Агрессивный характер. Причины агрессивного поведения человека, как бороться с агрессией? Возможные причины агрессии

Ни для кого не является новым явлением. Испокон человек проявляет агрессивность. Причем нет ни одного индивида, который хоть раз бы не был агрессивным. Психологи отмечают приобретенную природу данного явления. Человек не рождается агрессивным, а становится таковым. Ребенок с самого детства развивает в себе данное качество под влиянием собственных родителей, воспитателей и учителей, всего общества.

Агрессивность

Что понимается под агрессивностью? Это характеристика личности, которая проявляется в желании причинить вред объекту агрессии. Гнев и злость могут быть направлены как на внешние объекты, так и на самого себя. Человек склонен к насильственным действиям ради достижения своей цели. Он готов причинить боль, чтобы достичь своего. Целью может быть что угодно:

  • Заработок.
  • Месть за перенесенные страдания.
  • Доминирование и установление власти.
  • Принуждение.
  • Получение удовольствия от причинения страданий.
  • Управление.
  • Разрешение .

Положительными целями агрессивности могут быть самозащита, конкуренция, прилив сил для движения.

По форме агрессивность бывает:

  • Физической (изнасилование, ранение, избиение).
  • Прямой.
  • Вербальной (клевета, угроза, оскорбление).
  • Инструментальной (для достижения цели).
  • Косвенной (злобные шутки, клевета).
  • Эмоциональной (аффект).

Другими видами агрессии являются:

  1. Контролируемая и импульсивная агрессия. Все зависит от того, в каком состоянии находится индивид.
  2. Произвольная и непроизвольная агрессия. В первом случае человек намеренно причиняет боль, оскорбляет оппонента. Во втором случае человек не контролирует своих поступков.

От частоты происходимых агрессивных реакций выделяют ситуативную агрессию, когда она проявляется под влиянием определенных обстоятельств. Как только они устраняются, человек перестает проявлять злость. Также выделяют агрессию, которая является постоянной чертой характера. Человеку не нужно повода, чтобы быть злым.

В зависимости от того, как успешно человек достиг цели, агрессивность может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае человек достиг успеха при помощи своей эмоции, а во втором – только навредил.

Какие действия человек проявляет под влиянием своих эмоций? Агрессия здесь становится либо пассивной (отказ, уход, бездействие), либо активной (насилие, разрушение).

Причины агрессивности

Если говорить о факторах, которые стали главными в развитии агрессивности, то их можно назвать бесчисленное количество. Поскольку абсолютно все люди проявляют в той или иной степени агрессию, у каждого была своя история того, как он данную черту в себе развил. Рассмотрим самые распространенные причины агрессивности:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Повышенное чувство справедливости.
  3. Высокие требования к себе или окружающим.
  4. Импульсивность.
  5. Эмоциональная восприимчивость, ранимость, дискомфорт, неудовлетворенность.
  6. Стремление к защите.
  7. Стремление к достижению цели.
  8. Форма отношений с другими людьми, которая навязывается человеку.
  9. Стремление отстоять свои интересы.

Человек по сути не является агрессивным. Данное качество является приобретенным в результате постоянного контакта с конкретными людьми. Если человек сталкивается с недоброжелательным отношением к себе, тогда он вынужден быть агрессивным.

Данное качество является формой выживания, которая помогает защитить себя и оградиться от окружающих. Поскольку не все люди являются доброжелательными, агрессия является приемлемой формой взаимоотношений.

Следует говорить еще о воспитании данного качества родителями. Либо ребенок перенимает агрессивность от родителей, либо он живет в условиях, неблагоприятных для себя, где без злости невозможно нормально существовать.

Агрессия является реакцией человека на проявления окружающего мира. Не просто так человек становится агрессивным, его к такому поведению подталкивает окружающий мир. В зависимости от того, как сам человек понимает отношение людей и мира в целом к нему, он проявляет ту или иную степень агрессии. Постоянно агрессивные люди просто не доверяют миру, поэтому всегда выбирают тактику нападения.

Признаки агрессивности

Агрессивность имеет признаки своего проявления. Обычно они выражаются в отношении, поведении и форме проявления агрессии. К примеру, признаками агрессивности могут стать доминирование, отсутствие кооперации и патологическая человека с окружающими. При этом отмечается болезненное восприятие критики в свой адрес. Человек не приемлет негативных высказываний в свой адрес, даже если речь идет всего лишь о выражении личной точки зрения.

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность ярко проявляется в поведении человека:

  • Хлопает дверью.
  • Отвечает криком или нецензурными словами.
  • Применяет физическую силу.
  • Бьет посуду.
  • Ругается.
  • Кусается.
  • Рвет вещи или ломает мебель.

Здесь ярко проявляются формы агрессивности:

  • Физическое насилие.
  • Косвенные попытки причинить боль.
  • Раздражение, переходящее в грубость и вспыльчивость.
  • Обида, основанная на реальных и вымышленных действиях окружающих.
  • Готовность к борьбе и сопротивлению.
  • Подозрительность и недоверие, поскольку человеку кажется, что люди ему намерены навредить.
  • Чувство вины и самобичевание, когда человек убежден, что он плохой.
  • Словесные выражения – крики, угрозы, проклятия, визги и т. д.

Агрессивность часто сопровождается уверенностью в собственной правоте, а также приливе сил, когда человек способен на все. Психологи отмечают, что пока человек слаб духом и своими убеждениями, он не склонен к злости. Он готов к тому, что может в чем-то ошибаться или заблуждаться. Агрессия же появляется в тот момент, когда человек стопроцентно убежден в собственной правоте.

Агрессивность считается социальным явлением, поскольку часто связана с интересами и желаниями людей. Если человек может поступиться своими интересами, тогда проявляет мягкость в поведении, в отличие от ситуаций, когда он не готов пойти на уступки.

Агрессивность у мужчин

Женщины знакомы с различными видами агрессивности, которые проявляются у мужчин. Пассивная агрессия проявляется в нерешительности и неспособности принять решение. Мужчина не доводит дела до конца, не держит своего слова. Он любит командовать и управлять другими, ссориться с близкими, чтобы при этом не впускать их в личное пространство и не становиться зависимым от них. Ошибки совершают только люди и мир в целом, а сам мужчина при этом не признает своей вины.

Данная модель агрессивности развивается на фоне подавления желаний мужчины. Когда он понимает, что выражать свои мысли и желания – значит прославиться эгоистом, тогда он вынужден не говорить о них. Только нежное и спокойное отношение к такому мужчине может помочь в выведении его на нужную модель поведения.

Противоположной моделью поведения является открытая агрессивность, которую невозможно не заметить. Здесь отсутствует чувство вины и тревожность. Мужчина проявляет напористость, уверенность в себе, силу, независимость и целеустремленность.

Нередко агрессивность у мужчин связана с половым возбуждением. Либо мужчина проявляет агрессию из-за возбуждения, которое он не способен контролировать, либо из-за удовольствия в момент доминирования над женщиной. Садизм, мазохизм и садомазохизм являются теми формами половых отношений, где партнеры ярко проявляют свою агрессию.

Причиной агрессивности у мужчин в момент полового возбуждения психологи отмечают фрустрацию – обманутые ожидания, которые требуют своего удовлетворения. Пожизненная неудовлетворенность и конфликтность взаимоотношений с женщинами вызывает постоянную внутреннюю агрессию. Мужчины из низших слоев общества, где женщины находятся в зависимом и подавляемом положении, часто позволяют себе проявлять агрессию, в так называемых, «воспитательных целях».

Агрессивность у женщин

Женская агрессия имеет совсем другую природу своего проявления и возникновения. Зачастую агрессивность у женщин появляется в пассивной форме. Они стараются скрытыми способами доставить боль другому человеку, например, путем распускания сплетен или наведения порч.

Нередко агрессивность проявляется у представительниц прекрасного пола по причине того, что они находятся в нервном или психическом напряжении. Усталость от работы, постоянных конфликтов, криков детей заставляет женщину раздражаться. Более того, неудовлетворенность жизни или любовными отношениями тоже заставляет проявлять агрессию.

Часто агрессивными становятся женщины в преклонном возрасте. Это связано с деменцией, изменением характера, а также отсутствием каких-либо внутренних ограничений в выражении чувств. Нередко под влиянием обстоятельств у женщины меняется характер в отрицательную сторону, из-за чего она становится злой.

Другими факторами женской агрессивности являются:

  1. Врожденная или гормональная недостаточность.
  2. , негативный опыт, который основан на эмоциях.
  3. Психические патологии.
  4. Отрицательный опыт с другими мужчинами.
  5. Негативное отношение к матери, к примеру, которая подавляла свою дочь.

Агрессивность у женщин зачастую является эмоциональной. Любая мелочь может стать причиной для раздражения. Сюда можно отнести неоправданные ожидания, которые женщина возлагала на себя, мужчину, детей и жизнь в целом. Если она не реализовала всех своих желаний, тогда в более преклонном возрасте может испытывать гнев на окружающих.

Агрессивность у детей

Проблема агрессивности у детей много и часто обсуждается взрослыми. С одной стороны, можно понять злобу на то, что родители не купили игрушку, которую ребенок в магазине увидел. Здесь часто проявляется истерика как один из видов агрессии. С другой стороны, совсем непонятными становятся проявления, когда ребенок дерется с другими детьми или отбирает их игрушки.

Основными причинами агрессивности у детей являются критика или игнорирование взрослыми:

  • При чрезмерной опеке и желании видеть в ребенке идеального человека родители заходят слишком далеко. Они становятся очень требовательными. Желания и интересы ребенка перестают учитываться. Он должен быть таким, каким его желают видеть родители, а иначе они будут его осуждать, критиковать, ругать и т. д. Ребенок перенимает их модель поведения, выплескивая свой гнев на других детей.
  • При отсутствии какой-либо заботы о ребенке происходит игнорирование. Здесь тоже не замечаются желания, интересы ребенка. Его как бы не существует для родителей. Ребенка это обижает, что он выплескивает на других детей. Также он таким образом привлекает внимание родителей к своей персоне.

Для устранения данного состояния родители должны проявлять внимание и заботу о ребенке. Самое главное – это проявление понимания к внутреннему миру малыша. Когда его поддерживают и выслушивают, он чувствует себя нужным и значимым.

Корректировке должны подлежать не только взаимоотношения между родителями и детьми, но и между группами детей. Уже с того возраста, когда ребенок начинает общаться с другими детками, он начинает развивать у себя агрессию. Она может проявляться в момент, когда у него забирают игрушку, когда он сам хочет поиграться чужой игрушкой, когда он не хочет уходить из детской площадки и т. д. Психологи отмечают данный период, как время для формирования правильных моделей поведения. Родители должны принимать активное участие в том, чтобы объяснить малышу, как нужно себя вести.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Агрессивное поведение формируется с самого детства. Чем старше становится человек, тем меньше он занимается устранением своей агрессии. Поскольку качество начинает свое развитие еще с пеленок и первых контактов с детьми, здесь проводятся различные упражнения по коррекции агрессивности у дошкольников по следующим направлениям:

  • Налаживание контактов с малышом.
  • Уважение личности ребенка.
  • Понижения уровня тревожности ребенка.
  • Безоценочное отношение к нему и восприятие его в целом.
  • Положительное отношение к внутренним переживаниям малыша.
  • Развитие у него положительной самооценки.
  • Развитие у него эмпатии, доброжелательного отношения к другим людям.
  • Обучение навыкам управления и контроля за собственным гневом.

Комплекс упражнений, который помогает в устранении агрессии, может быть проведен не только для детей дошкольного возраста, но и для более старших мальчиков и девочек:

  1. «Расскажите о своих эмоциях». Дети описывают свои переживания, а взрослый их выслушивает, обсуждает с ними, как их можно интерпретировать и управлять.
  2. «Нарисуй настроение». Таким образом дети выражают свои эмоции, не скрывая их и не стыдясь.
  3. «Помоги мне». Ребенка вовлекают в любое групповое мероприятие, где он должен сотрудничать и проявлять свою инициативу.
  4. «Релакс». Необходимо научить малышей релаксации. Если на протяжении всего дня ребенку будет трудно успокоиться, тогда он должен найти способы, которые ему могут помочь при пребывании в одиночестве.

Хорошей практикой становятся коллективные игры, где дети должны достичь одной общей цели. Это могут быть соревнования или настольные игры. Также эффективными станут спортивные мероприятия, где ребенок выплескивает всю свою энергию и эмоции.

У каждого ребенка должна иметься своя личная территория. Будет это его личная комната или уголок с игрушками – это должно стать той территорией, на которую не вторгаются родители. Чем старше становится ребенок, тем больше он отделяется от мамы и папы. Если родители поддерживают ребенка в том, чтобы он постепенно от них отгораживался и занимался своей жизнью, это будет способствовать развитию доверия к людям и миру.

Лечение агрессивности

Лечение агрессивности заключается в устранении данного качества из моделей привычного поведения либо умелого контроля за собственными эмоциями. Поскольку избавиться от агрессии полностью невозможно, данное качество является естественной ответной реакцией на проявления окружающего мира, следует научиться им управлять.

Это можно сделать путем саморегуляции, когда вы поощряете себя за хорошее поведение и наказываете за плохое. Предварительно проводится подготовка к тому, что в любой ситуации вы будете сохранять спокойствие. Когда же возникает конкретная стрессовая ситуация, в которой проявляется обычно ваша агрессия, тогда вы начинаете успешно применять свои навыки саморегуляции. Если вам удалось сдержать свою агрессию, тогда поощряйте себя различными удовольствиями и развлечениями. Если же вы снова были агрессивны, тогда накажите себя лишением каких-нибудь благ.

В момент агрессивной ситуации попробуйте сделать паузу. Остановитесь. Выйдите из ситуации. Успокойтесь и мысленно расслабьтесь. Подождите, когда эмоции немного стихнут. Вспомните о целях вашего общения с другими людьми. Подумайте, какими действиями можно достичь своей цели. После данной работы возвращайтесь в ситуацию и помните о том, что вам нужно цели достичь, а не характер свой проявить.

Следует понимать, что от агрессии никуда не уйти. Будут всегда случаться ситуации, вызывающие агрессию. Но важно другое – ваше отношение к ним. Можно попробовать изменить личное отношение к некоторым вещам, которые вызывают у вас агрессию. Это избавит вас от ситуации хронической усталости, которая возникает в результате постоянного раздражения и агрессии. Если вы эмоционально устаете, тогда отдохните от тех обстоятельств, которые вас изматывают.

Итог

С агрессивностью следует бороться лишь в том случае, если она проявляется часто и не к месту. Очень легко себя не контролировать и позволять себе поведение «взбалмошной девчонки». Гораздо труднее себя контролировать, когда хочется кричать и ругаться, а приходится быть вежливыми и культурными. Итог у каждой истории свой.

Если не контролировать своей агрессии, тогда можно обрести много врагов. Некоторые люди становятся асоциальными, другими – социопатами, третьи – зависимыми, четвертые – хулиганами. Агрессия всегда приводит человека к жизни, где он будет вынужден постоянно защищаться, огрызаться и никому не доверять. Как долго живут люди при агрессивном поведении, будет зависеть от того, насколько сильно они задевают свободу окружающих.

Прогноз жизни становится более успешным и гармоничным, когда человек сменяет гнев на милость. Это требует усилий и самоконтроля, однако подобные манипуляции дают свой положительный результат. Люди, контролирующие свои негативные эмоции, быстро заводят друзей и последователей. Конечно, враги везде найдутся, однако их будет меньше.

Полностью от агрессии человек никогда не избавится. Этого даже не нужно делать. Мир людей не такой доброжелательный и благоприятный, чтобы всем доверять и не ждать предательства. Всегда найдутся люди, которые вызовут агрессию. В данной ситуации психологи рекомендуют контролировать свои негативные эмоции. Пусть они будут, однако не контролируют поведение человека. Пусть каждый сам решает, когда использоваться энергию, возникающую под действием эмоций.

Агрессия (психология)

Агрессия (психология)

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход , означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг , З.Фрейд , Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц , Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос , Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз - это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия - это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии - угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия - это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности - антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия - это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) - системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы , как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия - это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия - это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия - это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями - Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы - историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков . Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии - мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.

См. также

Примечания

Литература

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агрессия (психология)" в других словарях:

    агрессия - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… … Психологическая энциклопедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера

    АГРЕССИЯ - физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение вреда; отличается от социальной напористости. (Д. Майерс, Социальная психология, с.174) … Глоссарий по политической психологии

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    инструментальная агрессия - Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким то позитивным целям. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    физическая агрессия - Этимология. Происходит от греч. physis природа и от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Характеризуется использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Агрессия - не самое приятное слово в нашем языке. Проявления агрессии, к сожалению, встречаются не только в речи, но и в реальной жизни. С агрессивными людьми можно столкнуться на улице, в транспорте, даже в очереди. Казалось бы, агрессия - естественное человеческое чувство, но как же неприятно ощущать её на себе.

Можно ли предотвратить возникновение агрессии у себя и защитить себя от чужого проявления безосновательной злобы?

Откуда берется в человеке агрессия?

Ответ на этот вопрос зависит от того, к какому определению слова «агрессия» мы будем обращаться.

Этимологически слово агрессия восходит к праиндоевропейскому слову *ghredh - «идти» и образовано от латинского ad + gradī, где ad - приставка, обозначающая направление: «к, на», а gradī - «шагать, идти»; aggredi «наступать, нападать».

В психологии есть минимум (!) два практически полярных взгляда на это явление.

С одной стороны, агрессия - биологический инстинкт, развившийся в ходе эволюции в процессе борьбы за выживание. В этом случае под агрессией понимают любое действие, направленное на «модификацию себя или мира вокруг себя». В этом смысле, любая инициатива в каких либо-контактах с миром - есть агрессия. Например, процесс пережевывания пищи - тоже акт агрессии. (Любое подавление этого инстинкта может привести к весьма неприятным для человека последствиям: от психосоматических заболеваний до тяжелых нарушений личности. Но это, пожалуй, тема отдельной статьи).

С другой стороны, чаще в обиходе мы произносим слово «агрессия», когда говорим о намерении причинить вред (агрессивных импульсах) или действиях, причиняющих вред кому-то или чему-то или демонстрирующих враждебное отношение. Причины (мотивы) таких намерений или действий могут быть осознанными и неосознанными (агрессия преднамеренная или инструментальная). С этой точки зрения, агрессивные импульсы или агрессивные действия могут быть вызваны переживанием чувств гнева, отвращения, страха, стыда, ощущением боли, ситуацией невозможности (объективной или предполагаемой) удовлетворения потребностей или ситуацией конкуренции.

В зависимости от степени осознанности мотивов, агрессия может принимать различные формы от игровой: демонстрация ловкости, силы, умений или знаний, до злокачественной (компенсаторной): жестокость, насилие, садизм, некрофилия (любовь к неживому), депрессия, скука.

Можно ли распознать признаки начинающейся агрессии?

Как правило, люди становятся агрессивными не сразу. Это, с одной стороны, хорошая новость (можно успеть «отбежать» вовремя), а с другой стороны, надо знать признаки нарастающей агрессии у собеседника, чтобы этот самый момент предупредить и до беды не довести.

Обращайте внимание на внешние признаки, среди которых:

    Поджатые губы.

    Отведение взгляда.

    Отклонение всем телом в сторону от вас.

    Явное нежелание продолжать разговор.

    Испуганные глаза (страх очень быстро может перейти в свою противоположность - в агрессию).

Если вы заметите эти признаки - будьте внимательны, и, прежде всего, к собеседнику: видимо, вы затронули очень важную и болезненную для него тему. Не исключен также вариант, когда человек в целом переживает в своей жизни сейчас не лучший период, и тогда он на многие ваши нейтральные поступки будет реагировать как на очень нежелательные. Дело не в вас, а в том, что человеку плохо. Отнеситесь к этому с пониманием.

Кстати, бывает полезно и у себя заметить приближающееся агрессивное состояние: знайте, если вокруг вас вдруг увеличивается количество людей, вызывающих ваше раздражение - значит, вы на пороге «срыва». Как правило, дело здесь не в людях, а в вашем состоянии, которое «зеркально» начинает отражаться в вашем восприятии других людей. Отдохните, успокойте себя, остановитесь на минуточку, сосредоточьтесь на ощущениях и сделайте расслабляющую гимнастику. А на будущее - позаботьтесь о том, чтобы научить себя сохранять душевное равновесие и впредь «плохой погоды» в душу не пускать.

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

Основные формы нападающего поведения

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Проявление агрессивных действий

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления , при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Детская агрессия

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Агрессия дошкольников

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

Выражение негатива в 2 года

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

Агрессия в 3 года

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

Негативное поведение школьников

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессия младших школьников

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Агрессия у подростков

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Коррекция агрессии у людей

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

Агрессия не возникает на пустом месте. Часто именно межличностные конфликты являются причиной зарождения агрессии. Провокация является наиболее распространенным фактором возникновения вспышек агрессии.

Агрессия может возникнуть даже при одной только мысли, что у другого человека имеются враждебные намерения, вне зависимости от того был для этого реальный повод или нет.

Социальные причины агрессии

Среди социальных причин одним из серьезных посылов к агрессии являются наблюдатели и подстрекатели. Многие охотно подчиняются, когда им предлагают прилюдно наказать другого человека, даже если команды дают лица, не обличенные властью. Сторонние наблюдатели оказывают существенное влияние на агрессию, если агрессор думает, что его действия вызовут одобрение.

Ношение оружия может проявляться не только как средство защиты, но и как стимул к агрессии.
СМИ и демонстрация сцен насилия в массмедиа также служит поводом и неким «призывом» к насилию.

Внешняя среда как причина агрессии

Высокая температура воздуха увеличивает вероятность возникновения раздражения и агрессивного поведения.

Среди других влияний внешней среды на агрессию можно выделить шум и тесноту. Кроме того, в загрязненном пространстве, например, чрезмерно задымленным сигаретным дымом или с неприятным запахом, агрессивные реакции также усиливаются.

Личные качества и врожденная склонность к агрессии

Среди психологических характеристик, которые способны провоцировать агрессивное поведение выделяют:
  • боязнь общественного неодобрения;
  • раздражительность;
  • склонность видеть враждебность в других;
  • склонность испытывать чувство стыда, нежели чувство вины во многих ситуациях.
Среди людей, склонных к агрессии, часто встречаются те, кто привержен к различным предрассудкам, например, к расовым предрассудкам.

Женская и мужская агрессия

Между мужчиной и женщиной существуют некоторые различия в проявлении агрессии. Женщины рассматривают агрессию в большей степени как способ выразить гнев и снять стресс, вследствие высвобождения агрессивной энергии.

Мужчины относятся к агрессии, как определенной модели поведения, к которой прибегают в целях получения некоего социального или материального вознаграждения.

Часто агрессия и раздражительность у женщин проявляется в период менструального цикла так называемого предменструального синдрома. Также причиной приступов агрессии у женщин может быть гормональное изменение в организме, в период до и после родов, менопаузы, или приема гормональных препаратов.

Приступы агрессии у мужчин тоже могут быть связаны с изменениями гормонального фона, например, с переизбытком мужского гормона – тестостерона, или же в период мужской менопаузы – андропаузы.

Помимо гормональных причин агрессии у мужчин и женщин, существует ряд психологических проблем, в том числе различные зависимости – алкоголизм, наркомания и никотиновая зависимость. Известно, что регулярное употребление вредных веществ оказывает разрушающее воздействие на психику человека.