Философские раздумья поэта сборник урна. Андрей белый. Из зарубежной литературы

Московское художественное училище прикладного искусства им Калинина (МХУПИ) «Художник мастер по ручному ткачеству», 1994.
Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова (МГОПУ им. М.А.Шолохова), «Учитель изобразительного искусства», 2002.
Магистратура по направлению «Художественное образование» Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова; (МГГУ им. М.А.Шолохова), 2013.

Курсы текущего учебного года

Проектирование текстильных изделий,
Композиция в ДПИ;
Проектирование;
Выполнение композиции в материале;
Народные художественные промыслы;
Основы декоративно прикладного искусства;
Теория и методика обучения изобразительному искусству;
История орнамента;
Дизайн упаковки;
История народного костюма;
Методика обучения и воспитания (Изобразительное искусство)
руководство научно-исследовательской работой студентов,
реализация формы развития творческой их активности.

Публикации

Международная научно-практическая конференция «Современное художественное образование: педагогические аспекты оптимизации» 26-27 ноября 2015 года Секция 2 Тема: «Художественное образование в системе взаимодействия различных образовательных учреждений. Опыт становления образовательной среды» Ведущий: Черемных Галина Валерьевна – член-корреспондент Международной академии наук и педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент, профессор МПГУ // доклад «Традиции культурного наследия в системе высшего художественного образования» (рекомендована в печать)

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ – 2015 Материалы I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ 12 октября 2015 года Том 1 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Сборник включен в Научную электронную библиотеку (РИНЦ) Научный редактор доктор экономических наук, профессор А. В. Гумеров Казань,2015 Научно-образовательный центр ≪ЗНАНИЕ≫ УДК 30(082) ББК 60я43 П–27 ISBN 978-5-9907553-1-4 (т. 1) ISBN 978-5-9907553-0-7 Кузнецов М.А., Корнеева А.Ю., Корнеева Е.Н. Статья // Создание интерактивного учебного пособия по текстильному дизайну в рамках программы этнодизайна 2 место

ТРАДИЦИИ. ФОЛЬКЛОР. ДЕТИ Приобщение детей и юношества к ценностям традиционной культуры на примере декоративно- прикладного искусства: Сборник статей, программ и методических материалов / сост. А.Г. Кулешов. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015. -248с. ISBN978-5-86132-122-8 ББК 83ф УДК 39(470.1. /.2)(083)+821.152.1-38(83Ф) Программы по народному декоративно-прикладному искусству в художественных учебных заведениях. //Образовательная программа студии «Текстиль»- Текстильное проектирование на основе ручного ткачества . 2015. – С.191-232.

Художественное образование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижний Тагил, 21 октября 2014г. /отв. Ред. Н.С.Кузнецова, О.В.Рыжова. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2014.-360с. ISBN 978-5-8299-0302-8 УДК 378:7(063) ББК 85.10р (2)39я431 Х981 Раздел 2. Методология и методика художественного образования. Статья. // Дизайн текстильного проектирования на основе ручного ткачества. 2014. – С.105-110.

Сборник статей по материалам ХХ международной заочной научно-практической конференции. Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии №11(20). Часть 1:.- М.2013, Изд. «Международный центр науки и образования», Ноябрь 128с. УДК 37.01 ББК 74.00 Н 34 ISSN2309-2742 Секция1. Педагогические науки 1.5 . Теория, методика и организация социокультурной деятельности. Статья . //Этнокультура в художественном образовании» 2013. – С.123-127.

Искусство, дизайн и образование: Сборник научных статей – М.;РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007- 244с. Статья. // Методы обучения плетению дошкольников характеристика начальных форм творческой деятельности . 2007- С. 90-97

Третий всероссийский конгресс фольклористов.Москва 3-7 февраля 2014 Секция №2 Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла в современном мир Доклад . /«Проектирование текстильных изделий в детском творчестве» (на основе ручного ткачества) (статья в печати) УДК 372.87ББК р.77.7 Аннотация

Статья посвящена вопросам проектирования текстильных изделий в школе (на основе ручного ткачества). Автор отмечает, что данное умение крайне важно для современных детей. Также в статье предлагается ряд конкретных методов изучения ручного ткачества и последующего проектирования текстильных изделий. Данные методы представляют собой целостную программу, уже опробованную в одной из московских школ. (рекомендовано в печать)

Повышение квалификации

07.07.2006 ФГОУ курсы повышения квалификации "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" по проблеме "Инновационные и экспериментальные процессы в образовании".
25.05.2009 институт международных социально-гуманитарных связей по теме: "Организация социально- воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства".
Курсы повышения квалификации по программе «Законодательство об образовании в Российской Федерациии» Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова Удостоверение №508, Москва 2015.

Государственные и ведомственные награды

Победитель I Международного конкурса научно исследовательских работ «Перспективы науки-2015» НОЦ «ЗНАНИЕ» 2 место
Лауреат городского смотра-конкурса на лучшую организацию досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства 2011
Лауреат VIII Фестиваля в Номинации декоративно- прикладного и изобразительного творчества «Золотые руки»2011
Лауреат VII Фестиваля художественного творчества педагогов дополнительного образования детей Москвы Мастер –«Золотые руки».2010

Достижения и поощрения

Член Творческого Союза Художников России «Союз художников Подмосковья» Магистр художественного образования.
Художник по ручному ткачеству.
Художественный руководитель Студенческого театра реконструкции костюма «ВЕРВИЦА.

Почетная грамота
За бережное отношение к истории, большой вклад сохранение национальных традиций многонационального культурного наследия 10 марта 2016

Благодарственное письмо
Фонд социально-культурных инициатив
За участие в Торжественной церемонии награждения и чествование лауреатов «Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце» 17 февраля 2016 г в Центральном академическом театре Российской Армии Исх. №140 от 24.02.2016

Благодарность
Правительство Москвы Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей»
За личный вклад в развитие культуры и искусства и плодотворное сотрудничество с Государственным Бюджетным учреждением г. Москвы» Московский дом национальностей»в проведении концерта посвященного 27-годовщине вывода Советских войск из Афганистана 17.02.2016

Диплом- III-й Евразийский Конкурс Высокой Моды Национального Костюма «ЭТНО - ЭРАТО»
Правительство Москвы Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы
3-место номинация «Ретро Этнического костюма» Москва 2015

Благодарственное письмо
Правительство Москвы Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московский дом национальностей
За весомый вклад в сохранение традиций, развитие культурных связей и сохранение межнационального мира в Москве. 15 ноября 2014

Благодарность
ЭТНОМИР культурно-образовательный центр III Международная выставка ремесел «ЭТНОМИР – мастера и ремесла»
За внесение вклада в популяризацию традиционной культуры России, за укрепление духовной близости между народами, за укрепление международного гуманитарного диалога 20-21 сентября 2014
Благодарность
Этномир культурно-образовательный центр Фестиваль СТРАН ЕВРОПЫ 4-5 октября 2014

Благодарность
Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации
За сохранение русских народных традиций. участие в работе круглого стола «Русь и заповедный уголок Усть-Цильма: к вопросу сохранения русских традиций» 4 октября 2014.

1. Участник в Международной научной конференции «Русские в иноэтничном окружении. Русский фольклор в странах Балтии». Государственный республиканский центр русского фольклора Москва 119034 Турчанинов пер., д. 6 http://folkcentr.ru

14.06.14. Конкурс национальной одежды народов Мира в рамках якутского национального праздника «Ысыах» Представительство Республики Саха (Якутия)при Президенте Российской Федерации Парк –заповедник Коломенское

18.06.14.Москва в выставочном комплексе «Гостиный двор» III Межгосударственный форум государств-участников СНГ «Здоровье населения - основа процветания стран Содружества». Гостиный двор.

Профессиональная деятельность

Участник XVIII Научно-практического семинара «Мастерская Б.М. Неменского» по проблеме «Школа Б.М. Неменского» как синтез традиций и инноваций в художественном образовании» (модульный курс повышения квалификации объёмом 36 уч. часов Центр непрерывного художественного образования справка 24/10 Москва 2011

Семинар ГУ «Научно-методический Центр социально-воспитательной работы» по теме « Развитие социально-воспитательных программ внутригородских муниципальных образований» на тему «Проектирование в социально-воспитательной сфере» Двухдневный Семинар г.Москва, Свободный пр., дом 19 сертификат- 2010

Курсы повышения квалификации по проблеме Инновационные и экспериментальные процессы в образования» ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования» Удостоверение №21170 Москва 2009

Курсы повышения квалификации «Организация социально- воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства» Институт международных социально-гуманитарных связей Удостоверение №01191 Москва 2009.

Исследовательские проекты и гранты

17 ноября2015 Правительство Москвы Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московский дом национальностей

Проект «СТАРОРУССКИЕ ТРАДИЦИИ»
27 апреля 7 мая 2015 Этнопроект «Поэзия народных промыслов» Круглый стол «МАСТЕРА.ТРАДИЦИИ СОВРЕМЕННОСТЬ»Выставка «НИТЬ ВРЕМЕНИ», посвященная 90-летию со дня рождения Кожевниковой Л.А.

4.06.14 -6.06.14 2014 Правительство Москвы Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московский дом национальностей
проект «ЭТНОМАЗАИКА РОССИИ» МГГУ в рамках IVфестиваля «МНОГОЦВЕТИЕ РОССИИ» Московский дом национальностей

Дополнительная информация

город Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1,

Емельян Михайлович Корнеев (8 ноября 1782 (?) – после 1839) - художник-видописец, акварелист, рисовальщик, гравёр.

Происхождением из мещан Хоролского уезда Полтавской губернии. С 1788 учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, окончил которую по классу исторической живописи. Получал медали: в 1795 - 2 серебряную, в 1799 - 1 серебряную и 2 золотую за программу "Ангел выводит апостола Петра из темницы". В 1800 за картину "Изгнание Христом торгующих из храма" был удостоен 1 золотой медали и звания художника. Был оставлен при академии пенсионером на 3 года для усовершенствования в мастерстве. Однако в феврале 1802 отправился в экспедицию под руководством генерала Е.М. Спренгпортена для "военно-стратегического осмотра Азиатской и Европейской России". В течение 1802-1804 в качестве художника "для снятия видов и костюмов разных народов" Корнеев побывал в Оренбургской губернии, Сибири вплоть до Кяхты (в том числе, осенью 1802 в ), в Поволжье, на Кавказе, на Украине, в Крыму, а также в Турции и Греции. По окончании миссии Спренгпортена весной 1805 с острова Корфу (Ионические острова) отправился, как пенсионер Академии художеств, в Италию.

В июле 1806 вернулся в Петербург, за картину "Вид Везувия" был признан "назначенным". В сентябре 1807 за работу "Похищение Деяниры кентавром Нессом" произведен в академики. В том же году поступил на службу в Комиссию построения Казанского собора в Петербурге, однако в начале 1810, оставив выгодную и почетную службу, уехал за границу, в Мюнхен. В течение двух лет напряженно трудился над созданием двухтомного альбома "Les peuples de la Russie" ("Народы России"), изданного в 1812-1813 в Париже баварским посланником при русском дворе графом К. Рехбергом.

К началу наполеоновского нашествия Корнеев был уже в России, в годы занимался сатирической графикой. С октября 1816 по январь 1818 вновь находился на государственной службе - в Департаменте горных и соляных дел для рисования медалей, куда пришел на место Ф.П. Толстого, поднявшего медальерное дело на значительную высоту. В 1819-1822 участвовал в качестве художника в кругосветном путешествии на военном шлюпе "Открытие" под командованием капитана М.Н. Васильева. После возвращения из плавания женился (1823) и, несмотря на прекращение выплаты жалования, продолжал работать над рисунками, выполненными в путешествии. В ноябре 1824 во время сильного наводнения в Петербурге Корнеев сильно пострадал, утратив все свое и жены имущество. Начались долгие и унизительные хлопоты о "пенсионе". В конце 1825 вынужден был пойти на службу в Дирекцию императорских театров, где занял должность главного бутафора, а вскоре еще и гардеробмейстера. В 1828 за неуплату долгов было описано имущество Корнеева. К этому же времени сильно ухудшилось зрение художника. Не оправдалась также надежда издать в виде альбома рисунки из кругосветного плавания. В 1828 по распоряжению Николая II он вынужден был сдать последние готовые рисунки в Морской учёный комитет (170 сосредоточившихся там рисунков Корнеева впоследствии были утеряны). Все это сломило художника. Он уходит из Дирекции императорских театров и перестает заниматься искусством. В декабре 1828 Корнеев поступил на службу в ведомство Государственного контроля чиновником особых поручений и переехал жить в Москву. О дальнейшей его жизни почти ничего не известно, не установлена точно и дата его смерти.

Творческое наследие

91 выявленное до настоящего времени произведение Корнеева (акварели и рисунки) хранится в Государственном Историческом музее, Государственном Литературном музее, Музее А.С.Пушкина в Москве, Музее М.Ю.Лермонтова в Тарханах, Государственном Русском музее в Петербурге. В большей степени Корнеев известен как гравер и художник, работавший для гравированных изданий. В 1807 он выполнил 18 рисунков для альбома "Коллекция гравюр по некоторым картинам галереи графа А.С. Строганова", изданного в том же году в Петербурге на французском языке. В 1808-1809 гг. по рисункам Корнеева разными граверами (в том числе и Корнеевым) был создан альбом "Собрание костюмов", состоящий из 63 очерковых гравюр, раскрашенных акварелью самим автором. Роскошное подарочное издание было исполнено в единственном экземпляре и преподнесено в подарок императору Александру I (ныне находится в Российской государственной библиотеке в Москве). Все листы этого альбома, относящиеся к России, вошли потом в альбом "Народы России". Из 96 цветных гравюр альбома "Народы России", имевшего большой успех, 14 выполнил сам Корнеев. Работы Корнеева неоднократно использовались при создании гравюр для различных изданий первой половины XIX века: книги П.И.Сумарокова "Досуги крымского судьи" (СПб., 1803-1805), изданий К.Рехберга "Живописное путешествие по России" (Париж, 1817 и 1832, на французском языке), книги И.Шопена "Россия" (Париж, 1838), издания академика Ж.-В.-Б.Эйрие "Живописное путешествие по Азии" (Париж, 1839) и др.

Из сибирских работ Корнеева сегодня известны акварели "Вид Абаканского острога на Енисее", 1802; "Вид [Верхнеудинска – определение В. Харитонова,Улан-Удэ]", 1802; "Вид цепи гор Хамар-Дабан, разделяющей Китай и Россию", 1802; "Вид Кяхты на границе с Китаем", 1802; "Секретный возок, доставивший двух ссыльных поляков в Иркутск за 6000 верст от Петербурга" (по рисунку Л.Бомануара), 1810-1812; авторские гравюры "Якуты", 1809; "Китайские купцы", 1809; "Братские татары", 1813 и др.

Литература

  1. Гончарова Н.Н. Е.М.Корнеев. Из истории русской графики начала 19 века.- М., 1987.- 384 с. (указ. источников и лит-ры).
  2. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- С.81, 88-89, 115, 202, 203, 222.
  3. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764-1914.- Ч.II. Список русских художников.- Петроград, 1914.- С.87.
  4. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. Т.II.- СПб., 1895.- Стлб.549-553.
  5. Фатьянов А.Д . Воспитанники петербургской Академии художеств в // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения - 1990". Вып.II.- Иркутск, 1993.- С.4-5.
  6. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.51, 161-162.
  7. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - первой половины XIX века.- М., 1953.- С.219, 220, 226, 328, ил.150 а.

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.

Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (3ч.)

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм.

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Слово о поэте.

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы . Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы».

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия. (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев.

Слово о поэте.

Стихотворения «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-н

Сергей Александрович Есенин.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Теория литературы . Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА (8ч)

Обзор с монографическим изучением одного - двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса (4ч.)

Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).

Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3-5 других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).

Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

ЛИТЕРАТУРА 30-Х ГОДОВ. (25 ч.)

Творческие поиски писателей в 30-е годы (1ч.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Булгаков в трактовке современного театра (анализ театральных постановок по произведениям писателя).

Андрей Платонович Платонов.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы

Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2-3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX - начала XXI веков.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: « Notre Dame », «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Айя-София», « Silentium », «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор 3-4 других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2-3 других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога - исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Обзор.

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.

Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»,

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА.

Обзор литературы второй половины XX века.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский.

Жизнь и творчество. Личность и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские Образы в романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын.

Жизнь. Творчество. Личность (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2-3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей», «В горнице».

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.

Жизнь и творчество (обзор).

«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров - главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин.

Жизнь и творчество (обзор).

«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава.

Слово о поэте.

Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

«Городская» проза в современной литературе

Юрий Валентинович Трифонов.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Темы и проблемы современной драматургии

Александр Валентинович Вампилов.

Слово о драматурге.

Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России.

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).

Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство - самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Джордж Бернард Шоу (2ч.)

Слово о писателе.

«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».

(Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот.

Слово о поэте.

Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк.

Слово о писателе.

«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы . Внутренний монолог (закрепление понятия).

Повторение (3ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать :

Образную природу словесного искусства;

Содержание изученных литературных произведений;

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

Историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

Основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

Раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

Раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

Связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

Выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

Определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

Сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе


п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание

  1. ВВЕДЕНИЕ

1

Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ в. Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ в.

  1. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА.

Писатели-реалисты начала ХХ века.

2

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лиризм, изысканность, философичность и лаконизм поэзии Бунина. Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня».

3-4

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (социально-философские обобщения, поэтика)

5

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

6

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

7-8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

10

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А. Бунина или А.И. Куприна (автор по выбору уч-ся)

11

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

12

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

13

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьеса.

14-15

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

16

Зачет по творчеству М. Горького.

Серебряный век русской поэзии.

Символизм.

Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты» и «младосимволисты».


18

В.Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».

19

Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт. Андрей Белый и др.

Акмеизм.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.


21

Н.С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева.

Футуризм.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.


23

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

24

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика».

25

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге». Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».

26-27

Поэма А. Блока «Двенадцать». История создания, сложность художественного мира поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Новокрестьянская поэзия (обзор)

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).


29

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери».

30

Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и др.

31

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

32

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»

33

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

  1. ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

34

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ в. Литературные объединения.

35

Поэзия 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление в творчестве поэтов старшего поколения. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом. Русская эмигрантская сатира.

36

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения. А. Фадеев. «Разгром».

37-38

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики («Прозаседавшиеся»)

39

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа» сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»

40

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского (на выбор)


  1. ЛИТЕРАТУРА 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

41

Литература 30-х годов XX века (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

42

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. Булгаков и театр.

43-44

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Роль эпиграфа. Многоплановость и разноуровневость повествования.

45-46

Своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита». Традиции европейской и отечественной литературы в романе. Подготовка к домашнему сочинению.

47

Зачетная работа за первое полугодие

48

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (обзорное изучение)

49

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью».

50

Судьба России и судьба поэта в лирике.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» и др.

51-52

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

53-54

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame» , «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомы до слез…» и др.

55

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

56

Тема Родины в творчестве М. Цветаевой. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

57

Сочинение по творчеству А. Ахматовой, О. Мандельштама или М. Цветаевой.

58

М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность (обзор).

59

История создания романа-эпопеи «Тихий Дон».

60

Система образов романа «Тихий Дон». Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.

61-62

Образ главного героя в романе «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного человека.

63

Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Шолохов как мастер психологического портрета.

64-65

Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное пространство и время в романе.

66-67

Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»

  1. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСВЕННОЙ ВОЙНЫ

68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

  1. ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ

69

Литература второй половины XX века (обзор).

70

Поэзия 60-х годов XX века.

71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. В. Быков. Ю. Бондарев, К. Воробьев. Б. Васильев. (одно произведение на выбор)

72

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины.

73

Осмысление темы войны в лирике А.Т. Твардовского.

74-75

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. Философский характер лирики. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет» и др.

76-77

Рома «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания, жанровое своеобразие и композиция. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго».

78-79

А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (обзор)

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в повести.


80

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

81

Н.М. Рубцов Основные темы и мотивы лирики и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

82-83

«Деревенская» проза в русской литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношение человека и природы в романе «Царь-рыба».

84-85

В.Г. Распутин. Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

86

И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет».

87

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная.

88

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество В. Высоцкого.

89

«Городская» проза и повести Ю.В. Трифонова. Повесть «Обмен».

90

Темы и образы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов).

А.В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.


91-92

Сочинение по литературе 50-90-х годов

Из литературы народов России

М. Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю…»Тема памяти о родных местах, мудрости предков..


  1. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ-НАЧАЛА ХХ I ВЕКА

94

Основные направления и тенденции развития современной литературы. Проза

95

Основные направления и тенденции развития современной литературы. Поэзия

  1. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

96

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров.

97

Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Пародийное использование мотивов из классической поэзии.

98

Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе. Краткая характеристика романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

99

Э.М. Ремарк как представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе «Три товарища».

100

Повторительно-обобщающий урок «Проблемы и уроки литературы ХХ века».

100-102

Резервные уроки

УМК и дополнительная литература по курсу


Учебный предмет

Литература

Учебная программа

Литература: программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010.

Учебник(и)

Литература: учебник для 11 класса: в 2 ч./под ред. В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2010.

Методическое пособие для учителя

Уроки литературы: 11 класс. Книга для учителя / под ред. В.П. Журавлева. М.: Просвещение, 2009.

Мониторинговый инструментарий

Литература. Проверочные работы. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Сост. Н.В. Беляева. М.: Просвещение, 2012.