических исследований
    • Разработчик экспертных систем в криминалистике
    • Специалист по интеллектуальным системам в гуманитарной сфере
    • Специалист по искусственному интеллекту

    Где учиться

    • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО»), г. Санкт-Петербург
    • Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
    • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург
    • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), г. Москва
    • Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), г. Белгород
    • Оренбургский государственный институт менеджмента (ОГИМ), г. Оренбург
    • Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, (ПГУТИ), г. Самара
    • Пятигорский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВПО «ПГЛУ»), г. Пятигорск

    Где работать?

    В крупных технических зарубежных холдингах, переводчиком в сфере технических переводов. В научно-исследовательских учреждениях, в качестве специалиста по научному переводу. На предприятиях, производящих средства связи и компьютеры, программистом, разрабатывать программы распознавания голоса, базы данных, работы с текстом, и т.д. На разнообразных объектах интернета, работать редактором, конструктором и/или оптимизатором сайтов.

    Перевод и переводоведение 45.05.01

    Выпускник направления Перевод и переводоведение получает квалификацию; «Лингвист, переводчик», «Лингвист, специалист по межкультурному общению», «Лингвист, преподаватель».

    Специалисты профессионально занимаются теорией иностранных языков, иностранными языками и культурами, теорией культуры и межкультурной коммуникацией.

      В соответствии с полученной фундаментальной и специализированной подготовкой выпускник может осуществлять организационно-управленческую; научно-исследовательскую; проектную и научно-методическую деятельность, а также:
    • свободно и правильно говорить на иностранном языке на общественно-политические, специальные и бытовые темы, вести беседу в различных ситуациях
    • быстро переключаться с одного рабочего языка на другой
    • воспринимать на слух и понимать иностранную речь в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения (живая речь, аудио- или видеозапись)
    • осуществлять устный последовательный или устный перевод с листа с соблюдением стилистических, грамматических норм текста перевода
    • выполнять синхронный перевод мероприятий, встреч
    • осуществлять письменный перевод по заданию заказчика
    • проводить послепереводное редактирование и корректировку текста перевода
    • организовывать деловые переговоры, конференции, симпозиумы и семинары с использованием нескольких рабочих языков, например, русского, английского и немецкого
    • подготавливать информационные материалы на русском и иностранном языках о международных мероприятиях в России и за рубежом
    • проводить языковой анализ текстов (литературных произведений, рукописей)
    • заниматься изучением структуры иностранных языков
    • преподавать иностранные языки в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры , г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет, гуманитарный факультет, г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, факультет иностранных языков, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), гуманитарный факультет, г. Санкт-Петербург
  • Московский государственный университет (МГУ), филологический факультет, г. Москва
  • Московский государственный лингвистический университет, г. Москва