Сообщение на тему зачем нужна школьная форма. Формирование правильного отношения к внешнему виду. Минусы школьного образования

Одной из тем сочинения, которая предлагается школьникам, является рассуждение на тему "Зачем нужна школьная форма". Эта тема является актуальной, потому что есть как сторонники единой одежды, так и те, кто считает, что это устаревшая традиция. Школьнику предлагается высказать свое мнение по этому поводу. Сочинение "Зачем нужна школьная форма" позволяет руководству школы также определить, нужно ли вводить такую реформу в их образовательном учреждении, учитывая мнение учащихся.

Когда носили единую форму

Если посмотреть старые фильмы, иллюстрации из учебников по истории, то учащиеся выделялись из толпы благодаря тому, что носили особенную одежду. В нужна школьная форма" следует отметить, что в советскую эпоху все школьники были обязаны приходить в образовательное учреждение в единой форме.

И если подумать, в те времена для многих тот факт, что все одевались одинаково, не воспринимался в негативном ключе, как у современного поколения. Почему? Просто потому, что в советское время был дефицит хорошей качественной одежды, не у всех были деньги для ее приобретения. Поэтому для многих это был выход: таким образом дети разных социальных групп не отличались по внешнему виду. А желающие как-то выделиться из общей массы дополняли одежду бижутерией или декорировали одежду (умеренно).

Почему отменили одинаковую одежду для учащихся

В рассуждении на тему "Зачем нужна школьная форма" нужно также привести аргументы и противников того, чтобы школьники были одинаково одеты. Один из самых главных доводов - это то, что таким способом ограничивают у школьников свободу самовыражения. Единая форма обезличивает, не дает раскрыться индивидуальности ученика.

Также большинство хотят одеваться в соответствии с модой. А школьная форма подразумевает простые элементы одежды классического кроя. В советское время одежда учащихся была преимущественно темных оттенков, что для некоторых является неправильным, потому что детство - это яркость красок. С одной стороны, эти доводы можно назвать разумными. Ведь внешний вид - это один из способов самовыражения. Но какие доводы приводят сторонники единой одежды для учащихся?

Зачем нужна школьная форма: аргументы за ее введение

Доводы, приводимые сторонниками этой точки зрения, тоже достаточно весомые и убедительные.

  1. Единая форма одежды помогает поддерживать дисциплину в классе на уроках.
  2. Демократична.
  3. Позволяет экономить время сборов в школу.
  4. Практичная - обычно форму шьют из тканей немарких расцветок.
  5. Гигиенична - для создания формы для школьников используют натуральные ткани.

Некоторые из этих аргументов стоит более подробно рассмотреть в сочинении "Зачем нужна школьная форма".

Как связаны дисциплина и одежда?

Один из аргументов сторонников единой формы - это поддержание порядка в классе на уроках. На первый взгляд данный аргумент кажется странным. Ну как одежда может помочь поддерживать дисциплину?

Объясняется все очень просто. У школьников просто нет возможности обсуждать на уроке, во что одеты их одноклассники. Ведь для девочек вопросы моды являются одними из самых обсуждаемых. Ученики не разглядывают друг друга, пытаясь выяснить где они купили себе какой-то элемент одежды, не определяют его стоимость.

Также ученики должны держать свою форму в порядке - ведь на простых классических фасонах неаккуратность будет сразу заметна. А благодаря тому, что детям не нужно по утрам раздумывать и решать, что же надеть в школу, количество опозданий на уроки становится меньше. Таким образом, единая форма позволяет поддерживать дисциплину в классе.

Демократичность - составляющая гармоничной атмосферы в классе

Один из обязательных пунктов в сочинении "Зачем нужна школьная форма" - это объяснение пункта о демократичности. Это подразумевает доступность школьной формы для семьи с любым достатком. Таким образом, при помощи одежды более обеспеченные ученики не будут показывать свою обеспеченность при помощи внешнего вида.

В современном обществе обеспеченные родители одевают своих детей в одежду дорогих марок, хотя дети младших классов не придают значения стоимости их нарядов. Но у других родителей это может вызывать негативную реакцию и предвзятое отношение к таким ученикам, которое они могут передать своим детям.

А в более старших классах подростки уже сознательно стараются продемонстрировать свой статус с помощью внешнего вида, показывая свое превосходство над детьми из менее обеспеченных семей. А те, в свою очередь, тоже выказывают свое отрицательное к ним отношение. Все это не позволяет создать гармоничную и здоровую атмосферу в классе. Поэтому единая школьная форма позволяет избежать данных проблем, позволяя ученикам выделяться благодаря своим талантам и достижениям в учебе.

Формирование правильного отношения к внешнему виду

Но бывает и так, что родители и дети не понимают, зачем нужна Благодаря тому, что при помощи одежды семьи не демонстрируют социальный статус и дети не стараются показать свое превосходство над другими внешним видом, формируется правильное отношение к одежде. Дети не делают из нее культа, не считают, что внешность - это главное в человеке.

Они учатся ценить личность окружающих их людей, оценивать их по поступкам. У девочек появляется возможность не просто следовать всем модным тенденциям, но и учиться более тонкому искусству правильно подбирать бижутерию, аксессуары, чтобы разнообразить свой образ так, чтобы он не смотрелся вызывающе. Ведь часто девочки в своем стремлении выглядеть модно выбирают вещи, которые не подходят им по возрасту. Или сочетают несовместимые по стилю элементы одежды. А простые вещи классического кроя, из которых и состоит школьная форма, всегда считались признаками хорошего чувства стиля.

Школьные традиции

Но противники единой одежды для учащихся часто не принимают во внимание такой праздник, как "последний звонок". А именно в этот день все стараются прийти так, как были одеты школьники советских времен. Ведь как красиво смотрятся белые накрахмаленные фартуки с кружевами, белоснежные манжеты, отложные воротнички, банты! И в этот день все одеты одинаково. И никого это не смущает. Так почему же родителям не нравится то, что их ребенок всегда одет опрятно, со вкусоми и в соответствии с возрастом? И всем эти требованиям соответствует единая форма одежды для учеников.

Конечно, каждый решает сам, хочет ли он, чтобы ребенок выделялся из толпы, или ему важнее все перечисленные аргументы (демократичность, формирование правильного отношения к внешнему виду и прочее).

В сочинении "Зачем нужно носить школьную форму" как один из аргументов можно привести в пример праздник выпускников. Ведь нужно, чтобы ребенок с ранних лет понимал, что важнее не то, во что одет человек, а то, как он себя ведет в обществе.

“Вы можете ненавидеть школьную форму, но я верю, что она приведет к лучшему”, -считает 15-летняя Хлое Спенсер.

Рубашка, галстук и пиджак, может, и не моя любимая одежда, но, если бы у меня был выбор, то я бы не отвергала идею школьной формы. Ее ношение является символом гордости, создает индивидуальность школы и является важной частью студенческой жизни.

“Форма показывает, что вы- часть определенного общества. Ее ношение говорит о том, что все одинаковы”, - говорит Джейсон Уинг, директор Neale-Wade Academy в Кембриджшире.

“Если вы носите форму с гордостью, то вы становитесь более уважительными к правилам школы”.

Моя школа одна из тех многих школ, которая предпочитает строгую форму- в этом сентябре я надену рубашку и пиджак вместо старого джемпера и рубашки поло. Некоторые студенты пожаловались на это изменение, но школа утверждает, что джемперы и поло выглядят слишком по-детски.

Школьная форма учит студентов одеваться по-деловому и гордиться своим внешним видом. Она готовит детей к взрослой жизни, когда им придется носить деловую одежду или униформу.

Многие считают, что форма может улучшить успеваемость, поскольку не отвлекает, сосредоточивает на учебе и создает более серьёзную атмосферу в классе, что позволяет лучше учиться.

И что самое важное, ношение формы означает, что детям можно не волноваться по поводу своей одежды и мнения одноклассников. Когда все одеты одинаково, не нужно переживать за свой внешний вид. Нет соревнования, одеты ли вы по последнему слову моды, что значительно ударило бы по кошельку студентов и родителей. У потенциальных задир будет на один повод для обид меньше. Не будешь же смеяться над тем, что кто-то не так одет, если ты одет точно так же.

В США, где в большинстве школ нет формы, более 160 000 учащихся пропускают школу каждый день из-за страха унижения другими студентами. Это может и не быть связано напрямую с одеждой, но они хотя бы будут спокойны по поводу своей одежды. Строгая форма создает впечатление строгого порядка в школе, что позволит поддерживать дисциплину в школе.

Хотя школьная форма и стоит дешевле, чем покупка целого гардероба одежды, она все равно бьет по карману. У многих школ есть свои поставщики, и детей могут даже наказывать, если они надели аналогичные, но более дешевые вещи. Например, черная юбка не совсем та черная юбка, которая нужна. Найти форму, которая будет по размеру, особенно если вы привязаны к одному магазину, может быть нелегким заданием.

Недавно правительство провело конференцию по поводу стоимости школьной формы в Англии. Они рассматривают закон о запрете только одного поставщика школьной формы, что позволит родителям покупать ее в разных магазинах. Если школа решит сменить форму, то эти изменения должны затрагивать только один или два предмета, желательно нашивные логотипы. Система нескольких поставщиков поможет семьям в вопросе стоимости формы.

И хотя мне не нравится, что два года я не могу носить то, что я хочу, я все равно за деловой стиль в одежде. Это не только позволяет экономить время на выбор одежды по утрам, но и делает учащихся шестого класса примером для малышей, что крайне важно.

Мэйси Вэлланс, 8-летняя ученица, говорит: “Мне нравится форма, потому что все выглядят одинаково, и никого не обижают за то, в чем он одет. Наша новая форма более деловая, что очень хорошо”.

Моя форма - это не та одежда, которую я бы носила в свое свободное время, но она дает мне чувство принадлежности, исключает тяжелый выбор одежды и сдерживает нападки недоброжелателей. Школьная форма далека от моды, но это, несомненно, то, что должно существовать.

По материалам http://www.theguardian.com/

Для чего нужна школьная форма? Брайт “Вы можете ненавидеть школьную форму, но я верю, что она приведет к лучшему”, -считает 15-летняя Хлое Спенсер.

Нужна ли школьная форма, всегда стоит остро в нашей стране несмотря на то, что школьную форму всегда носили и носят многие воспитанники различных учебных заведений как в нашей стране, так и в других.

Но нас в период лихолетья, связанного со сменой государственного статуса страны в середине 90-х, было отменено все старое, включая и форму в школах. А теперь возвратить все на круги своя очень не просто.

Споры по поводу форменной одежды школьников ведутся до сих пор, хотя стоит отметить, что форму все же носят, особенно младшие школьники. Так зачем нужна школьная форма, попробуем разобраться с этим вопросом.

Рассуждая о правах человека, некоторые считают, что школа не имеет права требовать от ребенка присутствовать в ее стенах только в определенной форме и выгонять с уроков. Существует закон об образовании, где ясно сказано, что ребенок имеет право учиться. Но если в школе есть внутренний нормативный акт в виде устава, где прописано наличие определенной школьной формы, то школа может требовать ее ношение на законных основаниях. Часто сталкиваются закон и устав, в результате рождается большое количество споров. Но стоит заметить, что, вряд ли, стоит родителям идти на открытый конфликт в школе, где учится их ребенок, может, лучше решить все мирным путем, найдя некоторые компромиссы.

Ношение формы имеет как свои минусы, так и несомненные плюсы. Нужна ли школьная форма, за и против ее присутствия в наших школах высказываются все по-разному. Рассмотрим оба варианта.

Плюсы школьной формы:

  1. Школьная форма дисциплинирует, как и всякая спецодежда. Ребенок, надевший форму, точно знает, что он идет учиться и сразу настраивается на нужный лад. К тому же, форма не отвлекает от учебы.
  2. Форма сглаживает различия между финансовым положением семей учеников, а также учителями.
  3. Форма статусная вещь. Она говорит о принадлежности ученика к некой школе. В гимназиях и лицеях принято гордиться своей школой и ее формой.

Минусы школьной формы:

  1. Школьная форма делает всех одинаковыми, не давая возможность на самовыражение. А оно особенно важно для старшеклассников.
  2. Материал, из которого она шьется, часто бывает низкого качества, индивидуальные особенности строения тела каждого ребенка не учитываются, поэтому форма иногда плохо сидит, портится, неэстетично выглядит.
  3. Иногда в ней бывает не совсем удобно, например, когда запрещены брюки. Зимой в юбке девочкам достаточно холодно, а переодеваться бывает не совсем комфортно, а порой даже и негде. Мальчики жалуются, что им неудобно целый день сидеть в пиджаках.

Кстати, вопрос о ношении школьной формы не принимается в одностороннем порядке, а только совместно с родителями, поэтому решая то, в чем будет учиться ваш ребенок, можно рассмотреть различные варианты одежды, проверить качество различных производителей, чтобы выбрать лучшее. Можно сшить форму на заказ в другой фирме, соблюдая цвет и фасон, но из лучшей ткани и по индивидуальным меркам ребенка.

И не нужно настраивать ребенка против формы, ведь большинство споров, можно решить достаточно мирно. Да и к тому же, дети ходят в школу учиться, поэтому они должны выделяться, прежде всего, своими знаниями, а не одеждой. А показать свой гардероб можно и в другом месте.

Российские предприятия легкой промышленности предложили ввести единую форму для учеников младших классов по всей стране. Представители отрасли считают необходимым сделать школьную форму отдельным сегментом одежды и закрепить стандарты ее производства на законодательном уровне.

«Летидор» вспоминает, когда и где школьная форма появилась впервые, и рассматривает основные вехи в мировой истории.

С древнейших времён школьная форма была отличительным знаком высшего общества, ведь далеко не каждый мог дать своим детям образование. Это не просто атрибут образовательной системы, но ещё и древняя традиция, которая менялась вместе с развитием общества.

Когда появилась школьная форма

Определить «день рождения» формы практически невозможно, поскольку первые школы появились задолго до нашей эры. Уже к III тысячелетию до нашей эры во многих городах Междуречья были школы при храмах. Специальной формы у школьников не было, они должны были одеваться как будущие писари: в короткий хитон (подобие рубашки), кожаные доспехи с изящной отделкой из хламиды (плотная ткань). На Востоке такую форму тысячелетиями носили юноши, обучаемые наукам (девушки, как известно, долгое время не принимали участия в процессе обучения). Но уже тогда появились и особые знаки отличия. Например, в древней Греции ученики Аристотеля повязывали специальным восточным узлом галстуки и носили белые тоги, перекинутые через левое плечо.

Древние индийцы учились в так называемых «семейных школах». Ученики жили в доме учителя-отца и во всем ему повиновались. На академические занятия им полагалось приходить в дхоти курта - так называли костюм из двух элементов. Ноги и бедра оборачивали полоской ткани, наверх надевали рубаху, которая у разных каст отличалась цветом, пошивом и орнаментом. С развитием буддизма в I-VI веках дхоти курта сменили на курту и паджами - длинную рубаху и широкие штаны. Да-да, слово «пижама» пришло к нам из хинди и буквально обозначает «одежда для ног».

Что было с формой в Средние века

В средневековой Европе с упадком античной культуры начались «темные» времена для образования. Институты и школы были практически уничтожены. Избежали этой участи только церковные школы при монастырях. Форма в те времена представляла собой обычную монастырскую одежду. После тяжелых времен впервые школьная форма была введена в Англии.

С 1552 года появились Christ’s Hospital - школы для сирот и детей из бедных семей. Для учеников шили специальный костюм, состоящий из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колена. Эта форма существует и по сей день, только теперь её носят не сироты, а будущая элита Великобритании. Форма была утверждена на государственном уровне. В то же время дети из разных элитных школ придумали особые условные знаки, по которым ученики понимали место друг друга. Сколько пуговиц застегнуто на блейзере, как завязаны шнурки, под каким углом надета шляпа, как ребёнок держит школьную сумку (за одну ручку или за две) - все это были социальные маркеры, невидимые для непосвященных.

Что со школьной формой в России

В России форма появилась в 1834 году с принятием закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров - студенческие и гимназические. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Надо ли говорить, что мальчишки с гордостью носили такую одежду не только в школе, но и в повседневной жизни.

Девочки носили весьма строгий и скромный наряд - коричневые платья и фартучки. Одна цветовая гамма у каждого заведения, а фасон менялся в зависимости от моды. После революции школьную форму упразднили как элемент буржуазии. Время «бесформенности» длилось вплоть до 1949 года. Дальше гимнастерки сменили костюмы на четырех пуговицах, фуражка и ремень с бляхой. При этом прическа ученика непременно должна была быть «под машинку», как в армии.

В 1992 году под влиянием демократических идей школьная форма была официально отменена постановлением о правах ребёнка. Утверждалось, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как считает нужным. В 2012 году вновь был принят закон, вернувший школьной форме законный статус.

Psychologies: Вы похожи на коллекционера, в собрании которого – самые неформатные школы мира. Зачем вам это? Какова цель?

Александр Мурашев: Я ставлю перед собой два главных вопроса: для чего сейчас вообще нужна школа и что такое сегодня хороший учитель. Они могут показаться глупыми и смешными, но когда я сам себе их задал, то понял: у меня нет ответа. А российская система образования, как мне кажется, даже боится их задавать. Но эти вопросы неизбежны.

Мне 31 год, и вторую половину жизни, то есть последние лет 15, я наблюдаю, как быстро все меняется. Тинейджером я перематывал в аудиокассетах пленку карандашом и молился, чтобы диджей правильно выговорил имя исполнителя, а сейчас у меня в телефоне есть любая песня, какую я захочу послушать. В университете я передавал через соседей записки девочкам, а сейчас обмениваюсь с ними сообщениями в мессенджерах и могу связаться с кем угодно. Когда был подростком, то охотился за информацией, а школа позиционировалась как место, где учителя делятся с нами сакральными знаниями.

Тинейджеры не понимают, зачем проводить долгие часы в четырех стенах, узнавая факты, которые они за минуту найдут в интернете

Сегодня от информации труднее защититься, чем получить ее. Нынешние тинейджеры не понимают, зачем им проводить долгие часы в четырех унылых стенах, узнавая факты, которые они найдут в интернете за несколько минут – быстрее, чем учителя.

Но если школа больше не то место, где мы получаем знания, то для чего она вообще нужна? Вот что я хочу понять. И я задаю этот вопрос везде, где бываю. Чаще слышу такой ответ: в школе мы получаем те навыки, которые передаются только от человека к человеку. Например, в датских школах детей учат взаимодействовать, разделяя на группы для совместной работы прямо во время урока. Это не в нашей традиции – я хорошо помню, как учителя говорили: «смотри в свою тетрадку и не разговаривай». А здесь даже оценка ставится одна на группу. Хочешь высший балл – работай на успех команды.

Школа Orestad в Дании.

А был ответ, который вас удивил?

Я получил его в шведской Egalia. Это, пожалуй, самая провокационная из всех европейских школ. Туда принимают детей в возрасте от одного года до шести лет, и там нет разделения по полу. Каждый ребенок сам решает, мальчик он или девочка, чем ему заниматься, во что играть, а педагоги со всеми обращаются одинаково.

Школа – это место, где ребенок учится сосуществовать с разными, непохожими на него детьми

Занятия там построены на книгах, причем подобранных особым образом. Например, я видел книгу о том, какие разные бывают семьи: семья, где есть две мамы, или чайлдфри-семья. И у детей с самого раннего возраста складывается представление о многовариантном мире.

На мой вопрос учителя, которые работают в Egalia, ответили так: школа – это место, где ребенок учится сосуществовать с разными, непохожими на него детьми. А задача учителя – помочь ему в этом. Такой подход меня удивил, потому что для многих из нас школа была местом, где приходилось бороться за себя, а здесь все наоборот: детей не подавляют, принимают любыми. Другой вопрос, куда они попадают потом. На средней ступени образования такой школы в Швеции нет.

Что объединяет школы, которые вы посетили?

Почти все они максимально приближают учеников к реальной жизни. Помню, на моей первой школьной линейке учителя говорили, что будут готовить нас к взрослой жизни. После этого я сменил три школы, и ни в одной у меня не было ощущения, что я получаю знания, которые смогу применить на практике.

Поэтому меня так поразила, скажем, система образования в Финляндии. Во многих школах там обычные предметы заменили изучением явлений. Каждые шесть недель они проходят новую тему. Я был на уроке, посвященном разумному использованию природных ресурсов. По сути, он объединил сразу несколько предметов: иностранный язык, естествознание, рукоделие. Дети выучили английские слова reuse и recycling (повторное использование, вторичная переработка), а учительница рассказала про экономию ресурсов и привела такой пример: вот вы сейчас помыли руки и вытерли их бумажным полотенцем, которое сделано из древесины. А каким еще способом можно вытирать руки, чтобы сэкономить ресурсы планеты? Дети тут же бросились предлагать свои варианты. Кто-то сказал: давайте сошьем полотенца из ткани, и они будут многоразовыми. И на следующем уроке они уже шили эти полотенца.

Чем мне понравился этот подход? Тем, что ребенок сразу может понять, зачем ему новые знания, он видит, как их использовать в реальной жизни.

Школа Orestad в Дании.

Какая из российских школ ближе всего по замыслу и воплощению к увиденным вами за границей?

Однозначно, школа «Апельсин» Димы Зицера. Она заставляет меня гордиться тем, что я родился в том же городе, Санкт-Петербурге. «Апельсин» – это своего рода русский «Саммерхилл». У них нет оценок, домашних заданий, ни одно решение там не принимается без участия детей. «Апельсин» по-настоящему готовит ребенка к взрослой жизни – через полную свободу, опыт принятия решений, через равенство в правах с преподавателями.

Вы проводите в школах от одного дня до недели. Достаточно ли этого, чтобы понять, насколько свободно и уверенно дети себя там чувствуют?

Конечно, одного дня мало. Но взгляд успевает выхватить ключевые детали. Например, в одной финской школе дети не хотели на перемене выходить на улицу – настолько важно им было продолжить начатую работу. А в учительской я заметил на стене фотографии трех детей-диабетиков с подробными рекомендациями по питанию – деталь, традиционная для частной школы, но не государственной.

Кроме того, я всегда стараюсь общаться с детьми неформально, разговариваю с ними наедине, без преподавателей. Этого бывает достаточно, чтобы понять, успешна школа или нет. Способность некоторых подростков 13-14 лет свободно и глубоко мыслить и рассуждать потрясает – говорить с ними интереснее, чем со многими моими ровесниками.

Уровень агрессии в свободных школах снижается. Дети ориентированы на сотрудничество, а не на соперничество

Или другой пример: подхожу к семилетней финской девочке, и она мне на идеальном английском объясняет, что проектирует сейчас на iPad свою работу по рукоделию, а параллельно ведет заметки, что ей в этой работе нравится, а что нет. Она рассказала мне все это с ходу, без всякой подготовки.

Кстати, там же я нашел ответ на вопрос, который волнует многих взрослых: а что будет, если мы предоставим детям полную свободу? Не разнесут ли они школу? Не начнутся ли бесконечные драки и жестокий буллинг? Не закончится ли все как в книге Уильяма Голдинга «Повелитель мух»? Но мой опыт показывает, что все происходит с точностью до наоборот: уровень агрессии в свободных школах снижается. Дети ориентированы на сотрудничество, а не на соперничество.

По каким критериям можно измерить качество обучения в таких школах?

Педагоги там обращают внимание не на оценки, а на развитие личности, на приятие ребенком себя, развитие его уверенности. Говорить об академических успехах со всей определенностью мы сможем лишь тогда, когда дети вырастут. В том же «Апельсине» самый старший класс пока – седьмой. Многие мои знакомые скептически замечают: «Посмотрим, как они сдадут ЕГЭ и впишутся в реальную жизнь».

Конечно, экзамены никто не отменял, поэтому в старших классах приходится искать компромисс между стремлением развить личность ученика, не давить на него требованиями успехов и необходимостью соблюдать стандарты образования.

Школа «Апельсин» Димы Зицера.

Насколько успешен этот компромисс?

Директора школ говорили мне, что, например, у датских учеников действительно более расслабленное отношение к учебе, чем у детей из азиатских стран. Возможно, они не используют свой потенциал по полной программе. Но большинство из них так или иначе поступает в университеты, а значит, достигает определенных успехов.

Время учителей прошло, настало время коучей

Вероятно, в этом помогает то, что учителя в старших классах датских и некоторых шведских школ становятся больше коучами, чем преподавателями. В Дании до недавней реформы вообще был специалист, который помогал старшеклассникам с предэкзаменационной «логистикой» и профориентацией. Например, подросток понимал, что хочет быть адвокатом или актером, и этот человек объяснял, какие предметы ему необходимо подтянуть, даже если они ему совсем не интересны, предлагал план подготовки. Теперь эту роль выполняют преподаватели.

В Швеции и Дании мне так и сказали: время учителей прошло, настало время коучей.

Вы согласны с этой идеей?

Вчера я был во французской школе информационных технологий «42», где ученики (правда, взрослые, старше 19 лет) самостоятельно осваивают программирование. По сути, это огромный крутой офис, где они сидят за «маками» и целый день работают. Правда, они обязаны при этом помогать друг другу. Там нет учителей, потому что в сфере IT все быстро меняется и представления о том, как «правильно», быстро устаревают. Все ответы и решения ученики находят в самостоятельной работе. Что же касается обычной средней школы, то там, на мой взгляд, роль учителя – быть навигатором в потоке информации, помочь находить нужные сведения, отличать правдивую информацию от искаженной и структурировать ее.

Уроки в финской школе.

Для меня самого этот вопрос стоит очень остро. Конечно, учитель по-прежнему важен – как ролевая модель. Как человек, который умеет безоценочно слушать и внушать ребенку веру в себя, в свою способность многого достигнуть в будущем.

Можно ли из тех знаний, которые вы получили, путешествуя по разным школам и описывая их в книге, извлечь практическую пользу?

Я не рассчитываю на то, что сотрудники системы образования, прочитав книгу, примутся повсеместно внедрять принципы свободных школ. Но, по моим ощущениям, школьная система будет меняться. Многие старые схемы не работают. Дети перегружены домашними заданиями и смертельно устают. Все больше родителей озабочены тем, чтобы найти хорошую школу, в которой из ребенка не будут вытравливать личность.

Книга помогает узнать о других методах образования, расширить свое представление о том, насколько по-разному можно выстраивать учебную траекторию, и это, мне кажется, полезно каждому.

Что станет финальной точкой ваших поездок?

Мне хочется увидеть образование во всех странах мира, разобраться в нюансах разных систем. И все-таки получить ответы на вопросы, для чего сейчас нужна школа и что такое хороший учитель. Впрочем, книга может закончиться и в тот момент, когда я найду ту единственную школу мечты, про которую точно пойму, что сам хочу в ней учиться.