Страница психологической разгрузки. Конспект методика психологической самопомощи психоэмоциональной разгрузки

Информационная беседа с педагогами.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ.

Все вы знаете актуальность физкультминуток и физкультпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно на занятиях в детских объединениях ИЗО, декоративно-прикладного творчества, шахматы и т.д.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

Поэтому сегодня я хочу еще раз вспомнить или познакомить и с разными способами психологической разгрузки детей на занятии, и конечно же их проиграть.

Нервно-мышечная релаксация – обучение навыкам мышечного расслабленияполезно как для снятия психической напряженности. Эмоциональное состояние и мышечный тонус тесно взаимосвязаны, следовательно, упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

    Упражнение «Лимон» Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствовали, что выжили весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

    «Холодно-жарко» Представьте, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза)

    «Мороженое ». Представьте, что вы мороженное, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

    Упражнение «Стряхни». Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе - слетает с вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги - с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки... Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

    Упражнение «Сохраняем силы»

Инструкция - Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

    Упражнение «Кораблик». Цель: развитие умения регулировать мышечный тонус

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - при­жмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, ле­вая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

    Упражнение «Сломанная кукла» (На развитие мышечной саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями од­новременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет ту­ловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

    Упражнение «Дерево» (н а релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

    «Штанга » (Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса)

Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу(руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох-пауза.

Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх)

Крепко держим… И бросаем!

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогают дыхательные упражнения:

    Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, в выдох через рот. Несколько таких упражнений и ребенок готов к занятию.

    Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через нос, пока легкие не наполнятся. Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Попробуйте делать это ритмично. Не сжимайте и не выдыхайте все разом.

    «Воздушный шарик». Представим, что мы воздушные шарики. Представьте какого он цвета. Делаем вдох и представляем как мы наполняемся воздухом, как шарик, нам нужно много воздуха, мы большой воздушный шарик. Руки медленно поднимаем вверх- вы набираете много, много воздуха, а теперь выдох, шарик сдулся. Сдувается он быстро. (несколько раз)

    «Живот арбуз». Положите руку на живот, медленно, делаем вдох, и чувствуем как живот наполняется воздухом, превращаемся в арбуз, и приподнимаем руки. Теперь выдыхаем через рот, живот опускается, и рука тоже опустилась. (несколько раз)

Еще один способ психологической разгрузки «Самомассаж»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

«Ушки» Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли. Массировать мочки ушей.

«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Встреча» Предлагаем детям, соседям по парте повернуться друг к другу и представить встречу друзей весельчаков, которые не виделись целый год.

Здравствуй, друг мой дорогой!(изображаем радость, удивление, объятия)

Год не виделись с тобой.

Я здороваться могу-другу крепко руку жму (жмем друг другу руки)

И по дружески хочу

Друга хлопнуть по плечу(изображаем похлопывание)

Улыбнусь ему задорно(улыбаемся)

Рожицу сострою, (строим рожицу)

И потопаю, как будто

Марширую в строе (топаем ногами)

Я руками помашу-(машем руками как крыльями)

Другу спину почешу (чешем друг другу спину –просто весело)

Воротник ему поправлю,

Громко песенку спою (поем: ля-ля-ля)

Мы теперь с ним вместе, рядом

Хлопнем мы в ладони Хлоп!(хлопаем)

Подмигнем, удобно сядем

И занятие начнем!

Упражнения релаксации под музыку:

«Снежинки» Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно,вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие –это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое легкое, как будь то оно снежное.Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…(пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет три откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!

Жизнь она есть жизнь. Бывают хорошие дни и плохие. Каждый день нам приносит свои сюрпризы: хорошие и плохие. Никто не застрахован от сюрпризов жизни.

Плохое настроение и стрессы - это бичь современного человечества. Плохое настроение, постоянный стресс нам действительно мешают: снижается трудоспособность, теряется радость жизни, приходят в голову дурные мысли - иногда смертельно опасные, увеличивается преступность...

Сколько людей на земле, наверное и столько психологических характеристик. Абсолютно одинаковых психологических характеристик не бывает. В зависимости от типа психологической характеристики и зависит переносимость различных жизненных трудностей.

Почему у нас плохое настроение? Многие задают себе такой вопрос и не находят себе ответа и также нет ответа как избавится от плохого настроения.

Основной причиной плохого настроения и стресса являются:

Деакклимитизация жизненных условий человека. Понятие деакклимитизация жизненных условий человека широкое и можно лишь дать условное определение- это удалённость условий проживания человека от эволюционного развития. К деаклимитизационным условиям проживания человека можно отнести:

1. изменение условий обитания среды;

2. повышенный уровень шума, в особенности в городских условиях;

3. ухудшение экологической обстановки;

4. повышенной уровень электромагнитных волн;

5. неэстественная цветовая обстановка, в особенности в городских условиях;

6. неэстественное питание;

7. лекарственные средства;

8. малоподвижный образ жизни;

9. употребление спиртосодержащих напитков: пиво, водка, вина и т.п.;

10. курение;

11. наркомания;

12. токсикомания;

Всех причин не перечислить. У кого их больше, у кого меньше.

Плохое настроение и стрессы со временем приводят к различным болезням, к несчастным случаям.

От стресса наиболее страдают мозг, сердце, сосуды, поджелудочная железа, желудочно-кишечный тракт. От постоянного стресса также выпадают и седеют волосы, кожа теряет эластичность, упругость, зубы теряют прочность. Также снижается память, умственные способности до развития психических заболеваний. От стресса также могут развиваться такие страшные заболевания как онкологические. Внимание: чтобы заболеть онкологической болезнью, т.е. раком достаточно и одного хорошего стресса.

От стрессовых ситуаций необходимо избегать работникам, чьи профессии связаны с вождением автомобиля, трактора, управлением кранов и т. п. профессий, требующих внимания и принятия быстрых решений.

На основе хронического стресса развивается снижение иммунитета и как вследствие восприимчивости к различным болезням.

Стресс и плохое настроение отрицательно влияют на весь организм, на каждую клетку организма. Стресс прежде всего направлен на гибель, на уничтожение человеческого организма.

Читайте книги;

Постарайтесь побольше общаться;

Заведите домашнюю живность;

Выращивайте растения;

Играйте в игры.

Психологическая разгрузка фотодинамическим способом заключается в рассмотрении фотографий (видео) , наиболее приятных (счастливых моментов жизни) для человека. При первых признаках плохого настроения или стрессовых вы можете просматривать фотографии (видео) , вспоминая счастливые, приятные моменты Вашей жизни, близких и друзей.

Хорошее настроение можно восстановить просматривая фотографии, видео с изображениями природы. Это достаточно эффективный способ.

Необходимо обратить внимание на оформление комнат, освещения где вы живёте. Цвета обоев должны быть достаточно насыщенными и близкими к природному. Не советуем оформлять стены в красный цвет (сначала возбуждает, а потом резко угнетает нервную систему), в темные цвета.

Освещение в комнатах должно быть достаточным и близким по спектру к солнечному излучению. К солнечному спектру близки лампы дневного света типа ЛБ и ЛД. Не рекомендуем использовать энергосберегающие лампы. У них освещенность резкое, жёсткое, вызывает мигрень и головные боли.

Не буду объяснять что такое релаксация. Вы сами все поймёте попробовав один раз это способ. Это способ достаточно эффективный, нормализуется сон, психическое состояние.

Выберите положение полулежащее или лежащее. Для этого выберите полужёсткое и свободное кресло или диван.

Одежда должна быть свободной. Можно раздеться догола. Температура должна быть комнатной

Ложитесь на полужёсткий ровный диван без подушек на спину. Ноги должны быть расположены параллельны друг к другу и чуть-чуть отодвинуты. Руки должны быть расположены параллельны к туловищу и чуть-чуть отодвинуты. В комнате где вы будете выполнять релаксацию должно быть слабый свет (или темно, лучше выполнять в тёмное время суток) и тихо, чтобы не отвлекаться.

Заняв такое положение настраиваетесь на релаксацию. Держите открытыми глаза несколько минут.

Необходимо напомнить при выполнении релаксации эффективность зависит от вашего воображения и насколько она сильна.

Ваше тело должно быть расслаблено.

Медленно закрываем глаза. Закрываются глаза и ваш мозг опустошается. У Вас в голове всё пусто, ничего нет. Темно. Пролежите несколько минут и почувствуйте космическую чистоту.

Темно. Воображаем космическую энергию слабо синего цвета, похожего на цвет огня газовой плиты. Эго так много, так много силы, чистоты. Воображением отрываем часть космической энергии и формируем над собой на расстоянии 4-5 метра шар синего цвета с размером в кулак. Закрытыми глазами смотрим на слабо светящийся синим цветом висящий над вами шар. Начинаем медленно передвигать из сторону в сторону, отпуская поднимая шар, до тех пор пока не начнём полностью управлять этим шаром.

После этого медленно отпускаем светящийся синий шар на себя на солнечное сплетение. По мере приближения шара к вашему телу почувствуйте космическую теплоту и энергию. Отпускаем на солнечное сплетение. Вы почувствовали энергию и теплоту космоса. Держим несколько минут и начинаем медленно катать шар по всему телу. Катаем шар медленно к ногам. Потом к рукам, к голове. И таким образом по всему телу. По месту нахождения шара вы должны почувствовать прилив космической энергии, теплоту, как уходят ваши болезни, улучшается кровообращение. При катании шара по голове вы также должны почувствовать прилив космической энергии, как ваша голова освобождается от ненужной информации. Шар катаем по всей поверхности тела. Она способна на всё и пройти через вас, через диван.

Во втором занятии научитесь гонять шар внутри Вас. В течении десяти занятий вы должны научится управлять шаром и подвести к любому участку вашего тела, любому органу, кости и мыщцы.

Регулярное занятие физкультурой и спортом помогает избегать плохого настроения и стрессовых ситуаций и является отличным профилактическим средством. Не зря говорят: в здоровом теле - здоровый дух! Выбор вида спорта зависит от пола, от возраста, от здоровья человека, а также от личных предпочтений. Занятие спортом укрепляет иммунную систему человека, значительно сокращаются заболевания.

Занимайтесь спортом и укрепляйте не только организм и мышцы, но и нервы. Укрепление нервной системы и здоровья человека при занятии спортом связан усилением обменных процессов и выведением шлаков из организма, а также сгоранием жиров, белков, углеводов и токсинов.

Музыка это тренажёр для наших нервов, для нашего мозга. Она способна творить чудеса. Особенной силой обладает классическая музыка. Наиболее сильными композиторами были Бах, Бетховен, Чайковский - музыка этих авторов это магия звука, способная унести нас от наших стрессов далеко.

Официальная медицина в большей части лечение проводит синтетическими лекарственными средствами. Лекарственные препараты должен назначать дипломированный врач. Не применяйте лекарственные препараты по рекомендацию знакомых, друзей.

Синтетические лекарственные средства обладают рядом побочных действий и токсически действуют на весь организм, поэтому длительно их применять не рекомендуется. При длительном применении возможно привыкание и пристрастие к некоторым препаратам.

Некоторые антидепрессанты обладают обратным эффектом - неконтролируемое психическое возбуждение.

Лекарственная терапия незаменима в острый период психических заболеваний.

Метод психологической разгрузки состоит отправки электронный почты на E-mail : ploxo [email protected] с содержанием мыслей, которые вас тревожат. Письмо может содержат любые высказывания, любые слова, включая нецензурные, мат и всё что угодно. Отправьте письмо на ящик и забудьте всё плохое.

Почему мы такие, эдакие и совсем не такие или основы транскрипционного анализа человеческого характера. (Материал готовится).

По материалам сайта поиска работы в Санкт-Петербурге: http://spb.careerist.ru

Каждый руководитель стремится к тому, чтобы его подчиненный работал интенсивно, с полной отдачей и в результате выполнял большой объем работ. Такой высокий темп работы сопровождается нервным напряжением, стрессом и снижением продуктивности труда. Понимая это, руководители больших компаний принимают меры для психологической разгрузки сотрудников в течение рабочего дня.

Корпоративная культура западных фирм предусматривает возможность сотрудникам снимать нервное напряжение различными способами: от не долгой прогулки по свежему воздуху до занятий в специальных комнатах психологической разгрузки. Оригинальный способ передохнуть и поднять настроение предложили японские психологи, подвесив боксерскую грушу в образе начальника. Сотрудник получает моральное удовлетворение, надавав тумаков надоевшему боссу.

Большое внимание психологическому состоянию сотрудников уделяют американские работодатели. В их компаниях устраиваются комнаты отдыха, спортивные и тренажерные залы, зеленые зона. Интерьер офисов включает такие детали, как аквариумы, «живые уголки», озеленение. В одной из бразильских компаний даже подвешены гамаки, позволяющие работнику немного вздремнуть, после чего он принимается за работу с новыми силами.

В России такую заботу о людях проявляют компании, которые работают в направлении высоких технологий. Они ценят своих сотрудников, которые могут творить только в комфортных условиях. В филиалах компаний Google и Яндекс созданы прекрасные условия для работы и отдыха: спортивные залы, библиотека, комнаты психологической разгрузки, буфеты.

Интерьер комнаты психологической разгрузки выполняется в голубом и зеленом цветах, что вызывает ассоциацию с природой. Впечатление дополняется звуковым оформлением (тихая музыка, пение птиц, журчание воды). Такие записи оказывают успокаивающее, расслабляющее воздействие на психику человека. Комфортному отдыху способствует удобная мягкая мебель (кресла, диваны).

К сожалению, во многих компаниях руководители считают, что на работе сотрудники должны работать, а не расслабляться. Поэтому создание таких комнат – лишняя трата денег и времени. В лучшем случае сотрудникам позволительно пользоваться электрическим чайником или микроволновкой и тратить не более 10 минут на чаепитие за монитором.

В таких случаях работники должны сами позаботиться о своем психологическом состоянии. Украсьте свой кабинет комнатными растениями, устройте аквариум, а на столе поместите фотографию своих детей. Устали от компьютера - сделайте гимнастику для глаз. Затекли ноги – пройдитесь в соседний кабинет. Не работает голова – займитесь аутотренингом, медитацией или любой другой восточной техникой. Ваше психоэмоциональное состояние зависит только от Вас, поэтому не пренебрегайте этими советами!

Сегодня мы постараемся помочь вам некоторыми методиками коррекции своего психического самочувствия, психологическим способом нормализации деятельности внутренних органов.

Первая методика – произвольные самовнушения. Когда-то один французский аптекарь Эмиль Куэ, который был очень наблюдательным человеком, обратил внимание на то, что лечебный эффект лекарства зависит не только от его фармакологических свойств, но еще в большей степени в желании пациента поправиться. Одно дело, когда человек принимает лекарства, верит в то, что оно поможет (завтра мне станет лучше) и совсем другое, когда он не верит в это (все равно мне ничего не поможет).

Как рассуждал Куэ. Наше подсознание управляет нашими внутренними органами. Оно, как ребенок своенравно, но легковерно. Если сознание говорит ему: «Необходимо уснуть, потому что люди ночью спят», то подсознание отвечает: «не хочу». Однако если сознание не давит, а просто, без нажима начинает готовиться ко сну, тогда подсознание ему починяется. Всем, наверное, знакома ситуация, когда утром надо рано вставать, мы ложимся пораньше, чтобы выспаться, но сна ни в одном глазу. Час, два мы мучаемся, ворочаемся, потом засыпаем, а на утро встаем измученными и разбитыми.

Как раз на этом основан метод. Вы подбираете определенное утверждение, которое как формулу вы должны будете повторять несколько раз в день. Например: «С каждым днем мне во всех отношениях становится все лучше и лучше». Подсознание принимает эту формулу за истину, приказ, который необходимо выполнить. Чем проще будет формула, тем лучше лечебный эффект. Например, «Я здоров» вместо «Я не болен». Во время самовнушения лучше занять удобную позу сидя или лежа, закрыть глаза, расслабиться и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произнести одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения длится 3-4 минуты. Повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Второй метод – аутогенная тренировка (метод Шульца). Предлагаем вам некоторые из упражнений, направленные именно на снятие нервно-психического напряжения.

1. Представление цвета. В спокойном расслабленном состоянии мысленно представьте образ характерного цвета: заснеженные горные вершины, зеленый луг, синий цветок и т.д. Постарайтесь удержать в сознании не столько форму предмета, сколько его цвет. Когда вы сможете легко вызвать в воображении определенный цветовой образ, переходите к следующему упражнению.

2. Ассоциация цвет – ощущение. Постарайтесь, представляя цвет почувствовать в себе определенное ощущение. Например, фиолетовый – покой, зеленый – радость(рис. 41).



Рис. 41 Представление цвета для снятия нервно-психического напряжения

3. Представление образа, идеи. Теперь необходимо спокойно представить, с чем ассоциируется у вас свобода, надежда, радость, любовь и т.д. Важно помнить, что у каждого свои понятия об этих чувствах.

4. Представление эмоционального состояния. Постарайтесь представить себе то место, где сейчас вам хотелось бы оказаться. Внимательно изучите те ощущения, которые возникают у вас при созерцании этого ландшафта. Важно заострить свое внимание не на пейзаже или предмете воображения, а на ощущениях.

Не следует ожидать выраженного эффекта с первого занятия. Необходимо научить свое сознание ярко представлять предлагаемые ощущения.

Таким образом, мы рассмотрели с вами методы психологической разгрузки и саморегуляции, которые помогут правильно настроиться на предстоящую учебу, экзамены, преодолеть страх и волнение.

Если ваши психоэмоциональное состояние крайне не устойчивое, следует обратиться за помощью к психологу, и вы ее получите. Психолог УГНТУ принимает студентов в корпусе № 8, кабинет 403.

Контрольные вопросы

1. Что такое здоровье и его компоненты.

3. Какие показатели определяют методом антропометрии?

4. Технические средства определения физического развития человека.

5. Типы высшей нервной деятельности.

6. Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления.

Задание для самостоятельной работы студента

В домашних условиях определите частоту пульса в покое у себя и у другого члена семьи.

Определите весо-ростовой индекс для одного из членов семьи.

Провести несколько проб наиболее доступных и удобных именно вам (обязательно в разные дни) и выбрав самые подходящие пользоваться ими постоянно.



Выполнить упражнения на снятие нервно-психического напряжения.

СЕМИНАР № 6

Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) бакалавров и специалистов нефтегазового производства. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда (2 часа).

Цель практического занятия

Формирование у студентов способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи

1. Ознакомить студентов с проблемой понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности.

2. Раскрыть общие принципы самостоятельных занятий по общей и профессионально- прикладной физической подготовке.

3. Ознакомить студентов с методикой эффективных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

План

1. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового производства.

2. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов ППФП.

3. Методика проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда специалистов нефтяников.

1. Валеева Г. В. Содержание самостоятельных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке студентов-нефтяников: методическое пособие, Уфа. – 1991. – 21 с.

2. Валеева Г.В. Формирование модели специалиста нефтегазового профиля средствами физического воспитания. Электр. науч. журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, № 1. –С517-533.

3. Валеева Г.В. Здоровье наиболее важный аспект из аспектов профессионализма для студентов будущих специалистов нефтегазовой отрасли. Электр. науч. Журнал «Нефтегазовое дело», 2014 г, №14. – С 172-176.

4. Красулина Н.А., Маркешина О.С., Красулина Т.А.. Особенности развития гибкости у студентов, занимающихся аэробикой на занятиях физической культурой. учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, 2013. – 43 с.

5. Рекомендации по комплексному планированию круговой тренировки на уроке физической культуры [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / УГНТУ, каф. ФВ; сост. Р. Ф. Тазетдинов [и др.]. - Уфа: УГНТУ, 2012. - 824 Кб

6. Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1, 2 курсов [Электронный ресурс] : учебно-метод. пособие по курсу "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН; сост. А. Ю. Поляков. - Октябрьский: УГНТУ, 2011. - 158 КБ

7. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. – М.:Гардарики, 2007. – 366 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Целью ППФП является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

1. Формирование необходимых прикладных знаний, умений и навыков.

2. Воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед, на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового производства для выполнения профессиональных обязанностей необходимо подниматься на установки высотой до 40 метров. Но ведь с непривычки далеко не все могут по узким переходам и лесенкам подниматься на значительную высоту (рис. 42).

Рис. 42. Вышки нефтеперерабатывающего завода

Где же лучше привыкать к этой непривычной высоте? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении. Прикладные специальные качества – это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на загазованных территориях нефтяных предприятий. Важную роль в связи с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств.

В настоящее время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания в вузах с учетом требований избранной профессии. Известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной физической подготовки может длиться от одного года до 5-7 лет. Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название – профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Однако, как показала практика, многие окончившие институт специалисты вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники институтов, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Если студент до поступления в вуз не имел необходимой физической подготовленности и ему не хватает обязательных учебных занятий физической культурой, он должен повысить ее с помощью различных вне учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополнительной самостоятельной подготовкой.

Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебным дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Прикладная физическая культура и спорт» (таблицы 5 - 8).

Таблица 5

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (мужчины)

Таблица 6

Тесты по ППФП студентов 2-3курсов основного и специального учебных отделений (мужчины)

Таблица 7

Тесты по ППФП студентов 1 курса основного и специального учебных отделений (женщины)

Таблица 8

Тесты по ППФП студентов 2-3 курсов основного и специального учебных отделений (женщины)

В каждом семестре выполняется 2 теста. Студенты специального отделения, а также освобождённые от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья. Организации учебного процесса с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов позволяет реализовывать деятельный подход к обучению, в ходе которого оптимально контролируется, и более объективно оценивается работа студентов на протяжении всего курса дисциплины «Физическая культура».

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный педагогический процесс с направленным использованием форм, средств и методов физического воспитания. Все они в совокупности обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.

Основные факторы, определяющие содержание ППФП