Основные нормы русского литературного языка презентация. Соблюдение в письменной речи стилистических, лексических и грамматических норм. Актуальный – очень важный, злободневный

Слайд 1

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

Слайд 2

Что такое нормы литературного языка?
Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых

Слайд 3

Система языка
Уровни языка Языковые единицы
синтаксис словосочетание, предложение
морфология часть речи
лексика, фразеология слово, фразеологизм
морфемика морфемы (значимые части слова)
фонетика звук

Слайд 4

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения
образования слов

написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 5

Типы норм
Правила Нормы
употребления слов и фразеологизмов
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 6

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
образования слов
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 7

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 8

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
употребления языковых средств
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 9

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
написания слов
постановки знаков препинания

Слайд 10

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
постановки знаков препинания

Слайд 11

Типы норм
Правила Нормы
произношения и ударения орфоэпические
употребления слов и фразеологизмов лексические
образования слов словообразовательные
образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений грамматические (морфологические и синтаксические)
употребления языковых средств стилистические
написания слов орфографические
постановки знаков препинания пунктуационные

Слайд 12

Расставьте ударения в словах
Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, творог, мышление.

Слайд 13

Проверьте ударения в словах
ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый, твОрог - творОг, мЫшление - мышлЕние.

Слайд 14


1) Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости. 2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки - ни бугров, ни впадин. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

Слайд 15

В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её. 3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ явления её.

Слайд 16


1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи. 2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. 3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

Слайд 17

В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны. 3) Имейте в виду, что ЗЛОСТНЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны.

Слайд 18



Слайд 19

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью рублями 2) высохла 3) оденьтесь теплее 4) спелых абрикосов

Слайд 20

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Слайд 21

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более аккуратнее 2) трое башкир 3) в аэропорту 4) в трёхстах метрах

Слайд 22


Слайд 23

Норма построения предложения с деепричастным оборотом.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу. Ср. Я подъехал к станции и потерял шляпу. Ошибка: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

Слайд 24

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 25

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины - экономичность.

Слайд 26

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов, 1) всё станет простым и понятным. 2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям. 3) у меня возникло собственное решение проблемы. 4)вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: - развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности. Задачи: - установление типичных ошибок письменной речи учащихся; - выработка навыков соблюдения лексических и грамматических норм русского литературного языка.

Cлайд 3

Проблема исследования. Почему избрана эта тема? Xорошее и отличное знание орфографии и пунктуации не позволяет получить желаемую оценку по сочинению или изложению. Причина – логические, стилистические, лексические и грамматические ошибки. Мы решили установить, какие ошибки чаще всего встречаются в творческих работах учащихся нашего класса, и провести работу по их предупреждению.

Cлайд 4

Гипотеза: изучение теоретического материала и учебно-методических рекомендаций по данной теме позволит осуществить систематизацию знаний о стилистических, речевых и грамматических нормах русского литературного языка и совершенствовать речевую культуру.

Cлайд 5

Методы, которыми мы руководствовались, проводя исследование: планирование деятельности, наблюдение, сопоставление единичных фактов, сравнение, классификация фактов, обобщение.

Cлайд 6

План эксперимента: 1. Изучение теории вопроса в специальной литературе. 2. Определение типичных ошибок в творческих работах учащихся. 3. Классификация ошибок. 4. Подбор заданий для работы над ошибками. 5. Самостоятельное составление тестовых заданий, содержащих материал по предупреждению лексических и грамматических ошибок.

Cлайд 7

Речевые ошибки: - употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении, - смешение синонимов, - неумение использовать паронимы, - незнание значения заимствованного слова, - нарушение лексической сочетаемости слов в свободном словосочетании, - нарушение компонентов фразеологизма, - неоправданное употребление рядом однокоренных слов (тавтология), - неоправданное повторение одного и того же слова, бедность речи, - употребление лишнего слова (плеоназм), - двусмысленность при употреблении личных или указательных местоимений, - нарушение видовременных соотношений глагольных форм, - однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства: - употребление слова иной стилевой окраски, - смешение лексики разных исторических эпох (архаизмов, историзмов, неологизмов), - неуместное употребление просторечных или диалектных слов, - неуместное употребление экспрессивно окрашенного слова.

Cлайд 8

Грамматические ошибки: - ошибочное образование слов или грамматических форм, - ошибка в согласовании, - ошибка в предложном или в беспредложном управлении, - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, - нарушение видовой или временной связи сказуемых в отдельных конструкциях, - пропуск необходимого слова, - нарушение границ предложения, - в построении предложения с причастным оборотом, - в построении предложения с деепричастным оборотом, - в построении предложений с однородными членами, - при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью, - в построении сложного предложения.

Cлайд 9

Приехав к Манилову, Чичиков совершил свою первую сделку. Чичиков приехал к Манилову и совершает сделку. До уроков просто руки не доходят. До уроков прямо руки не дотягиваются. В литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в литературе. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришелся ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришел ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. Только пес, обрадовавшись хозяину, вилял хвостиком. Только пес, как всегда счастливый при виде хозяина, радостно вилял хвостиком. Исправления Примеры

Cлайд 10

Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им. Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Пушкин повел к венцу свою Мадонну – «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин повел свою Мадонну к венцу – «чистейшей прелести чистейший образец». Когда я раскрыл свежую газету, моё внимание привлекло одно интервью. Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Исправления Примеры

Cлайд 11

1. Согласование сказуемого с подлежащим. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Музей-квартира художника закрыта на реставрацию. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое. 4) Правление клуба, в том числе председатель и заместитель, много сделали для организации вечера. 2. Построение предложения с однородными членами. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах, докладах и журналах. 2) Трест организовал и руководит предприятиями. 3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение. 4) С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все участники спектакля.

Cлайд 12

Проводя в дальнейшем исследовательскую работу, необходимо изучать сформированность умений: - умения формулировать главную проблему текста в соответствии с авторским замыслом, - правильно определять и выражать авторскую позицию, - ясно и корректно высказывать собственную точку зрения на проблему, поднятую автором, подчинять композицию сочинения коммуникативному замыслу, умения соблюдать стилистические нормы русского языка.

Слайд 2

Нарушения языковых норм как художественный прием

Обычай обычаев - честь по чести, Но здесь все свои, здесь можно не врать, Здесь вечер для тех, кто когда-то был вместе, Здесь вымыл руки - и можно брать. А там - хоть в ассенизаторах, хоть в генсеках – Жизнь умножай на судьбу и дели пополам. Мы все будем там - да, но в разных отсеках! Похоже, аукнется каждому по делам. Вы, что вы знаете обо мне? Мой рок-н-ролл - я сам. Все остальное - брехня за глаза, Все остальное - вне: Вне понимания вас и меня, Вне компетенции меня и вас, Все остальное - просто фигня Без права на пересказ, Все остальное - прыжки и ужимки, Все остальное - взаимный расстрел, Все остальное - по жизни пожитки, Но... Такова ЖЗЛ!

Слайд 3

Лексические ошибки

Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

Слайд 4

Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

Слайд 5

Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

Слайд 6

Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

Слайд 7

Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 8

Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

Слайд 9

Грамматические ошибки

Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

Слайд 10

Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

Слайд 11

Синтаксические ошибки

Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

Слайд 12

Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

Слайд 13

Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 14

Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно:Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

Слайд 15

Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

Слайд 16

Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

Слайд 17

Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Слайд 18

Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

Слайд 19

Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается. Синтаксические ошибки

Слайд 20

Синтаксические ошибки

Место ошибки: шкура медведя... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Слайд 21

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами. Синтаксические ошибки

Слайд 22

Синтаксические ошибки

Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

Слайд 23

Склонение фамилий

  • Слайд 24

    Употребление числительных

    В составных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

    Посмотреть все слайды

    Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый

    Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

    ГАУ «Колледж предпринимательства»

    г. Калининград


    Цели урока:

    • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
    • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
    • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

    План открытого урока по учебной дисциплине

    Русский язык и культура речи

    Тип урока : комбинированный

    Метод проведения: практический, частично-поисковый

    Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

    МПС: Русский язык и литература

    «Система гласных и согласных звуков русского языка»

    «Слово – центральная единица языка».

    «Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

    «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

    « Слова как части речи»

    «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

    «Язык и речь»

    «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

    Ход урока

    Наименование структурного элемента урока

    Организационный момент.

    Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

    Время

    Начальная мотивация

    Деятельность преподавателя

    Актуализация знаний обучающихся

    Орфоэпическая минутка

    Терминологическая разминка

    Практическая работа по формированию лексических умений

    Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

    Деятельность обучающихся

    Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

    Сообщение новых знаний

    Паронимы и их употребление

    (вставить пропущенное слово)

    Синонимы и их употребление

    Диалектные слова

    (подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

    Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

    Закрепление материала

    Тестовое задание

    Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

    Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

    Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

    Конечная мотивация

    Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

    Готовятся в группах, отвечают у доски

    Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

    Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

    Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

    Подведение итогов урока.

    Оценка работы в группах

    Говорит о значимости темы урока

    Домашнее задание

    Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

    Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

    Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

    Записывают домашнее задание в тетрадь

    Преподаватель _____________________ Жулега В.В.



    Эпиграф

    «… Словом можно убить, словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести »

    В. Шефнер


    «Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

    Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столяры - украинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.


    Терминологическая разминка

    1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

    2. Словарный запас, лексика - ЛЕКСИКОН

    3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

    4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

    5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение - СИНОНИМЫ

    6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

    7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

    8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

    9. Наука, изучающая лексическое значение слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ


    «Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)


    Составьте словосочетания.

    1. Стая а. верблюдов

    2. Табун б. коров

    3. Караван в. любопытных

    4. Отара г. демонстрантов

    5. Косяк д. овец

    6. Стадо е. рыбы

    7. Толпа ж. пчёл

    8. Колонна з. голубей

    9. Рой и. лошадей

    10.Группа к. туристов.


    Эталон ответа

    1. Стая з. голубей

    2. Табун и. лошадей

    3. Караван а. верблюдов

    4. Отара д. овец

    5. Косяк е. рыбы

    6. Стадо б. коров

    7. Толпа в. любопытных

    8. Колонна г. демонстрантов

    9. Рой ж. пчёл

    10. Группа к. туристов.


    Культура речи и литературные нормы употребления слов.

    ОДЕТЬ НАДЕТЬ

    (кого-то) (на себя)

    • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
    • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
    • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
    • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

    ЗАПОМНИТЬ:

    • ЗАПОМНИТЬ:
    • ЗАПОМНИТЬ:
    • ЗАПОМНИТЬ:
    • ЗАПОМНИТЬ:

    ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

    НАДЕТЬ – СНЯТЬ

    • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
    • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
    • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
    • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

    Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

    1. Мама __________ чехол на чемодан

    2. Девочка ______________ куклу

    3. Старший брат __________ сестру

    4. Сегодня девочка ________ новые туфли

    5. Брат ______________ часы на руку.

    6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

    7. Бабушка ___________ внука

    8. Бабушка ______________ новое пальто

    9. Космонавт ______________ скафандр.

    10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.


    ЭТАЛОН ОТВЕТА

    1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

    2. Девочка ОДЕЛА куклу

    3. Старший брат ОДЕЛ сестру

    4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

    5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

    6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

    7. Бабушка ОДЕЛА внука

    8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

    9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

    10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.


    ПАРОНИМЫ (от греч. para - рядом и onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

    Адресант-отправитель

    Адресат – получатель

    Эмигрант – выезжающий из страны

    иммигрант – въезжающий в страну

    Экспорт-вывоз товаров

    Импорт – ввоз товаров

    Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой



    Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

    Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.


    Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

    1. Ухват а) рогач, ёмки

    2. Гудеть б) рукотерник

    3. Прятки в) утирка

    4. Юркнуть г) слаборукий

    5. Полотенце д) ротан

    6. Драчливый е) брунжать, жундеть

    7. Носовой платок ж) мызнуть

    8. Крикливый человек з) пуховка

    9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

    10.Гриб-дождевик к)позвонок



    ЭТАЛОН ОТВЕТА

    1. Ухват а) рогач, ёмки

    2. Гудеть е) брунжать, жундеть

    3. Прятки и) хоронушки, ловички

    4. Юркнуть ж) мызнуть

    5. Полотенце б) рукотерник

    6. Драчливый г) слаборукий

    7. Носовой платок в) утирка

    8. Крикливый человек д) ротан

    9. Колокольчик к) позвонок

    10.Гриб-дождевик з) пуховка


    1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

    А) тщетно

    Б) тщательно

    В) бессмысленно

    Г) напрасно


    2. укажите слово, имеющее омоним

    А) успех

    Б) острый

    В) топить

    Г) сидеть


    3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

    А) парусник

    Б) стражник

    В) рубеж

    Г) дозор


    4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

    А) конкурс

    Б) вакансия

    В) аукцион

    Г) сделка


    5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

    А) экстравагантный

    Б) эксцентричный

    В) феерический

    Г) фамильярный


    6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

    А) апатия

    Б) антипатия

    В) скептицизм

    Г) пессимизм


    7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

    А) кураж

    Б) мираж

    В) ажиотаж

    Г) антураж


    8. Значение какого слова определено неверно?

    А) адресант – лицо, отправляющее письмо

    Б) аукцион – публичная распродажа

    В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

    Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи


    9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

    А) глухое недовольство

    Б) глухой к просьбам

    В) глухой согласный

    Г) глухой старик


    10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

    А) рутина –новаторство

    Б) отрицание – утверждение

    В) мудрый – глупый

    Г) абстрактный - секретный


    Критерии оценивания работы в группах

    «5» - 38-39 правильных ответов

    «4» - 31-37 правильных ответов

    «3» - 21-30 правильных ответов


    Домашнее задание

    Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»