Результаты дви по обществознанию мгу юридический. Факультеты МГУ: юридический факультет. МГУ - филологический факультет. Виды подготовки и формы обучения

Илья Ефимович Репин. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве - умер 29 сентября 1930 года в Куоккала, Финляндия. Русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор - руководитель мастерской (1894-1907) и ректор (1898-1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина - «энциклопедия пореформенной России».

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».


Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, расположенном недалеко от Харькова.

Его дед по отцовской линии - неслуживый казак Василий Ефимович Репин - вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич (1804-1894) был в семье старшим из детей.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

Дед художника по материнской линии - Степан Васильевич Бочаров - также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича - Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.

В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И. М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики.

В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска - городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург.

Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель - руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём, и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине».

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения...», Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.

Сюжет первой из значительных картин Репина - «Бурлаки на Волге» - был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.

Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку - двести рублей - получил от богатых покровителей Васильев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» - человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры - не хватало лишь «большого декоративного пятна». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».

В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы. Для картины позировали Николай Рубинштейн, Эдуард Направник, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков, изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым.

В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара» . Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор - массу похвал и поздравлений. Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев: он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины». Позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова».

Веру Шевцову , сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки - сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой . На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

Первый брак Репина длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма серьёзно повлияла на художника.

В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим».

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе» , свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени; интерес к придуманному сюжету постепенно растаял, и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной „Садко“».

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве. Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра», который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии.

После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников.

Инициатором знакомства и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила». Их встреча произошла в октябре 1880 года, когда в доме баронессы Симолин (Большой Трубный переулок, № 9), где проживал Репин, внезапно появился Лев Николаевич. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож».

Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные - «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891)), а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов, а Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур».

С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы - портреты сторожа и продавца. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного.

В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича, при невозможности встретиться они обменивались письмами или короткими записками.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение».

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам» ). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции.

Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца. После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В. И. Ленина на II конгрессе Коминтерна».

Второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга - позор человечества».

Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти Нордман Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться». Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости.

Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина - Исааком Бродским. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Вопрос о его возвращении рассматривался на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры».

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова , в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело». К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина. В 1927 году в письме Минченкову художник сообщал: «Мне в июне стукнет 83 года, время берёт своё, и я делаюсь форменным лентяем». Для помощи по уходу за слабеющим отцом из Здравнёва была вызвана его младшая дочь Татьяна, которая впоследствии рассказывала, что все его дети по очереди дежурили возле Ильи Ефимовича до самого конца.

Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми: "Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим".

На отделении топографии. После закрытия отделения по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову, где Илья проработал около четырех лет.

В 1863 году после неудачной попытки поступления в Академию художеств Репин стал учиться в частной рисовальной школе, где преподавал художник Иван Крамской.

Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе "Здравнево", где художник проживал с 1892 года.
Илья Репин был дважды женат . Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.

Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.

От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).

Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.

Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение "Пенаты", где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.

В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в "Пенатах". После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом Украинском городе Чугуеве. Отец его был отставным военным, последним его поселением и стала Украина. Илья рано получил первые уроки рисования. Сначала он учился в местной школе военных топографов, а так же учился на частных занятиях у иконописца И.М.Бунакова. Уже в этом возрасте, с 1859 года Репин писал иконы на заказ.

В 1863 году в возрасте 12 лет Илья Репин перебирается в Петербург. Первым этапом была школа Общества поощрения художников, где он брал уроки у самого Крамского И.Н. Ну а в 1894 году Репин поступает в Академию художеств.
Первое время приходилось тяжело, денег едва хватало на еду. Зато показатели в Академии Репина были очень даже успешными. Практически во всех дисциплинах он был первым. В этот период Илья Репин поддерживает отношения с Крамским, который учил его пониманию искусства. На ряду с "программными" обязательными работами, Репин начинает рисовать в бытовом жанре, пишет портреты своей матери и брата.

Оказало влияние на творчество Репина русско-турецкая война. Под этим впечатлением он пишет "Проводы новобранца ". Это не банальное изображение батальных сцен. Репин подошел к проблеме через изображение крестьянской жизни.

Не оставили равнодушным его и революционные события. Многие его знакомые, в том числе художники-передвижники были вовлечены в действия. Картину Репина "Арест пропагандиста " не хотели допускать к показу. Дошло до того, что самого Царя уведомили о данной работе. Но все обошлось, выставка состоялась. В продолжении темы появляется "Отказ от исповеди ". Репин написал ее после того, как прочитал поэму Николая Минского "Последняя исповедь".

Самым сильным по своей революционной направленности стало произведение того времени "Не ждали ". На картине изображен революционер, вернувшийся домой из ссылки. Когда ее выставили на показ, картина преобрела невероятный успех, публика приняла восторженно.

Репин работал преимцщественно в историческо-бытовом жанре. Но критики счтали, что исторический жанр - совершенно не его стихия. Художник, как обычно, не собирался отступать. В следующих картинах "Запорожцы пишут письмо турецкому султану ", "Царена Софья в Новодевичьем монастыре " и "Иван Грозный и сын его Иван " большое внимание уделялось мельчайшим деталям, все было прорисовано очень конкретно. Но не смотря на всю историчность работ, перед взором они представали как вполне реальные объекты. Создавалось впечатление, что событие происходит перед твоими глазами и ты - непосредственный наблюдатель.

На создание картин у Репина уходило много времени, несколько лет. Лишь портреты он рисовал с легкой руки. Их он так же создал не мало. Очень любил рисовать Л.Н.Толстого ("Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу ", "Л.Н. Толстой босой "), даже вылепил его бюст.
Последние годы жизни Репин провел на усадьбе Пинаты на берегу Финского залива поселка Куоккала. До последнего своего дня художник не выпускал кисть из рук. Из Пенат он продолжает отслеживать судьбу России, участвует в революционных протестах 1905 года. В это период он сближается с Горьким А.М. Появляется картина "М.Горький читает в Пенатах свою драму "Дети солнца" ".

Оставаясь поддержателем определенного стиля в письме, Репин все же вносит и современные нотки в свое творчество. Об этом свидетельствует его картина "Какой простор! ".

В начавшийся период революционных движений Репин приходит к переосмыслению своей жизни. Эти душевные метания сразу видны в его последующих работах - "Самосожжения Гоголя ", работы, посвященные Пушкину.

Репин писал: "Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор… Второй гений - завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него ".

В последние годы Репин создает свою самую религиозную картину "Голгофа ", в которой четко прослеживается трагизм художника. Илья Репин успевает поработать педагогом Академии художеств (ректор) и руководителем собственной мастерской.

В 1930 году 29 сентября художник скончался, оставив после себя наследие не только в виде работ, но и ту идеологию, которую Репин нес в массы.


Юридический факультет МГУ

Юридический факультет МГУ - один из трех факультетов, утвержденных в соответствии с планом М. В. Ломоносова императрицей Елизаветой Петровной в «Проекте об учреждении Московского университета» (1755). Согласно Проекту он состоял из трех ординарных профессоров по кафедрам: всеобщей юриспруденции (натурального, народного и римского права), российской юриспруденции (внутреннего государственного права) и политики (международного права).

Факультет сейчас

Обучение на факультете ведётся по очной форме на дневном отделении и на спец.отделении (второе вышее образование). Последний набор студентов на вечернее отделение был проведён в году, в году последние выпускники отделения закончили обучение.

Окончившие юридический факультет работают в органах государственной власти и государственного управления, в суде, прокуратуре, адвокатуре, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, в предпринимательских и коммерческих организациях, учебных заведениях, продолжают подготовку в аспирантуре.

В составе факультета работают 14 кафедр и 3 лаборатории:

  • теории государства и права и политологии (заведующий кафедрой - профессор Михаил Николаевич Марченко);
  • истории государства и права (заведующий кафедрой - профессор Владимир Алексеевич Томсинов);
  • административного права (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Алексей Петрович Алёхин);
  • финансового права (и. о. заведующего кафедрой - доцент Мария Фёдоровна Ивлиева);
  • международного права (заведующий кафедрой - доцент Лев Никитович Шестаков);
  • конституционного и муниципального права (заведующий кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, профессор Сурен Адибекович Авакьян);
  • гражданского права (заведующий кафедрой - профессор Евгений Алексеевич Суханов);
  • предпринимательского права и правового регулирования внешнеэкономической деятельности (заведующий кафедрой - профессор Евгений Порфирьевич Губин);
  • гражданского процесса (заведующий кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, профессор Михаил Константинович Треушников);
  • трудового права (заведующий кафедрой - профессор Александр Михайлович Куренной);
  • экологического и земельного права (заведующий кафедрой - профессор Александр Константинович Голиченков);
  • коммерческого права и основ правоведения (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Борис Иванович Пугинский);
  • уголовного права и криминологии (заведующий кафедрой - профессор Владимир Сергеевич Комиссаров);
  • уголовного процесса и прокурорского надзора (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Константин Фёдорович Гуценко);
  • криминалистики (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры, доктор юридических наук, заслуженный профессор МГУ профессор Николай Павлович Яблоков);
  • лаборатория политологии;
  • лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения;
  • лаборатория правовой информатики и кибернетики.

Факультет находится в первом гуманитарном корпусе, где частично занимает шестой, седьмой и восьмой этажи, и во втором гуманитарном корпусе, где располагается кафедра криминалистики.

Деканы

1. Баузе Федор Григорьевич (1805-1806 гг.) родился в семье лютеранского пастора, высшее образование получил на юридическом факультете Лейпцигского университета. По окончании его в отправился искать работу в Россию. В апреле получил приглашение от руководства Императорского Московского университета (ИМУ) занять кафедру юриспруденции. С начал преподавать римское право. А в июне был избран деканом нравственно-политического отделения Московского университета.

2. Рейнгард Христиан Егорович (1806-1808, 1812 гг.), профессор философии Кёльнского университета, в приехал в Россию и был определен на кафедру практической философии, одновременно замещал должности на кафедрах естественного, политического и народного юридического факультета Московского университета. Преподавал студентам этико-политического и словесного отделений историю философских систем до своей смерти в .

З. Брянцев Андрей Михайлович (1808-1809, 1811-1812, 1818-1819 гг.), окончив Вологодскую семинарию, пришел пешком в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где окончил курс богословских и философских наук, отказавшись от пострижения в монахи. В Московском университете был ближайшим учеником профессора С. Е. Десницкого. На протяжении почти полувека читал курс логики и метафизики, «нравственной философии», «эмпирической психологии» и истории философских систем. Трижды избирался деканом этико-политического отделения МУ.

4. Шлецер Христиан Августович (1809-1810 гг.) прибыл в Москву после окончания Геттингенского университета и определился домашним учителем. По приглашению директора ИМУ Тургенева И. П. перешел в Московский университет, где с 1801 по гг. был первым преподавателем политической экономии па юридическом факультете; также читал политику, курс истории европейских государств, политическую экономию, естественное право и дипломатику по своим книгам.

5. Штельцер Христиан-Юлий-Людвиг (1810-1811 гг.), профессор-юрист, по приглашению попечителя М. Н. Муравьева прибыл в Московский университет из Галльского в , назначен ординарным профессором. До 1812 г. преподавал почти все науки, входившие тогда в составюридического образования. Блестящий криминалист, сверх того преподавал философию уголовного права. В 1813 г., не ужившись в Москве, со скандалом переезжает в Дерпт.

6.Снегирев Михаил Матвеевич (1813-1815 гг.) - сын священника. Его крестной матерью была императрица Елизавета Петровна. В был избран деканом этико-политического отделения МУ и членом временной комиссии для управления делами Университета после нашествия Наполеона. Принимал активное участие в восстановлении Университета после пожара 1812 года. Написал учебник по церковной истории, преподавал церковное право.

7. Сандунов Николай Николаевич (1815-1816, 1819-1820, 1828-1830, 1831-1832 гг.) работать в МУ начал в звании ординарного профессора и занял кафедру Русского, гражданского и уголовного права (судопроизводства) Российской империи. До самой смерти был деканом нравственно-политического отделения МУ. Едва ли не первым из профессоров ввел в преподавание судопроизводства элементы практических занятий.

8. Цветаев Лев Алексеевич (1816-1818, 1820-1828, 1830-1831, 1832-1834 гг.), выдержав экзамен на бакалавра, в 1801 отправлен за границу для подготовки к занятию «кафедры по юриспруденции». Будучи доктором философии Геттингенского университета и работая в Московском Университете, в послужных списках 1820-х годов именовался лишь бакалавром, В , в связи с 25-летием пребывания в профессорской должности, получил звание заслуженного ординарного профессора МУ. В возглавил кафедру политического и народного права, одновременно являясь университетским цензором.

9. Терновский Петр Матвеевич (1834-1835 гг.), протоиерей, первый настоятель Татиановской церкви, с 1828 г. - профессор богословия и церковной истории, церковного законоведения, с - логики и опытной психологии Московского университета. С мая - декан отделения нравственных и политических наук.

10. Васильев Николай Семенович (1835-1843 гг.) с по гг. на нравственно-политическом отделении МУ начал читать лекции по политической экономии по Щлецеру, Шторху и Pay; сверх этого предмета - историю римского права и римское гражданское право по Макельдею, российское уголовное право, а с 1835 - начала русского гражданского права по Своду Законов Российской Империи,: В 1835 г. избран деканом нравственно-политического отделения. Содержал в своем московском доме пансион для студентов Университета.

11. Крылов Никита Иванович (1843-1847 гг.), с , занял в Московском университете кафедру римского права, которую оставил в . Курс Крылова имел характер философского размышления над римским нравом. По своим научным воззрениям на право Крылов был ярким выразителем исторической школы юриспруденции.

12. Баршев Сергей Иванович (1847-1863 гг.) слушал в Берлинском университете лекции по философии права, юридической энциклопедии, истории и догме римского права; изучал общее германское государственное, уголовное и гражданское право в их историческом развитии и современном состоянии. 12 июня был избран деканом юридического факультета на 4-летний срок. В избран деканом вторично. В уволился из Московского Университета, имея чин тайного советника. Был награжден орденом Святого Александра Невского, Орденом Св. Анны 1-й степени.

13. Лешков Василий Николаевич (1863-1866, 1867-1872, 1877-1880 гг.). Избрание во второй раз в январе деканом вызвало, по воспоминаниям А. В. Никитенко, «настоящее восстание против ректора и совета», которое подняли профессора Дмитриев и Чичерин «со своими приверженцами - всего семь человек»; …дошло дело до министра, который не одобрил действий меньшинства "

14. Чичерин Борис Николаевич (1866-1867 гг.) в январе избран деканом юридического факультета, а уже в мае этого же года большинство университетского совета в нарушение элементарных основ академической конституции министра народного просвещения отменило избрания Чичерина Б. Н. и утвердило на новое пятилетие Лешкова В. Н.

15. Мильгаузен Федор Богданович (1872-1876 гг.) - доктор медицины, занимал кафедру сравнительной анатомии и физиологии в Московской медико-хирургической академии. С начал преподавание в Московском Университете. Читал лекции по финансовому праву и государственному праву, исполнял обязанности секретаря юридического факультета. В после защиты докторской диссертации утвержден ординарным профессором по кафедре финансового права. В получил звание заслуженного профессора.

16. Легонин Виктор Алексеевич (1880-1899 гг.) окончил курс медицинского факультета в Московском Университете и занял в нем кафедру судебной медицины. Впервые для студентов юридического факультета введен курс судебной медицины. Декан юридического факультета с по гг. В октябре ректор Университета подписал отношение за № 2771 об утверждении Заслуженного профессора В. А. Легонина вновь деканом юридического факультета на следующие четыре года.

17. Алексеев Александр Семенович (1899-1909 гг.) после окончания юридического факультета Московского Университета уехал в Гецданию, где в течение трех лет слушал лекции Блюнчли, Топфля, Отто Мейера. Уход А. С. Алексеева из Московского Университета напрямую связан с событиями февраля - отставка А. А. Мануйлова с поста ректора в связи с допущением полиции на территорию университета.

18. Камаровский Леонид Алексеевич , (1909-1912 гг.), в назначен ординарным профессором МУ. Один из инициаторов создания в Париже Международного института права, с - действительный член. Стремился обосновать международное право началами естественного права и требованиями «справедливости»; рассматривал вопросы ограничения «права войны», разоружения, мирные средства разрешения международных споров. Идеи Камаровского Л. А. в известной мере были использованы при создании судебного органа в системе Лиги Наций, а также Международного суда ООН.

19. Гидулянов Павел Васильевич (1913-1917 гг.) учебу совмещал с работой помощником присяжного поверенного. В 1910-1913 гг. возглавлял стипендиальную комиссию при юридическом факультете Университета. Одновременно преподавал государственное право в Лазаревском институте восточных языков. В был арестован по сфабрикованному ОГПУ делу «Контрреволюционной националистической организации „Партия Возрождения России“». В 1933 г. приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В - повторно осужден и расстрелян. В реабилитирован посмертно."

20. Тарасов Иван Трофимович (1917-1918 гг.), находясь на службе в Московском Университете, учредил в Бердичевском уезде Киевской губернии народное училище, ссудо-сберегательное товарищество , общественную лавку и народную чайную; принимал большое участие в учреждении Рубежевской колонии для малолетних преступников. В 1889 г. назначен на должность ординарного профессора полицейского права в Московском Университете.

29. Климов М. Е. (по большинству существующих версий Михаил Ефимович) (1930 г.) - профессор, декан ФСП 1-го МГУ с 15 февраля по 22 октября 1930 г. В 1927-1930 гг. - профессор Высшей школы ОГПУ. Позже - начальник Московского Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. Необоснованно репрессирован и в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

30. Берман Яков Леонтьевич (1931 г.) - участник Гражданской войны, член ВКП(б). Вел семинар по уголовному процессу на правовом отделении Факультета общественных наук 1-го МГУ. В 1925-1926 гг. - прокурор при коллегии Верховного суда РСФСР. В 1932-1937 гг. - заместитель председателя Верховного Суда РСФСР, директор Института красной профессуры советского строительства и права. Весной 1937 г. арестован, в сентябре приговорен к 10 годам заключения без права переписки, в тот же день расстрелян.

31.Кожевников Федор Иванович (1942-1943, 1944-1949 гг.) - заведующий кафедрой международного права с 1942 г. по 1960 г. С 1960 г. профессор МГИМО. Член Комиссии международного права ООН (Женева), член Международного суда ООН (Гаага), член Постоянной палаты третейского суда в Гааге, делегат Всемирного конгресса стороников мира.

32. Удальцов Иван Дмитриевич (1943 г.) работал помощником присяжного поверенного при Московской судебной палате. С 1924 г. - профессор правового отделения ФОН по кафедре экономической политики. В 1925 г. назначен членом деканата Факультета советского права 1-го МГУ. В 1929 г. назначен директором 1 -го МГУ, на этой должности состоял до 1930 г., после - профессор политэкономии. В 1943 г. был одновременно утвержден деканом восстановленного в марте 1942 г. юридического факультета и деканом экономического факультета МГУ.

33. Амфитеатров Георгий Никитович (1943-1944 гг.) преподавательскую деятельность в МГУ начал по окончании аспирантуры, в 1929 г. Преподавал хозяйственное, промышленное и земельное право. В 1931 г., был назначен заместителем директора по учебной части и одновременно заведующим кафедрой гражданского права Московского юридического института на базе МП-", которой бессменно руководил до 1937 г. В 1935 г. получил без защиты диссертации ученую степень кандидата юридических наук. Владел французским и немецким языками. С 1942 г. - штатный профессор, и.о. заведующего кафедрой гражданского права и процесса МГУ, заместитель декана юридического факультета МГУ по учебной части. Исполнял обязанности штатного декана с осени 1943 г. до августа 1944 г.

34. Кожевников Михаил Васильевич (1950-1953 гг.) работал членом военно-революционного трибунала, председателем губернского революционного трибунала и заведующим отделом юстиции, губернским прокурором, прокурором при НКЮ РСФСР, председателем краевых судов, членом Президиума Верховного суда РСФСР, начальником отдела судебной защиты и юридической помощи населению НКЮ СССР. С преподает на юридическом факультете Московского университета

35. Лашин Анатолий Григорьевич (1953-1956 гг.) декан. Доктор юридических наук, профессор. В защитил докторскую диссертацию на тему: «Возникновение и развитие форм социалистического государства». Сферу научных интересов составляли проблемы организации и деятельности социалистических государств.

36. Карев Дмитрий Степанович (1956-1965 гг.)- слушатель Высшей военной воздухоплавательной школы, наблюдатель-корректировщик артиллерийской стрельбы с воздуха, красный командир. Юридическую науку стал изучать заочно в Иркутском университете, затем перевелся в МГУ. В 1945-1946 гг. - помощник Главного обвинителя СССР на Нюрнбергском процессе, полковник военной юстиции. С - заведующий кафедрой уголовного процесса.

37. Иванов Георгий Васильевич (26.02.1965 - 31.05.1980 гг.) участвовал в ВОВ, был тяжело ранен, потерял руку. В 1942 г. работал на фабрике «Гознак» в Краснокамске Пермской обл. Закончил аспирантуру на кафедре колхозного и земельного права МЮИ. В, 1954 г. переведен на ту же кафедру юридического факультета МГУ. С 1959 по 1965 гг. - заместитель декана юридического факультета МГУ по научной работе. В течение многих лет был секретарем партбюро юридического факультета МГУ.

38. Козлов Юрий Маркович (1980-1982 гг.) ассистент на кафедре административного и финансового права юридического факультета МГУ. Родился 9 сентября 1925 года. В 1961 г. сменил проф. И. И. Евтихиева на должности руководителя кафедры. Неоднократно выезжал за рубеж; для чтения лекций и участия в международных симпозиумах и. конференциях. С 1970 г. был ответственным редактором "Вестника Московского университета. Серия «Право». В 1997 году перешёл на работу в МГЮА на должность профессора кафедры административного права. Умер 10 ноября 2002 года.

Декан - профессор Голиченков Александр Константинович

Юридический факультет МГУ является признанным центром подготовки высококвалифицированных правоведов. Это старейший в Московском университете факультет, ведущий свое начало с момента основания университета в 1755 г.

Юридический факультет МГУ - ведущее учебное и научное юридическое заведение. На укрепление лидерства факультета направлены усилия лучшего научно-педагогического коллектива, включающего как признанных руководителей ведущих научных юридических школ, членов Научно-консультативного совета при Верховном суде РФ, аналогичных советов при других органах государственной власти России и ее субъектов, так и молодых преподавателей - выпускников аспирантуры факультета.

Ученые факультета осуществляют широкую программу научно-исследовательских работ в различных областях юридической науки, активно участвуют в совершенствовании российского законодательства, научном консультировании государственных органов и международных организаций.

Юридический факультет имеет Свидетельство № 1 о прохождении общественной аккредитации в Ассоциации юристов России.

Юридический факультет неизменно занимает высшие строки в наиболее престижных общенациональных рейтингах, оценивающих качество образовательных услуг, объемы научной работы, влияние на принимаемые государственно-властные решения.

Факультет лидирует в Национальном рейтинге университетов по категории «Юриспруденция». Также он занимает первое место в рейтинге по числу партнеров юридических фирм, окончивших факультет, а также в рейтинге вузов по количеству выпускников, нанятых юридическими фирмами.

Юридический факультет - лидер по уровню заработной платы выпускников, завершивших обучение в 2010-2015 гг.: выпускники могут в среднем рассчитывать на 95 000 рублей в месяц в Москве.

В новом учебном корпусе, где располагается факультет, имеются современные учебные аудитории, компьютерные классы, лингафонные кабинеты, зал судебных заседаний, библиотечно-информационный центр, музей, шахматный клуб, Криминалистический центр. Учебные аудитории факультета оснащаются мультимедийным оборудованием, в том числе компьютерами с доступом к сети Интернет, справочным правовым ресурсам, уникальными методическими материалами преподавателей факультета.

В составе факультета 16 кафедр:

  • административного права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор А.П. Алехин),
  • гражданского права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор Е.А. Суханов),
  • гражданского процесса (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор М.К. Треушников),
  • иностранных языков (зав. кафедрой - доцент Т.И. Тарасова),
  • истории государства и права (зав. кафедрой - профессор В.А. Томсинов),
  • коммерческого права и основ правоведения (зав. кафедрой - профессор Е.А. Абросимова),
  • конституционного и муниципального права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор С.А. Авакьян),
  • криминалистики (зав. кафедрой - профессор И.В. Александров),
  • международного права (зав. кафедрой - доцент А.C. Исполинов),
  • предпринимательского права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор Е.П. Губин),
  • теории государства и права и политологии (зав. кафедрой - профессор М.Н. Марченко),
  • трудового права (зав. кафедрой - заслуженный юрист РФ профессор А.М. Куренной),
  • уголовного права и криминологии (и.о. зав. кафедрой - доцент В.Г. Степанов-Егиянц),
  • уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора (зав. кафедрой - профессор Л.В. Головко),
  • финансового права (зав. кафедрой - доцент М.Ф. Ивлиева),
  • экологического и земельного права (зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ профессор А.К. Голиченков).

Также в составе факультета работает лаборатория по политологии, лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения, лаборатория правовой информатики и кибернетики.

Виды подготовки и формы обучения

Бакалавриат

Основным видом подготовки на юридическом факультете является подготовка по программе бакалавриата по направлению «юриспруденция» как первого этапа подготовки по уникальному образовательному стандарту «интегрированного магистра» МГУ. Форма обучения - очная. План приема: 304 бюджетных и 130 договорных мест. Сдаются ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории, а также дополнительное вступительное испытание по обществознанию.

В процессе обучения студенты последовательно изучают полный комплекс базовых юридических дисциплин: конституционное право, административное право, муниципальное право, финансовое право, налоговое право, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, экологическое право, земельное право, трудовое право, право социального обеспечения, международное право, международное частное право, прокурорский надзор, предпринимательское право, коммерческое право, семейное право и другие правовые дисциплины, а также иностранный язык, логику, социально-гуманитарные дисциплины.

На протяжении обучения студенты проходят практику в суде, иных органах государственной власти, в юридических департаментах фирм и предприятий.

Подготовка в бакалавриате ведется по одному из профилей: государственно-правовому, гражданско-правовому, уголовно-правовому.

Отделение «Второе высшее образование»

Специальное отделение «Второе высшее образование» предназначено для лиц, имеющих высшее образование и желающих получить второе высшее образование в области юриспруденции.

Подготовка осуществляется по программе бакалавриата в очно-заочной (вечерней) форме на договорной основе. План приема - 170 мест. Сдается обществознание (письменно) в пределах школьной программы.

Обучение на отделении предусматривает изучение юридических дисциплин в полном объеме. Подготовка в бакалавриате ведется по одному из профилей: государственно-правовому, гражданско-правовому, уголовно-правовому.

Нормативный срок обучения 4 года. При успешном освоении учебного плана срок обучения может быть сокращен до 3 лет (6 семестров).

Выпускники отделения имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

На юридическом факультете действуют программы подготовки магистров как самостоятельные, так и являющиеся вторым этапом обучения по образовательному стандарту «интегрированного магистра» МГУ.

План приема по очной форме обучения: 228 бюджетных мест, 50 мест с оплатой обучения; по очно-заочной (вечерней) форме - 50 мест с оплатой обучения. При поступлении сдается письменный экзамен по правоведению. Нормативный срок обучения - 2 года.

Юридическим факультетом предлагаются магистерские программы по наиболее востребованным в настоящее время научно-практическим специализациям:

  • Актуальные проблемы административного права и процесса
  • ВТО и региональные интеграционные объединения (ЕС и Евразийский Экономический Союз)
  • Гражданское и административное судопроизводство
  • Информационные правоотношения в инновационной экономике
  • История государства и права и сравнительное правоведение
  • Коммерческое и договорное право
  • Конкурентное право
  • Конституционно-правовые проблемы организации государственной и муниципальной власти в Российской Федерации
  • Корпоративное право
  • Криминалистика в правоприменении
  • Криминалистическое сопровождение и защита бизнеса
  • Магистр международного частного права
  • Магистр частного права
  • Международное экономическое (коммерческое) право
  • Налоговое администрирование, налоговое консультирование и защита прав налогоплательщика
  • Право и государство: теория и практика
  • Правовая система России в контексте международного права (для иностранных граждан)
  • Правовое обеспечение предпринимательской деятельности (Право и бизнес)
  • Правовое регулирование использования земель и создания объектов недвижимости
  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • Труд, государство, бизнес: правовые аспекты взаимодействия
  • Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
  • Уголовный процесс, судебная власть, прокуратура и адвокатура
  • Юрист в органах публичной власти

Имеется возможность продолжить образование в аспирантуре.


Обучение иностранных граждан

Наряду с российскими студентами на факультете по очной форме на договорной основе обучаются граждане из ближнего и дальнего зарубежья.

Для иностранных граждан доступны все виды подготовки: бакалавриат и магистратура.

Подготовительные курсы

На юридическом факультете работают . Занятия на курсах проводят преподаватели МГУ по следующим предметам: русскому языку и литературе, обществознанию, праву, истории России, иностранным языкам (английский, немецкий, французский).

Учебный курс рассчитан на 8 месяцев для учащихся выпускных классов, на 6 месяцев - для учащихся 10 классов, на 4 месяца - для учащихся 9 классов. Занятия проводятся в аудиториях факультета три-четыре раза в неделю.

Обучение на подготовительных курсах осуществляется на договорной основе.

Школа права

Обучение слушателей проводится в вечернее время на договорной основе под руководством ведущих преподавателей факультета, а также специалистов-практиков. По окончании обучения выдается свидетельство о повышении квалификации.