Чем отличается концепция от методологии. Метод, методика, методология. Основные из них такие
В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.
Рис. 1.3.
исследований
В научной литературе термин «методология» определяется по крайней мере в рамках четырех плоскостей. Некоторые авторы трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования 1 . А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие исследователи придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей . В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах, методиках, способах и средствах познания . Согласно А. Реберу (A. Reber) это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании .
Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания - это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования - это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии - это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.
Метод (греч. methodos - путь исследования или познания) - это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов, приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Однако в содержательной части («способ чего?») проявляются разногласия авторов. Одни определяют метод как способ построения и обоснования системы знаний (действительности) , другие - как способ решения определенной задачи, достижения какой- либо цели , третьи - как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме 1 . С. Л. Рубинштейн пишет о методе как о способе, посредством которого познается предмет науки . В Психологическом словаре отмечается, что метод - эго способ изучения психологических проявлений личности человека . В Философском словаре метод трактуется как способ теоретического и практического освоения (познания) деятельности .
В отличие от метода методика имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов методика определяется как совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы . С. Л. Рубинштейн указывает на методику как на частный, вспомогательный или промежуточный метод исследования . А. Ребер утверждает, что методика - это производная от метода, конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели .
В рамках теоретического представления терминов психологической гносеологии средство исследования представлено синонимично понятию «метод» и трактуется как прием, способ действия для достижения чего- нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности .
В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.
Технология (греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - мысль, причина; методика, способ производства) - это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством и оптимальными затратами и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой - совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.
Инструмент (лат. instrumentum - орудие) - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект - его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта 1 . В основе конструкции и правил использования инструмента лежат знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологические особенности деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначение и функции инструмента. Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться в исследовании двумя планами - орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом - вспомогательного материала. Например, статистическая программа, реализуемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации стимуль- ного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.
Моделирование - метод и (или) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего математических, моделей . Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов, окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий. В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут иметь различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель (фр. modele, от лат. modulus - мера, аналог, образец) - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов и явлений .
Как и моделирование, тест (англ, test - проба, испытание, проверка) представляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений . Тестирование предполагает использование тестов. С одной стороны, это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с другой - система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности .
Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.
- См.: Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. М.: Политиздат, 1990. С. 209 ; Философский энциклопедический словарь / гл. ред.Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 365.
- Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.1935-2007 гг. / А. Я. Анцупов [и др.]; под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этника», 2007.С. 12 ; Дьяченко М. И., Капдыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психологический словарь-справочник. М.: ИД Куприянова, 2009. С. 154.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М. : Сов.энциклопедия, 1986. С. 797.
- Большой толковый психологический словарь: в 2 т. / А. Ребер: пер. с англ. М.: Вече-АСТ, 2001. Т. 1.С. 445.
- э Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. С. 364.
Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.
Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.
Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.
Что такое методы исследования
Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.
Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.
В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.
Отличие метода от методики и методологии
Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.
Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.
Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Примеры методов исследования
Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.
Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.
Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.
Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.
Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).
Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.
Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.
Классификация общенаучных методов
Методы эмпирического уровня
Метод | Определение | Пример |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений | С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки. |
Описание | Фиксация сведений | Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него |
Измерение | Сравнение по общим признакам | Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого | На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек. |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим | Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях |
Методы теоретического уровня
Метод | Определение | Пример |
Формализация | Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде | Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата |
Аксиоматизация | Применение аксиом для построения теорий | Геометрия Эвклида |
Гипотетико-дедуктивный | Создание системы гипотез и выведение из этого заключений | Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем |
Конкретно-научные (специальные) методы
В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.
Биология:
- генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
- исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
- биохимический – изучение химических процессов организма и др.
Юриспруденция:
- историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
- сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
- правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.
В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:
- лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
- функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
- структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.
Экономика:
- экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
- статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
- социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
- расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.
Психология:
- метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
- метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
- биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.
Анализ данных эмпирического исследования
Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.
Анализ таких данных происходит в несколько этапов:
- Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
- Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
- Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
- Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
- Группировка.
Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.
Вместо заключения
А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.
Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА
План.
II. Описательный метод изучения языка
IV. Сравнительно-исторический метод в языкознании
VI. Дистрибутивный метод
VII. Метод компонентного анализа
VIII. Психологический метод в языкознании
IX. Нейролингвистические методы
X. Количественные методы в изучении языка
XI. Социолингвистические методы
Наблюдение,
Эксперимент,
моделирование , которые носят различный характер в зависимости от специфики науки.
Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме, в форме графиков, таблиц, геометрических структур и т.д. Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи того или иного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления.
Эксперимент как общенаучный способ исследования - это поставленный опыт в точно учитываемых условиях. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без таковых (психолингвистические тесты, анкетирование и т.д.).
Моделирование
представляет собой такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путём
построения и исследования их моделей. Модель
в широком смысле - это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема,
чертеж, графики и т.п.) или устройство, используемые в качестве «заместителя», «представителя» какого-либо объекта, процесса или явления. Любая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и является его функциональным аналогом, позволяя переносить знания с модели на оригинал. Понятие модели широко входит в языкознание в 60-70-е годы XX столетия в связи с проникновением в лингвистику идей и методов кибернетики.
Важным общенаучным элементом процесса познания является интерпретация
(от лат. interpretatio - объяснение, истолкование), суть которой заключается в раскрытии смысла полученных результатов исследования и включении их в систему существующих знаний. Без включения новых данных в систему существующих знаний их смысл
и ценность остаются неопределенными. В 60-70-е годы XX века возникло и развилось целое научное направление - интерпретирующая лингвистика
, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц зависимыми от интерпретирующей деятельности человека.
3. Частная методология включает методы конкретных наук, например, математические,
биологические,
лингвистические и др., которые соотносятся с философской и общенаучной методологией, а также могут заимствоваться другими науками.
Лингвистические методы исследования характеризуются прежде всего редким применением инструментального эксперимента и слабой формализацией доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем наложения имеющихся знаний об объекте исследования на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.
Термин «метод» как путь исследования явлений никогда не понимался однозначно.
Чаще всего под методом понимают обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией.
Наиболее общий метод всегда представляет собой единство «метод-теория», вычленяя ту сторону объекта исследования, которая признается важнейшей в данной теории. Например, исторический аспект языка в сравнительно-историческом языкознании, психологический - в психолингвистике, структурный аспект в структурной лингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на язык, сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод.
Таким образом, каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта. Например, применение сравнительно-исторического метода в языкознании связано с родством языков и их историческим развитием, статистического - с дискретностью
языковых единиц, их разной частотностью и т.д.
Методика исследования представляет собой процедуру применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов.
Например, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования может использоваться различная методика:
делаются приблизительные подсчеты,
точные подсчеты с использованием математического аппарата,
сплошная или частичная выборка языковых единиц и тому подобное. Методика охватывает все этапы исследования :
Наблюдение и сбор материала,
Выбор единиц анализа и установление их свойств,
Характер интерпретации изучаемого явления.
Самый хороший метод и прием исследования могут не дать нужных результатов без верной методики исследования. При характеристике каждого из лингвистических направлений и школ методическая проблематика занимает в этом то большее, то меньшее место. Различие в школах внутри одного лингвистического течения, направления чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.
Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями. Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей
и задач исследования.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА
План.
I. Методология, метод, методика: сходства и различия
Фрагмент работы:
Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи?
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
в отличие от методологии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.Все их многообразие можно разделить на: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
Это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа
Это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-пе-дагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.