Презентация на тему "Реформы Александра II". Работа в творческой группе по военной реформе. Учебно-методическое обеспечение урока

Открытый урок по истории по теме:

«Россия в эпоху великих реформ Александра II»

Еренкова В.М., преподаватель

истории

Белгород, 2014

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.

Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.

Задачи:

    образовательные:

проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;

познакомить студентов с личностью Александра II;

исследовать основные положения реформы 1861 года;

познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой

закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями

    воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей

    развивающие

способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;

способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.

Форма проведения учебного занятия : урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов

Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»

Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,

мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

План урока

Этапы Урока

Организационный момент:

Приветствие;

Отметка присутствующих;

Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);

Мотивация;

Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально).

Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу:

Проверка домашнего задания;

Разминка (опрос);

Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты);

Постановка проблемного задания.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Изучение нового материала:

1. Причины отмены крепостного права

2. Личность Александра Второго

3. Основные положения реформы 1861года

4. Великие реформы 60-70-х.годов

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест).

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф урока:

«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

I . Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.

Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)

Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .

Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.

Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.

Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.

С какими событиями вы связываете эту эпоху?

Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.

Разминка:

I . «Соотнесите: дата – событие».

1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)

1839-1843 в)финансовая реформа

1842 г)указ об обязанных крестьянах

1847-1848 д)казнь декабристов

1826 е)создание III отделения

1834 ж)создание Министерства государственных имуществ

1853-1856 з)подавление Венгерской революции

1839 и)Крымская война

1830-1831 к)восстание в Польше

л)создание «теории официальной народности»

II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д

III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »

Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.

Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)

Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?

Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.

Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :

Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»

Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».

Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?

Ответучащихся (можно предложить им соотношения):

1803 - Указ о вольных хлебопашцах.

1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.

1842 - Указ об обязательных крестьянах.

1847 – 1848 – Инвентарная реформа.

Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала

IV . Изучение нового материала.

Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)

Слова преподавателя:

- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.

Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.

Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.

- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)

Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.

Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).

Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).

Включение нового знания в систему знаний

Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов

-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:

А)личное освобождение крестьян

Б)наделение землей

В)выкупная сделка.

Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:

Временнообязанное состояние;

Личная свобода;

Уставные грамоты;

Мировые посредники;

Выкупная сделка;

Отрезки;

Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.

Обсуждение результатов работы группы

На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).

Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?

Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?

Чем объясняется их реакция?

Что думают изображенные на картине люди?

Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока

Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.

В чем же историческое значение реформы 1861г?

Правомерно ли эту реформу назвать Великой?

Студенты называют итоги:

    Покончено с крепостным рабством.

    30 млн. крепостных получили свободу.

    Россия стала на путь капиталистических отношений.

    Реформа создала условия для модернизации экономики.

    Способствовала изменению крестьянства.

    Стала переломным моментом в истории России.

    Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.

8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.

Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.

V. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант (Приложение №6).

VI .Рефлексивно-оценочный этап

Оценки студентам.

VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).

В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.

  • Предпосылки реформ Александра II.
  • Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
  • Реформы 1860 – 1870 гг.
  • Контрреформы Александра III.

Слайд 2

Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)

  • Слайд 3

    Предпосылки реформ

    • Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
    • Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
    • Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
    • Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
  • Слайд 4

    Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.

  • Слайд 5

    Эпоха «Великих реформ» Александра II

    • 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
    • 1864г. – земская реформа

    Реформа образования

    Судебная реформа

    Реформа печати

  • Слайд 6

    Подготовка реформы

    • Секретный комитет (1857-1858)
    • Главный комитет (1858-1861)
    • Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
    • Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
    • 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Правовое положение крестьян

    1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
    2. Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия

    Ограничения:

    • Сословная неравноправность крестьян
    • Крестьян не принимали на гос. службу
    • Сохранения телесных наказаний
    • Неразрывная связь крестьян с общиной
  • Слайд 9

    Земельные крестьянские наделы

    • Вся земля – собственность помещиков
    • Обязательное получение надела для крестьян
    • Земельный надел подлежал денежному выкупу
    • Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
    • Выделение крестьянам худших земель
    • Чересполосица
    • Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
  • Слайд 10

    Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар

    Слайд 11

    Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос

    Черноземная:

    - «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин

    - «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.

    Нечерноземная:

    - «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.

    - «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.

    - «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.

    1 десятина = 1,096 га

    Слайд 12

    Крестьянские повинности

    • 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
    • До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
    • За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
  • Слайд 13

    Выкуп наделов

    • Выкуп обязателен
    • Гарант выкупных платежей – крестьянская община
    • Выкуп – принудительный
    • 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
    • 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
  • Слайд 14

    Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    • 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
    • 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).

    33 руб.33коп.

    Слайд 15

    Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)

    Если оброк

    • 10 руб. в год
    • 10 р. – 6%
    • Х р. – 100%
    • Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
  • Слайд 16

    Выкупная цена земли

    Черноземная:

    Рыночная цена наделов – 284 руб

    Нечерноземная:

    Рыночная цена наделов – 180 руб

    По выкупным расчетам – 342 руб

    • Выкупная цена по всей земле – 867 руб
    • Рыночная цена всей земли – 544 руб
    • Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
  • Слайд 17

    Освобождение удельных и государственных крестьян

  • Слайд 18

    Условия реформы для удельных и государственных крестьян

    • Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
    • 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
    • 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
  • Слайд 19

    Последствия отмены крепостного права

    • Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
    • Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
    • 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
    • Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
    • 1861г. – волна крестьянского протеста
    • Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
  • Слайд 20

    Земская реформа

    • 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
    • Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
    • 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
  • Слайд 21

    Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.

    Слайд 22

    Городская реформа

    • 1870г. – «Городовое положение»
    • Цель – введение городского управления по типу земского

    509 городов

    • Городское выборное самоуправление
    • Городская управа возглавляла городскую думу
    • Городская дума избиралась на 4 года

    Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.

  • Слайд 23

    Судебная реформа 1864г.

    • Цель: разделение ветвей власти
    • Бессословный гласный суд
    • Равенство всех перед законом
  • Слайд 24

    Военная реформа

    1860 – 1870-е гг.

    Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии

    • Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
    • 15 военных округов подчинены только министру
    • 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
    • Предоставление льгот по образованию
    • Создание всесословных военных и юнкерских училищ
    • Перевооружение
    • Паровой флот
    • Совершенствование системы управления
  • Слайд 26

    Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

    • Начальное образование
    • Среднее образование
    • Высшее образование
    • «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
    • Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
    • «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
    • Прогимназии (4 года обучения)
    • Гимназии
    • Реальные
    • Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
    • Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
    • Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
    • Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
  • Слайд 27

    Внешняя политика Александра II

    • А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
    • Основные задачи
    • Отмена ограничений
    • Парижского договора 1856 г.
    • Укрепление международного авторитета 1870 г.
    • Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
    • Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
    • Лондонская конференция.
    • Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
    • «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
  • Слайд 28

    Политика на Дальнем Востоке

    • Китай
    • Айгунский договор 1858 г.
    • Пекинский договор 1860 г.
    • Граница
    • Япония
    • Симодский договор 1855 г.
    • Петербургский договор 1875 г.
    • Курилы – российские
    • Курилы – японские
    • Сахалин - российский
    • США 1867 г.
    • Продажа Аляски
  • Слайд 29

    Александр III (1881-1894)

    • 1 марта 1881 года Манифест
    • «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
    • Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
  • Слайд 30

    Политика в отношении сословий

    • Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
    • Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
    • Протекционизм в интересах отечественных промышленников
    • В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
  • Слайд 31

    Контрреформы

    • Печать и образование
    • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
    • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
    • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
    • Местное самоуправление
    • Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
    • Ограничены права и полномочия земств
    • Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
    • Судебная контрреформа
    • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
    • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
    • Ликвидированы мировые суды (1889)
  • Посмотреть все слайды

    УРОК 24. (2 часа)

    Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

    ЦЕЛЬ:

    1. Подвести к пониманию необходимости перемен в России, причин либеральных реформ, значение и последствия реформ.
    2. Дать представления о мотивах смены курса: от преобразований к контрреформам.

    Задачи:

    1. Характеризовать объективные и субъективные предпосылки и причины отмены крепостного права, последствия реформы, понять историческую необходимость дальнейшего реформирования, излагать суждения о причинах и последствиях контрреформ.
    2. Продолжить формирование умений делать анализ историческим явлениям России, историческим документам, рассуждать о достоинствах и недостатках реформ, сравнивать проведение реформ в России с аграрными реформами Австро-Венгрии, Германии, характеризовать правление Александра III, излагать суждения о причинах контрреформ.
    3. Способствовать пониманию бедственного положения большей массы населения страны, проникнуться важностью исторического переломного момента в истории России, понимать трудности русского народа на этом этапе.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Изучение новой темы.
    4. Закрепление новой темы.

    План:

    1. Земская и городская реформа.
    2. Судебная реформа
    3. Реформа просвещения.
    4. Военная реформа .

    Александр II не был либералом, но был реалистом. Убежденность в необходимости перемен подтвердило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.. Именно здесь обнажилась слабость и отсталость феодально-крепостнической системы.

    Вопрос: почему после отмены крепостного права, Александр II решает идти по пути дальнейшего реформирования?

    Цель заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

    Либеральные реформы:

    До земской реформы в России не было выборного местного самоуправления, а вопросы местного благоустройства и жизни населения решались или правительственными чиновниками, или местным помещиком.

    Земская реформа : разработана комиссией во главе с Милютиним.

    Принципы: выборность и бессословность.

    Положения:

    Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.

    Занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, народным образованием.

    Находились под контролем губернаторов (политической силы не имели)

    Большинство – дворяне и буржуазия.

    Задание: охарактеризуйте реформу:

    Ограничена, но земства приносили огромную пользу на местах.

    Городская реформа: в 1870 году.

    До данной реформы в городах было сословное местное самоуправление. Теперь создавалось бессословное местное самоуправление на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Городские думы стали подчиняться непосредственно Сенату, но губернаторы осуществляли контроль за деятельностью городских дум. Городские думы ведали городским хоз-вом.

    Фактически, власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.

    Судебная реформа: 1864 год. (Зарудный – юрист)

    Суд стал независимым, гласным, всесословным. Судебный процесс носил состязательный характер (обвинение – защита)

    Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий.

    Перемены коснулись судопроизводства по политическим делам.

    Задание: дать характеристику: Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной.

    В области образования:

    (развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования).

    Занимался министр просвещения Головин.

    Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям

    Новый устав – равенство в среднем образовании для всех сословий

    Разделение гимназий на классические и реальные.

    Появились женские гимназии (1862 г.)

    Принят устав университетов (выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, затем утверждение в министерстве просвещения).

    В 70- е гг. – начало женскому высшему образованию.

    В области печати – отмена предварительной цензуры.

    Военная реформа : причина – поражение в Крымской войне. Проведена в 60-70 гг. Министр Милютин.

    Новый военно-судебный устав

    Учреждены военные гимназии

    Расширилась сеть академий

    Вводилась всеобщая воинская повинность: мужчины с 20 лет, срок службы – 6 лет, 9 лет – в запасе. Для флота 7 лет, 3 года в запасе.

    Перевооружение армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой флот

    Вывод: Несмотря на непоследовательность, ограниченность, буржуазные (по характеру) реформы были шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Но – самодержавие оставалось неограниченным, национальное угнетение, всесилие помещиков оставались существенным тормозом на пути развития России.

    По ходу изучения, заполняем таблицу «Либеральные реформы 60-70-х гг»:

    Название реформы

    В чем прогрессивный характер реформы

    Какие феодальные пережитки сохранила

    Земская реформа

    Городская реформа

    Судебная

    Реформа просвещения

    Военная

    Предварительный просмотр:

    Урок 27-28.

    ТЕМА: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

    Цель урока: ознакомиться с общественным движением в России в 70-80-х годах XIX века, понять особенности идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России.

    Задачи:

    1. изучить радикальное общественное движение 70 – 80-х годов в России;
    2. выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
    3. дать оценку народническому движению;
    4. развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

    ПЛАН

    1. Зарождение революционного народничества.
    2. Идеология народничества.
    3. «Хождение в народ». Народнические организации:

    а) «Земля и воля» и её раскол;
    б) «Народная воля»: охота на царя.

    1. Зарождение революционного народничества.

    Ход реформы, её половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определённая часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ как у крестьян, так и у части интеллигенции.
    Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно.
    Революционно настроенные представители общества стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.
    В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников.

    Любое дело надо подготовить теоретически.
    Идейным вождём революционного движения в России в начале 60-х годов стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру.
    Всё же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике». Роман стал своеобразной библией для революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации.
    Эти мысли были высказаны революционером и раньше, а в 1861 - 63 годах действовала первая тайная организация разночинцев «Земля и воля». Затем были ишутинцы, чайковцы (инициаторы «хождения в народ») и группа Нечаева.

    Мы коротко рассмотрели 1 пункт плана. А сейчас, чтобы подытожить сказанное, ответим на вопрос:
    - Какие факторы повлияли на рост революционного движения и на зарождение революционного народничества в 60-е годы?

    Ответ: 1. недовольство половинчатостью проводимых либеральных реформ
    2. Идейное влияние на общественное движение пропагандистов – революционеров Чернышевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва.

    А теперь в качестве вывода по 1 вопросу запишем определение народничества.
    Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

    Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

    1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

    2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

    3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

    2. Идеология народничества. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е годы стали Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Пётр Ткачёв.
    Они соответственно возглавили три течения революционного народничества.
    - Где главное расхождение? (по определению методов).

    Бунтарское

    Пропагандистское

    Заговорщическое

    Идеологи

    М.А. Бакунин

    П. Л. Лавров

    П.Н. Ткачёв

    Взгляды
    и цели

    Отрицание государства и централизованного управления сверху

    Справедливое социалистическое государство

    Установление всеобщего равенства

    Методы

    Народный бунт.
    Интеллигенция должна разбудить народ

    Народная революция.
    Крестьяне не готовы к революции. Нужна длительная подготовка – пропаганда. Создание революционной организации.

    Агитация не даёт результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок революции.

    Общие
    черты

    Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

    Базис социализма – крестьянская община.

    Главная задача – построение социалистического общества.

    организующая сила – революционная партия.

    Идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, Н.Г. Чернышевского, развитые М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачёвым, стали основой деятельности революционных народнических организаций.

    1. «Хождение в народ». Народнические организации. Итак, движение народников получило идеологическую платформу, прошло теоретическую подготовку.

    Как же воплощались эти идеи на практике?

    В 1874 – 1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, ветеринаров, землемеров, учителей, инженеров, мастеровых людей разбрелись по России, проникнув в самые глухие её уголки.
    Они толковали на досуге с крестьянами о революции и социализме, призывали готовиться к восстанию. Крестьяне слушали с опаской, часто сдавали пропагандистов полиции, иногда расправлялись с ними сами.
    Самоотверженность народников вызвала симпатию у образованной части общества. Но само движение, длившееся несколько лет, закончилось провалом.
    И тогда многие руководители народничества решили развернуть террор.

    Народники решили привести власть в состояние растерянности, что ослабило бы государственный порядок и облегчило главную задачу – свержение самодержавия.
    Заметим, что «хождение в народ» считается первым этапом в движение народничества, и его называют «летучей пропагандой», второй этап – оседлая пропаганда и террор.

    В 1876 г. возникла организация «Земля и воля». Название было взято в честь революционного объединения 60-х годов. Вторая «Земля и воля» объединила около 200 человек. Её видные представители: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, С. Кравчинский.
    - Первая проба сил у новой «Земли и воли» состоялась в Петербурге 6 декабря 1876 года в Николин день у Казанского собора. (Большая часть членов «Земли и воли» выступала за дезорганизаторские методы; предполагала уничтожение наиболее вредных чиновников – индивидуальный террор. Сами народники, совершая террористические акты, считали, что осуществляют правосудие.

    Почему революционеры обратились к тактике террора? (Все предыдущие методы борьбы не приросили ощутимого результата; тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устрашить правительство, дезорганизовать его; правительство станет слабым и с ним будет легко бороться)


    1866 г. – первый выстрел студента Каракозова в царя.

    1878 г. – молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. Суд присяжных во главе с известным юристом Кони оправдал Веру Засулич. Это имело тяжёлые последствия. Произошёл моральный сдвиг: можно совершить преступление и быть оправданным. Дело Веры Засулич подтолкнуло молодых революционеров к террору.
    Террор (от лат. страх, ужас) – применение крайне жестоких методов политического запугивания, вплоть до физического уничтожения противника.
    1878 г. – громкое дело, связанное с убийством ножом С.Кравчинским шефа полиции Н. Мезенцева.
    26 августа 1878 г. наиболее активные члены группы «Земля и воля» на съезде в Липецке выносят смертный приговор императору Александру II.

    Раскол «Земли и воли».
    Г. В. Плеханов выступает против террора и в августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации:
    «Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым и «Народная воля», где руководили Михайлов, Желябов, Перовская, Фигнер, Морозов, Фроленко – это Исполнительный комитет.

    Взгляды и тактика членов «Народной воли» и «Чёрного передела»

    «Народная воля»

    (1879-1883 гг.)

    «Чёрный передел»

    (1879-1881 гг.)

    Представители

    А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер

    Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,
    П.Б. Аксельрод

    Цели

    Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу.

    Установление социализма. Свободное общинное самоуправление.

    Методы

    1. Пропаганда и агитация.
    2. Разрушение и терроризм
    3. Организация тайных обществ.
    4. Совершение переворота.

    1. Противники тактики заговора и террора.
    2. Пропаганда среди рабочих – экономические требования, демократические свободы.

    «Народная воля» начинает настоящую охоту на царя. Руководители организации были убеждены, что смерть царя послужит сигналом для крестьянской революции.

    Продолжим хронологию покушений. Ноябрь 1879 г. – Александр II возвращался из Крыма в Петербург. Народники проявляют фантастическую изобретательность.
    Три группы террористов рассредоточили свои силы так. Первая – М. Фроленко и
    Т. Лебедева – устроились на работу железно – дорожных сторожей близ Одессы. Но поезд последовал не через Одессу, а на Александровск.

    Здесь императора ждала вторая группа народовольцев во главе с Желябовым. Он под видом купца у самого ж.д. полотна якобы обустраивал землю под кожевенный завод. Но заложенная под полотно бомба не разорвалась. К делу подключилась третья группа во главе с Софьей Перовской. В 7 км от Москвы совершён подкоп под полотно. Но был взорван не тот поезд.

    Зима 1879-80 гг. – подготовка взрыва в зимнем дворце. Степан Халтурин устроился краснодеревщиком во дворец и понемногу носил динамит в комнату столяров, которая находилась под царской столовой. Было накоплено 32 кг динамита.
    Взрыв намечался на 5 февраля, когда вся царская семья должна была собраться в столовой. Но обед перенесли на более позднее время. Пострадала прислуга и охрана: убито 10 человек, ранено 53. Желябов готовил новый взрыв, но его арестовали. Исполком «Народной воли» решил ускорить покушение.
    1880г. – Одесса. Бомба взорвалась в руках террориста.

    Покушение на Александра II.1 марта 1881 года император направился на развод войск в Михайловский замок. Он вновь меняет маршрут следования. Но народовольцы на всех путях возможного следования расставили бомбометателей.

    Бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр был смертельно ранен и через девять часов скончался.
    Почти все члены исполкома «Народной воли» арестованы.
    Желябов, Перовская, Михайлов, Рысаков, Кибальчич в апреле 1881 года повешены в числе 22 народовольцев.
    - Так были ли народовольцы героями? И кому принадлежит фраза?
    (Перовская – дочь губернатора Петербурга, Желябов был арестован до убийства царя, но настоял, чтобы его судили вместе с обвиняемыми).

    4. Последствия народнического движения.

    «Хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ, крестьян к революции. Народ был ошеломлён, жалел царя.

    Очередная волна революционного движения в России закончилась реакцией царского правительства, репрессиями и контрреформами Александра III.

    Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

    Движение народников способствовало появлению первых рабочих организаций в России.

    Подведение итогов.
    - А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

    Народники считали, что капитализм в России - явление чуждое; у России свой путь.

    Будущее России – социализм, минуя капитализм.

    Руководящая сила крестьянства – партия революционеров – профессионалов.

    Посмотрите на новые слова. Все ли они вам понятны. Значит, теперь они должны быть в ваших ответах по истории.

    БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    (1814 – 1876)
    - идеолог анархического течения народничества, революционер. Происходил из просвещённой дворянской семьи. В Санкт – Петербурге окончил артиллерийское училище и несколько лет служил в армии. Потом переселился в Москву и стал посещать студенческие кружки.

    Позже выехал в Германию для обучения в Берлинском университете.
    Стал видным идеологом анархизма европейского масштаба.
    Бакунин активно участвует в буржуазно – демократических революциях 1848-49 годов в Европе, за что в нескольких странах был приговорён к аресту. Австрийские власти выдают его России, и он 6 лет проводит в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Затем с 1857 года – 4 года в ссылке в Сибири, откуда бежит за границу и больше не возвращается на родину.
    Несколько лет Бакунин сотрудничает с Герценым и Огарёвым в журнале «Колокол», но расходится с ними во взглядах.
    Открытую борьбу Михаил Александрович вёл с Карлом Марксом в I Интернационале. Маркс считал неизбежным переход капиталистического общества к коммунистическому в ходе социалистической революции. Главной силой революции должен быть пролетариат, который установит свою власть – диктатуру пролетариата.
    Бакунин считал любое государство высшим злом, так как любая власть несправедлива, стремится к эксплуатации и неравенству.
    По мысли Бакунина, нужно свободное общество, где осуществлялось бы самоуправление народа.
    Крестьяне в ходе революции должны смести старую власть и государство.
    Нужна только искра, чтобы прокатилась серия бунтов. Эта искра – интеллигенция, народники.
    М. А. Бакунин создавал тайные анархические организации в Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Его идеи в 70-е годы были самыми популярными.
    В настоящее время идеи Бакунина распространены в некоторых странах Африки.

    ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
    (1823 – 1900)
    - стал идеологом пропагандистского течения в народничестве.
    Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных заведениях. Дослужился до чина полковника.
    В 1862 году сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля»
    Потом, будучи причастным к покушению Каракозова, был выслан в Вологодскую губернию.
    В 1870 году Лавров бежал в Париж, где активно участвовал в деятельности парижской коммуны. Четыре года редактировал революционный журнал «Вперёд!»
    В конце своей жизни отошёл от политической деятельности, занялся социологией, философией, историей и педагогикой.
    Пётр Лаврович считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотные и забитые крестьяне не в состоянии сразу понять идеи социализма.
    Такую подготовку должны осуществить лучшие, «критически мыслящие личности».
    Они должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь народу уяснить его потребности и силу.
    Построив справедливое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу.

    ПЁТР НИКИТИЧ ТКАЧЁВ
    (1844 – 1885)
    - являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье. Обучался на юриста в Петербургском университете. Как зачинщик студенческих волнений был заключён в Петропавловскую крепость, выслан в Псковскую губернию, откуда бежал за границу.
    Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперёд!». После разрыва с Лавровым издавал газету «Набат». В конце 1882 года заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.
    Ткачёв верил в возможность революции как результат тайного заговора строго законспирированной и дисциплинированной группы революционеров.
    Пропаганда ничего не даст. Цель организации – быстрый захват власти после того, как существующая власть будет расшатана путём террора. Разрушение государства невозможно, старые государственные формы надо заменить на новые.
    Идею насильственного свержения власти взяла на вооружение террористическая организация «Народная воля».

    Предварительный просмотр:

    УРОК 23.

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГГ.

    Цель: познакомить учащихся с переменами, произошедшими в стране после смерти Петра I.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Изучение новой темы.
    4. Закрепление новой темы.

    План:

    1. Перемены в системе центрального управления.
    2. Укрепление позиций дворянства.
    3. Политика в отношении крестьян.
    4. Городское управление.
    5. Политика в отношении казачества.
    6. Политика в области мануфактурного производства.

    По ходу урока заполняем таблицу :

    МОНАРХИ РОССИИ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. (1725-1762 гг.).

    Сроки правления

    Кто правил

    Екатерина I Алексеевна, вдова Петра I (умерла от чахотки – предположительно)

    Петр II Алексеевич, внук Петра I

    (умер от оспы)

    Анна Иоанновна, племянница Петра

    (умерла своей смертью)

    Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I, регентша Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I

    (низложены гвардией)

    Елизавета Петровна, дочь Петра I

    (умерла своей смертью)

    Петр III, внук Петра I по матери и шведского короля Карла XII по отцу (низложен гвардией, умер в Ропше 7 июля 1762 г.).

    Проведены за данный период ряд мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

    1726 год – создание Верховного тайного совета – во главе императрица (формально). Доверила работу Меньшикову.

    Прежние функции Сената отменены . Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

    Петр II пытался отменить все реформы Петра I.

    Анна Иоанновна в 1730 году издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Вместо него создала Кабинет министров (3 человека) назначались императрицей.

    УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

    В 1731 году – создана Канцелярия тайных розыскных дел (ведала гос. преступлениями).

    Елизавета Кабинет министров отменила, восстановила Сенат . В его ведении: иностранные, военные, морские дела. Восстановлена деятельность коллегий. Во 2/п 50-х гг. создана Конференция при высочайшем дворе (выше Сената = Верховный совет + Кабинет министров).

    Политика в отношении дворян:

    Позиции дворян окрепли при Екатерине I. Гвардейцам за поддержку дарованы земли. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хоз-в.

    Правление Петра II – тяжелый период. Ставка на боярскую аристократию.

    После переворота Анна отблагодарила дворян за поддержку. Обязательная служба – 25 лет, один сын освобождается. Отменен указ Петра о единонаследии (право дворянам завещать самим свои поместья).

    При Елизавете привилегий больше:

    Участники переворота – получили деньги и дворянские звания.

    Освобождены от телесных наказаний розгами и кнутом.

    Право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь.

    Петр III в 1762 году принял МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ»: освобождены от обязательной службы государству.

    Дворянство стало особым, привилегированным сословием: почти полностью отсутствовали обязанности (отрицательно сказывалось на развитии гос-ва).

    Политика в отношении крестьян:

    Ужесточилась. Помещикам разрешалось применять к крестьянам любые карательные меры. Имели право продавать к-н в рекруты. За крестьян помещик приносил присягу монарху.

    1731 г. – к-не лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году было запрещено заводить суконные фабрики.

    Помещики имели право сами определять меру наказаний за побег к-н (с 1736 г.), ссылать к-н в Сибирь (с 1760 г.), ссылать на каторгу.

    Крестьянские наделы сокращались, т.к у помещика было право расширять свои территории за счет к-н.

    Росли повинности в пользу помещиков. Барщина увеличилась до 6 дней в неделю.

    Усилилось разорение кр-ких хоз-в. К-не чаще бежали в районы Волги и Дона, поднимали бунт.

    Городское самоуправление: началась перестройка органов местного самоуправления.

    1727 год – ликвидирована петровская система местного самоуправления (сокращен аппарат управления). В городах введены должности воевод (для управления), главный магистрат упразднен, а местные подчинялись воеводам. Власть воевод стала единоличной. Чиновный аппарат перешел к взятничеству (перестал получать гос-ное жалование).

    Казачество: политика расслоения. Зажиточные казаки по указу 1735 года освобождались от повинностей 9искл. – военная служба). Рядовые казаки - = к к-нам.

    Самоуправление на Украине ограничивалось. Гетман – во главе.

    Мануфактурное пр-во:

    Сокращалось число свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах. В 1736 году к мануфактурам официально были прикреплены крепостные.

    У предпринимателей было два источника пополнения рабочей силы:

    Покупка кр-н

    Приписка к заводам государственных крестьян.

    В ноябре 1741 года «работные регулы» - правила работы на мануфактурах.

    Рост мануфактурного производства – отмена внутренних таможен и учреждение государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

    Но свободных рук мало.

    Политика непоследовательная и малорезультативная. Политика была направлена на усиление позиций дворянства.

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Петр III. Причины свержения.

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Раскройте причины дворцовых переворотов.

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    На что направлена деятельность «верховников»?

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Петр III. Причины свержения.

    Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

    Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?


    Цель урока: сформировать у учащихся представление о новом императоре, Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права

    Задачи урока.

    1. Какие причины, субъективные или объективные, стали приоритетными у императора, в понимании необходимости отмены крепостного права.

    2. Как велась подготовка к проведению реформы?

    3. Продолжить формирование у учащихся основных навыков и умений работы с историческими источниками.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал с историческими источниками.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя:

    18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. О настроении правящих кругов в связи со смертью Николая I наиболее ярко свидетельствовало мнение императрицы Александры Федоровны: "Господь его взял, чтобы его избавить от ужасных вещей!". Слайд 1. Презентация

    Формулируется тема урока звучит цитата Герцена. В феврале 1858 г. А.И. Герцен писал в "Колоколе": "Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось - все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут".

    Итак, тема нашего урока “Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права”. Слайд 2

    Учитель формулирует проблему: слайд 3.

    1. Какой же человек вступил на российский престол?

    2. Был ли он способен провести в стране назревшие реформы?

    3. Как велась подготовка к проведению реформы?

    Возможно, ребята поставят и другие вопросы.

    Итак, Александр Николаевич Романов появился на свет в Кремле 17 апреля 1818 года, в среду на Святой неделе. Родители – великий князь Николай Павлович и его супруга Александра Федоровна.

    Будущий воспитатель Александра II великий русский поэт Василий Жуковский так откликнулся на рождение малыша:

    Лета пойдут; подвижник молодой
    Откинувши младенчества забавы,
    Он полетит в путь опыта и славы...
    Да встретит он обильный честью век,
    Да славного участник славный будет,
    Да на чреде высокой не забудет
    Святейшего из званий – человек!... Слайд 4

    Александр получил хорошее образование. Наставником его был В.А. Жуковский, воспитателем - К.К. Мердер, боевой офицер, израненный в кампаниях 1805 и 1807 годов, гуманного и кроткого, с честными и разумными взглядами, среди учителей - М.М. Сперанский(законодательство), К.И. Арсеньев (статистика и история), Е.Ф. Канкрин (финансы), Ф.И. Брунов (внешняя политика). Слайд 5

    Несмотря на то, что по своим воззрениям новый император не являлся либералом, да и по складу характера едва ли годился на роль преобразователя, тем не менее именно он стал одним из самых великих реформаторов в истории России. Именно такую роль предопределил ему весь предшествующий ход исторических событий.

    Согласно журналу Государственного совета за 19 февраля 1855 года, в своей первой речи перед членами Совета новый император сказал, в частности: “<…> Мой незабвенный Родитель любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только её пользе. <…> В постоянных и ежедневных трудах Его со Мною, Он говорил Мне: “хочу взять Себе всё неприятное и всё тяжкое, только бы передать Тебе Россию устроенною, счастливою и спокойною”. Провидение судило иначе, и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: “Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот”. Слайд 6

    Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

    Идет устная работа с классом. Учащиеся отвечают с места.

    Следует отдать должное новому императору - он воспринял эти тревоги, осознал нависшую над страной опасность. Вопреки своим консервативным убеждениям Александр Николаевич стал на путь осуществления кардинальных реформ, отказавшись от принципов политики своего отца.

    В ряду необходимых реформ первое место принадлежало ликвидации крепостного права.

    Вспомним, когда и кто из предшественников пытался решить этот вопрос? Слайд 7

    Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву?

    Ученики обсуждают цитаты из документов. Приложение I.

    Инсценировка беседы великих русских писателей о крепостничестве в России. Роли распределяются непосредственно в классе. Приложение 2.

    Каковы же были причины отмены крепостного права. Слайд 7

    Возможные ответы:

    1. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.
    2. Массовые выступления крестьян.
    3. Изменение атмосферы в обществе.
    4. Социально-экономическая отсталость России.

    Совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

    Учитель: Отмена крепостного права - неизбежна. Но это нелегко. Слайд 8

    Сторонники реформаторской деятельности императора?

    1. Брат императора великий князь Константин Николаевич.
    2. Великая княгиня Елена Павловна.
    3. Я.И. Ростовцев.
    4. Д.А. Милютин.
    5. Ю.Ф. Самарин.

    30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. В своей речи Александр II произнес следующее: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,- и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу” Слайд 9.

    Вопрос учащимся: Почему Александр II добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?

    Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы.

    Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

    Задание. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Слайд 10

    Учащиеся сравнивают эти письма и отвечают на поставленные вопросы.

    Два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие с поры: земля и выкуп.

    Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император? Это тема уже следующего урока.

    Подведем итоги изученного на уроке материала. Слайд 11

    На основе изученного, на уроке материала подбери 1-2 слова характеризующие, что представляла Россия накануне отмены крепостного права по следующей структуре, сделайте вывод: слайд 12.

    Домашнее задание: учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина параграф 19, сравнить помещичьи проекты крестьянской реформы Позена и Унковского, какой проект был более либеральным, какой более революционным. Какой бы проект отмены крепостного права составили бы вы свой ответ обосновать.

    Приложение 1

    Документ 1.

    По некоторым подсчетам в 1850 г. по сравнению с 1840-ми чистые сборы хлеба и картофеля на душу населения у помещичьих крестьян снизились в Северо-Западном районе на 8%, в Центрально-Черноземном – на 16%, в Западном на 22% и в Юго-Западном на 30%. К 1859 г. 65% помещичьих крестьян были заложены в кредитных учреждениях, а на помещичьих имениях числилось только казенных долгов более чем на 425 млн. рублей серебром. (Чунтулова В. Т. Экономическая история России. М. , 1987. с. 77).

    Документ 2.

    …. Ожидание предстоящей свободы сильно выразилось в 1856 г., причем крестьяне целыми иногда селениями…отказывались исполнять господские работы, высказывая желание поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. …Кроме того, в минувшем году было 8 случаев нанесения крепостными людьми побоев помещикам, 1 – убийство управляющего и 1 – нанесения ран (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980. С. 6–7)

    Документ 3.

    “Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены– и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы…Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой”.

    “…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству”. (“При дворе двух императоров. Воспоминания”)

    Приложение 2

    Отношение писателей к крепостному праву

    Л.Н.Толстой: Вы знаете, Михаил Евграфович, в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения.

    М.Е.Салтыков-Щедрин: Это лишний раз доказывает, Лев Николаевич, что помещики сидят на вулкане.

    Л.Н.Толстой: Думаю, в ближайшее время Россия может перейти в разряд второстепенных держав.

    Н.А.Некрасов: Крепостное право слишком похоже на рабство. Это же безнравственно.

    Л.Н.Толстой: “Нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его… Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены – пожар”.

    М.Е.Салтыков-Щедрин: В 1858 году назначили меня вице-губернатором в Рязани, а с 1860-1862 года являлся вице-губернатором Твери. Считаю, что дело всех честных граждан помочь правительству последовательно пресекать действия цепляющихся за свои права крепостников. Вятский опыт мне подсказывал, что и правительство, и чиновники всех регионов горой стоят за помещика. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет!”.

    Н.А.Некрасов: Полностью согласен с вами, Михаил Евграфович. Мы, писатели, это особенно чувствуем. “Каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких унижений, то мотивы для своих стихов беру из их среды. ”В одном убежден, вечно так продолжаться не может. Настанет время, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу.

    Расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ через работу с историческим источником и презентацией.

    Формировать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, учить работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки.

    Развивать критическое, аналитическое мышление

    Воспитывать коммуникативные умения работы в группе.

    Оборудование и материалы к уроку: компьютерный класс, проектор, презентация «Эпоха Великих реформ Александра II., электронный тест, тексты документов, таблица «Рефлексия и самооценка учащихся».

    Фундаментальные образовательные объекты: Отмена крепостного права, военная, земская, городская, финансовая реформы, реформа образования.

    Главная проблема урока: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы – необходимость реформ?

    Ход урока:

    Организационный момент. 2 мин.

    Постановка целей и задач. 3 мин.

    Итак, сегодня у нас урок-практикум. Тема-«Эпоха Великих реформ Александра II ». Слайд №1

    Наш класс работает по микрогруппам, ведущим изучение исторических документов с целью отбора материала для написания учебника.

    Цель: Расширить и обобщить знания о причинах, сути и значении Великих реформ Александра II.

    Задача: учиться анализировать документы эпохи, соотносить с уже имеющимися знаниями, делать целеполагание, работать в микрогруппе.

    Эпиграфом к уроку будут слова Александра II «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу».

    Позже, накануне Первой Мировой войны, Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва. В Европе будут много размышлять о причинах «Русского экономического чуда», начнут называть его «отцов». Связано ли это с Александром II и его реформами.

    Главная проблема урока (слайд №2): Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы — необходимость реформ. В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (слайд №3):

    Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?

    Каковы основные направления реформ.

    Каково значения и последствия проведенных реформ.

    3. Инструктаж микрогрупп. Каждая группа получила исторические документы для изучения материала в качестве домашнего задания. Откройте на мониторе документ «Алгоритм». Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документа. По ходу работы заполните, пожалуйста, таблицу.

    Во второй колонке запишите цель вашего исследования. Время выполнения 5 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой результат исследования сравнит со слайдами презентации

    Работа в группах.5 мин.

    Взаимообучение 20 минут. (Слайд №3)

    Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 23rd Июль, 2015
    Вы находитесь: