Внимание к развитию способности человека. Какие бывают способности? Учебные и творческие способности

Введение

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Способности существуют только к известной деятельности, и потому до тех пор пока неясно какой именно деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Таким образом, способности - это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. В отличие от характера и всех других свойств личности, способность - это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология.


1.Понятие способностей

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями "...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются."

Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.

Способность - это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность - имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются».

Характеризуются способности качественным и количественным аспектами.

В качественном аспекте они рассматриваются как симптомокомплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успешность его деятельности.

Количественная характеристика предполагает определение уровня способностей.

Понятие «способности» в общей структуре психологических понятий занимает «промежуточное место» между категориями деятельности и личности.

Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:

В общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;

Изучается их развитие в конкретных видах деятельности;

Изучаются общие механизмы формирования способностей.

Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности - знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Таким образом, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.


2.Виды способностей

Кроме уровней, следует выделить виды способностей в зависимости от их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.

2.1 Общие способности

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, технической и т.п.

Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым В. Н. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играют следующие компоненты:

1. Интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний),

2. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии),

3. обучаемость (способность приобретать знания).

Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Вторым фактором общих способностей является креативность , творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Рассмотрим соотношение креативности с интеллектом. Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания. Своеобразие сочетания интеллекта и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах (формах) социальной адаптации.

Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных школьников уменьшается. Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи. Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в 13-20 лет.

Обучаемость - это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Основным критерием обучаемости в широком смысле является "экономичность" мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале. Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как "бессознательную" первичную общую способность и эксплицитную "сознательную" обучаемость.

В жизни, когда оценивают деятельность человека, говорят о его способностях и неспособностях. Иногда люди, живущие практически в одних и тех же условиях, но не все достигают успехов в жизни. То же самое можно сказать о ситуации, когда для одних постижение знаний и навыков не составляет большого труда, другим же это даётся очень нелегко. Психология объясняет это наличием способностей у человека.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

Способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

Но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Рождение способностей

Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

Социально – культурного окружения, в котором человек существует;

Того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

Наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

Наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей. В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения. При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются. Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то. Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Was last modified: Декабрь 25th, 2015 by Елена Погодаева

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Условия формирования способностей

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата , органов чувств , нейродинамические свойства мозга , особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.

Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности . Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности.

Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.


Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные «наборы» способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса.

Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности». В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции — это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: «способность выполнить такую-то задачу». А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена — это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склонности». Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные.

Выделяют следующие виды способностей:

Умственные и специальные

Учебные и творческие

Математические

Конструктивно-технические

Музыкальные

Литературные

Физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект , креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще.

Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру.

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии).

Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

Собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

Композиционные (для сочинения музыки);

Контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Это результат эволюции природных задатков человека. Многим способностям приходится для своего развития пройти долгий путь, в конце которого оказывается довольно сложно правильно оценить значение и характер задатков, которые приобретаются нами в самом начале нашей жизни.

Развитие способностей у человека

У любого человека, как известно, имеются свои индивидуальные способности. При этом интересным является факт, что одинаковые задатки, оставленные нам природой, могут явиться результатом развития различных способностей. У большей части людей с момента их рождения. И если человек не перестает заниматься любимыми видами деятельности, то способности у него будут подвергаться развитию на протяжении всей жизни.

Периоды формирования и совершенствования способностей

Рассматривая процесс изменения способностей человека, можно выделить некоторые характерные периоды.

  1. Созревание органических структур. Этот период наблюдается у человека на протяжении 6-7 лет от рождения. Он характеризуется совершенствованием работы имеющихся в организме анализаторов и функциональной дифференциацией определенных участков коры головного мозга. Тем самым создаются условия, благоприятно сказывающиеся на развитии способностей у ребенка.
  2. Сенситивный период. На протяжении этого периода проявляется повышенная чувствительность к воздействию окружающей среды и освоению какой-либо деятельности. Именно в этот период у ребенка начинает интенсивно развиваться устная речь, он начинает овладевать чтением, а также увлеченно играть в различные ролевые игры. Так же активно начинают развиваться и другие способности.
  3. Становление и развитие . В данный период человек начинает осваивать рисование, обучаться иностранным языкам, заниматься ручным трудом. Чаще всего, для активного развития у детей специальных способностей требуются различные игры. Взрослые при этом руководствуются, в основном, своими волевыми решениями.

Учитывая все вышеперечисленное, не следует забывать, что каждый период оказывает свое индивидуальное, не похожее на другие периоды, влияние на развитие способностей у человека.

Важно отметить, что если какой-либо период будет исключен из налаженной последовательности, то впоследствии развитие какой-либо функции оказывается слишком сложным, а иногда и вовсе невозможным. Поэтому внимательно следите за развитием способностей своего ребенка и всячески содействуйте его скорейшему обучению.

Люди различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.

Способности – это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.

Подвижность нервных процессов в умственной деятельности может проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных связях, в активности ума при встрече с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Быстрота переделки динамических стереотипов обеспечивает возможность быстро изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные способности. Все зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости от преобладания в работе коры головного мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три "чисто человеческих" типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.



Художественный тип нервной системы характеризуется преобладанием у данного человека первой сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения. Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй сигнальной системы и характеризуется преимущественным значением в деятельности человека процессов мышления, – 30 – т.е. он склонен к анализу и систематизации, более абстрактному и обобщенному восприятию действительности, при недостаточной яркости и живости восприятий отдельных фактов, явлений и событий. Средний тип нервной системы характеризуется уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. К нему относится большинство людей.

Следует учитывать, что относительное преобладание той или другой сигнальной системы не предопределяет развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе профессии. Нельзя сказать, что представители "художественного типа" обязательно станут деятелями искусства, а представители "мыслительного типа" – учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.

Это говорит лишь о том, что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы, своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны, что на их основе могут развиваться различные способности.

Таким образом, в способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе социальны, т.е. зависят от общественных условий.

Способности, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности – направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством и др. Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характера, выражающие общее отношение человека к жизни и труду. Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся интересы и способности. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако, способности не сводятся к мастерству. Они – не просто высокий уровень знаний, навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил, прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря, способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие на развитие способностей.

Таким образом, способности – не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности.

В общей психологии различают общие и специальные способности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу. Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.

Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности. Очень низкий уровень способностей может послужить основанием заключения о непригодности человека к данной профессии. Поэтому определение способностей призывников (абитуриентов) – одна из важных задач профессионального отбора молодежи в учебные подразделения (заведения). Как показывают исследования, проведенный отбор повышает успеваемость в среднем на 0,5 балла. При этом резко сокращается отсев обучаемых и снижаются общие затраты на их подготовку (примерно на 20-30%).

Важно не только определять способности, но и постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Немаловажное значение имеет воспитание трудолюбие и настойчивости в достижении цели, чувства высокой ответственности за учебу, устойчивой профессиональной направленности личности. Даже талантливые люди, чтобы развить свои природные задатки и дарования, должны много и настойчиво трудиться. Опыт показывает, что активное, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, успешно овладеть своей профессией стимулируют умственные, физические, технические и другие способности обучаемых.

Большую роль в развитии способностей у обучаемых играет учебный процесс, методика обучения. Задача офицеров не просто вооружить воинов определенной суммой знаний, навыков и умений, но и научить их учиться, самостоятельно добывать знания, развивать у них соответствующие способности. Это достигается тогда, когда на занятиях учебный материал излагается не повествовательно, не в информационно-сообщающем стиле, а проблемно, с использованием исследовательских приемов, с побуждением обучаемых четко и ясно мыслить, сознательно овладевать знаниями, глубоко осмысливать их. Следует учить обучаемых искусству слушания лекций. Чрезвычайно важное значение имеет также формирование у них навыков самостоятельной работы над литературой.

Творческая обстановка на занятиях, проблемное изложение учебного материала – необходимое условие развития и упрочнения у обучаемых интереса к учебному предмету, а через него – к избранной специальности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и соответствующие способности. Опыт и специальные исследования показывают, что невозможно развить способности к конкретному виду деятельности, если у человека нет к нему интереса.

Положительное влияние на развитие способностей у обучаемых оказывает состоятельность, борьба за овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у обучаемых формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные качества, расширяются творческие возможности. Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Таким образом, способности раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов.