Опросные методы в социальном исследовании. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации. Методы опросов в социологии

Опрос – предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез.

Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Метод опроса используется в ряде случаев:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет социологии

По масштабу применения.. общенаучные например математические методы.. частнонаучные например методы опроса..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социологии
Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обще

Структура социологического знания
Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлении и процессов. Социология исследует эти явления и

Методы социологии
Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов: 1. общена

Зарождение и основные этапы зарождения и становления социологии
В период античностипервое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель

Огюст Конт- родоначальник социологии. Основные социологические идеи О.Конта
Родоначальником социологии является Огюст Конт В 1848г. Работа «Курс позитивной философии». Обосновал структуру социологии: А)социальная статика- изучает социальные инсти

Социологический эволюционизм Герберта Спенсера
С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов: 1) точно так

Социальные факты Эмиля Дюркгейма
Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обла

Аномия и самоубийтсво по Дюркгейму
Он предположил, что в основе общества лежат нормы, правила, ценности, традиции, обычаи т.е. социальные факты, которые нужно изучать,как вещи,но они не могут быть разрушены. Аномия

Понимающая социология М. Вебера
Позитивизм с самого начала приобрел господствующие позиции в социологии. Однако по мере ее развития М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим

Социологические исследования
1. Понятие социологического исследования и его виды Социология - это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основани

Программа прикладного социологического исследования
Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте дл

Выборка в социологическом исследовании
Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочн

Метод наблюдения в социологии
Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социаль

Социальный эксперимент как метод сбора социологической информации
Последним из основных методов сбора первичной информации, является эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и уп

Принцип построения анкеты и виды вопросов
Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, э

Типы социологических документов и методы их анализа
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Круг социологических документов, отражающих различные сторо

Обработка и анализ результатов социологических исследований
В первую очередь анкеты (бланки интервью) подготавливаются к обработке. Из массива анкет для обработки исключаются те, в которых обнаруживается хотя бы один из перечисленных недостатков: -

Общество, его признаки и законы развития
Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, имеющую общую территорию, общие культурные ценности и социальные нормы. Общество - это термин, обозначающий коллек

Структурные компоненты общества
Общество – это система, так как оно представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними услови

Типология обществ
Аграрно-ремесленный тип общества– общество, в котором земля является основой экономики. семейной организации, политики и культуры. Простое разделение труда, несколько четк

Сущность,причины и факторы социальных изменений
Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социальн

Основные виды и типы социальных изменений
Социальные изменения- представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем. В социологии под социальными изменениями понимают преобразования, происходящие с течен

Основные концепции социальной стратификации
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порожд

Социальная мобильность
Социальная мобильность (от лат. – движение, перемещение) – это совокупность социальных перемещений людей в обществе – изменение их социальных статусов. Мобильность отражает динамику с

Личность как уникальная социальная система. Социальные качества личности
Одним из центральных направлений социологии является исследование личности. Это обуславливается рядом факторов: 1) личность является одним из главных субъектов общественных отноше

Социальные типы личности
Социальный тип личности– это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социально

Социализация личности как непрерывный процесс. Факторы социализации
Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют это

Основные формы и этапы социализации
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида: 1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных

Деввиантное поведение, его формы и виды. Функции и дисфункции девиации
Функции девиации. Девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Во-вторых, не вы

Дисфункции девиации
Девиация также подрывает готовность члена общества выполнять свои социальные роли и вносить вклад в функционирование социальной системы. Если некоторые индивиды получают вознаграждения, причем несо

Социологические концепции девиантного поведения
Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации: 1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе; 2) между целями общества и социал


Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг

Историческое развитие семьи
Одна форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых г

Типология семьи. Основные типы современной семьи
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет: · нуклеарные семьи, включающ

Понятие социальной группы как системы и элемента социальной структуры. Типы социальных групп
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разд

Социологические теории социального взаимодействия
Взаимодействие- это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Понятие социальной общности ее основные признаки и типы
Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, с

Принципы социальной организации
Социальная организация всегда соответствует следующим критериям: § наличие сознательно поставленной обшей цели, на достижение которой направлена деятельность организации;

Ассоциативные
Административные (или деловые) организации характеризуются следующими признаками: жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений; целями


Даётся и такое определение: социальный институт представляет собой: - «ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; - совокупность обычаев, традиций и правил повед

Понятие социальных норм и патологий
Под «социальной патологией» понимаются такие социальные явления, как преступность, пьянство, наркомания, проституция, коррупция и т.п. Иногда применяется производный от «социальной патологии» терми


Социальный контроль - элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Социальные са

Культура как компонент социальной структуры. Социальные функции культуры
Культура – это совокупность традиций, правил, норм, догматов и моральных принципов. Существует она практически в каждом обществе, начиная от примитивных племен. Социальные функции культуры чрезвыча

Структура и типы культуры. Делинквентная субкультура
ДЕЛИНКВЕНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА (DELINQUENT SUBCULTURE) Понятие, используемое при объяснении девиантного поведения; указывает на то, что формирование девиантных культур - это социальная

Понятие конфликта. Его структура и этапы
Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Типология конфликтов и управление ими
Существует четыре основных типа конфликтов: внутрилич-ностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответств

Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Существуют два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.

1.Анкетирование - это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.

Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры.

При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анке ту респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.

В зависимости от характера и способа объединения опрашиваемых в группы существует несколько вариантов опросов:1.Раздаточныйтип опроса , когда анкета раздается респондентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только то охарактеризован.2. Почтовыйопрос , при котором анкета по предварительному согласию высылается потенциальным респондентам и получается исследователем посредством почты. 3. Телефонные опросы , осуществляемые посредством телефонной связи с респондентами, получили достаточно широкое распространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком опросе - умение вызвать интерес у респондента к теме исследования и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство телефонного опроса- оперативность и дешевизна его проведе ния. 4. Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновременной просьбой, адресованной читателям, ответить на пуб ликуемые вопросы.5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, при меняемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц вы деляют два вида опросов: Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.Экспертный опрос - это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности.



Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессов.

Анкета строго структурирована: Первая часть анкеты называетсявводной, Вторая часть анкеты называется основной. Она содержит блоки вопросов направленные на получение необходимой информации.Третья часть анкеты называется паспортичкой . В ней выясняются социально – демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, образование, место учебы и так далее.

Виды вопросов: По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах. Вопросы о мнениях , имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и: в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок. По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов:

Основные вопросы - исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объек те. Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается от сылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюе ру, чтобы выделить носителей необходимой информации. По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:1. Закрытые вопросы, разновидности: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается ряд ответов и он может выбрать несколько из них.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу «да/нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. 2. Открытый вопрос.3Полузакрытые вопросы (+другое).5Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. 6.Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет по лучено искренних ответов.

2. Интервьюирование – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта;2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Виды интервью:1. Свободное (нестандартизироеанное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с респондентом, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов.

2. Стандартизированное (формализованное) интервью в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.3. Полу стандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом.2. Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.3. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.4. Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на по лучение.глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми. 5. Фокусированные интервью- это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый в маркетинговых исследованиях. По типу опрашиваемых интервью бывают: 1)с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.

Фиксирование ответов опрашиваемых . Способы: запись во время беседы, запись по памяти, механическая звукозапись с применением магнитофона.

Пути повышения надежности информации:Надежность социологической информации - качественная и количественная характеристика данных исследования, с помощью которой устанавливается: обоснованность (валидность) ин формации, процедур анализа и сбора информации, их соответствие теоретическим и методологическим требованиям; устойчивость информации, т. е. воспроизводимость и сходство результатов измерений в различных условиях.Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта зависит, от надежности данных и правильности теоретических выводов.

Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Широкое использование метода опроса социологи объясняют его своеобразной универсальностью. Так, при опросе можно получить информацию об объективных фактах, событиях, мотивах деятельности людей, их ценностных ориентациях и поступках в прошлом и настоящем, их дальнейших намерениях. В ряде случаев данная информация оказывается дешевле полученной другими методами, а при ее обработке можно применять вычислительную технику.

Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью ) или опосредованного (анкетирование ) общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные социологом.

Вопрос - это письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения, которое выступает в качестве данных социологического исследования.

Анкета (опросный лист, вопросник) представляет собой систематически организованный набор вопросов, которые определяются целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый, опрошенный) - это лицо, участвующее в опросе в качестве источника социальной информации (тот, кто отвечает на вопросы анкеты, и тот, у кого берут интервью).

Интервьюер (анкетер) - лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информации.

Основное назначение опроса - получить социальную информацию о состоянии мнения (массового, группового, индивидуального) об оценках, предпочтениях, интересах опрашиваемых, а также отраженную в их сознании информацию о событиях, фактах, оценках, связанных с их жизнедеятельностью и общественной жизнью.

Опрос - ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Его значение важно в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены, отсутствует или крайне ограничена документальная информация о них. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами.

Основные нормативные требования к проведению опроса - четкое формулирование исследовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования, доступность формулировок вопросов респондентам, соблюдение в ходе опроса социально-психологических основ общения, этических норм, учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров, пробуждение интереса респондентов в ходе опроса, точность фиксации ответов респондентов, стандартизация условий проведения опроса.

Следует отметить, что при неискренних ответах полученные данные представляют мнения респондентов в искаженном виде, а потому результаты опросов по возможности нуждаются в сопоставлении со сведениями, полученными с помощью других методов (наблюдение, анализ документов), которые в отличие от субъективных высказываний опрошенных характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений (искажений), связанных с особенностями отражения в сознании респондентов тех или иных событий и явлений.

Программа проведения опроса обычно включает все основные структурные элементы программы социологического исследования.

Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, индивид. При проведении референдума объектом опроса выступает население (граждане) страны.

Предмет опроса - субъективно-оценочная информация, которая выражается в мнении респондентов и характеризует их поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их личной и общественной жизни.

В прикладной социологии выделяют различные виды опроса: анкетный опрос, интервью, экспертный и социометрический опросы. Основными, наиболее распространенными методами опроса являются анкетирование и интервьюирование. По степени охвата генеральной совокупности различают сплошные и выборочные опросы.

При сплошном опросе

опрашивается вся совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых равно числу членов изучаемой генеральной совокупности).

При выборочном опросе число опрашиваемых составляет какую-то определенную часть от числа членов изучаемой генеральной совокупности. В большинстве случаев в конкретных социологических исследованиях используются выборочные методы.

Кроме того, систематизация опросов может производиться по следующим основаниям:

> по процедуре различают опрос индивидуальный, обращенный к одному лицу, или групповой, обращенный к какой-то группе лиц;

> по форме проведения опрос может быть устным, когда высказывания респондента регистрирует исследователь, и письменным, когда ответы на вопросы записывают сами респонденты. Устный опрос характерен для интервью, письменный - для анкеты;

> по характеру взаимодействия интервьюера и респондента различают очные опросы, когда осуществляется непосредственный контакт исследователя с респондентом, и заочные, когда непосредственный контакт между ними отсутствует;

> по степени стандартизации процедур выделяют стандартизированные опросы (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизировапные (свободное интервью; планируются лишь тема и общее направление беседы).

Проводя опрос, следует иметь в виду его познавательные границы, возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спрашивает исследователь. Польский социолог 3. Гостковский делит всю совокупность явлений, исследуемых методом опроса, на пять групп в зависимости от степени достоверности получаемой информации :

  • 1. Уровень информированности респондентов по различным проблемам, исследуемым в опросе. Здесь используются тесты или вопросы экзаменационного типа. Принято считать, что такого рода данные весьма достоверны при условии, что выявление информированности не угрожает респондентам неприятностями, не нарушает их социопсихологического комфорта (не затрагивает их профессиональной репутации, личного престижа, самооценок).
  • 2. Сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т.и. При ответах на соответствующие вопросы возможны случайные ошибки, не нарушающие достоверности данных о выборочной совокупности в целом. Встречающиеся систематические ошибки зависят от возможностей памяти респондентов, понимания смысла вопросов, от влияния соображений престижности.
  • 3. Оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Такого рода предпочтения изучаются в опросах, посвященных конъюнктуре спроса, предпочтениям в сфере досуга. Цель такого рода опросов - потребительский, рыночный прогноз поведения людей.
  • 4. Жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Данные, получаемые при соответствующих опросах, подвержены действию многих факторов: давлению стереотипов, абстрактной терминологии при формулировании вопросов, низкой информированности опрашиваемых о существе проблемы и т.п.
  • 5. Явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично (незаконные доходы, уход от налогов, алкоголизм, наркомания, проституция, хищения на производстве, взяточничество, коррупция и т.п.). Общество осуждает эти явления и признает необходимость борьбы с ними, поэтому полученная при опросе информация требует контроля, сопоставления с другими данными. В некоторых случаях применение массовых опросов на указанные темы нецелесообразно из-за невозможности получения достоверных сведений.

Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос который широко используется в для обоснования принимаемых решений. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью , что делает его популярным среди предпринимателей и менеджеров, общественных и политических организаций.

Однако для обеспечения репрезентативности данных опроса важно правильно сформировать совокупность респондентов.

Опрос может проводиться в форме:

Социологический опрос

Среди населения распространены представления о социологе как о человеке, который то и дело проводит опросы населения по различным актуальным проблемам. Действительно, как показывает анализ отечественных и зарубежных публикаций по результатам социологических исследований, большая часть из них содержит данные, полученные именно методом опроса.

В то же время опрос успешно применяется и рядом других наук для решения исследовательских задач. Так, статистики давно и успешно используют опрос для сбора данных о структуре населения, трудовых ресурсах, бюджетах потребления, структуре семей и о многих других сферах жизнедеятельности общества. Журналисты традиционно обращаются к методу интервью для получения интересующей их информации по актуальным для читателей и телезрителей проблемам. Многие ведущие телекомпаний России по-журналистски бойко (но, по мнению социологов, непрофессионально) используют этот метод. Проблема в том, что тележурналисты имеют дело не только с респондентами, выбранными по какому-то признаку, но и с огромной телеаудиторией, что заметно влияет на качество опроса, искажает его результаты. Педагоги используют опрос учащихся как средство контроля над усвоением знаний, данных на предыдущих уроках. Врачи проводят опрос пациентов, особенно «первичных больных» по стандартному набору вопросов, для выяснения анамнеза — информации о недугах человека, предшествующих его обращению к врачу.

В любом случае задаваемые вопросы должны соответствовать требованиям логики, учитывать психологические характеристики опрашиваемых, ситуацию, которая складывается во время опроса. На этой общей основе сформировались специфические разновидности метода опроса, иногда настолько различающиеся, что неприемлем перенос методических, организационных и технических правил и приемов опроса из одной сферы в другую.

Социолог, проводя опрос, решает несколько иной, чем специалисты других отраслей знания, круг познавательных задач. Искомая информация добывается только в ситуациях общения, при этом варианты общения могут быть различны ми: личное или опосредованное (телефон, почта и т.п.), устное или письменное, индивидуальное или групповое. Эта информация обязательно фиксируется в виде ответов на вопросы, сформулированные организатором опроса либо заранее (формализованный, или стандартизованный, опрос), либо непосредственно по ходу беседы в соответствии с общей целью опроса.

Существуют две основные разновидности социологического опроса — анкетирование (письменный опрос) и интервьюирование (устный опрос).

Логическая схема видов опроса , основанная на типологии Горшкова и Шереги, с той лишь разницей, что нами добавлен онлайн-опрос как новый метод опроса, еше только институционализирующийся в системе методов прикладной социологии, дана на рис. 1.2.

Анкетирование

При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:

  • анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
  • путем раздачи анкет группе респондентов.

В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.

Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.

В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Требования к анкете :

  • необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
  • на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
  • вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.

Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

Интервью

Интервью является специфическим видом опроса . Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.

Социологический опрос -- это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

  • 1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;
  • 2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;
  • 3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с формулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опрашиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX в. переписи населения регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги -- даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны -- самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа -- выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной -- множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых другими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса -- количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса -- достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь -- в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, -- в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой -- проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.