Основоположник казахской письменной литературы. Абай кунанбаев - основоположник казахской литературы. Изложение нового материала

Дата : 25.02.2011

Класс: 5 «А, Б,В»

Предмет : Рассказы по истории Казахстана

Тема: «Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы»

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа».

Ахмет Байтурсынов

Цели урока:

Образовательная – сформировать знания об основных фактах биографии Абая;

Развивающая - развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности;

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:

1. Словесный – рассказ

2. Наглядный - презентация

3. приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»

4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова-назидания

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1. Презентация, включающая в себя: портреты Абая, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Абая, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта

2. слова - назидания

План урока

1. детство Абая

2. творчество

3. произведения

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае? »

анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала начинаем с анализа цитаты Жамбыла:

Что это? Абая ли это портрет?

Умом и отвагою равно велик,

Аргын и найман удивились ему,

С досадою гений из мира ушел.

Как характеризуют эти цитаты поэта?

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему. Постановка целей и задач урока

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения?

2.2. Решение тестов по карточкам

2.3. Историческая дуэль. (3 человека), 2 человек соревнуются, третий-секундант

Закрепление по теме, итог, выводы

Рассказ о жизни Чокана

3. Изложение нового материала

3.1 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления: Слайд № 2 «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

Работа на доске

Абай

В тетради записывают тему урока

3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

Слайд № 3 Анализа цитаты

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Читают, анализируют

3.4 Словесный метод- рассказ.

Внимание на слайд № 4. Портрет, годы жизни

казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Настоящее имя - Ибрагим но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), закрепилось за ним на всю жизнь.

Какие слова показались незнакомыми?

Слайд № 5, 6 (карта Казахстана)

3. 5 Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева).

3.6 Слайд - 7

Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Зере

3. 7 Слайд № 8

Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

3. 8. Слайд № 9

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил, И. Гете и Дж. Байрона.

3. 9 Слайд № 10

3. 10 Слайд № 11

3. 11 Слайд № 12

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы . Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт

3.12. Работа со словами. Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?

3. 13 Итог. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Слайд № 13. анализ цитаты. Проанализируйте и докажите, что Абай - действительно не превзойденный поэт.

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа».Ахмет Байтурсынов

Запись в тетради

Запись в тетради

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа с литературой, анализ

4. Закрепление материала

Слайд № 13

4. 1 Ответы на вопросы

1. Кто был Абай Кунанбаев?

2. Когда и где родился Абай?

3. Назовите настоящее имя Абая

4. Назовите родителей Абая

5. Где получил начальное образование Абай?

6. Произведение чьих поэтов читал Абай?

7. В каком году и где открылась первая публичная библиотека, которую посещал Абай?

8. Сколько произведений создано Абаем?

9. К чему Абай призывал в своих произведениях?

10. Произведения чьих поэтов и писателей Абай переводил на казахский язык?

11. В каком году умирает Абай?

Ответы на вопросы, с помощью учебника и тетради

5. Объяснение домашнего задания

СЛАЙД № 14

37, вопросы, проанализировать слова, назидания

1 ряд – 4, 15

2 ряд - 18, 29

3 ряд - 32, 44

6. Рефлексия

Слайд № 15

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ЧТО…..

6. Выставление оценок за урок

АХМЕД РИЗА

· Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…

· Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.

· Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.

· Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.

· Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

· Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

· Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не убежишь; сгустятся тучи над головой - его не найдешь.

· Пустая молодость - беда.

· Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

· Лентяй всегда ханжа и лицемер.

· Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.

· Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.

· Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

· Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты - сын человека.

· Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

· Кто отравил Сократа, сжег Жанну д" Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.

· Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

· Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

· Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам.

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы.

Кунанбаев (1845, Чингизские горы, ныне Семипалатинской области - 1904, там же), казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. Родился в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. Гуманистические воззрения поэтов и ученых Востока (Фирдоуси, Навои, Ибн-Сины и др.) оказали влияние на формирование мировоззрения Абая. Особенно велико влияние на Абая произведений русских классиков. Он переводил басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, отрывки из "Евгения Онегина" А.С.Пушкина. Абай призывал народ овладевать русской культурой. Стихи Абая, родившиеся в гуще трудовой жизни, звали к борьбе с гнетом, с невежеством. Он высмеивал старые обычаи родового аула, догмы ислама, протестовал против рабского положения женщины. В сатирических стихах "Наконец волостным я стал..." (1889), "Управитель начальству рад..." (1889), "Кулембаю" (1888) поэт выступал против социального зла. Непревзойденный мастер казахского стиха, Абай ввел новые стихотворные формы (шестистишья, восьмистишья); новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: "Весна" (1890), "Лето" (1886), "Осень" (1889), "Зима" (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэмы "Масгут" (1887), "Сказание об Азиме" построены по мотивам классической восточной литературы. В поэме "Искандер" Абай осуждает алчность завоевателя Александра Македонского, противопоставляя ему разум в лице Аристотеля. В прозаических "Назиданиях" затронуты исторические, педагогические и правовые темы. Некоторые свои лирические стихи Абай переложил на музыку. Жизнь Абая ярко обрисована в романе М.О. Ауэзова "Абай" (1958).

Абай Кунанбаев как основоположник казахской письменной литературы

22.11.2015 9582 603 Шаниязова Рахима Шарахметовна

Цель урока:

1.Образовательные: углубить знания учащихся о жизни и творчестве Абая

2.Развивающие: навыки работы с дополнительной литературой

3.Воспитывающие: любовь к родной культуре, гордость за выдающихся сынов родной земли

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

II. Целевая установка

ІІІ. Слово учителя:

- Какого человека можно назвать гениальным?

Гениальный человек – это человек, который благодаря выдающимся способностям и огромному труду открыл, нашел, создал, разработал или совершил нечто, что качественно меняет наши представления о мире.

Так вот ребята, истории казахского народа известно имя гениального человека - АБАЙ КУНАНБАЕВ. И сегодня на уроке, мы с вами вместе познакомимся с жизнью и творчеством этого человека.

III . Объяснение нового материала.

Стихотворение наизусть читает учащийся

Что это? Абая ли это портрет?
Могущества слава и песни расцвет!
Умом и отвагою равно велик,
Какой же с Абаем сравнится поэт?
Течением мысли, как море, глубок...
А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»
Без радости, но с душой непреклонной,
С досадою гений из мира ушел.

Жамбыл

Индивидуальное задание: Абай родился 10 августа 1845 года в Восточно –Казахстанской области на склонах гор Шынгыстау. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и правителей рода Тобыкты. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени Тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Отец был человеком суровым. Однако мать Улжан и бабушка Зере отличались добросердечием и мягкостью. Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, внимательный». С тех пор все окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, его никто не называл. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии.

Учитель: Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа. (Ахмет Байтурсынов)

Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

Ну, а теперь непосредственно перейдем к изучению творчества Абая. Для это делимся на группы.

Работа в группах с заранее подготовленной учителем информации (учащиеся знакомясь с информацией, сообща выделяют главное и делают записи, что бы довести до сведения других групп):

1 группа: Абай Кунанбаев – поэт и писатель

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

3 группа: Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

4 группа: Абай Кунанбаев – композитор

5 группа: Абай Кунанбаев – общественный деятель

Защита каждой группы (15 минут) (одноклассники могут задавать вопросы)

Итак, делаем вывод, отвечая на вопрос «КТО ЖЕ ТАКОЙ АБАЙ КУНАНБАЕВ?» Ответ записываем в тетради:

Абай Кунанбаев - поэт и писатель, основоположник казахской письменной литературы, мыслитель и философ, композитор и акын, общественный деятель казахской степи.

Индивидуальное задание: Абай умер в 1904 году. Абдирахман, на которого возлагали большие надежды и пророчили блестящие будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы), когда ему исполнилось 27 лет. Великий поэт тяжело переживал смерть сына. Ему казалось, что все его мечты и надежды рухнули. Другим сыном, оправдавшим большие ожидания своего отца, был Магауия Кунанбайулы (1870-1904) – младший сын Абая от жены Дильды, который умирает в 1904 году. От этих двух сыновей он ожидал много славных дел и пророчил им блестящее будущее. Поэтому их потеря стала для Абая поистине катастрофой. После смерти Магауия для Абая « мир как будто рухнул, разбился». Он так и не смог оправится от такого удара судьбы. Через сорок дней после смерти Магауия в 1904 году, не дожив до шестидесятилетнего возраста, великий поэт скончался.

НО Абай увековечен: (выступления учащихся с заранее подготовленной информацией)

· В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая

· В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

· Памятники поэту установлены в Алма-Ате, во многих других городах Казахстана , в Стамбуле, Тегеране, а также в Москве. И так же памятник Абаю поставлен в столице РК в Астане.

· В Дели , Каире , Берлине , Ташкенте и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.

· С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.

· Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая

· В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.

· В Карагандинской области находится одноимённый город .

Абай в произведениях литературы и искусства

· Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова «Путь Абая»

· В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай»

Слово учителя: В творчестве Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией. Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство. «Так будем же достойны незабвенной памяти Абая! Да не померкнет в веках его гений!» Назарбаев Н.

Итак: Гений казахского народа - Абай Кунанбаев оставил немеркнущее наследие, любимое народом, которое является частью сокровищницы духовной культуры.

Домашнее задание : подготовить к пересказу биографию Абая

Индивидуальное задание: А бай Кунанбаев – казахский поэт, писатель

Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. При рождении его нарекли именем Ибрагим. Абай – прозвище, означающее «внимательный».

Семья была аристократической, потому молодой Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе, мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.
Его мировоззрения с одной стороны сформировали восточные мыслители и поэты (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина), а с другой - русские классики. Свое призвание Абай нашел в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай внес огромный вклад в казахскую поэзию, он создал новые стихотворные размеры . Так же он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Он призывал: «Знать русский язык - значит открыть глаза на мир », «Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа . ».
Абай работал волостным управителем, но вскоре оставил свою должность, разочаровавшись в политике. Абай выступал против социального зла и невежества и за равенство женщины и мужчины в аулах. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в обществе того времени. Абай также был и талантливым композитором. Им написано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни . Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку. Всего Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны несколько поэм, и, конечно, известные всем казахстанцам «Слова назидания» («Қара сөздер»). «Слова назидания» - это прозаическая поэма, состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Произведение создано автором на склоне лет. Оно написано на казахском языке, на русский язык его перевели трижды. Первые два перевода сделаны в советский период. В 1970 году Сатимжаном Санбаевым (казахский писатель), и в 1979 году Виктором Шкловским. Третий вариант перевода был выполнен в 1990 году земляком Абая, писателем Роланом Сейсенбаевым. В Байконуре находится памятник Абаю. Абай умер 23 июня 1904 года в возрасте 58 лет. За свою жизнь он написал около 170 стихотворений и несколько поэм.

Индивидуальное задание:

А бай Кунанбаев – основоположник казахской литературы

Абай - казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Настоящее имя - Ибрагим, прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), закрепилось за ним на всю жизнь. Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка – Зере. Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона. Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы. Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Индивидуальное задание:

Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

Абай кунанбаев – великий философ и эстет нового склада. Его "Слова назидания” некоторые исследователи принимают как цельный философский трактат. Он гений, сумевший придать новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Абай поучал, что лишь труд - кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем” показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда. Поражает обилием мыслей и суждений Абая, идущих вразрез с исконными степными традициями. Поэтому его не смогли понять не только окружающая среда, но и родные и близкие. Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур. Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Его влекло к логике, психологии, трудам восточных, западноевропейских и русских философов. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт-мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов. Поэзия Абая Кунанбаева занимает важное место в духовной жизни казахского народа, в его литературе. Недаром стихи Абая, песни, сочиненные им, передавались из уст в уста, из аула в аул, стали самыми любимыми в народе. Благодаря лирике Абая, казахская поэзия обогатилась идейно-художественными открытиями.

Индивидуальное задание:

Абай Кунанбаев – композитор

Абай Кунанбаев –композитор. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов, и в 80-х годах XIX века начинает переводить отрывки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и стихи М. Ю. Лермонтова. Изучение русской классической литературы идейно и художественно обогатило творчество казахского поэта, он органически впитывал в себя ее просветительские и эстетические идеи. Но вместе с тем, творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Поэтическое творчество и мировоззрение Абая сформировались под воздействием передовой русской литературы, классической литературы Востока, казахского фольклора. Абай пропагандировал среди казахского народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и др. русских писателей, сочинял мелодии к их произв. Музыка Абая сочетает интонации казахских и русских мелодий. Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни Абая, исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920-25), начиная с 30-х гг.- Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Некоторые песни Абая использованы в произведениях Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произведений Абая - лирические песни "Айттым сэлем, каламкас" ("Красавица, привет тебе") и "Желсиз тунде жарык ай" ("На воде, как челнок, луна"), назидательная "Атаанага коз куаныш" ("Отца и матери услада"), сатирическая "Бойы булган" ("Хвастун, наглец"), трагическая "Ишим олген, сыртым сау" ("Креплюсь, а в сердце боль и мрак") и др. Большой популярностью пользуются песни Aбая на стихи из "Письма Татьяны" ("Амал жоккаиттым билдирмей") Пушкина, "Горные вершины" ("Карангы тунде таукалгып") Лермонтова.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Класс 5 Дата

Тема: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

Цель: Дать сведения об основоположнике казахской письменной литературы

Задачи: Образовательная: Дать сведения жизнедеятельности Кунанбаева

Развивающая: Обогащая знания учащихся об ученых Казахстана, развить способности к самостоятельному поиску информации, анализу литературы.

Воспитательная: повысить интерес учащихся к знаниям, науке. На примерах жизни и деятельности Валиханова повысить у ребят человечность, любознательность, трудолюбие, духовность

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Какая основная причина восстания

В чем историческое значение восстания

Назовите руководителей как личности

Устный опрос

Какую роль сыграл его отец

Какие годы жизни Шокана

Какие поездки совершал и куда

  1. Объяснение нового материала

Абай– великий казахский поэт, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы, первый ее классик. Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области. И дед Оскенбай, и прадед Иргизбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев\. Его отец Кунанбай был ага-султаном Каркаралинского уезда глубоко религиозным человеком, прозванный в народе Кунанбай кажы (ходжа) как человек, посетивший святые места в Мекке и Медине.

Первоначальное образование Абай получил у муллы и продолжил его в медресе Ахмет-Ризы. В медресе Абай учился три года, которые оставили глубокий след в его мировоззрении. Здесь он познакомился с сочинениями знаменитых поэтов Востока, овладел в совершенстве персидским, арабским языками. Он также учился несколько месяцев в русской школе. Но основные знания Абай получил посредством самообразования. Глубоко и тщательно изучал труды древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Как отмечал Мухтар Ауэзов поэтическое дарование Абая идет от трех источников. Первый – древняя казахская культура, второй – лучшие образцы восточной поэзии и культуры, и третий - русская и через нее европейская поэзия.

В произведениях Абая правдиво отражались мысли и чаяния казахского народа, реальная картина современной ему жизни. Творчество Абая обращено против невежества, двуличности, коварства. Он призывал молодежь к знаниям, к честному плодотворному труду на благо народа.

Абай – автор многочисленных лирических стихотворений, нескольких поэм и книг философской прозы. Он перевел на казахский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера, Мицкевича и других европейских классиков. Его стихи становятся очень популярными в степи, к нему приезжают акыны, певцы, композиторы, вокруг Абая создается социально-философская и литературная школа. Абай высоко ценил казахских поэтов и композиторов, своих современников: Биржана сала, Акана серы, Таттимбета.

Особенно любимыми казахской молодежью стали переводы Абая из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны», которое исполнялось, как народная песня. К нему сам Абай сочинил музыку.Сыновья Абая идут по пути отца, сочиняют стихи, он задает им темы на исторические сюжеты, посвященные народно-освободительной борьбе, о хане Аблае, Кенесары\, дагестанском борце с русским царизмом Шамиле.

Популярность Абая, завладевшего умами казахской молодежи, вызывает дикую зависть богатых невежд, бешеное их озлобление, проявляющее в самых грязных, коварных формах.Последние удары судьбы, связанные со смертью любимых сыновей Абдрахмана и Магауи, Абай не смог перенести. Он заболел, но не стал лечиться от недуга, фактически обрекая себя на гибель.Великий Абай был похоронен недалеко от своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Рефлексия:

  1. что мы с вами повторили
  2. что нового вы извлекли из урока

Домашнее задание пр 37, стр 119-120 пересказ

Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена