Какую функцию в сложном предложении играет интонация. Типичные ошибки студентов-филологов. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным.
Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы.
Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами:
1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность;
2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство.
Части сложного предложения не обладают интонационной завершенностью, как отдельное простое предложение, кроме того, в большинстве случаев они имеют специальные конструктивные элементы, которых не может быть в структуре простого предложения.
Средствами
выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются:
Соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
2) относительные (союзные) слова;
3) порядок частей;
Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей. В предложениях: Стало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситься относительные местоименные и наречные слова, которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь: Я тот, кого никто не любит
4) интонация.
Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения.
Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например: Настанет утро, поедем в поле - перечислительная интонация; Настанет утро - поедем в поле - интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.
Вспомогательные:
1) Видо-временные формы сказуемых
2) Параллелизм структурных частей
3) Неполнота одной из частей
4) Общие контексты предложения
5) Детерминант – общий второстепенный член
6) Наличие местоименно-соотносительных слов (коррелятов)
7) Наличие слов, требующих раскрытия содержания
Сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.
Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочиненные - с сочинительными союзами и сложноподчиненные - с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.
Сочинительная связь.
Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.
Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.
Сочинение придает частям известную самостоятельность.
Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.
Подчинительная связь.
Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах.
Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.
Бессоюзная связь.
Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Еще по теме 28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.:
- 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.
- СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО БЕССОЮЗНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- 326. Средства выражения отношений между частями сложного предложения
- 94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
- Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений. Многочленные бессоюзные сложные предложения.
- Синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения
- 50 синонимия разных видов сложных предложений, синонимия сложных и простых предложений. Типичные ошибки в построении сложных предложений и способы их устранения.
- А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.
- Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.
Страница 25 из 27
Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью
В сложных предложениях есть особенности взаимодействия синтаксиса и интонации. Они разнообразны. Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части. С помощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличение смысловой самостоятельности, по своим информационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили/, так как не закончилась конференция; По этому вопросу организовали отдельную се 1 кцию, /чтобы выслушать разные мне 1 ния; Он потерял кассе 1 ту, /на которой была записана диску 1 ссия. Уменьшение смысловой самостоятельности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчлененным союзам (потому... что, для того... чтобы и др.) и анафорическим словам (тот... который, тот самый... который и др.); ср.: Семинар в этот день отмени 3 ли, /так как не закончилась конференция. - Семинар в этот день отменили потому 3 , /что не закончилась конференция; Он потерял кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия. - Он потерял ту самую кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия.
Возможности варьирования смысловой самостоятельности главной части сложноподчиненного предложения зависят от ее лексико-синтаксического состава. Покажем это на примере предложения с который. В данном случае существенно, чтобы распространяемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по контракту, / который заключили с ним после успеха его фи 1 льма. Эти связи (в данном случае - по контракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложноподчиненного предложения с простым предложением. Если эти связи выражены лексически, то смысловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме болезни ма 3 тери, / были и други 1 е причины, / о которых он не хотел говори 1 ть.
Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.: Льготные путёвки выдавали студе 1 нтам, / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т.е. в отличие от сотрудников, аспирантов). - Льготные путёвки выдали студе 3 нтам, / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т. е. некоторой части студентов).
В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовываться в подчинительные; ср.: Я не был в этих местах три го 1 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь. - Я не был в этих местах три го 3 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь.
Говоря об особенностях взаимодействия синтаксиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифференцированными значениями. Например: Учительница была больна 1 . Уроки вела практикантка и Учительница была больна 3 , / уроки вела практи ка 1 нтка - это соответствует предложению с союзной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка. При интонационной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более отчетливо: Пройду 3 конкурс, / меня возьму 1 ут на эту работу.
Роль смысловой связи наиболее ярко проявляется при выражении обоснования, когда в первой части бессоюзного сложного предложения выражаются такие смысловые отношения (отрицание чего-либо, оценка, необычная ситуация), которые требуют или допускают обоснование, мотивацию. Такая смысловая связь является самодостаточным различительным признаком бессоюзных сложных предложений с отношениями обоснования. Интонация в таких предложениях отличается большим разнообразием:
Отрицать городскую культу 3 ру /глупо и кощу 2 нственно: / именно го 2 род сделал Шукшина профессионалом культуры/ (газ.) (один из возможных вариантов осмысления).
Тебе-то хорошо 2 ! Сы 6 н поступил, / кварти 6 ру получила! (оценка, размышление)
Зря 2 ты переживаешь! / По ко 2 нкурсу-то / он прохо 3 дит! = По ко 2 нкурсу / он прохо 3 дит!
Употребление ИК-2 (или ИК-2 в сочетании с ИК-3) обычно усиливает обоснования и передает оттенки, которые словесно можно выразить так: вот в чём дело, вот почему. Высказывания типа По ко 2 нкурсу-то/ он про хо 3 дит могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросно-ответную связь высказываний, принадлежащих разным говорящим. Это еще один случай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значения, реализуемые только с помощью смысловой связи в контексте.
Таким образом, в разных высказываниях интонация завершенности (при нейтральной завершенности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоциональном подчеркивании ИК-5) связана с выражением ремы или усилением смысловой важности, самостоятельности какой-либо части внутри предложения (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.
Часто задают вопрос: как же так? Такое интонационно-смысловое и интонационно-эмоциональное разнообразие речи - и всего семь типов интонационных конструкций? Ответ кроется в множественности комбинаций интонационно-звуковых и лексико-грамматических средств. Перечислим основные составляющие этой множественности.
Интонация представлена как система интонационных средств: тип ИК, место центра ИК, членение предложения на ИК, пауза. Каждое из средств имеет свои системы оппозиций, обусловленных той или иной особенностью грамматического строя языка и семантических свойств интонационно выделенного слова.
Каждый тип ИК в потоке речи представлен рядом многочисленных реализаций, нейтральных и эмоциональных, имеющих какую-либо особенность строения. Средняя степень выраженности акустических компонентов каждого из средств является точкой отсчета, фоном, сравнением интонационных усилений или ослаблений.
Важнейшим является положение о том, что каждая из нейтральных и эмоциональных реализаций ИК может употребляться в предложениях с разным лексико-синтаксическим составом и в зависимости от этого имеет разную функциональную нагрузку и по-разному воспринимается. Выражаясь метафорически, можно сказать, что один и тот же тип ИК в разной лексико-синтаксической одежде воспринимается по-разному и с точки зрения смыслового, и е точки зрения эмоционального содержания. В звучащей речи разнообразные возможности лексико-синтаксических и интонационно-звуковых средств составляют неразрывное единство, поэтому представляется невозможным анализировать центр ИК вне интонационной конструкции, в отрыве от синтагматического членения. При таком подходе к изучению интонации сокращается терминология: такие понятия как логическое, синтагматическое, эмфатического ударение, акцентное выделение отражают частные случаи употребления центра интонационных конструкций, разного по качеству (в зависимости от типа ИК), по местоположению (конечное/неконечное), по смысловому эффекту (в зависимости от семантических свойств выделенного слова).
Теперь переходим к сложному вопросу о восприятии звучащей речи носителями языка, то есть узнавании, различении и способности воспроизвести сознательно тот или иной тип интонации. Содержание проблемы становится более ясным при сравнении механизма восприятия звучащего слова и предложения. Носители языка способны большей или меньшей точностью назвать звуки, составляющие какое-либо слово, например, стол, столик. Но звучащее предложение воспринимается носителями языка в целом, как единство смыслового и эмоционально-стилистического содержания. Обратим внимание на то, что в словарном составе русского языка есть такие выражения: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная и др. интонации. Это свидетельствует о том, что, начиная различать интонацию, носители языка в одном случае определяют ее с точки зрения коммуникативного типа предложения, в других - с точки зрения эмоционального состояния говорящего, в третьих случаях - по синтаксическому признаку. В то же время носители языка, как правило, не замечают, что даже в нейтральной речи разными могут быть и вопросительная интонация (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-6), и восклицательная (ИК-2, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7), и перечислительная (при нейтральной лексике все типы ИК). Наиболее различаемыми являются эмоциональные интонации, выражающие радость, гнев, испуг, растерянность и т. п.
Нерасчлененность восприятия интонации преодолевается в процессе развития слуха, когда носитель языка начинает обращать внимание на определенные характеристики звучания, обобщает их и пробует воспроизвести сознательно. С этой точки зрения более легкими являются те интонации, с помощью которых различаются те или иные значения предложений с одинаковым лексико-синтаксическим составом. Наиболее трудными для различения и сознательного воспроизведения являются синонимические употребления интонаций, например ИК-3, ИК-4, ИК-6, при выражении незавершенности в таких предложениях, как: Эту книгу / я еще не читал. Именно в результате различения интонационной синонимии и проявляются качественные изменения в развитии слуха, способность услышать интонацию вне лексико-синтаксических воздействий.
В интонационно-звуковом и эмоционально-стилистическом разнообразии участвует ритмическая структура речи, которая понимается как последовательности количественных чередований акустических компонентов (длительности, высоты основного тона, интенсивности, степеней отчетливости тембра) в пределах звука, слога, фонетического слова, интонационной конструкции, сочетаемостей интонационных конструкций. Перечисленные сегменты речевой цепи взаимосвязаны. Так, для ритмической структуры речи небезразличны длина составных частей ИК, ударность/безударность конечного слога ИК, расположение интонационных центров и др.
Основные типы ритмической организации речи перечислимы, наметим их, включая верлибры, стихотворения в прозе, располагая в направлении от более строгих построений к более свободным: стихотворные размеры поэтической речи, включая верлибры, стихотворения в прозе, послоговая речь, ритмизация речи, относительно нейтральная речь. Дадим краткие пояснения.
В поэтической речи ритмическая структура строки или строфы может быть организована самим стихотворным размером, когда интонационные различия нивелируются и обозначаются лишь слабым повышением или понижением тона (Буря мглою небо кроет...). Роль интонации усиливается при выражении противопоставлений, сопоставлений, оценок и других видов эмоционально-смысловых отношений, требующих разграничений и выделений (То как зве 6 рь она завоет, / то запла 6 чет, / как дитя 1 . А.С. Пушкин).
Ритмизация речи заключается в усилении фонетической самостоятельности нескольких слов и осуществляется как выделенность этих слов центром какого-либо типа ИК в его редуцированных реализациях, например: Ка 5 к жаль, / что этой чудесной пье 3 се / не хватает сло 2 в, - вырвалось у кого-то из гостей (из музыкальной радиопередачи; в этом высказывании хорошо сочетаются разные типы ИК, фонетическая самостоятельность слов, в данном случае выделенных по типу ИК-2, убыстренный темп речи в длинной постцентровой части ИК-2).
Ритмическая структура слова, организуемая ударным слогом, его местом среди безударных слогов, является составной частью ИК. В звучащей речи интонация вторгается в ритмическую структуру слова, способствуя его эмоционально-смысловому выделению как в изолированном произнесении, так и в составе предложения. Это относится к словам с так называемым побочным ударением (ср.: пятиэтажный и пятиэтажный), которое на самом деле реализуется как центр какого-либо типа ИК, при этом слово может члениться на две синтагмы. В звучащей речи наблюдаются разные произнесения, каждое из которых является достаточно распространенным, например, самолётострое 1 ние (заметим, что отдельное слово всегда произносится с каким-либо типом ИК), самолё 3 то/строе 1 ние, самолё 6 то/строе 1 ние; в составе предложения: Здравомы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 3 вомыслящим / его не назовёшь. Здра 2 во/мы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 2 во/мы 4 слящим / его не назовёшь и др. В эмоционально окрашенной речи членение слова на две синтагмы используется довольно широко и зависит не столько от морфемного состава слова, сколько от коммуникативного намерения говорящего ответить в раздумье, ответить возражая, игриво и др.; например: хорошо - как хар ? /шо 1 , ха 3 р ? /шо 4 ; интернет - как интерне 1 т, и в нтер/не 1 т, и 3 нтер/не 4 т.
Описанные выше членения показывают многоаспектность эмоционально-смысловой иерархии в звучащей речи.
Индекс материала |
---|
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Значение и интонация сложного предложения
ЗНАЧЕНИЕ И ИНТОНАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Теория А
Сложное предложение состоит из двух или нескольких грамматических основ (простых предложений). Простые предложения связываются в сложные с помощью интонации и союзов: Андрей знает, что русские названия месяцев производны от латинских. Декабрь, январь и февраль - это зимние месяцы; март, апрель, май - весенние; июнь, июль, август - летние; сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние.
Практика А
1. Найдите сложные предложения. Определите средства их связи.
Русские названия месяцев производны от латинских. По-латыни разговаривали в Древнем Риме.
У римлян год начинался в первый день марта. Этот месяц был назван в честь Марса, которого первоначально считали богом земледелия и скотоводства. Второй месяц получил название апрель, априлис
по-латыни означает «раскрывать». В этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц (май) посвящался богине земли Майе. Четвёртый (июнь) посвящался богине Юноне, она считалась покровительницей женщин. Пятый (июль) назван в честь Юлия Цезаря, а август - императора Августа. Названия дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: сентябрь - седьмой, октябрь - восьмой, ноябрь - девятый, декабрь - десятый. Название января связано с именем бога Януса, а февраля - с именем бога подземного царства Фубрууса
(Из календаря
)
Теория Б
Между частями (простыми предложениями) сложного предложения обычно ставится запятая.
Практика Б
2. Объясните расстановку запятых в стихотворении.
Август, Август!
Кабачок
Лёг на грядке на бочок,
И бычок в тени улёгся,
И бегут куда-то вдаль Облака,
И речка вьётся,
Но чего-то очень жаль.
(С. Козлов
)
3. Поставьте пропущенные знаки препинания и ответьте на вопрос.
Пусты поля мокнет земля дождь поливает. Когда это бывает?
4. Переведите выделенные слова и выражения на русский язык. Объясните расстановку знаков препинания.
Ми звикли , що літо починається першого червня . Але за астрономічним календарем воно розпочнеться лише через три тижні , а за фенологічним * - тоді, коли заколоситься озима пшениця, відцвіте бузок , пишно зацвітуть калина, шипшина, біла акація .
Вершина літа - пора цвітіння липи.
*Фенологический календарь - растительный календарь.
Д л я с п р а в о к: починається - начинается, заколоситься - заколосится.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Открытый урок русского языка, бесплатно скачать тесты , занятия по русскому языку, необходимые материалы для подготовки к урокам, собрание рефератов русского языка, домашние задание, вопросы и ответы Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Введение
Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.
Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значение предложения, например: Салон Карамзиных. За окнами - Летний сад в туманной весенней зелени. Сумерки. Блещущая закатом Нева (Паустовский); - Товарищи! - раздался голос Павла, звучный и крепкий (Горький); Единственное слово, в которое заключены были все чувства, безответно повторялось в ее голове: - Неужели? Неужели... (Федин).
Интонация занимает особое место среди свойств предложения, и ее трудно квалифицировать как структурный или как семантический признак, так как она не только оформляет предложение и его разновидности, но и является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения. Например: Река... Тайга... Деревня за пригорком... Опять тайга... Вот полоса жнивья... Вот Иверка... Вот станция Ижмерка... Вот заблестела Реченька моя... (Федоров). Авторские многоточия в конце номинативных (назывных) предложений передают взволнованность пишущего при встрече с родными местами, которая в устной речи выражается интонацией.
Цель работы - определить особенности и интонационные конструкции простого предложения.
проанализировать строй простого предложения;
определить интонационные черты в конструкции предложений;
выявить взаимосвязь семантики предложения и его интонационной схемы;
Предмет исследования - интонация как признак предложения.
Объект - простые предложения в синтаксисе русского языка.
Теоретическая часть
Что такое интонация?
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его функция в языке - коммуникативная, т. е, функция общения, сообщения.
Солнце встало; Ты встаешь?; Ты счастливая; У тебя семь пятниц на неделе; Солнце!; В путь!; Встать!; Счастливого пути!
Одним из специфических признаков предложения, отличающим его от других единиц, в том числе и от словосочетания, является интонация сообщения.
Интонация предложения имеет замкнутую структуру - начало, развитие, завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно. Так, в предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.) - три предикативные части; однако, если воспроизвести любую из них с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, они не образуют самостоятельных предложений. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная ситуативная реплика диалога (Когда ты едешь? - Сегодня вечером).
Что же такое интонация? Каковы ее особенности? Для чего мы используем интонацию в нашей речи?
Интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т.е. с последовательным произнесением составляющих его слов. Линейное расположение слов и их произношение соответствуют их синтаксической и семантической роли в предложении. В структуру интонации входят основные акустические показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о динамической структуре, мелодической структуре предложения и пр. Например, в предложении Так вот в чем прелесть полетов в небо! (М.Г.) с наибольшей силой (громко) произносится вот, дальше громкость убывает; наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова прелесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отношение - удивление, иронию.
Интонация, наряду с индивидуальными особенностями произнесения конкретного предложения, содержит типичные элементы структуры, характерные для того или иного типа предложения. Русский язык имеет определенную структуру повествовательной, вопросительной, побудительной интонации, специфические черты восклицательной интонации. Особую структуру интонации имеют номинативные, инфинитивные, нечленимые предложения и т.д.