Стилевые приемы. Понятие стилистический прием и стилистическая функция. Связь стилистики с древними дисциплинами

Список наиболее часто используемых стилистических приёмов:

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

2. АЛЛЮмЗИЯ - намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения.

3. АМПЛИФИКАмЦИЯ - 1) ораторский и стилистический прием нагнетания во фразе эпитетов, образов, синонимов, сравнений и пр. для усиления действия речи на читателя (слушателя); 2) нагромождение в литературном произведении излишних фраз и выражений, не обязательных для данного произведения.

4. АМФИБОЛИмЯ - неясность выражения, возникающая в результате ряда причин стилистического порядка: 1) структурная неясность в построении предложения, чаще всего двусмысленность, когда подлежащее в именительном падеже трудно отличимо от прямого дополнения в винительном падеже; 2) неудачный перенос части фразы из одной строки в другую при нарушении синтаксического порядка слов; 3) слишком сложная или запутанная синтаксическая конструкция фразы при наличии резкой грамматической инверсии и при отсутствии точной пунктуации.

5. АНАХРОНИмЗМ - намеренная или случайная перестановка автором исторических фактов в литературном произведении, упоминание какого-либо лица или предмета, относящегося к другой эпохе, времени.

6. АНТИКЛИмМАКС - один из видов градации, расположение в поэтической (а иногда и в бытовой) речи слов или выражений в нисходящем по силе интонации и по смыслу порядке.

7. АНТИТЕмЗА - резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний и т.п. в художественной или ораторской речи.

8. АРГОТИмЗМЫ - слова и обороты речи, заимствованные из того или иного арго, используемые как стилистическое средство (чаще для характеристики речи персонажа в художественном произведении).

9. АРХАИмЗМЫ, ИмСТОРИЗМЫ - устарелые, вышедшие из употребления слова или старо-грамматические формы, применяемые иногда в поэтической речи для усиления художественной выразительности (торжественность, насмешка, ирония) или для передачи определенного колорита эпохи.

10. АФОРИмЗМ - изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль.

11. ВУЛЬГАРИмЗМЫ - грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения для придания ему определенного бытового колорита или в качестве умышленного стилистического элемента, снижающего высокий тон произведения.

12. ГАЛЛИЦИмЗМЫ - слова, заимствованные из французского языка (манто, пальто, жабо, куражиться), или оборот речи, составленный по французскому образцу.

13. ГЕРМАНИмЗМЫ - заимствованные из немецкого языка слова (бухгалтер, бутерброд, танцмейстер) или обороты речи, составленные по образцам немецкой речи.

14. ГИПЕмРБОЛА - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.

15. ГРАДАмЦИЯ - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Различается два вида градации - климакс (подъем) и антиклимакс (спуск).

16. DESCRНPTIO - один из видов ретардации в художественном произведении (описание природы, обстановки, быта). Descriptio - стилистический прием, который задерживает развитие сюжета, но в то же время является боковым приемом развития повествования в целом. Descriptio встречается во всех больших художественных произведениях - романах, повестях, поэмах.

17. ЗАмУМЬ (заумный язык) - лишенная смыслового значения речь, в которой отношение между означающим и означаемым либо не существует, либо устанавливается произвольно и каждый раз заново. Встречается в древних магических текстах, фольклоре (заклинания, дразнилки), в обыденной речи (в чисто экспрессивной функции). У русских футуристов, предложивших термин, - экспериментальный поэтический язык, строящийся на звукоподражаниях, произвольных звукосочетаниях и алогических словопреобразованиях.

18. ЗЕмВГМА - стилистический прием, построение длинного речевого периода таким образом, что в предложении с однородными придаточными членами сказуемое в глагольной форме поставлено в начале периода, а в дальнейшем оно подразумевается.

19. ЗИЯмНИЕ - неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трех слов. Зияние нередко встречается в русской поэзии.

20. ИНОСКАЗАмНИЕ - изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.

21. ИРОмНИЯ - тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис.

22. КАЛАМБУмР - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний.

23. КАТАХРЕмЗА - сочетание противоречивых, но не контрастных по природе слов, понятий, выражений, вопреки их буквальному значению.

24. КЛИмМАКС - один из видов градации, расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения.

25. КОЛЬЦОм - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце стихотворной строки (строфы или всего произведения) начальных слов или отдельных звуков.

26. КОНТАМИНАмЦИЯ - 1) взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаще всего слов или словосочетаний), приводящее к возникновению, не всегда закономерному, новых единиц или к развитию у одной из исходных единиц нового значения; 2) текстологический прием, соединение текстов разных редакций одного произведения.

27. ЛИТОмТА - 1) определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного; 2) преуменьшение предмета, носящая еще другое название - обратная гипербола.

28. ЛОГОГРИмФ - 1) стилистический прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает картину постепенного убывания звуков (или букв) первоначального длинного слова; 2) словесная игра, заключающаяся в том, что из букв одного длинного слова составляются другие короткие слова.

29. МАмКСИМА - вид афоризма, моралистическая по содержанию разновидность сентенции; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

30. ПАРЦЕЛЛЯмЦИЯ (в литературе) - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения

31. ПЕРИФРАмЗ, перифрамза - 1) стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета; 2) использование писателем формы известного литературного произведения, в которой, однако, дается резко противоположное содержание, чаще всего сатирическое, с параллельным соблюдением синтаксического строя и количества строф оригинала, а иногда и с сохранением отдельных лексических построений.

32. ПЛЕОНАмЗМ - многословие, излишние определительные слова во фразе.

33. ПРОВИНЦИАЛИмЗМЫ - слова и выражения, отклоняющиеся от норм, положенных в основу литературного языка; обычно это областные слова, употребляемые только в данной местности.

34. ПРОСТОРЕмЧНЫЕ СЛОВА (ВЫРАЖЕмНИЯ) - слова и выражения, отклоняющиеся от норм, положенных в основу литературного языка; используются в повседневной речи и бытовом общении.

35. ПРОФЕССИОНАЛИмЗМЫ - слова и выражения, используемые в речи представителями определённой профессии.

36. РЕМИНИСЦЕмНЦИЯ - намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

37. РЕТАРДАмЦИЯ - стилистический прием замедления прямого фабульного повествования в литературном произведении путем введения описаний природы, обращений к прошлому героя, философских рассуждений, лирических отступлений и т.п.

38. САРКАмЗМ - язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

39. СОЛЕЦИмЗМ - термин античной риторики, нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка без ущерба для значения данного слова или выражения.

40. СТИЛИЗАмЦИЯ - воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, писательской манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определенному социальному слою.

41. ТАВТОЛОмГИЯ - 1) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов («истинная правда», «целиком и полностью», «яснее ясного»); 2) явный круг в определении, доказательстве и пр.; 3) логически истинная формула (высказывание), логический закон.

42. ЭВФИМИмЗМ, или эвфемизм - благоречие, вежливое выражение (порой мнимо вежливое), смягчающее прямой смысл резкого, грубого или интимного высказывания.

Стилистические приемы

Эпитет (Epithet)

- «это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них

какое-либо характерное свойство, качество» 1 . Часто функции эпитетов используют прилагательные и причастия. По словам Розенталя, «стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности» 2 .

В предложении «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер» (В. Лебедев-Кумач) в роли эпитета выступает прилагательное «веселый», дающее определение слову «ветер», будучи употреблено в переносном значении. Эпитетом может быть существительное: «К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную» (Н. Гоголь) - или наречие: «Между тучами и морем гордо реет буревестник» (М. Горький).

The money she had accepted was too soft, green, handsome ten-dollar bills (T. Dreiser).

Сравнение (Simile)

- «это сопоставление двух явлений с тем, что бы пояснить одно из них с

помощью другого» 3 . Сравнения часто используются для описания, и их стилистическая функция проявляется в художественной выразительности, которую они создают в тексте. Существует много способов выражения сравнения, самым распространенным является употребление оборотов со сравнительными союзами:

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (М. Лермонтов).

В английском языке существуют устойчивые сравнительные словосочетания, в которых часто используются сравнительные союзы as и like:

As merry as a cricket;

As mad as a march hare;

To fit like a glove;

М., «ACT», 1998.-с. 355. М., «ACT», 1998.-с. 355. М., «ACT», 1998.-с. 356.

2 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка

3 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка

She has always been as live as a bird (R. Chandler).

Метонимия (Metonymy)

на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами либо явлениями».

Кухаренко дает другое определение: метонимия - «это замена одного слова другим на основе смежности».

Розенталь выделяет 5 вариантов связи между предметами или явлениями:

Между содержимым и содержащим:
Я три тарелки съел;

Чайник кипит (данный пример приводит Скребнев);

She was a sunny, happy sort of creature. Too fond of bottle (A. Christie);

... Белинского и Гоголя с базара понесет (Н. Некрасов);

Между действием и орудием этого действия:

Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого предмет сделан:
Не то на серебре - на золоте едал (А. Грибоедов);

Между предметом и людьми, находящимися на этом месте:
Все поле охнуло (А. Пушкин).

Синекдоха (Synecdoche)

- «это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с

одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними» 3 .

В синекдохе употребляются:

  • единственное число вместо множественного;
  • множественное число вместо единственного;

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 358.

Кухаренко В.А. Семинарий по стилистике английского языка = Seminars in Style. - М., 1971. -с. 25.

  • часть вместо целого;
  • родовое название вместо видового;
  • видовое название вместо родового и др.

Синекдоха часто используется в литературе для придания образности: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин); Hands wanted (Нужны работники, рабочие).

Перифраза (или перифраз) (Periphrasis)

- «это оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления

описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты»:

царь зверей (вместо лев);

творец Макбета (Шекспир у А. Пушкина).

Скребнев не относит перифраз к тропам, хотя этот способ описания объекта речи сходен с метонимией. Перифраз - «это описание того, что можно назвать прямо; название характерных черт объекта вместо названия самого объекта» . От метонимии перифраз, по мнению Скребнева, отличает то, что он не может быть выражен одним словом и состоит из двух и более слов. Автор приводит пример: называя захватывающую книгу thriller (триллер), говорящий использует обычную метонимию; называя ее two hundred pages of blood-curdling narrative (2 сотни страниц рассказа, будоражащего кровь), он использует перифраз.

Кухаренко приводит другой пример:

In the left corner, built out into the room, is the toilet with the sign "This is it" on the door (E. O"Neill).

Метафора (Metaphor)

- «это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении

на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явлений».

2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 110.

Розенталь пишет, что «в отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только то, с чем сравнивается» 1 .

Скребнев отмечает, что для метафоры нет формальных ограничений: «она может быть выражена словом, словосочетанием, любым членом предложения или предложением целиком» 2 .

Метафора часто встречается в художественных текстах:

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (А. Пушкин);

Тихо дремлет река (С. Есенин);

The clock had struck, time was bleeding away (A. Huxley).

Аллюзия (Allusion)

историческое событие» . Скребнев рассматривает аллюзию как одну из форм метафоры, но она может также совпадать и с метонимией: Every Caesar has his Brutus (О. Henry)

Олицетворение (Personification)

- «это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и

отвлеченные понятия». Скребнев считает олицетворение одним из видов метафоры:

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость... (А. Пушкин)

No sleep till morn, when Youth and Pleasure meet

To chase the glowing Hours with flying feet (G.G. Byron)

Аллегория (Allegory)

- «это иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью

конкретного жизненного образа» 3 . Аллегория часто используется в баснях и

1 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 357.

2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 114.

3 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 115.

4 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 360.

5 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 360.

сказках, где носителями свойств людей становятся животные, предметы, явления природы: лиса - хитрость, волк - жадность и т.д. Аллегория также часто используется в пословицах: Не все золото, что блестит (внешность обманчива). Данный прием часто встречается в философских или сатирических романах и новеллах, например, Дж. Свифт в "Путешествиях Гулливера", описывая королевство лилипутов, говорит о современной ему Англии с ее пороками и политическими интригами.

Антономасия (Antonomasia)

Стилистический прием, который может рассматриваться как разновидность

метонимии, и как одна из форм метафоры. Кухаренко выделяет два типа антономасии:

1. имя собственное используется в значении нарицательного, т. е. в
качестве штампа для характеристики человека:

Ну и Плюшкин же ты!

2. нарицательное существительное используется в значении имени
собственного. Этот вид антономасии часто используют когда хотят через
имя или фамилию героя художественного произведения отразить черты
его характера:

Lady Teazle (дразнить)

Mr. Mumble (ворчать, бормотать)

The next speaker was a tall gloomy man, sir Something Somebody (J.B. Priestley)

Скребнев рассматривает метафорическую антономасию как одну из форм аллюзии: «имя исторического, литературного, мифологического или библейского персонажа присваивается человеку, чьи черты, характер похожи с известным оригиналом»:

Where is our Romeo? (о влюбленном юноше).

1 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. -c. 117.

Гипербола (Hyperbole)

- «это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

размера, силы, значения и так далее какого-либо явления» 1 : В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Her family is one aunt about a thousand years old (Se. Fitzgerald).

Мейозис (Meiosis), или преуменьшение (Understatement)

- «это троп является логической и психологической противоположностью

гиперболе», пишет Скребнев:

The little woman, for she was of pocket size, crossed her hands solemnly on her middle (J. Galsworthy)

Скребнев не выделяет литоту как самостоятельный троп и рассматривает ее как разновидность мейозиса. По его определению, «литота выражает идею средствами отрицания (опровержения) противоположной идеи».

Ни Розенталь, ни Кухаренко не рассматривают мейозис, а выделяют только литоту.

Литота (Litotes)

- «это выражение, содержащее, в противоположность гиперболе,

непомерное преуменьшение размера, силы, значения, и так далее какого-либо явления»:

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов)

Розенталь так же отмечает, что «другое значение литоты - определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного» 4 :

Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова (А. Пушкин).

Для первого из данных Розенталем определений литоты Кухаренко, как и Скребнев, использует термин "преуменьшение" (Understatement). Она пишет, что

1 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 359.

2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 104.

3 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 359.

4 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 359.

литота предполагает использование двойного отрицания: одно - через отрицательную частицу по или not (нет или не), другое - через:

  1. слово с отрицательным аффиксом (not hopeless - не безнадежный)
  2. слово с негативным значением (not a coward - не трус)
  3. отрицательную конструкцию (not without love - не без любви)
  4. имя прилагательное или наречие, которому предшествует too (слишком) (not too awful - не слишком ужасный) 1 :

Не was laughing at Lottie but not unkindly (A. Hutchinson)

Ирония (Irony)

- «это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному,

с целью насмешки» 2 :

Отколе, умная, бредишь ты, голова (И. Крылов) Stoney smiled the sweet smite an alligator (J. Steinbeck)

Повторение (Repetition)

Повторение зависит от места, которое занимает повторяющийся элемент

(слово, словосочетание, предложение, фрагмент текста)

Существует несколько видов повторения, наиболее распространенными из которых являются:

  • анафора
  • эпифора
  • параллелизм
  • хиазм
  • многосоюзие
  • бессоюзие

1 Кухаренко В.А. Семинарий по стилистике английского языка = Seminars in Style. - М.,1971. - с. 86.

2 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 360.

Анафора (или единоначатие) (Anaphora)

- «это повторение отдельных слов, оборотов, однотипных синтаксических

конструкций в начале отрывков, из которых состоит высказывание» 1 . Чаще всего анафора используется в поэзии:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством... (М. Лермонтов)

My heart"s in the Highlands? My heart is not here?

My heart"s in the Highlands? A chasing he deer ... (R. Burns)

Эпифора (или концовка) (Epiphora)

- «это повторение слов или выражений в конце сложных отрывков

(предложений)» 2 :

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник! (Н. Гоголь)

Параллелизм (Parallelism)

- «это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или

отрезков речи» 3 :

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л. Кумач) What is it? Who is it? When was it? Where was it? How was it? (Ch. Dickens)

Хиазм (Chiasmus)

- «обратный параллелизм» 4 (reversed parallelism)

Кухаренко отмечает, что в такой конструкции "присутствуют два предложения, из которых второе обязательно повторяет структуру первого, только в обратной манере" 5 , и предлагает следующую схему: SPO, OPS,

Где S - субъект

" Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. -с. 361.

2 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 361.

5 Кухаренко В.А. Семинарий по стилистике английского языка = Seminars in Style. - М.,1971. - с. 66.

Р - предикат

О - объект, т.е. S и О меняются местами в предложении: / know the world andfoe world knows me. (Ch. Dickens) / looked at he gun, and the gun looked at me. (R. Chandler)

Многосоюзие (Polysyndeton)

- «это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании

повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзом членов предложения, для усиления выразительности речи» 1 Скребнев определяет многосоюзие как чрезмерное употребление (повторение) союзов 2 :

И сердце бьется в упоении, и для него воскресли вновь и торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин)

And they were their best and more colourful clothes. Red shirts and green shirts and yellow shirts and pink shirts (P. Abrahams)

Бессоюзие (Asyndeton)

- «это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске

соединительных союзов между членами предложения или между предложениями»:

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (А. Пушкин)

Through his brain, slowly, sifted the things they had done together. Walking together. Dancing together. Sitting silent together. Watching people together. (P. Abrahams)

Антитеза (Antithesis)

- «это оборот в котором для усиления выразительности речи резко

противопоставляются противоположные понятия»: Часто антитеза строится на антонимах:

1 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 364.

2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 88.

3 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 365.

4 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 362.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица) Don"t use big words. They mean so little. (O. Wilde)

He ... ordered a bottle of the worst possible port wine? At the highest possible price. (Ch. Dickens)

Оксюморон (Oxymoron)

- «это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий,

противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое» 1 : «Живой труп» (Л. Толстой) «I"ll give you a definite maybe» (S. Goldwyn)

Зевгма (Zeugma)

- «этот прием состоит в комбинировании неравных семантически

разнотипных, или даже несовместимых слов или фраз»:

Он пил чай с лимоном, женой и удовольствием.

There comes a period in every man"s life, but she"s just a semicolon in his. (S. Evans)

Игра слов (Play Upon Words - Pun) и каламбур.

Игра слов (Play Upon Words - Pun) - «это фигура, которая заключается в

юмористическом использовании слов, идентичных по звучанию, но различных по значению, или в использовании разных по значению одних и тех же слов» 3 .

В основе этого приема лежит явление полисемии.

Is life worth living?

It depends on the liver.

В данном случае используется омонимы liver - печень, и liver - тот, кто живет (от глагола live).

Did you hit a woman with a child?

No, Sir, I hit her with a brick. (Th. Smith)

1 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 362.

2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 159.

3 Кухаренко B.A. Семинарий по стилистике английского языка = Seminars in Style. - М.,1971. - с. 26.

Так же в основе может лежать явление омофонии. Тогда используют термин «каламбур».

Каламбур (от французского calembour - «игра слов») - «шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов» 1 .

Не was a tortoise because he taught us. (L. Carroll)

Основная сложность при работе с данными приемами - невозможность их адекватного перевода на другие языки.

Тавтология (Tautology)

- «непреднамеренное повторение, открывающее стилистическую

беспомощность» 2 .

На войне, как на войне.

For East is East, and West is West.. . (R. Kipling)

Градация (Climax)

- «это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, про

котором каждое последующее содержит усиливающее (реже - уменьшающее) значение, благодаря чему создается нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления»:

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

«Say yes. If you don"t, I"ll break into tears. I"ll sob. I"ll moan. I"ll growl». (Th. Smith)

Для нисходящей градации Кухаренко и Скребнев используют термин «anticlimax», который заключается, по их мнению, не в том, чтобы после 1 -го элемента ставить 2-ой, слабый, а после - 3-ий, еще слабее, а в том, что к одному или нескольким сильным элементам добавляется один слабый.

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Бергольц)

" Ожегов СИ. Словарь русского языка, п/р Шведовой Н.Ю. - М., «Русский язык», 1987. -с. 213. 2 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 220.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «ACT», 1998. - с. 362-363. 4 Skrebnev Y.M. Fundamentals of English Stylistics. - M. «Астрель», «ACT», 2000. - с 156.


Необходимые автору интенции реализуются благодаря использованию тропов и фигур речи, которые помогают передать движение мысли, оттенки чувств. У приемов есть и эстетический потенциал поддерживать интерес слушателей и читателей, что в значительной мере усиливает эффективность воздействия речи .

Тропы - это обороты речи или слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность.

В основе многих тропов лежит сравнение. При сравнении должны быть то, что сравнивается (субъект сравнения), то, с чем сравнивают (объект сравнения), и признак, на основе которого осуществляется сравнение (термин сравнения). А. И. Ефимов подчеркивал в качестве важнейшего признака сравнения момент неожиданности, новизны, изобретательности. Мастера слова избегают штампованных, примелькавшихся сравнений (типа как неживой , как угорелый, белый как снег ), а потому каждый литератор индивидуален в их подборе и употреблении. «Когда волосы сравниваются со снегом на основании общего признака - белизны, то образность речи проигрывает, ослабевает, потому что основание для такого сравнения слишком общеизвестное. Но когда Гоголь уподобляет дороги ракам (“дороги расползлись во все стороны, как раки, когда их высыплют из мешка”), то в таком случае поражает изобретательность автора» .

Среди важнейших тропов выделяют метафору, метонимию, эпитет, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение, перифраз и иронию.

Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов: Его «Венера в мехах» - фильм- матрешка, в котором оригинальный текст Захер-Мазоха - лишь одна из куколок ( Власть. 12.05.2014).

Олицетворение - это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы: Супермаркету, где цены кусались, я предпочла магазин, где цены были на 10-20 процентов ниже (Труд-7. 08.05.2008).

Сравнение - это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого: Так из хаоса украинского конфликта, как кит из океанской пучины, всплывает Пятый Интернационал (А. Коэн. Forbes. 14.05.2014).

Эпитет - это образное определение: Вашингтону придется ловить ускользающую «правильную сторону истории» (Д. Орешкин. Огонек. 25.07.2013).

Гипербола - это выражение, содержащее непомерное преувеличение, в публицистике используется, например, в фельетоне, с целью сатирического заострения: Вот, кажется, Германия - враг, куда уж дальше ! Но... без особых усилий стала самой уважаемой для нас европейской страной. А вот Америка - наоборот. Вроде союзник по антигитлеровской коалиции - а такая нехорошая. Наших детей на запчати разбирает. Вместо того чтобы по-добрососедски захлебнуться в потоке своих зеленых бумажек - она, каналья, доллар укрепляет и экономику усиливает ! Враг, враг чистой воды (Д. Орешкин. Огонек. 15.07.2013)

Литота - это художественное преуменьшение: Курс по сирийскому вопросу, ни на йоту не сдвинувшийся, призван продемонстрировать... (Д. Орешкин. Огонек. 15.07.2013).

Аллегория (иносказание) - это выражение отвлеченного понятия (идеи) в конкретном художественном образе: Зилов теперь агнец по сравнению со многими людьми и с тем, что происходит вокруг (Л. Сухаревская. Комсом. правда. 15.09.2003).

Перифраза - это замена обычного однословного стандартного наименования предмета, явления, персоны описательным оборотом: белокаменная столица России (о Москве), северная Пальмира (о Петербурге), арабская весна революционных событиях в странах Востока в 2011-2012 гг.), архитектор перестройки (о первом президенте СССР М. С. Горбачеве).

Парадокс - это неожиданный вывод, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением: Век живи - векучисъ И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь (К. Прутков).

Метонимия - это перенос наименования одного явления на другое по смежности: Британская «Гардиан» писала о том, что за «каштановой революцией» в Украине ясно видна рука Вашингтона (Труд-7. 12.08.2010).

Синекдоха - это разновидность метонимии, перенос наименования одного явления на другое по признаку количественного отношения: Но существует ограничение по возрасту - только до 24 лет , поэтому вашему читателю стоит поторопиться (Комсом. правда. 13.03.2011).

Ирония (антифразис) - это употребление слова в смысле, обратном буквальному. Если ирония основана на переносе лексического значения, се можно рассматривать как один из тропов: Фанаты переполнены эмоциями , и спокойно читающий рядом «умник» может вызвать у них раздражение (Труд-7. 25.08.2010). Однако чаще всего распознавание иронии происходит на уровне более крупных единиц, чем слово: в тексте в совокупности с широким контекстом. Так, ироничное отношение к предмету номинации может быть распознано адресатом лишь при условии имеющегося у него экстралингвистического фона (или достаточного бэкграунда 1 - в том смысле, в каком этот термин употребляется в новостной журналистике). Кроме того, восприятие ситуации как ироничной зависит и от точки зрения на событие адресата, от его позиции. Например, понятие суверенная демократия (введено в оборот в 2005-2006 гг.) в речи представителей власти - это позитивная характеристика политической независимости страны, журналистами используется в ироничном смысле: И все бесконечные разговоры о том , что нас окружают враги , угрожающие суверенной демократии , в сравнении с этим гроша ломаного не стоят (РИА Новости. 06.04.2006).

Различают тропы общеязыковые (с «готовой» образностью) и оригинальные авторские. Общеязыковые тропы используются в речи всеми: горячая пора (метафора), устал до смерти (гипербола), платят жалкие копейки (литота), солнце село (олицетворение), съешь тарелочку (метонимия). Однако когда речь идет о придании выразительности художественной и публицистической речи, имеют в виду создание оригинальных тропов. Такие тропы несвойственны научной речи. В разговорной речи чаще встречаются общеязыковые тропы, использование в ней оригинальных тронов зависит от темы разговора, ситуации общения, индивидуальности говорящего.

В тексте тропы выполняют следующие функции:

  • - способствуют выражению личной позиции автора, отражают его личностный взгляд на мир, выражают его оценки, чувства;
  • - оказывают эстетическое воздействие, способствуют наглядному отражению динамики социальной жизни, делают речь эстетически привлекательной;
  • - участвуют в построении аргументации;
  • - способствуют повышению диалогического тонуса речи, поскольку помогают читателю лучше понять автора, запомнить передаваемое автором.

Фигуры речи - особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата, - распределяют по трем группам .

Использовании разных смысловых отношений между частями конструкций, относятся: антитеза, градация, инверсия, эллипсис, парцелляция и именительный темы.

Антитеза - это оборот, в котором резко противопоставляются значения слов: Канада знает, как спасти Украину , но помогает ей умереть (АиФ. 13.05.2014).

Градация - это расположение слов или выражений, при котором каждое последующее содержит возрастание/убывание смысловой или эмоциональной значимости: Мы многое пережили , многое сделали... но задачи модернизации государства и общества стоят еще большие, огромные... (РБК Daily. 03.04.2011).

Инверсия - это расположение слов, нарушающее обычный порядок: Но все-таки теперь главный наш соперник - словаки (Советский спорт. 11.05.2011).

Эллипсис - это пропуск какого-либо подразумеваемого слова: В стране... к людям применяются суровые меры наказания , действует принцип «всех [посадить] за решетку». (Риа Новости. 27.04.2009).

Парцелляция - это намеренное интонационное и пунктуационное отсечение части конструкции в синтаксически самостоятельный(-е) отрезок(-ки), например: Никакой закон не нарушили. Разве что этический. И то не для всех (Комсом. правда. 12.05.2011). Парцеллируется и вопросительное предложение: Так чего же мы все-таки хотим ? Мы и паша власть ? (Нов. газета. 2003).

Именительный темы (именительный представления, сегмент) - это отделенная от высказывания конструкция в виде имени существительного в форме именительного падежа (иногда в сочетании с определением), находящаяся впереди основной части высказывания и называющая тему последующей фразы. Эта фигура речи позволяет сосредоточить внимание адресата на предмете речи благодаря логическому ударению, которое падает на впереди стоящее слово: Люк. Мало кто знает , но впервые он появился на автомобилях Cadillac в 1938 году. (Власть. 12.05.2014); Цены в мае. жуть стала лучше , жуть стала веселей (Коммерсантъ. 09.05.2013).

К фигурам речи, основанным на повторе одинаковых элементов, относятся: повтор слов, повтор конструкций (параллелизм) и период.

Анафора - это повторение одинаковых слов в начале предложений: Наверное , в Пугачеве и правда много проблем. Наверное , нет работы. Наверное , есть коррупция. И правоохранители не всегда выполняют свою работу добросовестно. (Огонек. 15.07.2013).

Эпифора - это повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне бы хотелось знать , отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н. Гоголь)

Композиционный стык - это совпадение концовки предыдущего и начала последующего предложения: О весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта (А. Блок)

Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений через повтор в них порядка сходных членов предложения: Ошибается каждый , признает ошибки мудрый , просит прощения сильный ,

восстанавливает отношения любящий (народная мудрость); Страна утратила смысл : все ее победы были объявлены фальшивыми , цели - несбыточными, жертвы - напрасными (М. Велер. Собеседник.ги. 19.09.2014).

Хиазм - это крестообразное изменение порядка элементов в двух параллельных рядах слов: Умейте любить искусство в себе , а не себя в искусстве (К. С. Станиславский). Высоким речевоздействующим потенциалом обладает семантически осложненный хиазм, в котором добавляется двойной лексический повтор в инвертируемых элементах и обмен синтаксическими функциями этих элементов: Самый лучший человек тот , кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами , самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами (Л. Толстой).

Полисиндетон - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи: Тут вместе и рядом и германский национал-социализм Гитлера , и фалангизм в Испании , и британский фашизм Мосли , и вишистский монархизм Морраса, и многие другие течения (Известия. 09.05.2014).

Период - это ритмомелодическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение - и снижается интонационное напряжение: Но ни в том , ни в другом случае , как бы мы ни изменяли нашу точку зрения , как бы ни уясняли себе ту связь , в которой находится человек с внешним миром , или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени , как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины - мы никогда не можем себе представить ни полной свободы , пи полной необходимости (Л. Толстой).

Сочетание разных приемов многократно усиливает речевое воздействие: Моя профессия - журналистика. Моя профессия - слушать. Моя профессия - это терпение. Но не моя профессия - есть осетрину и пить кофе за чужой счет , обсуждая проблему , из-за которой вот сейчас, в эту минуту льется кровь (Русский репортер. 23.04.2014) - в данном фрагменте из репортажа сочетаются анафора, параллелизм, антитеза и градация.

К фигурам речи, основанным на выражении риторической адресованное™ к читателю/слушателю, относятся: обращение, вопрос и восклицание.

Риторическое обращение - это обращение, призванное выразить отношение автора к тому объекту, к которому обращаются, или дать его характеристику: Спасибо , господин секретарь , от всех замерзающих России (Лит. газета. 14-20.02.2001) - здесь обращение звучит с иронией. Риторические обращения часто используются в заголовках: «Сергей Игнатьев , говорите громче! (Изв. 10.06.03)»; (Изв. 28.01.1998).

Риторический вопрос - э го вопрос, на который не может быть дан ответ. Он задается с целью привлечь внимание адресата к важному моменту речи: Разве по нашим дорогам в таком пойдешь ?! (Комсом. правда. 04.05.2011).

Риторическое восклицание - это стилистическая фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует труд и одноименная газета ! (Труд-7. 17.02.2011) Бэкграунд (от англ, background фон, задний план) - совокупность информации о событии, дающая представление об обстоятельствах произошедшего.

  • Михалъская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
  • Великий русский литературовед, доктор филологических наук, так говорил о стилистике: «Стилистика является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной уникальной речевой культуры». В последнее время мы можем наблюдать крайне интересную ситуацию: благодаря разнообразию методов представления информации происходит быстрое разветвление разделов стилистики. Это и стилистика кодирования, и историческая стилистика, и стилистика текста, и многое другое. Однако принято считать, что стилистика как наука включает в себя четыре основных направления:

    1. Стилистика художественной речи - это стилистика, исследующая особенности речи художественных творений, специфику образа и самостоятельно-авторские стили написания поэтов.

    2. Структурная стилистика (ее еще называют стилистикой языка) - обрисовывает, характеризует и разъясняет взаимоотношения различных сообразно личных систем форм слов, рядов слов и систем изнутри единичной конструкции языка, так называемой «системы систем». Исследует изменчивые виды либо тенденции развития обладающих комплексом уникальных признаков.

    Язык являет собою систему, состоящую из уровней, таких как: лексика, фонетика-фонология, морфология, синтаксис и (от меньшего к большему, то есть: звук, слог, слово и т.д.)

    Как и стилистика художественной речи, так и риторика исследует экспрессивные средства в ораторском искусстве. Ценным моментом стилистики (а значит, и риторики) считается учение о фигурах и тропах речи как методах «украшения речи».

    Фигуры речи - способы выразительности, базирующиеся на сопоставлении конкретных единиц текста, то есть: противопоставление, сопоставление, рифма, эллипсис, повтор, оксюморон и т.д.

    Троп - оборот речи, в котором выражение использовано в переносном смысле для достижения максимальной поэтической выразительности.

    Всё, что представлено выше объединяется в два слова - стилистические приемы.

    Стилистические приемы - это индивидуальный лингвистический фактор образования текста, показывающий особенный метод текстовой постановки, избранный автором для более точного отображения собственного мировоззрения и передаваемой ситуации.

    Благодаря результатам текстовых исследований было обнаружено, что на фонетико-фонологическом уровне важными речевыми конструкциями будут следующие стилистические приемы: парономазия, ассонанс, анаграмма, палиндром, антономазия, акростих.

    Также необходимо осознавать, что стилистические приемы и выразительные средства языка - это разные вещи.

    Разберем стилистические особенности прозы известного писателя.

    Яркий пример - юмористический рассказ А.П.Чехова - «Мститель». Муж, оскорбленный своей женой, стоит в оружейном магазине и выбирает подходящий револьвер. Думает он лишь об одном, о трех убийствах, в числе которых и убийство его самого. Все предвещает беду, но в итоге, после длительных раздумий он покупает лишь сетку для ловли перепелов. Сюжет здесь нельзя назвать банальным или предсказуемым. Чехов в данном случае использовал стилистический приём.

    Стилистические приемы в литературе как в русской, так и в зарубежной, играют серьезную роль в формировании образа произведения, то есть - придают форму и «высвечивают» само содержание.