Конспект по русскому языку. Формирование системы универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. IV. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

Контрольная работа по дисциплине:

Методика преподавания русского языка.

Тема: «План-конспект урока по русскому языку во вспомогательной школе»

Выполнила: Зеньковец Е. Г.

студентка 4 курса, 403 группы,

ФСО, заочного отделения.

Проверила: Свиридович И. А.

Минск, 2015

План-конспект урока по русскому языку

Тема : наречие как часть речи;

Цель : познакомить учащихся с частью речи – наречием, учить находить наречия в тексте, опираясь на основные признаки наречия;

Задачи :

Образовательные:

– познакомить учащихся с частью речи – наречием, основными признаками наречия: что обозначает, на какие вопросы отвечает;

– повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном, прилагательном, числительном, глаголе, их основных признаках;

– продолжать формировать навык орфографического письма при работе в тетрадях;

Коррекционно-развивающие :

– развивать связную монологическую речь при описании наречий по схеме-образцу;

– развивать операции логического мышления – анализ и синтез при организации самопроверки и взаимопроверки работ учащихся;

– развивать произвольное зрительное внимание при организации работы по переписыванию предложений;

Воспитательные:

– продолжать воспитывать навык аккуратного письма;

– воспитывать интерес к родному языку через занимательный, наглядный материал;

Оборудование : учебник для 10 класса; большие и маленькие снежинки для рефлексии; схема образования повелительного наклонения глаголов; таблица к упражнению №357; таблица «Части речи»; таблица «Наречие обозначает…»; схема «Наречие – это…»;

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Ребята, здравствуйте, все ли у вас готово к уроку?

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Ребята, как ваше настроение сейчас? Обозначьте свое настроение снежинками.

Большая снежинка – у вас хорошее настроение, вы всем довольны.

Маленькая снежинка – у вас плохое настроение, вы чем-то огорчены.

– Покажите все свои снежинки, поднимите вверх ваше настроение. Прикрепите свои снежинки к доске, потом мы посмотрим, как изменится ваше настроение в конце урока.

II. Речевая разминка (для формирования навыка правильной речи) – повторение раннее изученного материала.

От представленных на доске глаголов образовать форму повелительного наклонения. Лексический материал: бежать, ехать, класть, беречь, охранять, верить, уберите, помогите, купить, дружить, любить.

– Ребята, прежде чем образовать форму повелительного наклонения глаголов, давайте с вами вспомним правило, опираясь на схему:

Схема: образование повелительного наклонения глаголов.

Форма работы: вопрос к классу, отвечает ребенок, который поднял руку, правильный вариант проговаривается учителем, записывается детьми в тетради.

III. Минутка чистописания.

Орфографическое письмо материала упражнения 357, на стр. 186 с подчеркиванием «опасных» мест.

IV. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий.

– Ребята, внимательно прочитайте задание к упражнению 357 на странице 186 (Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните выделенные слова и глаголы, к которым они относятся. Поставьте вопросы к выделенным словам.)

– Прочитайте подчеркнутые слова, Миша (утром, осторожно, бесшумно, кругом, потом, ловко, вверху, громко, издали). Подчеркните их у себя в тетради.

– Молодцы. Какое слово подчеркнуто первым – утром. Находим глагол, к которому это слово будет относиться – поставила. Ставим вопрос от глагола к слову утром. Какой вопрос можно поставить? (когда)

– Хорошо, теперь запишем то, что мы сказали в таблицу. В столбик выделенное слово , пишем слово, которое мы сейчас разбираем, в столбик глагол – записываем глагол, от которого ставим вопрос, в последний столбик записываем вопрос, который мы ставим от глагола к слову.

– Какое слово подчеркнуто вторым? (осторожно) Найдите глагол, к которому это слово относится (открыла). Какой вопрос можно поставить к слову осторожно от глагола открыла? (как?) Запишите в таблицу.

– Найдите глагол, от которого можно поставить вопрос к слову бесшумно, прочитайте (вылез), поставьте вопрос, запишите.

Аналогично работа проводится по постановке вопросов ко всем выделенным и подчеркнутым словам в тетради. У детей вырисовывается таблица:

Таблица к упр. № 357.

выделенное слово

(наречие)

вопрос

глагол

поставила

осторожно

бесшумно

огляделся

захлопал

закричал

стали наблюдать

забрался

– Ребята прочитайте все выписанные слова из первого столбика. Прочитайте поставленные к этим словам вопросы. Ребята, можем ли мы с вами определить к какой части речи относятся эти слова? Давайте попробуем это сделать.

Создание проблемной ситуации, вывешивается таблица, по которой дети пытаются определить выписанные слова к какой-либо части речи.

Таблица «Части речи»

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Наречие

На какой вопрос отвечает?

Что делает?

Что сделал?

Что будет делать?

Какой по счету?

Который по счету?

Заполняется

после знакомства с темой

Что обозначает?

Называет предметы, явления природы, события

Признак предмета

Действие предмета

Количество предметов и порядок их при счете

красивый

рисовал, читал, будет петь

пятый, четверо, шестьдесят

– Ребята, подходят ли наши выделенные слова к какому-нибудь столбику? (нет) А вам интересно знать, к какой части речи относятся эти слова? (да) Тогда давайте разбираться.

Цели урока:

  • Повторение изученного ранее материала по теме "Глагол»;
  • формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки,
  • развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных навыков;
  • формирование желания переосмысливать собственные знания по изучаемой теме и применять их практически

Задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

Самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: вводный (повторение ранее изученного материала).

Оборудование:

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Компьютер с колонками.

Карточки для индивидуальной работы

Информационные тексты

Задания для обучающихся (в парах и индивидуально).

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, вы посылаете друг другу СМС? Я вам тоже сегодня отправила своё сообщение:

Слайд№1

посмотрите на экран. Как вы думаете, с каким настроением я отправляла его? А какое настроение у вас? Поднимите смайлики: красный - отличное, зелёный – хорошее, синий – плохое. Больше красных смайликов. Мне хочется, чтобы у всех вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

1. Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

Аудиозапись

Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

Какие части речи вы назвали? (глаголы)

Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (О глаголе)

Правильно, мы сегодня будем говорить о глаголе. А в каком разделе русского языка находится эта тема, как вы думаете? (Морфология.) Что же изучается в этом разделе? (Слово как часть речи) Давайте назовём тему урока. Слайд №2, «Глагол как часть речи»

Подумайте и сформулируйте задачи, которые мы должны решить на уроке.

Слайд №3

Повторить изученное о глаголе:

На какие вопросы отвечает;

Каким членом предложения является;

Какие морфологические признаки имеет.

Уметь отличать глагол от других частей речи.

Сообщение обучающихся о глаголе

Слайд№4, 5, 6

Учитель:, “глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены” утверждал известный русский лингвист А.М. Пешковский. И это действительно так. С помощью имен существительных мы называем все, что нас окружает. Имена прилагательные уточняют, описывают то, что названо именем существительным, но только глаголы «оживляют» окружающий нас мир.

2. Мы сейчас тоже «оживим» существительные, вспомнив глаголы “Кто что делает?” Я называю существительное, а вы должны подобрать любой глагол:

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Вот такая весёлая игра у нас получилась. Какой вывод можно сделать? (все предметы и одушевлённые, и неодушевлённые, производят какое- либо действие)

3. Вспомните все, что вы знаете о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”, ответив на вопросы. (карточка №1 - ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Слайд №7.

(Самостоятельная индивидуальная работа) На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

4. А теперь объединитесь в пары и обсудите записанную информацию. Те пункты, с которыми оба согласны, оставьте, с которыми кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса. (Работа в парах)

(пары по цепочке зачитывают информацию - ответ на один вопрос)

5. А теперь, ребята, прочитайте самостоятельно текст с правильной информацией и сделайте выводы, вы ответили на вопросы без ошибок или допустили какие-то неточности, во второй столбик – что узнали новое, в третий – в чем сомневаетесь

(Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация – ПРИЛОЖЕНИЕ 3.).

Обучающиеся кратко записывают во второй столбик таблицы новую информацию, а если возникают вопросы, фиксируют их в третьем столбике

Работа учащихся в парах. (Учащиеся обсуждают новую информацию в парах, опираясь на вопросы на слайде). Вопросы:

1.Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите свою точку зрения.

6. А теперь немножко отдохнём. Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь,

Я надеюсь, не устали?

А глаголы вы узнали?

7. Закрепление материала Игра в смайлики.

Ребята, каждому я сейчас выдам смайлик (на смайлике с другой стороны написан глагол).

Прочитайте про себя, выделите окончание и определите время, спряжение, лицо, число, род (если можно). Выполните задание самостоятельно, если есть затруднения, обсудите проблему в парах

Думаю, рисовал, бежишь, читаю, катался, светило, решал, пишу, выучим, исправят

8Работа с пословицами.

Слайд №8

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это написано? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Давайте проверим

Слайд №9

(Каждая пара работает со своей пословицей, находя в ней глагол и определяя его время и синтаксическую роль в предложении)

9(Определите часть речи слов-близнецов. (Каждой паре выдается карточка с 2-мя предложениями.)(ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Как отличить глагол от другой части речи? (по морфологическим признакам)

10.Урок наш подошёл к концу, дайте вспомним, какие задачи мы поставили и выясним, смогли мы их решить или нет. (возвратиться к задачам СЛАЙД №3)

Возьмите листы самооценки работы на уроке (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) и поставьте оценку себе и соседу по парте

И в конце урока от меня вам снова пришло СМС, давайте посмотрим

Слайд №10

Видите, ребята, у меня хорошее настроение, я очень довольна вашей работой на уроке.

А какое настроение у вас? Поднимите смайлики.

Такой весёлый смайлик я выдам каждому из вас, на нём домашнее задание на выбор (одно из 3)

Домашнее задание:

1.П 107 упражнение 606

2.Подготовить устное выступление о роли глаголов в речи

3.Написать сочинение – миниатюру (5-7-предл)

на тему:»Весна идёт»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Подумай и запиши в таблицу свои ответы КАРТОЧКА№1

Я ЗНАЮ

НОВОЕ ДЛЯ МЕНЯ

ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

4. Как он изменяется?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ВОПРОСЫ

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Информационный текст

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.

2. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

а) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на – еть

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть.

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

(Все остальные глаголы относятся к первому спряжению).

б) время: настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении обычно бывает сказуемым, входит в грамматическую основу предложения.

7) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

8) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

  1. Терпение и труд поговорим ладком
  2. Труд человека кормит а руки делают
  3. Добрая слава лежит, всё перетрут.
  4. Глаза боятся, а плохая бежит
  5. Сядем рядком, а лень портит.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь. (сущ.-глагол)

Иди домой, но сначала коридор домой. (сущ.-глагол)

Снежное покрывало все в поле покрывало. (сущ.-глагол)

Стоя на нашем берегу, покой границы берегу. (сущ.-глагол)

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Лист оценки работы на уроке.

Ф.И.

на уроке работал с

Оценка своей работы

Оценка работы соседа по парте


Предмет: русский язык

Тема урока: Имя существительное.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Формирование общего понятия об имени существительном

Знакомство с именем существи­тельным как частью речи;

учить различать предмет и слово как часть речи;

учить соотносить вопросы кто? и что?;

показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными;

определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные существительные;

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

воспитание коллективизма.

Регулятивные УУД:

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Оборудование:

школьная доска

компьютер;

проектор;

ручка, тетрадь

демонстрационный материал;

карточки для работы в группах

Планируемые результаты:

обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,

научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)

научатся соотносить вопросы Кто? И Что?;

Литература:

Русский язык 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений

в 2ч.Ч.2/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М:Просвещение, 2013, электронное приложение к учебнику

План урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Открытие нового знания.

Физминутка.

Применение нового знания. Развитие умений.

Работа в группах. Самостоятельная работа.

Рефлексия

Итог урока.

Самооценка. Мишень настроения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

II. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Кто такой детектив?

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

иметь зоркий глаз;

уметь слушать и слышать;

быть внимательным.

Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

2. Чистописание.

Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)

Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число.

Послушайте скороговорку и повторите её:

Проворонила ворона воронёнка.

Какой звук произносится звонче других? (р)

Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)

Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)

Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки

Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.

Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, (проверка предложения на доске)

Найдите грамматическую основу предложения. (Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях)

Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)

Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)

Выделите корень в этих словах (ворон)

Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.

III Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

Какие у вас возникли вопросы?

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

познакомимся с новой частью речи;

узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

а также научимся распознавать ее среди других слов.

IV Открытие нового знания.

1. Составление фоторобота (работа в тетрадях и на доске).

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

Замените одним словом:

Движение воздуха - ... (ветер).

Буря на море - ... (шторм).

Сильный ветер со снегом - ... (метель).

Порывистый ветер- … (вихрь)

Ненастье с громом и молнией - ...(гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы.

Найдите среди этих слов слово,

в котором букв меньше, чем звуков;

все согласные звуки являются мягкими;

состоящее из одного слога;

с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

Зайчики! (Скачут.)

Раки! (Отходят назад.)

Лошадки! (Топают ногами.)

Птицы! (Машут руками.)

Цапли! (Стоят на одной ноге.)

Человек! (По этой команде дети садятся на места.)

Как можно назвать слова этой группы?

На какой вопрос они отвечают?

На доску вывешиваются таблички

КТО? ЖИВОТНЫЕ И ЛЮДИ

Запишите слова по памяти

(Проверка с доски.)

3. Работа в группах по инструкции.

Прочитайте слова на карточках.

Задайте вопрос кто? или что?

Исключите лишнее.

Дайте названия группам слов:

Страх ножной доктор морковь

Радость ножницы летчик земляника

Печаль грабли плотник дерево

Унынье кисть повар ромашка

Любовь пила космонавт лен

Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)

Такие имена существительные называются одушевлённые.

Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)

Такие имена существительные называются неодушевлённые.

Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.

Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)

Отчет групп:

1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,

3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»

И все вместе это (вывешивается табличка)

ПРЕДМЕТЫ

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема

ЧАСТЬ РЕЧИ

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

ЧУВСТВА ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

РАСТЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ

Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

Имя существительное (вывесить на доске – вместо таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Обозначено словами.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике. (Работа с электронным пособием)

Прочитайте текст учебника на с. 76

Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

Для чего нам нужны эти знания?

V. Применение нового знания Развитие умений.

1) Развитие речи

Из данных слов выберите суще­ствительные, объясните":

Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.

Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд - о детях, 2-й -о снежинках, 3-й - об учительнице. Получился текст? Докажите.

2)Самостоятельная работа:

Работа на компьютере (3 ученика) – упражнения с электронного приложения. Остальные ученики - в тетради (Сильный уровень - красные карточки - упр.95, слабый уровень – желтые карточки - упр. 94.)

Проверка работы на компьютере учителем индивидуально.

Проверка работы в тетради:

– Прочитайте одушевленные имена существительные (сильный уровень). А теперь - неодушевленные имена существительные (слабый уровень).

VI. Рефлексия. Итог урока

Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (выполнение теста)

1. Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2.Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3. Выберите верное утверждение.

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

4. Укажите неодушевленное существительное

2) фамилия

4) школьник

5) ребенок

(взаимопроверка в парах)

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Какие группы имен существительных знаем?

В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются поощрительными медальками

VII. Домашнее задание.

Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.

VIII. Самооценка. Мишень настроения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Я вспомнил….

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я могу похвалить себя за….

С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кру­жочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное – синий цвет (внешний круг).

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

г.Нарткала

Открытый урок по русскому языку в 3 классе тема :

«Части речи»

учитель Шогенова Р.Х.

Тема. Части речи.

Тип урока : урок формирования умений и навыков

Цели: повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание; воспитывать коммуникативные отношения между учащимися.

Задачи урока:

повторять и закреплять умение распознавать части речи;

отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;

развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;

развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты .

Предметные: умение узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные: выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения : частично – поисковый; фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

II . Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Слад №1

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

Как понимаете значение пословицы?

Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

О чём пословица? Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? Дайте характеристику звуку [м] .

Определите тему чистописания.

Слайд № 3

На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – большачок,

А все вместе кулачок.

III . Самоопределение к деятельности.

Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.

/День, жизни, частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение/

Как вы определили?

Какое слово у вас осталось? Почему?

Какие ещё части речи вы знаете?

IV . Постановка темы и целей урока.

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.

Слайд № 2 /Части речи/

Какие цели мы поставим перед собой?

На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.

V . Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)

(Работа в парах)

Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.

У каждой пары карточки.

Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».

/На доске плакат/

ЧАСТИ РЕЧИ

Что обозначает?

Роль в предложении

Имя существительное

Имя прилагательное

Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку. Каждый лидер рассказывает о своей части речи.

    Проблемная ситуация. (Работа в группах)

Слайд №4

Даны слова: печь, пила.

Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

Ребята,какие правила мы должны помнить при выполнении задания в группах?

1. Умеем слушать своего товарища,не перебивая!

2. Принимаем одно решение!

    Самостоятельная работа

Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4)

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода. 2)Горький, быстрый, бежит, вкусный.
3)играет, гнездо, бежит, берёт.

Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

VI . Физкультминутка

VII . Продолжение работы по теме.

1. Самостоятельная работа.

Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.

2. Индивидуальная работа с карточками. Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.

Проверьте работу товарища. / Использование проектора /

IX . Итог урока.

Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

Стали вы мудрее? В чём?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

Что было трудным на уроке?

Что было интересным на уроке?

X . Рефлексия .

Какое у вас настроение в конце нашего урока?

/У каждого на столе кружок самооценки:

Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.

Синий - хорошо, но есть ошибки

Красный - допускал много ошибок, нужно ещё поработать.

/На доске оформляется цветик семицветик/

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.