Зачем люди летают в космос. «Зачем летают в космос». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Презентации к уроку

Класс: 1

Презентации к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.






































Назад Вперёд

Цели урока:

  • Расширить представления детей о космонавтике. Выяснить, зачем люди летают в космос.
  • Познакомить с искусственными спутниками Земли и их значением для человека, первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

  • модели ракет-носителей "Союз" и "Протон", фотографии и иллюстрации космических запусков, художественная литература и журналы, детские рисунки на космическую тематику;
  • ИКТ - мультимедийная презентация: демонстрация современных достижений ракетно-космической техники, стартовых комплексов и космических пусков, фотографий космонавтов.
  • песня в формате MP3: "Ода Байконуру", автор и исполнитель Тарас Ворона.

Ход урока

Презентация 1. Слайд 1. Фотозаставка. Тема урока.

1. Организационный момент. Вступительное слово и сообщение темы занятия.

Вопрос: Посмотрите, ребята, на оформление класса, вспомните, какая дата приближается. Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

На уроках знакомства с окружающим миром мы с вами говорили о том, как человек учился летать. Давайте вспомним, на чем, с помощью каких приспособлений люди пытались подняться в небо?

Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. На чем только не летали к Луне, Солнцу и звездам герои сказок и легенд: на летучих мышах и коньке - горбунке, на коврах - самолетах и волшебных стрелах.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные просторы, был великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он говорил: "Земля - наша колыбель, но нельзя же вечно жить в колыбели".

Создать космическую ракету оказалось делом невероятной трудности. Сегодня наш классный час о том, как человек проложил себе дорогу в космос, о людях, которые делали первые шаги в космическое пространство, о современных достижениях космонавтики.

12 апреля наша страна, а вместе с ней и весь мир, отмечает День космонавтики - большой всенародный праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.

2. Работа над темой урока.

Начало космической эры.

Вопрос: Знаете ли вы, как была открыта космическая эра, кто первым побывал в космосе?

Космическая эра была открыта более 50 лет назад, 4 октября 1957 года. В этот день в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Он представлял собой шар диаметром 58 см, весил 86 кг и был снабжен четырьмя антеннами, работающими от батареек. (Демонстрация первого искусственного спутника в музее космодрома (книга, фотография).

Животные в космосе.

Прежде чем в космос полетел первый человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми "космонавтами" - разведчиками были мыши, собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и многому другому. Первой в космос отправилась собака Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Человек в космосе.

В 1960 году в Центре подготовки космонавтов отряд из 12 человек начал готовиться к полету в космос. Работали упорно, самозабвенно. С полной отдачей сил. Каждый хотел полететь в космос первым.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане стартовал космический корабль "Восток", на борту которого находился человек. Обогнув Землю, корабль приземлился на волжской земле под Саратовом.

Первым в мире космонавтом стал Юрий Гагарин.

Слайд 2 - демонстрация фотографии Ю. Гагарина,

Ночью перед полетом Юрий Гагарин проспал 8 часов, проснулся бодрым и спокойным. Он был уверен, что все будет хорошо. В положенное время Гагарин поднялся на корабль. Взревели двигатели ракеты мощностью в 20 миллионов лошадиных сил. В момент отрыва ракеты от стартового стола земляне услышали знаменитое гагаринское: "Поехали!" Космический корабль "Восток" устремился ввысь. На трехсоткилометровой высоте "Восток" вышел на орбиту. Он мчался вокруг Земли со скоростью 28 тысяч километров в час. Полет продолжался 108 минут. Корабль совершил полный виток вокруг земли и плавно опустился в заданном районе.

Так началась эра пилотируемых полетов в космос.

Ликованию людей не было конца. Они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.

Проложив дорогу в космос другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним, окончил Военно-воздушную академию.

К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от нее остался навсегда - и на земле, и в космосе. В этом году исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос.

Выходят чтецы.

Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие даты отмечают все люди. Именно к такой дате относится день 12 апреля 1961 года. С того праздничного утра началось освоение космоса. Сегодня все более мощные ракеты поднимаются к звездам. Но чем дальше уходит от нас год первого полета человека в космос, тем громче, торжественней звучит имя первопроходца Вселенной.

Рассвет еще не значит ничего,
Обычные "Последние известия",
А он уже летит через созвездия,
Земля проснется с именем его.

Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной,
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!

Помнит Земля,
Подвиг ценя,
Звонкий апрельский возглас:
"Как ты, Заря?
Слышишь меня?
Вижу открытый космос!

Был человек очень земной,
Самый обыкновенный.
В смелый разбег
Послан страной
"Здравствуй!" - сказал Вселенной.

После первого полета Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Всё они делали впервые. С огромным риском для жизни. К сожалению, не все остались живы, но их дело продолжили другие. С каждым новым полетом усложнялись программы, задания космонавтам. Но герои честно и добросовестно выполняли свою работу.

Слайд 3 - фотография Г. Титова

6 августа 1961 года на корабле "Восток - 2" в космос полетел Герман Титов. В отличие от Юрия Гагарина он совершил 17 витков вокруг Земли. Этот полет был первым в мире многовитковым полетом. Его цель - проверить, как действует на организм человека невесомость. Герман Титов по праву считается космонавтом № 2, он первым вышел в открытый космос.

Слайд 4 - фотография В. Терешковой

А через 2 года, 16 июня 1963 года в космос отправилась первая в мире женщина космонавт Валентина Терешкова.

За время космической эры много космонавтов побывали в космосе, но эти были первым, поэтому их и называют пионерами космоса.

Вопрос: Каких еще космонавтов, кроме названных, вы знаете? (демонстрация в книге фотографий отряда космонавтов).

Подготовка космонавтов к старту.

Вопрос: Какими качествами и свойствами характера должен обладать будущий космонавт?

Знаете ли вы где и как тренируются космонавты, чтобы быть готовыми к космическим т полетам?

В процессе длительной и напряженной предполетной работы на Земле космонавты тщательно готовятся к выполнению всех этих многотрудных обязанностей. И большая их часть проходит во всемирно известном Звездном городке в Подмосковье, в Центре подготовки космонавтов, который сегодня носит имя Ю.А. Гагарина (демонстрация фотографии Звездного городка).

В физическую подготовку космонавтов включаются интенсивная утренняя зарядка, игра в футбол, волейбол, баскетбол, акробатика, бег, плавание, прыжки в воду, езда на велосипеде, силовые упражнения на спортивных снарядах.

В подготовке космонавтов используется целый ряд специальных тренажеров, имитирующих работу на космических кораблях в состоянии невесомости.

ИКТ - демонстрация слайдов подготовки космонавтов в Звездном.

5 слайд - Для тренировок космонавтов используют тренажер - центрифугу. В этой огромной, 18-метровой кегле создаются перегрузки, которые космонавт испытывает во время полета. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом.

6 слайд - Опытные тренеры, инструкторы и врачи тщательно наблюдают за тренировками, контролируют нагрузки. Смотрят, как реагирует организм человека при различных нагрузках на специальных тренажерах: это сурдокамеры, вращающиеся кресла, качели, стенды, термокамеры, барокамеры, центрифуги, проверяют надежность скафандров.

Вопрос: А как же питаются космонавты в космосе?

Слайд 7 - демонстрация слайдов с изображением продуктов питания космонавтов.

В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.

Подготовка космического аппарата к пуску.

Пока космонавты тренируются и готовятся к полетам, тысячи других специалистов готовят к стартам в космические дали ракеты-носители и другие космические аппараты.

Все знают, что самолету для взлета нужен аэродром, ракета - носитель с очередным спутником Земли или космическим кораблем стартует с космодрома.

Космодром - очень сложное многоплановое сооружение, с большим количеством сложных технических устройств. В нашей стране существовало несколько космодромов: Капустин яр в Астраханской области, Мирный в Архангельской области, Свободный в Амурской области, Байконур в Казахстане. Сегодня функционируют только два космодрома: Мирный в Архангельской области и Байконур в Казахстане.

Слайд 8 - слайды сборки КА в МИКе.

С завода космические аппараты и ракеты-носители доставляются на космодром в виде отдельных блоков. Их сборка происходит в монтажно-испытательном корпусе. Это здание длиной более 150 и шириной более 70 метров, высотой с 12-ти этажный дом. Сегодня в современных МИКах можно производить сборку нескольких ракет одновременно.

Именно в монтажно-испытательном корпусе ракета приобретает знакомый нам по экранам телевизоров вид.

ИКТ - демонстрация слайдов вывоза ракеты на стартовый комплекс.

9 слайд - Из монтажно-испытательного корпуса по железнодорожным рельсам космический аппарат доставляется на стартовую позицию.

10 слайд - Территория, где готовят ракету к запуску, больше московского стадиона Лужники.

ИКТ - демонстрация слайдов установки ракеты на стартовом столе.

11 слайд - Здесь ракета устанавливается вертикально на прочное железобетонное сооружение.

12 слайд - После установки ракеты на стартовой площадке проводятся предстартовые комплексные испытания ракеты-носителя и космического аппарата, производится заправка топливом. По команде топливо поступает в камеры двигателей. Включаются бортовые системы управления.

Космический аппарат отправляется в космос.

ИКТ - демонстрация слайдов пуска ракеты.

13 слайд - Зажигание! Объявляется минутная готовность. На космодроме все затихает. Кажется, что слышно как на вершине ракеты бьются человеческие сердца.

Зрелище старта никого не оставляет равнодушным!

По громкой связи над космодромом раздаются одна за другой четкие команды руководителя полета:

  • Ключ на старт!
  • Протяжка один!
  • Продувка!
  • Предварительная!
  • Промежуточная!
  • Главная!

14 слайд - Старт! В газоход устремляется водопад огня, и могучий грохот разносится по степи. Как будто рядом выстрелили, но звук выстрела не прекращается. Ракета окутывается красноватым дымом.

15 слайд - Подъем! Грохот нарастает, двигатели выходят на предельные режимы, раздвигаются опорные фермы, ракета медленно, очень медленно, опираясь на огненный столб, отрывается от Земли:

16 слайд - Поехали! :поднимается над стартовым столом и устремляется в небо. Рокочущие двигатели первой ступени извергают столько огня, что на мгновение слепнешь, пламя намного ярче солнца! И грохот стоит несусветный, как будто рядом происходит извержение вулкана:

17 слайд - В полете! И вот она уже вся как на ладони, показалась над стартом. Ракета быстро набирает скорость, еще мгновение - и она превратится уже в звездочку, звездочка, уменьшаясь, исчезнет в высоте:

На космодроме опять тишина. Только запах гари да раскинутые фермы стартового стола как бы тяжело и спокойно дышат, совершив тяжелую работу, отправив новый экипаж в космос. Через несколько минут по радио объявят: "Космический корабль вышел на заданную околоземную орбиту".

В первые секунды после старта полет контролируется командно-измерительным комплексом космодрома. После выхода космического корабля на заданную орбиту полет контролируется Центром управления полетом.

Достижения современной космонавтики.

Вопрос: А зачем сегодня люди летают в космос?

Во время первого космического полета Ю. Гагарин поддерживал радиосвязь с Центром управления полетом, сообщал о работе бортовых систем, передавал первые результаты наблюдения Земли с космической орбиты, следил за работой оборудования корабля и приборов, наблюдал за реакцией своего организма, принимал пищу и еду. Все это было впервые, и все это было очень важно для будущих полетов.

Сегодня экипажи космонавтов, отправляясь в очередную экспедицию на околоземную орбиту, выполняют конкретные задачи ученых, биологов, медиков, делают тысячи снимков земной поверхности и Мирового океана, определяют состояние сельскохозяйственных посевов.

Слайд 18:

Космонавты сообщают о стихийных бедствиях: о пожарах в лесах, о снежных обвалах в горах, о штормах на морях; уточняют прогноз погоды, помогают геологам в поисках природных ископаемых, испытывают новое снаряжение и новые технические системы, проводят многочисленные эксперименты по космическим технологиям.

Обобщение и подведение итогов урока.

А теперь давайте проверим, что нового вы узнали сегодня, какими были внимательными и что запомнили на уроке.

Викторина.

Задание 1. Назвать как можно больше слов на космическую тематику.

Слайд 19 - на экране появляются слова на космическую тематику.

Это слова - подсказки для ответов на вопросы викторины

Задание 2.

Космические вопросы.

  1. Небесное тело, которое само светится. (звезда)
  2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. (Солнце)
  3. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (космос)
  4. Назовите животных - космонавтов. (собаки, обезьяны. мыши)
  5. Как называется одежда космонавта. (скафандр)
  6. Кто был первым космонавтом планеты?
  7. Когда состоялся первый полет в космос?
  8. Как назывался космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полет? ("Восток")
  9. Сколько времени длился полет Ю.А. Гагарина? (108 минут)
  10. Кто из женщин первой побывал в космосе?
  11. Какую "шоколадную" планету можно купить в магазине? (Марс)
  12. Как называется город, в котором живут и работают космонавты? (Звездный)
  13. Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники. (космодром)
  14. Название космодрома, откуда был совершен первый полет в космос. (Байконур)

Выходят чтецы.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои.

Может, быть пройдет совсем немного времени, и кто-нибудь из вас, сидящих сегодня за партами проложит свою дорогу в космическую неизвестность.

Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый светлый класс.
Много дел, больших и новых,
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы -
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.

Подводя итоги урока, хочу сказать всем ребятам спасибо за активность и любознательность, и в подарок дать возможность полюбоваться тем местом, тем городом, который по праву считается Колыбелью Космонавтики.

Т. Ворона

Казахстанскую степь обнимают орлиные крылья.
Там, откуда ушел человек в самый первый космический тур.
Место есть на земле, где фантастика сделалась былью,
И название славного места того - БАЙКОНУР .

ИКТ - "Ода Байконуру". Презентация 2.

МОСКВА, 21 мар - РИА Новости. Начало космической эры открыло людям глаза на Вселенную и саму нашу Землю - выход за пределы атмосферы привел к настоящей революции в науке, считают российские ученые, опрошенные РИА Новости в преддверии 50-летия первого полета человека в космос.

Многие из них, однако, сомневаются в необходимости пилотируемых полетов и считают, что в космосе должны работать только автоматы.

Выглянуть в окошко

Люди, живущие на дне воздушного океана, надежно защищены атмосферой и магнитным полем планеты от жесткого излучения и высокоэнергетичных частиц из космоса. Для астрономов это создает существенные затруднения, поскольку мы можем видеть только несколько фрагментов спектра электромагнитного излучения - видимый диапазон и часть радиодиапазона. Космические аппараты позволили впервые увидеть весь спектр - от гамма-излучения до длинных радиоволн.

"Раньше мы не видели, как выглядит Вселенная в рентгеновском, ультрафиолетовом, гамма-, а на некоторых частотах - и в радиодиапазонах. Появление этих технологий дало возможность сделать множество открытий, обнаружить в космосе то, о чем мы даже не могли подозревать", - сказал старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН Сергей Язев.

В свою очередь, заведующий Лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов отметил, что космическая эра произвела "вторую революцию" в астрономии и астрофизике после первой - изобретения оптического телескопа Галилео Галилеем 400 лет назад. "Возникла внеатмосферная астрономия. Оказалось, что в космосе существуют источники рентгеновского и гамма-излучения, и межзвездное пространство заполнено космическими лучами", - говорит Митрофанов.

Заместитель директора Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ) Сергей Ламзин назвал в числе объектов, открытых только благодаря космическим исследованиям - гамма-всплески, черные дыры (которые "видны" по их рентгеновскому излучению).

Выход за пределы атмосферы дал вторую жизнь и "обычным" оптическим телескопам - вывод их на орбиту позволил резко улучшить их разрешающую способность. "Знаменитый телескоп Хаббла позволил детально рассмотреть то, что с большим трудом удается или совсем не удается проанализировать с Земли", - отметил Язев.

Митрофанов добавляет, что это позволило существенно расширить границы наблюдаемой Вселенной, а также вести успешный поиск планетных систем у других звезд.

В гости к соседям

Начало эры космических полетов полностью перевернуло планетологию. Люди впервые смогли "пощупать" планеты, которые до этого могли видеть только в телескоп, что привело к множеству удивительных открытий - от вечной мерзлоты на Луне до океана на спутнике Юпитера Европе.

"Космические аппараты побывали у всех планет Солнечной системы, осуществляют изучение небесных тел "на месте", берут пробы, фотографируют поверхность планет с сантиметровым разрешением, ведут метеонаблюдения - об этом раньше можно было только мечтать", - сказал Язев.

Вход только для автоматов?

Многие из опрошенных РИА Новости ученых считают, что для исследования космоса достаточно беспилотных миссий, а человеку нечего делать в этом крайне опасном месте.

"У жителей большинства развитых стран пилотируемая космонавтика уже не вызывает тот патриотический пафос, который был присущ ей в 1960-70-е годы (исключением, возможно, является Китай). Сегодня космонавтика - это экстремальная, весьма опасная профессия, сродни профессиям военного, летчика-испытателя, пилота глубоководного аппарата, горновосходителя... Общее направление эволюции этих профессий в последние годы - отказ от присутствия человека в опасной зоне. Глубоководные роботы, беспилотные самолеты, танки и боевые машины... Они дешевле и надежнее пилотируемых человеком", - считает старший научный сотрудник ГАИШ Владимир Сурдин.

По его мнению, человек не может конкурировать с автоматами в космосе. Например, марсоход "Оппортьюнити" работает на Марсе уже седьмой год, орбитальный зонд "Марс-Одиссей" - почти десять лет, а межпланетные аппараты "Вояджер" - более 30 лет.

"Эффективность их работы по параметру "информация/деньги" в сотни раз превосходит показатели пилотируемой космонавтики", - говорит ученый.

Сурдин подчеркнул, что влияние космических условий на организм человека за прошедшие 50 лет в целом изучено. "Так стоит ли тратить огромные деньги на изучение деталей, если уже понятно, что полет человека на Луну практически выполним, а уже на Марс - практически невыполним?", - спрашивает он.

Астроном считает неразумным тратить колоссальные деньги на полеты людей в космос. Все важнейшие задачи решают беспилотные аппараты, их развитие идет в сторону миниатюризации, но пилотируемая космонавтика не способна двигаться в этом направлении.

"Человек по-прежнему хочет есть, пить, дышать и не способен стать мальчиком-с-пальчик. Поэтому я считаю, что эпоха пилотируемой космонавтики близка к завершению", - уверен Сурдин.

Он считает, что присутствие человека в космосе может иметь смысл для науки только в рамках медико-биологических исследований.

Когда в космосе нужно думать

Многие коллеги Сурдина согласны с мнением, что во многих случаях исследования с помощью автоматов значительно дешевле и проще. Однако они все же не согласны с мыслью, что человеку в космосе делать нечего - способность людей быстро ориентироваться в ситуации, гибкость человеческого ума в некоторых случаях могут оказаться незаменимыми.

Митрофанов говорит, что для измерения давления и температуры на поверхности Марса достаточно направить туда автоматическую станцию, однако "по мере усложнения решаемых в космосе задач человек станет необходим". "Поэтому будущие программы освоения Луны и Марса будут строиться на основе оптимального сочетания автоматических и пилотируемых полетов", - считает ученый.

Заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН Александр Базилевский полагает, что человек незаменим там, где надо на месте "искать нетривиальные решения" или в роли детектива.

"Например, хорошо подготовленный астробиолог, работая на обнажениях древнейших пород Марса, может увидеть нечто, что явится признаком былой жизни. Человек незаменим, если надо на месте разбираться с какими-то трагедиями, случившимися на базе или колонии на другой планете", - говорит он.

Сергей Ламзин полагает, что только человек в космосе может заниматься ремонтом и заменой вышедшей из строя аппаратуры.

"Со временем в космос будут выводиться все более и более сложные (и дорогостоящие) устройства, которые придется собирать на орбите в единый комплекс, проводить отладку и настройку. Здесь в обозримом будущем без человека не обойтись", - говорит он.

Ученый считает, что "погоня за ресурсами" рано или поздно заставит человечество осваивать Луну, Марс и другие небесные тела, а полеты человека во все более и более далекий космос будут происходить независимо от того, сочтут ли эксперты это целесообразным с утилитарной точки зрения.

"Просто потому, что это - безумно интересно, - говорит он. "В любом случае, не следует противопоставлять полеты человека и автоматов - это должны быть взаимодополняющие программы. Как делить финансы между этими программами - другой вопрос, который, безусловно, зависит от экономической и политической конъюнктуры", - считает Ламзин.

Директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкова (ИЗМИРАН) Владимир Кузнецов уверен, что пилотируемая космонавтика не должна быть свернута.

"Участие человека в освоении космоса (пилотируемые программы), как и сама возможность в любой момент послать человека в космос, являются необходимыми составляющими космической доктрины. Достижения и технологии пилотируемой космонавтики за прошедшие пятьдесят лет не должны быть утеряны, они должны совершенствоваться и развиваться, а для этого необходимо, чтобы пилотируемые полеты планировались и осуществлялись", - считает ученый.

По его мнению, человек в космосе будет незаменим, если дело дойдет до освоения Луны, до разворачивания там исследовательских баз, промежуточных перелетных баз.

Сергей Язев вспоминает точку зрения Циолковского, который еще в начале 20 века полагал, что человечеству настало время покинуть колыбель - Землю.

"Мы должны осваивать новую среду обитания, чувствовать там себя уверенно, поскольку дальнейшее развитие человечества непосредственно связано с этими технологиями. Поэтому постоянное присутствие человека в космосе - сначала на орбитальных станциях, потом на постоянных базах на Луне и Марсе, думается, необходимы, и отдача (на первый взгляд, неочевидная) от этих работ будет громадной", - говорит Язев.

По его мнению, политики не всегда адекватно оценивают такие сферы, как космос. "Ссылки на отсутствие средств мне кажутся неубедительными: даже косвенные плюсы такой программы могут превысить, с моей точки зрения, отдачу от вложений в Олимпиаду-2014 и чемпионата мира по футболу в 2018 году", - говорит он. Он напоминает, что для пилотируемых полетов создаются новые высокотехнологичные производства, рабочие места, новые возможности в области технологий, ядерной энергетики, новых материалов, новых систем жизнеобеспечения, связи, прорывов в области экологии.

"Все это могло бы вывести Россию на передовые позиции в мире, не говоря уже о новых уникальных технологических возможностях страны, а также гордости за страну. Репортажи с Луны и Марса могли бы стать более интересными, чем репортажи с Олимпиады, а значит, экономически оправданными", - считает астроном.

Светлана Антонова
«Зачем летают в космос». Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

в подготовительной к школе группе .

(посвящено 55-летию первому полету человека в космос ) .

с использованием презентации

«Зачем летают в космос »

Предварительная работа :

1. Беседа с детьми «Земля наш дом во вселенной» , «Естественный спутник земли»

2. Рассматривание и обсуждение с детьми иллюстраций, книг о космосе .

3. Чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе »

Цель :

1. Сформировать у детей понятие «космос » , «космическое пространство » .

2. Ввести понятие «спутник»

3. Объяснить, для чего нужны искусственные спутники

Задачи :

1. Учить четко, отвечать на конкретно поставленные вопросы.

2. Активизация словаря : Спутник, космос , космический корабль , космонавт , космический полет , Луна, земля, невесомость.

3. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса

Ход ЗАНЯТИЯ

I. «Земля наш дом во вселенной» , «Естественный спутник Земли»

1.1. Рассказ воспитателя.

Ребята вы знаете, какая она, наша планета?

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено : вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в том, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они, почему то возвращаются туда, откуда начали путешествие.

«Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

1.2. Совместная работа с детьми

Вот у нас лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

Вот так и паши путешественники убедились, что земля - это шар.

1.3. Рассказ воспитателя

Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством , или космосом .

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами , планетами и их спутниками, кометами и метеоритами.

В космическом пространстве существует естественный и единственный Спутник Земли – Луна.

Луна - естественный и единственный Спутник Земли, находящийся от него на расстоянии 384 тысячи километров. Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твердой поверхностью, без атмосферы и воды. Происхождение луны окончательное еще не установлено. Её наиболее вероятный возраст – около 5 млрд. лет.

(Слайд 3)

1.4. Вывод «Что же такое Земля

Так, что же такое Земля?

Земля - это планета, на которой мы живем.

Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар.

Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Огромные пространства зелено-коричневого цвета - это Суша - пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам для выживания.

(Слайд 4)

II. Понятие спутник

Различают искусственные и естественные спутники.

Естественный Спутник - небесное тело, обращающееся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта. (например, Луна)

Искусственный спутник - космический летательный аппарат , движущийся по орбите вокруг какого-либо небесного тела. (аппарат запущенный в космос с Земли )

4 октября 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат Спутник – 1 . Кодовое обозначение спутника - ПС-1 (Простейший Спутник-1) .

(Слайд 5)

3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2» в космос было запущено первое животное - собака Лайка (первая собака – космонавт , которая облетела Землю. На тот момент Лайке было около двух лет.

(слайд 6)

III. Первый человек в космосе

3.1. Беседа с детьми

Ребята! Может кто то из вас знает, кто был первым человеком, полетевшим в космос , первым космонавтом ?

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть : «Человек в космосе ! Русский, советский!» . Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство . Солнечным утром мощная Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1» , на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур .

(слайд 7)

Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики .

Сейчас космонавты довольно часто летают в космос , мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт , люди всего мира испытали изумление и восторг.

3.2. Рассказ воспитателя о воспоминаниях Юрия Гагарина во время полета

Такого чуда не было вовек -

В холодный Космос

Мчится человек!

Имя Гагарин,

Юрий Гагарин

В память людей вошло навсегда.

Подвиг его легендарен!

Мир смельчаку благодарен,

Родина им горда!

Юрий Гагарин занял место в кабине , прозвучала команда «Пуск!» «Поехали!» - раздался в радиорупорах голос первого космонавта . Взревели двигатели, ракета оторвалась от Земли и пошла в небо.

Что Гагарин испытал в корабле? Что он увидел в иллюминаторы?

Послушайте отрывок из его воспоминаний.

«Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вокруг стало легче.

«Земля» спросила, что я вижу, и я рассказал, что отчетливо видны горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей». Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе . За это время корабль «Восток» облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе.

Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.

(слайд 8)

Корабль приземлился на вспаханное поле. И тут произошел интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал.

«Ступив на твердую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они еще не видели…»

(слайд 9)

IV. Для чего нужны искусственные спутники

Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли. А современная космическая станция находится в космосе много лет . Это настоящий космический дом , в котором космонавты живут по многу месяцев.

Такие станции люди стали создавать для продолжительных полетов в космос .

На орбитальных научных станциях космонавты разных стран ведут исследования Земли и космического пространства .

Иногда они покидают станцию и выходят в открытый космос .

«Крылья» космической станции - это солнечные батареи. Они «ловят» солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы.

(слайд 10)

Космонавты в иллюминатор наблюдают Солнце и звезды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивают на станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе .

Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется?

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны :

Было б скучно Земле без … (Луны)

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом - всей Земли .

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Когда это произошло, радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость.

Русское слово «спутник» вошло во все языки мира . Сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем же они нужны

Спутники связи осуществляют телевизионные передачи в отдаленные уголки Земли. Их помощь необходима для радио- и телефонной связи.

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

Только ли звёзды на небе сияют?

Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

Как так блуждают? Дороги не знают?

Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя-

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Люди уже сделали свой первый шаг в космос : они построили космические корабли , которые могут подниматься с поверхности земли в космическое пространство .

Люди долетели до луны и даже путешествовали по ее поверхности.

Сейчас люди :

Осваивают всю солнечную систему;

Запускают космические аппараты к планетам , готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий.

Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить полет в космическое пространство . Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.

Сейчас, когда мир отмечает 50 лет со дня первого космического полёта человека, настало время подумать: а зачем вообще мы летаем в космос и что ждёт нас там дальше? Сейчас ответ на этот вопрос совсем не так очевиден, как во времена Гагарина - но и тогда было множество ответов...

Ракеты появились гораздо раньше самой идеи космонавтики - в XIII веке в Китае. Их использовали как оружие - ни один псих не мог бы предположить, что на ракетах когда-нибудь будут летать люди. Первый проект многоступенчатой ракеты был создан в XVI веке и принадлежит белорусскому инженеру Казимиру Семеновичу . Правда, все эти ракеты были не на жидком топливе, а пороховыми и потому не очень эффективными.

Эпоха оптимизма

Сама идея космонавтики, полёта человека в космос, родилась в книгах писателей-фантастов конца XIX - начала XX века - эпохи индустриального оптимизма и веры во всемогущество науки. В этих книгах были странные марсиане с щупальцами или без них, жители Венеры, а может быть, и Луны, и Юпитера... Писавших о космосе было много - все знают Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По, но был ещё и, например, Александр Богданов - писатель, философ и член РСДРП, друживший с Лениным. Позже они поссорятся на почве философии, а тогда, в начале XX века, Богданов написал роман "Красная звезда" о полёте на Марс и о коммунизме на Марсе - возможно, и эта книга повлияла на символику большевиков.

Относительно Луны сведующие люди уже тогда понимали, что она лишена атмосферы и, скорее всего, безжизненна. А вот про другие планеты Солнечной системы в то время казалось, что все они - подобия Земли с не слишком сильно отличающимися природными условиями. Конечно, на Венере жарко, на Марсе холодно, но не слишком, а путешествие на Венеру и Марс скоро станет не намного сложнее путешествия в Австралию. Так родилась первая концепция развития космонавтики, которая гласила примерно следующее: Космос - продолжение Земли, а полёты к другим планетам подобны плаванию к другим материкам . Тогда же родилось сравнение Марса с Новым Светом, которое дожило до наших дней. В Новом Свете есть пространство для жизни, есть ресурсы, а также могут быть аборигены - добрые или злые.

Но в этот же период началось и более глубокое осмысление космоса и места человека в нём. В России зародилась философия русского космизма, основоположником которой был Николай Фёдоров, а его продолжателями - Циолковский, Вернадский и многие другие. Космисты говорили: Вселенная устроена разумно и целесообразно. Она наполнена жизнью и управляется множеством космических цивилизаций разного уровня развития. Человечество тоже со временем вырастет, станет космической цивилизацией и начнёт осваивать предназначенные ему планеты. Возможно, на Марсе уже есть более высокоразвитая жизнь - тогда Солнечная система принадлежит им, а нам надлежит стать учениками марсианской цивилизации. Может быть, марсиане отстают от нас в развитии - тогда мы будем опекать своих младших товарищей. Если же на Марсе нет аборигенов, значит, он предназначен для людей, для того, чтобы мы его освоили и распространили на него цивилизацию. Концепция космистов звучит примерно так: Человечество должно перейти на новый уровень развития и стать космической цивилизацией. Тогда люди колонизируют предназначенную им область космоса.

Основоположниками практической космонавтики были Фридрих Артурович Цандер в Советском Союзе, Герман Оберт в Германии и Роберт Годдард в США. Все трое увлеклись космонавтикой, прочитав в молодости книги о полётах к другим планетам. Цандер прочитал книгу Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего мечтой всей его жизни стал полёт на Марс. Оберт, прочитав роман Жюля Верна "Из пушки на Луну", стал активно изучать медицину и физику - сын врача сразу понял, что пассажиры пушечного ядра не выдержали бы огромного ускорения, поэтому для полёта на Луну нужна ракета . Оберт посвятил себя созданию такой ракеты и в 1917 году создал проект ракеты на жидком топливе - спирте и кислороде. В 1928 году он приглашён работать над фильмом "Женщина на Луне" и неожиданно получает кучу денег и возможность построить ракету. Ракету он построить до окончания фильма не успел, зато собрал группу единомышленников и жидкостный ракетный двигатель.

Ну, а Роберт Годдард, прочитав в 16 лет "Войну миров" Уэллса, стал мечтать о полёте на Марс. В 1926 году он испытал первую ракету на жидком топливе - вот только испытание он провёл в одиночку, результаты держал в секрете, а потому серьёзного влияния на развитие космонавтики его ракета не оказала. Это было время больших коллективов. В 1924 году Цандер, Циолковский и Кондратюк организовали "Общество изучения межпланетных сообщений". Аналогичное "Общество межпланетных сообщений" было создано в 1927 году в Германии - его создателями стали Герман Оберт, Вили Лей и Иоганнес Винклер. В те годы энтузиасты покорения космоса из разных стран активно переписывались друг с другом и обменивались идеями - война ещё не развела их по разные стороны баррикад...

В 1931 году Цандер, Тихонравов, победоносцев и Королёв создали группу изучения реактивного движения - ГИРД. Говорят, каждое заседание группы Цандер начинал со слов: "Вперёд, на Марс!". В 1933 году полетела первая жидкостная ракета ГИРДа - мы стали вторыми "ракетчиками" после американцев. Цандер не успел увидеть её испытания - он умер в том же году от тифа, а начальником ГИРДа стал Сергей Павлович Королёв. Цели группы оставались теми же - полёты к другим планетам. Но обстановка в мире становилась всё более тревожной - пора было готовиься к войне, и государство уже посматривало на ракеты как на перспективное оружие...

Гонка вооружений и идеологическая гонка

В том же 1933 ГИРД и Газодинамическая лаборатория объединены в Реактивный институт. Главной целью института было создание ракетной техники, но, видимо, со временем углублялись расхождения между ракетчиками и их начальством в понимании целей создания ракет... В 1938 году руководство института, в том числе и Королёв, было арестовано и обвинено во вредительстве. Конечно, обвинение было несправедливым, но не кроется ли за ним всё то же явно не декларировавшееся различие взглядов на необходимые характеристики реактивной техники? В 1942 году Королёв переведён в шарашку, где до самого окончания войны он делает боевые ракеты.

Судьба Оберта была более гладкой - из-за денежных проблем он переехал в Румынию, где писал книги о теории ракетостроения (Оберт прожил больше 90 лет и умер в 80-х). А вот его талантливый ученик Вернер фон Браун тоже был вынужден заняться боевой техникой. В 1934 году полетела первая жидкостная ракета немецкой группы инженеров, после чего фон Брауна привлекли к созданию ракеты "Фау-2", первая версия которой была построена в 1942 году. Но, несмотря на ракеты, Германия проиграла войну, фон Браун бежал в США, а чертежи ракеты достались частично Советскому Союзу, частично - американцам. Так началась первая "ракетная гонка" между Королёвым и фон Брауном - за создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Правители великих держав не верили писателям-фантастам и философам-космистам. У них была своя концепция освоения космоса, простая как мычание и позаимствованная из Китая тысячелетней давности: Ракеты - это в первую очередь оружие, а в космосе нам делать нечего.

Говорят, Королёв схитрил: он сделал межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, которая успешно была запущена 21 августа 1957 года. Но между делом конструктор заложил в неё и возможность вывода грузов на орбиту - до сих пор все пилотируемые полёты в России выполняются на ракетах этого семейства. Каким-то образом он смог убедить Хрущёва запустить на этой ракете первый искусственный спутник Земли. Хрущёв верил в оружие, в "кузькину мать", а космос всерьёз не воспринимал - но согласие дал. И только когда 4 октября 1957 года газеты всего мира вышли в огромными заголовками, содержащими слово "sputnik", наши партийные бонзы спохватились: а ведь космонавтика - это мощное идеологическое оружие! И тогда власть бросилась из одной крайности в другую, создав новую концепцию, такую же примитивную и недальновидную, как предыдущая, но оказавшую огромное влияние на развитие космонавтики: Каждый полёт в космос важен, ибо имеет идеологический смысл, показывая степень развития страны .

Пилотируемые полёты были в идеологическом плане более важны: когда зритель видит красивую картинку с человеком в космосе, он думает: "А ведь когда-нибудь и я смогу туда полететь!" Поэтому пилотируемая космонавтика начала бурно развиваться: полетела на орбиту несчастная Лайка, затем Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка... Наконец, 12 апреля 1961 года свой первый космический полёт совершил советский человек - Юрий Гагарин. Человечество сделало свой первый шаг к космической цивилизации. США получили мощный щелчок по носу, на который нужно было дать асимметричный ответ. И тогда Кеннеди объявил: к концу десятилетия американцы полетят на Луну.

Королёв не собирался участвовать в "лунной гонке", у него была своя цель - Марс. Если американцы сосредоточились на Луне как главной цели, то русские продолжали строить масштабные долгосрочные планы освоения космоса по всем направлениям. Королёв принимает решение создать для облёта Луны сверхтяжёлую ракету-носитель "Н-1", в которой ни много ни мало - 5 ступеней! Такая громоздкая конструкция выбрана намеренно - следующей целью после Луны должен стать Марс. В США его соперник фон Браун разрабатывает корабль "Аполлон" и сверхтяжёлую ракету-носитель "Сатурн". А ведь у фон Брауна тоже был свой марсианский проект , разработанный ещё в 1950 году...

3 декабря 1963 года вышло секретное постановление ЦК КПСС об облете Луны и началась роковая для нас "лунная гонка". В отличие от "флаговтыкательской" американской программы, у СССР была подлинная программа колонизации Луны, с постройкой базы и дальнейшей разработкой недр. Но при этом американцы на свою скромную программу выделили 25 млрд. долларов, а мы на свою размашистую программу - всего 6 млрд., отставая в гонке на 2 года! Неудивительно, что мы проиграли гонку - 21 июля 1969 года Нейл Армстронг и Дж. Олдрин ступают на поверхность Луны. С этого момента советское руководство стало более прохладно относиться к идее пилотируемой лунной экспедиции. Было решено сосредоточился на её исследовании беспилотными аппаратами, где мы добились впечатляющих успехов, осуществив первую автоматическую доставку грунта на Землю и запустив первый луноход. Так и родилась официальная отмазка советской пропаганды: мы, мол, и не собирались посылать на Луну людей, рискуя их жизнями, а планировали полёты автоматов. А Сергей Павлович Королёв умер в 1965 году и уже некому было отстоять идею межпланетных полётов... В 1974 году советская пилотируемая лунная программа официально закрылась.

Неокосмисты против "автоматчиков"

Между тем, съёмка Марса американским "Маринером-4" в 1965 году и результаты "Венеры-4" в 1967 году принесли Глобальное Космическое Разочарование: оказалось, что условия на Марсе и Венере крайне отличаются от земных: на одном атмосфера слишком разреженная и холодно, на второй - атмосфера слишком плотная и жарко. И там, и там условия крайне враждебны для жизни и для человека. Идилия писателей-фантастов с их "Новым Светом" рушилась на глазах, идеологическое противостояние переместилось в другую плоскость, и в итоге - отказ СССР и США от марсианской программы.

А дальше наступил пятый технологический уклад и бурное развитие вычислительной техники. Современный компьютер, вшитый в мягкую игрушку, сложнее, чем компьютер на борту "Аполлона-1", управляющий полётом к Луне! При этом серьёзные пилотируемые программы в СССР и США были свёрнуты, развивались только орбитальные станции. Неудивительно, что в исследовании других планет автоматы добились неплохих успехов: "Викинги" передали фотографии с поверхности Марса, "Венеры" - с поверхности Венеры, "Мессенжер" кружит вокруг Меркурия, "Кассини" - вокруг Сатурна, "Галилео" облетел Юпитер, "Гюйгенс" сел на спутник Сатурна Титан, "Вояджер" пролетел мимо Урана и Нептуна, а "Новые горизонты" спешат к Плутону... Люди же последние 40 лет прозябают на орбите, строя всё новые орбитальные станции.

В итоге рождается новое отношение к космонавтике: мол, люди не очень-то и нужны, за них всё сделают автоматы. Люди ведь были только на Луне и исследовали её весьма поверхностно - "флаговтык" он и есть "флаговтык". Автоматы же летали ко всем планетам и исследовали их, конечно же, тоже весьма поверхностно - ведь возможности автоматов крайне ограничены, они лишь придатки людей! Но "автоматчиков" это не смущает. Возникла целая россыпь концепций отрицания человека в космосе - различной степени жёсткости:
- "радикальный автоматизм": люди в космосе не нужны, все реальные результаты - заслуга автоматов
- "автоматизм": люди в космосе нужны только там, где без них не обойтись (например, при ремонте). На практике сводится к радикальному автоматизму с формулировкой: "когда-нибудь мы построим автомат, который заменит здесь человека, а пока не будем посылать никого..."
- "умеренный автоматизм": люди в космосе нужны только там, где их участие - дешевле и эффективнее . В условиях экономии на космических программах эквивалентна автоматизму.

Главная ошибка концепции даже умеренного автоматизма - в том, что при определённом уровне сложности решаемых задач на планетах и в космосе люди становятся эффективнее автоматов. Нам до этого уровня сложности ещё очень далеко, но к нему нужно готовиться уже сейчас. Ведь пока что люди освоили только "ближний космос" - орбиту Земли, построив орбитальные станции и сделав второй после Гагарина шаг к космической цивилизации. Освоение "среднего космоса" - Луны - это уже очень сложная задача, не говоря уже о "дальнем космосе" - других планетах. Необходимо осознать эту сложность, подвластную не автоматам, а только человеческому разуму.

И сегодня на основе космизма постепенно зарождается философия неокосмизма . Мы повторяем концепцию космизма, но на более высоком уровне понимания, какие именно шаги нужно сделать человеческой цивилизации, чтобы стать космической цивилизацией. Прежде всего, нам нужно научиться создавать искусственные биоценозы, стать творцами "искусственной биосферы", коль скоро на Марсе и Венере нет своей, естественной. Нужно развить более мощные и дешёвые транспортные средства на ядерной или термоядерной энергии. Но прежде всего - нужно изменить сознание человека, сделать его космическим сознанием.

Сознание людей постепенно меняется... В 2005 году президент Буш, выступив перед народом, провозгласил космическую программу "Constellation", цели которой - "возвращение на Луну" и полёт на Марс. Конечно, программа наивная - планируется осваивать средний и дальний космос на химических ракетах - то есть технологиях 50-летней давности, пригодных лишь для ближнего космоса. Это была новая идеологическая война, на сей раз с Китаем. Китай отказался от идеологической войны, и "Созвездие" постиг закономерный провал. Но при этом была высказана очень важная мысль: одной из целей программы провозглашалось достижение "новых свобод". Так была сформулирована новая концепция пилотируемой космонавтики: полёты в космос дают новые степени свободы человеку и всему человечеству. Космическое человечество - прежде всего, более свободное, человечество творцов, преобразующих Солнечную систему. Какие экономические, социальные, культурные выгоды нам это даст - мы пока даже не можем представить...

Между тем власти в России и в США дали отмашку на разработку новых технологий для освоения Луны и Марса. Может быть, они наконец что-то поняли?

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин