Фз об образовании права обучающихся. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Образовательная организация (ТГАСУ) действует на основании Устава, а также принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

Студентами являются лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. Студентам бесплатно предоставляется зачетная книжка и студенческий билет.

Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования;

2) обучение по индивидуальному учебному плану;

3) отсрочку от призыва на военную службу;9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке , которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся.

Обучающиеся имеют право создавать студенческие отряды .

И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§1. Обучающиеся и их правовой статус: общая характеристика . Обучающиеся и их категории. Понятие правового статуса обучающегося. Общий правовой статус обучающихся. § 2. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного и общеобразовательного уровней. Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности школьников. Юридические гарантии прав и законных интересов школьников. Правонарушения обучающихся: виды, причины, профилактика. § 3. Правовой статус учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования . Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ начального профессионального образования. Права, свободы, законные интересы и обязанности обучающихся ОУ среднего профессионального образования. Юридические гарантии прав и законных интересов учащихся. § 4. Правовой статус студентов ВУЗов. Права, свободы, законные интересы, обязанности студентов. Юридические гарантии прав и законных интересов студентов. §5. Правовой статус обучающихся в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. Права, свободы, законные интересы, обязанности обучающихся. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся.6. Правовая ответственность обучающихся: основания, виды, порядок возложения.

§1. Обучающиеся и их правовой статус:

Общая характеристика

Обучающиеся и их категории. Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся – от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений.



Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательства, собственно образовательную систему.

В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин «обучающийся» и одноименное ему понятие практически не встречаются и не раскрываются. Необходимость же в этом, и научная, и практическая, более чем очевидна, поскольку считать обучающимся любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, под обучающимся в дальнейшем будем считать физическое лицо, являющееся обладателем и носителем конституционного права на образование, соответствующих законных интересов, обладающее универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, формы, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами. Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Тем не менее, можно согласиться с позицией, что проходящих обучение в системе послевузовского профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура) нет необходимости включать в категорию обучающихся к вышеприведенном смысле [ ,50].

Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.

Так, в соответствии с видами и типами образовательных учреждений , уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:

обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;

школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);

обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;

воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;

кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);

воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;

студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;

слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;

обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели.

В соответствии с формами обучения можно выделить такие категории обучающихся как:

* обучающиеся по очной форме обучения;

* обучающиеся по заочной форме обучения;

* обучающиеся по вечерней форме образования;

* экстерны;

* обучающиеся в семье;

В зависимости от способа финансирования образовательных услуг обучающихся можно разделить на следующие категории:

1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;

2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях. Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.

Понятие правового статуса обучающегося. Под правовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

· Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

· Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

· Гражданство.

· Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

· Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

· Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

· Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

· Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

Помимо структуры, важное значение имеет характеристика видов правового статуса, обусловливаемых особенностями содержания последнего. В числе этих видов выделяют общий, специальный (родовой) и индивидуальный правовой статусы, выражающие особенности положения (места и роли) данного субъекта в системе социальных связей. В этом плане возможны ситуации, когда общий правовой статус с другой точки зрения (критерия) может рассматриваться как специальный статус, а, скажем, индивидуальный правовой статус может иметь множество своих специфический проявлений в других социально-правовых измерениях.

Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяют две составляющие этого статуса – общую и факультативную. Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в уставе образовательного учреждения. Факультативная часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что вхождение индивидуума в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

Правовой статус обучающихся определяется в Законе РФ «Об образовании» (ст. 50), в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях и в локальных актах образовательного учреждения и, прежде всего, в его уставе.

Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией его субъективного права на:

Возможность определённого дозволенного поведения;

Возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определённого поведения, которое вытекает из его обязанности.

Возможность обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав.

Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определённую меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом. Помимо этого обучающийся получает от государства право требования от соответствующих государственных органов управления образованием и других участников образовательного процесса определённого поведения, которое предписывает им закон. Также обучающийся (либо его родители, законные представители) как управомоченное лицо получает возможность обращения к государственным органам за защитой своих прав. Это могут быть как органы исполнительной власти в области образования, так и судебные инстанции.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 50) установлены основные права обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

· Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

· Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

· Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

· Право на участие в управлении образовательным учреждением.

· Право на уважение своего человеческого достоинства.

· Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

· Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

· Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося является юридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя следующие составляющие.

1. Обязанность воздерживаться от определённых действий.

2. Совершение определённых действий в интересах управомоченного лица.

3. Обязанность перенесения неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение.

В обязанности обучающегося входит также совершение определённых действий, предписанных нормативно-правовыми актами, которые совершаются в отношении управомоченных лиц, указанных в законе. Это могут быть учителя, воспитатели, преподаватели, сотрудники высших учебных заведений, сотрудники общежитий, охранники в подразделениях высшего учебного заведения и другие лица, прямо указанные в нормативно-правовых актах.

За неисполнение возложенных на него обязанностей, превышение прав обучающийся может понести ответственность и претерпеть неблагоприятные последствия, указанные в нормативно-правовых актах. В отношении него могут применены санкции, установленные в них. К числу таких последствий относятся, в первую очередь, меры дисциплинарного воздействия (выговор, строгий выговор и др.) или отчисление обучающегося из образовательного учреждения, что можно назвать самым тяжёлым для него последствием невыполнения обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами. Права, обязанности и ответственность обучающихся устанавливаются, главным образом, в уставе образовательного учреждения, правилах его внутреннего распорядка, а также в договоре об образовании между обучающимся (его родителями или законными представителями) и образовательным учреждением.

Таким образом, в основе правового положения обучающегося лежат его права, обязанности и ответственность , закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах. Кроме этого, специфику правового положения обучающегося обусловливают и такие факторы, как:

статус образовательного учреждения - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет);

ведомственная принадлежность образовательного учреждения;

источник финансирования обучения - средства бюджета, физические или юридические лица;

наличие договора на образование, его содержание;

индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

право обучающегося на льготы.

Правовой статус обучающихся

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила внутреннего распорядка для обучающихся (далее – Правила), студентов, слушателей (далее - обучающиеся) колледжа имеют цель обеспечить безопасность во время учебного процесса, поддержание дисциплины и порядка в колледже для успешной реализации целей и задач колледжа, определенных его Уставом. Настоящие Правила внутреннего распорядка являются обязательными для всех обучающихся колледжа и их родителей (законных представителей). Невыполнение Правил может служить основанием для принятия мер дисциплинарного характера, вплоть до отчисления обучающегося из колледжа. При приеме обучающегося в колледж администрация обязана ознакомить его и его родителей (законных представителей) с настоящими Правилами.

Дисциплина в колледже поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех участников учебно-образовательного. Применение методов физического и психологического насилия в колледже недопустимо.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Права и обязанности обучающихся определяются действующим законодательством, Уставом колледжа и иными локальными нормативными актами.

2.1.Обучающиеся имеют право:

На получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и дополнительными профессиональными образовательными программами;

На участие в управлении Колледжем;

На защиту и уважение своего человеческого достоинства, неприкосновенность личности;

На свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

На перевод в другое образовательное учреждение при согласии этого образовательного учреждения, реализующее образовательную программу и успешном прохождении ими аттестации;

На объективную оценку знаний и умений;

На обеспечение стипендией в соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении обучающихся, студентов, а также на иные виды социальной поддержки;

На участие в клубах, секциях, кружках и других объединениях по интересам;

На участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Колледжа, в том числе через органы студенческого самоуправления Колледжа;

Использовать во время занятий портативные компьютерные устройства (ноутбуки, планшетники, и т.д.) с разрешения преподавателя;

Осуществление перечисленных выше прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

2.2. Обучающиеся обязаны:

Выполнять Устав колледжа, настоящие Правила, приказы и распоряжения, издаваемые в Колледже;

Выполнять требования работников Колледжа в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции;

Добросовестно учиться, в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренных учебным планом и программами;

Посещать занятия (уроки) и мероприятия, предусмотренные расписанием и Планом воспитательной работы;

Знать и соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья в процессе обучения;

Проходить ежегодные медицинские осмотры;

Поддерживать чистоту в колледже, бережливо относиться к имуществу колледжа, строго соблюдать санитарный и противопожарный режим;

Оказывать содействие администрации, преподавателям, иным работникам колледжа в поддержании порядка и дисциплины;

Уважать честь и достоинство обучающихся и работников Колледжа;

Приносить, передавать или использовать в колледже оружие, спиртные напитки, табачные изделия и зажигательные принадлежности, токсичные и наркотические вещества и другие посторонние предметы, не имеющие отношения к учебному процессу;

Появляться в нетрезвом, наркотическом (токсическом) состоянии, курить в колледже;

Использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам и возгораниям;

Применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания, вымогательства;

Организовывать и (или) принимать участие в азартных играх;

Любые действия, причиняющие (несущие угрозу) вред здоровью, имущественный ущерб, а также унижающие честь и достоинство личности;

Пользоваться средствами мобильной связи во время занятий (уроков);

Прогуливать, а также опаздывать на уроки;

Любые действия, приводящие к срыву урока.

Отвлекаться на занятиях, заниматься делами, не связанными с образовательным процессом.

2.4. Поощрения

2.4.1. Обучающиеся колледжа могут поощрятся за:

Успехи в учебе;

Участие и победу в учебных, творческих конкурсах и спортивных состязаниях;

Общественно-полезную деятельность и добровольный труд на благо колледжа;

2.4.2. Колледж применяет следующие виды поощрений:

Объявление благодарности;

Награждение Почетной грамотой;

Занесение фамилии обучающегося на Доску почета колледжа;

Установление повышенной стипендия в соответствии с Положением о стипендии;

Награждение ценным подарком и/или денежной премией.

2.5 . Взыскания

2.5.1. Дисциплина в колледже поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к обучающемуся за нарушение им дисциплины, т.е. за дисциплинарный проступок.

2.5.2. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение обучающимся возложенных на него обязанностей (нарушение требований законодательства, Правил, Устава, инструкций, положений, приказов, распоряжений и др.).

2.5.3. За совершение дисциплинарного проступка применяются следующие взыскания:

Замечание;

Выговор;

Отчисление из колледжа по решению соответствующего педагогического совета.

2.5.4. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

2.5.5. До применения дисциплинарного взыскания с обучающегося запрашивается письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение обучающимся не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

2.5.6. Непредоставление обучающимся объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

2.5.7. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее, чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.

2.5.8. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2.5.9. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Если обучающийся отказывается ознакомиться с указанным приказом под роспись, то составляется соответствующий акт.

2.5.10 Правом привлечения к дисциплинарной ответственности обладают:

а) директор колледжа:

В отношении любого обучающегося колледжа;

б) руководители структурных подразделений в отношении обучающихся данного структурного подразделения:

2.5.11. Взыскание действует в течение трех месяцев со дня его применения.

Если в течение этого срока учащийся не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно.


Похожая информация.