Кто такой адам смит. Экономическая теория адама смита. Значение экономических работ А.Смита

В среде экономистов и людей, близких к данной области, имя Адама Смита на слуху. И недаром, ведь именно благодаря этому человеку, написавшему множество великих трудов, была заложена как наука экономическая теория. Да и вообще, научные изыскания восемнадцатого века многими делятся на те, которые были «до», и те, которые появились «после» Адама Смита. Что же уникального было в работах этого человека, да и в нем самом?

Ранние годы

Невероятно, но факт: по прошествии практически трех столетий качественной биографии выдающегося ученого восемнадцатого века так и не написано. Мало того, даже достоверно неизвестно, когда именно он родился. Точно можно сказать, что это был 1723 год, на дворе стоял июнь. А вот с числом уже сложнее. Некоторые полагают, что счастливое событие в семье Смитов произошло пятого июня (шестнадцатого по новому стилю), иные думают, что в этот день младенец был крещен. Существует и третья точка зрения - пятое июня является и днем рождения, и днем крещения новорожденного.

Как бы то ни было, но будущее светило экономики появилось на свет в Шотландии, в небольшом городке Керколди, в семье юриста и дочери землевладельца. Очевидно, что он был единственным ребенком в семье; всего лишь через два месяца после его рождения скончался его отец Адам. Мать мальчика, Маргарет, осталась с ним одна. Может быть, именно этот факт - что воспитывала его одна мама, и у них были крайне близкие отношения в детстве - способствовал тому, что и во взрослом возрасте Смит обожал мать и сохранил к ней глубочайшую привязанность.

В некоторых источниках упоминается занимательный факт из детства Адама Смита: будто бы в четырехлетнем возрасте малыша украли цыгане. Впрочем, испугаться мальчик не успел, поскольку по горячим следам был разыскан собственным дядей и возвращен в руки матери. Соответствует ли эта история действительности, также доподлинно неизвестно, но что абсолютно точно, так это то, что рос Адам довольно тихим, болезненным и слабым ребенком. Впоследствии о его рассеянности будут ходить легенды - рассеянным он был уже в детстве. С ранних же лет любил и бывать один - размышлять.

Школа, которую посещал будущий ученый, считалась очень хорошей, и Адам на самом деле полюбил и учебу, и книги. Они окружали его повсюду - возможно, и это сыграло свою роль в его последующем становлении. Что же касается учебы и прилежания, то достаточно будет сказать лишь, что он так преуспел в греческом и латыни, что в четырнадцать лет юного Адама без вопросов взяли сразу на второй курс университета Глазго.

Юность

В университете Глазго Адам Смит близко познакомился с этическими основами философии, логикой, древнегреческим языком, философией и математикой. Он провел в Глазго три года, а в 1740 году получил в числе лучших студентов стипендию и был направлен продолжать обучение в Оксфорд. Шесть лет в этом университете дали Смиту право позднее заявить, что большая часть профессорского состава не соблюдает даже видимости преподавания. Из этих слов становится очевидным его отношение к обучению в Оксфорде. Именно по данной причине по возвращении в Шотландию Адам в течение двух лет занимался самообразованием, восполняя пробелы в знаниях.

Во время пребывания в университете (даже в двух) Адам Смит еще не интересовался экономикой. Предметом его страсти являлась нравственная философия, по которой он штудировал горы литературы. Впрочем, читал юноша в принципе очень много. А еще много и часто болел - возможно, из-за неприятия места своего нахождения и тоски по любимой маме.

Начало занятий и интерес к экономике

Природа характера Адама Смита (о коем еще будет подробнее сказано ниже) была такова, что при занятиях наукой он не мог не стать лектором. Это и произошло в 1748 году после окончания двухлетнего самообразовательного курса.

Первый свой опыт преподавания Смит получил в Эдинбурге. Некий лорд Кэймс, знакомый Смита, составил ему протекцию - так будущий ученый попал в Эдинбургский университет, где делился со студентами знаниями по нескольким дисциплинам: английская литература, юриспруденция, политическая наука, экономика, социология, риторика, искусство написания писем, достижение богатства (да-да, существовал и такой предмет). Казалось, не имелось такой области, где Смит был бы некомпетентен. Его лекции, благодаря двум его студентам, сохранились и до наших дней.

Возможно, именно работа со студентами Эдинбурга послужила переломным моментом в его судьбе, заставившим Адама Смита наконец сформулировать все то, что давно уже разрозненно бродило в его голове. Именно тогда он начал выражать свои идеи относительно проблем экономики. Базисом теории Адама Смита стало желание увидеть человека с трех сторон - морально-нравственной, гражданской и государственной, а также с экономической. Приблизительно в те же годы молодой ученый принялся разрабатывать и идеи экономического либерализма.

Затем наступил 1750 год - год встречи с Дэвидом Юмом, который сыграл значительную роль в судьбе Смита. Он был для того коллегой и старшим товарищем, вместе с которым Смит написал внушительное количество трудов, а все благодаря сходству взглядов на философию, экономику, религию и политику. Их общие работы имели определенный вес в свое время. А всего лишь через год после знакомства с Юмом Смит оказался в университете Глазго - уже не в качестве студента, а как профессор логики. В этой должности, впрочем, он пробыл недолго - всего несколько месяцев, в конце того же года перейдя на кафедру моральной философии, где и оставался тринадцать лет. За время своего пребывания в Глазго Смит читал лекции по риторике, праву, этике и политэкономии. По свидетельствам очевидцев, было это настолько захватывающе, что вся Шотландия и Англия стекались послушать ставшего знаменитым профессора, который, по его же собственным словам, был влюблен во все науки в целом. Впрочем, о манере преподавания Адама Смита остались разные отзывы. Он читал блестяще, интересно, но неровно. Ему нужно было время, чтобы «раскачаться»: взойдя на кафедру и увидев перед собой десятки внимательных глаз, профессор робел, не знал, что сказать, и первые минуты лекции просто бормотал что-то под нос самому себе. Но обнаружив неослабевающее внимание, воодушевлялся - и занятие заканчивалось такой мощью, таким напором в итоге, каких не было больше ни у одного преподавателя. Смита любили за то, что он никогда не читал по бумажке - всегда рассказывал сам, причем не нудно, как по учебнику, а с импровизацией. Это, пожалуй, и привлекало аудиторию.

В 1758 году Адам Смит стал деканом, а год спустя, взяв за основу курс своих лекций, выпустил первый свой труд - «Теория нравственных чувств» (чуть подробнее о нем сказано немного далее). Именно благодаря данной работе профессор университета Глазго стал знаменитым.

Дальнейшая жизнь

В 1764 году в жизни сорокалетнего Смита наступила новая веха. Как было вкратце упомянуто выше, теория Адама Смита, изложенная им в «Теории нравственных чувств», принесла ему известность. Имя его стало популярно во многих кругах; заинтересовался ученым и лорд Тауншенд, будущий канцлер казначейства. Да настолько, что предложил Смиту составить компанию его пасынку - герцогу Баклю - в путешествии по Европе. Не просто так, разумеется - ученый должен был стать наставником молодого герцога, взамен ему предлагалось прекрасное жалованье, гораздо большее, чем он получал в университете, оплачивались все дорожные расходы, а также предоставлялась уникальная возможность посмотреть Европу, о чем Адам Смит давно мечтал. В общем, долго он не размышлял - покинув университет Глазго, отправился странствовать с молодым Баклю. Именно в этом путешествии Смит начал работу над главным трудом своей жизни - исследованиях о природе и богатстве народов. Адам Смит потратил на это исследование более десяти лет, впрочем, позже мы вернемся к данному вопросу.

За время своего путешествия Баклю и Смит побывали в Тулузе, Женеве, Париже. В общем и целом вояж продлился три года, и в течение этого периода Смит успел свести знакомство с огромным количеством людей - в том числе и с Вольтером. В 1767 году он вернулся домой, к матери. Следующие шесть лет он жил с ней, неустанно работая над самым известным своим трудом - «Богатством народов». Адам Смит был разносторонней, многогранной личностью. И прежде чем говорить об идеях и трудах ученого, необходимо сначала понять, каким же все-таки человеком он был.

Адам Смит: экономист и человек

Характер человека очень много говорит о нем и в профессиональном плане. Зная особенности характера той или иной личности, можно сложить представление о ней и как о специалисте своего дела.

Смит, например, был рассеян - выше об этом уже упоминалось. Рассеян настолько, что это стало притчей во языцех. Рассказывали, что его находили одиноко бредущим в поле и даже не замечавшим, где он идет; что однажды он провалился в чан для дубления кожи; что он мог выйти на улицу в домашнем халате и бесцельно ходить по городу; что забыв, у кого дома находится, мог неделикатно высказаться об этом человеке; что клал себе в чай чуть ли не целую сахарницу… В общем, рассеянность его была легендарной, а все потому, что дни напролет Смит думал. Он вынашивал свои мысли и идеи, спорил сам с собой, размышлял о темах, его волновавших. Все это позднее находило отражение в трудах Адама Смита.

Смит был не слишком красив. Среднего роста, прямой, с большущим носом и серо-голубыми глазами, он носил парик, опирался на бамбуковую трость (или таскал ее на плече), одевался так, чтобы не привлекать лишнего внимания к своей персоне. Человек это был скромный и даже порой застенчивый, неловкий и деликатный.

Неизвестно точно, была ли у него невеста или хотя бы любовь. Кто-то утверждает, что он умер, так и не познав физической близости, кто-то - что дважды чуть было не женился, да сорвалось. Как бы то ни было, но жил Смит с матерью и кузиной, которая также не имела мужа. В доме у них соблюдались шотландские традиции, есть любили национальные блюда. Что касается увлечений Адама Смита помимо науки, известно, что он любил песни, танцы, французский театр и стихи - например, Роберта Бернса.

Идеи экономиста

Экономика, философия и прочие дисциплины, разумеется, существовали до Смита. Однако именно он, как утверждали впоследствии современники и последователи, стал тем, кто доступно изложил основу науки.

Центральная мысль учения Адама Смита сводилась к следующему: основной проблемой экономической науки является экономическое развитие общества и его благосостояние. Чтобы у общества это благосостояние появилось, по мнению Смита, самое главное - должен быть труд. Именно он является сущностью благосостояния - иными словами, богатства.

В методологии ученого глобальное место отводится концепции экономического либерализма. Смит считал, что только в том случае, когда частные интересы находятся превыше общественных, можно говорить о благоприятном воздействии на экономику. В связи с этим он ввел такие понятия, как «экономический человек» (то есть человек-эгоист, который для удовлетворения своих интересов и/или желаний удовлетворяет интересы других, таким образом, своей цели он достигает путем сделки с чужим эгоизмом) и «невидимая рука» (речь идет здесь о наличии свободной конкуренции и решении общих задач через частные интересы). Также одной из основных идей Адама Смита стала мысль о том, что в любом цивилизованном обществе функционируют экономические законы. А для их функционирования обязательно должна быть свободная конкуренция - и это возвращает нас к понятию «невидимой руки».

В науке Адама Смита отдельное место отводится понятию «естественного порядка», которым ученый характеризует рыночные отношения. Чтобы данный порядок мог существовать, необходима «система естественной свободы», опирающаяся вновь ни на что иное, как на частную собственность. Государство мешает развитию экономики - таков тезис автора.

Нельзя не упомянуть об еще одной концепции Адама Смита - теории абсолютных преимуществ. Эта идея заключается в том, что каждая конкретная страна специализируется на чем-то своем, одном, конкретном. Таким образом, у страны А есть абсолютные преимущества в создании, например, подушек, а у страны Б есть абсолютные преимущества в производстве авторучек. И тогда стране А незачем пыжиться и самой стараться сделать то, что она не умеет - то есть авторучки. Ей проще приобрести их у страны Б, специалиста в данной области. И наоборот. Для того же, чтобы понять, есть ли абсолютные преимущества, нужно сравнить производство одной и той же услуги/одного и того же товара в разных государствах.

Первая работа

Первым изданием Адама Смита, увидевшим свет, стала «Теория нравственных чувств» - вышла в 1759 году. Она принесла известность своему автору, рассуждавшему о том, что же такое человеческие отношения, как и из чего они строятся и что позволяет обществу оставаться единым целым, несмотря ни на что. Это не самоучитель по правилам хорошего тона, однако своего рода учебник по тому, как оставаться человеком среди людей. Наука Адама Смита в данной книге проста: все должны быть этически равны между собой.

Главный труд

Работой, поистине прославившей Адама Смита, наиболее известной и популярной, является произведение, которое ученый писал более десяти лет. Начал делать наброски еще в шестьдесят четвертом, во время поездки в Тулузу, а окончил только в семьдесят шестом. Речь, конечно, идет об огромной работе Адама Смита - «Богатстве народов».

Самые первые попытки изложить идеи будущего издания Смит предпринял еще в шестьдесят третьем году, по крайней мере, об этом свидетельствуют найденные в середине тридцатых годов прошлого столетия записки. В них обрисовывается суть таких понятий и проблем, как разделение труда, меркантилизм и так далее. В книге же, попавшей, наконец, в печать, речь идет о возможностях экономики в условиях экономической свободы. Смит открыто называет все то, что, по его мнению, мешает решить данный вопрос. В исследовании о причинах богатства народов Адам Смит утверждает также, что для высокой производительности труда необходимо его разделение, кроме того, он подчеркивает важность большого ассортимента на рынке.

Начатую в поездке книгу «Природа и причина богатства народов» Адам Смит по возвращении из турне продолжал писать в самом родном и спокойном месте - дома, рядом с мамой. В течение шести лет он работал в тишине и уединении - и большая часть труда была готова. Потребовалось еще три года, чтобы довести все до ума. Так и родилось сочинение, подарившее мировую славу Адаму Смиту - «Исследование о природе и причинах богатства народов». Впервые оно было опубликовано в Лондоне, при жизни Смита переиздавалось пять раз, переводилось на различные языки.

Иные работы Смита

К сожалению, более ничего выдающегося великий ученый так и не написал. Мечтал создать труд по юриспруденции, но не успел. Он опубликовал лишь свои лекции по риторике и написанию писем, а также по юриспруденции; выпустил пару эссе да сообщение о жизни и научных трудах своего друга Дэвида Юма. Последние годы своей жизни Смит тяжело болел, возможно, состояние здоровья не лучшим образом сказалось на творческих замыслах экономиста. Последней его работой стало эссе по философии, вышедшее в 1785 году.

Последние годы жизни

С 1778 года Адам Смит входил в число таможенных комиссаров своей страны. Он жил скромно, вкладывая средства только в книги и участвуя в благотворительности. Как уже было упомянуто выше, он тяжело болел - страдал кишечником, из-за чего и умер в июле 1790 года. После своей смерти он завещал уничтожить свой архив - это было исполнено с точностью. Впрочем, после кончины Смита увидели свет его заметки по астрономии, философии и изящным искусствам, которые при жизни автора опубликовать не удалось.

Жизнь Адама Смита является ярчайшим примером жизни настоящего мыслителя, ученого, гения, положившего жизнь во имя науки. И тем более отрадно, что все это было не напрасно.

Экономическая теория Адама Смита

Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство, непротивление и даже попустительство. В книге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике невмешательства.

Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода).

1. Ничем не стеснять мобильность рабочей силы - отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбирать, где ему применять свой единственный капитал - рабочую силу.

2. Полная свобода торговли - внешней и внутренней, отмена государственной регламентации цен. Свобода торговли землей, чтобы земли переходили в руки тех, кто склонен пускать ее в оборот. Эта система, касающаяся торговли, получила название фритредерства и стала политикой английской буржуазии.

3. Поощрение конкуренции, запрет на монополии. Смит заходил в этом вопросе так далеко, что предложил конкурировать даже попам, для более полной свободы вероисповедания.

4. Богатство общества зависит от двух причин - от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности. Во введении и плане сочинения вы прочитаете, как поясняет Смит на примере диких и цивилизованных народов. Смит делает шаг вперед по сравнению с физиократами и говорит, что труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и потому является производительным. Чем глубже разделение труда, тем выше производительность и больше по объему национальный продукт. Отрицая влияние государства на экономику, Смит, тем не менее говорит об отрицательных последствиях разделения труда, когда каждый рабочий обязан выполнять лишь одну простейшую операцию, что приведет к вырождению основной массы народа, если об этом не позаботится правительство.

5. Деньги признаются лишь "колесом обращения", а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для активного применения капитала.

6. Трудовая теория стоимости развивается и углубляется Адамом Смитом. Смит подчеркивает, что стоимость товара - это средние общественные затраты труда, а не конкретные затраты производителя. Смит дует характеристику естественной и рыночной цене товара. Естественная - это выраженная в деньгах стоимость, рыночная же складывается под воздействием спроса и предложения. Существует по меньшей мере три противоречивых взгляда на стоимость. Первый - как затраты труда, второй - как количество товара, которое можно купить на данный товар и третье- т.е. только выражая товары друг в друге и стоимость как сумма затрат капиталиста, включающая его прибыль и зарплату рабочего, в некоторых отраслях еще и земельную ренту - отсюда вытекает, что каждый из факторов - труд, земля и капитал участвует в создании стоимости и каждый имеет в ней свою часть - ренту, прибыль и зарплату, тогда как стоимость создает только труд, а рента и прибыль - это вычеты из стоимости.

7. Теория зарплаты как стоимость необходимых средств существования, но уже даются реалистичные дополнения. Это не просто физический минимум средств, он зависит от:

Места и времени, исторического и культурного уровня развития рабочего. (Плате на Севере выше, хотя бы потому, что мы вынуждены тратить больше на теплую одежду и более калорийные продукты, чем к примеру, в Африке).

Росту зарплаты служит борьба рабочих за ее повышение.

Когда в обществе экономический прогресс - спрос на труд увеличивается, а в рыночной ситуации спрос на товары повышает их цену.

8. Капитал - накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег. Случится такое может только с бережливыми людьми, близкими к аскетизму. Главная задача для капиталиста - накапливать капитал, пускать его в оборот давая работу трудолюбивым людям. Главная задача государства - не мешать капиталисту накапливать капитал, помогать ему в этом, сокращая число людей, занятых непроизводительным трудом - чиновников, армии, священников.иге Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов".

(1723-1790) Основоположник экон. теории, шотландский философ и автор книги `Природа и причины богатства наций` (The Nature and Causes of the Wealth of Nations), представитель классической политической экономики. `Богатство наций` знакомит с обилием экон. данных и их анализом на фоне обобщения тенденций развития экон. процессов в обществе, основанном на частной собственности. Адам Смит выступал против деятельности правительства, за политику невмешательства гос-ва в экономику, за отход от его интервенционной политики, рекомендуемой теорией меркантилизма, к-рая господствовала в течение большей части восемнадцатого столетияАдам Смит считал, что экон. свобода является эффективным средством регулирования экономики. Невидимая рука рынка была центральным понятием в его учении об экономике. Конкуренция и личный интерес, к-рые порождают рост реального нац. богатства, лежали в основе его модели.См. КАПИТАЛИЗМ; КОММУНИЗМ; СОЦИАЛИЗМ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДАМ СМИТ

шотландский философ (1723–1990), наиболее запомнившийся своим «Исследованием причин и природы богатства народов» (1776). После плодотворного изучения разделения труда он предположил, что преследование индивидуумом личного интереса и беспрепятственное функционирование рынка действовали как «невидимая рука», имея своим результатом достижение «всеобщего благосостояния». Будучи ведущим представителем шотландского просвещения и посетив Францию, где он встречался с ведущими французскими социальными и экономическими мыслителями, Смит, помимо экономических проблем, писал: об этике, о политике, праве, языке. В «Теории нравственных чувств» (1779) он утверждал, что этические суждения зависят от воображения людьми самих себя в положении других и могут также освещаться через призму суждений об истине и заблуждении идеального беспристрастного наблюдателя. Хотя и крепко связанный с защитой доктрины Laissez Faire, Смит не был слеп к неблагоприятным последствиям разделения труда, отмечая его потенциально подрывающее и обесчеловечивающее воздействие на рабочих, хотя они вполне могли бы пожелать ограничить такое воздействие, но правительства в действительности руководствовались узкими интересами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДАМ СМИТ

Шотландский экономист, работы которого легли в основу классической экономической теории. В известном труде А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) заложены основы учения о рынке. Смит подчеркивал, что рыночные отношения базируются на общественном разделении труда. Ученый считал, что «невидимая рука» рынка заставит предринимателей из личного материального интереса и стремления к прибыли производить товары и услуги, необходимые обществу. В условиях свободной конкуренции и при отсутствии государственного регулирования рынок способен так организовать экономическую деятельность, что повысится благосостояние всего общества. На рынках совершенной конкуренции производители стремятся продать как можно больше товаров, что ведет к снижению цен до уровня, позволяющего покрыть издержки производства и получить нормальную норму прибыли. Если на рынке ощущается дефицит некоторых товаров, потребители предлагают за них более высокие цены, что привлекает в отрасль новых производителей и способствует увеличению предложения этих товаров. Таким образом, в условиях рыночной системы предложение управляется спросом. Смит фактически описал новую экономическую систему, которая зарождалась в то время в западноевропейских странах. Однако, чтобы эта система работала, необходимы два условия: отсутствие государственного вмешательства и свобода конкуренции. Смит с большим недоверием относился к монополиям, полагая, что они представляют собой заговор против потребителя. См. Private-enterprise system.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Адам Смит

Адам Смит (Adam Smith), которого большинство ученых считают основателем современной политической экономии как самостоятельной науки, родился, предположительно, 5 июня 1723 года в городе Керколди в Шотландии в семье таможенного чиновника.

Окончил университет в Глазго и в 1740-1746 годах учился в Оксфорде, где изучал философию и литературу.

Свою карьеру начал как преподаватель. В 1748-1750 годах читал лекции по литературе и естественному праву. В 1751-м ему была присвоена научная степень профессора логики, в 1752-м – профессора моральной философии. Современники считали Смита выдающимся оратором: на его лекции съезжались слушатели со всей страны.

С 1755 года Адам Смит становится публицистом: в журнале «Эдинбургское обозрение» печатаются его первые статьи. А международную известность он получил благодаря своему философскому труду «Теория нравственных чувств», который вышел в 1759 году.

В 1764-1766 годах Смит был наставником герцога Беклю. В этой роли он посетил Тулузу, Женеву, Париж. Ему удалось познакомиться с такими видными деятелями эпохи Возрождения, как Дидро, Вольтер и др.

По возращении на родину Адам Смит посвятил себя работе над своим главным произведением «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое впервые было опубликовано в 1776 году.

«Богатство народов» - это трактат из пяти книг, причем первые две представляют собой очерк теоретической экономии, третья и четвертая - об истории экономических учений, а пятая – о связи финансов и науки об управлении.

Именно в этой работе впервые речь шла об эгоизме как об основной движущей силе экономики, когда продавец стремится реализовать товар там, где это можно сделать дороже; богатство создается всеми видами производительного труда, а не только земледелием, и драгоценные металлы не являются его единственным выражением и эквивалентом.

В 1778 году Смит стал членом Таможенного совета Шотландии. Он переехал в Эдинбург. А в 1787-м был избран ректором университета в Глазго.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Смит (Smith) Адам (1723-1790)

английский экономист, один из основателей классической политической экономии. В 1766 г. создал главное произведение своей жизни - «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое является первым в экономической науке полноценным трудом, излагающим общую основу науки - теорию производства и распределения, анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, ряд примеров их применения в экономической политике. Эта работа Смита оказала влияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическую политику многих государств. Главная мысль «Исследования о природе …» - это действие «невидимой руки»: получаем мы свой хлеб не по милости пекаря, а из его эгоистического интереса. Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей, согласно которой при определенных общественных условиях частные интересы могут гармонически сочетаться с интересами общества. Он отмечал, что разделение труда повышает производительность труда, ускоряет рост богатства и является важнейшим фактором всей истории человечества. Смит считал неправильным взгляд меркантилистов на деньги как единственное богатство, более того, он объявил целесообразной замену серебра и золота бумажными деньгами. Наряду с этим он видел, что в отличие от металлических денег бумажные деньги могут переполнять каналы обращения и обесцениваются, поэтому бумажные деньги должны выпускаться банками в ограниченных количествах. Смит выделял кредитные деньги и признавал, что эмиссия банкнот содействует росту производства. Смит внес значительный вклад в развитие теории стоимости. Он определял стоимость затраченным на производство товара трудом и обмен товаров связывал с заключенным в них количеством труда. Смит разграничивал естественную и рыночную цену товара. Под естественной ценой он понимал денежное выражение стоимости, которая «как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров», то есть определяемую конкуренцией среднюю цену товаров. Низкий уровень нормы прибыли и процента Смит характеризовал как показатель высокого экономического развития и «здоровья нации», хотя и не смог объяснить процесс тенденции нормы прибыли к понижению. Он впервые ввел термины основного и оборотного капитала и применил категории основного и оборотного капитала ко всему функционирующему капиталу, независимо от того, в какой отрасли он применяется. Особое значение Смит придавал финансовой деятельности государства. Он заложил теоретически основы налоговой политики, подчеркнув, что налоги должны соответствовать «силе и способностям граждан».

Отличное определение

Неполное определение ↓

СМИТ АДАМ

Адам (1723–90) – английский экономист, основоположник классической политической экономии. Родился в Шотландии. Как исключительно одаренный ученик в 14 лет он поступил в университет. Сначала в Глазго, а затем в Оксфорде (в 1740–46) он изучал философию. Большое влияние на мальчика оказали курсы нравственной философии Фрэнсиса Хатчесона (1654–1746), а также творчество Дэвида Юма (1711–76), и в частности его «Трактат о человеческой природе».

По возвращении в Шотландию в 1751 С. получает кафедру логики в университете Глазго. В 1752 он получает также кафедру нравственной философии и таким образом оказывается преемником Хатчесона. Политическая экономия рассматривалась в четвертой части его курса, после естественной теологии, этики и юриспруденции. Так его экономическая концепция становится неотделимой от размышлений об обществе во всем его многообразии.

Первая книга, которая приносит ему известность, посвящена социальной философии: речь идет о «Теории нравственных чувств», опубликованной в 1759 С. считал ее основным своим трудом, судя по тому, что последние годы своей жизни он посвятил ее переизданиям.

В 1764 он оставляет свои кафедры в университете Глазго и становится наставником молодого герцога Бакклафа; ему назначают пенсию, которую он будет получать всю оставшуюся жизнь. Сопровождая молодого вельможу во время двухлетней учебы (1764–66) в Европе, и особенно во Франции, С. встречается с Ф. Кенэ и А.Р.Ж. Тюрго.

Вернувшись в Шотландию, С. принимается за «Исследования о природе и причинах богатства народов», которые выходят в свет в 1777. Работе сопутствует большой успех, и еще при жизни автора она переиздается четыре раза (1778, 1784, 1786, 1789).

В 1778 С. назначают комиссаром на таможню. Он умер, так и не опубликовав другие свои работы.

«Богатство народов» часто рассматривается как вступительная работа политической экономии, она знаменует собой рождение либеральной экономической теории. «Богатство народов» включает пять книг, но лишь первые две из них составляют суть теоретического построения С.

В книге I рассматривается разделение труда как основной фактор экономического роста. Затем автор ставит проблему стоимости произведенных товаров и услуг. С. считает, что именно труд создает эту стоимость (теория стоимости-труда). Книга I заканчивается изложением теории распределения, где рассмотрены заработная плата, рента и прибыль.

Книга II посвящена накоплению капитала, необходимого для экономического роста, и значению экономии, позволяющей обеспечить это накопление.

В книге IV, посвященной критике меркантилистских положений, автор впервые теоретически доказывает необходимость свободного обмена (абсолютное преимущество), принципы которого затем будут доработаны Д. Рикардо (сравнительное преимущество).

Книга V посвящена общественным финансам. Анализ расходов государства, проведенный С., до сегодняшнего дня остается непревзойденным достижением либеральной мысли.

Главная идея книги состояла в обосновании трудовой теории стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что С., размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что С. еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляются не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода – алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».

Увлечение идеями С. было так велико, что наряду с Наполеоном его считали самым могущественным властителем дум в Европе. Под влиянием его идей был введен курс политической экономии, который впервые прочел в Эдинбургском университете Дж. Стюарт – ученик и друг С.

Считается, что три постулата С. до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму С.

Во-первых, это анализ «экономического человека». Это образное выражение обозначает модель, или концепцию, человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга С. в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.

Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, С. поставил политическую экономию на научную основу.

В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АДАМ СМИТ

Как заметил английский историк экономической мысли Александр Грей: Адам Смит был столь явно одним из выдающихся умов XVIII в. и имел такое огромное влияние в XIX в. в своей собственной стране и во всем мире, что кажется несколько странной наша плохая осведомленность о подробностях его жизни... Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени.

Родиной великого экономиста была Шотландия. Несколько столетий шотландцы вели упорные войны с Англией, но при королеве Анне в 1707 г. была, наконец, заключена государственная уния. Это было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, влияние которых к этому времени заметно усилилось. После этого в Шотландии началось значительное экономическое развитие. Особенно быстро рос город и порт Глазго, вокруг которого возникал целый промышленный район. Именно здесь, в треугольнике между городами Глазго, Эдинбургом (столица Шотландии) и Керколди (родной город Смита) прошла почти вся жизнь великого экономиста.

Влияние церкви и религии на общественную жизнь и науку постепенно уменьшалось. Церковь утратила контроль над университетами. Шотландские университеты отличались от Оксфорда и Кембриджа духом свободомыслия, большой ролью светских наук и практическим уклоном. В этом отношении особенно выделялся Университет Глазго, где учился и преподавал Смит. Рядом с ним работали и были его друзьями изобретатель паровой машины Джемс Уатт, один из основоположников современной химии Джозеф Блэк.

Примерно в 50-х годах Шотландия вступает в полосу большого культурного подъема, который обнаруживается в разных областях науки и искусства. Блестящая когорта талантов, которую породила на протяжении полувека маленькая Шотландия, выглядит очень внушительно. Кроме названных в нее входят экономист Джемс Стюарт и философ Давид Юм (последний был ближайшим другом Смита), историк Уильям Робертсон, социолог и экономист Адам Фергюсон. Такова была среда, атмосфера, в которой вырос талант Смита.

Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее образование. Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго. После обязательного для всех студентов класса логики (первого курса) он перешел в класс нравственной философии, выбрав тем самым гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой за студентами. Через 30 с лишним лет, в Богатстве народов, Смит свел с ними счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в частности: В Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.

Бесплодность дальнейшего пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет Адам Смит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени.

В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там место профессора в университете. Сначала он получил кафедру логики, а потом - нравственной философии. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В старости он писал, что это был счастливейший период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользуясь уважением профессоров, студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке.

Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни Смита женщины не играли никакой заметной роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные сведения, что он дважды - в годы жизни в Эдинбурге и в Глазго - был близок к женитьбе, но оба раза все по каким-то причинам расстроилось. Его дом всю жизнь вели мать и кузина. Смит пережил мать только на шесть лет, а кузину - на два года. Как записал один приезжий, посетивший Смита, дом был абсолютно шотландский. Подавалась национальная пища, соблюдались шотландские традиции и обычаи.

В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой научный труд - Теорию нравственных чувств. Между тем уже в ходе работы над Теорией направление научных интересов Смита заметно изменилось. Он все глубже и глубже занимался политической экономией. В торгово-промышленном Глазго экономические проблемы особенно властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал своеобразный клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. Скоро Смит стал одним из виднейших членов этого клуба. Знакомство и дружба с Юмом также усилили интерес Смита к политической экономии.

В конце прошлого века английский ученый-экономист Эдвин Кэннан обнаружил и опубликовал важные материалы, бросающие свет на развитие идей Смита. Это были сделанные каким-то студентом Университета Глазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций Смита. Судя по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. Из этих лекций прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. В чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в Богатстве народов. В 30-х годах XX столетия была сделана другая любопытная находка: набросок первых глав Богатства народов.

Таким образом, к концу своего пребывания в Глазго Смит уже был глубоким и оригинальным экономическим мыслителем. Но он еще не был готов к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка во Францию (в качестве воспитателя юного герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. Можно сказать, что Смит попал во Францию как раз вовремя. С одной стороны, он уже был достаточно сложившимся и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под влияние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключая Франклина). С другой стороны, его система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказался способным воспринять полезное влияние Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго.

Франция присутствует в книге Смита не только в идеях, прямо ли, косвенно ли связанных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития - самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному естественному порядку. Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к естественному порядку с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства.

Что означали три года во Франции для Смита лично, в человеческом смысле? Во-первых, резкое улучшение его материального положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Университет Глазго он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми, в том числе и сильными мира сего. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором.

Смит провел в Париже около года - с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни Парижа были литературные салоны, там он в основном и общался с философами. Можно думать, что особое значение для Смита имело знакомство с К. А. Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций объявил эгоизм естественным свойством человека и фактором прогресса общества. С этим связана идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов Дж. Локка и Д. Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеции оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие homo oeconomicus (экономический человек) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о невидимой руке является одним из наиболее цитируемых фрагментов Богатства народов.

Что такое экономический человек и невидимая рука? Ход мыслей Смита можно представить себе примерно так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и свой капитал (как видим, здесь могут подразумеваться как рабочие, так и о капиталисты) таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. При этом он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. "Невидимая рука" -- это красивая метафора для обозначения стихийного действия объективных экономических законов.

Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, т. е. политики laissez faire, с другой - это теоретическая конструкция, модель для изучения экономической действительности.

В физике полезными орудиями познания природы являются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут себя идеально или ведут себя так лишь при некоторых определенных условиях. Однако имеет большой смысл абстрагироваться от этих нарушений, чтобы изучать явления в чистом виде. Нечто подобное представляет собой в политической экономии абстракция экономического человека и свободной (совершенной) конкуренции. Наука не смогла бы изучать массовые экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция экономического человека и свободной конкуренции сыграла важнейшую роль в экономической науке.

Для Смита homo oeconomicus является выражением вечной и естественной человеческой природы, а политика laissez faire прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. Если экономическая деятельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять. Смит считал, что при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоваться наиболее эффективным образом.

Экономическая политика английского правительства на протяжении следующего столетия была в известном смысле осуществлением смитовой программы.

Сохранился такой любопытный рассказ. В последние годы жизни Смит был уже знаменит. Будучи в 1787 г. в Лондоне, Смит приехал в дом одного знатного вельможи. В гостиной было большое общество, включавшее премьер-министра Уильяма Питта. Когда вошел Смит, все встали. По своей профессорской привычке он поднял руку и сказал: Прошу садиться, господа. Питт на это ответил: После вас, доктор, мы все здесь ваши ученики. Возможно, это только легенда, но она очень правдоподобна. Экономическая политика У. Питта во-многом опиралась на идеи свободной торговли и невмешательства в экономическую жизнь общества, которые проповедовал Адам. Смит.

Переведенные работы:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1935

2. Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями. СПб.: И. И. Глазунов, 1895.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гораздо более, чем своей мудростью, он славился своей рассеянностью. Однажды кучер дилижанса, следующего по маршруту Эдинбург — Киркалди посреди чистого поля в нескольких милях от города назначения увидел одинокую фигуру. Остановив лошадей, он спросил человека, не нужна ли ему помощь. Только тогда тот, удивленно оглянувшись кругом, понял, где находится. Погруженный в раздумья, Адам Смит (Adam Smith) уже несколько часов шел, куда глаза глядят (а вернее, думал). А как-то в воскресенье его увидели в домашнем халате в Данфермлине, в пятнадцати милях от Киркалди: он смотрел в пустоту и разговоривал сам с собой. Спустя годы жители Эдинбурга привыкли к тому, что по старому городу в самое неподходящее время бродит без определенной цели одинокий старик с потерянным взглядом и шевелящимся губами, которого все называли мудрецом.

О его детстве и отрочестве мало что известно. Адам Смит родился в Киркалди в один из дней 1723 года. Неправда, что его украли цыгане и забрали в табор. Адам ходил в местную школу и был, очевидно, таким прилежным учеником в греческом и латыни, что, когда поступил в университет в Глазго четырнадцати лет от роду, его взяли сразу на второй курс, освободив от изучения классических языков, которому был посвящен первый. Три года спустя он получил стипендию в Оксфорский университет, но о его шестилетнем пребывалии в Баллиол-колледже мы знаем только, что он был наказан на чтение втихаря «Трактата о человеческой природе» Дэвида Юма (David Hume) (позже его ближайшего друга), ненавидимого тогдашнеми реакционными университетскими властями за атеизм. После выпуска Смит читал свои знаменитые лекции в Эдинбурге, дошедшие до нас только по записям двух присутствоваших на них студентов. С тех пор он превратился в одного из выдающихся деятелей так называемого «шотландского Просвещения».

Адам Смит преподавал в университете Глазго сначала логику, а затем — моральную философию, и его лекции имели такой успех, что их приезжали слушать со всей Англии и Европы, в том числе Джеймс Босуэлл (James Boswell), оставивший яркое свидетельство о его элегантном стиле изложения. Господин Смит чрезвычайно удивился бы, узнав, что потомки будут называть его «отцом экономики». Сам себя он всегда считал моральным философом, был влюблен во все науки — точные и гуманитарные, и, как все шотландские интеллектуалы того поколения, преклонялся перед законами, поддерживавшими естественный и общественный порядок, будучи убежденным в том, что только разум — но не религия — может постичь и объяснить их.

Контекст

Варгас Льоса: Коррупция угрожает Латинской Америке

La Nacion Argentina 06.10.2015

Марио Варгас Льоса: гибель культуры

Financial Times 26.07.2015

Варгас Льоса: возвращение идей

El Pais 28.01.2015

Марио Варгас Льоса: Эра самозванцев

La Nacion Argentina 21.12.2014

Марио Варгас Льоса: Укротить зверя внутри нас

La Nacion Argentina 29.08.2014
Первой книгой Адама Смита, опубликованной посмертно, была «История астрономии». Следующей — исследование о происхождении языков. Всю жизнь он мечтал понять, что же обеспечивает обществу единство и стабильность, когда его члены — отдельные люди — такие эгоистичные, строптивые и разобщенные. Он стремился узнать, если ли в истории закономерности эволюции, и в чем причина прогресса и процветания одних народов и застой и дикость других.

Первая книга Смита, увидевшая свет при жизни автора, была «Теория нравственных чувств» (1759), которая пытается объяснить, из чего состоит тот самый цементирующий раствор, который поддерживает общество единым вопреки разъединяющим силам, действующим внутри него. Автор называет симпатией это естественное движение к ближнему, которое, поддерживаемое воображением, приближает нас к нему и побеждает отрицательные инстинкты и страсти, отдаляющие нас от других. Такое позитивное видение человеческих отношений предполагает, что «моральные чувства» в конечном итоге возобладают над жестокостью и ужасами, совершаемыми в любом обществе. Эта любопытная книга, временами напоминающая учебник хороших манер, объясняет, однако, с большой тонкостью, как складываются человеческие отношения, и каким образом они позволяют обществу функционировать, не распадаясь.

Только однажды Адам Смит покинул Англию, но его поездка длилась целых три года, с 1764-ого по 1767 год. В качестве наставника молодого герцога Баклю (Buccleuch) он отправился во Францию и Швейцарию, где познакомился с Вольтером, которого с восхищением цитировал в своей «Теории нравственных чувств» В Париже Смит дискутировал с Франсуа Кенэ (François Quesnay) и физиократами, которых раскритиковал в своей следующей книге, несмотря на прекрасное личное впечатление, произведенное на него основоположником этой школы, с которым он впоследствии переписывался. По возвращении в Шотландию Смит практически безвыездно поселился в Киркалди со своей матерью, которую обожал, и значительную часть нескольких следующих лет провел в своей прекрасной библиотеке за написанием «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Первое издание было раскуплено за полгода и принесло ему 300 фунтов стерлингов. При жизни автора книга переиздавалась еще пять раз (в третий — со значительными исправлениями и дополнениями), была переведена на французский, немецкий, датский, итальянский и испанский языки. Похвалы ей были почти единодушны, а Юм, убежденный в том, что этот «запутанный» труд не сразу, но позже завоюет огромные массы поклонников, сравнил его по важности с «Закатом и падением Римской Империи» Эдварда Гиббона (Edward Gibbon).

Адам Смит даже не подозревал, насколько огромное значение приобретет его книга в будущем во всем мире, даже там, где ее мало кто читал. Перед смертью он сокрушался о том, что так и не написал трактат о юриспруденции, который, по его мнению, должен был дополнить предпринятое им изучение систем, объясняющих прогресс человечества. Он и впрямь был первым, кто растолковал людям, каким образом и почему они вышли из пещер и стали развиваться во всех областях (кроме, увы, нравственной), пока не подчинили себе материальный мир и не замахнулись на звезды. Простой и одновременно архисложный движитель этого процесса, который зиждется на свободе и превращает эгоизм в общественную ценность, Смит сформулировал в одной фразе: « Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Книга произвела настоящую революцию в экономике, истории, философии, социологии. В ней утверждалось, что благодаря частной собственности и разделению труда смогли развиться исключительные производительные силы, и что конкуренция в условиях свободного рынка является наилучшим механизмом распределения богатства, награждая хороших производителей и наказывая дурных, однако при этом не они, а потребитель есть истинный регулятор процесса. И что свобода, не только в политической, общественной и культурной областях, но и в экономической, является главной гарантией процветания и цивилизации. Возможно, капитализм, общество и законы сильно изменились со времен написания Смитом в XVIII веке этого гигантского трактата на 900 страниц. Но никто лучше него не объяснил, почему же одни страны процветают, а другие прозябают, и где проходит истинная граница между цивилизацией и варварством.

Смит был некрасив и неловок. Лексикограф Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson), которого «отец экономики» обругал в одном из споров, утверждал, что тот был похож на «грустную собаку». При этом это был скромный и очень аскетичный человек, лишенный тщеславия и жаждущий познавать. Нигде не упоминается, была ли у него невеста. Возможно, он так и умер девственником в 1790 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты

1.4 Учение о капитале и о деньгах

Заключение

Список литературы

Введение

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формиро­вание экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 – 1790) – величайшего английско­го ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естествен­ных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно Смит, как сказал М. Блауг, стал тем, кто создал «первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки».

Целью данной работы является изучение учения Адама Смита.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Рассмотреть «исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Проанализировать учение Смита о стоимости, о капитале и о деньгах.

В качестве теоретической базы были использованы работы В. Круглова, Я. Ядгарова и других авторов.

1 Учение Адама Смита

1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура

«Адам Смит – отец экономики». Наверняка, всем знакомо это выражение .

Большинство исследователей экономической мысли связывают формирование экономики как науки с творчеством этого английского мыслителя. По словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), Адам Смит (1723-1790) создал «первый... полноцен­ный труд, излагающий общую основу экономической науки». Это «Ис­следование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Оно состоит из пяти книг: первые две излагают теоретические построения Смита, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные систе­мы политэкономии. В первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообра­зовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте). Во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление. Тре­тья посвящена истории развития хозяйства различных народов. В чет­вертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиокра­тов. В пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики. Под предметом экономической науки Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспек­ты этой проблемы и рассматриваются им в «Богатстве народов», кото­рое ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономических идей: с одной стороны, Смит подвел итог, предыдущей работе экономической мысли, соединив практически все направления экономических исследований; с другой стороны, его труд стал исходным моментом дальнейших изысканий .

1.2 Философия «экономического человека»

и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда

Особое значение для Смита имело знакомство с французским философом Клодом Адрианом Гельвецием (1715-1771), считавшим эго­изм естественным свойством человека и фактором общественного прогресса. С этим увязывалась еще одна базовая идея французской философии эпохи Просвещения идея природного равенства людей, в соответствии с которой каждому должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, в результате чего выиграет все общество. Ограничение свободы человека допустимо лишь постольку, поскольку этого требует обеспечение свободы других людей, государство долж­но основываться на свободном общественном договоре граждан. Смит развил эти идеи и применил их к политэкономии; созданные им пред­ставление о природе человека, а также соотношении человека и обще­ства легли в основу взглядов классической школы. Понятие «экономи­ческий человек» возникло несколько позже, но его создатели опирались на идеи Смита.

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека Смит счи­тал корыстный интерес: каждый стремится наиболее выгодно исполь­зовать свой капитал, при этом зачастую не думая об общественной пользе. В одиночку человек не может удовлетворить все свои потреб­ности, поэтому люди вынуждены взаимодействовать, обмениваясь продуктами своего труда. Так развивается разделение труда. Помогая друг другу, люди способствуют развитию общества, преследуя част­ные интересы, они «невидимой рукой» направляются к общественно полезной цели. «Невидимая рука» это стихийное действие объек­тивных экономических законов, действующих помимо, а часто и про­тив воли людей. Условия же, при которых наиболее эффективно осу­ществляется благотворное действие частного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит назвал естественным поряд­ком. Разделение труда ученый считал важнейшим фактором экономического прогресса. На примере булавочной мануфактуры он показал громадный рост производительности труда из-за специализации от­дельных рабочих на выполнении одной операции. Мастерская это иллюстрация, все общество работает как такая мануфактура, от разде­ления труда выигрывают не только владельцы средств производства, но и все остальные.

Смит не первым обратился к проблеме разделения труда (об этом писали еще древнегреческие философы). Но он выделил ряд новых моментов: увидел универсальный характер разделения труда от про­стых операций до профессий (затем до классов и деления страны на город и село); показал, что разделение труда может иметь различные степени и чем их больше, тем труд производительнее; связал разде­ление труда со снижением издержек. Он увязывал разделение труда и с размерами рынка, то есть с распространенностью обмена. Если ры­нок невелик, специализация занятий мало распространена. В глухой деревушке крестьянин должен быть и плотником, и пекарем, поскольку одним ремеслом ему не прокормиться. В деревенской лавке продается многое: от гвоздей и веревок до продуктов питания и тканей, поскольку если она будет специализироваться, как городские магазины, на про­даже какого-то товара, то скоро прекратит торговлю из-за недостатка покупателей, то есть ограниченности рынка. Расширение рынков дает все больше предпосылок для разделения труда и специализации про­изводства, что, в свою очередь, повышает производительность труда .

Одна из основных идей Смита состоит в том, что богатство обще­ства создается трудом в процессе производства и зависит от уровня производительности труда и доли населения, занятого производи­тельным трудом. Ученым сформулирована теория производительного и непроизводительного труда. Согласно ей производительный труд, занятый в сфере материального производства, увеличивающий сто­имость предмета, к которому он прилагается и в котором закрепляет­ся; а непроизводительный труд по оказанию услуг, ничего не добав­ляющий к стоимости и не закрепляющийся в предмете, к которому он прилагается. Производительный работник оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю, а непроизводительный работ­ник оплачивается из дохода и не создает прибыли нанимателю. Не­одинакова и степень производительности разных видов экономической деятельности, которая как раз и определяется количеством привле­ченного производительного труда. Исходя из этого, наиболее производительными являются сельское хозяйство и промышленность, за ними идут внутренняя и внешняя торговля, а также транспорт.

1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Большое внимание Смит уделял категории «стоимость». Он утверж­дал, что труд это единственное мерило стоимости. В примитивном обществе ее определение возможно трудом, затраченным на производ­ство товара, и трудом, покупаемым в процессе обмена. Использование обоих способов допустимо, так как при простом товарном производ­стве нет принципиальной разницы между количеством первого и вто­рого видов труда. В цивилизованном (капиталистическом) обществе в производстве существуют капитал и наемный труд, предпринима­тель получает большую стоимость, чем платит за труд наемных рабо­чих, следовательно, количество второго вида труда меньше количе­ства первого, значит, нарушается принцип эквивалентности - основа трудовой теории стоимости. Решая возникшую проблему, ученый го­ворит, что в условиях капитализма определение стоимости возможно суммой трех видов дохода (зарплаты, прибыли и ренты). Здесь мы пе­реходим к теории доходов Смита.

Ученый безоговорочно поддержал новый промышленный строй, благотворность развития обмена и крупного производства для всех слоев общества казалась ему очевидной. Новые формы хозяйства выше в техническом отношении, они увеличивают народное богатство, и Смит без колебаний встает на их сторону. Распадение общества на три ос­новных класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев ученый счи­тал естественным, хотя и признавал, что на более низких ступенях раз­вития общество не делится на классы, а продукт труда принадлежит производителю, владеющему землей и орудиями производства. Упо­мянутые классы различаются как по своим доходам, так и по отноше­нию их интересов к интересам всего общества .

Заработная плата доход наемных рабочих. Они заинтересованы в общем преуспеянии, ибо с ускорением накопления капиталов увели­чиваются спрос на труд и зарплата. На исторических примерах Смит показал, что уровень зарплаты напрямую зависит от роста народного богатства: не его абсолютной величины, а именно темпа роста. Цены на труд наиболее высоки не в самых богатых странах, а в тех, где про­цветают промышленность и торговля, где богатство растет быстрее всего. Чрезвычайная высота зарплаты в США объяснялась именно быстрым ростом богатства этого государства. В стране же, богатство которой велико, но не растет, зарплата не может быть высока, потому что рост численности населения при неподвижном состоянии богат­ства быстро ведет к превышению предложения труда над спросом на него и, следовательно, к падению зарплаты. В еще худшем положении находятся рабочие стран, богатство которых сокращается: их уделом становятся нищета и голод, поскольку спрос на труд падает значитель­но ниже его предложения. Итак, для Смита, очевидно, что главный интерес рабочих в быстром росте народного богатства, то есть инте­ресы рабочего класса совпадают с интересами общества в целом. Эти рассуждения объясняют, как ученый мог одновременно поддерживать новый промышленный строй и сочувствовать рабочему классу. Ничто не вызывало у него такого негодования, как ограничение свободы ра­бочего искать себе заработок: «Самое священное и неприкосновенное право собственности есть право на свой собственный труд, потому что из этого права вытекают все прочие права собственности. Все имуще­ство бедного состоит в его силе и ловкости его рук; мешать ему упо­требить эту силу и ловкость так, как он заблагорассудит, если он никому не причиняет этим вреда, есть явное насилие над этой первоначаль­ной собственностью».