Психология болезней: астма. Счастливая и здоровая реальность. Действительно ли астма – психосоматика? Как победить болезнь

У вас астма? Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины астмы.

Доктор Н. Волкова пишет: «Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины. Можно полагать, что и остальные 15% болезней связаны с психикой, но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест, а физические факторы – переохлаждение, инфекции – действуют вторично, как пусковой механизм…»

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика» пишет: «Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном... Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет…»

Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины астмы.
Вот что пишут об этом всемирно известные эксперты в данной области и авторы книг по данной тематике.

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит "Люби себя!"» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Астма носит перемежающийся характер. Ее основным симптомом является затрудненное дыхание, причем выдох становится натужным и тяжелым, а вдох - легким и быстрым. Это затруднение дыхания сопровождается свистом в грудной клетке, который слышен в стетоскоп, а часто и без него. В перерывах между приступами дыхание нормализуется, свист исчезает.
Эмоциональная блокировка:
Так как астматику легко вдохнуть, но трудно выдохнуть, его тело подсказывает ему, что он хочет слишком многого. Он берет больше, чем следует, и отдает с большим трудом. Он хочет казаться более сильным, чем он есть на самом деле, так как думает, что этим вызовет любовь к себе. Он не способен реально оценивать свои возможности и способности. Он хочет, чтобы все было так, как он желает, а когда это не получается, он привлекает к себе внимание астматическим «свистом». Астма для него также является хорошим оправданием того, что он не так силен, как ему хотелось бы.
Ментальная блокировка:
Приступы астмы - серьезный сигнал о том, что твое желание как можно больше взять отравляет и душит твой организм. Пора тебе наконец признать свои слабости и недостатки, то есть признать себя человеком. Избавься от мысли, что власть над другими людьми может дать тебе их уважение и любовь, и не пытайся доминировать над близкими с помощью своей болезни. См. также статьи АЛЛЕРГИЯ и ЛЕГКИЕ (ПРОБЛЕМЫ).

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «"Рейки" - универсальная энергия жизни» пишут о возможных метафизических причинах астмы:
Астма - это симптом, при котором ты хотя и принимаешь в себя много воздуха, но выдыхание его представляет для тебя серьезные трудности. И поскольку ты можешь выдохнуть лишь незначительную часть, то очень скоро наступает момент, когда ты уже не можешь больше вдохнуть в себя новую порцию воздуха, воздухообмен становится все меньше и меньше. Возможно, ты человек, желающий получить любовь, однако сам не научился любовь дарить. Но так не бывает: только принимать, но не отдавать. За что же ты так цепляешься, чего ты не хочешь отдать? Какие стороны жизни ты отвергаешь и не хочешь принять? Чего ты так боишься и против чего у тебя рождается агрессия, - и в этом ты не хочешь даже себе признаться?
- Прочитай по этому поводу Евангелие от Матфея, главу 5, стих 44. Пойми, что у жизни имеется в избытке все для каждого. В тебе уже есть вся полнота жизни, и только твое сознание, твой страх, что тебе достанется слишком мало, отделяет тебя от этой полноты. Поэтому передай другим часть того, что ты уже сейчас имеешь от полноты жизни, чтобы поток жизни мог течь дальше. И признайся себе спокойно в своей теперешней беспомощности и в относительной своей малости. Только так к тебе может прийти помощь. Впусти сознательно в себя те области, которые ты до сих пор всегда избегал и отвергал. Принимай и интегрируй жизнь во всей ее целостности, и ты узнаешь, как внезапно исчезнут все враги, что все это было только в твоем сознании. Наконец-то ты вновь сможешь вздохнуть свободно. Чудесное чувство!

Доктор Валерий В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Как правило, астматики в жизни совсем не плачут. Такие люди сдерживают слезы, рыдания. Астма - это подавленный всхлип, и часто его источником является какой-то детский конфликт, связанный с матерью; например, так и не осуществленное желание ребенка признаться матери в каком-то своем проступке.
Я заметил, что астматики - это люди, которые очень сильно зависят от матери. Эта связь прослеживалась мной практически в каждом случае астмы.
Астма - это попытка выразить то, что никаким другим путем выразить невозможно. Вы подавляете в себе определенные эмоции. У вас нет эмоционального самоконтроля.
Давайте проследим, как ведет себя астматик во время приступа. Он не может дышать сам. Ему нужна какая-то посторонняя помощь. Он убежден в том, что не имеет права дышать (а значит, жить) самостоятельно. Есть сильная зависимость от внешних факторов (в детстве - это сильная зависимость от родителей, чаще от матери). Такие люди не способны дышать для собственного блага, наслаждаться жизнью.
Астма у детей - это боязнь жизни. Сильный подсознательный страх. Нежелание быть здесь и сейчас. У таких детей, как правило, сильно развито чувство совести - они за все принимают вину на себя.
Ко мне на прием, как к врачу-гомеопату, пришла женщина со своим сыном, у которого периодически были приступы астмы. Назначенное мной гомеопатическое лечение дало очень хорошие результаты, но болезнь полностью не ушла.
Сразу на первом сеансе я про себя отметил, что причины болезни сына скрыты в поведении его матери. Это была одна из тех женщин, которые контролируют своих детей во всем. Своей такой «заботой» они буквально не дают им «свободно вздохнуть». Дальнейшее исследование подсознательной программы поведения матери показало, что к болезни сына привели постоянные страхи - страхи в отношении жизни, себя, своего сына. Эти страхи она унаследовала от своей матери, которая боялась буквально всего.
В процессе беседы женщина неоднократно использовала такие фразы: «Задыхаюсь от жизни», «Несусь куда-то и не могу остановиться и сделать передышку».
Замечено, что состояние астматиков улучшается в горах или на море. Находясь в горах, они чувствуют себя выше, около моря - чище. Такие природные условия помогают им справиться с их внутренней нечистотой, которая обусловлена «грязными» мыслями.

На прием ко мне пришла женщина с больным сыном. У юноши был хронический АСТМАТИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. Болел он им с детства. Общаясь с подсознанием матери, мы выяснили, что причина болезни - это ее всевозможные страхи. Сначала она боялась рожать и во время беременности испытывала сильнейший страх перед родами. Она боялась, что ребенок и она сама могут задохнуться во время родов. Это отложилось в подсознательной программе сына уже в утробе матери. Потом родственники, которые, кстати, были врачами, пугали ее постоянно тем, что каждая болезнь может привести к смерти. В итоге у ребенка начала формироваться болезнь, которая просто являлась отражением страхов матери.

Одна моя пациентка настолько сильно «заботилась» и беспокоилась о своем сыне, что это привело не только к образованию опухоли в груди, но и к развитию астматических приступов у ребенка. Так как своим поведением она буквально не давала ему свободно жить, а значит, и дышать.

Согласно Сергею С. Коновалову («Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции»), возможными метафизическими причинами астмы являются:
Астма, как правило, начинается в детстве. Заболевание - это подавленный всхлип, в основе которого лежит конфликт, отсутствие моральной поддержки, страх за себя. Как правило, астматики в жизни совсем не плачут, потому что не могут слезами выразить свое состояние. Причина астмы - подавленные эмоции и прежде всего сильный подсознательный страх перед жизнью, который выражается в нежелании быть здесь и сейчас.
Астма у детей характерна тем, что ребенок ощущает себя бесправным, принимает всю вину в семейных конфликтах на себя. У него очень развитая совесть. Из-за этого его преследует чувство подавленности.
У взрослого астма начинается тогда, когда он теряет уверенность в том, что может самостоятельно решать проблемы, он тоже боится жизни и как бы впадает в детство, ждет защиты и помощи со стороны, но позвать на помощь не может. Эмоции могут быть не подавленные, а открытые (гнев, обида, злоба и жажда отмщения). За ними скрываются другие чувства - незащищенность и страх.
Способ излечения.
Найти силы и возможность рассказать о своих истинных страхах. Если рядом нет близкого человека или никто не понимает, то поплакаться в подушку, рассказать кукле, коту, собаке, главное - высказаться, и вас обязательно услышат. Во время медитации с книгой больше импровизировать с молитвами и обращениями к Учителю. Это поможет получить большой заряд энергии, он усилит вашу волю. Больше бывать на природе, все лето проводить за городом, особенно возле воды. Принимать душ два раза в день - он смывает поверхностные эмоции и очищает ауру.

Владимир Жикаренцев в своей книге «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением астмы:
Удушающая, подавляющая любовь. Неспособность дышать ради самого/самой себя. Подавление, душение чувств. Подавленное желание плакать.
Гармонизирующие мысли: Для меня безопасно взять на себя ответственность за собственную жизнь. Я выбираю быть свободным/свободной.
Астма детская: Страх жизни. Нежелание быть здесь.
Гармонизирующие мысли: Этот ребенок в безопасности и любим всеми. Его с радостью принимают и заботятся о нем.

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» указывает на главные негативные установки (приводящие к болезням) и гармонизирующие мысли (ведущие к исцелению) связанные с появлением и исцелением астмы:
Неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий.
Гармонизирующие мысли: Теперь мне можно спокойно брать свою жизнь в собственные руки. Я выбираю свободу.
Астма детская: Боязнь жизни. Нежелание быть здесь.
Гармонизирующие мысли: Этот ребенок в полной безопасности, его любят.

Анатолий Некрасов в своей книге «1000 и один способ быть самим собой» пишет о возможных метафизических причинах астмы:
Астма – эта болезнь сигнализирует о том, что у человека запросы больше, чем отдача Миру любви и добра. То есть, налицо нарушение энергообмена человека с Миром. Необходимо честно посмотреть на себя, убрать гордыню и заняться пересмотром своего мировоззрения.

Доктор Лууле Виилма в своей книге «Психологические причины болезней» пишет:
Астма – Подавленный страх. Боязнь плохого отношения к себе. Отсутствие смелости жить полноценной жизнью. Стеснительность в проявлении любви.
Астма у детей – Подавленные чувства любви, страх перед жизнью.

Сергей Н. Лазарев в своих книгах «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего» пишет о том, что основной причиной абсолютно всех болезней, является дефицит, недостаток или даже отсутствие любви в душе человека. Когда человек ставит что-то выше любви к Богу (а Бог, как говорится в Библии, есть Любовь), то он вместо обретения божественной любви устремляется к чему-то другому. К тому, что (ошибочно) считает более важным в жизни: деньги, слава, богатство, власть, удовольствия, секс, отношения, способности, порядок, мораль, знания и многим-многим другим материальным и духовным ценностям… Но это все не цель, а только средства для обретения божественной (истинной) любви, любви к Богу, любви, как у Бога. А туда, где нет (истинной) любви в душе, как обратная связь от Вселенной, приходят болезни, проблемы и прочие неприятности. Это нужно для того, чтобы человек задумался, осознал, что не туда идет, думает, говорит и делает что-то не так и начал исправляться, стал на правильный Путь! Есть множество нюансов, как проявляется болезнь в нашем организме. Подробнее об этой практической концепции можно узнать из книг, семинаров и видео-семинаров Сергея Николаевича Лазарева.

Поиски и исследования метафизических (тонких, ментальных, эмоциональных, психосоматических, подсознательных, глубинных) причин астмы продолжаются. Этот материал непрерывно корректируется. Просим читателей писать свои комментарии и прислать дополнения к данной статье. Продолжение следует!

Список используемой литературы:

  1. Владимир Жикаренцев. «Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или как изменить свою жизнь».
  2. Луиза Хей. «Исцели себя сам».
  3. Лазарев С. Н. «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего».
  4. Валерий Синельников. «Возлюби болезнь свою».
  5. Лиз Бурбо. «Твое тело говорит: «Люби себя!».
  6. Бодо Багински, Шарамон Шалила. «Рейки» - универсальная энергия жизни».
  7. Сергей С. Коновалов «Энергоинформационная медицина по Коновалову. Исцеляющие эмоции».
  8. Л.Виилма «Душевный свет», «Психологические причины болезней», «Прощаю себе».
  9. Анатолий Некрасов «1000 и один способ быть самим собой».

Здравия желаю всем! Сегодня хочу вам рассказать, какая взаимосвязь бронхиальной астмы с психосоматикой, да и что это такое вообще.

Наверное, вы слышали фразу «болезни от нервов». Это правда! Не столько инфекции и аллергия считаются виновниками приступов удушья, сколько любые психоэмоциональные проявления. Конечно, один фактор не исключает другой, действуя сообща, они формируют симптомы. Итак, наша тема: астма – психосоматика.

Давайте рассмотрим ее не просто так, чтобы была лишняя статья в Интернете, а для того, чтобы свести симптомы к минимуму или совсем избавиться от болезни.

Примеры проявления астмы из-за нервов

Начну, пожалуй, с себя. Астма у меня впервые проявилась в виде приступа удушья незадолго до очень важных событий в жизни: поездка за 400 км от родного дома, чтобы знакомиться с семьей моего будущего супруга. Кроме того, планировался и переезд туда же после свадьбы. Думаю, любая девушка будет волноваться в таком случае. Не обязательно для этого заламывать руки, показывать свое настроение. У меня было чисто внутреннее переживание, волнение. В итоге с первым приступом удушья оказалась в больнице, а не у родни жениха.

Позднее, когда меня лечили с травами (спустя 1,5 года), я узнала от врача, что первый приступ у меня возник именно от переживаний. Кстати, спустя полгода после больницы, где мне и поставили диагноз, я заработала . И тоже, кстати, на нервной почве, так как предстояли повторные перемены в жизни.

У меня не осталось никаких сомнений, бронхиальная астма – психосоматика, да и только. Бронхитов у меня было много, одышки при физических нагрузках и беге по лестнице бывали, но приступов никогда не было до поры до времени.

Однажды я смотрела один сериал наш отечественный, где у персонажа-девушки была астма. Хоть это и фильм, но, по-моему, сюжет сценаристы создали вдумчиво или кто-то имеет опыт: когда девушка начинала нервничать или злиться, у нее появлялся приступ удушья, и она хваталась за баллончик. Повторюсь: нервы, переживания!

Если перестану нервничать, то все пройдет?

Все зависит от больного и тяжести заболевания. Но то, что астма – психосоматическая болезнь, компетентным врачам давно известно. Поэтому астматика приходится лечить не от астмы, а снимать психоэмоциональную нагрузку. Без подобных мероприятий терапия была бы бесполезной.


Нередко многие люди из детства «забирают» с собой в дальнейшую жизнь свое психоэмоциональное состояние. То есть, человек всю жизнь был или тверд (со стальными нервами), или, наоборот, всегда нервным, даже если все хорошо. Чуть ниже я вам расскажу влияние родителей на детей и как с этим связана астма.

Конечно, на жизненном пути больного может встретиться замечательный психолог или психотерапевт, которые лечат не таблетками и успокоительными микстурами, а именно убирают глубинную, подсознательную причину болезни. Казалось бы, парадокс, но иногда люди выздоравливают и забывают про одышки навсегда или на время, пока не случится новый всплеск эмоций, переживаний. Астма от нервов и это факт.

Детская астма

Помните: ни в коем случае нельзя доводить детей до истерик, слез и стресса! Если нужна какая-то мера наказания, то продемонстрируйте лучше собою положительный пример. К сожалению, знаю нескольких мамаш, которые без конца болеющему ребенку повторяют: «горе ты мое», «болявый ты мой», «тебе это нельзя, то нельзя», да еще и подливают свое раздражение, переживания. Кстати, сами мамаши нервные, крикливые, раздражительные.


Может, вы замечали, что у жизнерадостных родителей и дети здоровые? Обратите внимание обязательно! Лично я не замечала, чтобы в многодетной семье, где оба родителя жизнерадостные, веселые и миролюбивые мучаются с детьми-астматиками. Конечно, бывают такие случаи, где в хорошей семье дети серьезно болеют, страдают астмой, аллергией и т.п., но отношение совсем другое, ребенок реже мучается приступами удушья.

Итак, психосоматика астмы у детей напрямую зависит от отношения родителей к ним. Поэтому, если родители желают здоровья детям и побольше беззаботности, то нужно избегать эмоциональных всплесков со стороны взрослых и, конечно же, чтобы не было никаких фраз типа «горе мое» и тому подобное.

И я действительно вылечусь навсегда?

Возможно, кто-то из вас задаст подобный вопрос, прочитав статью. Но хочу вам объяснить, что все зависит только от вас. Кстати, многие клинические психологи, хорошие врачи говорят о том, что чаще болеет тот, кто постоянно:

  • нервничает,
  • раздражается,
  • злится,
  • завидует,
  • впадает в депрессию,
  • всем недоволен.

И не важно, бронхиальная астма или ишемическая болезнь сердца. Любая болезнь возникает из-за грехопадения души. Как это объяснить? Во время злости, например, у человека в организме (допустим в желудке или сердце) возникает неблагоприятная среда:

  • происходит кислотно-щелочной дисбаланс;
  • нарушается обмен веществ;
  • нарушается метаболизм в клетках.

В итоге образуется благоприятная среда для любой заразы:

Организм человека является довольно-таки сложной материей, которая существует не только по физическим и химическим законам, но и духовным. Ребенок, как правило, мало или практически ничего не знает о депрессиях, зависти и злости, поэтому мы по большей части опираемся на психосоматику бронхиальной астмы у взрослых.

Так можете ли вы , если пересмотрите качество духовной жизни? Думаю, что да! Знаю случаи, когда бывшие астматики приходили в Православную Церковь и становились христианами, в корне меняли жизнь к лучшему. Никакой одышки, никаких приступов удушья больше нет!

Радуемся и смиряемся!

Наверняка кто-нибудь из вас знаком с таким явлением: если человек унывает из-за болезни, постоянно злится из-за ее наличия, то она его реально достает везде и всегда. Психосоматика астмы у взрослых чаще всего выражается в собственном поведении, отношении к болезни и к жизни в целом. Поэтому, сколько бы лет больному ни было, а радоваться жизни нужно уметь везде и всегда.


Есть хороший прием и лекарство от уныния, которые нужно осуществлять только на практике: посетите того, кому намного хуже, чем вам.

Допустим, у человека астма среднетяжелая. Одышки беспокоят всегда, приступы примерно раз в месяц. Приходится применять базисную терапию в виде ГКС-ингаляторов. Он унывает, постоянно в печали и ни с кем не желает видеться. Этому человеку хорошо бы посетить в отделении интенсивной терапии своего сверстника, который страдает не только тяжелой астмой, но и множеством других серьезных заболеваний. Может, ему станет худо, когда представит, каково этому бедному человечку, но поймет, что у него самого не все так уж и плохо.

Не забывайте, что астма – психосоматика, лечение нужно начинать со своей души, а не с бронхов. Кстати, я тоже спустя месяца 2-3 после выписки из больницы поняла, что не смогу всю жизнь сидеть на ингаляторе. Временами впадала в отчаяние. Но не без Божией помощи обрела надежду и смогла .

Напротив же, психосоматика бронхиальной астмы у детей проявляется от внешнего мира, а не от их внутреннего. Как ребенок может отличить, что хорошо, а что плохо. Только родительский негатив и давление могут стать причиной ухудшения здоровья.

Меняем жизнь к лучшему

Напоследок добавлю: что бы там ни было – радуйтесь! В православии святые люди часто болели разными болезнями и не унывали. Они знали, что так Господь их очищает от грехов и обязательно при завершении земной жизни примет в Рай. В настоящее время слишком много искушений, но чтобы спасти людей, Господь посылает болезни, которые мы должны принять без ропота.


У меня часто, что болит, бывает, несколько дней лежу калачиком. Но когда вспомню о Боге, Божией Матери, начинаю молиться им. И боли утихают. На днях у меня сильно разболелось ухо, идти к врачу не вариант – денег нет. Только своими силами. С мужем встали возле икон, прочитали молитвы о здравии и… через полчаса-час боли уменьшились (это было вечером). Утром уже вообще ничего не беспокоило. Слава Богу за все!

И вы, дорогие читатели, помните о том, что астма – психосоматика, да еще какая! Бронхоспазм и просто обострение болезни зачастую случаются из-за психоэмоциональной нагрузки.

Перепады эмоционального состояния человека способствуют развитию астмы психосоматической у людей разных полов и возрастов. В зависимости от преобладающих эмоций меняется частота и глубина дыхания, влияющая на работу органов и систем. На его интенсивность влияют физические нагрузки, например, бег или занятия в спортивном зале. Дыхание - физиологический процесс, выполняющий регулятивную функцию в организме, а также являющийся основой жизнедеятельности.

Формирование клинической картины

Развитию бронхиальной астмы (БА) нередко больше способствуют эмоциональные, нежели физиологические факторы. В большинстве случаев эмоции не могут сами по себе стать отправной точкой развития заболевания. Всегда требуются объективные внутренние факторы, например, ослабленный иммунитет или склонность к заболеваниям бронхов. Опасность эмоциональных перегрузок заключается в их способности формировать астматический процесс.

Проследить существующую взаимосвязь можно в любом возрасте. Малыш, испытывающий нехватку материнской любви и заботы, начинает учащенно дышать. Если подобное повторяется достаточно часто, заболевание системы органов дыхания не заставит себя долго ждать. Повышенную опасность представляет собой и обратный процесс - чрезмерная забота.

В подростковом и зрелом возрасте психологические причины заболевания системы органов дыхания связаны со следующими факторами:

  • частые попытки подавить агрессию или злобу;
  • неумение справляться с депрессией;
  • нереализованное желание ласки, нежности или близости;
  • частые попытки скрыть за мнимой агрессией просьбу о поддержке;
  • неспособность переживать одиночество или печаль;
  • длительное сдерживание «накативших» эмоций в момент стресса или перегрузки;
  • повышенная склонность к тревожности без всякого на то повода;
  • повышенная склонность к алекситимии - желание оперировать исключительно конкретными фактами и объектами при неспособности использовать творческую сторону мышления.

Особое внимание врачи уделяют латентной или явной агрессии, провоцирующей появление патологий в бронхах. Подобно кухонному чайнику, эмоции начинают «вскипать», нарушая привычный дыхательный ритм. Если это происходит достаточно часто, то у человека проявляется симптом бронхиальной астмы - удушье. К аналогичной категории относятся люди, не получающие сексуального удовольствия в требуемом объеме.

Неспособность адекватно воспринимать реакцию окружающих - псевдобронхиальная астма - формируется у людей, которые крайне болезненно реагируют на критику или обсуждение их действий или бездействия. В аналогичную группу риска входят люди, не умеющие делиться и испытавшие нарушения взаимоотношений с матерью.

Развитие опасного недуга у взрослых

У здоровых мужчин и женщин проблемы в бронхах появляются в качестве защитного механизма, формирующегося на фоне конфликтов межличностного или внутреннего характера. Таковые бывают нескольких видов.

Неврастеноподобный - перманентная тяга показать миру свой талант при постоянной неудовлетворенности собой и (или) результатами своего труда. Симптомы бронхиальной астмы формируются на фоне стресса, связанного с невозможностью достичь заведомо нереальной цели.

Истероподобный - завышенные требования по отношению к близкому и дальнему окружению. Бронхиальная астма проявляется в виде приступов, используемых для получения от окружения желаемого результата.

Психоастеноподобный - такие люди испытывают чувство тревоги по поводу и без повода. Большинство эмоций блокируется внутри ввиду отсутствия умений с ними справляться. По мнению психологов, приступы БА формируются при необходимости самостоятельного принятия ответственного решения.

Смешанный тип - глубинные психологические причины БА формируются при перманентном вовлечении слабохарактерного человека в конфликты близкого окружения.

Видео о психологических причинах и лечении астмы:

Делая человека заложником собственной неспособности найти общий язык, окружение провоцирует симптомы болезни. БА в данном случае выступает в качестве способа разрядки.

Основные терапевтические методики

Вне зависимости от причин, сформировавшаяся бронхиальная астма лечится под наблюдением сотрудника медицинского учреждения. После сдачи необходимых анализов и прохождения обследования доктор сформирует терапевтический курс. Психосоматика и различные формы ее проявления требуют длительного корректирующего курса, связанного со следующим:

  • активизация способности брать на себя ответственность за происходящее;
  • научение умению правильно снимать накопившееся эмоциональное напряжение;
  • вскрытие и проработка сублимированных конфликтов прошлого;
  • формирование адекватной реакции на мнение и действия других людей;
  • формирование умений правильно строить взаимоотношения с окружающими, что больше не позволяет психосоматике брать верх над человеком.

Видео о психосоматике астмы и насморка, раздражительность в характере:

Проявления психосоматической формы астмы требуют длительного профессионального лечения у пульмонолога и психолога. Чем раньше пациент запишется к ним на прием, тем быстрее медицинские сотрудники помогут улучшить состояние здоровья. Главное, чтобы пациент отказался от попыток самостоятельно принимать лекарственные препараты.


Психологические причины бронхиальной астмы.

Психологические причины бронхиальной астмы.Дыхание - это жизнь. Почему же тогда возникают ситуации, когда наш организм отказывается дышать, попросту лишая нас возможности не просто нормально функционировать, а фактически ставя под угрозу само наше существование? Давайте поподробнее разберемся в том, каковы психологические причины бронхиальной астмы и механизм ее развития. Ведь узнав чуть больше о болезненной ситуации, мы получаем реальный шанс что-то изменить в своей жизни.

Бронхиальная астма представляет собой один из наиболее опасных видов аллергий. Она проявляется в виде приступов удушья, при которых человеку труднее сделать вдох, чем выдох. Т.о. организм как бы отказывается впускать в себя кислород и другие вещества, находящиеся в воздухе. На физиологическом уровне это выражается в сужении просвета бронхиол - мельчайших веточек нашего бронхиального дерева, через которые и поступает в легкие кислород. А просвет сужается благодаря спазму гладкой мускулатуры бронхиального дерева, что сопровождается также отеком слизистой и избыточным выделение мокроты. Как результат - невозможность сделать вдох, или сильные затруднения в этом процессе.

Поводом для запуска подобной реакции могут послужить самые разные причины - присутствие аллергена в воздухе, например пыли, пыльцы, шерсти животных и т.п., резкий запах, холод, физическая нагрузка, сильный стресс. Причина может быть довольно незначительной, но реакция может оказаться весьма серьезной и даже угрожающей жизни. Очень часто приступ удушья может запускаться т.н. якорями, т.е. повторяющимися ситуациями, в которых наблюдается схожий набор условий. И далеко не всегда необходимо физическое присутствие аллергена в воздухе. Аллергическую реакцию вполне можно запустить, просто думая о нем.
____________________________________

Психологические причины бронхиальной астмы:

Психологическая метафора бронхиальной астмы - неспособность дышать полной грудью в этом сложном мире, т.е. затруднение выживания. Дышать самостоятельно мы начинаем лишь тогда, когда появляемся из утробы матери. До тех пор мы получали необходимый для жизни кислород через надежно связывающую нас с нею пуповину. Первый вдох - это первое самостоятельное действие, совершенное нами в жизни. И действие достаточно болезненное, ведь в этот момент наши легкие разворачиваются, чтобы вместить в себя столь необходимый кислород.

До этого момента все наши нужды обеспечивались абсолютно автоматически и мы переживали чувство уюта и безопасности. Впервые попав в новый мир, мы получили возможность действовать более свободно, но уже не можем быть столь гарантированы в удовлетворении своих потребностей, как было раньше. Тогда мы чувствовали любовь и заботу о себе и хотим продолжать ощущать ее и дальше. Если же этой заботы становится для нас недостаточно, если нам мало той любви, которую изливают на нас родители, тогда и начинает сбоить самая первая наша самостоятельная система - дыхание. Хотя может быть и обратная ситуация, когда забота и опека родителей настолько чрезмерна, что ребенок почти не может сделать вдох или выдох самостоятельно, поскольку кто-то постоянно участвует в этом процессе. Т.о., как недостаток заботы, так и ее избыток, в равной степени лишают ребенка возможности дышать свободно.

В связи с этим возникает необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Да и сверхопекающие родители получают хорошее оправдание своей чрезмерной заботе. Так что все остаются довольны, если бы не побочный эффект в виде затруднения дыхания…

Но почему именно так развивается симптоматика, спросите Вы? Ведь нарушения дыхания могут быть самые разные. Почему именно астма?

Все дело в том, что центральную роль в формировании нервно-психического механизма развития астмы играют отношения с матерью, а именно их нарушения. У ребенка формируется амбивалентное, противоречивое отношение к матери, сочетающее в себе желание нежности и страха перед ней. Иными словами это отношение можно определить словами люблю и ненавижу. Такое отношение ребенка к матери формируется тогда, когда мать по каким-то причинам отвергает его. Причины отвержения ребенка матерью лежат прежде всего в ее собственной эмоциональной незрелости и неразрешенных проблемах, имевших место в ее детстве. Тогда при сближении с ребенком мать чувствует свое раздражение по отношению к нему, что вызывает у нее вполне обоснованное чувство вины. Ведь она не хочет так относиться к своему ребенку, но ничего не может с собой поделать!

Ребенок же в свою очередь ощущает ее отношение и испытывает ответную агрессию по отношению к ней, а также тревогу и страх, поскольку полностью зависит от отвергающей его матери. Открытое проявление этих чувств, которое выражается в рыдании и плаче, запрещается матерью, которая говорит Не плач, Перестань кричать или Когда же все это кончится! В результате ребенок вынужден подавить свой гнев и негодование, чтобы взамен за хорошее поведение получить столь необходимую ему любовь и принятие.

В результате общение между матерью и ребенком переходит на другой уровень, когда формируется телесная коммуникативная связь, где астматические симптомы служат как бы запросом на получение тепла, любви и заботы со стороны матери. Кроме того, эти симптомы также являются доступным способом проявить свою подавленную агрессию в форме управления действиями окружающих. Ведь у близких астматика вся жизнь строится вокруг приступов удушья их чада. Т.о. проявления симптомов астмы становятся способом манипулирования окружающими, заставляющим их поступать выгодным для больного человека образом.

Вообще же, подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. А дальше уже всякое тревожное событие может послужить пусковым механизмом для развития бронхоспазма.

Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Характерными ситуациями, которые способствуют развитию заболевания, становятся те, которые требуют выражения враждебно-агрессивных либо нежных и преданных чувств. Часто одна и та же ситуация порождает в человеке одновременно противоречащие друг другу чувства и переживание, как то презрение и нежность, любовь и неприятие. Типичным для астматиков также является сближение с чувством особого ожидания (т.н. астма первой брачной ночи).

Можно также проследить связь между нарушением у астматика функции дыхания и существенным изменением его способности брать и отдавать. Для астматиков характерна выраженная тенденция к невозвращению, удержанию, сохранению, будь то физических или психологических ценностей. У тяжелых аллергиков также наблюдается стремление идентифицировать себя в общении с другими людьми, как бы быть сплавленным с ними.
______________________________________________

Психологические черты больных бронхиальной астмой:

Характерной чертой астматиков является то, что они переживают и выражают большее количество негативных эмоций, чем другие люди. У них также наблюдается недостаточная устойчивость к стрессам, инфантилизм, т.е. демонстрация детских форм поведения, склонность к блокированию эмоциональных переживаний, низкий уровень осознания себя, своих переживаний, желаний, потребностей. Также для них характерно неадекватное представление о себе, которое выражается в заниженной самооценке и высокой зависимости от мнения окружающих.

У астматиков часто обнаруживается повышенная чувствительность к запахам, которая ничем физиологически не обусловлена. При этом нужно отметить, что такая сверхчувствительность относится, прежде всего, к тем запахам, которые каким-то образом связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью к запахам также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

На этом я закончу свой обзор психологических причин бронхиальной астмы и особенностей людей, страдающих этим заболеванием. Что же касается способов выхода их этой ситуации, то должна отметить, что психотерапия астматиков достаточно сложна и длительна, и может проводиться только профессиональным психологом, специализирующимся на решение такого рода вопросов. Поэтому, если Вы решили избавить жизнь свою и окружающих от зависимости от собственного самочувствия, наберитесь терпения, и у Вас все получится!

Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизмах возникновения которых большую роль играют эмоциональные, то есть психосоматические факторы. В настоящее время признается роль следующих психических факторов в возникновении и развитии психосоматических заболеваний: хронический неконтролируемый стресс, тревога, депрессия, алекситимия, подавленная агрессия. Для некоторых из них выявлены определенные нейрофизиологические и нейромедиаторные корреляты. Рассматриваются так же уровень враждебности и уровень аутоагрессии (или чувство вины).

Бронхиальная астма.

Бронхиальная астма (от греческого asthma – тяжелое дыхание, удушье) – это хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом. По данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость бронхиальной астмой в большинстве стран значительно возросла. Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания. Печальным фактом является то, что, несмотря на научные достижения в области этиологии и наличие новых лекарственных средств, заболеваемость и смертность от бронхиальной астмы постоянно возрастают. Это характерно для большинства стран Европы, США, Австралии. Катастрофическое загрязнение окружающей среды также способствует повышению заболеваемости.

* Бронхиальная астма - заболевание дыхательных путей, которое характеризуется повышенной готовностью реагирования трахеобронхиальной системы на целый ряд стимулов. Патофизиологически речь идет о значительном сужении дыхательных путей, которое устраняется спонтанно или под влиянием лечения. Клиническая картина определяется отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом и нарушением секреции. С этиологических позиций бронхиальная астма - гетерогенное заболевание, которое может вызываться разными воздействиями. Влияние различных факторов при этом можно частично или полностью интерпретировать с психосоматической точки зрения.

* Повышенная реактивная готовность (гиперсенсибилизация) дыхательных путей при бронхиальной астме может быть обусловлена многими факторами. Однако лежащие в ее основе механизмы остаются неизученными до конца. При воздействии инициирующего фактора (контакт с антигеном, инфекция, стресс, психические перегрузки, прием лекарств, влияние среды) активируются тучные клетки и макрофаги. Это способствует высвобождению медиаторов (гистамин, брадикинин и др.), которые воздействуют непосредственно на мускулатуру дыхательных путей и проницаемость капилляров, вызывая интенсивную локальную реакцию, которая и приводит к астматическому приступу. В формировании бронхиальной астмы как аллергической реакции принимают участие многие иммунные, нейроэндокринные и клеточные системы. Таким образом, бронхиальная астма - не локальный процесс, а сложный вид взаимодействия всех систем организма.

* Во время приступа больной испытывает острую тяжелую нехватку воздуха. При этом в первую очередь затрудняется и пролонгируется выдох, который становится громким, отчетливо слышимым. Переживания больных во время приступа и при подострых состояниях легкой нехватки воздуха ограничиваются исключительно актом дыхания. Больной поглощен состоянием своего дыхания. В его поведении примечательно то, что во время приступа он недоступен, держится отчужденно, с ним трудно установить контакт. Это отличает астматиков от других больных с легочными заболеваниями, сопровождающимися одышкой. При хронической астме бросается в глаза все более нарастающая тенденция больных к самоизоляции. Бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, но чаще всего она развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

* Бронхиальная астма в плане дыхательного поведения объясняется как заученные ошибочные условные рефлексы. Наблюдения показывают, что типичные астматические приступы могут провоцироваться произвольно или непроизвольно, под влиянием настроения больного, которое он сам вызывает. Экспериментально воспроизводимые приступы обусловлены, прежде всего, неправильной дыхательной моторикой и так называемой бронхиальной гиперактивностью.

развития бронхиальной астмы.

Этиологически важными факторами в ситуации развития заболевания могут служить воспалительные, аллергические или психологические факторы. Становится очевидным, что в болезненный процесс вовлекается не только дыхание, но и функциональные системы всего организма.

* Психосоматические факторы также участвуют в патогенезе аллергической бронхиальной астмы. Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием. У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль. Эмоциональные конфликты часто служат причиной очередного обострения астмы. В клинической практике встречаются больные, у которых первый приступ возник в результате стресса. Так, среди факторов, имеющих значение в ее развитии, 30% относятся к , 40% - к инфекциям и 30% - к аллергии. Бронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека они могут привести в действие астматический процесс. Характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, которые имеют характер требования в направлении враждебно-агрессивного или нежного и преданного выражения чувств. Такому проявлению чувств противостоит, однако, защита в форме актуальных ситуационных мотиваций или в виде характерной хронической невротической реакции. Сильные и часто амбивалентные переживания презрения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения. Типично также сближение с чувством особого ожидания (так называемая астма первой брачной ночи).

* Основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, которые угрожают привязанности к матери или замещающему ее человеку. Некоторые матери реагируют на первые признаки нежности или даже сексуальных побуждений ребенка отчуждением или отвержением. Сексуальные побуждения ребенка при этом несут опасность потерять благосклонность матери. Впоследствии намерение вступить в брак у этих пациентов порой становится исходной ситуацией для появления астматических приступов.

* Особенно типичен для астматиков конфликт в связи с детской превербальной формой выражения в виде плача: плач как первая возможность позвать мать будет подавляться ребенком, потому что он боится материнских упреков и ее отказа. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве сопряжена со страхом, то позже нарушаются доверительные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникают нарушения функции дыхания: астматические припадки занимают место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения.

Психотерапия бронхиальной астмы (применяемая совместно с медикаментозной терапией).

Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирующих обстоятельств в её формировании и обострении. Изменение личности были обнаружены у 82% детей с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства. Выявление психологических особенностей больных, своевременная диагностика и психотерапевтическая коррекция нервно-психического статуса больного являются необходимыми компонентами терапии бронхиальной астмы. Для многих пациентов весьма полезна рациональная психотерапия с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа. Для этого используются психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биологическая обратная связь), гипноз, семейная психотерапия, долгосрочная индивидуальная психотерапия, аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. Существуют следующие направления исследования психологических предпосылок возникновения бронхиальной астмы:

1. Одним направлением в психотерапии бронхиальной астмы является повышение роли правого полушария головного мозга, дефицитарность которого отчетливо прослеживается у детей с бронхиальной астмой. Изменение деятельности центральной нервной системы способствует накоплению аффективного возбуждения (тревоги) и напряжения вегетативной активности. Нейродинамические сдвиги могут быть первичными, возникающими в связи с повреждением структур, или вторичными - при функциональных расстройствах ЦНС. Эти сдвиги могут быть также следствием усиливающихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов. В то же время при поражении правого полушария возникающие эмоциональные расстройства сочетаются с висцеро-вегетативными нарушениями.
Проявления основного заболевания в ответ на психогенные ситуации могут быть объяснены следующим образом: психотравма, усиливая тревогу, через правое полушарие (в генезе тревожных расстройств ведущая роль принадлежит правому полушарию и несформированности межполушарных взаимодействий) отрицательно влияет на диэнцефальную область, что в свою очередь приводит к нарушению в регуляции состояния внутренних органов. При этом следует учитывать, что психотравмирующей может стать даже самая обыденная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку в силу специфики мозговой организации такой ребенок просто всегда готов ответить тревогой. В то же время повышенное функциональное состояния левого полушария, обеспечивая достаточно высокий уровень произвольности и хорошую память, позволяет многим из этих детей успешно обучаться в школе, несмотря на имеющиеся отклонения в состоянии высших психических функций. Лечебные мероприятия, помимо традиционных методов, должны включать в себя те формы психотерапевтического воздействия, целью которых является снижение уровня тревожности. Полезным является использование методов двигательной коррекции, способствующих формированию межполушарного взаимодействия.

2. Исследование личностных особенностей: удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность (чувствительность), склонность к легкому возникновению фрустрации, преобладанию отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью и установкой на достижение высоких результатов. В результате проведенных исследований выяснено, что такие психосоматические факторы как алекситимия, повышенный уровень враждебности, личностная тревожность, депрессия и имунитивный тип реакции на фрустрацию принимают участие, а возможно играют важную роль в психосоматическом механизме развития бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой характерны защитные психические механизмы: отрицание, вытеснение и регрессия. При бронхиальной астме ведущим эмоциональным состоянием является патологическая тревога (стабильно повышенный уровень личностной тревожности). И поскольку для этих пациентов описан другой защитный психический механизм – вытеснение, при котором происходит частичное бессознательное вытеснение тревожащего материала, часть тревоги может быть проявлена. Однако вытесненная часть, возможно, создает постоянное напряжение, аналогично хроническому неконтролируемому стрессу, с соответствующими сдвигами в норадренергической нейромедиаторной системе, что ведет к определенным изменениям в иммунной системе, предрасполагающим к развитию бронхиальной астмы. Для пациентов с бронхиальной астмой в психотерапии акцент ставится на методах, снижающих тревогу, используются психотерапевтические методы, снижающие внутреннее напряжение.
Среди личностных черт страдающих бронхиальной астмой, наблюдавшихся до начала болезни, наиболее часто отмечались необычная чувствительность, тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, склонность к развитию сниженного настроения, обидчивость, впечатлительность. У подростков, страдающих бронхиальной астмой выделяют следующие клинически выраженные психические расстройства, значимые для психотерапевтического вмешательства: астения, тревога со вторичной гипотимией, эмоциональная неустойчивость.
Не существует единой всеобъемлющей структуры личности, характерной для всех астматиков. При исследовании методом MMPI (многофункциональный психологический тест) наиболее значительными оказываются такие показатели, как депрессия, истерия, ипохондрия. Характерны также низкая самооценка, снижение уровня социальных контактов, эмоциональные трудности, включающие проблемы энергии и самоуверенности. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке. Так же всеми исследователями отмечаются такие черты, как чрезмерный или отрицаемый страх.
В другом исследовании установлены следующие личностные особенности: астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют её; они недоверчивы и подозрительны и потому не склонны к самопожертвованию. У больных подавляется агрессивное поведение, направленное вовне; формирование фантазий и их вербализация переживается как опасные и потому направляются внутрь и переносятся в телесную сферу.

3. Третьим направлением исследователей подчеркивается, что при бронхиальной астме поражаются органы, выстланные гладкой мускулатурой, которая не расслабляется волевым усилием и не напрягается. Гладкая мускулатура спазмируется или расслабляется за счет нашего эмоционального состояния. Значит, какие гормоны внедряются в циркулирующее русло, так она себя и ведет. С этой позиции любой спазм – это реакция, которая нужна была древнему человеку для того, чтобы адекватно отреагировать на происходящее: перехватывает дыхание от страха. Затаить дыхание – реакция беззащитного человека, во многом свойственная для ребенка, который не может напасть на объект, вызывающий страх. Появление бронхиальной астмы связывают с запретом на свободу выражения эмоций, подавляющим проявления чувств.

4. Ещё одно психотерапевтическое направление обращает внимание на то, что при астме происходит напряжение определенных мышц. Человек начинает задыхаться за счет того, что в тот момент, когда необходимо сделать вдох или выдох, мышцы спазмируются. Человек физически просто не может вдохнуть. При чем дальше происходит такая петля обратной связи: человек не может вдохнуть, у него возникает тревога, спазм усиливается, еще более не может вдохнуть, наступает паника. Этот механизм можно разрушить, если снять этот мышечный зажим, расслабить мышцы, буквально размять их руками, разогреть, обратить внимание человека, на то, какие мышцы у него напряжены. Человек сознательно способен контролировать очень много своих мышц. Но реально в жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы человек научился управлять необходимыми мышцами горла, гортани, грудной клетки.

5. В психоаналитическом направлении исследований бронхиальную астму понимают как болезнь, детерминированную стремлением, страстным порывом докричаться до матери. Степень выраженности аффекта, беспомощности, безнадежности и страха, а так же силы психосоматического реагирования определяются опытом раннего общения с другими лицами и, в первую очередь с матерью и отцом. Стрессовую ситуацию создает потеря или угроза потери объекта привязанности, в результате чего могут возникнуть как психические, так психосоматические расстройства. Причина психосоматических расстройств в возникновении нарушений физиологических функций отдельных органов и систем в ответ на различные стрессы в раннем детстве, что и определяет специфичность поражений. Развитию заболевания предшествуют состояния "отказа", "ухода", "капитуляции", отражающие чувства безнадежности и беспомощности. Состояние ребёнка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний. Бронхиальная астма объясняется как подавленный крик против матери.
Сторонниками психоаналитической ориентации постулируется патогенная роль подавленных эмоций при астме, а выражение эмоций в процессе психотерапии, их осознание и вербализация связываются с улучшением соматического и психического состояния.
Повышенная личностная тревожность, часто переживаемая больным как беспричинная, является следствием неосознанного интрапсихического конфликта между желанием любви и нежности, с одной стороны, и страхом, отвержением их, с другой.
Приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача. Его сравнивают с криком и плачем ребенка, протестующего против утраты защищенности. Объяснение подавлению плача находят в упреках и отказах, которым подвергались больные в детстве, если хотели позвать мать плачем или криком.
Ранние нарушения отношений с матерью действуют у больного как конфронтация "желания нежности" и "страха перед нежностью". От самих больных их страх остается скрытым. В. Бройтигам пишет: "При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции".
Отмечают так же конфликт больных по типу нарушения психологических функций "отдать – принять" и тенденцию идентифицировать себя в общении с другими лицами, "быть сплавленными с ними".
Сильные и часто амбивалентные переживания отвращения и нежности лежат в основе защиты и вытеснения у больных бронхиальной астмой. Матери астматиков часто проявляют амбивалентное поведение, которое одновременно выражает стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Больные находятся в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Согласно результатам психологических исследований родственников больных бронхиальной астмой обнаруживается явное преобладание сверхзаботливых матерей.

6. И, естественно, наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 65,5-85% детей с бронхиальной астмой встречаются аллергические реакции. Наследственно-конституциональные особенности, наличие места наименьшего сопротивления.

7. Роль стресса в последние периоды беременности и в младенчестве. В основе этиологии соматических заболеваний лежит единый кортико-висцеральный механизм: вследствие эмоционального стресса первичное перенапряжение и истощение корковых клеток, создание подкорковых центров застойного очага возбуждения, дисгармония вегетативной нервной системы, развитие висцеральных расстройств. Ряд исследователей придает большое значение роли формирования условий избирательности психовегетативных влияний, включая развитие психосоматических заболеваний, позднему пренатальному и раннему постнатальному периодам развития, так как в эти периоды существования высока способность организма к одноразовому обучению с образованием особо прочной связи (импринтинг), обеспечивающий биологически целесообразную стойкую связь детеныша с родителями или другими факторами внешней среды. При остро или длительно и неизбежной ситуации эмоциональное перенапряжение ведет к выраженным церебровисцеральным нарушениям.

Другие немедикаментозные способы лечения бронхиальной астмы.

Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой , как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы.

* Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой , аутогенной тренировкой или различными вариантами тренировок на . Дыхательная гимнастика преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева.

* Лечебный массаж позволяет снять ощущение усталости мышц. При большой энергетической работе дыхательной мускулатуры этот факт имеет очень большое значение. Массаж позволяет повысить работоспособность, добиться более свободного отхождения мокроты. Массаж принимают как в самые тяжелые минуты обострения бронхиальной астмы, так и при проведении противорецидивных курсов терапии. Рекомендуется делать самому себе массаж: разминать мышцы, которые мешают прохождению воздуха, грудную клетку, ключицы, шею, горло. Таким способом можно остановить приступ.

* Климатотерапия . Вопрос о воздействии климата всегда возникает при лечении больных бронхиальной астмой. Его решение относится к одному из наиболее сложных. В случае переезда в другую климатическую зону больной проходит период адаптации, а вернувшись домой, реадаптации, в течение которых существует повышенный риск обострения астмы. В рекомендации климатотерапии всегда затруднен прогноз переносимости места, куда больной может выехать. Наиболее хорошие результаты дают курорты Северного Кавказа и Южного берега Крыма.

* Иглорефлексотерапия в последние годы стала широко применяться при бронхиальной астме. Описание клинических эффектов опережает исследование механизмов этого вида терапии. Одной из теоретических концепций является воздействие с помощью игл на биологически активные точки. Накопленный опыт по применению иглорефлексотерапии при бронхиальной астме позволяет рассчитывать на определенные эффекты. Накопленный клинический опыт по применению иглорефлексотерапии позволяет рассматривать ее как метод, который может применяться при различных формах и стадиях бронхиальной астмы. Так, иглорефлексотерапию можно включать даже в комплексную терапию астматического состояния. У некоторых больных иглорефлексотерапия используется как основной метод лечения. Ее также можно рекомендовать для противорецидивного лечения. © , Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.