Какой философ воспитывал александра македонского. Александр македонский - биография, фото, личная жизнь полководца. Битвы и сражения Македонского

Жизнь Александра Македонского – история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир. Его воины видели в нем военного гения, враги называли проклятым. Сам он считал себя богом.

Знатное происхождение

Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа и одной из его многочисленных цариц – Олимпиады. Но он мог похвастаться и более знаменитыми предками. Согласно династической легенде, по отцу он вел свое происхождение от Геракла – сына Зевса, а по матери был прямым потомком знаменитого Ахилла, героя гомеровской Илиады. Сама Олимпиада прославилась еще и тем, что была постоянной участницей религиозных оргий в честь Диониса.

Плутарх писал о ней: «Олимпиада ревностней других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски». Источники рассказывают нам, что во время шествий она несла в руках двух ручных змей. Излишняя любовь царицы к пресмыкающимся и холодное отношение между ней и супругом породили слухи, что настоящим отцом Александра был вовсе не македонский царь, а сам Зевс, принявший форму змеи.

Город за науку

В Александре еще с детства видели талантливого ребенка, его с ранних лет готовили к трону. Наставником будущего македонского царя был назначен Аристотель, который был приближен к царскому двору. Чтобы расплатиться за обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и находившихся в рабстве граждан.

Непобедимый и тщеславный

Начиная со своей первой победы в 18 лет, Александр Македонский никогда не проигрывал битв. Его военные успехи довели его до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии.
Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою. Центральное место боевой силы Александра занимала 15000-тысячная македонская фаланга, воины которой шли на персов с 5-метровыми пиками – сариссами. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня – Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане.

Стать богом

Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте город Александрию в дельте Нила, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне, к жрецам египетского верховного бога Амона-Ра, который уподоблялся греческому Зевсу. По задумке, жрецы должны были признать в нем потомка бога. О том, что «сказало» ему божество устами своих служителей, история умалчивает, но якобы оно подтвердило божественное происхождение Александра.

Правда, Плутарх впоследствии давал следующую курьезную интерпретацию этому эпизоду: египетский жрец, принявший Александра сказал ему по-гречески «пайдион», что означает «дитя». Но в результате дурного произношения получилось «пай Диос», то есть «сын Бога».

Так или иначе, Александр остался доволен ответом. Провозгласив себя с «благословления» жреца богом в Египте, он решил стать богом и для греков. В одном из своих писем Аристотелю он просил последнего аргументировать грекам и македонянам его божественную сущность: «дорогой учитель, сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик и государственный муж». Впрочем, на родине Александра его культ не прижился.

За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчет. Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сартрапами (управителями). Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.

Тайна смерти Александра

Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген. В начале июня 323 года до н. э., у царя внезапно началась сильная лихорадка. 7 июня он уже не мог говорить, а через три дня скончался в самом расцвете сил, в возрасте 32 лет. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира.

Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства (источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах).Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения – Белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты. Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия.

В поисках Александра

До сих пор неизвестно, где похоронен Александр. Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию. Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона. Но видимо Александру было не суждено обрести покой.

Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию. Там тело повторно забальзамировали, поместили в новый саркофаг и установили в мавзолее на центральной площади.

В следующий раз сон Александра, очевидно, потревожили уже первые христиане, для которых он был «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг выкрали и закопали где-то на окраинах города. Затем в Египет хлынули арабы и на месте мавзолея воздвигли мечеть. На этом следы захоронения полностью утрачиваются, мусульмане много веков не пускали никого в Александрию.

Сегодня существует множество версий о гробнице Александра Македонского. Персидская легенда начала века гласит, что Александр так и остался в землях Вавилона; македонская утверждает, что тело доставили в древнюю столицу Эгей, где Александр появился на свет. В XX веке археологи бесчисленное количество раз были «близки» к разгадке тайны последнего пристанища Александра – его искали в подземельях Александрии, в оазисе Сиви, в древнем городе Амфиполе, но пока что все тщетно. Впрочем, ученые не сдаются. В конце концов, игра стоит свеч – по одной из версий его похоронили в саркофаге из чистого золота вместе с многочисленными трофеями из Азии и рукописями из легендарной Александрийской библиотеки.

Александр Македонский (Александр Великий) д. р. 20 (21) июля 356 до н. э. – д. с. 10 (13) июня 323 до н. э. Царь Македонии с 336 г, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности.

По деяниям Александра Македонского трудно сравнить с кем бы то ни было из великих полководцев в мировой истории. Известно, что его почитали такие потрясавшие мир завоеватели, как и … В действительности, завоевательные походы царя небольшого государства Македонии на самом севере греческих земель оказывали серьезное воздействие на все последующие поколения. А полководческое искусство царя Македонии стало классикой для людей, посвятивших себя ратному делу.

Происхождение. Ранние годы

Александр Македонский родился в Пелле. Он был сыном Филиппа II Македонского и царицы Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема. Будущий герой Древнего мира получил эллинское воспитание – его наставником с 343 года был едва ли не самый легендарный древнегреческий философ Аристотель.


«Александр… восхищался Аристотелем и, по его же словам, любил учителя не меньше, чем отца, сказав, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно», – написал Плутарх.

Царь-полководец Филипп II сам обучал сына военному искусству, в чем тот в скором времени преуспел. В древние времена победитель на войне считался человеком большого государственного ума. Царевич Александр в первый раз командовал отрядом македонских воинов, когда ему было 16 лет. Для того времени это явление обычное – сын царя попросту не мог не быть военным вождем на подвластных ему землях.

Сражаясь в рядах македонского войска, Александр подвергал себя смертельной опасности и получил несколько тяжелых ранений. Великий полководец стремился дерзостью одолеть собственную судьбу, а силу врага – мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов – никакой опоры.

Молодой полководец

Полководческий талант и мужество воина царевич Александр продемонстрировал уже в 338 г., когда разбил «священный отряд» фиванцев в битве при Херонее, в которой македоняне сошлись с объединившимися против них войсками Афин и Фив. Царевич командовал в сражении всей македонской конницей, численностью в 2 000 всадников (кроме того, царь Филипп II имел еще 30 000 хорошо обученных и дисциплинированных пехотинцев). Царь сам направил его с тяжеловооруженной конницей на тот фланг противника, где стояли фиванцы.

Молодой полководец с македонскими конниками стремительным ударом разбил фиванцев, которые были почти все истреблены в битве, а после этого атаковал во фланг и тыл афинян.

Восшествие на престол

Эта победа принесла для Македонии господство в Греции. Но для победителя она стала последней. Царя Филиппа II, который готовил большой военный поход в Персию, убили заговорщики в августе 336 г. Вступивший на отцовский престол 20-ти летний Александр казнил всех заговорщиков. Вместе с престолом молодой царь получил хорошо обученное войско, ядро которого составляли отряды тяжелой пехоты – копьеносцев, вооруженных длинными пиками – сариссами.

Многочисленными были и вспомогательные войска, которые состояли из мобильной легкой пехоты (в основном стрелков из лука и пращников) и тяжеловооруженной конницы. В войске царь Македонии широко использовались разные метательные и осадные машины, которые в походе везли за армией в разобранном виде. У древних греков военно-инженерное дело находилось на весьма высоком, для той эпохи, уровне.

Царь-полководец

В первую очередь Александр утвердил гегемонию Македонии среди греческих государств. Он заставил признать за собой неограниченную власть верховного военного вождя в предстоящей войне с Персией. Всем своим противникам царь угрожал только военной силой. 336 год – его избрали главой Коринфского союза, он занял место отца.

После Александр совершил победный поход против варваров, обитавших в долине Дуная (македонская армия при этом форсировала полноводную реку) и приморской Иллирии. Молодой царь силой оружия вынудил их признать его владычество и помогать ему своими войсками в войне с персами. Потому как ожидалась богатая военная добыча, вожди варваров охотно согласились выступить в поход.

Пока царь воевал в северных землях, по Греции поползли ложные слухи о его смерти, и греки, в особенности фиванцы и афиняне, выступили против македонского господства. Тогда Македонский форсированным маршем неожиданно подступил к стенам Фив, захватил и разрушил до основания этот город. Усвоив печальный урок, Афины сдались, и с ними поступили великодушно. Жесткость, проявленная им по отношению к Фивам, положила конец противодействию греческих государств воинственной Македонии, обладавшей в те времена в эллинском мире самой сильной и боеспособной армией.

334 год, весна – царь Македонии начал поход в Малую Азию, оставив за себя наместником военачальника Антипатра и дав ему 10-ти тысячное войско. Он быстро переправился на собранных для этой цели отовсюду судах через Геллеспонт во главе войска, состоявшего из 30 000 пехотинцев и 5 000 конницы. Персидский флот не смог помешать этой операции. На первых порах Александр не встретился с серьезным сопротивлением, пока не дошел до реки Граник, где его дожидались большие силы неприятеля.

Завоевания Александра

В мае на берегах реки Граник произошло первое серьезное сражение с персидскими войсками, которыми командовали известный полководец Мемнон Родосский и несколько царских полководцев – сатрапов. Вражеская армия состояла из 20 тыс. персидской конницы и большого числа наемных пеших греческих воинов. По другим источникам, 35-тысячной македонской армии противостояло 40-тысячное вражеское войско.

Вероятней всего, у персов было заметное численное преимущество. В особенности оно выражалось в количестве конницы. Александр Македонский на глазах врага решительно перешел Граник и первым атаковал противника. Вначале он без особого труда разбил и рассеял легкую персидскую конницу, а после уничтожил фалангу греческих пехотинцев-наемников, из которых в живых остались меньше 2 000 человек, взятых в плен. Победители потеряли меньше сотни воинов, побежденные – до 20 000 человек.

В битве на реке Граник, Македонский царь лично возглавлял тяжеловооруженную македонскую конницу и нередко оказывался в самой гуще сражения. Но его выручали то телохранители, бившиеся рядом, то личная храбрость и воинское искусство. Именно личное мужество, помноженное на полководческое искусство, принесло Великому полководцу небывалую популярность среди македонских солдат.

После этой блестящей победы большая часть малоазиатских городов с преимущественно эллинским населением открыло крепостные ворота завоевателю, в том числе и Сарды. Только славившиеся своей независимостью города Милет и Галикарнасс оказали упорное вооруженное сопротивление, но отразить натиск македонцев они не могли. В конце 334 – начале 333 годов до н. э. Македонский царь покорил области Карию, Ликию, Памфилию и Фригию (в ней он взял сильную персидскую крепость Гордион), летом 333 г. – Каппадокию и направился в Киликию. Но опасная болезнь Александра приостановила это победное шествие македонцев.

Едва поправившись, царь через киликийские горные проходы двинулся в Сирию. Персидский царь Дарий III Кодоман вместо того, чтобы ждать неприятеля на сирийских равнинах, выдвинулся во главе огромной армии ему навстречу и перерезал коммуникации противника. Близ города Исса (современный Искендерун, бывший город Александретта), в северной Сирии состоялось одно из крупнейших сражений в истории Древнего мира.

Персидское войско превосходило силы Александра Великого приблизительно в три раза, а по некоторым оценкам, даже в 10 раз. Обычно в источниках указывается цифра в 120 000 человек, из них 30 000 – греческие наемники. Потому царь Дарий и его военачальники не сомневались в полной и быстрой победе.

Войско персов заняло удобную позицию на правом берегу реки Пинар, пересекавшей равнину Исса. Незаметно обойти ее с флангов было попросту невозможно. Царь Дарий III, вероятно, решил устрашить македонцев одним видом своего огромного войска и добиться полной победы. Потому он не стал торопить события в день битвы и отдал противнику инициативу начала сражения. Это дорого ему стоило.

Царь Македонии первым начал атаку, двинув вперед фалангу копьеносцев и конницу, действовавшую на флангах. Тяжелая македонская конница (кавалерия «товарищей») под командованием самого Александра Македонского двинулась в атаку с левого берега реки. Своим порывом она увлекла в битву македонцев и их союзников, настроив на победу.

Ряды персов смешались, и они обратились в бегство. Конница македонцев долго преследовала бежавших, но поймать Дария так и не смогла. Персидские потери были огромными, возможно, больше 50 000 человек.

Походный лагерь персов вместе с семейством Дария достался победителю. Стремясь завоевать симпатии населения завоеванных земель, царь проявил милосердие к жене и детям Дария, а плененным персам разрешил при их желании вступить в ряды македонской армии, в ее вспомогательные отряды. Многие плененные персы воспользовались такой нежданной возможностью избежать позорного рабства на греческой земле.

Потому как Дарий с остатками своего войска бежал далеко, к берегам реки Евфрат, Великий полководец двинулся в Финикию с целью завоевать все восточное, сирийское побережье Средиземного моря. В это время он два раза отклонил предложение персидского царя о мире. Александр Македонский мечтал только о покорении огромной Персидской державы.

В Палестине македонцы встретили неожиданное сопротивление финикийского города-крепости Тира (Сур), находящегося на острове вблизи берега. Тир был отделен от суши полосой воды в 900 метров. Город имел высокие и крепкие крепостные стены, сильный гарнизон и эскадру, большие запасы всего необходимого, а его жители были полны решимости с оружием в руках защитить родной Тир от иноземных захватчиков.

Началась семимесячная, невероятно тяжелая осада города, в которой принял участие македонский военный флот. По дамбе под самые крепостные стены подвезли разные метательные и стенобитные машины. После многодневных усилий этих машин крепость Тир была взята осаждавшими в ходе ожесточенного штурма.

Лишь часть жителей города смогло спастись бегством на кораблях, чьи экипажи прорвались через блокадное кольцо вражеского флота и смогли уйти в Средиземное море. Во время кровопролитного штурма Тира погибли 8 000 горожан, а около 30 000 были проданы победителями в рабство. Сам город в назидание другим был практически разрушен и надолго перестал быть центром мореходства в Средиземноморье.

После этого македонскому войску покорились все города в Палестине, кроме Газы, которую довелось брать силой. Победители в ярости перебили весь персидский гарнизон, сам город был разграблен, а жители проданы в рабство. Это произошло в ноябре 332 г.

Египет, одна из самых густонаселенных стран Древнего мира, покорился Великому полководцу древности без всякого сопротивления. В конце 332 г. завоеватель основал в дельте Нила на морском побережье город Александрию (один из многих, кто носил его имя), который в скором времени превратился в крупный торговый, научный и культурный центр эллинской культуры.

При покорении Египта Александр проявил мудрость великого государственного деятеля: он не касался местных обычаев и религиозных верований в противоположность персам, которые постоянно оскорбляли эти чувства египтян. Он смог завоевать доверие и любовь местного населения, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления страной.

331 год, весна — македонский царь, получив значительные подкрепления от царского наместника в Элладе Антипатра, снова двинулся войной на Дария, который уже успел собрать большое войско в Ассирии. Армия македонцев пересекла реки Тигр и Евфрат, и при Гавгамеле, неподалеку от города Арбелы и развалин Ниневии, 1 октября этого же года противники сошлись в битве. Несмотря на значительный перевес персидского войска в численности и абсолютный – в коннице, Александр Македонский благодаря искусной тактике ведения наступательного боя снова смог одержать блестящую победу.

Александр Великий, находившийся со своей тяжелой кавалерией «товарищей» на правом фланге македонской боевой позиции, пробил брешь между левым флангом и центром персов и после атаковал их центр. После упорного сопротивления, несмотря на то что левый фланг македонян испытывал сильное давление противника, персы отступили. За короткое время их огромная армия превратилась в толпы неуправляемых вооруженных людей. Дарий III бежал в числе первых, а за ним в полном беспорядке побежало все его войско, неся огромные потери. Победители потеряли всего 500 человек.

С поля сражения Александр Македонский двинулся на город , который сдался без боя, хотя и имел мощные крепостные стены. В скором времени победители захватили персидскую столицу Персеполис и огромную царскую сокровищницу. Блестяще одержанная победа при Гавгамеле сделала Александра Великого властелином Азии – теперь Персидская держава лежала у его ног.

К концу 330 г. Великий полководец подчинил себе всю Малую Азию и Персию, достигнув цели, поставленной его отцом. Меньше чем за 5 лет царь Македонии смог создать величайшую для той эпохи империю. На завоеванных территориях правила местная знать. Только военные и финансовые дела поручались грекам и македонцам. В этих вопросах Александр Македонский доверял исключительно своим людям из числа эллинов.

В следующие три года Александр совершил военные походы на территорию нынешнего Афганистана, Среднюю Азию и Северную Индию. После чего он окончательно покончил с Персидской державой, царь-беглец которой, Дарий III Кодоман, был убит собственными сатрапами. Потом последовало завоевание областей – Гиркании, Арии, Дрангианы, Арахозии, Бактрии и Согдианы.

Покорив себе окончательно многолюдную и богатую Согдиану, македонский царь женился на Роксалане, дочери бактрийского князя Оксиарта, который в особенности доблестно сражался против него, стремясь таким путем укрепить свое господство в Средней Азии.

328 год — Македонский в припадке гнева и опьяненный вином заколол во время пира военачальника Клита, который спас ему жизнь в сражении при Гранике. В начале 327 г. в Бактрии раскрыли заговор знатных македонян, которые все были казнены. Такой же заговор привел к гибели философа Каллисфена, родственника Аристотеля. Этот последний карающий поступок великого завоевателя был труднообъяснимым, потому как его современникам было хорошо известно, насколько высоко почитал ученик своего мудрого учителя.

Окончательно подчинив себе Бактрию, Александр Великий весной 327 г. предпринял поход в Северную Индию. Его армия в 120 000 человек состояла, в основном, из войск покоренных земель. Перейдя реку Гидасп, он вступил в сражение с армией царя Пора, включавшей в себя 30 000 пеших воинов, 200 боевых слонов и 300 боевых колесниц.

Кровавая битва на берегах реки Гидасп завершилась очередной победой великого полководца. Немалую роль в ней сыграла легкая греческая пехота, которая бесстрашно атаковала боевых слонов, которых так боялись восточные воины. Изрядная часть взбешенных многочисленными ранами слонов развернулась и кинулась сквозь свои же собственные боевые порядки, смешав ряды индийской армии.

Победители потеряли всего 1 000 воинов, побежденные же гораздо больше – 12 000 убитыми и еще 9 000 индусов оказались в плену. Индийский царь Пор оказался плененным, но вскорости был освобожден победителем. Затем войско Александра Македонского вступило на территорию современного Пенджаба, одержав победу еще в нескольких сражениях.

Но дальнейшее продвижение в глубь Индии было остановлено: в македонской армии начался открытый ропот. Солдаты, измотанные восемью годами постоянных военных походов и битв, умоляли Александра вернуться домой, в далекую Македонию. После выхода вдоль берегов Инда к Индийскому океану Александру Македонскому довелось подчиниться желанию войска.

Смерть Александра Македонского

Но царю Македонии так и не довелось возвратиться домой. В Вавилоне, где он жил, занятый государственными делами и планами новых завоевательных походов, после одного из пиров Александр неожиданно заболел и через несколько дней умер на 33-м году жизни. Умирая, он не успел назначить своего преемника. Один из ближайших его соратников Птолемей перевез тело Александра Македонского в золотом гробу в Александрию и похоронил там.

Развал империи

Последствия смерти Великого полководца древности не заставили себя долго ждать. Всего через год огромная империя, созданная Александром Великим, прекратила свое существование. Она распалась на несколько постоянно враждующих государств, которыми правили ближайшие сподвижники героя Древнего мира.

более подробные сведения о биографии Александра Македонского можно получить из статей, указанных ниже - в блоке «Ещё по теме…»

Александр Македонский – величайший завоеватель всех времен, сын царя Филиппа II и Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема, родился в 356 г. до Р. Х., умер в 323 году. Воспитателем Александра с 13-летнего возраста был Аристотель , который пробудил в своем воспитаннике ту идею о величии, ту силу и строгость мышления, которые облагораживали проявления страстной натуры Александра, и приучал его проявлять силу умеренно и сознательно. Александр относился к своему учителю с величайшим уважением, он часто говорил, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю – тем, что живет достойно. Идеалом Александра Македонского был герой Троянской войны Ахилл. Полный энергии и стремления к действию, Александр часто при победах своего отца, жаловался, что тот не оставит для него никакого дела. В гимнастических и других состязаниях Александр не имел себе равного; ещё будучи мальчиком, он укротил дикого коня Букефала, впоследствии служившего ему боевой лошадью. Сражение при Херонее (338 г.) было выиграно, благодаря личной храбрости Александра.

Филипп II гордился своим сыном и видел в нем исполнителя самых смелых своих предположений и надежд. Впоследствии, однако, удаление Филиппом матери Александра, женитьба на Клеопатре и целый ряд унижений, испытанных самим Александром, нарушили добрые отношения между отцом и сыном; молва приписывала даже Александру участие в убийстве Филиппа. При самом вступлении Александра на престол (осенью 336 г.) ему пришлось выдержать борьбу с заговором Аттала, дяди Клеопатры, желавшего возвести на престол сына последней, и с греками, готовившими восстание против македонской гегемонии. Аттал, Клеопатра и её сын были убиты, а против греков Александр поспешно предпринял поход в Фессалию, прошел Фермопилы и вступил в Фивы. Афиняне просили мира, дарованного им и всем грекам Александром. Посланники греческих городов собрались в Коринфе, где Александр, между прочим, встретился с Диогеном и где была решена общая война против Персии, причем Александр Македонский был признан верховным вождем всех эллинов; отказались пристать к союзу только спартанцы .

После смерти Дария, все народы Персии смотрели на Александра Македонского как на своего законного властителя. Только северо-восточные провинции продолжали сопротивляться, и Александр, заняв Гирканию и пройдя по Каспийскому морю до Задракарты (теперешний Астрабад), направился к Бактрии, где собрал свое войско принявший титул царя Бесс. Восстание в Арии заставило, однако, Александра отклониться к югу. Подавив восстание и основав здесь город, Александр решил, чтобы отрезать Бессу путь к югу, занять Арахозию и Дрангиану, что ему удалось без особых затруднений. Непривычная для старых воинов Александра Македонского роскошь, которою он окружил себя здесь, и отсутствие каких бы то ни было преимуществ для македонян в сравнении с азиатскими подданными, вызвали неудовольствие в войске Александра. Осенью 330 г. был обнаружен заговор , после раскрытия которого Александр приказал убить старого полководца Филиппа – Пармениона, чей сын Филота был заподозрен в участии в заговоре. Несмотря на сильнейшие холода, Александр двинулся из Арахозии, где тоже основал Александрию, в Бактрию, совершив переход через покрытые снегом горные проходы Гиндукуша. Бесс без сопротивления очистил Бактрию . Александр Македонский занял затем Мараканду (Самарканд) и подвигался вперед до Кирополя, причем ему пришлось побороть новое восстание, охватившее много провинций; в это время Александр совершил также свой известный поход в страну скифов. Александр устроил затем свой роскошный двор в Мараканде и с большой пышностью отпраздновал свой брак с Роксаной. В Александре все больше и больше обнаруживались черты восточного деспота . Ранее спасший ему жизнь Клит был убит Александром во время спора, а племянник и ученик Аристотеля Каллисфен и двое знатных юношей были казнены за отказ совершить обряд коленопреклонения перед Александром.

Желание новыми успехами доставить удовлетворение недовольному нововведениями войску заставило Александра Македонского предпринять поход в Индию , начатый им в конце 327 г. с 120-тысячным войском. После ряда кровопролитных сражений и побед Александр весной 326 г. достиг Инда, одержал затем победу и взял в плен царя Пора у реки Гидаспа , на западном берегу которой основал город Букефалу, а на восточном – Никею, но затем истощенные войска отказались идти вперед, к Гангу; к этому присоединились неблагоприятные предсказания жрецов, и Александр осенью 326 г. начал отступление вниз по Гидаспу , причем командование тремя частями флота было поручено Неарху, Кратеру и Гефестиону.

Александр Македонский и царь Пор

Почти все встречавшиеся на пути племена подчинялись без сопротивления; только одно племя маллов оказало сопротивление, и при штурме их укрепленного города Александр был тяжело ранен. Александр спустился до самого Индийского океана, одержал на пути ряд побед, совершил чрезвычайно трудный 60-дневный переход по пустыне к главному городу Гедрозии – Пуре, и затем отправился к Карамании, где к нему присоединились Кратер и Неарх . Неарх продолжал путь по берегу Персидского залива к устьям Тигра и Евфрата, а Гефестион с большей частью войска направился к Персиде (нынешний Фарс). Сам Александр через Пасаргады и Персеполь отправился к Сузам, где злоупотребления его наместников требовали его вмешательства и получили строгое возмездие.

Слияние востока и запада казалось теперь достигнутым, и, чтобы утвердить его еще более прочно, Александр Македонский взял себе в жены Статиру, старшую дочь Дария; до 80 приближенных к нему лиц и до 100 других македонян он тоже женил на персиянках. Одинаковое отношение Александра к варварским и македонским войскам вновь вызвало возмущение, подавленное личным вмешательством Александра. Покорив и почти уничтожив дикое племя коссеев, Александр вернулся в Вавилон, где усердно покровительствовал торговле прокладкой дорог, устройством гаваней и городов. Особенно занимал его проект колонизовать восточное побережье Персидского залива и, обогнув Аравию, завязать непосредственные торговые сношения по морю между Египтом и областью Евфрата. Был уже назначен день для отплытия флота, но Александр, после данного отправлявшимся во главе флота Неархом прощального пира, заболел лихорадкой, постепенно принимавшей все более опасный характер; в июне 323 г. Александр Македонский умер на 32 году жизни. Набальзамированный труп Александра через два года был перевезен Птолемеем в Египет и похоронен в Мемфисе, а затем перенесен в Александрию, в особо для того устроенный храм. Сейчас после смерти Александра, не оставившего преемника, начались раздоры между его полководцами, и империя Александра Великого распалась. Его завоевания имели, однако, то последствие, что отрезанная до того от влияния греческой культуры Передняя Азия слилась с греческим миром, восприняв многие черты эллинской цивилизации. Последующий исторический период назван поэтому эпохой эллинизма .

Государство Александра Македонского

Из чрезвычайно многочисленных художественных изображений Александра до нас дошли очень немногие. Наиболее верно передающим внешний облик Александра считается найденный в 1779 г. близ Тиволи бюст с надписью, находящийся в Лувре. Мраморная статуя Александра в юности хранится в Мюнхенской глиптотеке, и сходная с ней мраморная голова в Британском музее; бронзовая статуя Александра в полном облачении найдена в Геркулануме . С именем Александра связывается знаменитый мраморный бюст во Флоренции, так называемый «Умирающий Александр» (на самом деле изображение гиганта) и самая большая из сохранившихся мозаик древности. Из посвященных Александру художеств, произведений нового времени наиболее знамениты: фрески Содомы в вилле Фарнезине в Риме «Свадьба Александра с Роксаной», рельеф Торвальдсена, изображающий въезд Александра в Вавилон и «Смерть Александра» Пилоти, в берлинской Национальной галерее.

Содома. Свадьба Александра Македонского и Роксаны. Вилла Фарнезина, Рим. Ок. 1517 г.

Жизнеописания Александра Македонского, составленные его сотрудниками Каллисфеном, Анаксименом, Клитархом и др. и основанные на этих не совсем достоверных источниках рассказ Диодора и Трога Помпея, как и биографии Плутарха и Арриана , дают более или менее достоверные сведения о военной деятельности Александра Македонского. Для суждения об его идеях и целях, политических организациях и проектах мы не имеем никаких материалов. Личность Александра уже в древности, но особенно у средневековых поэтов востока и запада сделалась излюбленным сюжетом легендарных сказаний. Литература об Александре Македонском весьма обширна.

Александр III Македонский (с 356 по 323 до н.э.) — одна из самых влиятельных политических фигур древности. Величественный полководец, завоевавший территорию от берегов Греции до северной части Африки, включая земли современной Турции, Пакестана и Ирана.

К 13-летию своего правления легендарный воин Древнего Египта объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского, которая настигла его на поле боя в 32 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых. Не всегда можно отделить правду от мифов, которые плелись вокруг властителя на протяжении веков. Все знают о завоеваниях царя, но немногим известно, кем же на самом деле был Александр Великий.

1. Главным учителем Македонского был Аристотель, и он обучался у других философов.

Филипп II Македонский пригласил воспитывать сына, 13-летнего Александра — наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало фактов известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого. В это же время в Греции Александр Великий пытался найти знаменитого аскетика Диогена, который был большим циником и в доказательство своих убеждений проводил ночи в большом глиняном сосуде. Александр подошел к мыслителю на публичной площади и спросил Диогена, мог бы он что-нибудь ему предложить из своих несметных богатств. На что философ ответил:

Да, можете. Отойдите в сторону: вы закрыли от меня солнце ”. Молодой принц был очарован и впечатлен отказом Диагена и заявил: “Если бы я не родился Александром, я был бы Диогеном”.

Несколько лет спустя в Индии Македонский остановил бои из-за необходимости продолжить береду с гимнософистом, представителем религиозной индуисткой группы “джейн”, который избегал человеческого тщеславия и ношения роскошных одежд.

2. За 15 лет военных завоеваний армия Македонского не проиграла ни одной битвы.

Стратегия и тактика ведения боев Александра Великого до сих пор включена в программу обучения военных училищ. Первая победа была одержана им в 18 лет. Он вел войска с огромной скоростью в то же время позволяя им затрачивать минимум силы, чтобы достичь и разбить вражеские линии прежде, чем враги смогли среагировать. Заполучив Греческое царство в 334 году до н.э. полководец переправился в Азию (сегодня — территория Турции), где он выиграл сражение с персидскими войсками под предводительством Дария III.

3. Македонский назвал своим именем более 70 городов и один — в честь его коня.

В память о своих победах полководец основал несколько городов. Как правило, они строились вокруг военных фортов. Он называл их Александрией. Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. до н.э. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта. Другие населенные пункты расположены по пути военных достижений греческого престолонаследника: в Иране, Турции, Таджикистане, Пакистане и Афганистане. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный в честь любимого коня Македонского, который был смертельно ранен в бою.

4. Любовь Александра к его будущей жене Роксане вспыхнула с первого взгляда.


После молниеносного захвата в 327 до н.э. доныне непреступной горной крепости, согдийского Рока, 28-летний военачальник осматривал своих пленников. В этот момент Роксана, девушка-подросток из дворянского рода Бактрии поймала его взгляд. Вскоре после этого, как полагалось согласно свадебныях церемоний, царь разрезал буханку хлеба мечом и поделился половиной со своей невестой. Сын от Роксаны, Александр IV, родился после смерти Македонского.

5. Александр имел великолепный запах.

Плутарх в “Житие благородных греков и римлян”, спустя почти четыре столетия после гибели царя, сообщает, что кожа Александра “источала приятный запах ”, а его “его дыхание и тело было настолько ароматными, что одежда, которую он носил была словно покрытал духами ”. “Деталь, присущая обонятельным характеристикам образа царя, часто приписывается традиции, которая возникла во время его правления. Властители наделялись божественными атрибутами как всепобеждающие и могущественные”. Сам Александр открыто назвал себя сыном Зевса во время его визита в в 331 году до н.э.

6. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов.

После шести лет постоянных вторжений на территорию Персидской империи в 330 г. до н.э. армии Македонского удалось захватить Песеполь, старинный центр персидской культуры. Понимая, что лучший способ сохранить контроль над местным населением — это перенять их образ жизни, греческий полководец начал носил полосатую с поясом тунику и диадему . Это повергало в ужас культурных пунистов в Македонии. В 324 г. до н.э. он сделал пышную свадьбу в городе Сузы, где 92 македонца были вынуждены взять в жены персиек. Сам Александр женился на Статире и Парисатиде.

7. Причина смерти Александра Великого представляет величайший секрет древнего мира.


Оазис Сива, Египет

В 323 году до н.э. прославленный правитель заболел после выпитого вина на пиршестве. Через несколько дней, в возрасте 32 лет, Македонский скончался. Учитывая что отец был убит собственным помощником, в числе подозреваемых было близкое окружение царя, особенно супругу Антипатру и сына от нее — Кассандра. Некоторые биографы древности даже предположили, что организаторами стала вся семья Антипатра. Современные медицинские эксперты высказывают предположение, что причиной смерти Македонского была малярия, печеночная недостаточность, инфекция легких или брюшной тиф.

8. Тело Александра хранится в чане с медом.

Плутарх сообщает, что тело Македонского сначала было отправлено в Вавилон к египетским бальзамировщикам. Однако ведущий египтолог А.Уоллис Бадж предположила, что останки воина Древнего Египта были погружены в мед, чтобы предотвратить распад. Через год-два оно было было возвращено в Македонию, но его перехватил Птолемей I, один из бывших генералов. Поэтому, зная место нахождения тела Македонского, Птолемей получил статус преемника великой империи.

В летописях описано, как Юлий Цезарь, Марк Антоний и будущий император Рима Октавин (Август Цезарь) совершили паломничество к могиле Македонского в . В 30 г. до н.э. Октавиан рассматривал 300-летнюю мумию Македонского и возложил к ней венок. Последняя запись о посещении могилы римским императором Каракала датировалась 215 г. до н.э. Впоследствие гробница была разрушена и о ее месторасположении забыли из-за политических потрясений и начала римской эпохи.

Александр Македонский. Школа Аристотеля

Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве и в юности Александр видел Филиппа глазами любимой матери. Поэтому он перенял от Олимпиады ее ревность и то ожесточение, с которым мать относилась к своему неверному супругу. Это произвело на Александра столь отталкивающее впечатление, что в юности он не признавал женской любви.

Для философа это приглашение было очень важным. Его отец, принадлежавший к роду Асклепия, при царе Аминте был придворным врачом в Пелле. Кроме того, семья Аристотеля происходила из греческого города Стагира, который, хотя и был разрушен войной, находился теперь на территории Македонского царства. Но главное - Аристотель видел в Александре будущего гегемона эллинов и, более того, самого могущественного властителя Европы. Поэтому Аристотель отнесся к приглашению Филиппа с большой ответственностью. Философ сумел наилучшим образом справиться со своей задачей. При этом он не стремился, подобно Евфраю, играть видную роль при дворе и стать влиятельным советником царя. Его интересовали не двор и власть, а только доверенный ему драгоценный человеческий материал - царственный юноша.

Аристотелю в это время было около сорока лет. Он старался завоевать доверие ученика, хотел, чтобы он воспринимал своего учителя не как уже сложившегося, взрослого человека, а как мятущегося, формирующегося мыслителя, который только еще ищет собственное «я». В свое время Аристотель принадлежал к школе Платона - Академии, потом был сторонником ее реформы, а впоследствии и вовсе отказался от учения Платона. Он пытался создать новую метафизику и в противовес старой выдвигал на первый план точное исследование фактов, которое должно было лечь в основу всех наук. В это время он еще не мог предложить своему ученику новое, устоявшееся учение. Он уже не был тем, чем раньше, и еще не стал тем, чем ему суждено было стать. Находясь в начале нового путл, Аристотель переживал трудности роста. Какое значение в это время могли иметь для него влияние на царя, борьба за власть или положение при дворе?

Разве не чудом должно было показаться Александру, что рядом очутился человек, продолжающий расти и искать новое, несмотря па уже достигнутое величие?! Он не принадлежал к тем тщеславным профессорам, которые выпячивают свои заслуги и делают вид, будто они все знают. Аристотель был человеком, снедаемым той же жаждой, которая терзала и Александра,- жаждой познания неизвестного в бесконечном мире. Неудивительно, что оба эти искатели нового - мечтательный мальчик и муж-мечтатель - обрели любовь друг Друга.

Их дружбе способствовала и окружающая обстановка. Жили они не в столице Пелле, а вдали от суеты двора, вблизи небольшого селения Миеза, в посвященной нимфам роще с уединенными тропинками и укромными уголками. Здесь находилась царская вилла, где поселился Аристотель со своими воспитанниками и помощниками - Феофрастом и племянником Каллисфеном. Он привез также из родного Стагира тринадцатилетнего мальчика Никанора, сверстника Александра. Кроме того, здесь жили знатные македонские юноши, и их присутствие придавало совместному обучению живость; вместе с тем их было не так много, чтобы это могло препятствовать тесному общению Аристотеля с Александром.

Аристотель передал мальчику некоторый запас фактических знаний. Но гораздо важнее было то, что он сам служил ему примером. Глядя на философа, мальчик учился ценить все возвышенное и благородное, постигал греческую культуру. Они изучали не произвольно вырванные фрагменты различных наук, а гармонию духовного существования в целом. Узнавание и понимание красоты, трудолюбие, добро и его воплощение в лучших произведениях - все это теперь предстало перед духовным взором Александра. Во всем надо было стремиться к постижению наивысшего: «Да не убоится человек создавать бессмертное и божественное». Впервые Александр, самой природой предназначенный к великим делам, приблизился к тому, что впоследствии определило его жизнь,- к безграничному и бесконечному. Единственный раз Александр увидел эти качества в другом человеке, причем в самой благородной и чистой форме. Гармония, возникшая в отношениях между учеником и учителем, оправдала не только ожидания отца, но и мечты сына. Аристотель вывел Александра из полуварварского состояния, приобщил к духовной элите Греции и дал представление об истинном духовном величии.

Мы не знаем, что именно преподавали в Миезе, да это и не важно. Вероятно, Аристотель знакомил его с философией, а Александр внимал ему. Это не прошло даром: Александр продолжал интересоваться вопросами философии и впоследствии, для чего брал с собой в походы ученых. Правда, его сопровождали главным образом киники и ученики Демокрита, чьи взгляды разделял сам царь.

Преподавалась, конечно, и этика. Специально для Александра читались лекции о добрых делах властителей. Но и здесь пример учителя был важнее всяких теорий. Достаточно напомнить, как сильно потрясла Аристотеля горькая весть о пленении Гермия, его гордом нежелании отвечать персидским инквизиторам и его героической смерти. Александр из первых уст услышал поэму Аристотеля, посвященную аретэ, т. е. добродетели и доблести. Философ излил в ней всю свою боль от потери друга. Для Александра благодаря этой поэме аретэ стала бессмертным достоянием, более важным, чем богатство и высокое происхождение. Геракл, Диоскуры, Ахилл и Аякс рисковали жизнью, чтобы достичь аретэ, а Гермий отдал за это жизнь. Следует обратить внимание на предпочтение, которое Аристотель оказывает в этой поэме Гераклу. Он называет его первым, уделяя больше внимания предку царевича по отцовской линии, чем Ахиллу. Это соответствовало не только желанию Филиппа, но и склонности Аристотеля. Философ и сам во всем, что касалось его собственного творчества, был подобен Гераклу и нисколько не походил на Ахилла.

Еще одно слово в этой поэме обращает на себя внимание. Это слово потос, т. е. побуждение, влечение. Именно потос приводил героев к аретэ. Может быть, некоторые предки Александра считали, что ими руководит потос, например дикая Евридика, о чем есть свидетельство в источниках. Этому заимствованному у Еврипида понятию Аристотель придал более возвышенный смысл. Александр запомнил это выражение на всю жизнь и, когда впоследствии его охватывал творческий порыв, называл его потосом; по сути дела, это было то же самое свойственное и Аристотелю побуждение, а именно стремление к аретэ.

Аристотель надеялся, что несчастье, обрушившееся на Гермия, послужит Александру примером и поможет ему выработать твердость духа, которую философ считал главной целью воспитания. Александр, происходивший из рода Аргеадов, представлялся Аристотелю одичавшим греком. Поэтому он старался показать ему, что такое нравственное достоинство и чем зрелая душа подлинного грека отличается от варварской. Нет сомнения в том, что уроки Аристотеля должны были привести ученика к пониманию и любви к Элладе: ведь его идеалом был панэллинский дух, стоящий выше полисного. Получалось так, что Аристотель противопоставлял греческое государство персидскому, где царило насилие. Если бы Аристотель был последовательным платоником, он пробудил бы в ученике господствовавшее тогда в Академии восхищение Заратуштрой. Но философ был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на Александра оказало влияние учение этого мага, которого он, впрочем, весьма ценил. Поэтому, когда Александр впоследствии отправился в поход в Азию, то он сделал это для завоевания ее, а не для того, чтобы ознакомиться там с мудростью Заратуштры. Обучение в Миезе не дало также ничего и для идей терпимости, которые Александр исповедовал позднее.

Учителю казалось, что ничто так не способствует воспитанию Александра в греческом духе, как знакомство с эллинским искусством. Гомера Александр, конечно, знал еще раньше, но Аристотель пробудил в юноше понимание и истинное восхищение красотой гомеровского эпоса. Философ придавал этому столь важное значение, что составил для своего ученика собственное издание гомеровских поэм, то самое, которое впоследствии сопровождало царя во всех походах.

Глубокому знакомству с Еврипидом Александр был обязан не только урокам Аристотеля, но в не меньшей степени и торжественным театральным представлениям в Пелле и Дионе. Известное значение при этом имела врожденная склонность Александра к театру. Еще будучи наследником, он подружился со многими выдающимися актерами. Юноша оценил Пиндара, стал читать Ксенофонта. Наряду со столь актуальным для него «Анабасисом» он, конечно, читал также и «Киропедию». В последней впервые перед ним предстал идеал властелина. Ктесий открыл ему сказочный мир Востока. По-видимому, Аристотель не очень ценил Геродота, однако именно благодаря ему (возможно, у Александра было сокращенное издание, составленное Феопомпом?) царевич получил представление о персидских войнах.

Не меньшее значение имело для Александра изучение естественных наук - ознакомление с новой для него областью фактов. По-видимому, на юношу произвело сильное впечатление то обстоятельство, что его учитель, будучи уже зрелым человеком, открыл для себя в этих науках новое, необозримое поле деятельности, за освоение которого и бесстрашно взялся. Александра поразило, что Аристотель придавал большое значение тем проблемам, которыми в его время никто не занимался. Удивляло и то, что исследование чудес мира приходится начинать с исследования мельчайших форм, в которых проявляется жизнь. Строение растений и животных, устройство человеческого тела, наблюдение за явлениями природы - все это должно было способствовать решению загадок мироздания. Александр как бы присутствовал при выделении из философии отдельных естественных наук. Радость при сборе материала, терпение при его анализе, а затем взгляд вперед, иными словами, взгляд на великое вообще - все это покоряло царского сына. Особенно заинтересовала Александр ра медицина, и Аристотель, сам происходивший из семьи врачей, сумел так преподать царевичу теорию и практику медицины, что Александр, став царем, мог лечить больных друзей диетой и лекарствами.

В курс обучения в Миезе входила еще весьма важная для будущего полководца наука, на которую до сих пор недостаточно обращали внимания, а именно география, знакомство с картой мира. Живой интерес царя к географии проявился еще в то время, когда он мальчиком задавал вопросы персидским послам о расстояниях между городами Азии и тамошних дорогах. Уже тогда стремление к познанию толкало Александра на расспросы о Персии и других далеких странах. Аристотель сам путешествовал мало, но мог познакомить юношу с картой. О том, что при обучении он широко пользовался этим пособием, мы знаем по его позднейшим урокам в Афинах, в Лицее, где большие карты земли устанавливались на досках. Сам философ интересовался географией не отдельных стран, а землей в целом. Нет сомнения в том, что и своему воспитаннику он показывал карты земли. Чего только не было на этих картах! Прежде всего пояса: холодный на севере и жаркий на юге. По учению философа, неблагоприятный климат обеих этих зон не способствовал обитанию здесь людей. Между ними - умеренная зона, где расположены Средиземное море, Персия и Индия. Только эта зона и образует ойкумену, т. е. пригодную для обитания людей часть земли. Ее и считали собственно миром. На карте можно было увидеть расположение континентов и обтекающий их океан - огромное море. С океаном посредством Геркулесовых столпов (Гибралтара) соединялось Средиземное море, а дальше, если доверять Скилаку,- Красное море (но здесь Аристотель не чувствовал себя уверенным). Он считал, что Каспийское море надо рассматривать как внутреннее. Вполне возможно, что философ указывал и на ряд симметрии в строении Земли: на западе - Пиренеи (и Альпы), на востоке - Кавказ с его отрогами; на западе - Дунай, на востоке - Танаис (Дон). Учитель, конечно, не преминул обратить внимание Александpa на многочисленные белые пятна на географической карте, прежде всего на то, что из всего мира известны лишь Средиземноморье и Передний Восток. Все остальное еще надлежало исследовать, более того, сначала открыть.

Ничто, видимо, не увлекало юношу так, как изучение этих карт и связанные с ними пояснения учителя. Более того, для Александра география была важнейшей из наук. Уже сама задача исследования мира казалась ему соблазнительной. Но еще больше привлекало другое: Александр стал рассматривать отдельные страны, и прежде всего Македонию, лишь как часть мирового пространства. Разве это не было совершенно новой перспективой? Любой другой царь или царский сын смотрел на мир только глазами жителей своей страны. Для Александра же был характерен более широкий взгляд. Македонию он представлял себе только частью мира. Не было ли это решающим шагом, отдалившим его от родины, шагом, к которому Александр был подвигнут своими врожденными инстинктами и распрями с Филиппом и македонской знатью?

К тому же, если рассматривать мир на карте, не кажутся ли его пространства легко преодолимыми? Ведь юноша уже давно мечтал о роли великого завоевателя и завидовал успехам отца . Разве не могло у него при рассматривании карт возникнуть желание завоевать весь мир? Учитывая психологию Александра, вполне вероятно, что уже в Миезе у него зародилась идея завоевания мира. Может быть, это была лишь игра воображения, но она характерна именно для Александра; может, это была только мечта, но мечта такого человека, который впоследствии посвятил ее осуществлению всю свою жизнь.

Александру было тринадцать лет, когда он прибыл в Миезу (343/342 г. до н. э.). Идиллические годы учения продолжались до 340 г. до н. э., пока Филипп не стал привлекать его к управлению страной. Но и тогда при первой возможности он продолжал обучение у Аристотеля то в Пелле, то в Миезе, то в Стагире. Аристотель принадлежал теперь к знати и получил во владение святилище муз в Миезе, а на родине для него восстановили отцовский дом. Став гражданином Македонии, Аристотель еще некоторое время оставался в этой стране. Особенно сблизился он с Антипатром. Возникшая между ними дружба продолжалась до самой смерти философа. Аристотель сделал Антипатра своим душеприказчиком. Только в 334 г. до н. э., когда Александр начал свой поход, Аристотель переехал в Афины. Но и здесь философ продолжал сохранять дружеские чувства к Македонии, хотя не упоминал в своих лекциях и книгах об этой своей склонности.

Отношения Аристотеля и Александра оставались дружескими. Когда Александр вступил на престол, философ посвятил ему свою работу о царской власти. Александр приказал всем пастухам, пасечникам, рыбакам, охотникам и птицеловам, лесничим и смотрителям царских озер помогать исследователю при сборе им научного материала. После захвата персидских сокровищ он предоставил Аристотелю для тех же целей большую сумму денег. Исследовательской работе школы Аристотеля царь помогал и своими собственными открытиями, а также естественнонаучными исследованиями сопровождавших его ученых. Только во время походов взошли по-настоящему семена, посеянные некогда Аристотелем. В научном плане у учителя и ученика никогда не бывало расхождений. Аристотель сочувствовал быстро растущим властолюбивым устремлениям своего воспитанника - во всяком случае, до тех пор, пока видел в нем гегемона эллинов. Правда, он никогда не говорил об этом в своих лекциях, но, как показывают некоторые замечания в его работе о государстве, тайно мечтал о включении феномена Александра в свое политическое мышление. Он старался даже оправдать требование царя воздавать ему божеские почести.

Какое же значение для будущей деятельности Александра имели годы его учения в Миезе? Александр, конечно, сам устанавливал для себя законы. У Аристотеля он брал только то, что совпадало с его собственными желаниями. И без наставлений мудреца Александр стал бы великим завоевателем; исходя из собственной природы, он открывал бы новые страны, покровительствовал искусствам. Однако обучение в Миезе облегчило ему понимание самого себя, укрепило волю и привело к обогащению его натуры и последовательности действий на избранном пути. Без обучения в Миезе он никогда не стал бы покровителем наук. Несомненно, без уроков Аристотеля связь царя с греческой духовной культурой никогда не могла бы стать сильной и глубокой. Но самое важное: без Аристотеля концепция мирового государства не была бы выработана столь рано и в такой четкой форме. Именно благодаря своему учителю Александр воспринимал мир как единое целое.

То, чем Александр был обязан лишь самому себе, легче всего понять, рассматривая те его идеи, которые отличают царя от Аристотеля. Когда-то учитель и ученик сошлись как люди, стремящиеся к познанию мира. В остальном они должны были разойтись, ибо ученик превзошел учителя в более последовательном понимании единства мира. В метафизическом, естественнонаучном и религиозном плане Аристотель перешагнул национальные рамки и был объективен до конца. Однако он избегал выходить за рамки общепринятого, если дело касалось отношения к другим народам, и не хотел идею эллинства подчинить более широкой общечеловеческой идее. Таким образом, у него сосуществовали две шкалы ценностей. Одной измерялся весь мир, а другой - эллинство. Он посвятил себя естественнонаучному и метафизическому миру, но не антропологическому, социологическому, политическому и этическому. Из его концепции выпадал фактор, который относится ко вселенной, а именно понятие о человечестве. Вместо этого Аристотель проводил резкое различие между эллинами и варварами, считая их совершенно различными типами людей, и постулировал преимущество эллинов столь безоговорочно, что серьезная проверка этого постулата становилась невозможной. Он считал, что достичь неба можно, только поднявшись на вершину эллинской культуры. Аристотель различал и характеризовал целые народы, тогда как на самом деле надо было различать и характеризовать отдельных индивидуумов.

Учитывая это, можно понять, где и почему должны были разойтись пути этих исследователей закономерностей мира. Оба они стремились к универсальности, но Александр, который думал о пространствах как завоеватель и покоритель, применял принцип универсальности и к государствам, и к человеческому обществу, подчиняя все неумолимым соображениям, направленным на пользу империи. У него возникло понятие о человечестве в целом. Таким образом, для Александра перестало существовать различие между эллинами и варварами, в его действиях появилась та логическая последовательность, которой так не хватало Аристотелю. И когда впоследствии Александр, управляя странами, стремился уравнять их, он имел все основания считать себя более последовательным представителем идеи универсальности, чем его учитель. Философ хотел познать весь мир, оставаясь духовным предводителем одних только эллинов. Александр же хотел завоевать весь мир и вместе с тем стать воспитателем всего человечества. Аристотель стремился организовать научное мышление людей. Александр при помощи той же организации хотел поднять человечество на высшую ступень развития.

Понятно, сколь далеко должны были разойтись Аристотель и Александр, когда царь стал последовательно проводить свои космополитические планы. Он открыто отказался от аристотелевской непоследовательности, касающейся эллинов. Не рассматривая более благо греков и иранцев как самоцель, он стал считать эти народы лишь подходящим для себя средством, которое должно было послужить благу империи и всего мира, не думая о том, что они имеют основания претендовать на какие-либо особые привилегии. Позиция Александра в этом вопросе была последовательной и твердой.

К этому следует добавить еще одно расхождение, которое привело к открытому разрыву между учителем и учеником. Покоритель мира отвергал как отживший предрассудок принципиальное отличие эллинов от варваров, победителей от побежденных. Вместо этого он выдвинул новое требование: всегда и во всем следовать его диктаторской воле. Аристотелю и всем, кто гордился своей национальной принадлежностью к грекам, эллинские представления о божественном начале казались мерой всех вещей. Всем этим представлениям Александр противопоставил теперь свой диктат. Он один, будучи победителем, хотел быть мерилом всех вещей. Этому диктату Александра противостояло представление Аристотеля об индивидуальной свободе. Правда, оно распространялось только на греков, но опосредованно относилось и ко всему человечеству. Исходя из этой точки зрения, и восстал впоследствии против Александра Каллисфен. Его протест, направленный против диктаторского высокомерия, свидетельствовал о более высокой нравственной позиции.

Из этих предварительных замечаний можно сделать ряд наблюдений, объясняющих дальнейшие действия царя. Уже в этот период проявилось его стремление к власти, в дальнейшем оно значительно усилится. В последующих главах мы более подробно остановимся на идеях Александра и его роли в развитии исторической мысли.