Теоретическая и практическая стилистика. Учащийся в результате изучения программы должен. Основные особенности разговорного стиля

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика. Или, точнее, стилистика – это наука о средствах речевой выразительности и закономерностях функционирования языка в зависимости от целей, ситуации и сферы общения.

Вообще, несмотря на то, что термин «стилистика» появился еще в середине XIX века, общепринятого определения нет до сих пор.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения).

Существует несколько точек зрения на структуру стилистики, как науки.

Виноградов Виктор Владимирович выделяет 3 круга исследований в рамках стилистики:

1) стилистика языка, или структурная стилистика, которая изучает функциональные стили

2) стилистика речи, исследующая различия между жанрами устной и письменной речи

3) стилистика художественно литературы, изучающая элементы стиля литературных произведений, писателя, литературных направлений

Женевский лингвист Шарль Балли выделяет 3 других круга исследований:

1) общая стилистика, изучающая общие проблемы речевой деятельности, независимо от того, о каком языке идет речь

2) частная стилистика, занимающаяся вопросами и проблемами конкретного национального языка

3) индивидуальная стилистика, которая исследует экспрессивные средства в речи отдельных индивидуумов

1) изучение стилистических/лингвистических ресурсов языка на всех уровнях

2) функциональные исследования

3) стилистические особенности художественной литературы

4) практическая стилистика ря (прикладное направление)

В середине 50-х гг.

XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования Пешковского, Щербы, Винокура, Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах Кожиной, Васильевой, Сиротининой, Шмелева и др.

На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей. Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями - это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

1. Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики

релевантные научные источники:

  • Стилистика и культура речи. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики 2. Понятие о функциональных стилях 3. Научный стиль 4. Официально-деловой стиль 5. Публицистический стиль 6. Стиль художественной

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.11 Мб

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Стилистика как лингвистическая дисциплина. Предмет, задачи, основные понятия. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия. Стилистика текста как ответвление

  • Ответы к экзамену по стилистике русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.22 Мб

    Синтаксис текста: сложное синтаксическое целое. Синтаксическая стилистика. Параллельные синтаксические конструкции. Практическая стилистика, ее задачи. Практическая стилистика и смежные дисциплины.

  • Практическая стилистика. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

Стилистический анализ

Поскольку каждый акт речи всегда специфичен, поскольку он протекает в свойственных только ему условиях и преследует свою конкретную цель, постольку реальное дробление речевых стилей бесконечно. Но каждый такой вполне индивидуализированный стиль есть только разновидность какого-то более общего стиля или же сочетание элементов разных стилей. Стилистический анализ может быть только историческим: он отправляется от уже сложившихся в данную эпоху, в данной среде, в применении к каждому литературному жанру в отдельности, стилей литературного языка и устанавливает их взаимодействие в данном произведении, традиционность (шаблонность) их использования или же их творческое преобразование в связи с социальной природой и направленностью произведения. Он учитывает языковый опыт той среды, к которой непосредственно обращено литературное произведение, выясняет, как воспринимались этой средою такие, скажем, элементы стиля, как недомолвки, намеки, скрытые цитаты, пародии, или же элементы, привнесенные извне, т. е. из стилей, чуждых данному жанру или даже данному литературному языку, как-то: из разговорной речи, из нелитературных диалектов, из других языков. Стилистический анализ нужен и литературоведу, и лингвисту: первому потому, что через него яснее вскрываются и замысел, и выполнение, и эффект произведения, второму -- потому, что новшества речевых стилей есть проявление происходящих в языке сдвигов, через них можно нащупать тенденции и формы языкового развития .

Практическая стилистика

В отличие от лингвистики, устанавливающей факты языка, стилистика определяет меру и способы их использования в каждом данном случае. С лингвистической точки зрения правильным является все то, что соответствует наличным в языке фактам, понимая под языком орудие общения, принятое в социальном целом. В отношении же стилистики критерием является не столько правильность, сколько целесообразность: то, что лингвистически правильно, может оказаться стилистически нецелесообразным. Кто попытается употребить 1-е лицо единствен. ч. наст. врем. от глагола «стонать», тот погрешит против языка, против грамматики, совершит грамматическую ошибку, т. к. такой формы в русском языке нет, тот же, кто вместо «стонать» будет употреблять «стенать» (такое слово есть, ничего неправильного в нем нет), может, именно в обстановке, не оправдывающей торжественного стиля, произвести таким словоупотреблением, сам того не желая, только комический эффект, т. е. поступить нецелесообразно, погрешить против стилистики. Вот именно этой целесообразности использования языковых фактов в речевой практике и учит так называемая практическая (иначе нормативная, прикладная) стилистика; только стилистики надо твердо помнить, что устанавливаемые ею «правила» не абсолютны, а всецело подчинены обстоятельствам и той цели, которую ставит себе автор. Цели же определяются внеязыковыми факторами .

История стилистических норм находится в прямой зависимости от борьбы и смены классовых идеологий. Так, например, в феодальном обществе разграничение речевых стилей нормируется в плане иерархическом (среди учение классицизма о «штилях» -- высоком, среднем и низком); вместе с тем, в связи с ограниченностью сфер применения литературного языка, большого дробления стилей не наблюдается. Позднее демократические тенденции в развитии литературного языка разрушают старую иерархию стилей, но в то же время все большее расширение области применения литературного языка вызывает рост дифференциации стилей, все большее их дробление, с одной стороны, а с другой - использование их противопоставлений на коротких отрезках, их композиционное сочетание.

Дробление речевых стилей неизбежно: язык только в том случае может удовлетворять своему назначению, служить универсальным орудием человеческого общения, если он отражает в себе все разнообразие форм этого общения. Задача практической стилистики - научить распознавать существующие стили речи, целесообразно их использовать и вовсе не применять таких стилей, которые, хотя и существуют, но по идеологическим соображениям являются неприемлемыми (стиль вульгарный, напыщенный и т. п.) .

Обоснование необходимости данного курса. В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики . Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека.

Целью краткого курса практической стилистики русского язы­ка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дис­циплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах литера­турного языка.

Учебные задачи:

Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их. Поскольку курс сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приёмы, в том числе и игровые.

Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.

  1. Упор на письменные формы работы позволяет:
    1) получать регулярную обратную связь,
    2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики
  2. Подбор нескучных (познавательных, увлекательных) заданий даёт возможность поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.
  3. Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.
  4. Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.

Учащийся в результате изучения программы должен

ЗНАТЬ:

Понятия : Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.

УМЕТЬ:

  • Редактировать тексты разных стилей
  • Классифицировать лексические ошибки
  • Писать тексты разных стилей

Измерителем достижений обучаемых должны быть показатели, характеризующие изменение умений отно­сительно начального уровня:

  • Повышение речевой грамотности
  • Значительное улучшение качества устной и письменной речи
  • Активизация творческих способностей.

Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов разных стилей, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Учебно-тематический план.

Тема курса Кол-во часов Форма контроля Образовательный продукт
1 Общее понятие о практической стилистике русского 2 Анализ текста
2 Функциональные стили русского языка Понятие о функциональных стилях 1 Анализ предложенных текстов
3 Научный стиль 2 Стилистический анализ текста
4 Официально-деловой стиль 2 Стилистический анализ текста
5 Публицистический стиль 2 Стилистический анализ текста
6 Художественный стиль 2 Стилистический анализ текста
7 Разговорный стиль 2 Стилистический анализ текста Создание сборника текстов на одну тему разных стилей
8 Лексическая стилистика. Смысловая точность речи 2 Рецензирование текста
9 Лексическая сочетаемость слов 2 Рецензирование текста
10 Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте 2 Рецензирование текста
11 Стилистическая окраска слова 1
Активный и пассивный запас лексики 2 Рецензирование текста
Фразеологизмы 2 Рецензирование текста
Канцеляризмы 2 Рецензирование текста
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 2 Рецензирование текста
Смысловые единицы речи 4 Рецензирование текста
Лексические образные средства речи 4 Рецензирование текста Творческая работа (анализ одного слова с точки зрения лексической стилистики)
Основные вопросы грамматической стилистики. Стилистическое использование форм имён существительных 3 Рецензирование текста
Стилистическое значение порядка слов в предложении 2 Рецензирование текста Практическая стилистика русского языка – взгляд после изучения курса. (творческая работа любого жанра по выбору учителя)
Итого 35

Программа курса

1. Общее понятие о практической стилистике русского языка (2 часа).

Стилистика – раздел языкознания. Основные виды практической стилистики: лексическая, грамматическая, стилистический синтаксис.

2. Функциональные стили русского языка

2.1 Понятие о функциональных стилях (1 час) Функциональные стили. Классификация стилей. Книжные стили. Разговорный стиль.

2.2 Научный стиль (2 часа). Возникновение и развитие научного стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности научного стиля.

2.3 Официально-деловой стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности официально-делового стиля. Официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.

2.4 Публицистический стиль (2 часа). Возникновение и развитие публицистического стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности публицистического стиля. Газетно-журнальная разновидность этого стиля.

2.5 Художественный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности художественного стиля. Авторский стиль.

2.6 Разговорный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности разговорного стиля. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов.

3. Лексическая стилистика.

3.1. Смысловая точность речи (2 часа) Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов.

3.2. Лексическая сочетаемость слов (2 часа). Смысловая несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости. Контаминация.

3.2. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (2 часа). Алогизм. Плеоназм. Тавтология.

3.3. Стилистическая окраска слова (1 час). Стилистическая закреплённость слова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

3.4. Активный и пассивный запас лексики (2 часа). Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика.

3.5. Фразеологизмы (2 часа). Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.6. Канцеляризмы (2 часа). Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.

3.7. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (2 часа). Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.8. Смысловые единицы речи (4 часа). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.9. Лексические образные средства речи (4 часа). Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

4. Основные вопросы грамматической стилистики.

4.1 Стилистическое использование форм имён существительных

(3 часа). Колебания в роде имён существительных. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода.

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа.

4.2 Стилистическое значение порядка слов в предложении (2 часа). Инверсия.

Понятие стилистика

Стилистика - ("стило", "стилус" - палочка, которой писали на восковых дощечках). Небольшой экскурс в историю: стилистика как самостоятельная наука возникла в 50-е гг., «вычленилась» из риторики, на базе словесного выражения. Со временем понятие стилистики расширялось. Сначала это была наука о выразительных средствах (тропы и фигуры), потом – о функциональных стилях. Сейчас мы понимаем стилистику как науку о функционировании языка и речи .

Молодой раздел языкознания, рубеж 19-20 вв., связь с фр. Стилистикой (Шарль Балли).

Первые рос стилисты – Виноградов, Щербин, Потебня.

Стилистика - раздел языкознания, в кот. изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях яз. общения, в различн. видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Ш. Балли (фр). Стилистика бывает:

1) общая, исследующая общие стилистические проблемы речевой деятельности, касающиеся всех или большинства языков,

2) частная, изучающая стилистическую структуру конкретного национального языка, и

3) индивидуальная, рассматривающая экспрессивные особенности речи отдельных индивидов.

Виноградов:

1. «Стилистика языка изучает стилистическую структуру языка как «системы систем», функциональные языковые стилей, стилистич. ср-ва языковых средств вне зависимости от конкретных условий их использования»

Речь – конкретная реализация языка в данной конкретной ситуации.

2. «Стилистика речи анализирует особенности функционирования языковых ср-в в конкретных условиях их использования, связанных с теми или иными жанрами, формами, видами устной и письменной речи (выступление в дискуссии, лекция, доклад, пресс-конференция, беседа; передовая статья в газете, научная рецензия, юмористический рассказ, приветственный адрес и т. д.)»

3. «Стилистика худ лит-ры имеет предметом своего исследования все элементы стиля худ произведения, стиля писателя, стиля целого лит направления»



Стилистика - наука о языке, изучающая теорию языковую стилей, лексическую и грамматическую синонимию, выразительные и изобразительные возможности языковых средств. Стилистика изучает язык в динамике ("королева языка"). Изучает оттенки значений. Необходимо обладать языковым чутьем (для иностранцев стилистика практически недоступна). Проблема выбора - это основная проблема стилистики.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Аспекты стилистики:

1. Выразительные средства языка и их ресурсы (возможности языка) - 1 аспект стилистики.

2ой аспект - определение стиля. Экстралингвистический фактор. (отбор языковых средств в соответствии с ситуацией, в которую попадает человек) - нефилологический фактор.

3. Качество речи (точность и правильность) - 3ий важный аспект стилистики.

Речь должна быть грамотной, точной, литературной и, если возможно, образной. Для стилистики важно не то, что сказано, а как сказано.

Области стилистики:

Практическая стилистика - закономерность, целесообразность, уместность употребления грамматических основ, оборотов и пр.

Стилистика ресурсов языка - занимается синонимией

Стилистика художественной литературы - индивидуальные стили писателей, историческое развитие стилей языка.

Стилистика декодирования - существуют различные возможности интерпретирования замыслов автора.

Стилистика текста - закономерности построения и функционирования текста (композиционное построение)

Фоностилистика - занимается ассоциациями у человека с употреблением того или иного звука

Предмет и задачи практической стилистики

Предметом стилистики является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существов языка), но от др. областей языкознания.

Стилистика исследует способы выраж той дополнит (стилистич) инфо, кот сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов стил. признаётся система синонимич. ср-в и возможностей языка на всех его уровнях.

Понятие нормы очень важно для лит языка. В практич стилистике в кач нормы выступает совокупность наиболее пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общ-ва ср-в языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексич, произносительных, морфологич, синтаксич) из числа существующих.

Практическая стилистика близка к культуре речи.

1) общие сведения о языковых стилях

2) оценка экспрессивно-эмоц. окраски средств языка

3) синонимия языковых средств

Центральное место в стилистике отводится проблемам синонимии. В этой проблеме для практической стилистики важно:

1) в языке, как правильно, нет абсолютных синонимов

2) синонимичные варианты не должны выходить за пределы литературной нормы

3) допустимо сопоставление синонимов в условиях их одновременного существования и в условиях их эволюционного развития

Для практической стилистики также важно использование лексических и грамматических средств языка . Меньше внимания фонетике и словообразованию, больше внимания грамматическому синтаксису.

Образные средства языка (тропы и фигуры) – стилистика художественной литературы.

Задачи стилистики: 1)определение стилист.норм употребления языка, определение закономерностей, в соответствие с которыми язык.ср-ва организуются в систему. 2)классифифкация и описание ср-в и приемов,заключенных в системе яз. 3)выявление закономерностей взаимодействия стилист.норм языка с объективной системой языка.

Функциональные стили - это центральная проблема и главный предмет стилистики.

К числу вопросов, решаемых практической стилистикой, относятся и вопросы, связанные с правильностью и нормативностью речи.

Богатейшая синонимика средств русского литературного языка на всех «ярусах» его системы ставит перед практической стилистикой вопрос о критериях оптимального выбора нужных в конкретной ситуации вариантов (в частности, о нормативности этих вариантов в наши дни).

    практическая стилистика - Прикладной раздел стилистики речи, имеющий нормативный характер и исследующий способы и формы использования языковых средств в каждом конкретном случае, в зависимости от содержания речи, обстановки общения, цели высказывания. Рекомендации… … Словарь лингвистических терминов

    Стилистика - СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… … Словарь литературных терминов

    Стилистика лингвистическая - 1. Определение понятия. Определение объема и содержания С. принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам. Одним из наиболее распространенных определений С. является определение ее как учения о наличных в языке… … Литературная энциклопедия

    - (структурная, строя языка, стилистических средств языка, аналитическая, практическая, традиционная) – направление стилистики, изучающее стилистические ресурсы языка. Это наиболее традиционная область стилистики, объектом которой является состав… …

    стилистика - лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы. Русская стилистика складывается в первой пол. 20 в. благодаря трудам В. В. Виноградова. Современная стилистика изучает и описывает научный … Литературная энциклопедия

    Стилистика - У этого термина существуют и другие значения, см. Стилистика (значения). … Википедия

    - (лингвистическая, лингвостилистика, общая С.) – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Стилистика - Стилистика раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т. д. Однако задачи стилистики… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Стилистика - раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях… … Большая советская энциклопедия

    стилистика - сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? стилистики, чему? стилистике, (вижу) что? стилистику, чем? стилистикой, о чём? о стилистике 1. Стилистикой называют учение о стилях речи. Стилистика романтизма. | Латинская стилистика. |… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Практическая стилистика совр. русского языка Бельчиков , Бельчиков Ю.. В современном мире информация - ключ к успеху. Однако правильно воспринимать и передавать информацию можно, только если вы умеете четко формулировать свою мысль, адекватно передавать… Купить за 413 руб
  • Практическая стилистика русского литературного языка , А.В.Абрамович, Ю.А.Бельчиков, В.Н.Вакуров, В.П.Вомперский, М.В.Зарва, М.С.Панюшева. Содержание и построение сборника определяется задачами курса практической стилистики и местом его в системе подготовки работников печати. Курс практической стилистики вооружает студента…