Дидактический материал по дифференциации шипящих и свистящих. Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры "веселый маршрут". Механизм и этапы

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

  • Дидактические:
отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие ишипящие звуки.
  • Развивающие:
  • развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные:
  • выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические:
  • правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

    Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

    Ход занятия

    Организационный момент

    – Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

    1. Артикуляционная разминка.

    Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

    Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения .)

    Упражнения:

    • со звуком [с] – “ Насос”(выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
    • со звуком[з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
    • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
    • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

    Следим за правильной артикуляцией звуков.

    2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

    Про мышей

    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке,
    A не бегать за мышами,
    Не шуршать бы камышами.
    Но от шёпота мышей
    Вся у кошки встала шерсть.
    Шевелит она ушами:
    «Не пора ли за мышами?»
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    – Следим за правильной артикуляцией звуков.

    3. Игра «Веселый маршрут»

    – А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

    Начинаем игру.

    Промежуточные задания – игры.

    «Спустило колесо»

    Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

    «Семья ежей»
    После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

    «Насосик»
    Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

    «Свисток»
    Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

    «Змея»
    На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

    «Оса»
    После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

    «са-са-са – вот летит оса»;
    «сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

    «Зоопарк»
    На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

    Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

    * Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

    4. Оценка речевой деятельности

    – Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

    Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru

    Евгения Асавлюк
    Подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация свистящих и шипящих звуков».

    Тема : «Поможем лесным друзьям» .

    Цель : с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

    Задачи :

    1. Образовательные :

    Отрабатывать правильную артикуляцию свистящих и шипящих звуков ;

    Автоматизировать звуки [С-З-Ш-Ж] в словах ;

    Учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки .

    2. Коррекционно-развивающие :

    Совершенствовать артикуляционную моторику;

    Развивать фонематический слух;

    Развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

    Развивать слуховое внимание, слуховую память.

    3. Воспитательные :

    Воспитывать самоконтроль за речью, вырабатывать положительную мотивацию к выполнению заданий.

    Оборудование : индивидуальные зеркала, вертушки, карточки с образами звуков , мягкие игрушки мышь и ёж, цветные карандаши, бумага для рисования, шаблоны-призы ежи, схема «правила поведения на занятии » , проектор, компьютер, презентация «Поможем лесным друзьям» ,

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Сегодня к нам на занятие гости из лесного детского сада едут на автобусе. А кто это, мы узнаем чуть позже. Прежде чем встретить наших гостей, сделаем дыхательную гимнастику.

    2. Дыхательная гимнастика. (стоя)

    1) Разогреем руки (тёплый выдох) ;

    2) Вертушки (холодный выдох) ;

    3) «Короткий - длинный» .

    3. Целевая установка.

    А теперь пора узнать, кто же к нам приехал? (ежонок и мышонок) .

    Их из лесного детского сада направили к нам посмотреть и поучиться у вас, как вы научились правильно произносить звуки [Ш-Ж-З-С] . Поможем им?

    4. Артикуляционная гимнастика.

    Прежде, чем приступить к звукам , подготовим язычок , гимнастика для языка : «Улыбка, заборчик, трубочка, лопатка, варенье, парус, чашечка» .

    5. Проверка домашнего задания.

    А теперь покажем гостям, как вы приготовили дома стихи. Внимательно слушайте друг друга, чтобы не допустить ошибок. (дети по очереди рассказывают стихи из домашнего задания) .

    6. Игра «Чей звук .

    Давайте поиграем. Приготовьте карточки. Слушайте внимательно звуки , показывайте соответствующие карточки.

    7. Динамическая пауза с пальчиковой гимнастикой.

    Ещё покажем гостям гимнастику для пальчиков «Про ежей» . Стоя.

    8. Игра «Внимательные уши» .

    А теперь покажем, какие у вас внимательные уши. Я буду произносить слова, вы внимательно слушайте, проговаривайте и карточками показывайте, какой слышится звук .

    Сок-шок, Нос-нож, жук-зуб, усы-уши, ежи-вазы.

    9. Игра «Кто спрятался в словах» .

    Поиграем ещё одну игру? Проговаривайте правильно и чётко название изображённого предмета и покажите карточками, какой звук спрятался в слове . (подобраны предметные картинки, в названиях предметов шипящие и свистящие в разных позициях ).

    10. Работа с текстом.

    У меня есть стихотворение про мышь и ежа. Давайте его заучим, лесным гостям будет очень приятно.

    11. Графическое упражнение.

    Гости привезли вам подарки. Шаблоны ежи. Их можно обвести и нарисовать красивых ежей.

    Вы сегодня очень хорошо поработали. Как вы думаете пригодиться в лесном детсаду всё, что вы показали? Что вам больше всего понравилось? Гостям пора возвращаться в лес, а вам в свои группы.

    Тема:

    Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

    Цель:

    Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

    Задачи:

    Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

    Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

    Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

    Уметь дифференцировать звуки в словах.

    Развивать связную речь.

    Оборудование

    Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

    Оргмомент

    Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

    Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

    Основная часть

    Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

    1. Артикуляционные упражнения

    1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

    2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

    2. Речевая дыхательная гимнастика.

    Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

    жа жо жу жи

    жа жо жу жи же

    ша шо шу ши

    ша шо шу ши ше

    3. Дифференциация звуков в слогах.

    Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

    Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

    Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

    Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

    Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

    Вот летит жук-рогач –

    Самый первый силач,

    Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

    У него, у жука

    На головушке – рога.

    Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

    Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

    4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

    Учить дифференцировать звуки в словах.

    Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

    5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

    Жили-были на сосне

    Две большие шишки.

    Жили-были под сосной

    Две смешные мышки.

    И шипели мышки:

    – Эй, вы там на вышке,

    Вниз спускайтесь, шишки!

    Удивились шишки:

    – Подождите, мышки!

    Вас на вышку позовем

    И, как в сказке, заживем.

    6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

    Шить – жить Житье – шитье

    Шаль – жаль Жито – шито

    Шалить – жалить Лежа – Леша

    Шутка – жутко Мажут – машут

    Уши – ужи Наживка – нашивка

    7. Физкультминутка. « Ветер»

    Ветер дует нам в лицо!

    (Подули и помахали руками перед собой)

    Закачалось деревцо

    (Подняли руки над головой и покачались)

    Деревцо все выше, выше.

    (Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

    Ветерок все тише, тише.

    (Медленно опустить руки и присесть)

    8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

    9. Рассказы цепной структуры.

    Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

    1) Около леса раскинулась лужайка.

    На лужайке гулял Женя.

    Женя увидел жука.

    Жук сидел на ежевике.

    Ежевику Женя положил в жбан.

    В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

    Жука пожалел Женя.

    Женя посадил жука на ежевику.

    2) Шура пошел в цирк Шапито.

    В Шапито шутил и смешил людей шут.

    Шут рассказывал смешные шутки.

    Шутки шута рассмешили Шуру.

    10. Подведение итогов занятия.

    прислала

    Ващенко Натлья
    учитель-логопед

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Ц

    ча-ца чо-цо чу-цу чи-цы че-це

    ца-ча цо-чо цу-чу цы-чи це-че

    ач-ац еч-ец ац-ач оц-оч

    уц-уч яц-яч иц-ич ец-еч

    ич-иц оч-оц уч-уц яч-яц

    Лётчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чер­нильница, цыплёночек.

    дача-яйца плечо-лицо бахча-овца

    чеки-цепи челюсть-целый добыча-водица

    чех-цех чиркнуть-циркуль меч-жнец

    чайка-цапля жарче-сальце гречка-грецкий

    Чёрный скворец, чистая улица, чужая пуговица, чёрная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печёные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвёртый палец, точёное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

    Печёт солнце. Вова очистил яйцо. Цветёт черёмуха. Скачет конница. Я хочу напиться чаю. Кузнец куёт горячий металл. У крыльца лежат кирпичи. Учиться - всегда пригодится. Птички отпели, цветы отцвели. Жучка на цепи у крыльца. На акации чирикает воробей. Кучер сел на облучок. Мчит коляска: цок-цок-цок. У мельницы злится река.


    Загадка

    На окне цветок колючий

    Смотрит за околицу.

    Вы его не троньте лучше -

    Очень больно колется.

    Осторожные

    Смолк над лесом гром гремучий

    Целых три часа назад.

    Но грибы на всякий случай

    Из-под зонтиков глядят.

    (В. Орлов)


    6. Упражнение

    Пчела

    На цветке сидит пчела,

    До чего она мала.

    Набирает сладкий сок

    Наша пчёлка в хоботок.

    А цветок качается -

    Это ей не нравится.

    (К. Быкова)

    Первый червяк

    Повела курица цыплят учить червяков искать.

    Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

    Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось пер­выми найти червяка.

    Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

    Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

    Мы откопаем его и отнесём этим глупцам. После долгих трудов цыплята наконец откопали червяка и понесли червяка своим братцам.

    Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.

    (По М. Петрову)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Щ

    ща-ча що-чо щу-чу щи-чи

    ще-че ча-ща чо-що чу-щу

    чи-щи че-ще

    ащ-ач ощ-оч ущ-уч ыщ-ыч

    ящ-яч ющ-юч ищ-ич ещ-еч

    ач-ащ оч-ощ уч-ущ ыч-ыщ

    яч-ящ юч-ющ ич-ищ еч-ещ

    Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ру­чища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, до-щечка, волчище, кричащий, скучающий.

    Ща-ча, щу-чу

    гуща-куча пуще-туча пищать-печать угощать-укачать

    освещать-свеча помещать-помечать трещать-встречать

    тащу-точу угощу-молчу щука-чурка

    Щё - чё

    щётка-чётка

    мощёный-мочёный лощёный-точёный сгущённый-копчёный

    Щи - чи

    щит-чиж клещи-плечи гонщик-гончий ящик-мячик

    тащить-точить трещит-рычит лещи-лечить пищит-мычит

    лущить-получить вещица-волчица ищите-учитель

    Ще - че

    щель-качель щели-качели

    щепка-чепчик ущелье-ученье

    щегол-чехол щетина-четыре

    Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные ово­щи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, пти­чий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

    В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощеч­ка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущён­ное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Са­мовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.

    Небылицы

    Я видел подснежник в осеннем лесу,

    Где заяц тащил по опушке лису

    И волк за охотником крался.

    Я слышал: охотник зубами стучал,

    Я слышал, как он «Помогите!» кричал

    И громко от страха смеялся!

    Вчера я поехал пешком по дрова,

    Под снегом вокруг зеленела трава.

    Я из лесу дров не привёз целый воз

    И тёр на жаре обмороженный нос!

    (Т. Белозёров)

    Черныш

    У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки... Летом Черныш бегает во дворе.

    6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

    Солнце улыбается

    В тысячу лучей,

    Солнцем освещается

    Тысяча вещей:

    Луг, река,

    Над речкой мост,

    А по мосту едет воз,

    На возу мешки с пшеницей,

    На мешках сидит возница,

    Высоко сидит возница,

    С высоты видна станица.

    (Е. Гуцало)

    Живые удочки

    Обитатели в море встречаются подчас удивительные.

    Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла... удочка. Удочка оказалась длиннее самой хозяйки. Эта хищная рыба-удильщик живёт в глубинах и ловится редко. Там, где она живет, не бывает светло. Солнечные лучи не могут пробиться сквозь морскую толщу.

    Это настоящий удильщик с удочкой. На конце удочки ры­ба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть: что это светится? И конечно, они попадают в пасть рыбы.

    Есть ещё электрические скаты - плоские и с хвостом вро­де шила. Они защищаются электрическим током.

    (Ю. Качаев)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц-Ч-Щ

    ца-ча-ща цы-чи-щи що-чо-цо ще-че-це

    ац-ач-ащ яц-яч-ящ ащ-ач-ац ящ-яч-яц

    цо-чо-що це-че-ще щу-чу-цу

    оц-оч-ощ иц-ич-ищ ощ-оч-оц ищ-ич-иц

    цу-чу-щу ща-ча-ца щи-чи-цы

    уц-уч-ущ ец-еч-ещ ущ-уч-уц ещ-еч-ец

    овца-куча-гуща цепь-чей-щель лицо-плечо-ещё

    целина-четыре-щетина зацепка-чётко-щепка

    цапля-чайка-ищейка цирк-чирк-щит овца-бахча-борща цемент-чехол-щегол цеплять-чихать-щипать

    3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


    Мальчик поймал ящерицу. В лесу рыщет волчица. У грачей пищат птенцы. Щенок возится в чулане. В роще щебечут птицы. Зайцы грызут кору в чаще. Птицы ищут червяков. Курица ищет жучков. Курочка потеряла и ищет цыплят. Жучка тащит рукавицу. Хищная птица несет добычу. На ули­це дощечки и щепки. Морозец крепчал и щипал щёки и пальцы. Сквозь тучи блещут лучи солнца. Отец поймал на удочку щуку. Мальчик тащит на улицу мяч. Щенок гоняется за птичкой. Продавец показал чёрный плащ. Журчит, бежит по улице сверкающий ручей. Мчатся тучи, вьются тучи; неви­димкою луна освещает снег летучий.


    Загадки

    Сам не видит и не слышит.

    Ходит, бродит, рыщет, свищет.

    Кто навстречу попадётся,

    Обнимает и дерётся. (Ветер)

    Со мной ходи стрелять учиться,

    На грядке ты меня ищи.

    Могу попасть я метко в птицу,

    А чаще попадаю в щи. (Лук)

    Повернулось к солнцу

    Золотое донце.

    В донце оконца,

    В оконцах щелкунчики,

    Щелкунчики-грызунчики.

    (Подсолнух)


    Ящерица

    Витя и Ваня - товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её деть? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху при­били сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

    Роща

    Весной в рощу прилетело много птиц. Всех приметней гра­чи и скворцы. Чёрные и проворные. Хлопочут птицы в чаще. Трещат сучья и веточки. Это птицы делают жилище. Лучисто светит солнце. Весело щебечут птицы. Птицы выводят птен­цов. Птенцам нужна пища - жучки, червячки, гусеницы. Птицы ищут пищу не только в роще. Летают и на поля.

    6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

    Песенка точильщиков

    Точим, Припасы:

    Точим, Масло,

    Точим нож! Сало,

    Будет Хлеб,

    Очень Колбасы,

    Он хорош. Помидоры,

    Будет Огурцы -

    Резать он Угощайтесь, молодцы!

    Рачок-мореход

    После плавания мы чистили корабль от ракушек и травы. Их столько на днище, что кораблю мешают плыть. Целая борода волочится у днища. Чистили кто чем: скребком, щётками и даже долотом - так крепко уцепились за днище рачки.

    Чистили, чистили, а боцман говорит:

    В море опять обрастём. Рачки и улитки только и ищут, на ком бы поселиться.

    Наконец дно вычистили и начали красить. А боцман заста­вил меня отбить морской жёлудь. Жёлудь - это ракушка белая с крышечкой, внутри рачок. Стал я скребком сбивать - ракушка не сбивается. Внутри рачок чавкает, только крышечку чуть-чуть приоткрыл.

    «Эх, - думаю, - пускай остаётся рачок-мореход. Крепко прицепился к днищу и плавает с нами».

    В море я думал о рачке: сколько ещё ему придётся испы­тать в плаванье.

    Запищите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну - с буквой С, в другую - с буквой Ш.

    Са, се, ше, су, ши, що, сё, сю, ша, ста, шта, шпо, сла, слу, шлу, ска, шка, шку, аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши.

    Спишите слова, подчёркивая в них слоги с Ш, С.

    Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несёт, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, подушка, косилка, ватрушка, шторм, шутка, шарики, лисичка, насмешили, поспешили, постригли.

    Закончите слово, добавив слоги СА или ША:

    Ли-… ко-… Ми-… колё-… но-… ка-… су-… кры-… колба-… ро-…

    Закончите слова, добавив слоги СЫ или ШИ:

    Ли-… у-… но-… ро-… шала-… воло-… ко-… у-… мы-… кры-… камы-… малы-…

    Составьте слоговые схемы слов. Определите место звуков С, Ш в этих словах. Надпишите буквы С, Ш над соответствующим слогом, а под схемой - слово.

    Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С или Ш:

    а) игру_ка, пё_трый, _каф, кра_ивый, _катулка, _тальной, _ить, голо_, маку_ка, ме_то, ри_, _агать, кро_ить, _крепка, камы_и, плюю_ка, пи_к, каранда_, вы_ивать, реди_ка, марты_ка, кро_ки;

    б) _тра_но, _е_ть, пу_и_тый, пу_ты_ка, _ме_инка, _у_ки, па_ту_ок, ма_ини_т, _у_трый, бес_тра_ный, _у_укал_я, ве_ну_ки, _ти_ок.

    Дайте полные письменные ответы на вопросы, используя слова для справок. Подчеркните слоги с буквами С, Ш.

    Кто ведёт поезд? Что светит днём? Кто пасёт стадо коров? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как ещё можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?

    Слова для справок: машинист, солнышко, пастух, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

    Закончите предложения.

    Да здравствует мыло … .

    И полотенце … .

    И зубной … .

    И густой … .

    Слова для справок:, гребешок, порошок, пушистое, душистое.

    Измените словосочетания по образцу.

    Ты носишь - Я ношу Я ношу - ты носишь

    Ты просишь - … я ношу - …

    Ты спешишь - … я прошу - …

    Ты спишь - … я спешу - …

    Ты гасишь - … я гашу - …

    Ты рисуешь - … я рисую - …

    Ты сыплешь - … я сею - …

    Ты сеешь - … я сыплю - …

    Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    Гоше дали ____. У пожарного железная ____. КАШКА - КАСКА

    Соне купили плюшевого ____. Дай собаке ____ с супом. МИШКА - МИСКА

    Надо менять старую ____. Мы видели большую старую ____. КРЫСА - КРЫША

    У слона большие ____. У дедушки пушистые ____. УШИ - УСЫ

    Мы видели Кремлёвскую ____. На уроке мы читали ____ Крылова. БАСНЯ - БАШНЯ

    Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву С синим карандашом, букву Ш - чёрным.

    Весёлый шоссе высокая овёс

    Ясное пастушок синий башня

    Сухое солнышко шерстяной шар

    Интересное кошка сушёный шарф

    Серая путешествие пушистый снег

    Составьте и запишите предложения, подбирая к словам из первого столбика слова из второго столбика подчеркните буквы С и Ш.

    Соня сохнет листья пасёт

    Сосна спешит старушка шьёт

    Мышь шумят солнышко сушит

    Камыши шуршит пастушок осыпаются

    Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами С, Ш. Подчеркните эти буквы.

    Саша уступил место ____. Петушок, петушок, золотой ____, масляна ___ , шёлкова ____.

    Кошка сидит на ____ и греется на ____. У Саши в диктанте всего одна ____. Ласточки свили гнёздышко под ____. Лёша молже Саши, а Саша ___ Лёши. Саша учится в новой ____. Машины мчатся по ____.

    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ёт гру...и. Па…ту..ок …пе…шит домой. Се…тра …шила …а…е руба…ку. Ма…а не…ёт бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной но…ке.

    Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

    Ве…ёлая …тару…ка У…тала …ить …тару…ка

    Ве…ь день …егодня …ьёт. И …ела у ворот,

    За кругленькой кату…кой А с кругленькой кату…кой

    …ледит пу…и…тый кот. Играть пу…тил…я кот.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу. Запишите получившиеся предложения.

    Саша, под, собирать, шишки, сосна; сухие, шелестят, под, листья, ногами; покрыты, пушистый, снег, кусты; в, спешит, Саша, школа; полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт; Сонина, рассказывать, бабушка, сказки, хорошо; Красную, сказка, слушать, мы, Шапочка, про; старушка, помогли, Саша и Шура, перейти, шоссе, через.

    Прочитайте слово. Устно разделите его на слоги. Выпишите только тот слог, который содержит буквы З, Ж.

    Зубы, забор, здание, жир, жара, жало, можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка, закон, жакет, изба, журавль, животное, узнали, вазелин, бумажный, однажды, указательный, ухаживал, узенький, музыка, мерзлота.

    Закончите слово, добавив слоги ЗА или ЖА:

    Ли…, ко…, ло…, сту…, ко…, по…, са…, гро…, сле…, гла…, лу…

    Закончите слово, добавив слоги Зы или ЖИ:

    Во…, но…, ро…, та.., эта…, ко…, лы…, сле…, вож…, стри…, арбу…, чи…, стреко…;

    Закончите слово, добавив слоги ЗУ или ЖУ:

    Ве…, во…, ле…, хо…, бу…, вя…, гры…, сту…, вле…, бро…

    Вставьте в слова пропущенные слоги ЗА или ЖА.

    Пи…ма вя…ли …ноза

    Ма…ли по…ли …студил

    Во…тый ска…ли …лила

    Ле…ли са…ли

    Составьте слоговые схемы слов, надпишите над соответствующими слогами буквы З, Ж. Под слоговой схемой запишите соответствующее ей слово.

    Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завизжала, визжит, дребезжит.

    Составьте словосочетания со словами из пунктов А и Б.

    А) влажная, железный, свежий, пассажирский, зелёная, железный, зимняя, полезное, железное, заряженное;

    Б) ружьё, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

    Запишите предложения. Вставьте вместо слов - вопросов недостающие слова, содержащие буквы З, Ж.

    После дождя (какой?) воздух. Корова - (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужайке. На калитке висел (какой?) замок.

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

    …убры …живут в …аповедниках. …уки бывают ра…ные: …ук-олень, … ук-носорог. Ё…ки …ивёт в норе, а у …айца нет …илья. Ё… и …аяц - дикие …ивотные.

    У дома …дёт гру…овик. На гру…овике приве…ли вещи. В новый дом …аселяются …ильцы. Новые …ильцы будут …ить на пятом эта…е. Скоро …ильцы …аселят все эта…и. Новые дома удобны для …илья.

    Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

    Не …нали медве…ата, - Ё…ики - …ано…ы.

    Что колются е…ата, Испугались ё…ики:

    И давай с е…атами Несут щипцы и но…ики.

    Играть, как с медве…атами. И давай по штучке

    Вдруг медве…ата в слёзы: Вынимать колючки.

    Ёжик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ёжик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

    Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его.

    Гнёздышко.

    Утром пришли дети, а гнёздышко пустое. Дети нашли гнёздышко и сняли его на землю. Птичка свила гнёздышко на кусте. В гнёздышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

    Зрительный диктант (З - Ж). Подчеркните буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

    Зима.

    Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

    Измени слова по образцу . Подчеркни буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

    Образец: лизать - я лижу.

    Мазать, ходить, заказать, сказать, возить, жужжать, скользить, носить, грузить, бродить.

    Составьте из слогов слова и запишите их в два столбика: С, Ц.

    Цве, су, ци, ты, дак, фры, куз, рос, нец, мат, па, рус, та, ты, зы, ар.

    Прочитайте слова. запишите только слоги с буквами С, Ц.

    Яйцо, овца, коса, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица.

    Прослушайте слова и образуйте от них имена существительные (слова-предметы) женского рода. Подчеркните буквы С одной чертой, букву Ц - двумя.

    Сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, лётчик.

    Закончите слово, вставив слоги:

    А) СА или ЦА:

    Ли…, ов…, пти…, колба…, лиси…, кури…, голо…, пугови…, мельни…, поло…, ле…, ули…;

    Б) СО или ЦО:

    Ли…, коле…, яй…, про…, коль…;

    В) СЫ или ЦЫ:

    Ве…, паль…, огур…, но…, ножни…, бу…, пугови..., глобу…, бой…, молод…, какту…, мельни…, колод… .

    Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. С каждым словом составьте предложение.

    Цвет - свет, цел - сел, селиться - целиться.

    Определите наличие и место звуков С и Ц в словах. Составьте слоговые схемы слов. Буквы С, Ц надпишите над соответствующим слогом. Под схемой запишите нужное слово.

    Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

    Составьте слова из слогов. Запишите слова. Подчеркните букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

    Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; кон, ту, ци, я, сти; пус, ка, та; ка, а, я, ци; пля, та, цы.

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С (жёлтым цветом) или Ц (чёрным цветом).

    Ку…ок, …апля, по…адка, …епь, реди…ка, …веток, кури…а, фоку…, мельни…а, …такан, огуре…, …тук, ле…, яй…о, голо…, куни…а, …ундук, …веты, капу…та, крыль…о, ака…ия, опера…ия, …тан…ия, ме…я…, …вине…, летопи…е…, ли…твенни…а, демон…тра…ия, занимает…я, ку…ает…я, …пу…кает…я, …елит…я.

    К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы карандашами разного цвета (жёлтого - чёрного).

    А) акация, солнце, цветы, водица, курица, дворец, куница, боец, пуговица, огурец;

    Б) расцвели, цветёт, светит, клюётся, льётся, кусается, строится, открывается, целится, созревает.

    Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчеркните слоги с буквой С жёлтым карандашом, а с буквой Ц - чёрным.

    Курица с цыплятами, клумба с цветами, пёстрая курица, старая медведица, собака на цепи, старая мельница, у крыльца акация, солнце за лесом, свежая водица, сладкий леденец, знакомая улица, свежее лицо.

    Закончите предложения, вставив пропущенные слова. запишите предложения, подчёркивая букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

    Курица зовёт … . Сахар хранится в … . Москва - … нашего государства. Детёныш птицы называется … . Опасный вредитель для садов и огородов - … . Поезд подходит к … . В году двенадцать … . Сегодня целый день светит … . Зиме конец, наступает … .

    Спишите текст, вставляя и подчёркивая пропущенные буквы С, Ц в словах.

    Это …ад. В …аду много …ветов. Е…ть и а…тры, и на…тур…ии, и цикламены. …вета …елый день в …аду. Она …ама поливает …веты. Красивый у …веты …ад.

    Увидела ли…и…а зай…а. Подкрала…ь к нему. Зая… заметил ли…у и в ку…ты. Ли…и…а за ним. Зая… за ку…т и ли...и...а за ку…т. …елый день гоняла…ь ли…и...а за зай…ем, но так и не поймала. Молоде… зая…!

    Прочитайте предложение. Раскройте скобки, изменив при необходимости форму слов. Запишите предложение, подчёркивая буквы С, Ц.

    У тёти Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тётя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень (расстроиться). Вдруг видит: идёт по (болотце) большая (серый) (цапля). Подошла (цапля) поближе, (сунуть) длинный клюв в воду и достала кольцо. Тётя Таня была очень рада.

    Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Запишите только те слоги, в которых есть буквы Ч, Щ.

    Щётка, щенок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, чтение, клещ, плач, вскачь, свечка, трещина, морщины, качели, верёвочка, вещевой, тачанка, защитник, начало, ищейка, починка, стачка, перчатки, морщинки.

    Закончите слова, дописав слоги:

    А) ЧА или ЩА:

    Ро.., пи…, све…, встре…, ча…, зада…, ку…;

    Б) ЧУ или ЩУ:

    Та…, то…, пи…, кри…, уго…, стре…, наве…, изве…, кру…, зачи… .

    Вставьте в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

    Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный, …ёткий, …а…а, …у…ка, …ено…ек, ве…и…ка, ру…и…а, то…иль…ик, вол…и…е, я…и…ек, …ето…ка, кри…а…ий.

    Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

    Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время?

    Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

    Как по-другому называются огурцы, капуста, свёкла, лук, картофель?

    Как по-другому называют плотоядных животных?

    Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на букву Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и по значению слова каждой пары.

    Щётки помочь горячий

    Щадит щёлка плач

    Составьте из слогов слова. в каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными Ч, Щ.

    Пи, ту, чу, ща, ча, гун, ча, ку, ро, да, ща, кри, ча, чу.

    Разгадайте ребусы.

    Света - та + ча; щу + рука -ру; роща - ро + вель.

    Измените слова по образцу, подчёркивая Ч чёрным цветом, а Щ - жёлтым.

    Образец: червяк - червячок.

    Чердак черпак чеснок

    Знак кулак червяк

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

    Была …удесная погода. Мы вышли из …а…и леса. Под деревьями росла …ахлая трава. В ро…е поют …ижи, кри…ат гал…ата, пи…ат сквор…ата. Птицы хлопо…ут у своих гнёзд. Мы наве…аем больных у…еников. Филин - но…ной хи…ник. Больному необходима вра…ебная помо…ь. То…иль…ик то…ит ножи.

    Спишите предложения, вставляя пропущенные слова, в состав которых входят буквы Ч, Щ.

    Письма опускают в почтовый ______. Для дождливой погоды мама купила красивый ______. Надо отдать чужую ______. Мы собирали на огороде сочные_______. Очень вкусен копчёный ______. В лесу раздавался птичий ______. Туристы вошли в чудесное _______.

    Слова для справок : ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

    Спишите словосочетания. Слова, обозначающие признаки предметов, пишите по слогам. Подчеркните буквы Ч, Щ.

    Почтовый ящик, врачебная помощь, поющие чижи, ночной хищник, горячие щи, чёткие шаги, очищенные овощи, жгучие лучи, летающий ящер.

    Спишите слова, распределяя их в два столбика: с буквой Ч - в один столбик, с буквой Ц - в другой.

    Цапля, пчёлка, огурец, цепь, огурцы, плач, чувство, печка, палец, чёлка, сверчок, грач, цвет, кузнец, чулки, стручок, цукаты, пальцы, силач, чурка, молодцы, врач, царапать, пальцы, богач, чистый, молодцы, калач, чтение, борцы, молодец, ситец, платочек, чтит.

    Выпишите слоги с буквами Ч, Ц. Вспомните, как пишутся сочетания ЧА, ЧУ.

    Чудо, грачи, кричали, цены, огурцы, оценивали, часы, строчу, встречали, цукат, молчу, отсвечивали, читай, свеча, отсрочка, цени, мельницы, оцепили, чайки, телятница, ворчливый, цветок, ударница, остроконечная, чтение, баловница, отцветает, отечество, очки, челнок.

    Закончи слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА.

    ули… столи… кори…

    да… уда… ту…

    мельни… ку… больни…

    пугови… пти…

    зада… горли…

    Закончите слова, дописав слог ЧИ или ЦЫ. Слова третьего столбика разделите на слоги.

    огур… паль… красави…

    кала… вра… москви…

    умель… уда… стрель…

    ту… щип… рукодельни…

    гра… от… сквор…

    Измените слово так, чтобы появился звук [ Ч ]. Запишите пары этих слов.

    Образец: улица - уличный, овца - овечка.

    Рукавица - … луковица - … страница - …

    Кольцо - … крыльцо - … птица - …

    Огурец - … лицо - … синица - …

    Пуговица - … водица - … теплица - …

    Цветок - … улица - … щипцы - …

    Измените слова по образцу.

    Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

    Сестра - … - … коса - … - …

    Вода - … - … куры - … - …

    Земля - ... - … лук - … - …

    Лик - … - … лиса - … - …

    Прочитайте слова. определите место звуков Ч, Ц в словах. Составьте слоговые схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом.

    Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учётчица, молочница, чулки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертёжница, лётчица, пулемётчица.

    Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц.

    …ерта, …епь, …веты, …ерешня, …истый, сите…, сила…, молоде…, мя…, то…ка, ли…о, коне…, вра…, ка…ка, яй…о, бор…ы, тка…иха, ножни…ы. встре…ный, но…ная, ме…татель, по…тальон, гор…и…а, доще…ка, пре…ни…а, …ирка…, …ти…а, …емодан…ик, за…епо…ка, …е…еви…ная, пе...ёно…ный, …ыплято…ки, вол…и…а, буфет…и…а, …епо…ка, …вето…ек.

      Горячая, разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чуткое.

      бабочка, яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

    Составьте словосочетания со словами из первой и второй строчек. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

      Кузнечики, черешни, солнце, котёночек, пулемётчица, колокольчики.

      Печёт, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

    Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой Ч или Ц. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

    Снесла курочка … . Летом целый день печёт … . Лисица охотилась на … . Среди колокольчиков стрекочут … . Алёнушка печалится о … Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет …, а послезавтра будет … число. Из маленького цыплёнка вырастет большая … .

    Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц.

    Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходит, кочка, с, кочку, на; пчёлы, полететь, гречишное, поле, на; пчёлы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

    Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, в которых есть буквы К или Г.

    Начертите слоговую схему каждого слова. Над соответствующим слогом надпишите букву К или Г. Букву К обозначьте жёлтым цветом, букву Г - чёрным.

    Котик, грибы, рукава, радуга, Коля, криво, ягоды, нога, берегите, греет, крыша, гремит, помогает, сапоги, клинок, прыгает, лагери, иголка, салфетки, кричит, клеит, ветки.

    Закончите слова, добавив слог ГА или КА.

    Ру…, но…, ро…, лу…, ре…, нит…, сём…, веет…, нор…,

    …зета, …ражи, …рета, …чели, …питан, кочер…, баран…, бере…,

    ма…зин, ру…ва, ро…тый, ма…роны, бо…тый

    Закончите слова, добавив слог ГИ или КИ.

    Но…, ве…, ру…, ре…, кеп…, гор…, вра…, день…, сабель…, сапо…, каблу…, заплат…, теле…, уро…, загад…

    Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …ал…а, …аль…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…ка, …ро…одил

    Измените слова так, чтобы в них появились буквы К или Г. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Город - городок, игла -…, газета-…, гриб-…, графин-…, голова-…, голубь-…, губы-…, голос-…, гора-…, гармонь-…

    Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

    Утюг-… молоток-… когти-…

    Листок-… берег-… ногти-…

    Овраг-… полог-… локти-…

    Галстук-… сапог-… лёгкий-…

    Стог-… клубок-… мягкий-…

    Допишите недостающую в словах букву Г или К нужным цветом. В скобках напишите проверочное слово.

    Сне…, кула…, творо…, пак…, ро…, столби…, замо…, дру…, ла…, пиджа…, каблу…, шлан…, гама…, зна…, рыно…, плу…, клубо…

    Составьте словосочетания, подбирая к словам из пункта А подходящие по смыслу слова из пункта Б.

    А) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий.

    Б) гармошка, кашка, ленточка молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.

    Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами Г, К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Алёнки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Красная кофта висит на стуле.

    Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами К, Г.

    Сегодня на уроке мы отгадывали … . Подул сильный ветер, … гром. В лесу … кукушка. на доме развевался красный … . Галя сматывает нитки в … . Замяукал маленький, серенький … . Машина ехала по асфальтовой … Галя раскрашивает картинку цветными … . в лесу ребята собрали белые … и спелые … . Дождь перестал и выглянуло … . Гриша катался на … с … .

    Летнее утро.

    Небо …олубое. Бри…ада работает на лу…у. Люди возили душистое сено и с…ладывали его в сто…а. Большое стадо требует мно…о …орма. От …орма зависит …оличество и …ачество моло…а. Моло…о отправляют в …ород. Из …орода сельс…ие жители получают дру…ие проду…ты.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    …абачо… - толстячо… Он лежит на …ряд…е с мая,

    Лё… на …ряд…у - …оловы не поднимая.

    И молчо… .

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Малень…ое и большое.

    Малень…ая Маня Я подумал, …лядя

    Малень…ой лопат…ой На её работу:

    Бережно вс…опала «Вырастет, наверное,

    Малень…ую …ряд…у. Малень…ое что-то».

    Малень…ое семя Но ошибся …реп…о

    В …ряд…у посадила, Я в своей до…ад…е:

    Малень…им забором Вели…ан арбузище

    Е…о о…ородила Вырос тут на и …ряд…е.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    На школьном участке.

    наступила весна. Солнце сильно …реет. Шумно бе…ут ручей…и. На …олых веет…ах появились поч…и. Бри…ада ш…ольников работает на о…ороде. Они пере…апывают …рядки и..жотовят …лумбы для цветов. Перво…лассни…и помо…ают старшим ребятам.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; фермеры, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снег, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревья; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и; скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите ответы . Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи? Кто воркует, а кто гогочет? Чем сгребают сено? Какая птица кукует в лесу? Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    Говорила им горилла, приговаривала, говорила, говорила, приговаривала.

    Голубка клюёт крупку.

    Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

    Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

    Запишите слова в два столбика: с буквой Ч - в один, с буквой Т - в другой.

    Тем, чай, тай, чем, тюбик, честно, чубик, тесно, тюк, чайный, тайный, Чук, тесто, чех, честно, тех, ток, чик, тик, Петька, ноты, печка, ночи, мять, мяч, тянуть, пугач, меч.

    Прочитайте слова. Разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, которые содержат звук [т’] или [тщ’].

    Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка, точка, ботиночки, течёт, деточка, ваточка, пяточка, веточка, котёночек, охотничий, птенчик, тянучий, тягучий, точечка, учитель, выключатель.

    Вспомните название детёнышей животных и птиц. Запишите их названия в два столбика: слова со звуком [т’] - в один столбик, слова со звуком [тщ’] - в другой.

    У галки - … у волка - … у кролика - …

    У тигра - … у коровы - … у аиста - …

    У белки - … у кошки - … у утки - …

    Составь словосочетания, используя слова из первого и второго столбиков. «Подружите» слова.

    Тыквенный ботиночки Тётин маечка

    Митины домик Тонкий чемоданчик

    Охотничий чашка Тёмный домик

    Чайный яичко Птичий тучка

    Утиный начинка Петя рюкзачок

    Соедините слова из правого столбика со словами из левого столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Выделите буквы Ч и Т.

    Тёплая чемодан

    Тёмные котёл

    Чужой печка

    Чугунный котёнок

    Плетёная бечёвка

    Коричневый очки

    Спишите слова, вставляя буквы Ч или Т.

    А) Бо_инки, _ашка, мамо_ка, до_ка, _айный, _юбик, _есто, _ок, _януть, у_ить, пе_ать, ко_ёнок, на_инка, о_ки, ту_а, нито_ки, _удный, у_ебники, бабо_ки, те_ёт, соба_ка, Ане_ка, пе_ка, пау_ина, пе_енье, уто_ка, лету_ий, мы_ит, ме_ты, _емодан, дето_ка, Ви_я, паке_ик, ко_ка,

    Б) _е_ёт, бо_ино_ки, ле_у_ий, п_ен_ик, _рубо_ист, ко_ёно_ек, _емодан_ик, Пе_е_ка, то_и_ь, ка_а_ь, выклю_а_ель, _ _ение, п_ и_ка, ле_и_ь, _яну_ка, све_а, _и_а_ь.

    Бы_ок мы_ит. Ко_ёно_ек мяукае_. Нино_ка видит мя_ик. Ка_я ме_тает. Води_ка _е_ёт. П_и_ка поё_. У_еник Пе_я покупае_ у_ебники. Дево_ки иду_ на по_ту. Ко_ёнок хо_ет пойма_ь бабо_ку. Ка_я даёт соба_ке косто_ку. Мамо_ка покупае_ до_ке Тане_ке коф_о_ку. Ники_а и Ан_он _инят та_ку. Пе_я и Таня пекут пон_ики.

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Т.

    Ка_я покупает пя_ь па_ек не_енья. На пе_ке спит ко_ик _имофей. У будо_ки _явкает Ане_кина соба_ка. На тонких вето-ках у пау_ка пау_инка. _ё_я Ка_я поупает о_ки в оп_ике. Ви_я и Ми_я в _ени едят пон_ики. Ми_я и Вово_ка пьют в _ени _ай с пе_еньем.

    Прочитайте скороговорки. Выделите слова со звуками [т’], [тщ’]. Из этих слов выпишите только слоги с этими звуками.

    Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки. Внучек Тёма - в маечке, дочка Таня - в юбочке. У девочек Анечки, Манечки, Танечки в баночках бабочки. У Пети по чтению «пять», он Катю научит читать. Витечка читает, а Митенька мечтает.

    Составьте слоговую схему слов, записывая над нужным слогом звуки [т’] или [тщ’].

    Течь, чинить, точить, чтение, ботиночки, течёт, котёночек, птенчик, тянучий, точечка, учитель, выключатель.

    Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы ч - т.

    Вол_а_а

    Однажды Вова увидел фильм о вол_а_ах. _ам у волка были маленькие вол_а_а. Сна_ала роди_ели приносили им пищу. Потом папа волк у_ил своих малышей охо_и_ься. Из этого ин_ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол_а_.