Обвинения со стороны студентов. Конфликт со студентами

Социальная антропология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/192568 читать

978-5-16-003638-0

Добреньков Владимир Иванович

Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/923502 читать

978-5-16-003522-2

Добреньков Владимир Иванович

: учебник / В.И. Доб-реньков, А.И. Кравченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 768 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/1008978 читать

978-5-16-014888-5

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры. Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Добреньков Владимир Иванович

Социальная антропология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002219-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/143012 читать

978-5-16-002219-2

Добреньков Владимир Иванович

Методы социологического исследования : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002113-3 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/136303 читать

978-5-16-002113-3

Добреньков Владимир Иванович

Методы социологического исследования : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/171299 читать

978-5-16-003457-7

Добреньков Владимир Иванович

Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 381 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-16-001504-3 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/63119 читать

Добреньков Владимир Иванович

Социология : Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/390404 читать

978-5-16-003522-2

Добреньков Владимир Иванович

Социология : Учебник / Добреньков В.И., Кравченко А.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-003522-2 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/553436 читать

978-5-16-003522-2

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда тех же авторов «Социология». В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

Добреньков Владимир Иванович

Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/1007975 читать

978-5-16-003522-2

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда «Социология» тех же авторов. В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

СОЦИОЛОГИЯ. Том 1. Методология и история социологии.

Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Социология: 1 том: Методология и история социологии. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Предисловие 1

Раздел I. Методология социологического знания 4

Глава 1. Познание окружающего мира 4

Глава 2. Междисциплинарная матрица социологии 11

Глава 3. Внутридисциплинарная матрица социологии 21

Глава 4. Предмет и объект социологии 36

Глава 5. Структура социологического знания 50

Глава 6. Научная гипотеза 74

Глава 7. Эмпирическая социология 84

Глава 8. Программа социологического исследования 115

Глава 9. Эмпирическое исследование и статистика 125

Глава 10. Прикладные исследования 141

Раздел II. История развития социологии за рубежом 161

Глава 1. Исторические корни социологии 161

Глава 2. Современный этап социологии 194

Вопросы и задания 213

Краткий терминологический словарь 219

Библиография 227

Раздел I. Методология 227

Раздел II. История социологии 236

Словари и справочники 239

Учебники и учебные пособия 240

Предисловие

Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово <социология>. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.

Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в вузах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале <Социологические исследования> в рамках <круглых столов> и в специально созданной рубрике <Кафедра>.

В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий.

К первому поколению следует причислить несколько монографий конца 80-х и начала 90-х годов, выполненных в учебном жанре под наименованием <Марксистско-ленинская социология> и посвященных конкретизации на эмпирическом материале таких философских категорий исторического материализма, как <способ производства>, <производственные отношения>, <социальные закономерности>, <общественно-экономическая формация> и т.д.1 Им были свойственны сильная идеологическая ориентация и практически полное игнорирование достижений мировой социологической мысли. Вышедшую ранее, а именно в 1973 г., <Рабочую книгу социолога> нельзя рассматривать в качестве учебника по общей социологии, поскольку она была посвящена преимущественно методам конкретных социологических исследований.

Второе поколение социологических учебников представлено несколькими книгами, написанными с целью ознакомить отечественного читателя с основными школами и концепциями западной социологии. Ознакомительный характер изданий не предполагал, что излагаемые в учебнике понятия и категории будут использованы для объяснения тех социальных проблем, с которыми столкнулось в середине 90-х годов российское общество. Лучшими образцами этого поколения следует считать две книги1 , вышедшие в 1994 г. и ставшие своего рода этапными, поскольку показали новый, немарксистский, подход к изложению учебного материала. Авторов отличают широкая эрудиция и высокий профессионализм в части знакомства с основными теориями и парадигмами зарубежной социологии и одновременно отсутствие ориентации на российские реалии. Коротко говоря, второе поколение учебников являлось зеркалом зарубежной, но не отечественной социологии.

Однако большинство других учебников, выходивших начиная с 1994 г., представляли собой синтез исторического материализма, только несколько модернизированного, и заимствований из западной теоретической социологии. Неудачным такой гибрид следует назвать еще и потому, что глубокого анализа отечественной социологии и российской действительности в них не было.

Как именовать эти работы - третьим поколением или промежуточным образованием, находящимся между первым и вторым поколениями социологических учебников, - решать скорее историкам науки. Очевидно другое. В сфере социологического образования существует острая потребность в издании таких учебников, где бы органично соединялись три составные части, присущие современному учебнику: а) ведущие зарубежные теории и парадигмы, составляющие классическое наследие мировой социологии; б) лучшие эмпирические исследования и теоретические наработки советского и отчасти постсоветского периода, составляющие золотой фонд отечественной социологии; в) анализ текущей российской реальности, осмысление происходящих сегодня социальных процессов, их динамики, последствий и истоков.

Таким образом, в конце 90-х годов остро стала ощущаться потребность в таких учебниках, которые бы отражали российскую реальность и выступали инструментом ее познания, объяснения и реформирования. Подавляющее большинство западных учебников, с которых писались отечественные социологические учебники второго поколения, отражают реалии западного общества. Американские учебники раскрывают законы развития американского общества, особенности поведения и образа жизни американского населения, английские - повествуют об английском обществе, испанские - об испанском. В итоге даже лучшие наши учебники второго поколения представляли собой зеркало чужого общества, кое-как приспособленного к описанию российского.

Появление учебников принципиально нового типа, ориентированных прежде всего на анализ российского опыта и использующих западные классические теории всего лишь как инструмент, в равной мере опирающихся также на отечественную социологию, не только востребовано жизнью, но и подготовлено самим ходом развития социологии в России.

Можно говорить о том, что ныне создана благоприятная научная база для создания учебников нового поколения. С одной стороны, их методологический стержень составляет государственный образовательный стандарт по социологии для высших учебных заведений, задающий минимально необходимый набор понятий и категорий, обязательных для получения профессионального социологического образования. С другой стороны, достижения современной отечественной социологии позволяют гораздо полнее и глубже освещать такие фундаментальные проблемы российского общества, как социальная структура и стратификация, бедность и неравенство, конфликты и девиантное поведение, социальные институты и социальные процессы. Для создания такого учебника авторам необходимо только обобщить и осмыслить накопленный в стране опыт и эмпирический материал. Ранее, когда его не хватало, когда, к примеру, мы не знали, по каким закономерностям и с какой динамикой формируется средний класс в России, авторам приходилось восполнять информационный дефицит западными наработками. Так и возникал обучающий монстр: западные теории и западная эмпирика, призванные разъяснить особенности развития российского общества.

Социология наиболее чувствительна к национальной специфике своей страны, социальным недугам общества, проблемам простых людей. Она оперативно откликается на них, являясь барометром общественного мнения. Но чтобы баро-метр точно указывал социальную атмосферу, нужно знать его устройство, принципы работы, шкалу измерения и т. д.

Принято считать, что функция учебника - обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее - сформировать анали-тическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Система научного знания составляет неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, писал Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения ею каждым новым поколением. Призвание высшего образования как раз и состоит в сохранении и передаче культурного наследия.

Учебники - специальный жанр литературы для студентов, на современном уровне науки и культуры излагающий систематические знания в той или иной дисциплине, - выступают важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно представить себе процесс институциализации знания в сфере университетского образования.

Социологические факультеты, отделения и кафедры в десятках и сотнях вузов страны в конечном итоге формируют научную инфраструктуру нового типа. Вузов-ские преподаватели сегодня не только пропагандисты и ретрансляторы готовых знаний. Они превратились в творцов нового, в исследователей, поисковиков, первооткрывателей. Ныне мы стоим на пороге нового этапа в развитии отечественной социологии.

Для науки нового типа нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя современные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами со-циологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т. е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах - промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Пер-вые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мыш-ления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продви-нутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.

Три тома настоящего учебника, написанного для социологов (студентов, аспирантов, преподавателей), охватывают три ключевых раздела общей социологии - методологию и историю социологии, социальную стратификацию и мобильность, социальные институты и процессы. Каждому разделу посвящен самостоятельный том. При изложении любой темы авторы старались придерживаться единой схемы: история вопроса, современное состояние, методология и методика исследования вопроса, основные результаты. Таким образом, к истории читатель обращается как бы дважды: в первом томе и в каждом последующем в соответствующих темах. Подобная логика подачи материала выбрана не случайно, поскольку она служит основным критерием выделения фундаментальных университетских курсов во всех странах мира.

Большой объем книги обусловлен еще и тем обстоятельством, что в ней, помимо обязательного, излагается материал, рассчитанный на дополнительную самостоятельную работу студента. Изложить весь материал трехтомника ни в одном лекционном курсе невозможно. Но этого и не следует делать. В лекциях излагаются ключевые проблемы, а большую часть материала студенты осваивают в процессе самостоятельной работы.

В трех томах данного издания обобщен преподавательский опыт авторов, эмпирические данные последних десятилетий, а также большой теоретический и исторический материал, изложенный в десятках и сотнях научных монографий, как отечественных, так и зарубежных. Авторы надеются, что книга принесет пользу при подготовке профессиональных социологов, от таланта, трудолюбия и квалификации которых зависит будущее нашей науки.

Раздел I. Методология социологического знания

Глава 1. Познание окружающего мира

В основе и науки, и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание - это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют про-цесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, вер-ное ее отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями и для корреляции, но и практикам-управленцам, которым нужно знать - к примеру, для организации предвыборной борьбы или для построения социальной политики в своем округе, - каков, в частности, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки.

Пересмотр устаревших теорий - одна из главных задач науки. Если сложить все знания, от которых пришлось отказаться ученым или чью истинность сегодня поставили под сомнение, то их объем, пожалуй, сравнится с объемом считающихся сегодня истинными знаний. Яркие примеры - смена системы Птолемея, разработавшего математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, системой Коперника, объяснившего видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца, или частная теория относительности, связывающая воедино пространство, время и движущиеся массы, которая включила в себя в виде частного случая ньютоновскую механику (где пространство и время представлены независимо друг от друга и от движущихся масс. Термин re-search, который в английском языке обозначает научное познание, состоит из двух половин и предполагает постоянное повторение поиска. Словарь определяет исследование как <критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов>1 . Ученого интересует постоянный пересмотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку и то и другое ведет к созданию более совершенной теории.

Знание понимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой или техническим термином. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объемов понятий <информация> и <знание>. Первое понятие шире второго. Будем считать, что <знание> - часть объема понятия <информация>.

ИнформацияЗнание

Схема 1.1. Соотношение объемов понятий <информация> и <знание>

Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.

Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Если вам кажется, что научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть, то вы глубоко ошибаетесь. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны. Универсальными бывают только мифы и религиозные учения. Поэтому, говоря об ограниченности своих теорий, ученые видят в этом один из главных признаков научности.

Итак, научных теорий в любой отрасли знания (физике, социологии, математике, экономике) должно быть много, иногда очень много. Напротив, в религии одно учение, например христианство, объясняет все многообразие окружающего мира, исходя из одной теории, одной картины мира. Нередко религиозное учение обвиняют в противоречии. Это значит, что средствами единой концепции, созданной несколько веков или тысячелетий назад и позже лишь дополняемой, корректируемой, отчасти видоизменяемой, очень трудно объяснить постоянно изменяющийся мир. Приходится описывать его самыми общими (их называют философскими) суждениями, отвлекаясь от конкретных деталей. Напротив, научные теории должны быть максимально точными, основанными на цифрах и фактах системами знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать.

Познание проходит две главные ступени - чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувствен-ные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явле-ний, познается только единичное.

На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существен-ного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Производя мыслительные операции с данными, получен-ными через органы чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и поня-тий отвлекается от многообразия окружающего мира и познает его закономерности.

Обе ступени процесса познания - чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют одна другую. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме - чувственной или рациональной.

Процесс позна-ния включает и другие формы мыслительной дея-тельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Ученые нередко опираются в своем поиске на интуицию, которая может оказаться истинной и ложной. Впрочем, и обычные люди на 70-80% доверяют своей интуиции, считая ее источником знания. Однако ученые имеют несомненное преимущество - они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. В профессиональную обязанность ученых входят постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремонтом функционирующего оборудования, иногда - группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.

Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими мето-дами. История науки показывает, что интуиция является непре-менным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез, которые после проверки могут стать истинными и обоснованными. Без интуиции невозможно создание научной теории. Собственно говоря, любая научная теория первоначально представляет собой совокупность предположений, или гипотез, которые затем проверяются опытом. В этом смысле интуиция - гипотетическая догадка ученого о сущности изучаемого процесса.

Однако только интуиция не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях. Интуитивное знание принимается на веру, оно не подвергается научной проверке и доказательству и служит скорее предварительной ступенькой к научному познанию. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование - процесс научного изучения ка-кого-либо объекта (предмета, явления - материально-го или идеального) с целью выявления присущих ему закономер-ностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами. Исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф. Тейлор, живший в начале ХХ в., исследовал законы резания и шлифовки металлов 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии - более 30 лет. Большинство ученых специализируются на одной-двух темах, скажем, на мотивации труда или девиантном поведении, и исследуют их всю жизнь, всякий раз добавляя нечто новое и пересматривая старое.

Исследование осуществляется с применением частных методов (методов, характерных для отдельных на-ук, - физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, анало-гия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня науч-ного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта.Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у Петрова рост 1 м 72 см. Теоретическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов. С помощью органов чувств и соответствующих приборов физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он устанавливает, что на самом деле обнаружена электронная орбита. Точно так же, и социолог не может увидеть воочию сплоченность или солидарность, но знание об этих явлениях он получает на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или участие людей в демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением , в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом пост-роения теоретического знания выступает логика , то подразумевают, что все сужде-ния теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.

Логика - это наука о законах мышления, или учение о правилах связи между собой теоретических суждений, о правилах выведения одних суждений из других (неважно, обыденных или научных).

На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики .

Основными компонентами научного исследования считаются: постановка цели и задач; предва-рительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; про-верка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных ре-зультатов. Итогом исследо-вания должно быть получение новых научных зна-ний, объективной истины, т. е. соответствия вновь сформулированного знания действительному состоя-нию объекта, а также намеченным программой иссле-дования практическим результатам.

Классическая концепция науки, доминировавшая на про-тяжении долгого времени, а именно от Аристотеля до пред-ставителей позитивизма, отличала научное значение от нена-учного тем, что характеризовала первое как истинное, всеоб-щее и аподиктическое (т.е. достоверное, основанное на логической необходимости). Произвольные конструкции, субъек-тивные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований - критерию обоснованности , а потому и не отнесены к сфере науки, хотя все они могут соответствовать другому критерию - истинности . Иными словами, каждое из свойств необ-ходимо, но недостаточно, и только вместе они служат убе-дительным критерием научности.

Истина - отражение в сознании человека предме-тов и явлений такими, каковыми они являются сами по себе, вне и неза-висимо от познающего субъекта. Истина представляет собой объективно верное вос-произведение действительности в сознании человека. Но истина - не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий, она есть процесс движения от незнания к знанию, от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому знанию. Истина, следовательно, не может рассматриваться как нечто застывшее, око-стенелое, неизменное отображение объектов действи-тельности. Вечных неизменных научных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, но только его часть. По мере прогресса познания новые знания, с помощью которых перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, раньше считавшиеся истинными. Кри-терием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых опытных данных.

Иногда говорят, будто истина присуща самим предметам и явлениям. Это неправильная формулировка. Нет столов истинных или ложных, а есть столы пись-менные и обеденные, школьные и канцелярские. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действи-тельно могут быть или истинными, или ложными. В познании истине <противоположно> заблуждение, которое, по словам Гегеля, есть момент в развитии истины , тогда как о лжи этого сказать нельзя. Успехи науки не только приближают к истине, но открывают путь к заблуждению. Источником заблуждения может быть логическая ошибка в рассуждениях, не-верные факты и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, и как сознательное сокрытие того, что было. В логике - науке о правильном рассуждении - ложность означает отрицание истинности, а истина - отрицание лжи.

Программа дисциплины

Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие

  • Методические указания к изучению курса «Социология» Учебно-методическое пособие для вузов

    Методические указания

    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики

  • Добреньков Владимир Иванович (4 февраля 1939, Сталинград) - ведущий специалист в области истории социологии, социологии и философии религии, общей социологии.

    Автор и соавтор более 120 научных публикаций объемом свыше 1000 п.л. Книги В.И.Добренькова переведены на несколько языков мира, в том числе английский, португальский и китайский. Профессор Добреньков Владимир Иванович - декан-основатель первого в России социологического факультета, созданного в 1989 г. в Московском университете, Президент Российской социологической ассоциации, Председатель УМС по социологии, социальной антропологии и организации работы с молодежью УМО по классическому университетскому образованию РФ, «Почетный работник высшего профессионального образования России» (1998), «Заслуженный профессор МГУ» (1998), лауреат Ломоносовской премии МГУ (2001), награжден орденами Дружбы народов (1980), Трудового Красного Знамени (1986), Почета (1998), Дружбы (2005).

    Книги (7)

    В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования.

    Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований.

    В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии.

    Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле.

    Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия

    О. Конт Дух позитивной философии
    Г. Спенсер Основания социологии
    Г. Спенсер Социология как предмет изучения
    В. Вундт Проблемы психологии народов
    Л. Гумплович Основания социологии
    Г. Лебон Психология народов и масс
    Г. Тард Социальная логика
    В. Парето Трансформация демократии
    Ф. Г.Гиддингс Основания социологии
    Ф. Теннис Эволюция социального вопроса
    3. Фрейд Неудовлетворенность культурой
    Э. Дюркгейм Метод социологии.
    Э. Дюркгейм О разделении общественного труда
    Э. Дюркгейм Самоубийство. Социологический этюд
    Г. Зиммель Социальная дифференциация. Социологическое и психологическое исследование
    Г. Зиммель Проблема социологии
    М. Вебер О некоторых категориях понимающей социологии
    Ч. X. Кули Общественная организация. Изучение углубленного разума

    Серия: "высшее образование"

    Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трёхтомного труда тех же авторов "Социология" . В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической "социологии" построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле. Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей "социологии" и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе. Министерство образования РФ

    Издательство: "Норма" (2013)

    Формат: 218.00mm x 145.00mm x 27.00mm, 624 стр.

    ISBN: 978-5-16-003522-2

    Добреньков

    Добреньков, Владимир Иванович

    Биография

    Действительный член Российской академии социальных наук (), действительный член Международной академии информатизации (1994), заслуженный профессор МГУ.

    Общественная деятельность

    После гибели дочери, убитой вместе со своим женихом , Добреньков активно выступал в поддержку отмены моратория на , обратился с открытым письмом к , выступил инициатором политического мероприятия в МГУ им. Ломоносова «Народ и власть о смертной казни», принял участие в сборниках «Преступление и наказание», «Нас убивают» (вышел под его редакцией в 2004) и специальном сборнике «Право на смертную казнь». По наблюдению социолога Александра Бикбова , прибегнув к доводам науки и родительского горя, Добреньков стал инициатором нового витка кампании за восстановление смертной казни, когда политические аргументы прежних сторонников казались исчерпанными.

    В мае 2009 года Добреньков обратился с открытым письмом Д. А. Медведеву, обращая его внимание на то, что выиграла у соцфака конкурс на разработку образовательных стандартов (предложив выполнить заказ государства за в 10 раз меньшую сумму, чем соцфак). Это вызвало у декана обеспокоенность возможными политическими последствями: «угроза состоит в том, что в связи с разработкой новых образовательных стандартов по социальным наукам предпринимается ряд управленческих шагов со стороны Министерства образования и науки, которые: могут вызвать резкую критику со стороны вузовской общественности и даже студентов, создать у них протестные настроения, что весьма нежелательно в нынешней ситуации в России; приводят к критическим диспропорциям в сторону зарубежного влияния на формирование стратегических принципов и содержательных векторов развития социальных наук; закладывают основы контроля за российской социальной динамикой, а также формируют инструменты реального манипуляционного управления нашим обществом (в особенности это касается социологии как одного из наиболее мощных инструментов управления общественным сознанием и социальными процессами); идейно выхолащивают курсы, которые призваны формировать патриотизм будущих поколений, а на практике будут воспитывать пренебрежительное отношение к Отечеству, традиционным российским духовно-нравственным ценностям и ориентацию на эгоистические потребительские ценности».

    Экспертные оценки деятельности Добренькова

    Оценка научного уровня факультета

    После начала волнений на соцфаке, ректором МГУ Садовничим и Общественной палатой при президенте РФ были созданы комиссии, которые в целом подтвердили правоту обвинений студентов (см. ниже). В частности, экспертный анализ учебников, написанных Добреньковым, показал не только их низкий уровень, но и прямой и систематический в них .

    В декабре 2007 г. Рабочая группа опубликовала экспертное заключение, в котором отметила «Уровень подготовки специалистов на факультете социологии МГУ не отвечает мировому уровню, потребностям рынка труда, запросам работодателей… ряд учебных пособий, прежде всего базовый учебник „Социология“ в трех томах, подготовленный деканом В. И. Добреньковым в соавторстве с А. И. Кравченко, совершенно неудовлетворителен, так как не учитывает современное состояние социологии в стране и за рубежом. Достоверно установлен факт заимствования чужих текстов без ссылок на источник, то есть плагиат… В числе выпускных сочинений студентов, рекомендованных кафедрами для ознакомления (…) имеются глубоко идеологизированные в духе нетерпимости к иным культурам, изоляционизма. Вопросы для выпускного экзамена не предполагают знание современного состояния дисциплины ни в области теории, ни в методологии. (…) преподаватели факультета не публикуют своих работ в ведущих отечественных журналах, равно как и в зарубежных, не участвуют в международных конференциях. Рабочая группа вынуждена фиксировать состояние самоизоляции факультета от контактов и с видными отечественными социологами, и с зарубежными, отсутствует практика приглашения с лекциями специалистов извне. Судя по ряду публичных высказываний проф. В. И. Добренькова, администрация планирует подготовку специалистов социологов в рамках так называемой православной социологии. Само по себе это не вызывало бы негативного отношения, если не учитывать, что речь идет о факультете лидирующего университета страны, выпускники которого должны быть конкурентоспособными на мировом рынке специалистов…» .

    Обвинения в диктаторском стиле руководства и вытеснении неугодных

    Уволенные с факультета преподаватели обвиняют Добренькова в создании режима личной диктатуры и изгнании всех нелояльных к нему, как преподавателей, так и студентов, в том числе незаконными методами Как отмечалось в заявлении недовольных студентов, за несколько лет с факультета было вытеснено 15 неугодных ученых, замененных «молодыми некомпетентными карьеристами» В самом первом материале, освящающем события на социологическом факультете МГУ, выпускник факультета и руководитель неформального семинара со студентами-социологами Александр Бикбов охарактеризовал факультет как «коммерческое предприятие с экстремистским комплексом» , перечислив его признаки: злоупотребления деканатом монопольной властью, ощутимый антиинтеллектуализм, навязываемые руководством ультраконсервативные политические взгляды, мелочный контроль за поведением учащихся и сотрудников, извлечение деканатом максимальной коммерческой выгоды из коррупционных отношений со студентами и сверхэксплуатации преподавателей.

    Обвинения в развале работы на факультете

    По мнению доктора философских наук Елены Кукушкиной, вынужденной покинуть факультет (по некоторым утверждениям, якобы потому, что она отказалась взять Добренькова в соавторы ), «на факультете методично, на протяжении многих лет разрушается учебный процесс и научная работа» .

    По мнению профессора Андрея Здравомыслова, «в настоящее время преподавание социологии на соцфаке МГУ идет вне мирового социологического дискурса, ориентируясь на консервативный и изоляционистский подход». Прокламируемую Добреньковым ориентацию на «уваровскую триаду» (в редакции: «православие, государственность, народность») Здравомыслов назвал «мракобесием» .

    По мнению директора Центра социальной политики и гендерных исследований Павла Романова, катастрофическая ситуация на социологическом факультете МГУ отразила деградацию всей российской социологии, которая отягощена «погружением в собственную исключительность, некритическим отношением к своим успехам и достижениям, жаждой ресурсов и власти, изоляционизмом по отношению к мировой науке» . Однако он согласился с редактором журнала «Логос», социологом Александром Бикбовым в том, что на социологическом факультете МГУ эти тенденции достигли крайней и вопиющей формы.

    Обвинения в низком уровне учебников Добренькова

    Сотрудники Центра независимых социальных исследований в открытом письме следующим образом охарактеризовали изданные Добреньковым учебники: «По мнению нашего профессионального сообщества, тексты В. И. Добренькова безусловно имеют право на существование, хотя, по правде говоря, они очень далеки от представлений о современной учебной литературе, поскольку базируются на постулатах научного коммунизма. То, что все студенты нашей страны получают представление о социологии из этих учебников, факт огорчительный» . Более твердую и нелицеприятную оценку качества учебников дала вневедомственная Рабочая группа при Общественной палате РФ, а также ряд независимых экспертиз, которые обнаружили в тексте учебников обширный (см. далее).

    Экспертиза по вопросу о плагиате

    Весной 2007 г. ОД-групп заказала независимым специалистам экспертизу трех факультетских учебников (два - авторства Добренькова и Кравченко и один - написанный Кравченко) на предмет плагиата. Экспертиза выявила масштабные, целыми страницами, заимствования в этих учебниках. 24 мая результаты экспертизы были распространены на заседании комиссии при Общественной палате . Экспертизе были подвергнуты следующие учебники:

    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003 .
    • Кравченко А. И. История социологии: Учебник. М.: Издательство Проспект, 2006 .
    • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. М.: Инфра-М, 2007

    Во всех трех случаях выборочная проверка «показала масштаб заимствования авторами чужих текстов, в большинстве случаев без оформления соответствующих ссылок. Проверка показала активное использование авторами чужих текстов или их фрагментов, дословно или с помощью легкой перефразы, при отсутствии ссылок на использованные работы, что позволяет говорить о явном плагиате» . Кроме того, в первом случае указывается «на искажающие смысл цитирования, вырванные из контекста оригинальных работ» , во втором констатируется, что «большая часть данного учебника входила в разнообразные учебные пособия, а именно:
    1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. (Серия: Классический университетский учебник) М.: ИНФРА-М, 2004.
    2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология Т.1. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003. »
    , что по мнению экспертов показывает не только распространенность автоплагиата, но и заставляет задуматься над тем, не выполнены и эти учебные пособия аналогичными способами".

    В качестве одного из примеров плагиата приводилась фраза учебника, где Добреньков сообщает о себе:

    Обвинения со стороны студентов

    Среди студентов соцфак МГУ называют «Самым зелёным факультетом» (по цвету долларов) и «ПТУ при МГУ» ; распространена также поговорка: «Одни идут поступать в Московский университет, а другие - на социологию » .

    Обширный список обвинения был выдвинут в отношении Добренькова и установленных им порядков на кафедрой студенческой инициативной группой (OD group) весной 2007 г. В заявлении студентов утверждалось:

    «Учиться невыносимо скучно, а учить хорошо невозможно »; «образование на факультете - только фикция»; «Жизнь в стенах факультета - это казарма ».

    Студенты обвиняли Дорбенькова в том, что он изгоняет с факультета признанных учёных, заменяя их молодыми некомпетентными карьеристами; студентов не знакомят с современным состоянием науки, скрывают от них информацию о выступлениях международных учёных и блокируют студенческий обмен с зарубежными вузами; деньги по грантам, получаемым факультетам, передаются не тем, кто выполняет работы, а посторонним лицам, отчего у преподавателей исчезает стимул к работе; преподавателей заставляют читать курсы по «бессодержательным учебникам», написанным лично Добреньковым; насаждается доносительство; наконец, Добреньков распространяет на факультете националистические брошюры и сгоняет студентов на лекции их авторов. В качестве примера последних приводилась брошюра «Почему зачищают Землю Русскую?», в которой «развязывание мировых войн и инициатива создания атомной бомбы» приписывается масонам, утверждается, что «сионистское лобби … определяет политику США и Великобритании; держит в своих руках мировую финансовую систему (в частности - выпуск долларов), практически контролирует все крупнейшие СМИ, средства коммуникации и связи», Россия называется «Страной-Праведником», а Америка - «Страной-Зверем», на полном серьёзе в качестве достоверного источника цитируются «Протоколы сионских мудрецов».

    Конфликт со студентами

    С марта 2007 г. ряд студентов социологического факультета, вместе с которыми выступали также студенты других факультетов и активисты политических организаций (OD group), требовал отставки Добренькова; утверждалось, что уровень преподавания на факультете падает и идеологизировался; события вызвали значительный общественный резонанс (подробнее см. в статье ). В частности, были выдвинуты обвинения, касающиеся и лично Добренькова. Конфликт начался с вопроса о высоких ценах в студенческой столовой, принадлежащей сыну Добренькова; по словам студентов, когда они пожаловались декану на то, что в столовой обед стоит 400 рублей, тот ответил, что «бедные на факультете не учатся». 28 февраля 2007 г. вызванная Добреньковым милиция арестовала студентов, раздававших листовки с протестом против цен в столовой. Этот случай радикализировал студентов: при участии активистов либерально-правозащитных и левых молодежных организаций была создана студенческая инициативная группа (OD-Group ), выдвинувшая ряд требований по улучшению качества образования и прекращению мелочного контроля за студентами и преподавателями (см. выше) .

    Требования студентов были поддержаны социологическим сообществом, давно уже недовольным положением на факультете. Открытые письма в поддержку студентов написали декан факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, бывший директор Института социологии РАН, профессор Владимир Ядов, академик РАН, декан факультета «Московская школа социальных и экономических наук» АНХ при Правительстве РФ Татьяна Заславская, профессор Андрей Здравомыслов, социологи Центра независимых социологических исследований, Санкт-Петербургская ассоциация социологов .

    Сам Добреньков утверждал, что студенческие волнения - провокация и «рейдерский наезд», организованные его конкурентами по выборам на должность декана и «прозападными» социологами, недовольным его «патриотической» позицией. Кроме того, он предъявлял протестантам политические обвинения и направил президенту Путину и депутатам Государственной думы письмо, в котором заявлял, что OD-Group проплачена «определёнными политическими силами прозападной ориентации», использует «технологию цветной студенческой революции для захвата власти», их деятельность носит «экстремистский характер» и нацелена на то, чтобы «сформировать протестные настроения и направить их против существующего порядка страны».

    Скандал с телеграммой М. Вивьёрки

    1 июня 2009 г., при праздновании 20-летнего юбилея социологического факультета на его сайте среди поздравлений, подписанных премьер-министром России В. В. Путиным, французским философом А. де Бенуа и др. лицами, появился текст приветственного адреса президента Международной социологической ассоциации Мишеля Вивьёрка . Через несколько дней ректору МГУ от М. Вивьёрка поступило письмо, в котором в весьма резких выражениях это приветственное письмо было названо подложным. Факт публикации такового назван «грязными и неправомерными действиями»; кроме того, М. Вивьёрка заявил, что в 2007 г. «горячо поддерживал тех российских студентов-социологов, которые протестовали против коррупции и презрения к реальной социологии» на факультете и заявлял:

    В ответ на это заявление факультет опубликовал факсимиле письма М. Вивьёрка, подписанного за несколько месяцев до того (в октябре 2008 г.) во время его пребывания в Москве на III Международном социологическом конгрессе , а через несколько дней - открытое письмо-обращение коллектива факультета . В свою очередь Вивьёрка ответил, что действительно по просьбе доцентов МГУ И. К. Масалкова и И. Н. Чудновской из вежливости написал несколько поздравительных строк, однако ему не пришло в голову связать этот эпизод с официальным поздравлением, так как он выступал от своего имени, а не как президент международной социологической ассоциации. «Я признаюсь, что ошибся, говоря о фальсификации. Скорее, речь идет о манипуляции» - заявил Вивёрка .

    Следует отметить, что Вивьёрка начал свое выступление на III Социологическом конгрессе с благожелательных слов о солидарности протестовавших студентов , что было воспринято присутствовавшими как замаскированный выпад против Добренькова и Садовничего .

    Обвинения в поддержке лжеучёных на почве гомофобии

    В июне 2008 г. Добреньков пригласил в МГУ американского исследователя Пола Камерона и устроил с его участием круглый стол «Социальные нормы и перспективы развития общества», на котором Камерон прочел доклад «Гомосексуализм и демографические проблемы» .

    Сам Добреньков заявил в своем выступлении, что «мир погружается во мрак невежества и разврата». «Ну, о каких еще правах гомосексуалистов и лесбиянок можно говорить при этом?! Все эти попытки проведения гей-парадов, введения полового воспитания - это растление нашей молодежи, которой наше общество должно сказать чёткое и ясное „нет!“, в противном случае мы потеряем Россию». Поэтому, по его словам, «наша миссия сегодня заключается в том, чтобы (…) заставить общество прислушаться к голосу учёных и трезвых людей» .

    Между тем, как отмечает профессор Андреас Умланд, «доктор Камерон имеет репутацию псевдоучёного, прославившегося своими предвзятыми статьями о гомосексуалистах. Качество публикаций Камерона было настолько низким, что в ответ на его статьи последовал ряд реакций научных организаций США, одной из которых было высказывание Американской социологической ассоциации в 1986 году о том, что „Пол Камерон - не социолог“». Лидеры российского -движения обвинили Добренькова в , отметив, что Камерон был официально осуждён социологическим и психологическим сообществами США и Канады за систематическую подтасовку и искажения в своих исследованиях и исключён из Американской психологической ассоциации за нарушение этических принципов. Отмечалось также, что правозащитники причисляют основанный Камероном «Институт исследования семьи» к «группам, разжигающим ненависть» .

    Профессор Калифорнийского университета писал по этому поводу:

    • Возьмите одного американского гомофобного активиста, который случайно получил степень доктора философии в области психологии и был осужден крупными профессиональными объединениями психологов и социологов, на родине и в Канаде.
    • Добавьте один факультет русского университета, где обучение некачественное, преподаватели не публикуются в академических журналах, декан был обвинен в плагиате, а в студенческих работах поощряется ксенофобия.
    • Приправьте это сезоном, когда сомнительные результаты исследований были опубликованы в малопрестижном академическом журнале.

    Вот рецепт недавнего визита Пола Камерона на социологический факультет Московского государственного университета.

    Труды

    • Неофрейдизм в поисках истины. (Иллюзия и заблуждения Э.Фромма). М. Мысль., 1974;
    • Классическая социология 19-20 веков. 2 тт. М. 1997 (отв. ред., автор предисловия);
    • Социология. М., Гардарики, 2000;
    • Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. Социология молодежи. Для студентов вузов. 2001
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социология. Краткий курс. 2001
    • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт: Т. 1: Методология и история, Т. 2: Социальная структура и стратификация, Т. 3: Социальные институты и процессы (2001)
    • Добреньков В. И., Костюченко Л. Г. Примерная программа дисциплины `Социология` федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. 2001
    • В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. Общество и образование (2003)
    • Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 1. Теория и методология. 2003
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 2. Эмпирическая и прикладная социология
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 3. Методика и техника исследования
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 4. Общество: статика и динамика (2004)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 5. Социальная структура. (2004)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 6. Социальные деформации (2005)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 7. Человек. Индивид. Личность (2007)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Фундаментальная социология. В 15 томах. Том 9. Возрасты человеческой жизни (2005)
    • Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов. Социология (2006)
    • В. И. Добреньков. Психоаналитическая социология Эриха Фромма (2006)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социология (2008)
    • В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. Социальная антропология (2008)

    Примечания

    1. Интеллектуалы имеют значение
    2. Эрудированный неофашистский публицист д-р Андреас Умланд. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? //Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры (русское издание), 2006, № 1 Автор - историк, преподаватель в университетах Йены и Киева , член редколлегии журнала. Журнал издается кафедрой Новейшей истории Центральной и Восточной Европы Католического университета г. Айхштетт (ФРГ) совместно с Институтом Восточноевропейских исследований,
    3. Борис Ковалев. Кристаллнахт-2008. Свои и чужие фашисты Автор - доктор исторических наук, профессор Новгородского государственного университета
    4. Anton Shekhovtsov. The Palingenetic Thrust of Russian Neo-Eurasianism: Ideas of Rebirth in Aleksandr Dugin’s Worldview // Totalitarian Movements and Political Religions, Published By: Routledge , 9/4 (2008), pp. 491-506.
    5. Владимир Добреньков: Не хочу и не могу молчать
    6. Личное дело декана?
    7. http://www.socio.msu.ru/documents/welcome/pismo1.pdf
    8. Заключение о преподавательском составе и учебных материалах отдельных кафедр факультета социологии МГУ им. М. В. Ломоносова

    Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда тех же авторов "Социология". В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле.
    Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

    Более 10 лет прошло со времени введения в ВУЗах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово “социология”. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.

    Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в ВУЗах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале “Социологические исследования” в рамках “круглых столов” и в специально созданной рубрике “Кафедра”.

    В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий. Сегодня более чем на 60 отделениях социологии российских ВУЗов ежегодно обучаются социологии как своей главной профессии более 2000 студентов. Если добавить сюда аспирантов, преподавателей и исследователей, которые интересуются фундаментальными вопросами социологии, то в целом получится достаточно большая аудитория, для которой и предназначена настоящая работа.

    Оглавление
    Предисловие
    Глава 1
    Матрица социологического знания
    Глава 2
    Предмет и объект социологии
    Глава 3
    Структура социологического знания
    Глава 4
    Эмпирическая социология
    Глава 5
    Программа социологического исследования
    Глава 6
    Прикладные исследования
    Глава 7
    Социальная стратификация
    Глава 8
    Социологические теории классов
    Глава 9
    Средний класс
    Глава 10
    Бедность и неравенство
    Глава 11
    Социальная мобильность
    Глава 12
    Социальные институты и социальный контроль
    Краткий терминологический словарь
    Литература

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Социология, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать doc
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.