Перечислить элементы интонации сложного предложения. Составные элементы интонации. Работа с интонацией

Урок русского языка в 11 классе.

Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

(на материалах творчества И.А. Бунина)

Копылова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ № 558

Выборгского района

__________________________________________________________________ Цель урока : формирование умений:1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мыслей, чувств, переживаний;

2) грамотно расставлять знаки препинания в конце предложений, разных по цели высказывания, интонации;

Задачи урока :

    повторить правописание приставок;

    выполнить упражнение по предупреждению речевой избыточности

(тавтология, плеоназм);

    проанализировать черты стиля И.А. Бунина.

Тип урока : обобщающий урок по теме

Оборудование : карточки для учащихся


I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли, о знаках препинания, которые отделяют предложения друг от друга. Упражнения на употребление знаков препинания в конце предложения будем сочетать с отработкой навыков выразительного чтения. Попутно будем повторять правописание приставок и выполним упражнения, предупреждающие речевую избыточность.

Запишите тему урока: «Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения».

II . Словарная работа.

Прецедент (лат. – предшествующий) – случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев.

Инцидент (лат. – случающийся) – случай, происшествие обычно неприятного характера.
III. Повторение и обобщение материала по теме «Правописание приставок» Объяснительный диктант.Небезызвестный талант; Серебряный век; презирать кого-либо; претворить идею в жизнь; беспрецедентная цельность бунинского литературного наследия; лиризм, органически присущий таланту Бунина; развивать традиции; приверженность «вечным темам»; приоритетные темы; пребывать в недоумении; привилегированный класс; претензии на мировое господство; предметная детализация; регламентация жизни; небеспристрастный взгляд художника; несбыточные мечты.
IV. Повторение теоретического материала по теме урока.

С предложением, знаками препинания, которые ставятся в конце предложения, вы знакомились еще в начальной школе. Затем с каждым годом ваши знания о предложении, о знаках препинания, о роли интонации, логического ударения обогащались. Вспомним теоретические сведения, которые непосредственно касаются темы сегодняшнего урока.

1) Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении?

Интонация- ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

2) Какими бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

3) Уточните правила употребления знаков препинания в конце предложений.

Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а

риторическими. Например:

может обойтись без России?
М н о г о т о ч и е
- Завершающие знаки препинания отделяют предложения друг от друга в тексте, оформляют каждое предложение как законченное, поэтому пропуск такого знака препинания, связанного с членением письменной речи на предложения, считается грубой ошибкой. Ошибка в выборе знака препинания не является грубой.Займемся практической работой. Выполним ряд заданий.
V. Практическая работа.
Задание 1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (Предложения, начинающиеся со слов как, что за, какой обычно являются восклицательными.)
Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина! (В предложении есть присоединительная конструкция с союзом и .)
А у нас одна песня: что почем? (В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительными предложениями являются обе части или только последняя.)
Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика.)
Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь… (Многоточие в середине и конце предложения помогает создать картину наступления ночи. Высказывание не завершено. Вводное слово «наконец» употребляется для усиления, выделяется запятой, так как завершает собой перечисление. Повторить обособление слова «наконец».)
Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?! (Приоритет вопросительного знака, так как это основной знак, характеризующий предложение по цели высказывания, восклицательный знак выражает эмоции.)
Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы… (Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения могут быть использованы для выражения сомнения, удивления, восторга.)
Задание 2.
Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы).
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности.
Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели .
Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.
Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство. (Лейтмотив в переводе с немецкого – «ведущий мотив». В предложении скрытая тавтология.)
Будущая перспектива приятно будоражила сознание. (Одно из значений слова перспектива – «будущее, виды на будущее».)
VI. Выводы по теме урока.- Что в теоретическом материале было новым, незнакомым?- Какие трудности возникали при выполнении практической работы?- Какие черты стиля И.А. Бунина вы отметили?(И.А. Бунин в своих произведениях использует экспрессивный синтаксис. Речь его героев прерывистая, незавершенная, эмоциональная. Это живая речь с многообразными синтаксическими конструкциями. Лексика тоже очень богата. Язык Бунина точен, правилен, благозвучен: внимание к слову – отличительная черта стиля писателя.)
- Мы сегодня говорили о том, что выражает тот или иной знак препинания, читали текст, в составе которого встречали различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, убедились, как интересно наблюдать за ролью завершающих знаков препинания в тексте, насколько важно уметь грамотно расставлять их. Умение грамотно употреблять знаки препинания в конце предложений свидетельствует о понимании текста, его смысла, о наличии навыков выразительного чтения и является признаком высокой пунктуационной культуры и заслуживает уважения. «…Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома», - писал ученый А. Б. Шапиро. Надеюсь, что и вы будете обладать достаточной пунктуационной культурой.
VII. Домашнее задание.Повторить темы «Чужая речь и способы её передачи», «Знаки препинания при цитировании», «Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях», «Правописание НЕ с прилагательными и причастиями»

Приложение 2.


Задание 1 . Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.1)Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете!2)Действительно, тишина, и прескверная, черт её дери, тишина!3)А у нас одна песня: что почем?4)Так вот чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из неё… Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна?5)Погасал блеск солнца, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь…6) Да разве можно без восторга говорить о превосходной прозе Бунина?!7) Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, - ей-богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы…
Задание 2. Выразительно прочитайте текст. Охарактеризуйте интонационные особенности предложений. Определите выделенные предложения по цели высказывания.
После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым, прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я совсем пьяна... Вообще я совсем с ума сошла. Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Я даже не знаю, где вы сели. В Самаре? Но все равно, вы милый. Это у меня голова кружится, или мы куда-то поворачиваем? Впереди была темнота и огни. Из темноты бил в лицо сильный, мягкий ветер, а огни неслись куда-то в сторону: пароход с волжским щегольством круто описывал широкую дугу, подбегая к небольшой пристани. Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском песке (она сказала, что едет из Анапы). (И.А. Бунин. Солнечный удар.)
Задание 3. Упражнения по предупреждению речевой избыточности. Найдите и исправьте тавтологию, плеоназмы (ненужные уточняющие слова).
1) Господин из Сан- Франциско, мечтающий о возможности быть господином над другими, целеустремленно стремится к своей цели.2) Наружная внешность героини «Легкого дыхания» очень привлекательна.3) Ведущим лейтмотивом рассказа является мысль о неоправданности претензий на мировое господство.4) Будущая перспектива приятно будоражила сознание.

Приложение 1.

    Интонация - ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания,а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации- паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

    По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

    Знаки конца предложения – знаки завершения – точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Т о ч к а ставится в конце повествовательных предложений, цель которых – сообщение. Например:1)На чужбине еще больше родину ценят.

2)Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

В о п р о с и т е л ь н ы й з н а к является дополнительным средством оформления вопроса на письме и ставится в следующих случаях:

а) В простом предложении, заключающем в себе вопрос. Например: Вы любите читать стихи о природе? (Предложение читается с повышением тона в конце). Если вопрос обращен не к человеку (не к одушевленному лицу), то такое предложение не является вопросительным, несмотря на то, что на письме употреблен вопросительный знак. Такие вопросы называются риторическими. Например: Что день грядущий мне готовит? При чтении предложения с риторическим вопросом повышение тона незначительно.

Б) В ССП, в котором обе части или только последняя являются вопросительными предложениями. Например: 1)Что это? Вода булькает или тетерева бормочут, или лягушки урчат? 2) Россия без каждого из нас обойтись может, но кто из нас может обойтись без России? в) В СПП, которое имеет в своем составе вопросительное предложение. Например:1)Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Ужели никогда не удастся взглянуть на оригиналы и онеметь от ужаса, что ты стоишь перед произведением Микеланджело, Тициана и попираешь почву Рима? В конце предложения, которое содержит косвенный вопрос, вопросительный знак не ставится. Например: Меня часто спрашивают, как я стал писателем. г) В БСП, если обе части (или только последняя) являются вопросительными предложениями. Например: 1) Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к передает на письме особую интонацию, которая может выражать восхищение, радость, гнев, приказ, окрик и т. д., и может ставиться в конце любого по цели высказывания и структуре предложения, если в нем дополнительно выражено чувство. Например: Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть! М н о г о т о ч и е ставится в конце предложения, если необходимо показать взволнованность речи или ее незавершенность, если необходимо сделать большую паузу. Например: Они сели и исчезли в облаке пыли… Я долго шел в нем и смотрел, как вдали исчезает телега, увозя стариков, прошедших многие тысячи верст, чтоб помолиться о маленькой девочке, которая заставила их полюбить себя… Если рядом оказываются многоточие и вопросительный или восклицательный знаки, то ставится соответствующий знак и две точки. Например: Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!..

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Интонация сложного предложения".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

1) Обучающие:

Актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;

Сформировать умение интонационно правильно читать простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

Воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

Содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.

4) Ноутбук, проектор.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (5-6 мин.)

3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать функции знаков препинания между частями сложного предложения. Большинство учащихся усвоили, что в СПП знаки препинания (запятые) выполняют только выделительную функцию, в БСП и ССП - разделительную. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что интонация в простых и сложных предложениях различна. Наиболее сложным для учащихся является составление графических интонационных схем. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности, прослушивание аудиозаписи простых и сложных предложений. В ходе проведения урока учитываются индивидуальные особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместной работе учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.

2. Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

3. В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

4. Как выражается интонация завершения (конца предложения)?

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

3

Объяснение нового материала.

Метод: слово учителя

Прием: вводное, сообщающее слово учителя

Что такое интонация ? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” - в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное слушание

4

Первичное закрепление знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (материал учебника на стр. 32)

Сравните по интонации простые предложения и сложные. Прочитайте их в соответствии с графическим обозначением. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение или понижение тона.

Метод: наблюдение.

Прием:: наблюдение за текстовым материалом (, п. 10, стр. 32)

Аудиозапись простых и сложных предложений.

5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

(Упр. 56. Проследить за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их с помощью нужного по смыслу союза, без помощи союза.

Метод: упражнение

Упр. 56

6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

(Упр. 57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически)

I . Метод: упражнение

Упр. 57

7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

п. 9, упр. 59

Метод: слушание

8

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

I . Синтаксический разбор сложного предложения:

Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

II . Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение -2: да=и , в остальных случаях да=но .)

Самоанализ проведенного урока.

Урок по теме "Интонация сложного предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. Урок прошел по плану. Учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, проявили интерес к выполнению упражнения 57. В конце урока осталось немного времени, поэтому удалось использовать резервный материал, играли в игру "Четвертое лишнее", в ходе которой анализировали каждое предложение по отдельности. Сделала вывод, что при составлении календарно-тематического планирования нужно было не выделять целый учебный час на изучение данной темы. можно было объединить ее с темой "Разделительные и выделительные знаки препинания".


В сложных предложениях есть особенности взаимодействия синтаксиса и интонации. Они разнообразны. Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части. С помощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличение смысловой самостоятельности, по своим информационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили ft]/, так как не закончилась конференция [ /]; По этому вопросу организовали отдельную секцию [ /], / чтобы выслушать разные мнения ///; Он потерял кассету ///, / на которой была записана дискуссия . Уменьшение смысловой самостоятельности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчлененным союзам (потому...что, для того...чтобы и др.) и анафорическим словам (тот...который, тот самый...который и др.); ср.: Семинар в этот день отменили , / так как не закончилась конференция .- Он потерял ту самую кассету , / на которой была записана дискуссия .
Возможности варьирования смысловой самостоятельности главной части сложноподчиненного предложения зависят от ее лексико-синтаксического состава. Покажем это на примере предложений с который. В данном случае существенно, чтобы распространяемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по контракту [ 1 ], / который заключили с ним после успеха его фильма [ 1 ]. Эти связи (в данном случае - по контракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложноподчиненного предложения с простым предложением. Если эти связи выражены лексически, то смысловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме болезни матери , / были и другие причины ,/ о которых он не хотел говорить [ 1 ].
Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.: Льготные путёвки выдавали студентам , / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т. е. в отличие от сотрудников, аспирантов).- Льготные путёвки выдавали студёнтам , / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т. е. некоторой части студентов).
В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовываться в подчинительные; ср.: Я не был в этих местах три года , / и не узнал знакомую площадь .- Я не был в этих местах три года , / и не узнал знакомую площадь [I].
Говоря об особенностях взаимодействия синтаксиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифференцированными временными, условными причинно-следственными значениями. Например: Учительница была больна . Уроки вела практикантка и: Учительница была больна. (3J, / уроки вела практикантка - это соответствует предложению с союзной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка. При интонационной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более отчетливо: Пройду конкурс ! (газ.) (один из возможных вариантов осмысления)
Тебе-то хорошо /2J! Сын поступил , / квартиру получила ! (оценка, размышление)
Зря ты переживаешь 3] могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросо-ответную связь высказываний, принадлежащих разным говорящим. Это еще один случай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значения, реализуемые только с помощью смысловой связи в контексте.
Таким образом, в разных высказываниях интонация завершенности (при нейтральной завершенности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоциональном подчеркивании ИК-5) связана с выражением ремы или усилением смысловой важности, самостоятельности какой-либо части внутри предложения (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.

В любом языке интонация служит для внешнего оформления предложения. При помощи интонации наш слушатель понимает, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием. Например, предложение "Сегодня тепло" может быть утверждением, вопросом и восклицанием в зависимости от интонации, с которой произносится предложение. Интонация также выражает наши эмоции: удивление, раздражение, радость, недовольство и т.д.

Каждый язык имеет свою особую, характерную для него интонацию, заметно отличающуюся от интонации других языков. В английском языке интонация играет особенно важную роль вследствие сильно выраженного аналитического характера языка. (В аналитических языках отношения между словами выражаются не при помощи окончаний, как в русском языке, а при помощи служебных слов: предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов, а также при помощи интонации.)

Составными элементами интонации являются:

  • - мелодика речи, которая осуществляется повышением или понижением голоса во фразе (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
  • - ритм речи, т.е. чередование ударных и безударных слогов;
  • - темп, т.е. быстрота или медленность речи и паузы между речевыми отрезками (сравните речь замедленную и речь скороговоркой);
  • - тембр, т.е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр "весёлый", "игривый", "мрачный" и т.д.);
  • - фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения отдельных слов в предложении.

Как уже было сказано выше, длинные предложения делятся на отдельные смысловые группы, которые зависят от общего смысла предложения, его грамматической структуры и стиля речи.

Каждая смысловая группа имеет определённую интонацию, которая указывает на завершённость или незавершённость мысли в ней. Обычно только последняя смысловая группа указывает на то, что мысль в данном предложении закончена; в предыдущих смысловых группах употребляется интонация, которая говорит о незавершённости мысли. Например, в предложении: "В июне, июле и августе дети не ходят в школу" в трёх первых смысловых группах: "В июне, июле и августе" мысль предложения не закончена, и, соответственно, употребляется интонация, которая указывает на это.

Количество смысловых отрезков в предложении зависит от темпа речи, т.е. произносим ли мы предложения быстро или медленно. Например, при диктовке предложений темп речи будет значительно более медленным, чем в разговорной речи. Таким образом, и смысловых отрезков при диктовке будет больше, и они будут короче.

Английская интонация значительно отличается от русской, как мелодией, так и фразовым ударением. Понижение или повышение голоса на последнем ударном слове в предложении являются двумя основными тонами английской интонации (впрочем, и русской тоже) - нисходящим тоном и восходящим тоном.

Тема: Интонация предложения.

Задачи: знать структурные компоненты интонации;

функции интонации в речи;

отличительные особенности интонации;

проводить анализ интонационных конструкций.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

III.Актуализация учебных знаний.

1.Учитель :

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:

«В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, - наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов».

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

Вспомним основные элементы интонации:

3) пауза (временная остановка речи);

4) темп (скорость речи);

5)тон (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки, - тон весёлый, игривый, мрачный и т. п.)

Обратите внимание, какими значками обозначаются основные элементы интонации.

2.Словарно-орфографическая работа.

Обратим внимание на этимологию слова интонация.

ИНТОНАЦИЯ . Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation - лат. intonatio , суф. производного от intonare "шуметь, греметь" (от tonus "тон).

3.Упр.250

Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу?

Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных к слову тон.

Изучите словарную статью тон словарика эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните его теми эпитетами, которые характеризуют тон, соответствующий нормам речевого этикета.

Проверим выполнение работы.

Вежливый, великодушный, благожелательный, благосклонный, деликатный, добродушный, доброжелательный, доверительный, дружелюбный, жизнерадостный, задушевный, искренний, корректный, ласковый, любезный, мягкий, одобрительный, почтительно-корректный, любезный, радостный, ровный, сердечный, сочувственный, спокойный, теплый, трогательный, уважительный, участливый, учтивый.

4. Интонацию характеризует тембр (тон) речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

Рассмотрите рисунок к упр.251 и объясните его лингвистический смысл.

Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения.

Какой же ты добрый мальчик! Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

5.Составление предложений.

В. Морозов писал: «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». А В.Белинский утверждал, что «дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».

Составьте по рисункам предложения и произнесите их разным тоном.

6. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания.

Прочитайте каждое предложение несколько раз, меняя место логического ударения.

Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе ).

Завтра мы (наш класс, а не другой ) поедем в театр.

Завтра мы поедем в театр (а не пойдем ).

Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию ).

7. Работа с фразами.

Попробуйте разделить фразу Зачемпоставленатамарка на слова и прочитать её.

Теперь проверьте себя (упр.256). Оказывается, смысл этой фразы можно понять по-разному и, следовательно, по-разному её написать. Прочитайте каждый вариант с соответствующей интонацией.

Самостоятельная работа.

Разделите фразы на слова и запишите получившиеся предложения.

Слайд №10

8.Интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Охарактеризуем мелодику основных видов предложений русского языка. С.121 учебник, теория.

9.Подготовленный ученик читает текст упр.261 в соответствии с данными пометами.

Слайд №12

10.Самостоятельная работа (листики с текстом стихотворения у каждого на парте).

Расставьте интонационные пометы и выразительно прочитайте текст.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Слайд №12

11.Работа по картине В.Е.Маковского «Первый фрак».

Вспомним, что такое диалог?

Выясним, что означает слово полилог?

Словарно-орфографическая работа.

Полилог (от греческого poly «много» и logos «слово») – разговор, в котором принимают участие не два,а несколько лиц.

Слайд №13

Рассмотрите репродукцию картины В.Е.Маковского «Первый фрак».

Слайд №14

Как описывает художник большое событие – примерку только что сшитого и впервые надетого фрака единственным мужчиной в семье?

О чём говорят жесты, поза, мимика персонажей?

Пофантазируйте, в связи с чем был заказан фрак, к какому событию готовится мужчина и вся его семья?

На основе картины составьте диалог или полилог, используя предложения разных видов, и выразительно прочитайте свой текст.

Мы убедились с вами, что интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Урок закончим высказыванием Б.Головина (из упр.249): «Помните, что ваша интонация – это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души. Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания.

V.Домашнее задание: п.14, упр.262