Что представляет собой система дошкольного образования. Система дошкольного образования. Реформа дошкольного образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

Черемховский педагогический колледж»

на тему Система дошкольного образования в России

Выполнила Никифорова Надежда

Проверила: Жгун Людмила Сергеевна

Черемхово, 2017

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

По признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

1. Понятие системы дошкольного образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

Возможность посещения образовательного учреждения;

Создание условий для образовательной деятельности;

Отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание -- 2001. № 10, с. 2-6) Дошкольное образование -- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

Центр развития ребенка -- детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав - это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского - образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина). Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе. Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы - содержательные и личностные. Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ.

Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом -- Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С. Областная образовательная программа для дошкольников «Наш дом - Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе.

дошкольное образование государственный стандарт

2. Исторические предпосылки становления систем дошкольного образования

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %).

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагогию.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - «детский сад» добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других - обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей.

3. Основные направления реформирования системы образования на современном этапе

Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый характер: от федерального до муниципального. Кроме этого с целью обеспечения эффективности деятельности, учитывать изменения, инновационные процессы, происходящие в дошкольном образовании.

Сегодня система дошкольного образования - сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является деятельность в инновационном режиме.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования

Дошкольное образование в России не является обязательным, а потому многие семьи воспитывают и обучают своего ребенка самостоятельно. Существует несколько видов учреждений дошкольного образования, общего образования (предшествующие школе) , дополнительного развития.

Первые образовательные заведения для малышей появились в России в конце XIX века. Обычные дети не привилегированных родителей в 1866 году смогли посещать первый бесплатный «народный детский сад». В это же время появился и первый детский сад для детей интеллигенции. Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот.

В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

К середине ХХ века сеть более двух миллионов детей уже посещали детские сады.

В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев.

В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

В начале XXI века в России насчитывается более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.

Заключение

Таким образом, система ДО - это динамичная, развивающаяся, сложная система, включающая образовательные программы, ФГОС, сеть дошкольных организаций, систему органов управления. Дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. -- М. : Просвещение, 1978. -- 429 с.

2. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. -- М. : Просвещение, 1989.

3. Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября» №11/2005.

4. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. Пособие для студ. фак. дошкольного

5. В работе использованы материалы с сайта http://www.gala-d.ru/index.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    История становления и развития системы дошкольного образования в США: появление первых детских садов, виды дошкольных учреждений, характеристика образовательных программ. Организация пространственной среды в детских садах Америки, режим дня, питание.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2013

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

    презентация , добавлен 10.05.2014

    Системный и процессуальный подходы к рассмотрению образования. Характеристика систем образования в общегосударственном масштабе. Изучение образовательных учреждений современной России. Государственные образовательные стандарты и воспитательные программы.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Классификация дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью. Учреждения дошкольного, общего образования, их основные виды. Учреждения дополнительного и специального образования. Характеристики авторских школ, этапы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2010

    Изучение современной системы дошкольного образования Польши. Детский сад, ясли, семейный садик и дошкольные центры как основные типы дошкольных организаций в Польше. Образовательные программы и особенности системы частного дошкольного образования страны.

    презентация , добавлен 21.03.2017

    Понятие "дошкольное образование". Виды, задачи и проблемы дошкольных образовательных учреждений. Участники дошкольно-образовательного процесса. Цели, принципы и методика расчёта финансирования дошкольного учреждения, порядок реализации финансирования.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Характеристика содержания современного российского и европейского образования. Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе. Влияние Болонского процесса на развитие образования в России.

За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических форм предлагались меры для их защиты.

Этим документом является «Конвенция о правах ребенка» - принята в 1989 году, которая не только развивает, но и конкретизирует положение Декларации. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные д/сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников – эстетические центры, дошкольные группы и д/сады при лицеях, гимназиях и т.д.; интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития.

Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к тому, что в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский).

В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление здоровья, установка на овладение способами мышления, деятельности, развития речи;

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

Деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ д/сада.

В концепции раскрылась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми.

Личностно-ориентированная модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство защищенности, развитие индивидуальности, то есть способствует гуманизации целей и принципов работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка. Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себе взгляды педагогической общественности. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования, но она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей.

Государственная политика в области образования была отражена в Законе РФ «Об образовании» (1991г.). Закон определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности, закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам.

В 1995 году постановлением Правительства РФ принято «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что ДОУ могут самостоятельно выбирать программу, вносить изменения в них, разрабатывать собственные. В системе д/садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определяющее в качестве основных функций ДОУ, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Задачи и функции, сформулированные в положении, в соответствии с требованиями ГОСТ.

Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей.

Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются: «Программа воспитания и обучения в д/саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), «Истоки» (научная редакция Л.А.Паромоновой и др.), «Детство» (В.И.Логинова, Н.А.Ноткина, Т.И.Бабаева), «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.), «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочаткова), «Из детства – в отрочество» (ред. Т.Н.Доронова), «Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Введение

1. История развития и принципы дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного образования в России

1.2 Принципы дошкольного образования

2. Методологические, психологические и методические основы дошкольного образования

2.1 Программа и методы дошкольного образования

2.2 Психологические основы дошкольного образования

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б


Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.

Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.

Предметом исследования выступают особенности и принципы дошкольного образования.

Целью курсовой работы является изучение принципов, задач и особенностей дошкольного образования.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть историю развития дошкольного образования в России;

Раскрыть принципы дошкольного образования;

Исследовать программы и методы дошкольного образования;

Проанализировать психологические основы дошкольного образования.

Гипотеза – гуманизация педагогического процесса в дошкольном образовании является основополагающим принципом современного дошкольного образования.

В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.

Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г., Столяренко Л.Д., Зинченко В.П. и др.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.

1. История развития и принципы дошкольного образования

1.1 История развития дошкольного образования в России

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей – сирот..

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание". К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием системы образовния на пороге 80-х-90х годов возникла "Концепция дошкольного воспитания" (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены основные принципы, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

Гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

ЛЕКЦИЯ V. Система дошкольного образования

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

— возможность посещения образовательного учреждения;

— создание условий для образовательной деятельности;

— отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6)

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Статья 55 Закона РФ определяет права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений. Устав детского сада, трудовой договор (контракт) эти положения конкретизируют (например, пед. работник не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеет право на длительный отпуск сроком до одного года).

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского — образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина). Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе. Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы — содержательные и личностные, (см. Р.Б.Стеркина. Еще раз о государственных образовательных стандартах//Дошкольное воспитание, 2002, №5). Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом - Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С. Областная образовательная программа для

дошкольников «Наш дом — Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ГППУ. Центр личностно-ориентированного и развивающего обучения. Серия 3. Проблема развития личности дошкольника в образовательном процессе).

В настоящее время на территории РФ в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.02, №03-51-142 ин/23003 п. О новых актуальных программах по дошкольному образованию действуют следующие программы: «Радуга», «Развитие», «Детство», «Школа 2100», «Одаренный ребенок», «Истоки», «Из детства — в отрочество», «Золотой ключик», «Сообщество», «Кроха» и др. Качество программ и педагогических технологий обеспечивается Федеральным экспертным советом (см. Крулехт М. Инновационные программы дошкольного образования// Дошкольное воспитание — 2003, №5, с. 74-79).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвигается задача обеспечения качества образования, в том числе и дошкольного.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение его качества. Обновление содержания требует как позитивного опыта организации образовательного процесса ДОУ, так и критического отклонения негативных тенденций, сложившихся в дошкольной образовательной системе.(см.Аменд А.Ф., Жукова М.В., Фролова Е.В. Дошкольная образовательная система: проблемы и пути решения //Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. Проблема развития личности дошкольника в образовательном процессе. Челябинск, 2003).

Основные подходы к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования раскрыта в статье Л.А.Парамоновой (см. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление//Дошкольное воспитание — 2003, №3). По мнению автора современное базисное содержание дошкольного уровня образования должно отбираться и выстраиваться по следующим принципам:

— развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

системный характер образования (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений, познаваемых ребенком и выступающих в системе);

— интегративный характер образования (развитие детей на основе чувственного и рационального познания их уровня, соответствующем их возрасту;

— мультикультурный характер воспитания (приобщение детей как к собственной культуре и традициям, так и культуре других народов, воспитание чувства толерантности, терпимости к мнению других, умения цивилизованно выражать свое несогласие, недовольство, обиду);

— деятельностный характер образования (обеспечение различных видов деятельности, самой деятельности в развитии, ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и др.);

— здоровьесберегающий характер (формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях спортом, обеспечение здоровьесберегающей среды).

В статьях Т.М.Бабуновой, В.И.Турченко основными направлениями развития системы дошкольного образования на современном этапе является переход к личностью — ориентированному взаимодействию, персонифицированному подходу, уважение личности ребенка, его правам, создание условий для развития субъектной позиции ребенка в различных видах деятельности (см.Бабунова Т.М. Модернизация содержания образовательного процесса дошкольного учреждения. См. Турченко В.И. Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации проекта Госстандарта // Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник научных трудов. — Магитогорск: МаГУ, 2003).

Реализация идей интеграции как путь обновления содержания и методой дошкольного образования отражена в статье Г.М.Киселевой, Ю.Н.Рюминой. С.М.Зыряновой (см. Киселева Г.М., Рюмина Ю.Н., Зырянова С.М. Реализация идей интеграции в теории и практике дошкольного образования//Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвузовский научи, конференции. -Челябинск: Изд — во ЧГПУ, 2003, с.208-217).

Интегративный подход предполагает формирование представлений о целостной картине мира, в его основе лежат взаимосвязи естественно-научные, эстетические, социальные и логико — математические. Интеграция делает процесс усвоения содержания образования небольшим по объему, но емким, глубоким (Л.М.Кларина). Принцип интеграции хорошо реализован в образовательной программе «Детство», Санкт- Петербург, 1995.

Таким образом, содержание дошкольного образования является системообразующим элементом, отражающим социальные, экономические, педагогические изменения в жизни общества.

Подробнее о специфике реализации социально-личностного развития детей, как базового компонента содержания образования, можно познакомиться в учебно-методическом пособии Т.М.Бабуновой, Е.С.Бабуновой, Л.В.Градусовой (см. Содержание дошкольного образования — основа построения образовательного процесса ДОУ: Учебно — методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений — Магнитогорск: МаГУ, 2002).

Отечественная система дошкольного образования во многом является уникальной: по желанию родителей в детском саду ребенок может находиться целый день (12-и часовое пребывание) или круглосуточно. Образовательный процесс осуществляется педагогами, медицинскими работниками, при этом родители оплачивают лишь 20 % от общей стоимости содержания детей. Содержание расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений между бюджетом и родителями рассматривается, в основном, как управленческая проблема (Е.С.Комарова). Однако данная социально-экономическая ситуация может быть рассмотрена и как социально-педагогическая. (См. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования// Дошкольное воспитание, 2002 — №11, с. 2-4).

Учитывая проект Указа Президента РФ «О гарантиях права граждан на получение дошкольного образования» и проект постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению и развитию системы дошкольного образования», «О создании Совета по дошкольному образованию, 2002 г.) начат всероссийский эксперимент по организации новых форм дошкольного воспитания на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. Результаты данного эксперимента обобщены в книге «Приглашает детский сад», М., 2002.

Здесь представлены модели кратковременного пребывания детей (организация группы выходного дня; адаптационные группы; группы, ориентированные на подготовку к школе). Описание новых форм системы дошкольного образования дается в статье О.М.Мухаметшиной (см. Мухаметшина О.М. Некоторые аспекты нормативно-правового и организационно - методического обеспечения работы Магнитогорского Управления образованием по развитию новых форм дошкольного образования// Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Серия 3. (с. 40-43). В городе Магнитогорске работают в системе дошкольного образования детские сады для детей с различными нарушениями здоровья, социальной поддержки для детей из малообеспеченных семей, для музыкально одаренных детей, раннего интеллектуального развития, юных хоккеистов.

Многообразие путей обновления содержания системы дошкольного образования ставит вопрос о совершенствовании подготовки педагогических кадров, реализации творческой активности педагогов ДОУ, формировании личностных качеств под углом зрения идей гуманистической психологии и педагогики. Педагогический потенциал воспитателя, его ориентация на личность каждого ребенка, повышение профессиональной компетентности, принятие позиции активного самовоспитания и самообразования, развитие педагогической рефлексивности и мышления является ресурсами развития и модернизации системы дошкольного образования.

Вопросы для самопроверки:.

1. Что включает понятие «система образования»?

2. Почему дошкольное образование является первоначальным звеном в системе образования России?

3. Каковы стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе? Чем они обуславливаются?

4. Раскройте структуру Типового положения о дошкольном образовательном учреждении?

5. Каково значение Государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных учреждений?

6. Каковы пути обновления системы дошкольного воспитания? Чем они обусловлены?

7. Какие социально-педагогические возможности вы видите в новых организационно-методических формах системы дошкольного образования?

Дошкольное образование выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями самостоятельно в бытовых условиях.

Как показывает статистика, в России порядка трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает одной из первоочередных задач молодежной политики.

История формирования системы дошкольного образования в России

Вслед за европейскими государствами в конце 19 века на отечественных просторах начали появляться подготовительные образовательные учреждения. Первый бесплатный в нашей стране был организован в 1866 году в городе Санкт-Петербурге. В это же время стали возникать частные подготовительные учреждения для детей интеллигенции.

В первой половине 20 века образовательная программа дошкольного образования в России была уже достаточно развита. Доступ населения открывался к целой массе платных и бесплатных подготовительных организаций. В стране постоянно действовало несколько детских садов, организация которых была приближена к современному уровню.

Первая программа, согласно которой должны были работать все государственные детские сады, была принята в 1934 году, а уже начиная с 1938-го определены основные задачи подобных учреждений, сформирована структура заведений, задокументированы постулаты функционирования детсадов, введены методические указания педагогам.

В 40-х годах прошлого века дошкольное образование достигло небывалого на то время размаха. Доступ к бесплатной подготовке получили более двух миллионов детей по всей стране.

В 1959 году возникли абсолютно новые учреждения дошкольного образования в виде Сюда родители могли отправлять по собственному желанию малышей возрастом от 2 до 7 лет, таким образом перекладывая задачу воспитания на плечи государственных педагогов и освобождая свободное время для занятий трудовой деятельностью.

Комплексное реформирование системы образования, что проводилось в нашей стране в период с конца 80-х по середину 90-х годов прошлого века, привело к формированию «Концепции дошкольного воспитания». В документе содержалось несколько основополагающих принципов, которым должны были следовать педагоги в процессе воспитания малышей:

  1. Гуманизация - развитие трудолюбия, уважение прав других людей, любовь к семье и окружающему миру.
  2. Развитие личности - укрепление физического и психического здоровья ребенка, помощь в постижении азов мыслительной и трудовой деятельности.
  3. Индивидуальное и дифференциальное воспитание - развитие склонностей ребенка, обучение малышей исходя из их личных интересов, возможностей и способностей.
  4. Деидеологизация - раскрытие общечеловеческих ценностей, отказ от конкретной идеологии в ходе реализации общеобразовательных программ.

Бюджетные учреждения

Бюджетными признаются организации некоммерческой направленности, созданные согласно указу властей, органов местного самоуправления для оказания услуг населению в сфере дошкольного образования. Имущество таких учреждений по праву принадлежит государству, но доверяется в распоряжение руководству образовательной инстанции.

Финансируются за счет бюджета в виде субсидий. Таким организациям не запрещается ведение предпринимательской деятельности, если получение дохода направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение.

Автономные учреждения

Система дошкольного образования предполагает возможность организации автономных учреждений. К данной категории относятся заведения, созданные субъектами Российской Федерации для оказания услуг в области образования.

Финансирование автономных детских садов осуществляется за счет личных средств основателя, посредством субвенций либо субсидий. Услуги населению здесь могут оказываться как на платной, так и бесплатной основе. Имущество автономных учреждений закрепляется за руководством и доверяется в самостоятельное распоряжение.

Задачи современных дошкольных образовательных учреждений

В настоящее время выделяют такие задачи функционирования организаций дошкольного образования:

  • укрепление психического и физического здоровья малышей, охрана жизни воспитанников;
  • обеспечение социально-личностного роста, развитие речевых способностей, удовлетворение эстетических потребностей;
  • воспитание малышей исходя из возрастных особенностей, развитие любви к окружающему миру, уважения к свободам и правам других людей;
  • взаимодействие с родителями, оказание методической и консультативной

Педагог дошкольного образования

Основная задача педагога - развитие самобытной индивидуальной личности ребенка, раскрытие основ восприятия окружающего мира, формирование ценностей по отношению к природе, обществу.

Педагог в системе дошкольного образования должен обладать следующими качествами:

  • развитое мышление, долговременная и оперативная память;
  • высокая эмоциональная устойчивость, объективность оценок, тактичность и нравственность;
  • эмпатия к окружению, требовательность;
  • наличие творческих способностей;
  • умение быстро переключать внимание;
  • доброта, терпимость, справедливость, инициативность.

Типы современных ДОУ

Учитывая необходимость работы с отдельными возрастными группами и специфическую направленность воспитания отдельных малышей, выделяют следующие разновидности дошкольных образовательных учреждений:

  1. Традиционный детский сад - реализует общепринятые программы подготовки и воспитания детей.
  2. Детсад для малышей раннего возраста - занимается подготовкой воспитанников возрастом от 2 месяцев до 3 лет. Отвечает за создание оптимальных условий, которые способствуют ранней социализации и адаптации малышей к окружающему миру.
  3. Детский сад для детей старшего, предшкольного возраста - реализует основную образовательную программу, а также занимается обучением малышей возрастом 5-7 лет в специальных группах, где обеспечиваются равные возможности для последующего успешного обучения в школе.
  4. Детсады оздоровления и присмотра - здесь реализуется не только дошкольная программа, но также ведутся профилактические, оздоровительные и санитарно-гигиенические работы.
  5. Компенсирующие учреждения - основной упор осуществляется на квалифицированную коррекцию психических и физических недостатков воспитанников.
  6. Детский сад с приоритетом на конкретный вид деятельности - помимо общеобразовательного обучения, педагоги удовлетворяют познавательные, личностные, социальные, эстетические и художественные потребности малышей.

В заключение

Несмотря на довольно развитую систему дошкольных по-прежнему острым вопросом в нашей стране остается совершенствование педагогических кадров, формирование личностных качеств воспитателей исходя из соображений гуманистической психологии.

Полномасштабное раскрытие педагогического потенциала, повышение компетентности воспитателей, самообразование, модернизация и развитие системы детских подготовительных учреждений - все это входит в число наиболее актуальных проблем в сфере дошкольного образования.