Развитие ученического самоуправления в классном коллективе. Самоуправление педагогического и ученического коллектива; участие родителей в школьном самоуправлении Самоуправление в школьном коллективе

Воспитательное значение ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления –
одно из важнейших направлений
совершенствования учебно - воспитательного
процесса в современной школе.


Сегодня каждый творчески работающий учитель не мыслит результативности своей работы без содружества с детским коллективом, без обучения детей навыкам коллективной работы, развитие их творческих инициатив. Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, принимая участие в дежурстве, дети организуют остальных на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. Эту деятельность учащихся можно назвать организаторской.

Всякая деятельность является своего рода упражнением его сил и способностей и, следовательно, вызывает определённое их развитие. Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определённые нравственные качества и черты характера.

Когда школьник выступает с критикой своего одноклассника, смело и открыто указывая ему недостатки, он развивает в себе принципиальность, умение правильно оценить тот или иной поступок.

Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке учащихся к участию в общественном самоуправлении, в воспитании организаторов, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.
Ясно, что решать эту задачу путём только лишь словесного воспитания, путём разъяснений и бесед невозможно: никакие книжки, никакие уговоры и поучения взрослых не заменят ребёнку его непосредственного жизненного опыта, личного участия в общественно-полезной деятельности.
Однако, если в роли организаторов выступают лишь взрослые, а сами дети находятся в положении организуемых и только пассивно выполняют чужие требования, то не может быть и речи о достижении целей ученического самоуправления.

Организаторская работа складывается из ряда специфических умений и навыков. Это умение планировать, выбирать главное в работе, правильно распределять обязанности товарищей, а также такие навыки, как исполнение обязанностей. Любые из названных умений и навыков должны быть предметом специальной заботы учителя: трудно рассчитывать, что они появятся у детей сами собой. Поэтому каждый педагог должен быть хорошим организатором, без этого невозможно успешное решение задач развёртывания детского самоуправления в классе и школе.
Наконец, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что практически выступая в определённой роли в своём коллективе, учащиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых современному человеку.

У учащихся формируется такое важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим одноклассникам.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребёнком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности.Не следует, однако думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьёзной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым. При правильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, индивидуализм.Непосредственные причины тому могут быть различные: неправильное осуществление выборности, когда одни и те же обязанности выполняются в течение ряда лет одними и теми же детьми, отсутствие отчётности перед другими детьми о своей работе. Но главная причина здесь одна: ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.
Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развёртывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Общая организация самоуправления в школьном коллективе

Как первичные коллективы являются основой общешкольного воспитательного коллектива, так и самоуправление класса, группы служит основой самоуправления школы. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учениками. Обычно на одном из первых классных собраний, в начале учебного года избирается актив. Это могут быть отдельные учащиеся, за каждым из которых закрепляются определённые обязанности, например: аким, заместитель акима, заместитель по социальным вопросам, заместитель по культуре, заместители по науке (предметы), цветовод, физорг, санитары, ответственные за сохранность мебели и учебников, заместители по юстиции и праву, информаторы и др.

В других случаях при более высоком уровне развития самоуправления, избираются группы учащихся по отдельным участкам работы: сектор общественно - политической работы, куда входят политинформаторы, редакторы, корреспонденты стенгазеты; учебный сектор, который объединяет лаборантов, помощников учителей; сектор культмассовой работы и др. Каждый из секторов возглавляет ответственный за его работу. Такая групповая организация актива имеет ряд преимуществ: она позволяет конкуретизировать организаторские функции отдельных учащихся, способствует втягиванию в самоуправление основной массы учащихся и предупреждает перегрузку отдельных членов актива общественной работой.

Безусловно, вся эта работа не только строится в зависимости от опыта и традиций школьного коллектива, но и имеет свою специфику в разных классах; и самоуправление в начальных классах будет отличаться от организаторской деятельности ученического актива в старших классах.
В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса , когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

В классах создаются группы, советы, в которых становятся руководящим ядром ученического актива в классе. И для 4-8 классов, и для 9-11 сохраняется общая организация работы актива. Однако с переходом в старшие классы самоуправление (вместе с учащимися) набирает зрелость.

Среди форм классного самоуправления особо важную роль играют общие собрания и дежурство учащихся по классу. Общие собрания приучают ребят коллективно решать вопросы своей жизни. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, развёртывается сила общественного мнения, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.

Общешкольные собрания организационно значительно сложней, а в некоторых больших школах они вообще не могут функционировать в прямом виде.
Вместе с тем иногда классные собрания проводятся плохо, формально, и используются лишь для информации учащихся о тех или иных событиях жизни школы, класса, страны. Безусловно, такая информация нужна, но она не может составлять главного содержания собрания учащихся.

Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчётов о выполнение решений класса отдельными учениками.

Можно нарисовать самые красивые схемы самоуправления, написать много разных документов об организаторской работе в школе, но если в классе ребята не могут сами подготовить и активно провести собрание, то совершенно очевидно: в этом классе никакого самоуправления нет. А между тем в некоторых школах даже в старших классах собрание ведёт учитель.
Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. На первых порах лучше будет, если эти обязанности закреплены за определёнными учащимися на достаточно длительный срок, чтобы они получили необходимую практику. С помощью учителя как следует научились вести собрание (председательствовать, вести протокол, докладывать о проверке решений и т. д.).

Собрания не обязательно должны быть очень ёмкими, с обсуждением многих сложных вопросов, на что затрачивается до часу времени. Лучше чаще проводить короткие собрания («оперативки») на 10-15 минут с решением какого - либо одного хорошо подготовленного вопроса, например организации участия класса в субботнике. При такой практике классные собрания действительно станут тем, чем они должны быть, - важнейшей формой коллективного самоуправления.
Другой формой самоуправления, позволяющей вовлечь всех учащихся в организацию жизни класса, является дежурство.
Каковы же основные, характерные черты самоуправления в классе?
Прежде всего, необходимо отметить, что здесь, как и всегда, самоуправление выполняет две основные функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция самоуправления класса состоит в руководстве и управлении силами учащихся жизнью классного коллектива, различными видами его деятельности. Это достигается установлением ответственных лиц по разделам работы. Каждый из них находится в положении уполномоченного коллектива, подчиняется активу класса (объединение ответственных за основные участки работы) и общему собранию. Управление внутренней жизнью класса обеспечивается нормальным функционированием совета актива и классного собрания, разработкой и проведением ими в жизнь плана работы.
Внешняя функция классного самоуправлени я состоит в установлении связей данного коллектива с другими первичными коллективами школы, в определении своего места в общешкольном коллективе. Важную роль здесь играет и общешкольное планирование, если оно обеспечивает взаимодействие и контакт в работе классных коллективов. Проводя в жизнь основные задания общешкольного плана, организуя коллектив класса на участие в соревнованиях, конкурсах с другими классами, классное самоуправление предупреждает опасность замыкания первичного коллектива в кругу своих интересов.
На эту сторону самоуправления отдельные педагоги обращают мало внимания. Некоторые даже противопоставляют в какой - то мере свой классный актив общешкольному, рассматривая избрание лучших классных активистов в общешкольные органы как ослабление общественной жизни класса. Но подобная точка зрения может возникнуть лишь там, где педагогический коллектив не добивается создания единого, сплочённого школьного коллектива.

Между тем первичный коллектив, являясь лишь определённым звеном перехода от единого школьного коллектива к личности, не может сам по себе, будучи изолированным от последнего, решать основные задачи воспитательного воздействия на ребёнка, т. к. «только создав единый школьный коллектив, говорит А. С. Макаренко, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора».
Важным условием нормального функционирования и поступательного развития классного самоуправления является включение его в систему школьного самоуправления, работа по единому плану. Контроль со стороны органов школьного коллектива, обмен опытом с другими классами - всё это в значительной степени определяет успехи классного коллектива.

Основная задача, которую решают общешкольные органы самоуправления, состоит в объединении усилий классных коллективов в различных видах деятельности: общественно - политической, учебной, трудовой, хозяйственной, культурно - массовой, спортивно - туристской. Общешкольные органы воплощают в себе идею централизации руководства первичными коллективами. Эта функция школьного самоуправления во многом определяет его основные черты.
Высшим органом общешкольного ученического коллектива является общее собрание, которое принимает решения по наиболее важным вопросам школьной жизни. Здесь обсуждаются и одобряются перспективные планы работы школьного коллектива, заслушиваются и утверждаются итоги соревнований, конкурсов классных коллективов, одобряются важнейшие внутришкольные документы, регламентирующим жизнь коллектива школы: условия соревнования, положения и инструкции о работе органов коллектива. Ученическое дежурство в школе всегда было наиболее распространённым видом самоуправленческой работы. Опыт лучших педагогов говорит о том, что правильно организуя в детском коллективе дежурство, можно научить ребят видеть особую романтику будней. Если другие формы работы самоуправления строятся в начале работы на относительно постоянном распределении обязанностей среди определённой группы детей, то дежурство учащихся с самого начала организуется на принципе простой очерёдности.

Главная задача дежурства по классу - обеспечит учащимися единых требований, а также систематическую ежедневную уборку классного помещения и подготовка класса к уроку. Дежурят по классу все ученики, обычно по два человека. График дежурства по классу утверждается классным собранием и вывешиванием на стенде в «Классном уголке». Контролирует работу дежурных аким класса.
Дежурство по этажу проходит в течение определённого срока (неделя). Дежурят все учащиеся, кроме дежурных по классу.
Важно отметить, что по мере развития дежурства происходит всё большее включение в его единую систему общешкольного самоуправления.
Вовлечение учащихся в деятельность по руководству и управлению жизнью своего коллектива достигается с помощью различных методов педагогического воздействия - общественное мнение детского коллектива. Это не значит, что педагоги могут устраниться от руководства общественным мнением детского коллектива. Руководящая роль учителя сохраняется всегда. Но именно теперь педагог из опекуна и няньки становится для детей старшим, более мудрым товарищем и советчиком.

Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает
реализацию определённой системы воспитания. Класс не живёт изолированно от коллектива школы. Планируя работу, учитель исходит из плана работы всей школы. Составить план - это значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, её организацию, предусмотреть её результаты.
Планирование начинаю с темы и целей школы, которые перекликаются с темой начальных классов: «Самореализация личностных качеств ученика начального образования через формирование здорового образа жизни».
Цель: «Создание условий для самореализации личностных качеств через развитие творческих, индивидуальных начал личности и воспитание коммуникативных, самостоятельных качеств ЗОЖ». Сам план строю по следующим разделам:
1. «Воспитание казахстанскому патриотизму и гражданственности».
2. «Формирование интеллектуальной культуры».
3. «Воспитание духовно - нравственной культуры, понимание
общечеловеческих ценностей».
4. «Формирование здорового образа жизни».
5. «Формирование экологической культуры».
6. «Формирование экономической культуры».
7. «Формирование эстетической культуры».
8. «Формирование культуры семейной жизни».
9. «Правовой всеобуч»
10. «Работа с родителями»
11. «Индивидуальная работа с родителями».
12. «Индивидуальная работа с учащимися».
13. «Самообразование».
14. «Организационные мероприятия».
Таким образом, вычленение отдельных разделов плана позволят сформулировать основные воспитательные задачи и дать их в определённой системе, отражающей более общую задачу - формирование всесторонне развитой личности ребёнка.
Задача воспитания самостоятельности детей в учебном процессе влечёт за собой постановку этой же задачи и во внеклассной работе. Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех её и результативность. Причём дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей идёт подготовка с первого класса. Они овладевают ею с помощью учителя, взрослых: распределять между собой обязанности, роли. Другое условие: работа выполняется небольшой группой в 3-5 человек. В группу входят дети, связанные дружбой, чувством симпатии, желающие работать вместе, в одном коллективе. Интерес к содержанию деятельности - ещё одно из условий, которые определяют успех самостоятельной деятельности детей на первых порах.
Приучая детей к самостоятельной деятельности, педагог сам или через других организаторов даёт детям задания для самостоятельного их выполнения, ставит перед ними задачи: подумать, ответить на вопрос, решить проблему. Не всегда у детей будет всё получаться, они будут обращаться за помощью, ссориться. Им надо помочь наладить дружную коллективную работу, разрешить конфликт, помириться. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта, коллективных умений мало. Поэтому очень важно, чтобы организаторы малых групп увидели в лице учителя доброжелательного союзника, чтобы и сами могли искать себе помощников. На этом этапе позиция учителя требует тонкой инструментовки.
Одна из важнейших обязанностей дежурных - добиться от каждого ученика бережного отношения о сохранности мебели. Во время перемен добиваются своевременного выхода всех учащихся из класса, обязательно проветривают помещение, готовят доску, мел, тряпку к следующему уроку. Контролируют работу дежурных по классу аким класса и ответственные за сохранность мебели.
Структурно - функциональная модель самостоятельной работы класса

4. Формирование дисциплинорованности

Литература:

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – 223с.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. – 175с.

4. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Психология». - М.: МГУ, 1984.- 208с.

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 143с.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 258с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1993. - 526 с.

9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. – 125с.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. – М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

11. А.С.Макаренко // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 536 - 538.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319с.

15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М.: Педагогика, 1984. – 111с.

16. Новикова Л.И. Коллектив // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 450- 451.

17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопро­сы теории. - М.: Педагогика, 1978.- 143с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогические наследия. – М.: Педагогика, 1989.- 286с.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

Работа над заданиями для самостоятельного осмысления требует основательной и серьезной теоретической подготовки. Необходимо давать характеристику различным методам воспитания, знать условия эффективного их применения, а также ошибки, которые могут возникать при их использовании; выработать собственное отношение к методам воспитания. На данном практическом занятии студенту необходимо научиться моделировать педагогические ситуации с различными методами воспитания, видеть их результат. Важно знать отличия системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

Самоуправление - принцип организации жизнедеятельности коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон её жизни, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления - обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Структура самоуправления :

ь Общее собрание коллектива (созывается по мере необходимости, избирает постоянные и временные органы самоуправления, решает вопросы организации и деятельности школы).

ь Совет справедливых (входят учителя и ученики школы, Справедливые избираются путём общешкольного голосования; при выборе учителей, опрашиваются ученики, при выборе учеников - учителя. Преимущества Совета справедливых: сюда может обратиться как ученик, так и учитель; совет состоит из людей, обладающих авторитетом и в среде учеников, и в среде учителей; решение, принятое Советом, будет справедливым, так как рассмотрено с различных позиций).

ь Совет старшеклассников (актив БРСМ, собирается 1 раз в месяц)

ь Совет БРПО (актив пионерской дружины, собирается 1 раз в месяц)

ь Творческая группа (пресс-центр, редколлегия, спортивный сектор, патриотический сектор, отряд «Милосердие»)

ь Совет старшин классов (собираются по мере необходимости, решают вопросы внутриклассные и внутрипараллельные, способствуют распространению информации, помогают классным руководителям и кураторам параллелей)

Работа совета справедливых в случае конфликтных ситуаций

СС обязан:

ь стремиться к выявлению подлинных причин конфликта и к примирению сторон;

ь при ведении дела избегать всего, что может вызвать новые конфликты;

ь пресекать недостойное поведение сторон при разбирательстве.

ь СС НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:

ь давать наказания, оскорбляющие честь и достоинство обвиняемого;

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

Характеристика этапов

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива

Функция самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов.

Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование.

Тенденция развития самоуправления

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, взаимоконтроль и др.

Учком, старостат, комиссии, бригады и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путём

Участие каждого в организации дел в порядке очерёдности

Позиция педагога

Консультант

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы к деятельности; вырабатывает навыки самостоятельной работы учеников.

Передаёт ученикам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций.

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач.

Права школьников в организации самоуправления

  • 1. Избирать и быть избранным в органы УС.
  • 2. Участвовать в работе УС.
  • 3. Вносить предложения по улучшению работы школы.
  • 4. Свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
  • 5. Представлять ученический коллектив в ОО.
  • 6. В случае необходимости обращаться за помощью в органы УС.
  • 7. Выступать с критикой и самокритикой.
  • 8. Оценивать работу коллектива класса, школы.
  • 9. Обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы УС.

Обязанности школьников в организации самоуправления

  • 1. Творчески подходить к своим обязанностям.
  • 2. Активно участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.
  • 3. Нести личную ответственность за работу своего класса.
  • 4. Развивать самостоятельность младших школьников.
  • 5. Отчитываться перед высшим органом УС за порученное дело.

Органы самоуправления поощряют учащегося за:

  • 1. прилежную учёбу;
  • 2. общественную работу;
  • 3. примерное поведение;
  • 4. выдающиеся достижения в учёбе, спорте, творчестве;
  • 5. трудолюбие, честность, отвагу.

Структура школьного самоуправления

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.

Направление:

Активное Подмосковье

Тема проекта:

Работа с молодежью

Муниципальное образование:

Серпухов г.о.

Описание проекта:

Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от социальной активности граждан. Это - объективная потребность цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.
В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует республика «Спектр».
Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.
Школьная республика «Спектр» - разноуровневая система школьного ученического самоуправления, объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:
1-4 классы – «Солнечный город»
5-11 классы – «Спектр»
«Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.
Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация. .В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.
То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.
Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.
Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.
Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.
Во главе школьного ученического самоуправления стоит президент, который избирается среди учащихся 8-11 классов по установившейся схеме:
 выбор кандидатов от классов
 представление кандидатских программ
 предвыборная агитация
 дебаты «Я- лучший президент»
 выборы
 инаугурация
Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением, представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.
В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.
Основные направления работы:
Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.

Основные дела школьной республики:
Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
Общешкольная конференция
Заседания общественно-политического клуба
Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка», по сбору макулатуры, «Свет в окне»
Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
Конкурсы:«Класс года», «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
«Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры «Зарница» и «Зарничка»
Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД

В конце каждого учебного года Совет старшеклассников собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года», объявляют результаты и на празднике чести школы проводят награждения.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу.

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи проекта:

Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:
1. Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Воспитание чувства частного партнерства.
4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
5. Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.

Достигнутые результаты:

Каждый сегодняшний школьник в будущем непременно столкнется с реалиями взрослой жизни: будет работать в коллективе, подчиняться или руководить. Школьное самоуправление – отличная возможность научиться самостоятельности, осознанию своего пути в жизни, и великолепная подготовка к тому, чтобы успешно реализовать себя. Все выпускники нашей школы после 11 класса успешно поступают в ВУЗы, где реализуют не только интеллектуальные, творческие, спортивные способности, но и занимают активную гражданскую позицию, включены в социальные процессы экономической и политической жизни страны.
Признанием эффективности работы по организации самоуправления в школе считаем успешное участие (2 место) в региональном этапе Всероссийской программы "Ученическое самоуправление" в 2017 году.

Социальная значимость проекта:

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников. Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности перед собой и товарищами по общему делу, а именно такие молодые люди нужны нашему обществу, современной России.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Перечень конкурсов и социально-направленных программ,
в которых школьная республика «Спектр» принимала участие в 2016-2017 учебном году

№ Название конкурса или программы Сроки проведения Краткое описание Количество участников
1 Школьные сборы актива УС Март, ноябрь В осенние и весенние каникулы в школе проходят сборы актива республики «Спектр». С ребятами проводит тренинги психолог. Учителя - кураторы министерств -проводят обучение активистов, мастер-классы каждый в своем направлении 44 чел.
2 Городские сборы актива УС «Школа лидера» Март, ноябрь Лидеры ученического самоуправления школы ежегодно принимают участие в городском проекте «Школа лидера». Ребята учатся общаться, решать общественные задачи, применять лидерские качества на практике. 7 чел.
3 Акция «Чистый школьный двор» Апрель-май
Сентябрь-октябрь Уборка пришкольной территории, выращивание рассады, разбивка клумб 555 чел.
4 Акция «Сохраним лес от вырубки» Апрель
Ноябрь Ежегодно в школе 2 раза в год проходит акция по сбору макулатуры. В апреле 2016 г. было собрано – 5т550кг. В декабре 2016 г. – 6т240 кг. 1006 чел.
5 Акция «Поздравление ветеранов» Февраль
май За каждым классом школы закреплены ветераны войны, труженики тыла и узники концлагерей, проживающие в нашем микрорайоне. Всего 64 человека. Ко Дню защитника Отечества и Дню Победы ежегодно учащиеся поздравляют ветеранов с праздником, посещая их на дому. 105 чел.
6 Военно-спортивная игра «Зарница» Апрель 4 место в городской военно-спортивной игре. 12 чел.
7 «Гагаринские чтения» Апрель С2008 г. в школе проходят масштабные мероприятия, посвященные Дню космонавтики: волейбольный турнир, общешкольная конференция, экскурсии на завод «Металлист», экскурсия в ЦУП. Проект «Гагаринские чтения» - лауреат премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2014,2015 и 2016 г. 288 чел.
8 Акция «Каждой птичке – кормушка» Апрель, октябрь По инициативе министерства экологии и министерства труда школьной республики «Спектр» учащиеся начальной школы изготавливают кормушки для птиц, которые развешивают на пришкольной территории и в течение года подкармливают пернатых. 455 чел.
9 Акция «Георгиевская ленточка» Май Учащиеся школы вручили жителям микрорайона 200 георгиевских ленточек. 50 чел.
10 Акция «Письмо с фронта» Май Фронтовые треугольники со стихами поэтов, воевавших в Великой Отечественной войне были вручены жителям микрорайона, как память о наших предках, завоевавших Победу. 115 чел.
11 Акция «Вахта памяти» 6 мая приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2. Ребята несли Вахту памяти у памятника советскому солдату напротив завода «Металлист». Несмотря на то, что акция публичная, для каждого это очень личное событие. Каждый ученик несет вахту молча, чтобы вспомнить своих близких, каждого солдата Великой Отечественной войны, поклониться павшим героям.
Во время несения вахты к ребятам подходили ветераны завода «Металлист» со словами благодарности и напутствия. Учащиеся 1-4 классов школы №2 возложили цветы к памятнику и прочитали стихи поэтов-фронтовиков. 120 чел.
12 Акция «Я помню... Я горжусь...» Май По микрорайону были расклеены листовки на каждом подъезде жилого дома, на магазинах, социально-значимых объектах со словами благодарности ветеранам войны и обращением к потомкам, чтобы помнили великий подвиг своих отцов, дедов и прадедов. 60 чел.
13 «Бессмертный полк» Май Акция "Бессмертный полк" прошла в Серпухове 9 мая 2017 Тысячи горожан вышли с портретами своих героев – дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны. Приняли участие в этой акции и учащиеся школы №2.
Ребята шли плечом к плечу, неся фотографии фронтовиков, чьим героизмом и стойкостью восхищается и гордится вся страна. 120 чел.
14 Военно-спортивная игра «Зарничка» Июнь Юнармейцы начальной школы из оздоровительного лагеря «Солнышко» ежегодно принимают участие в городской военно-спортивной игре «Зарничка». В подготовке команды большую помощь оказывают юнармейцы-старшеклассники. 10 чел
15 «Уроки мужества» В течение года В течение года к учащимся школы приходят ветераны войны и Вооруженных сил, которые не только рассказывают о событиях Великой Отечественной войны, но и воспитывают у подрастающего поколения такие качества, как мужество, героизм, честность. 580 чел.
16 Операция «Зебра» Сентябрь Отряд ЮИД школы № 2 совместно с ГИБДД в течение месяца проводил рейд на перекрёсток. В ходе операции отряд ЮИД распространял листовки по ПДД среди детей и родителей. Большой интерес вызывала у учащихся и учителей школы № 2 «зебра», которая переводила их через дорогу. В роли «зебры» выступил член отряда ЮИД. 20 чел.
17 Культурно-просветительский и военно-патриотический проект «Мы помним, мы гордимся!» Декабрь Проект «Мы помним, мы гордимся!» проходит в течение всего года. Учащиеся школ имеют возможность посетить открытый кинопоказ художественных военно-патриотических фильмов в ДК «Россия». Представители школьной республики «Спектр» посмотрели х/фильм «Офицеры» и «В бой идут одни старики». 60 чел.
18 Городской смотр-конкурс по патриотическому воспитанию «Наследники славы земли Серпуховской» В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах патриотической направленности
19 Городской форум «Юные таланты земли Серпуховской В течение года В течение года учащиеся школы принимают участие в различных городских и областных конкурсах творческой направленности
20 Региональный этап Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» Декабрь-февраль 2 место 15 чел.

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.