Общие свойства организации как системы. Системная организация управления. функциональные системы и их взаимодействие. По степени восприятия влияния внешних факторов

3.1. Формирование системных представлений и системного подхода к

исследования организации.

3.3. Строение системы.

3.4. Классификация систем.

Ключевые термины и понятия: система, системный подход, системные принципы, состояние системы, действие, событие, свойства системы, структура, подсистема, элемент, связь, отношения, атрибуты связи, виды систем.

Формирование системных представлений и системного подхода к исследованию организации

Понятие системы масс длинную историю, поскольку первые системные представления сформировались в пределах науки философии еще во времена античного мира. В античной философии термин система связывали с упорядоченностью и целостностью природы. Тогда был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Древние философы Платон и Аристотель, уделяя внимание особенностям системе знания и системе элементов мироздания, толковали систему как мировой порядок, утверждая, что системность есть свойство природы.

Демокрит положил начало материалистическом атомизма (деление целого на части-атомы), определив фундаментальные категории естествознания - целое, элементы и связи между ними. С этого момента стал формироваться системный взгляд на все объекты, явления и процессы, окружающих человека.

В эпоху Возрождения понятие бытия как космоса изменилось в концепцию системы мира - образования со своей организацией, иерархией и закономерностями. В это время зародились научные дисциплины, апеллируют к целостности мироздания. К их числу относится астрономия.

Гипотеза системной организации знания была разработана в немецкой классической философии. Принципы системности в естественных науках активно исследовал Иммануил Кант, который пытался обосновать системность собственно процесса познания. Именно Канту принадлежит приоритет четкого осознания системности научно-теоретического знания и выявления конкретных процедур и способов создания системного знания.

В экономике принцип системности был сформулирован Адамом Смитом, который пришел к выводу, что эффект действия людей, организованных в группу, больше, чем сумма отдельных результатов

Основные этапы развития системного подхода с XV по XX в обобщены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Динамика формирования теории систем

Н. Коперник

Гелиоцентрическая система Вселенной

Г. Галилей

Мир безграничен, материя вечна и состоит из молекул, молекулы - из атомов

И. Ньютон

Система взаимодействия тел (закон земного притяжения), система телескопа

К. Линней

Система растительного и животного мира Подчинение между категориями: класс, род, вид, вариация и т.д.

Бытия как система, состоящая из души, мира, Бога и сознания, при этом умная система диалектическая

Г. Гегель

Абсолютная идея как система категорий - бытие и небытие, количество и качество и т.д.

Приобретает сознание и волю только в человеке. Двигателем системы является диалектика

Общество как социальная система, развивается (исторический материализм) Система познания (диалектический материализм)

Коммунизм как система, подсистемой которого является социализм. Империализм как система государственно-монополистического капитализма

А. Богданов (А. Малиновськнй)

Тектология - общая организационная наука. Несистем не бывает, все системно

Л. фон Бертанланфи

Учение о целостности организма Обобщенная системная концепция математического описания различных типов систем

Указанные результаты исследования позволяют сделать вывод, что системность - это свойство природы и деятельности человека или общее свойство материи. Системность как всеобщее свойство материи проявляется в системности практической, познавательной деятельности человека и в системности внешней среды. Среди основных свойств системной практической и познавательной деятельности назовем следующие: целеустремленность; алгоритмичнисть; анализ; синтез; системный подход. Свойства системности внешней среды оказываются в системности: природы; человеческого общества; взаимодействия человека с природой. Таким образом, можно считать, что системность является общее свойство материи. Наибольшего внимания с точки зрения научной и учебной деятельности заслуживает исследования познавательной деятельности человека, в частности изучение сущности, проявлений и применения системного подхода.

Системный подход был разработан в конце 50-х pp. XX в. представителями классической школы управления, применили в управлении теорию систем. Потребность в применении системного подхода обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие масштабы деятельности и работают в сложных, динамических условиях внешней среды.

Дж.К. Лафта замечает, что системный подход - это способ мышления по организации и управлению, его нельзя трактовать как набор определенных рекомендаций или принципов для руководителей .

По С.В. Рогожиным, это методология познания составных частей с помощью целого и целого с помощью его составных частей . Другими словами - это универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как определенной целостности, состоящий из взаимосвязанных частей и одновременно выступает составной частью системы более высокого порядка. Системный подход позволяет строить многофакторного модели, характерные для социально-экономических систем, к которым й относится организация.

Системность заключается в исследовании объекта с разных сторон и в связи с внешней средой. В основе системного подхода лежат принципы, среди которых чаще всего выделяют следующие:

Рассмотрение системы как части подсистемы некоторой более общей системы, расположенной во внешней среде;

Разделение системы на части, подсистемы;

Восприятие системы как единства, обладает особыми свойствами, не характерные для ее отдельных элементов;

Проявление функции ценности системы, заключается в стремлении к максимизации эффективности самой системы;

Рассмотрение совокупности элементов системы как единого целого.

Схему применения системного подхода, по мнению Ю.М. Лапыгина, можно представить как последовательность определенных процедур :

1) установление таких признаков системы как целостность и множественность деления;

2) исследование свойств, отношений и связей системы;

3) определение структуры системы и ее иерархического строения;

4) фиксация взаимоотношений между системой и внешней средой;

5) описание поведения системы;

6) описание целей системы;

7) идентификация информации, необходимой для управления системой.

Некоторые ученые отмечают ограниченность системного подхода. В частности, профессор А.И. Пригожин, говоря об ограниченности системного подхода, отмечает следующее :

системность означает определенность, окончательность, но мировые присуща неопределенность;

системность означает непротиворечивость, но споры возникают постоянно, например, между работниками в организации;

системность означает целостность, способность к интеграции, но отдельные составные части не всегда могут быть интегрированы в единую систему или подсистемы.

Применение системного подхода как метода исследования организации требует комплексного подхода, который предусматривает привлечение специалистов разного профиля (табл. 3.2.) .

Таблица 3.2.

Сравнительный анализ характеристик комплексного и системного подходов

характеристика

комплексный подход

системный подход

механизм реализации

Стремление к синтезу на базе различных дисциплин с последующим обобщением результатов

Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, имеющих системообразующий характер

объект исследования

Любые явления, процессы, состояния

Только системные объекты, то есть целостные системы, состоящие из закономерно структурированных элементов

метод исследования

Междисциплинарный подход учитывает два и более показателей, влияющих на эффективность

Системный - учитывает все показатели, влияющие на эффективность

понятийный аппарат

Базовый вариант, нормативы, экспертиза, результат, соотношение для определения критерия

Тенденция развития, элементы, связи, взаимодействие, эмерджентность, целостность, внешняя среда, синергия

понятийный аппарат

отсутствуют

Системность, иерархия, обратная связь

Общая характеристика

Подход организационно методический, внешний, макро, разносторонний, взасмоповьязаний. взаимообусловленный

Подход методологический, внутренний, приближенный к природе объекта.

Ему свойственны целеустремленность, организованность

Особенности рассмотрения проблем

Широта охвата проблемы с установленными требованиями

Широта охвата проблемы в условиях риска и неопределенности

развитие

В рамках существующих знаний многих наук, выступающие отдельно

В рамках одной науки на уровне новых знаний системообразующего характера

В наиболее общем случае можно говорить, что системный подход - это составная часть комплексного, поскольку комплексный подход розроблюяе стратегию и тактику, а системный - методологию и методы. Как. утверждает Ю. Лапыгин, в процессе исследования происходит взаимное обогащение комплексного и системного подходов

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению1.

Система,2 состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов (частей), отличается от набора тех же, но обособленных элементов тем, что:

Система целенаправлен а на достижение определенных целей; в наборе элементов каждый из них может иметь свою цель, совокупность которых не будет тождественна целям системы;

система имеет структуру, определяемую сетью связей между элементами; набор элементов сети связей структуры не имеет;

система способна к самоорганизации за счет синергизма свойств, присущих составляющим ее элементам; набор элементов такой способностью не обладает;

« система имеет свойства, которыми не обладает ни один из ее элементов, взятых в отдельности (например, свойством работоспособности обладает система, состоящая из двух частей организации: технологической подсистемы и социальной подсистемы. Ни одна из этих подсистем в отдельности этого свойства не имеет);

Система обладает взаимосвязанными свойствами целостности и обособленности; набор элементов обладает только свойством обособленности.

Таким образом, все организации являются системами, так как система -это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики цело-го. Поскольку люда являются компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой (технические компоненты), ко-

Мескан М- X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. С, 79.

2Кр&ят №. И. Стратегическое управление компанией. М„ Русская Деловая Литература, 1998. С. 436-440,

торую используют для выполнения работы, они называются социо-техническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы (рис. 5 1)

Цел енапр ав леї шості. Структурность?Самооріализовашіость *Взапмосияэа нно сть частей

В заи мо св яза н по сть целостности и обособленности

Рис. 5-і. Системность организации

Поскольку система -это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности признаками этой системы являются: -

множество элементов и частей; -

единство основной цели для всех элементов и частей; -

наличие связей между элементами или частями; -

целостность и единство элементов или частей; -

структура и иерархичность; -

относительная самостоятельность, ™ четкая выраженная управляемость

Система может быть большой и сс целесообразно разделить ш ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющие автономную область внутри системы (например, экономическая, со циальпая, организационная, техническая подсистемы)1,

Ччщнт:> Л Ос-попы топршт организации М ЮНПТИ, 2000. С 14

Крупные составляющие таких сложных систем как организация, человек или машина зачастую являются системами1. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы - это важное понятие и управлении организацией. Посредством подразделения организации на отделы менеджментом намеренно создаются подсистемвг внутри организации Такие системы, как управление и различные уровни управления играют важную роль s организации в целом Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиягь на систему в целом Понимание того, чго организации предстаьляюг собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах.

Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме4

бихевиористская (поведенческая) школа в основном занималась социальной подсистемой,

школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами

Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами2 успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Свойствами систем являются.

система имеет потребность в управлении;

н системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов)

Системы имеют следующую классификацию:

« техническая подсистема, набор решений в которой ограничен и последствия решений обычно предопределены;

1Мескон M X и др Основы менеджмента С 80.

Детерминант-лат determmans (d?terminantis) - определяющий - Иргшеч

3Пол.робпсс см Смирное 3 А Основы теории организации С 1^-19

Биологическая подсистема, набор решений в которой также ограничен из-за медленного эволюционного развития. Тем не мекеб последствия решений в этих подсистемах часто оказываются непредсказуемыми;

социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Набор решений и этой подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах* и методах реализации;

искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей;

естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового су а чествования;

открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее;

закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала;

детерминированные (предсказуемые) системы функционируют но заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом;

стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами;

мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого - слабой устойчивостью;

жесткие системы - это обычно авторитарные, основанные на высоком 1пюфессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия;

кроме вышеперечисленных систем системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Следует заметить, что техническая, биологическая и социальная подсистемы обладают различным уровнем неопределенности в результатах реализации решений. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации - это необходимое условие ее деятельности. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих па принятие решений, а также наибольших затрат ресурсов и времени,