Фразеологизмы с разной стилистической окраской. Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски? Изменение количества компонентов фразеологизма

В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни. По примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х гг. , Лермонтов хотел изобразить своего современника - гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.
Наступил 1837 год. За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников.
Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.
Последовательность написания повестей точно не установлена. Предполагают, что ранее других (осенью 1837 г.) написана «Тамань» (см. воспоминания П. С. Жигмонта) , затем «Фаталист» , «Бэла» , «Максим Максимыч. »Не исключено, что «Тамань» была написана последней, а «Фаталист» - после «Максима Максимыча» . Первые произведения были задуманы как отдельные фрагменты из записок офицера. Потом возник замысел «длинной цепи повестей» , еще не объединенных в роман, но уже связанных общими героями - Печориным и Максимом Максимычем.
Первой была опубликована «Бэла» в «Отечественных записках» (1839, N 3) с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» , который подчеркивал связь новеллы с романтической «кавказской литературой» , популярной в 1830-х гг. Между тем произведение Лермонтова было написано в принципиально иной художественной манере - вопреки традиции живописно-риторических описаний; стилистически оно было ориентировано на «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина. Эту особенность «Бэлы» отмечал В. Г. Белинский: «Простота и безыскусственность этого рассказа - невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению Марлинского» .
Повесть «Фаталист» была напечатана в «Отечественных записках» (1839, N 11). Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1842-1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленой с А. А. Хастатовым» , дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым» . Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. А. Столыпин (Монго) . Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет» .

История создания романа «Герой нашего времени», наверное, как и все остальные произведения любого автора, проходила три этапа. На первом этапе была задумка романа. Сама мысль о создании будущего шедевра Лермонтову пришла в 1836 году. И он даже сделал некоторые наброски. Следуя за идеей Пушкина, что создал в образе Онегина своего современника, Лермонтов захотел создать своего героя своего времени, поэтому было принято решение изобразить офицера Печорина среди московской жизни.

История создания Герой нашего времени Лермонтов

Вроде идея есть, с главным героем определился автор, но тут происходят события, которые повлияли на замысел романа. После смерти Пушкина, посвящает ему стихотворение, за которое его ссылают на Кавказ. В это время Лермонтов прекращает работу над произведением, а по окончании ссылки он уже не захотел писать начатое, ведь теперь он видел роман в ином свете. Во время ссылки Лермонтов много чего увидел, получил массу впечатлений, были горы, были казачьи станицы, побережье Черного моря, контрабандисты, декабристы. Все эти встречи перевернули сознание автора и он решил в своем романе создать живые образы современников. Так были определены действующие лицами и сюжет романа. Таким образом был пройден второй этап создания своего романа.

Третий этап истории создания «Герой нашего времени» Лермонтова заключался непосредственно в самом написании. Считается, что автор над романом работал с 1837 по 1840 года. Состоит роман из «длинной цепи повестей», которые были объединены в один роман. Объединяли также отдельные произведения общие герои Печорин и Максим Максимыч. Сама последовательность написания повестей не установлена, но имеются предположения о том, что первой была написана «Тамань», далее мир увидел «Фаталист», следом за ним была написана «Бэла» и «Максим Максимыч». Каждую из повестей Лермонтов публиковал отдельно, а увидев их успех, было принято решение 1840 году объединить в одном романе «Герой нашего времени».

Многие литературоведы спорят о том, кто же явился прототипом Печорина. Одним из предположений является мысль, что Печорин – это и есть сам Лермонтов. Но, как бы то ни было, какие бы споры не разгорались, роман стал классикой. Это роман, который нас знакомит с жизнью людей позапрошлого века.

Зачинатель литературоведческого жанра творческой истории художественного произведения Н. К. Пиксанов в своих работах убедительно показал важность знания истории создания произведения для углубленного проникновения в его смысл, в его не только текст, но и подтекст. Касаясь же лермонтовского романа, ученый с сожалением отмечал, что все еще «не написана история... «Героя нашего времени». С тех пор прошло много времени, но и до сих пор мы не знаем всех подробностей непосредственной работы Лермонтова над романом, над его текстом. И объясняется это прежде всего ограниченностью дошедших до нас материалов: черновых и беловых рукописей, свидетельств самого поэта, его современников и т. д.

И тем не менее, собирая по крупицам необходимые материалы и сведения, мы имеем возможность, иногда с определенной долей гипотетичности, восстановить основные этапы и конкретные подробности написания Лермонтовым его вершинного произведения.

Первые более или менее достоверные сведения о времени непосредственной работы Лермонтова над «Героем нашего времени» даны в воспоминаниях А. П. Шан-Гирея. Друг и родственник поэта утверждал, что роман был начат по возвращении Лермонтова из первой ссылки в Петербург, т. е. в 1838 году. Этой точки зрения придерживаются большинство лермонтоведов. Однако имеются данные, позволяющие думать, что «Тамань» вчерне была написана уже в 1837 году. Пока известна одна рукопись новеллы – авторизованная копия с пометкой П. А. Висковатого: «Писана рукою двоюродного брата Лермонтова Ак. Павл. Шан-Гирея, коему Лерм. порою диктовал свои произв.». Судя по чистоте копии, «Тамань» диктовалась поэтом не экспромтом, а с какой-то черновой рукописи.

Это предположение находит подтверждение в ряде свидетельств современников и родственников поэта. Так, Д. В. Григорович упоминал виденный им черновой автограф новеллы. «Возьмите повесть Лермонтова «Тамань», – писал он в своих воспоминаниях, – в ней не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано. Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».

К сожалению, Григорович ничего не сообщил о местонахождении автографа и его владельце. Но в наше время стало известно другое воспоминание, перекликающееся с рассказом Григоровича. В 1947 г. была опубликована переписка первого биографа Лермонтова П. А. Висковатого с родственником поэта, П. С. Жигмонтом. Последний в письме к Висковатому сообщал: «Кажется, в 1839 г. Лермонтов в Ставрополе, в квартире моего отца Семена Осиповича Жигмонта... набросал начерно «Тамань» из «Героя», а потом передал этот набросок кому-то из Петровых. У членов этой семьи, не знаю, сохранился ли он». Неуверенное «кажется» относилось П. С. Жигмонтом не к факту существования чернового автографа, а к датировке его, сделанной через полвека после самого события. Об этом доказательно писал А. В. Попов: «Дело в том, что Лермонтов и С. О. Жигмонт встречались в Ставрополе в 1837 г., а в 1839 г. ни Лермонтова, ни Жигмонта в Ставрополе не было». Следовательно, черновой набросок «Тамани» нужно отнести к 1837 г.

В основу «Тамани» положено, как известно, происшествие, пережитое Лермонтовым в Тамани в сентябре 1837 г. и, разумеется, творчески им преображенное. В ноябре поэт был уже в Тифлисе. К этому времени относится его любопытный набросок «Я в Тифлисе». И. Андроников утверждает, и весьма убедительно, что в наброске «Я в Тифлисе» содержатся в зародыше сюжеты и «Тамани», и «Фаталиста». Можно подумать, что из-за сложности и сюжетной перегруженности этого «синкретического» замысла писатель разделил его на два самостоятельных произведения, набросав сначала «Тамань» во время своих странствий по Кавказу в ноябре – декабре 1837 г. Во второй половине декабря Лермонтов, возвращаясь в Петербург, остановился в Ставрополе, где встречался со своими родственниками Петровым и С. О. Жигмонтом. Вот в это время поэт, переписав «Тамань», оставил, очевидно, Петрову ее черновик, который впоследствии видел Григорович.

Таким образом, совокупность данных свидетельствует: работа над черновым вариантом «Тамани» должна быть отнесена к периоду не раньше сентября и не позже декабря 1837 г. (в Тамани поэт был в сентябре, в конце декабря он уже покинул Ставрополь). Казалось бы, в связи с этим можно считать установленным, что к непосредственному осуществлению замысла «Героя нашего времени» Лермонтов приступил не в 1838 году, как полагают большинство исследователей, а в 1837 г.

И все же такой вывод был бы поспешным. Подлинная история создания романа оказывается сложнее. Об этом говорит прежде всего изучение вопроса о порядке написания произведений, входящих в состав «Героя нашего времени».

Итак, раньше других была написана «Тамань». Б. М. Эйхенбаум на основе анализа текстов «Тамани» и «Бэлы» и независимо от указанных выше фактов утверждал: «В тексте «Тамани» есть признаки того, что новелла была написана прежде, чем определилась вся цепь повестей». И действительно, в авторизованной копии «Тамани» в конце новеллы Печорин, объясняя причины, побудившие его вторгнуться в мир «честных контрабандистов», говорил: «...любопытство – вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям». В отдельном издании романа эти слова были вложены в уста офицера-повествователя из повести «Бэла», который, говоря о своем стремлении «вытянуть» из штабс-капитана «какую-нибудь историйку», замечает: «...желание, свойственное всем путешествующим и записывающим людям». Из этого следует, что «Тамань» была написана раньше «Бэлы». Но Эйхенбаум делал здесь и еще один интересный вывод: «Тамань» была создана первоначально без связи с «Журналом Печорина» и вообще с «Героем нашего времени». Правда, позднее ученый усомнился в справедливости своего предположения и, по существу, отказался от него в итоговой статье о «Герое нашего времени», хотя по-прежнему утверждал, что «Тамань» была написана до «Бэлы».

А между тем имеются, думаю, объективные доказательства первоначальной непричастности «Тамани» к более позднему замыслу романа, а героя новеллы – к образу Печорина.

Во-первых, отметим, что в тексте новеллы имя Печорина не упомянуто ни разу; во всех других главах романа Печорин упоминается.

Во-вторых, из повести «Княжна Мери» известно, что Печорин сослан на Кавказ за какую-то «историю» (в рукописном варианте – «странную историю дуэли»). Однако герой «Тамани» не похож на ссыльного, только что едущего из Петербурга. Его сопровождает денщик, «линейский казак»; следовательно, офицер уже служит на Кавказе и не такой новичок, каким предстал Печорин впоследствии перед Максимом Максимычем. Эти фабульные неувязки – следы былой самостоятельности «Тамани», героем которой был первоначально очень близкий автору «странствующий и записывающий офицер».

В-третьих, во всех новеллах и повестях романа обязательно показывается или упоминается параллельно главному еще один «сквозной персонаж» – Максим Максимыч, играющий роль антипода Печорина. Отсутствует он только в «Тамани», что также в какой-то мере свидетельствует о самостоятельности ее происхождения.

Наконец, в-четвертых, в известном письме С. А. Раевскому от 8 июня 1838 года, говоря о «Княгине Лиговской», Лермонтов сообщал: «Писать не пишу, печатать хлопотно, да и пробовал, но неудачно. Роман, который мы с тобой начали, затянулся и вряд ли кончится...» Здесь ни слова о «Герое нашего времени», о его замысле, хотя «Тамань» была написана за полгода до письма.

Больше того. Есть основания утверждать, что не только «Тамань», но и «Фаталист» был написан вне связи с замыслом «Героя нашего времени» и до его возникновения. Эта новелла, выросшая, как показал И. Андроников, из того же наброска 1837 г., что и «Тамань», была второй из первоначально задуманного, видимо, самостоятельного цикла «кавказских повестей». Написан «Фаталист» вслед за «Таманью», скорее всего сразу по возвращении поэта в Петербург, в начале 1838 г.

Таким образом, до середины 1838 г. Лермонтов, судя по всему, не оставлял мысли вернуться к работе над «Княгиней Лиговской», прерванной драматическими событиями 1837 г. Но теперь ему хотелось многое, если не все, написать заново, в том числе перенести действие на Кавказ. Параллельно с этим шла работа над «кавказскими повестями», обдумыванием их новых вариантов. Поэта увлекли жанровые перспективы, возможность синтеза реалистического путевого очерка, записок с остросюжетной романтической повестью и новеллой. Первым опытом таких «гибридных» (определение В. В. Виноградова) по своему жанру и методу произведений явились «Тамань» и «Фаталист».

Во второй половине 1838 г. эти два параллельных потока творческих планов, возможно, уже слились воедино в замысле нового романа. Он должен был объединить в себе жанровые возможности очерка-новеллы, вновь открытые в «Тамани» и «Фаталисте», и психологической повести, ранее разрабатывавшейся в «Княгине Лиговской». Самая ранняя редакция состояла, вероятнее всего, из трех относительно самостоятельных и чрезвычайно своеобразных по жанру и методу произведений: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери». Повести «Тамань» и «Фаталист», как мы говорили, первоначально в состав романа не включались. Каким было название этой первой редакции романа, мы не знаем.

Раньше всего из произведений этой редакции романа была написана «Бэла». Наряду с предварительной обрисовкой близкого Лермонтову типа «странного человека» в образе Печорина писатель сделал здесь другое важнейшее художественное открытие, создав в лице Максима Максимыча «тип чисто русский» (Белинский). «Максим Максимыч» написан, несомненно, после «Бэлы», о чем говорит все его содержание. В нем упоминается, как нечто хорошо известное, служба Печорина в крепости под начальством Максима Максимыча, история Бэлы и пр. Этот очерк-новелла мыслился автором как завершение экспозиции образа Печорина, раскрытия внутренней сущности Максима Максимыча, начатых в «Бэле», и как переход к исповеди Печорина в «Княжне Мери».

Последнее обстоятельство обусловило появление в первоначальном варианте рукописи «Максима Максимыча» такой концовки, не вошедшей в окончательный текст романа: «Я пересмотрел записки Печорина и заметил по некоторым местам, что он готовил их к печати, без чего, конечно, я не решился бы употребить во зло доверенность штабс-капитана. В самом деле, Печорин в некоторых местах обращается к читателям; вы это увидите...» В тексте «Княжны Мери» подобных обращений нет. Это говорит о том, что текст «Княжны Мери» создавался уже после написания этого «предуведомления», т. е. после «Максима Максимыча». В процессе работы над «Княжной Мери» поэт изменил свое первоначальное намерение и не только нигде не дал обращений Печорина к читателям, но и, напротив, подчеркнул непредназначенность его «журнала» для печати: «Ведь этот журнал пишу я для себя», – говорит Печорин.

Последовательность в расположении произведений первой редакции романа была уже на этом этапе не только естественной, но и строго продуманной. Столкновение героя с «детьми природы» в первой повести («Бэла») и представителями современного Лермонтову «цивилизованного» общества – в последней («Княжна Мери»), одинаково драматический их исход подчеркивали невозможность принятия Печориным ни того, ни другого мира, безысходность его положения. Максим Максимыч, появляясь как «вспомогательный» персонаж в первом и последнем произведениях (см. упоминание о жизни в крепости с Максимом Максимычем в последней записи Печорина в «Княжне Мери»), выступает как полноправное действующее лицо, «диалогически» взаимодействующее с главным героем в серединном звене романа («Максим Максимыч»).

Одной из особенностей творческого процесса Лермонтова является параллельность работы над несколькими произведениями. Одновременно с разработкой первоначальных вариантов «Героя нашего времени» поэт напряженно трудился над последними редакциями «Демона». 8 сентября 1838 г. он закончил VI редакцию поэмы, а 4 декабря – VII. В декабре 1838 – январе 1839 г. была завершена последняя, VIII ее редакция. В марте 1839 г. поэт опубликовал в «Отечественных записках» «Бэлу» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе». 5 августа 1839 г. он закончил работу над поэмой «Мцыри» и примерно в это же время начал интенсивно готовить свой роман к печати. С этой целью поэт собственноручно переписал его с черновиков в одну тетрадь. Дорабатывая текст, он существенно изменил и состав романа, включив в него новеллу «Фаталист». На обложке тетради Лермонтов написал название романа – «Один из героев нашего века». Это и была вторая его редакция.

Сделав на первом после обложки листе общий для «Бэлы» и «Максима Максимыча» заголовок «Из записок офицера», поэт не стал переписывать «Бэлу», поскольку она была уже напечатана (почему мы и лишились драгоценной для нас рукописи). Он поставил ниже цифру II и сразу приступил к переписыванию «Максима Максимыча». Вслед за этой новеллой Лермонтов поместил «Фаталиста», который теперь открывал записки Печорина, предшествуя «Княжне Мери». Уверенным и четким почерком поэт начал писать: «Листо<к>», но, не дописав слова, остановился. Можно предположить, что он хотел написать «Листок из записок (журнала?) Печорина». Зачеркнув начатое, Лермонтов написал: «Тетрадь III (Фаталист)». Скорее всего, это было обозначение не столько для читателей, сколько для издателей третьей «главы» романа (I – «Бэла», II – «Максим Максимыч», III – «Фаталист»).

Включение «Фаталиста» получилось органичным прежде всего благодаря известной внутренней близости между автором и Печориным. Тем более что в новелле затрагивались важные социально-философские проблемы современного Лермонтову поколения. Введение новеллы подчеркивало общую философичность романа, придавало образу Печорина еще большую глубину.

Переписывая «Фаталиста» в тетрадь, Лермонтов, чтобы крепче связать его с другими произведениями романа, органичнее ввести ранее самостоятельную новеллу в его состав, сделал, надо думать, лишь два изменения. Он ввел упоминание фамилии Печорина (которая первоначально в рукописи «Фаталиста» отсутствовала) и приписал концовку, не связанную с новеллой сюжетно, но зато возвращавшую Печорина в крепость и вновь ставившую рядом с ним фигуру Максима Максимыча (что еще раз подтверждает более позднее включение новеллы в роман). Завершающей в тетради с рукописью «Одного из героев нашего века» осталась, как и в первой редакции, «Княжна Мери». «Тамань», судя по ее отсутствию в тетради с «Одним из героев нашего века», в этой редакции в состав романа еще не входила.

Вторая редакция романа относится к августу – сентябрю 1839 г. Она состояла из двух повестей и двух новелл. Роман и здесь естественно делился на две части: записки офицера-повествователя и записки героя. Части по сравнению с первой редакцией стали более уравновешенными, зеркально отражающими друг друга. Первая часть состояла из повести и рассказа («Бэла», «Максим Максимыч»), вторая – из рассказа и повести («Фаталист», «Княжна Мери»). Образ Печорина обрел объемность и глубину изображения в трех аспектах – внешнем, психологическом и социально-философском.

Однако и после этого поэт продолжал поиски более совершенной структуры романа, наиболее полного воплощения своего замысла, что и было осуществлено им в завершающей, третьей редакции. Вплотную занявшись подготовкой романа к отдельному изданию в конце 1839 г., Лермонтов снова вносит в него немало изменений. Представление о них дает сопоставление рукописи «Одного из героев нашего века» с печатным текстом «Героя нашего времени», связующим звеном между которыми была, очевидно, наборная копия, до нас не дошедшая.

Только на этой, заключительной стадии создания романа поэт ввел в него «Тамань», передав в ней функции рассказчика, как и в случае с «Фаталистом», от автора-повествователя самому герою – Печорину. Новелла вошла в его записки. Включение в роман «Тамани» с Печориным в качестве героя раскрывало дополнительно некоторые грани его характера и судьбы. «Тамань» – еще один особый мир, в который пытается заглянуть Печорин. Поставив «Тамань» первой в записках Печорина, писатель передвинул новеллу «Фаталист» в их конец, что в наибольшей мере соответствовало ее итоговому философскому смыслу.

В третьей редакции появилось название записок героя – «Журнал Печорина». Вычеркнув концовку «Максима Максимыча», поэт взамен ее написал отдельное предисловие к «Журналу». В нем, помимо мотивации «обнародования» записок Печорина, появляются важные авторские декларации, позволяющие глубже понять сущность героя романа. Тогда же возникло авторское решение «умертвить» героя к моменту опубликования его записок. В вычеркнутой концовке «Максима Максимыча» о нем говорилось как о здравствующем человеке.

В третьей редакции роман разросся до шести «глав», включая и «Предисловие» к «Журналу Печорина», которое еще Белинский, учитывая его значимость, называл «родом главы романа». В этой редакции поэт обозначил деление романа на две части, что лишь подразумевалось в первых двух редакциях. К последней стадии творческого процесса относится окончательное определение названия – «Герой нашего времени». Касаясь вопроса об эволюции названия романа, в частности заглавия «Один из героев нашего времени», Б. М. Эйхенбаум делал ошибочный вывод: якобы этим названием поэт хотел подчеркнуть, что Печорин – «не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком». В изображении Лермонтова Печорин как раз наиболее типичный герой своего века, и зараженный его болезнями, и в то же время выражающий его глубинные тенденции. Именно поэтому постепенное расширение и углубление замысла, кристаллизация состава и структура романа в процессе ступенчатой истории его создания дали основание автору от заглавия, определявшего не совсем точно героя как разновидность основного типа («один из героев»), перейти к названию, утверждавшему его как центральный тип («герой нашего времени»), наиболее полно, многосторонне отражавший дух своей трагической переходной эпохи.

Итак, последним, итоговым этапом в создании романа явилась третья редакция, получившая значительное и емкое название. Примерно в декабре 1839 г., сдавая роман в печать, Лермонтов отдал А. А. Краевскому и рукопись «Тамани», которая появилась во второй книжке «Отечественных записок» в середине февраля 1840 г. В феврале было получено цензурное разрешение и на выпуск романа. В апреле 1840 г. книга поступила в продажу, разойдясь в короткий срок. Через год роман вышел вторым изданием. В нем было напечатано предисловие к роману в целом, написанное Лермонтовым, видимо, в феврале 1841 г., в его последний приезд в Петербург из ссылки.

Так определился наконец «канонический» состав этого гениального произведения, одного из лучших в мировой романистике XIX века.

1. В чем состоят отличительные особенности фразеологических оборотов?

2. Чем различаются свободные сочетания слов от устойчивых?

Фразеологизм – воспроизводимаяединица языка, раздельнооформленная внешне, но целостная по значению. Это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – « бездельничать», за тридевять земель – «далеко».

Крылатые слова – яркие, запоминающиеся, образные выражения из литературных источников или исторических документов: «любви все возрасты покорны » (А. Пушкин); «человек в футляре » (А. Чехов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фразеологический словарь русского языка / Сост.: А.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров. – М.: Русский язык, 1987.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М.: Правда, 1986.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые, расположив их в две колонки. К устойчивым, если возможно, подберите слова-эквиваленты.

Толочь воду в ступе, хранить тайну, морской волк, морской воздух, попасть в переплёт, хранить зерно, белая ворона, белая бумага, начало века, чувство локтя, как пить дать, сварить суп, заварить кашу, некому руку подать, поставить в тупик, усилить охрану.

2. Какой смысл имеют следующие выражения?

Как белка в колесе, прокрустово ложе, игра не стоит свеч, буря в стакане воды, лезть на рожон, воздушные замки, зарыть талант в землю, при царе Горохе, навострить лыжи, на одно лицо, приносить плоды, ахиллесова пята, панургово стадо, вавилонское столпотворение, ящик Пандоры, буриданов осел, буря в стакане воды, двуликий Янус.

3. Скажите, кому принадлежат следующие крылатые выражения.

1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2) Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 3) Иных уж нет, а те далече. 4) На ловлю счастья и чинов. 5) И скучно, и грустно, и некому руку подать. 6) С толком, с чувством, с расстановкой. 7) Слона-то я и не приметил. 8) А Васька слушает, да ест.



Вспомните другие крылатые выражения из произведений разных авторов.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Подберите к данным фразеологизмам точные толкования из всех представленных в таблице.

2. Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и как устойчивые.

Брать на буксир, выносить сор из избы, сидеть на мели, намылить голову, нагреть руки, смотреть сквозь пальцы, тянуть лямку, вылететь в трубу, рыльце в пушку, показывать когти, отделать под орех, шевельнуть пальцем, перегнуть палку, руки чешутся, зелёная улица.

3. Дайте стилистическую характеристику приведённым ниже фразеологизмам.

Держи карман шире, железная дорога, иметь место, море по колено, ничтоже сумняшеся, первые шаги, канцелярская крыса, стоять в стороне, утереть нос, воплощать в жизнь, из первых рук, не ахти, камень преткновения, вправлять мозги, умыть руки, ахиллесова пята, уши вянут, аркадская идиллия, проходить красной нитью, между Сциллой и Харибдой.

4. Познакомьтесь с примерами трансформации известных выражений. Насколько удачен, на Ваш взгляд, подобный прием создания экспрессии?

1) Валюта строить и жить помогает. 2) В Минфин со своим уставом. 3) О бедном солдате замолвите слово. 4) Не имей сто рублей, а имей тысячу рублей. 5) После драки в зубы не смотрят. 6) Скажи мне, кто я, и я скажу тебе, кто ты.

Попробуйте вспомнить наиболее остроумные изречения, используемые вашими коллегами.

Практическое занятие № 8

Стилистика словообразования

1. Как различные аффиксы могут менять стилистическую окраску слов?

2. Какую стилистическую функцию могут выполнять словообразовательные аффиксы?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С. 277-279.

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С.111-116.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С.106-110.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Покажите возможности русского словообразования, подобрав к каждому из слов родственные : дом, берег, ветер, девочка, голос, мальчик, дед, гулять.

2. Выпишите из толкового словаря 5 слов с положительной оценкой, 5 – с отрицательной, 5 – с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 5 – с разговорно-просторечными.

3. Определите стилистическую окраску выделенных слов; объясните в них роль суффиксов.

1. Грустен и весел вхожу, ваятель , в твою мастерскую (П.). 2. Вороная, например, лошадь… пуглива – ну, и ленца есть (Т.). 3. Это был год, когда выпорхнули целые рои либералов-пенкоснимателей и принялись усиленно нюхать, чем пахнет (С.-Щ.). 4. Ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши, они-то, пачкуны-то эти (Дост.). 5. …Его считают скарадером, сребролюбцем и эгоистом… (Добр.). 6. Во время самарской голодовки земством и государством была оказана помощь народу выдачею хлеба зерном (Усп.). 7. Стряпуха хлебы в печку сажает (Слепцов). 8. И надоем я вам ужасно: все говорю и говорю, болтушка – скажете (Никит.).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Определите стилистическую окраску выделенных слов.

1. Будьте здоровы. Отдыхайте после предварилки (Ч.). 2. Любопытный старикан … да! (Г.). 3. У него случился легкий паралич, затем слепота (временная), затем какая-то чертовщина с сердцем (А. Н. Т.). 4. Не было и не будет тебе счастья, Матвей. Душа-то у тебя хорошая, да гордыня неуемная (Гладк.). 5. Гетры серое носили, шоколад «Миньон» жрала, с юнкерьем гулять ходила – с солдатьем теперь пошла? (Бл.). 6. Флаг-капитан принадлежал к тем баловням судьбы, которым жизнь дается очень легко (Н.-Пр.).

2. Определите, какой характер придают приставки следующим словам:

3. Какой характер придают словам суффиксы?

Ущ- (ющ), -енн: толстеющий, худеющий, здоровенный;

Аст: глазастый, зубастый, головастый;

Тель: ваятель, вдохновитель;

Ние: искушение;

Ствие: бедствие;

Ль: враль;

Ащ- (-ящ-): кудряш, мордаш;

-ёжк-а: дележка, зубрежка.

Практическое занятие № 9

Правильное употребление форм существительных

и прилагательных

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981. С. 281-289, 301-308.

2. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.1. С. 483-530, 531-539.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык. М., 1994. С. 328-329, 333-335.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Употребите однокоренные существительные в соответствующих фразовых контекстах. Если необходимо, воспользуйтесь словарями (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992, Трудности русского языка: Справочник журналиста. М., 1981 и др.).

Культура, культурность, культурология, культивирование, культивация.

Изящность, изящество.

Искусство, искусственность, искусность.

Доказательство, доказательность, доказуемость, доказанность.

Реальность, реалистичность, реалия, реализм.

Приспособление, приспособленность, приспособляемость, приспособленчество.

2. Раскройте скобки и поставьте имена и фамилии в требуемой форме.

Вчера состоялся вечер памяти /Жан-Батист Клеман/. Наше знакомство с /Чарли Чаплин/ состоялось в период немого кино. В произведениях /Жорж Санд/ затрагиваются многие социальные проблемы. Ярче всего стилистическое дарование /Врубель/ вылилось в /«Демон»/. В России воскрешение XVIII века открылось серией картин /Александр Бенуа/. Мечтательный стиль англичанина /Бердсли/ вырос из соединения аристократизма европейцев /Ланкре и Ватто/ и японцев /Утамаро и Хокусай/. Большим успехом пользовались гастроли /Борисов-Мусатов/. Работы /М.И. Туган-Барановский/ отражали буржуазное понимание экономических проблем.

3. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведенных ниже прилагательных: хороший, важный красивый, бездарный, талантливый, легкий, известный, искусный, перспективный.

4. Образуйте краткую форму прилагательных: бессмысленный, бедственный, беспочвенный, бесчисленный, величественный, воинственный, двусмысленный, искусственный.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: апельсин, баржа, ботинок, блюдце, килограмм, монгол, чулок, носок, партизан, помидор, полотенце, личико, простыня, просьба, кочерга.

2. Образуйте формы творительного падежа множественного числа от существительных: дверь, плеть, кость, дочь, мать, сосед, зверь, гость, желудок, коготь, ухо, колено.

3. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к различным социальным средам. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них. Все цеха завода выполнили производственные планы. Нужно воспитывать у детей правильные отношения к окружающей действительности.

4. Заключенные в скобки слова поставьте в нужной форме; мотивируйте свой выбор.

1. Бригадир ежедневно отмечает в (табель) выполненную членами бригады работу. 2. Лицо незнакомки было закрыто (вуаль). 3. Большим успехом пользовалась промышленная выставка в (Познань). 4. При окончательной подготовке рукописи к набору в нее был внесен ряд (коррективы). 5. Неподалеку от (домишко) проходила дорога. 6. На завтрак нам дали 25 (грамм) сливочного масла, два ломтика (сыр) и немного (джем). 7. Вдоль главной аллеи зоопарка тянется ряд (вольеры), с животными и птицами. 8. Дети со страхом смотрели на (чудовища), которые появлялись на экране. 9. Вечером мы пойдем в гости к (Кириленко), это наши хорошие знакомые. 10. Не только дети, но и взрослые увлекаются рассказами о приключениях (Шерлок Холмс). 11. Многие страны Южной Европы подвергались нападениям (сарацины). 12. В углу комнаты стоял старый рояль, у которого не хватало уже нескольких (клавиши). 13. Если бы машинист во время не затормозил, поезд неизбежно бы сошел с (рельсы).

5. Образуйте формы простой сравнительной степени от прилагательных: бойкий, ловкий, звонкий, сладкий, хлесткий, жесткий, жидкий, отлогий, прыткий, ломкий, жалкий, гадкий.

Практическое занятие № 10