Главный труд а смита. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах. Принцип «невидимой руки» в рыночной экономике

СМИТ, АДАМ (Smith, Adam) (1723–1790), шотландский экономист и философ, основатель классической школы политической экономии. Родился в Керколди (близ Эдинбурга, Шотландия), был крещен 5 июня 1723. Учился в местных школах и в университете Глазго, где испытал влияния Ф.Хатчесона , затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета (1740–1746). В 1748 читал лекции в Эдинбурге. В 1750 познакомился с Д.Юмом . В 1751 получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год – кафедру моральной философии, которую занимал до 1764. Став наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда), много путешествовал с ним по Франции, где, по-видимому, встречался с Кенэ, Тюрго и Неккером, а также с Вольтером , Гельвецием и Д"Аламбером и начал работу над Богатством народов .

В 1759 Смит опубликовал труд Теория нравственных чувств (The Theory of Moral Sentiments ), в котором доказывал, что нравственные чувства возникают из чувства симпатии и направляются разумом, несмотря на то, что главной движущей силой являются страсти, прежде всего направленные на самосохранение и преследующие эгоистические интересы. Внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты. (В Богатстве народов Смит рисует картину эволюции общественных институтов и излагает принципы современного устройства, при котором они обусловлены рыночной экономикой – или действием закона laissez-faire; предложенную им концепцию общества – последней, коммерческой стадии общественного развития – Смит называл «системой совершенной свободы».) После возвращения из Франции (1766) Смит жил в Лондоне, тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином , а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда. В 1773 он вернулся в Лондон. 9 марта 1776 вышло в свет его знаменитое Исследование о природе и причинах богатства народов (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations ), состоявшее из пяти разделов: 1) разделение труда и рента, заработная плата и прибыль; 2) капитал; 3) исторический обзор развития Европы, анализ и критика меркантилизма как системы привилегий; 4) свобода торговли; 5) доходы и расходы государства. Труд содержал также известный тезис Смита о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека». Вскоре после выхода в свет Богатства народов Смит получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге. В ноябре 1787 стал почетным ректором университета Глазго.

Незадолго перед смертью Смит, по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных Опытах о философских предметах (Essays on Philosophical Subjects , 1795).

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника. В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки. Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности. Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона. Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г. Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г. проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г. он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение « » («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»). Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия. Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия. Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими. Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания. Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму. Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения. Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований. Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов » Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства. В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.

Летом 1723 года в городке Керколди округа Файф в Шотландии родился Адам Смит. Достоверно известна лишь дата, когда он был крещен в местной церкви: 5 июня. Отец ребенка умер еще до рождения сына, а потому воспитание мальчика целиком и полностью легло на плечи матери. Когда Адаму исполнилось четыре года, его похитили цыгане, но вся округа поднялась, и отряд под руководством дяди мальчика вернул ребенка матери. Несмотря на плохое здоровье, Адам рано выучился читать, а мать позаботилась о том, чтобы мальчик получил хорошее начальное образование.

В четырнадцать лет Адам Смит отправился в Глазго и поступил в университет. Здесь он в течение двух лет изучал основы философии у известного преподавателя того времени Фрэнсиса Хатчисона. Очень многие яркие личности того времени были воспитаны на блестящих лекциях этого профессора, и его особая заслуга в том, что он первым в университете Глазго начал читать лекции на обычном, понятном всем языке, а не по-латыни.

Через два года Адам Смит получил степень «магистр искусств» и за успехи в учебе был награжден стипендией для получения дальнейшего образования. Местом своей учебы Адам выбрал Оксфорд и стал студентом Бейллиол-колледжа. Шесть лет учебы в Оксфорде Адам Смит позже назвал самыми бездарными и несчастливыми годами своей жизни. Дело в том, что к шотландцам англичане относились без особой теплоты, и даже преподаватели считали возможным насмехаться над выходцами из провинции. Если бы не упорный характер Адама и не его самостоятельные занятия, он мало бы вынес из стен Оксфорда. Кстати, уехал он оттуда, не получив положенного диплома.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит передумал становиться священником и решился зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Он подготовил и прочел в Эдинбурге публичные лекции по юриспруденции, изящной словесности и риторике. Эти лекции принесли Адаму Смиту определенную славу и даже официальное признание: он был приглашен преподавателем в университет Глазго и в 1751 году стал профессором логики, а еще через год - профессором нравственной философии. Сам Адам Смит не стремился к званиям и величию. Он был чужд политических и светских амбиций и считал, что счастье ни в коей мере не может зависеть от занимаемого человеком общественного положения, а истинную радость способны принести лишь любимая работа, хорошее здоровье и спокойствие духа. Кстати, кроме матери и кузины, у Адама Смита никогда не было семьи. По-видимому, причиной этому являлось то, что еще в юности его постигло серьезное разочарование, навсегда отвратившее от мыслей о женитьбе.

Лекции Адама Смита пользовались необыкновенной популярностью. Он разработал целый курс, включавший в себя этику, теологию, историю, политику и юриспруденцию. Для того чтобы услышать знаменитого лектора, люди приезжали из самых отдаленных мест. Немаловажным было и то, что лекции Адама Смита в обязательном порядке и исключительно горячо обсуждались во всех литературных обществах и клубах Глазго. Слушатели не только слово в слово повторяли выражения Смита - они даже старались подражать его движениям и манере говорить, считая это особым фактором убеждения. Между тем Адам Смит был очень далек от образа опытного и красноречивого оратора. Дикция его не отличалась отчетливостью, голос обладал излишней резкостью, а порой лектор едва ли не заикался. Темой для разговоров была и его пресловутая рассеянность. Частенько окружающие подмечали, что Адам тихо разговаривает при отсутствии собеседника, а то и даже возражает сам себе, а на лице его блуждает легкая улыбка.

В 1752 году Адам Смит познакомился и подружился с Дэвидом Юмом, шотландским философом и историком, имевшим притом славу крупного экономиста. Эти два человека были во многом схожи - оба с увлечением изучали политическую экономию и этику, оба обладали собственным взглядом на окружающую действительность, оба отличались пытливым складом ума. Они многому научились друг у друга, а некоторые гениальные идеи и мысли Юма Адам Смит развил в своих работах.

«Теория нравственных чувств», первое сочинение Адама Смита, было опубликовано в 1759 году. Эта работа принесла Смиту широкую известность, так как фактически исследовала психологию человека в обществе и определяла необходимость следования нравственным принципам. Необходимо отметить, что «Теория нравственных чувств» была одной из самых ярких работ, касающихся этики XVIII века. В своей книге Смит развил и продолжил идеи Шефтсберри и Юма, но вместе с тем разработал совершенно новую систему этики, являвшую новую ступень относительно систем его предшественников.

Популярность Адама Смита выросла настолько, что герцог Баклейский, отправляясь в поездку по Европе вместе со своей семьей, предложил философу сопровождать его. Возможно, Адам Смит и отказался бы от этого предложения, но герцог выдвинул весьма весомый аргумент - предложил профессору пожизненную пенсию в триста фунтов каждый год. Деньги были достаточно большие и позволяли Адаму Смиту не заботиться более о средствах к существованию, сосредоточив свои силы на написании новых книг.

Путешествие Адама Смита с герцогом Баклейским началось в 1764 году и продлилось немногим менее трех лет и проходило по городам Франции и Италии. В Париже Адам Смит смог свести близкое знакомство со многими выдающимися литераторами и философами той эпохи. Он беседовал с Гельвецием и Д’Аламбером, но, по его словам, особенно важные разговоры вел с блестящим экономистом и будущим контролером финансов Франции - Тюрго. Смит не особенно хорошо знал французский язык, но это не стало препятствием долгим беседам о политэкономии и свободной торговле. К тому же они оба во многом сходились во взглядах - к примеру, считали, что вмешательство государственной системы в экономику должно быть ограниченным.

Вернувшись в Шотландию, Адам Смит стал уединенно жить в родительском доме, посвятив все время главной книге своей жизни. Десять лет Адам Смит провел практически в полной изоляции от людей, утверждая в письмах к Юму, что спокойные размышления гораздо больше продвигают его в работе, нежели досужие собеседники. В 1776 году увидела свет книга Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он блестяще сочетал абстрактную теорию с детализированной характеристикой производства и торговли и особенностей их развития. Этой работой Адам Смит по всеобщему признанию создал фактически новую науку о взаимоотношении людей, государства и производства - политическую экономию. Труд этот состоит из пяти книг. Первая и вторая книги являются очерком теоретической экономики. Третья и четвертая посвящены истории экономических взглядов, связанных с европейской хозяйственной истории после падения Рима. В пятой книге Смит определил связи финансовой науки и науки об управлении. Основная идея, которую столь блестяще доказал экономист, заключена в том, что труд человека является фактором и источником всеобщего богатства. Адам Смит также пришел к выводу, что важнейшим двигателем экономического прогресса выступает разделение труда. Самым же важным для современников Адама Смита являлось то, что в своем труде он описал современную ему экономическую систему и показал непригодность ее к новых условиям хозяйствования. Идеи Адама Смита фактически вставали на защиту нарождавшейся буржуазии, служили именно ей, хотя сам экономист был очень далек от защиты интересов землевладельцев, буржуазии или аристократов.

В 1778 году Адаму Смиту предложили занять должность в Таможенном совете Шотландии. Он согласился и переехал в Эдинбург на постоянное место жительства. Теперь его приезды в Лондон обязательно сопровождались чтением лекций по экономике, которые публика воспринимала как откровения и встречала с восхищением. Одним из восторженных почитателей Адама Смита был Уильям Питт-младший, будущий премьер-министр Англии, пытавшийся позже реализовать основные принципы экономики Адама Смита на практике. Времени на изучение знаменитой книги у премьера было много - ведь когда он ознакомился с этим трудом, ему исполнилось всего восемнадцать лет.

В 1787 году Адам Смит был избран на должность ректора университета Глазго. В том же году он в последний раз приезжал в Лондон - для участия в традиционном обеде известных политиков Англии. Адам Смит опоздал на этот обед, а когда вошел в зал, все присутствующие поднялись на ноги. Смущенный таким приемом, экономист пробормотал: «Садитесь, джентльмены!», но ему ответили: «Ни в коем случае! Мы останемся стоять, пока не сядете вы - наш учитель». К слову, Адам Смит искренне восхищался Уильямом Питом-младшим, утверждая, что этот человек понимает его идеи гораздо лучше, чем сам их автор.

Более Адам Смит никогда не покидал Эдинбург. Вскоре умерла его мать, и, по словам друзей, Смит совсем пал духом после этой потери. Он стал еще более нелюдимым и к тому же очень серьезно заболел. Великий экономист умер 17 июля 1790 года. Перед своей смертью он приказал уничтожить все неоконченные свои работы, как бы в очередной раз напоминая потомкам о презрении к мирской суете и тщеславию.

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит , умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов» , что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете . Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы» , что нашло отражение в его самой известной работе .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения” .

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств» , основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения , обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии» , согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет ) и незамужней кузиной (умершей за два года до него ). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса . Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития , показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз , а «Богатство народов» - 5 раз ; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе» .

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

Краткая биография. Методология учения. Экономическое учение Адама Смита. Учение о разделении труда. Взгляды на деньги. Теория стоимости. Учение о доходах. Учение о капитале. Взгляды на производство. Учение о производительном труде.

Экономическое учение А.Смита

Контрольная работа по дисциплине: ,История экономических учений”.

Работу выполнил студент:

Московский Институт Предпринимательства и Права

Москва 2002 г.

1. Краткая Биография

Адам Смит (1723-1790). Родился в Шотландии и был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать. В 1740 году он закончил университет в Глазго и был направлен для повышения образования в Оксфордский университет.

В 1748г. начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. В этом же году в лекциях в ряд своих основных экономических идей.

Весна 1759г. ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. С 1759 по 1763 год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же делает наброски нескольких глав книги "Богатства народов".

В 41 год отказался от работы в университете и занял место воспитателя в семье видного политического деятеля. В это время (1764-

1766 гг.) он много путешествовал по Европе, лично познакомился с французскими учеными Ф.Кенэ и А.Тюрго.

После возвращения в Англию Смит поселился в своем родном шотландском городе Кирколди и целиком посвятил себя работе над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов». В марте 1776 г. книга вышла в свет. Смит хотел посвятить ее Ф.Кенэ, но он умер двумя годами раньше. Книга имела громадный успех и неск5олько раз переиздавалась при жизни автора. На русский язык была переведена в 1804 году и несколько раз переиздавалась. «Богатство народов» включает в себя пять книг. Практически весь анализ сосредоточен в первых двух книгах.

Появление «Богатства народов» было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. С 1778 года Адам Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, с 1787 года – ректор университета в Глазго.

2. Методология учения.

В своем исследовании Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения.

Каким образом?

Каждый участник хозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом, преследуя личные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд общества практически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага.

Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс.

Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.

Экономическая жизнь, по Смиту, - это процесс, подчиненный объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам (хотя он и не употреблял термин «закон»). Смит считал эти законы естественными. Их он пытался вывести из природы человека. Для этого Смит прибегал к помощи абстракции. Отвлекаясь от случайных явлений, он приходил к ряду важных выводов об отдельных чертах капиталистического хозяйства. Но одновременно Смит ставил себе и другую задачу – дать конкретное изображение экономической жизни. С этой целью он описывал и систематизировал явления капиталистического хозяйства, как они выступают на поверхности. Результаты, получаемые при применении разных методов, оказывались непосредственно несопоставимыми. Выводы полученные путем анализа, Смит ставил в один ряд с поверхностными обобщениями. Видимо легенды о его рассеяности содержат в себе некую толику правды, остается только догадываться, либо Смит действительно не замечал этого, либо специально не замечал.

3. Экономическое учение Адама Смита.

3.1 Учение о разделении труда.

В основе всей системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит

1. От доли населения, занятого производительным трудом.

2. От уровня производительности труда.

Смит считал важнейшим фактором экономического прогресса разделение труда и сделал его исходным пунктом своего исследования. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост труда из-за специализации отдельных групп рабочих на выполнение только одной операции:

«Один человек выдергивает проволоку? другой ее, выпрямляет? третий режет? четвертый заостряет? пятый размалывает верхушку? чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность???

Я видел маленькую фабрику такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами, они могли? при старании? производить около 12 фунтов булавок в день? Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день... Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга они бы не сделали и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной»?

С правильных позиций Смит рассматривал зависимость разделения труда от размеров рынка. Обширный рынок, доказывал он, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. При узости рынка возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.

Хотя отдельные положения учения о разделении труда были сформулированы предшественниками, в трактовке Смита они получили совершенно новое значение. Он убедительно показал, что труд – источник богатства общества, а разделение труда – важнейший фактор повышения производительности труда и умножения общественного богатства.

Возникновение разделения труда Смит объяснил склонностью людей к обмену. Смит считал, что она является одним из естественных свойств человека. Склонность к обмену «породила первоначально и разделение труда». С этим положением Смита согласиться нельзя. Разделение труда возникло раньше, чем появилось товарное производство и обмен товаров.

Недостатком всей системы взглядов Смита на разделение труда было непонимание им различия между общественным и мануфактурным разделением труда. Первое имеет место на всех ступенях развития общества, а последнее порождено капитализмом. Это особый метод производства прибыли. Смит же изображал капиталистическое хозяйство как большую мануфактуру. Это неверно, так как разделение труда между капиталистическими предприятиями складывается стихийно, а в мануфактуре – сознательно, по воле капиталиста.

3.2 Взгляды на деньги.

Вслед за разделением труда Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объяснил техническими трудностями непосредственного обмена товара на товар. Для преодоления этих затруднений каждый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство и стало деньгами.

Смит понимал, что деньги – особый товар. Он стихийно выделился из всей массы товаров. Но сущности денег как всеобщего эквивалента Смит не понял. Для него деньги лишь средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен товаров. Он не понял, что деньги, в отличие от всех других товаров, выступают как общественная форма богатства, воплощение общественного труда.

Взгляд меркантилистов, что деньги составляют подлинное богатство общества, Смит считал ошибочным. Золотые и серебряные деньги он сравнивал с шоссейной дорогой, которая, содействуя доставке товаров на рынок, ничего не производит. Деньги, по Смиту, это колесо обращения и общество заинтересовано в том, чтобы издержки обращения были, возможно, меньше. Он не видел разницы между полноценными металлическими и бумажными деньгами, поэтому отдавал предпочтение последним. Обращение бумажных денег, считал Смит, обходится обществу дешевле, чем обращение металлических. Признавая возможность обесценивания бумажных денег, он не предавал этому значение. Чтобы избежать излишнего выпуска банкнот, необходим, по Смиту, свободный размен банкнот на золото.

3.3 Теория стоимости.

В теории стоимости двойственность метода Смита и противоречивость его теоретических взглядов выступают особенно очевидно. С одной стороны Смит значительно глубже и полнее, чем У.Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Но одновременно некоторые его взгляды находятся в прямом противоречии с положением об определении стоимости рабочим временем. Он дает несколько определений стоимости.

Первое определение – затратами труда. Смит различал потребительную и меновую стоимости. Он доказывал, что пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Он прямо определял меновую стоимость рабочим временем.

Но теория трудовой стоимости Смита страдала и серьезными недостатками. Он и «его время» не сложились для понимания двойственного характера труда. Поэтому Смит не включал в стоимость товара перенесенную стоимость средств производства (постоянный капитал) и сводил стоимость товара к вновь созданной стоимости. Эта мысль проводится через все его произведение. Он утверждал также, что в сельском хозяйстве стоимость создается не только трудом, но и природой. Встречаются у него и субъективистские определения труда как жертвы, которую приносит человек.

Второе определение стоимости у Смита – определение покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. При простом товарном производстве это определение справедливо, а в условиях капитализма – нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда.

Третье определение стоимости – доходами. Игнорируя свое определение стоимости затраченными на производство товара трудом, Смит при рассмотрении составных частей товаров заявлял, что: заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода так же, как и всякой меновой стоимости.

Первая часть этой формулы соответствует положению теории трудовой стоимости, а вторая – нет. Вследствие последней он становился на позиции теории издержек производства. Утверждая, сто стоимость слагается из доходов, Смит отразил взгляды бизнесмена-практика.

3.4 Учение о доходах.

Смит различал в капиталистическом обществе три класса – рабочих, капиталистов, и землевладельцев. Соответственно этому он считал основными доходами:

1. Заработную плату.

2. Прибыль.

Исходя из теории трудовой стоимости, общим источником всех доходов Смит считал труд. Он рассматривал прибыль и ренту как часть стоимости, созданной трудом рабочих. В то же время в теории сформулированы положения отличные от указанных. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Заработная плата. Природы заработной платы как превращенной формы собственности и цены рабочей силы Смит не знал и трактовал ее как цену труда. Величина заработной платы, по Смиту, находится под постоянным воздействием движения народонаселения. С ростом богатства, доказывал он, увеличивается спрос на труд, повышается заработная плата и растет благосостояние населения. В результате ускоряется его прирост. Образуется избыток рабочих рук и заработная плата понижается. При низкой ее величине размножение (если так можно выразится о человеке) сокращается, что ведет к недостатку рабочих и повышению заработной платы.

Разбирая вопрос об оплате труда по профессиям, Смит обосновал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которые требуют специальной подготовки. Более высоко, доказывал Смит, должен оплачиваться труд тяжелый, неприятный и тот, к которому общество относится с неприязнью.

Прибыль. Прибыль Смит прямо называл вычетом из продукта рабочего. Стоимость, созданная трудом рабочего, распадается на две части. Одну из них получает рабочий в форме заработной платы, а другая образует прибыль капиталиста. Прибыль- это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его заработной платы.

В отличие от физиократов, Смит считал, что прибыль создается неоплаченным трудом независимо от отрасли производства. Но, как и в других частях своего учения, Смит был непоследователен и в теории прибыли. В противоречие со своими вышеизложенными взглядами он утверждал, что предпринимательский доход является вознаграждением за риск и за труд при применении капитала.

Земельная рента. В теории ренты Смит прямо указывал, что рента создается неоплаченным трудом рабочего, представляет вычет из продукта его труда. Он связывал ее возникновение с частной собственностью на землю. Землевладелец требует увеличения ренты и в том случае, когда улучшение земли произведено арендатором за свой счет. Но и здесь Смит был непоследователен. В некоторых случаях он утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости. Смит делал также уступку физиократам, полагая, что ренту нужно рассматривать как продукт сил природы. Рассматривая вопрос о ренте в различных отраслях сельского хозяйства, Смит правильно установил, что рента с участков, занятых под производство зерновых, определяет ренту для всех видов сельскохозяйственного производства.

3.5 Учение о капитале.

В трактовке Смита капитал – это запасы, используемые в процессе производства, от которых капиталист ожидает получить доход. Главным фактором накопления капитала Смит считал бережливость. По его словам, она «является непосредственной причиной возрастания капитала». Пропагандируя бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих.

Большое значение Смит придавал делению капитала на основной и оборотный. Под последним, он понимал капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал - это капитал, не вступающий в процесс обращения и остающийся в руках владельцев. Капитал купца Смит целиком относил к оборотному капиталу. (Заметим это положение ошибочно).

У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относятся только к земледельческому капиталу. Смит же распространил категории основного и оборотного капитала на все отрасли хозяйства.

Однако Смит ошибочно распространил категории основного и оборотного капитала на капитал обращения. Неверно, как это делал Смит, видеть различие между оборотным и основным капиталом в том, что первый обращается, а второй - нет. Обращаются и тот и другой, но различными способами. Смит фактически противопоставлял друг другу не оборотный и основной капитал, а капитал обращения и производительный капитал. Сам процесс обращения он понимал неправильно, как перемещение. Поэтому ему казалось, что элементы основного капитала вообще не обращаются.

3.6 Взгляды на производство.

Ценные положения, которые внес в теорию воспроизводства Кенэ, не получили у Смита дальнейшего развития. Более тог, он запутал проблему, утверждая, что стоимость общественного продукта равняется сумме доходов – заработной плате, прибыли и ренте. Другими словами, стоимость общественного продукта сведена к вновь созданной стоимости, а стоимость средств производства, участвующая в создании продукта, у Смита исчезла. Смит, конечно, знал, что каждый предприниматель часть своего капитала расходует на средства производства. Однако он полагал, что цена каждого орудия в свою очередь сводится непосредственно, или, в конечном счете, к заработной плате, прибыли и ренте.

Смиту казалось, что, отсылая от одного предприятия к другому, ему удалось доказать, что стоимость общественного продукта без остатка распадается на доходы. Однако Смит ошибался. В стоимость произведенных товаров наряду с вновь созданной стоимостью всегда входит перенесенная стоимость средств производства. Она является продуктом труда предыдущих лет. Поэтому сумма доходов, равная вновь созданной стоимости, всегда меньше стоимости общественного продукта. Смит же отождествлял стоимость готового продукта с вновь созданной за год стоимостью. В результате у него исчезла стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, а стоимость годового продукта оказалась равной сумме доходов.

Эти ошибочные взгляды Смита объясняются недостатками его теории стоимости. Не зная двойственного характера труда, он не понимал, что абстрактным трудом создается новая стоимость, а одновременно конкретным трудом переносится на продукт созданная ранее стоимость средств производства. Она является продуктом прошлого года и лишь возмещает затраты на элементы постоянного капитала. На доходы распадается только новая стоимость, созданная абстрактным трудом.

Касаясь проблемы накопления капитала, Смит сводил ее к превращению прибыли (прибавочной стоимости) в дополнительную заработную плату. Вопреки точке зрения Смита при накоплении капитала лишь часть прибыли на покупку дополнительной рабочей силы. Другая же часть идет на приобретение дополнительных средств производства. По Смиту получалось, что накопление капитала выгодно рабочим, так как оно ведет к повышению заработной платы. Отсюда он делал вывод, что с развитием капитализма положение рабочего класса будет улучшаться. Это утверждение Смита является спорным.

3.7 Учение о производительном труде.

Смит противопоставлял рабочих мануфактуры слугам. Первые не только возмещают свою заработную плату, но и приносят хозяину прибыль. Предприниматель богатеет, нанимая большее количество мануфактурных рабочих, и беднеет, если держит много слуг. Таким образом, с точки зрения Смита, производительным является работник, который оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю. Другими словами, Смит считал производительным труд, обмениваемый на капитал.

Однако в этом вопросе Смит противоречил сам себе. Он выдвинул другое определение производительного труда. Производительным является труд, производящий товары, а непроизводительным – труд по оказанию услуг. Точку зрения физиократов, что производителен только труд в сельском хозяйстве, Смит подверг критике. Однако у него самого встречаются утверждения, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в других отраслях хозяйства. Это была уступка ошибочным взглядам физиократической школы.

Резко осуждая производительные затраты, Смит требовал экономии государственных расходов. Наряду с актерами и паяцами он причислял к непроизводительным работникам государя с судебными чиновниками, офицеров армии и флота.

3.8 Об экономической политике государства.

Смит был глубоко убежден, что важнейшим условием богатства страны является принцип «laissez faire», т. е. свобода хозяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу. Полезной мерой государства Смит считал регулирование выпуска банкнот, охрану страны от внешних врагов, заботу о безопасности граждан, поддержание общественных дорог, создание системы образования и воспитания. Для выполнения этих функций государство должно иметь необходимые средства. Смит предложил принципы налогообложения, основанные на его концепции равнозначности различных видов труда.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования доходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов». Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково, – на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила взимания налогов состоят в следующем:

1. налоги должны платить все граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;

2. налог, который следует уплатить, должен быть определен, а не изменяться произвольно;

3. всякий налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

4. налог должен устанавливаться по принципу справедливости;

Это касается размеров платежа, санкций за неуплату, равенство в распределении уровней налогообложения, соразмерности доходом и т.д.

Ссылаясь на целесообразность международного разделения труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами. Каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попытки мерами экономической политики помешать такой специализации в международном масштабе принесли бы, по Смиту, только вред.

Заключение.

В 18 - 19 в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др.

Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы капитализма - стоимость и дать ей свое знаменитое определение как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому.

Главной же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного периода, стало создание первой целостной экономической системы на основе суммы знаний, которые были накоплены к тому моменту общественного развития. Рассматривая работы А. Смита с высоты нашего времени, мы отдаем должное той грандиозной работе, которую он проделал и плодами которой мы пользуемся по сей день. Поэтому мы можем с полным основанием назвать А. Смита классиком экономической мысли.

Однако А. Смит не завершает развития классической школы. Он выступил со своим главным экономическим произведением непосредственно накануне промышленного переворота. Объектом исследования А. Смита был капитализм, еще не получивший своей адекватной производственно-технической базы в виде машинной индустрии. Это обстоятельство в известной мере и обусловило относительную неразвитость самой экономической системы А. Смита. Но теория послужила исходным пунктом для последующего развития в трудах Д. Рикардо, а затем и других великих экономистов.

Таким образом, социально-экономические взгляды А. Смита представляют собой одну из вершин экономической мысли 18 века.

Список литературы

1. А.И. Сурин. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. С.А. Бартенев. История экономических учений В вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2000.

3. Д.И. Платонов. История экономических учений. - М: ПРИОР, 2001.