Перечень форм представления результатов научного исследования. Главное требование к научному тексту. o описание исследования

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т. п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие параметры необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Если необходимо на том же графике представить величину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы. Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины, в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т. д.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов таков: по строкам располагаются испытуемые, по столбцам – значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.


Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т.д. – служит для того, чтобы студент, аспи­рант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и пред­ставления результатов изложены в соответствующих инст­рукциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно проис­ходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В.А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследова­нии результатах.

Различают следующие варианты представления информа­ции: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить – научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности. Но в отличие от обыденного употребления каждый научный термин имеет однозначное предметное содержание. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова, как «личность», «внимание», «чувство» и т.п. Здесь грань между научной и обыденной терминологией весьма тонка, что порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он схож с бюрократическим языком деловых бумаг). Роль таких штампов чрезвычайно важна, поскольку внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.



Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, т.е. считается, что при любом зри­тельном предъявлении информации достигается наглядность. Возникнове­нию наглядности может способствовать: а) отображение только релевант­ных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления; б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображении. Следует помнить об ограниченности объема восприя­тия.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гисто­граммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспериментальной и контроль­ной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму.

Рис. 1. Гистограмма и сглаженный график распределения частот времени решения тестовой задачи

Другой пример:

Рис. 2. Гистограмма распределения испытуемых по возрасту

Диаграммы используются главным образом для изображения соотно­шений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.д.), площади которых пропор­циональны этим величинам.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь, графики , представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения эксперименталь­ного исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных).


Рис. 3. Показатели зависимости латентного периода сенсомоторной реакции от интенсивности раздражителя

При представлении информации с использованием топологических характеристик применяются графы . Например, в виде графа представлена иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.

Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. Примером является описание структуры интеллекта – «куб» Д. Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания – пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

Если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ее реальным координатам в пространстве при­знаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного и латентно-структурного анализа, а также некоторых вариантов кластерного анализа.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины , в частности:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, ме­диана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д.

Результаты могут быть представлены в форме полигона частот (кривой распределения соответствующих долей испы­туемых, имеющих заданное значение показателя):

Рис. 4. Полигон частот (кривая распределения) значений возраста

Результаты математической статистической обработки также сводятся и в таблицы . Существующие компьютерные пакеты ста­тистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Таблица 1

Таблица частот, сгруппированных по интервалам времени решения тестовой задачи

Интервал времени, с (абсолютная частота) (относительная частота) (накопленная частота)
30-34 0,025 0,025
35-39 0,050 0,075
40-44 0,125 0,200
45-49 0,200 0,400
50-54 0,250 0,650
55-59 0,200 0,850
60-64 0,100 0,950
65-69 0,050 1,000
1,000 -

Другой пример:

Таблица 2Показатели средних значений по шкалам методики индекса жизненного стиля

Механизмы психологической защиты Сотрудники ОВД с низким уровнем эмоционального выгорания Сотрудники ОВД со средним уровнем эмоционального выгорания t эмп
Отрицание 0,64 0,59 1,42
Подавление 0,33 0,25 0,04
Регрессия 0,46 0,67 2,88**
Компенсация 0,39 0,59 1,89*
Проекция 0,72 0,61 1,82*
Замещение 0,46 0,38 1,60
Интеллектуализация 0,68 0,72 0,57
Реактивные образования 0,57 0,53 0,54

Примечание: * - р = 0,05; ** - р = 0,01; *** - р = 0,001

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Роберт Готтсданкер / пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 384 с.

4. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Дополнительная:

1. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бардин, К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1976. – 360 с.

3. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с.

4. Горбунова, В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В.В. Горбунова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

5. Гусев, А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии / А.Н. Гусев. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 136 с.

6. Гусев, А.Н., Измайлов, Ч.А., Михалевская, М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. – М.: УМК «Психология», Образовательная академия «Континент»», 2003. – 288 с.

7. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.

8. Зароченцев, К.Д., Худяков, А.И. Экспериментальная психология: ответы на экзаменационные билеты / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – СПб.: Питер, 2005. – 220 с.

9. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 588 с.

10. Корниенко, А.Ф. Теория и практика психологического исследования / А.Ф. Корниенко. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2000. – 258 с.

11. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 432 с.

12. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

13. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

14. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. Учебное пособие / А.Д. Логвиненко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 208 с.

15. Мельников, В.М., Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.

16. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» / Редактор–составитель А.М. Айламазьян. – М.: Смысл, 1999. – 222 с.

17. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Издательская группа «Форум» – «Инфра-М», 1998. – 296 с.

18. Митина, О.В., Михайловская, И.Б. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 169 с.

19. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

20. Никандров, В.В. Неэмпирические методы в психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003.

21. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Часть II. Методические указания / Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 53 с.

22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд.2-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 704 с.

23. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

24. Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. – 488 с.

25. Ратанова, Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР / Т.А. Ратанова. – М.: Педагогика, 1990. – 216 с.

26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

27. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

28. Современная психология: Справочное руководство / Ответственный редактор В.Н. Дружинин. – М.: ИНФРА – М, 1999. – 688 с.

29. Шошин, П.Б. Общий практикум по психологии. Психологические измерения. Часть I / П.Б. Шошин; Под общей ред. М.Б. Михалевской: Для студентов фак. психологии гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 56 с.

30. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с

31. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. – СПб.: Питер, 2004. – 254 с.

32. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 596 с.

Диссертация (лат.-рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретич и практическую значимость результатов исследован.

Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, объемом 1-2 печатных листа.

Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика-научная новизна, теоретич и практич значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения строгий, научный.

Монография- научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы- формы учебно-исследоват деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретич знаний, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, проведению эмпирич исследования, обобщению полученных данных, высказыванию собственных суждений, формулированию выводов. Подлежат публичной защите.

Учебное пособие- учебное издание, в котор систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием гос стандарта, программы учебной дисциплины, для изучения котор оно подготовлено.

Тезисы научных докладов , опубликованные в печати-краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано раскрываются, представляя читателю основные направлен работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретич и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы др ученых к решению данной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретич и экспериментальной работы, выводы и практич рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Рецензия- критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследован при решении психолого-педагогич задач. Адресованы определенной категории потребителей и учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Освещает важные, но частные вопросы, издание котор большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Любой вид развернутого изложения результатов работы содержит 6 основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание эмпирич исследован, его анализ и выводы, заключен и библиографию. Справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности, проблемности и степени разработанности выбранной темы, определение объекта и предмета, задач и цели работы, структуры и методов исследован; указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Излагаются гипотезы, указывается база исследования.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и др источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса.

Эмпирический анализ включает основные постулаты и гипотезы, обоснование логики и условий поиска. Далее следует описание экспериментальной работы, использованных методов и методик, математико-статистической обработки полученных данных, анализ полученных результатов, их описание, объяснение, интерпретация и выводы.

Заключение содержит выводы (теоретические и эмпирические), в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо по мере встречаемости в тексте работы.


Похожая информация.


Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследова-тельскую.

Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.

Подробнее мы рассмотрим вторую форму – представление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов, как предложено в учебнике В.Н. Дружинина, можно разделить на три подвида :

    устные изложения;

    публикации;

    компьютерные версии.

Все они относятся к тем или иным вариантам текстовой, символической и графической информации.

Любое научное сообщение – это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. В научном тексте преобладают устойчивые структуры и обороты, роль которых чрезвычайно важна – внимание читателя сосредотачивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.

Следующая форма представления результатов – геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Геометрическое описание дополняет и поясняет текст. Геометрическое описание наглядно, оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации: графы, пространственно-графические описания.

Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Наиболее важным способом представления результатов научной работы являются числовые значения величин (среднее, показатели разброса, стандартное отклонение, коэффициенты корреляции и т.д. и т.п.).

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам – испытуемые, по столбцам – значения измеренных переменных. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Итогом обработки данных эксперимента является аналитическое описание (формулы, программы и пр.) полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменными. Аналитические описания, как правило, – итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.

Тема 11. Этические принципы проведения исследований человека

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков приводят некоторые этические принципы, специфичные именно для психолога-экспериментатора :

    необходимо получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своем участии;

    необходимо защитить испытуемого от вреда и дискомфорта;

    необходимо позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых;

    необходимо полностью объяснить испытуемому смысл и результаты исследования после окончания работы.