Развитие исследовательских умений в начальной школе. Дети обмениваются информацией, представляют свои идеи и в то же время соотносят свою работу с работами других учеников. На этом этапе происходит сортировка данных, их сравнение, выявление сходств, разли

Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроке

Современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Изменения в обществе, влияют на ситуацию в образовании.
В Федеральных государственных стандартах отражен новый взгляд на систему начального образования, на изменения в целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации учебной деятельности, планируемых результатах начального образования.
В основе Стандарта как НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания.
Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный подход. Для меня приоритетной является технология проблемно-исследовательского метода.
Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.
Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.

Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий в учебном процессе.
Существует шесть основных этапов мето¬дики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа - постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.
Но учителю не достаточно знать все этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Отличительной чертой является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчинённость одной функции (открытию или доказательству нового знания, идее урока).
Прежде чем сконструировать урок-исследование учителю нужно сформулировать обобщение урока. Ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое-то правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.
Рассмотрим пример урока.
Тема : Наши праздники. Пасха. 4 класс.
Обобщение урока:
Праздники - это общее название особых памятных дней, принятых по отношению к той или иной дате. Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.
После этого учителю нужно определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. На основании специальных критериев (значимости, доступности и т.д.) отбирается объём, характер, сложность и форма представления материала для самостоятельного изучения учениками. Так, например, на моём уроке учащимся были предложены несколько текстов, специально подготовленных по материалам энциклопедий. Предлагаю вам рассмотреть один из них на слайде.
Затем учителю нужно определить, какого типа исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном случае. На данном уроке в соответствии с задачами, представленными на слайде, оправданно было построение занятия в дедуктивной логике. Создание проблемной ситуации на уроке, обеспечило возникновение предположений, на основании которых были выдвинуты гипотезы, появилась необходимость поиска фактов для их обоснования.
И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Спроектировать задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. Так на данном уроке, посвящённом изучению праздника Пасха, ученики приходят к обобщению: Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.
Этот вывод-обобщение отвечает на проблемный вопрос:
Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?
И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.
Хочу предложить вам рассмотреть структуру урока исследовательского метода на конкретном примере.
Организационный момент.
1.Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин)
Прослушивание музыкального отрывка.
Вопросы учителя.
Выход на тему урока.
Формулирование проблемного вопроса: Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?
Высказывание гипотез (предположений) учащимися: красят яйца, ходят в церковь, накрывают праздничный стол, веселятся…
Формулировка цели: Познакомиться с праздником Пасха и проверить предположения.
2.Исследование в малых группах . (10 мин)
Своё исследование дети проводили в 4-х малых группах:
Тема исследования 1 группы - история праздника, 2 группа исследовала главный символ праздника. Тема исследования 3 группы - празднование Пасхи, 4 группе предстояло провести социологический опрос по теме «Пасха».
На столах находились рабочие листы с текстами и заданиями для каждой группы. Рассмотрим один из них. Внимание на экран.
Детям сообщалась инструкция по организации работы:
На столах вы можете найти рабочие листы. Познакомьтесь с заданиями для каждой группы. Приступаем к работе. Звук колокольчика оповестит об окончании работы в группе.
Исследование (по возможности – самостоятельное, в случае затруднения – помощь учителя).
3. Обмен информацией .(9 мин)

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
Например, дети, работающие в 4 группе, проводили социологический опрос.
Цель опроса: выяснить, что знают присутствующие о празднике Пасха.
1.Все вместе прочитайте задание.
1) Прочитайте вслух вопросы анкеты по теме «Пасха».
2) Задайте вопросы 2-3 присутствующим в классе гостям, записывая ответы в анкете.
(На каждого гостя заводится своя анкета)
3) Опрос начинайте со слов: «Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”?»
4) Соберите все опросные листы вместе. Посчитайте все ответы на вопрос №1. Постройте диаграмму (1 ответ равен 1 клетке). Нужное количество клеток закрасьте фломастером.
Так же обработайте все остальные ответы.
2. Представьте результаты анкетирования, используя заполненные диаграммы.
Организация выступлений групп.
4. Организация информации, обобщение .(2 мин)
Возвращение к проблемному вопросу
Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока.
Проверка каждой из гипотез.
Обобщение, вывод.
5. Рефлексия .(4 мин)
Итоги деятельности на уроке
Оценивание деятельности
В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:
ставить исследовательские вопросы;
формулировать проблемы;
выдвигать гипотезы;
составлять план работы;
вести наблюдения;
планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);
организовывать (систематизировать) информацию;
представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.
Проблемно-исследовательский метод использую на уроках окружающего мира. Наиболее удачно были проведены исследования по темам: Разнообразие веществ. Вода. Превращения и круговорот воды. Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие животных. Органы чувств. Наше питание.
Таким образом, систематическое применение рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследовательских умений, позволяющих достичь планируемых результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.

Презентация на тему: Применение технологии проблемно-исследовательского метода в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему:

«Путешествие по экспериментальным лабораториям».

Подготовила учитель начальных классов

Костерина Елена Юрьевна

Муром, 2015

Внеурочное занятие.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория».

Цель : развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;

Познакомить с понятием эксперимент, его структурой;

научить проводить эксперимент самостоятельно;

Расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью;

позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

Определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;

задавать вопросы и отвечать на них;

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

II. Актуализация знаний.

А кто такой исследователь? (ответы детей)

Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре : « Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

С какой целью проводится эксперимент, для чего?

Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III . Практическая работа.

1-ая лаборатория - Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах . Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.

Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.

Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

Каков результат эксперимента?

ВЫВОД : не все металлические предметы притягиваются магнитом.

Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная.

Внимание, на экран. (слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

Интересно самовар и в этой, и в другой коробке? Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. (Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования? (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!


УЧИТЕЛЬ: ДЕТИ: Прошлое. УЧИТЕЛЬ: И вот мы с вами отправляемся в эпоху динозавров, не страшно? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. УЧИТЕЛЬ: Чтобы помочь решить задачи нашего урока и ответить на все вопросы, я в наше путешествие пригласила ученого, который знает все об этих удивительных существах. Кто-нибудь знает, как называется такой ученый? ДЕТИ: Палеонтолог. Выходит ученый (переодетый ученик). ПАЛЕОНТОЛОГ: Здравствуйте, ребята. Я – палеонтолог. Существует особая наука – палеонтология, наука о вымерших растениях и животных. Вот так ученые – палеонтологи проводят археологические раскопки (слайд). От динозавров остались не только кости, но и следы (слайд).Особенно я люблю изучать жизнь динозавров, их окаменелости. Нам необходимо набрать точную дату на панели машины времени, чтобы оказаться в мезозое, эре, где жили динозавры. Кто из вас знает, когда жили динозавры? Подумайте в своих командах и выдвинете свою версию. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПАЛЕОНТОЛОГ: Ближе к верному ответу была команда... Это было 248 000 000 лет назад (прикрепляет карточку под кадр «прошлое»). Встаньте, закройте глаза, возьмитесь за руки, мы отправляемся в триасовый период. Обратный отсчет 10, 9, 8 ,7 … пуск. Мы на месте, садитесь. ПАЛЕОНТОЛОГ: Мы видим огромные перемены в растительности и климате: здесь нет травы, а вокруг только хвойные деревья и папоротниковые прерии, это мир, в котором правят динозавры. Динозавр – (в переводе с греческого) ужасный ящер. Их детеныши вылуплялись из яиц. К примеру, яйцо тираннозавра было размером с футбольный мяч. (РАССКАЗ О ТИРАННОЗАВРЕ) Рассказ проходит на фоне презентации. УЧИТЕЛЬ: Уважаемый ученый, в наших учебниках есть изображение динозавров. Ребята, откройте страницу 14 и рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? Кто знает, как они называются? ДЕТИ:… ПАЛЕОНТОЛОГ: Это брахиозавр и аллозавр, так похожий на тираннозавра, о котором я вам только что рассказывал. Рассказ о аллозавре на фоне презентации и брахиозавре. УЧИТЕЛЬ: Спасибо за увлекательный рассказ. Какие задачи урока мы решили на этом этапе? Что узнали нового?(узнали о климате, сколько лет назад они жили, узнали подробно о некоторых видах, как они появлялись на свет, что такое палеонтология) Физкультминутка. Наш ученый не только много знает, но и прекрасно танцует, он вам покажет специальную палеонтологическую разминку. УЧИТЕЛЬ: А теперь, ребята, поразмышляйте. Палеонтолог приготовил вам трудное, но интересное задание. Посмотрите на страницу 15. Какие 2 изображения вы видите? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. УЧИТЕЛЬ: Предположите, на какой иллюстрации изображены зубы динозавра-хищника, а где динозавра, питающегося травой? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. УЧИТЕЛЬ: Правы ли вы, спросим у палеонтолога. ПАЛЕОНТОЛОГ: Вы правы, давайте поиграем, я вам буду показывать фигуру динозавра, а вы сигналом светофора покажите, к какому типу относится тот или иной вид.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Что нового мы узнали сейчас? Что мы научились различать?

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и, прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе имеет самое непосредственное отношение.

«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой сущностной характеристике кроется особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи - рассуждения). Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и др.

Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции. Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.

Таким образом, предмет «Окружающий мир» является культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию младшего школьника.

Необходимо обратить внимание на то, что случаи, которые рассматриваются на уроках «Окружающего мира», воспроизводят реальные жизненные ситуации. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, которые обязательно понадобятся именно ему в процессе взаимодействия с миром и сегодня, и завтра, и послезавтра. Он учится понимать себя, оценивать свое поведение, ставить перед собой элементарные нравственные задачи. И все это происходит в условиях, максимально приближенных к жизненным: игра, труд, прогулка, встреча с животным и др.

Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу - воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания - умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.

В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.

Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников. В основе построения учебного процесса, обеспечивающего решение этой задачи, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Удивление, радость, любопытство, которые возникают при этом, становятся предпосылками рождения эмоционально - положительного отношения к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую функцию и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным является условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса школьника.

Таким образом, предмету «Окружающий мир» свойственны следующие системообразующие функции.

1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе.

2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития

общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития.

Вот каким ценным для всестороннего развития младшего школьника является предмет «Окружающий мир».

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и

явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, парке, музее и т. д.

Так, например, при работе с первоклассниками, можно предложить им несколько заданий, результаты которых помогут установить, каков чувственный опыт детей, какими сенсорными эталонами они владеют, а какие отсутствуют в их опыте. Подойдут простые игры, известные детям с малых лет, например «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Раздели на группы по цвету», «Узнай по звуку» и т.д.

Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта является наблюдение. Наблюдения могут являться частью экскурсии или главным методом опыта, поиска, исследования. В соответствии с целью и этапом обучения можно использовать следующие типы наблюдений:

Предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений - накопление конкретных фактов об изучаемом предмете или явлении;

Сопутствующие процессу изучения нового материала. Цель таких наблюдений - уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик объекта окружающего мира;

Завершающие процесс изучения учебного материала. Цель подобного рода наблюдений - закрепить приобретенные знания, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

По месту проведения наблюдения можно разделить на следующие группы.

1.Наблюдения из окна. Прежде всего, это фиксация состояния погоды, признаков периода времени года (начало, середина, конец сезона); изменения объектов неживой, живой природы, труда человека, которые постоянно находятся в зоне видения из окна (например, строительство дома, работа в цветнике, поведение малышей на игровой площадке и т.д.)

2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях: рассматривание объектов природы в разных условиях жизни (сезон, среда обитания, сообщество), наблюдение труда людей разных профессий, праздников, традиций, музейных экспозиций и др.

3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком (уголок природы, теплица, парник, школьный кабинет биологии, труда и др.): рассматривание объектов уголка живой природы, фиксация их движений, особенностей питания, поведения. Наблюдения за ростом и развитием растений. Наблюдение процесса труда людей разных профессий.

4. В современном образовательном процессе в начальной школе широко используется телевидение, Интернет, видеопрограммы. Поэтому выделяют отдельную группу наблюдений с использованием мультимедийных средств. Специально организованный просмотр теле- и видеофильмов позволяет детям наблюдать такие явления природы и общения, которые в обыденной жизни увидеть практически невозможно. Например, период развития растения «от семени до семени», который протекает длительное время, в телефильме представлен в течение нескольких минут. «Сжатое» время позволяет представить жизнь человека от рождения до старости, побывать в давно прошедшей эпохе и т.д.

Организуя различные наблюдения, необходимо выполнять определенные правила.

Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения.

Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов — слух, вкус, обоняние.

Правило пятое: необходимо заранее продумать продуктивную деятельность, которая будет предложена детям во время наблюдения. Это, прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, сбор природного материала для дальнейшей художественной деятельности учащихся.

Еще одной формой организации процесса ознакомления с окружающим миром является экскурсия. Как известно, экскурсия - это форма организации обучения, в процессе которой учащиеся проводят наблюдения объекта окружающего мира в естественных условиях или в музеях. Основным методом экскурсии является наблюдение.

На уроках «Окружающего мира» можно проводить различные опыты. Опыт, эксперимент, исследование относятся к практическим методам обучения. Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат. Опыты и простейшие эксперименты возможно провести практически по любой теме, касающейся изучения окружающей природы. Например, изучение темы «Свойства различных веществ» (УМК «Начальная школа XXI века») связано с целой серией опытов по определению свойств воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ. Дети уже могут самостоятельно назвать отдельные свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и т.д.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, определяющие его характеристики, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы. Например, можно провести опыты с песком и глиной.

Рассмотрим использование наглядного материала на уроках «Окружающего мира». Наглядность может быть представлена разными средствами. Сюда относятся: реальные объекты (растения, грибы, животные и др.), модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.), различные изображения, в том числе с использованием технических средств (картины, фото, рисунки, диапозитивы, видео- и телефильмы). В массовой школе сейчас стали широко применяться видеоизображения, тексты, звуковые ряды, графика, шумовые эффекты - компьютерные аудиовизуальные технологии. Это, безусловно, обогащает процесс образования, создает пространство, наполненное художественными образами и побуждающее к творчеству.

Цели использования наглядности следующие:

Сделать понятийными для детей те предметы и явления, которые в момент изучения недоступны для восприятия в естественных условиях;

Дать возможность воспринимать процессы, которые протекают длительное время и не могут быть представлены на уроке;

Обеспечить возможность прочного запоминания свойств, качеств, признаков изучаемого объекта; предоставить возможность «увидеть» закономерности его жизни.

Отдельное место среди иллюстраций занимают научные репродукции произведений живописи. Например, цель работы с материалами рубрики «Картинная галерея» (УМК «Начальная школа XXI века) - показать учащимся, что одно и то же явление окружающего мира может рассматриваться с разных точек зрения, и каждый взгляд имеет право на существование. Так, деятель искусства передает свое видение окружающего мира посредством художественных образов, которые он выражает цветом (художник), звуком (композитор), словом (поэт). Рассматривая репродукции картин известных художников, слушая и читая поэтические произведения, ученики учатся ставить себя на место их авторов, сравнивать разные точки зрения, сопоставлять их и подходить к осознанию правомерности и целесообразности существования различных субъективных взглядов на один и тот же предмет действительности.

Необходимо помнить, что главная цель беседы по картине - подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые использовал автор для его достижения. Беседа должна помочь детям установить, какие чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее нарисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зрительское видение. То есть беседа должна поставить школьника на место художника, побудить увидеть изображенные явления его глазами. Поэтому целесообразны, например, такие вопросы: «Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное, грустное?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались художнику для этого?».

Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину, представить себя реальным действующим лицом в данной обстановке.

При рассматривании картин необходимо поясняющее слово учителя.

Чтение художественной и научно - познавательной литературы позволяет расширить кругозор ребенка, помогает ему осознать значение самостоятельного чтения для обогащения своих знаний и удовлетворения интереса к окружающему миру.

Постепенно можно подключать детей к самостоятельной работе со справочной литературой. Для этого, сначала учитель может дать задание ребенку, который бегло читает и хорошо ориентируется в книге. Но все равно ему может потребоваться помощь. Учитель напоминает последовательность действий: 1) определи первую и вторую букву слова; 2) вспомни, в каком месте алфавита находится первая буква этого слова (в начале, в середине, в конце, после какой буквы, перед какой буквой); 3) найди в словаре страницу, на которой расположены слова на данную букву; 4) помня, с каких букв начинается слово, найди его в словаре.

Дидактическая игра — очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на ее использование в обучении, особенно в 1-2 классах. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.

При отборе игры или ее создании необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.

Дидактическая цель — это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то…» и отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант — ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).

Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.

Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:

Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

Рассматривая личностные результаты школьников можно сказать, что они характеризуются как достижения учащихся в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

Самоопределение;

Смыслообразование;

Нравственно-этическая ориентация.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре

блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Рассмотрим блок личностных УУД несколько подробнее.

Основными критериями сформированности личностных универсальных учебных действий можно считать:
1)структуру ценностного сознания;
2)уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В младшем школьном возрасте результатом личностного действия самоопределения являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Рассмотрим условия формирования универсальных действий самоопределения на предмете «Окружающий мир».

Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже в 1 классе дети знакомятся с историей своего родного края (города или села), своей страны: «Наша страна - Россия», «Мы - россияне», «Мы граждане России» (УМК «Начальная школа XXI века»).

Эти уроки можно проводить в форме экскурсий по местам родного края или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания. Средствами обучения выступают: 1)работа с учебником; 2) иллюстрации учебного пособия; 3) исторические карты; 4) учебные исторические картины; 5) учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки; 6) тексты художественных произведений; 7) творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры. Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.

Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Например, в УМК ««Начальная школа XXI века» изучается тема «Народная сказка и народные игрушки». На таких уроках детям можно предложить сделать творческую работу.

Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Например, в УМК «Начальная школа XXI век» на уроках «Окружающего мира» рассматривается тема «Все профессии важны», где дети знакомятся с профессиями.

Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе - это рассказы учителя о профессиях, конкурсы загадок, викторины о профессиях, экскурсии на предприятия. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

Условиями формирования личностных действий самоопределения являются:

  1. содержание (действия, отношения, понятия и представления);
  2. методы (вербальные (беседа (сократическая), диспут, дискуссия); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (опыт, эксперимент);
  3. формы обучения (урок - экскурсия, урок - практикум, урок - викторина).

Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации следующих условий:

Создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;

Формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения - осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

Организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

В контексте смысловой ориентации у младшего школьника выступают:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Например, изучая на «Окружающем мире» тему «Мы - школьники» (УМК «Начальная школа XXI века»), у детей активно формируется школьная мотивация; проявляется интерес к изучаемому предмету; оцениваются жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях.

Такие уроки можно проводить в форме бесед с учениками и экскурсий по школе.

Основными видами деятельности выступают дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебниками и тетрадями, применение ИКТ.

Одна из целей предмета «Окружающий мир» - научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей может происходить на уроках «Окружающего мира», тема которых связана с формированием здорового образа жизни. Так, например, в программе «Начальная школа XXI века» дети в 1 классе знакомятся с разделом «Твое здоровье», где изучают такие темы, как «Здоровая пища», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Правила гигиены» и др., где учатся усваивать и выполнять правила здорового образа жизни, различать полезные и вредные привычки, охранять и укреплять здоровье. Например, для соблюдения правил гигиены младшим школьникам на уроке можно показать мультфильм «Мойдодыр», а затем попросить составить их правила соблюдения гигиены.

На уроках «Окружающего мира» для формирования установок на безопасный образ жизни изучаются темы, связанные со знанием правил дорожного движения. В УМК «Начальная школа XXI века» на уроках проходят такие темы: «Где ты живешь?», «Правила дорожного движения», где дети учатся различать знаки ДД, необходимые для соблюдения безопасности, учатся различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях. На таких уроках можно использовать наглядный материал, показать презентацию, составить правила безопасного пути от дома до школы и наоборот.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Так «Окружающий мир» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных действий:

Принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание

необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; - формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

Умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву - столицу России, свой регион и его столицу;

Формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения;

Развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи урока:

  • в процессе практической работы изучить свойства воды;
  • формировать у учащихся исследовательские умения;
  • развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;
  • прививать экологическую культуру;

Оборудование: плакат «Речные и морские обитатели», ватман, маркеры, клей, карточки с выводами. У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка, дневник наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1 )

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

II. Актуализация знаний

– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.

Вывод. Вода входит в состав живого организма.

3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования

Физпауза

VIII. Проведение исследования

– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1 ) вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод.
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются)
7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить)
8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.

Физпауза

IX. Отчёт о результатах исследования

– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будите в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

  • 1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
  • 2 группа. Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
  • 3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.

Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.

  • 4 группа. Составьте из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
  • 5 группа. Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)

Представление отчётов об исследовании.

X. Итог

– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

XI. Рефлексия

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».