Обратный путь афанасия никитина. Что открыл Афанасий Никитин? "Хождение за три моря" Афанасия Никитина

Ответ оставил Гость

В 1466 году он отправился с торговыми целями из Твери (ныне - г. Калинин) вниз по Волге. В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг.

Он достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями. На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской» , дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А. Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.

Запишите маршрут путешествия Афанасия Никитина

Ответы:

В 1466 году он отправился с торговыми целями из Твери (ныне - г. Калинин) вниз по Волге. В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного.

Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Он достиг морем Дербента, добрался до Баку, затем по Каспийскому морю приплыл в Персию, где жил около года; пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями. На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской» , дойти до Трапезунда, затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрел какое-то хроническое заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими «гостями» (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А. Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.

Комментариев нет

Маршрут Афанасия Никитина в Индию

  • Доброго времени суток!

    Недавно, зачиталась увлекательной книгой А. Никитина Хождение затриморя. Книгой о странствиях купца Афанасия Никитинапо Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, африканскому побережью.Мне заинтересовал взгляд автора на многие явления его огромного путешествия. Особенно интересны его заметки об Индии.

    Расскажу об этом подробнее.Наш смелый путешественник Афанасий Никитин был не только простым купцом, он был человеком, любящим далекие путешествия. Ещ до своего известного индийского трипа, купец Афанасий посещал Византию, Молдавию, Литву, Крым, после чего благополучно возвращался домой с заморским товаром.Где-то, в1468г. (точных дат неизвестно) он отправляется изродной Твери вШирванскую землю (нынешний Азербайджан) и дальше, около 6-7 лет так и путешествовал по Азии самостоятельно.Путешествие Афанасия Никитина не простое для тех времен Индия, Персия, Турция, африканский берег (Сомали), Маскат.Купец Афанасий, в первую очередь, конечно, ищет хорошие для себя товары, но, им, явно, движет нечто большее любопытство и жажда исследования. Ему, очевидно, интересны мир и люди вокруг, хотя, часто, бывает сложно морально из-за чужих нравов и обычаев. Удивительно, что именно наш соотечественник Афанасий Никитин попал в Индию за четверть века раньше, чем каравеллы Васко де Гама, которые прибыли к индийскому берегу в конце 1490-х годов. Гораздо позже прибыли в Индию англичане и французы, которые начали в ней свою бурную деятельность.

  • Голат 10 дни, а от Кала-ты до Дегу 6 дни, а от Дега до Мошката, до Кучьзрята, до Комбата 4 дни, от Камбата до Чивеля 12 дни, а от Чивиля да Дабыля 6. Так выглядит путь в Троицком списке Хожения (20). Летописная редакция полнее передает это место: А от Гурмыза итти морем до Галат 10 дни, а от Галаты до Дегу шесть дни, а от Дега до Мошката 6 дни, а от Мошката до Кучьзрята 10 дни, а от Кучьзрята до Камбата 4 дни (41) (подчеркнутое отсутствует в Троицкой редакции). Сопоставим оба маршрута.Ормуз Маскат 10 дней Ормуз Калхат10 дней
    Маскат Дега 4 дня Калхат Дега 6 дней
    Дега Гуджарат Дега Маскат 6 днейМаскат Гуджарат 10 днейГуджаратКамбей ГуджаратКамбей 4 дня
    КамбейЧаул Камбей Чаул 12 дней.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.

Афанасий Никитин в Индии

Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого - царь обезьян.

Европейские купцы с давних времен посещали Индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. Для России, прекрасно знавшей Персию, Ближний Восток и страны Закавказья, Индия долго оставалась загадкой.

Никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям Индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. Но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. Он вернулся в Россию и привез свои записи, названные «Хождение за три моря». В так называемой Львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «Смоленска не дойдя, умер. А писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради привезли гости (купцы) к Мамыреву Василию, дьяку великого князя».

Путевые записки Никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой Индии для русских людей. Тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «Мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дешевы. Но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлины высокие, и на море разбойников много». Скорее всего, Никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы России в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. Оттуда вывозилась пушнина, которую у русских с удовольствием покупали в странах Западной Европы.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы) Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПУ) автора БСЭ

ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ По-видимому, связи Китая с Индией возникли в незапамятные времена, но не осталось никаких письменных следов этих контактов. Поэтому первооткрывателем Индии с севера, со стороны Китая, считается буддийский монах Фа Сянь, оставивший описание

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Блатной телеграф. Тюремные архивы автора Кучинский Александр Владимирович

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Раздел IV Дорога в Индию

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

За три моря в Индию «Хождение за три моря» - так назывались записки тверского купца Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1468-1474 годах. «Поплыл я вниз Волгою. И пришел в монастырь Калязинский. Из Калязина плыл до Углича, а из Углича отпустили меня без препятствий. И, отплыв

Из книги Полный справочник для тех, у кого диабет автора Древаль Александр Васильевич

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

10.3. Путешествие В настоящее время путешествуют практически все, и ваш диабет не должен быть в этом отношении каким-то ограничением. Вместе с тем его лечение не должно быть пущено на самотек в процессе путешествия и следует предпринять некоторые простые меры, чтобы

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию, вышла из Лиссабона. К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Путешествие Веррацано Французский король Франциск I, вступивший на престол в 1515 году, хотел найти своей стране подходящую для колонизации землю. Однако в тропических морях тогда господствовали такие сильные морские державы, как Испания и Португалия, соперничать с

Из книги автора

В путешествие по Канаде Первопроходцем канадской земли считается француз Жак Картье. В 1534 году он отправился в путешествие и остановил свой корабль у берегов реки Святого Лаврентия.Вслед за Картье к восточным берегам Канады устремился другой путешественник,

Афанасий Никитин - путешественник и первопроходец из Твери Афанасий Никитин - русский путешественник, купец и писатель, родился в 1442 году (дата не является документально подтверждённой) и скончался в 1474 или в 1475 году близ Смоленска. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, строго говоря, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий.

В 1468 году предпринял экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге "Хождение за три моря".

Афанасий Никитин - Биография . Афанасий Никитин, биография которого известна историкам лишь частично, родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Его коммерческие предприятия были довольно успешны: он благополучно возвращался на родину с заморским товаром.

Он получил от Великого князя Твери Михаила Борисовича грамоту, которая позволяла ему развернуть обширную торговлю в районе нынешней Астрахани. Некоторым историкам этот факт позволяет считать тверского купца тайным дипломатом и лазутчиком Великого князя, но документальных свидетельств этому предположению нет.

Афанасий Никитин начал своё путешествие весной 1468 года, отправившись водным путём мимо русских городов Клязьмы, Углича и Костромы. По плану, достигнув Нижнего Новгорода, караван первопроходца должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вёл Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись - Папин уже ушёл на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Тогда он дождался прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами пошёл к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано. Отправляться в плаванье одиночным караваном Афанасий Никитин посчитал опасным - в то время вдоль берегов Волги хозяйничали татарские банды. Караваны судов благополучно прошли Казань и ещё несколько татарских поселений.

Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками - это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный, кстати сказать, в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырёх Афанасий Никитин потерял. Дальше всё складывалось тоже не лучшим образом. Два оставшихся судна попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.


Тогда купец решил поправить свои дела, вознамерившись заняться посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, описанное им в своём литературном труде "Хождение за три моря".

Сведения о путешествии Афанасия Никитина .

Персия и Индия . Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года он прибыл в Ормуз - большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии.

Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг. Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин решился на рискованное коммерческое предприятие. Курил арабского жеребца и в надежде хорошо перепродать его в Индии сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где всё не так, как на Руси, "а люди ходят всё чёрные да нагие". Афанасия поражало то, что почти все жители Индии, даже небогатые, носят золотые украшения. К слову, сам Никитин тоже поразил индийцев - местным жителям редко доводилось раньше видеть здесь белых людей.

Однако, выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны. Он побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар.

В своих путевых заметках Афанасий Никитин не упускал бытовых подробностей, а также описывал местные обычаи и достопримечательности. Это было едва первое правдивое описание быта страны не только для Руси, но даже и для всей Европы. Путешественник оставил записи о том, какую пищу здесь готовят, чем кормят домашних животных, как одеваются и каким товаром торгуют. Описан даже процесс изготовления местных хмельных напитков и обычай индийских хозяек дома спать с гостями в одной постели.

В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. "Джуннарский хан", отобрал у него жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далёкой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Русского путешественника спас случай - ему встретился старый знакомый Мухаммед, который поручился перед ханом за чужестранца.

В течение 2 месяцев, проведённых тверским купцом в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

После Джуннара он посетил город Алланд, где действовала большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. На ярмарке и без его жеребца было множество хороших коней для продажи.

Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать своего коня, да и то без особой выгоды для себя, а то и с убытком. Это случилось в городе Бидар, куда путешественник прибыл, пережидая в других поселениях сезон дождей. Он остановился в Бидаре надолго, сдружившись с местными жителями.

Русский путешественник рассказал им о своей вере и своей земле, индусы тоже многое поведали ему о своих обычаях, молитвах, семейном укладе. Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

В 1472 году он прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвящённые богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Тверской купец путешествовал по Индии ещё полтора года, изучая местные нравы и пытаясь вести торговые дела. Однако коммерческие начинания путешественника потерпели крах: товара, подходящего для вывоза из Индии на Русь он так и не нашёл.

Африка, Иран, Турция и Крым . На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом.

Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон (Трапезунд), турецкий город на южном берегу чёрного моря. Казалось, возвращение близко, но тут удача снова отвернулась от путешественника: он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишён всего оставшегося имущества.

По словам самого путешественника, дошедшим до нас в виде записей, всё, что осталось у него на тот момент - это сам дневник, да желание вернуться на Родину.

Ему пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Феодосии, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Феодосию (Кафу) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провёл в этом городе, завершив записки о своём путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию, в родной город Тверь.

Однако вернуться туда ему было не суждено - он скончался в городе Смоленске при неизвестных обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесённых путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.

В XIX веке эти записи были обнаружены русским историком Карамзиным, который и опубликовал их в 1817 году под авторским заглавием. Три моря, упоминаемых в названии труда - это Каспийское море, Индийский океан и Чёрное море.

Открытия Афанасия Никитина . Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?

Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.

Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о "вере в буты" - так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).

Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).

Его "Хождение за три моря" было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны. Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях - видео Карта путешествия Афанасия Никитина

Путешествие Афанасия Никитина началось в Твери, оттуда маршрут пролегал по реке Волге через Нижний Новгород и Казань до Астрахани. Затем первопроходец побывал в Дербенте, в Баку, в Сари, после чего двинулся по суше через Персию. Добравшись до города Ормуз, он снова сел на корабль и прибыл на нём в индийский порт Чаул.

В Индии он посетил в пеших странствиях множество городов, среди которых Бидар, Джуннар и Парват. Далее по Индийскому океану он приплыл в Африку, где провёл несколько дней, а потом - опять же водным путём вернулся в Ормуз. Далее пешим ходом через Иран он пришёл в Трапезунд, оттуда добрался до Крыма (Феодосия).

Индия, славившаяся своими сказочными богатствами, с давних времен привлекала многих путешественников Европы. Одним из них был Афанасий Никитин, который первым из европейцев побывал в некоторых районах этой страны.

Возможность отправиться в дальнее путешествие представилась ему в начале лета 1468 г., когда в Москву прибыл Хасан-бек – посол Ширванского ханства (которое находилось в Прикаспийском Закавказье). Московские и тверские купцы решили присоединиться к обратному каравану посла, чтобы поторговать в прикаспийских странах и Персии. В путь на нескольких судах отправилось около 30 русских купцов. Среди них был и Никитин, пользовавшийся авторитетом в купеческой среде. Поэтому ему доверили многие товары для продажи.

В те времена владения Руси по Волге простирались лишь немногим южнее Нижнего Новгорода. Тем не менее, до Астрахани купеческие и посольские корабли спустились благополучно. Однако под Астраханью произошла жестокая схватка с татарами, которые напали на корабли и разграбили их. Из всего каравана уцелело только два судна. От устья реки Волги направились к городу Дербенту. В пути на Хвалынском (Каспийском) море разразилась буря, и одно из судов разбилось о берег. Другое было разграблено местными племенами. Взятые в долг у купцов товары не позволяли Никитину вернуться на родину с пустыми руками. Он отправился в город Баку, а оттуда перебрался в Персию (Иран), где находился более двух лет, и проехал по ней около 2 тыс. км. Достигнув Ормуза – порта в Персидском заливе, одного из крупных торговых центров средневекового Востока, Никитин узнал, что в Индии высоко ценятся лошади, и, вложив все свои средства в коня, он под именем купца Хаджи Юсуфа из города Хорсани на дабе (небольшом каботажном суденышке) отправился к берегам Индии. После шестинедельного морского плавания А. Никитин и его спутники высадились в порту Чаул на Малабарском побережье южнее Бомбея.

Четыре месяца провел Никитин в Бидаре – столице царства Бахманидов, славившегося своими шелковыми тканями, металлическими изделиями, драгоценными камнями. Из царства Бахманидов Никитин направился в индуистское государство Виджаянагар. Вместе с индусами совершил паломничество к религиозному центру Парвату. Никитин жил среди простых людей, знакомился с их бытом, верованиями и нравами, народными ремеслами, с религиозно-художественными памятниками. В своих записях он повествует о тяжелом положении крестьян и роскошной жизни вельмож. Обобщая подобные наблюдения, А. Никитин писал: «Земля (Индия) многолюдна, да и сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты».

Большое внимание он уделяет природе Индии, которую красочно описал в своих дневниках. Надежды Никитина на возможность торговли Руси с Индией не оправдались. Как он замечает, «на Русскую землю товара нет». Вот почему, находясь почти четыре года в Индии, Никитин направил свой пытливый ум и наблюдательность на изучение всех сторон жизни и природы загадочной индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское (Хвалынское), Черное (Стамбульское), Аравийское (Гундустанское).

Обратный путь Никитина несколько отличался от прежнего. От побережья Индии на корабле он прибыл в Ормуз, а затем по территории Персии отправился на север. Однако междоусобные войны, которые вели местные владетели, помешали ему идти прежним путем. Пришлось повернуть на запад к порту Трапезунд на Черном море. Оттуда морем Никитин отплыл в Крым, в Балаклаву, а затем в Кафу (Феодосия). Здесь он встретился с группой русских купцов и отправился с ними на Русь. Но добраться до родного края ему было не суждено. В пути он заболел и недалеко от Смоленска скончался. Три года спустя после возвращения Никитина из Индии летописцы бережно переписали рукопись «Хождение за три моря» и включили ее в летописный свод.

Никитин был первым, кто описал индийскую природу, быт и нравы простого народа, к которому он относился с большим сочувствием и симпатией. Повествование Никитина отличалось правдивостью, строгостью и скупостью в отборе фактов. Он писал только о том, что видел и наблюдал сам. «Хождение за три моря» многогранно, почти энциклопедично. По глубине мысли и чувств, по своей простоте и доступности это великое древнерусское произведение. И не случайно известный русский славист, филолог и этнограф академик И. И. Срезневский считал «Хождение за три моря» таким же важным литературным памятником, как и «Слово о полку Игореве». Высоко с научной точки зрения «Хождение» оценили выдающиеся русские историки Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» и С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен».

Не менее лестную оценку дал профессор Петербургского университета, основатель русской индологической школы, трижды посетивший Индию И. П. Минаев: «Тверич Никитин превосходит весьма многих западноевропейских путешественников беспристрастием, наблюдательностью и толковостью. Трезвость, отличающая все его сообщения, и верность наблюдения дают право сравнивать его записки с самыми выдающимися из старинных путешествий». Афанасий Никитин стал, по выражению П. П. Семенова-Тян-Шанского, настоящим праотцом всех российских путешественников-географов.

Родился: 1433 г.

Годы смерти: 1475 г.

Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Северного Кавказа.

2 Нижний Новгород

Пройдя водным путем мимо Клязьмы, Углича и Костромы, Афанасий Никитин достиг Нижнего Новгорода. Там его караван должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вел Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись — Папин уже ушел на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.

Никитину пришлось дождаться прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами идти к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано.

3 Астрахань

Судна благополучно прошли Казань и еще несколько татарских поселений. Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван был ограблен местными разбойниками — это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырех Афанасий Никитин потерял.

Два оставшихся судна направились в Дербент, попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.

Тогда Афанасий решил поправить свои дела, занявшись посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, которое он описал в путевых заметках под названием «Хождение за три моря».

4 Персия

Через Баку Никитин отправился Персию, в область под названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года, «за четыре недели до Пасхи», он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии. Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг.

Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин купил арабского жеребца и надеялся хорошо перепродать его в Индии. В апреле 1469 года он сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.

5 Прибытие в Индию

Плавание заняло 6 недель. Индия произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлекся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где все не так, как на Руси, «а люди ходят все черные да нагие». Выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны.

6 Джуннар

Афанасий побывал в небольшом городке в верховьях реки Сины, а затем отправился в Джуннар. В крепости Джуннар пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у Никитина жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далекой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Это было на Спасов день, на Успенский пост. «Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно».

В течение 2 месяцев, проведенных в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.

7 Бидар

После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где проходила большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна, да снова не получилось. Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня, да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон дождей. «Бидар — стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот город Афанасий.

Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.

8 Парват

В январе 1472 года Афанасий Никитин прибыл в город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвященные богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.

Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур, где принял решение вернуться на родину. За все время, что Афанасий путешествовал по Индии, товара, подходящего для продажи на Руси он так и не нашел. Никакой особой коммерческой выгоды эти странствия ему не дали.

9 Обратный путь

На обратном пути из Индии Афанасий Никитин решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках, в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом. Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон, турецкий город на южном берегу Черного моря. Там он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишен всего оставшегося имущества.

10 Кафа

Афанасию пришлось занять под честное слово денег на дорогу до Крыма, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и с их помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провел в этом городе, завершив записки о своем путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию.