Традиционные методы педагогики. Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторонпедагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.

Беседы - традиционный метод педагогических исследований.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает

публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент - это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Педагогическое тестирование

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости имощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Страница 1

Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них-

Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:

~ длительным;

~ систематическим;

~ разносторонним;

~ объективным;

~ массовым.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно применять этот метом. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседы – Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Разновидность беседы, её новая модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в определённой последовательности.

Тест по предмету педагогика

1. Педагогика изучает и решает проблемы …

а) воспитания;

б) обучения;

в) образования;

г) развития.

2. Педагогика – наука, изучающая факты и закономерности …

а) мышления;

б) развития;

в) социализации;

г) воспитания.

3. Педагогическая отрасль знаний …

а) возникла в эпоху Возрождения;

б) возникла в античный период истории;

в) является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества;

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод исследования путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действит-ти, объективной реальности.

Чтобы исследователю решить поставленную задачу, необходима совокупность способов, средств и приемов научного познания, т.е.методов научного познания.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека в пед процессе применяется множество исследоват методов. Методы должны быть выбраны адекватно существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен; адекватно задаче. То есть необходимо согласование методов с природой исследуемого явления.

Исследовательские методы группируются по различным признакам: по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического иссле-ния , основанные на опыте, практике, эксперименте, и методы теоретич иссл-ния, связанные с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущнсоть изучаемого (история, теория).

Основными иссл.методами являются наблюдение и эксперимент. Их можно считать общенаучными методами. Существует множество других, специфичных для соц наук: метод беседы, метод изучения процессов и продуктов деят-ти, метод анкетирования, метод тестирования и т.д.

Как спсобы или средства конкретизации и воплощения иссл метода используются конкретные методики психологич иссл-я. Напр, если тестирование есть исслед метод, то в качестве методик выступают конкретные тесты: опросник Кеттела, Айзенки и др.

Эмпирические методы:

1) наблюдение является одним из самых распростр, а также наиболее доступный метод изучения пед.практики. научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях: а) определяются задачи, выделяются объекты, составляются схемы наблюдения; б)рез-ты обязательно фиксируются; в)полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдениедолжно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Существуют и недостатки: набл.не вскрывает внутр стороны пед.явлений; невозможно обеспечить полную объективность инф-ции. Поэтому набл. Чаще всего применяется на нач этапах иссл-я в сочетании с др методами.

2) опросные методы:

    Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

    Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

    Интерьвьюирование исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

Определение характера информации, которую необходимо получить;

Составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

Составление первого плана вопросника;

Предварительная его проверка путем пробного исследования;

Исправление вопросника и окончательное его редактирование.

3) изучение продуктов деятельности учащихся : письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

4) Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

5 ) метод пед эксперимента основной исследоват.метод в пед-ки и психологии(как и наблюдение; общенаучн). специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

    теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

    методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Теоретические методы:

1) моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого (минимальная по размерам, воспроизводящая оригинал).

Есть еще модели мысленные, которые называются идеализированные.

2) идеализированная модель – любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов.

3) Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены:

- составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- ; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

- Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

- Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

- Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп)

Метод исследования – способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности.

Теоретические: анализ, контент-анализ, ретроспективный анализ, абстрагирование, аналогия, систематизация, конкретизация, моделирование

Эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), эксперимент, наблюдение, социометрические методы, тренинги

Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторонпедагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.

Беседы - традиционный метод педагогических исследований.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает

публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент - это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Педагогическое тестирование

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Количественные методы в педагогике

Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для"моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации

учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.Все более мощным преобразующим средством педагогических

исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это

метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность редставления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач:

Оптимизации структуры учебного процесса;

Улучшения планирования учебного процесса;

Управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

Диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.


Традиционными будем называть методы, доставшиеся совре-
менной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у
истоков педагогической науки.
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный ме-
тод изучения педагогической практики.
Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторон
педагогических явлений, при использовании этого метода невоз-
можно обеспечить полную объективность информации.
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод пе-
дагогического исследования. В широком смысле означает органи-
зованную познавательную деятельность, направленную на уста-
новление исторических связей воспитания, вычленение общего,
устойчивого в учебно-воспитательных системах.
С помощью данного метода анализируются пути решения конк-
ретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесооб-
разности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод
нередко называют историческим.
Изучение продуктов ученического творчества - домаш-
них и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, ре-
фератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.
Беседы - традиционный метод педагогических исследований.
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их
чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее
новая модификация - интервьюирование, перенесенное в пе-
дагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает
публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее
подготовленных вопросов, ставит их в определенной последова-
тельности.

  • Традиционно -педагогические методы . Традиционными будем называть методы , доставшиеся совре- менной педагогике


  • Традиционно -педагогические методы . Загрузка. Скачать Получить на телефон.
    Беседы - традиционный метод педагогических исследований.


  • Традиционно -педагогические методы . Традиционными будем называть методы , доставшиеся совре- менной педагогике по наследству от исследователей...


  • Свое название педагогика
    Традиционно -педагогические методы .


  • Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести.
    Традиционно -педагогические методы .


  • Традиционно -педагогические методы . Традиционными будем называть методы , доставшиеся современной педагогике по наследству от исследова.


  • Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести.
    Традиционно -педагогические методы .

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.

(Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.)

К примеру, исследователь, присутсвует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пасивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутрение стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.

В современном, несколько суженом смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта, творчески, работающих педагогических коллективов, отдельных учителей.

Анализ школьной документации.

Источниками информации при использовании этого метода служат классные журналы, расписание учебных занятий, календарные и неурочные планы учителей и т.д. В этих документах, помогающих установить причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемым явлением. Например, изучение документации дает ценные статистические данные для установления связи междусосотоянием здоровья и усваемостью, тем как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.

Изучение продуктов ученического творчества.

Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».

Беседы, интервью.

Беседа - метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, спомощью предварительно одготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутрений мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировозренчиских, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод.

Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов.

педагогический интервью анкетирование тестирование