Игры на обучение звуковому анализу и синтезу. Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению. Методы и приемы формирования звукового анализа

Первый звук называй, слово быстро отгадай!

Электронное пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет "Первый звук называй, слово быстро отгадай!"

Цель: формирование у дошкольников навыков составления слов, по первым звукам названий предметов изображенных на картинках.
Задачи:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать умение выделять первый звук в слове;
- учить составлять слова из звуков;
- закреплять навыки определения места звука в слове (начало, середина, конец слова)
- развивать фонематический слух;

Назначение.
Данная игра может быть использована в работе с детьми 4-7 лет. Пособие выполнено в программе Microsoft PowerPoint . На экране появляются несколько картинок. По первым звукам, изображенных на них предметов, ребенок отгадывает слово. В игре ребенку предоставлена возможность не только угадать слово, но и прочитать его. Задания выстроены по принципу от простого к сложному, каждое последующее задание сложнее предыдущего. Вся игра занимает несколько минут, что не позволяет ребенку устать и предотвращает длительное нахождение дошкольника у монитора компьютера.
Хочу обратить внимание на особенности работы по звуковому анализу и синтезу слов с детьми дошкольного возраста. Дошкольники еще не знают правил русского языка. Можно объяснять, что не всегда мы пишем то, что слышим. При отборе слов для звукового анализа необходимо следить, чтобы все гласные и согласные звуки совпадали с буквами.
Поясню. Например, слово ОЧКИ брать нельзя, в нем первая буква О , а звук А . Не брать слова типа САД , так как последний звук Т , а буква Д , тоже и в середине слов ЛОЖКА – звук Ш , а буква Ж . Для детей 4-7 лет важно познать сам принцип звукового анализа, все остальное они узнают в школе.
Обратите внимание, что в данном пособии для детей есть подсказки и ориентиры, на которые необходимо указать ребенку. Гласные звуки обозначены красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым цветом. Кроме того, первый звук в словах на картинках также, соответственно, твердый или мягкий согласный. Это не всегда учитывают разработчики пособий для детей. Если Вы посмотрите на алфавит с картинками в магазинах, то и там очень часто увидите такие ошибки (например, буква Б – нарисована белка). Это не допустимо, при обучении грамоте детей в детском саду.

Ход игры.
- Сегодня мы поиграем в новую игру. Давай вспомним, как мы умеем определять первый звук в словах. (Ребенок находит первый звук в слове путем громкого проговаривания, необходимо побуждать дошкольника делать это самостоятельно).
- Я научу тебя составлять слова из звуков. Вот послушай, каждое слово состоит из разных звуков. Давай прислушаемся… с о м . Если наш голос постарается пропеть все эти звуки вместе, то мы услышим слово. Попробуем произнести: ссссссоооооммммм .
- Что получилось?
- Правильно, СОМ

Задания.
- Посмотри на картинки. По первым звукам названия картинок отгадай слово.


Детям старшего дошкольного возраста предлагаем составить слова из букв и прочитать слово.


Также старшие дошкольники смогут справиться и с более сложным заданием, последовательным анализом входящих в слово звуков.


Сначала можно предложить выполнить такие задания:
- Посчитай сколько звуков в слове.


- Я назову звук, а ты выбери картинку, название предмета на которой начинается с этого звука.


Какой это звук? (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук)


- Вот несколько картинок, выбери ту, название предмета на которой начинается на гласный звук.
- Найди все гласные звуки в слове.


- Найди картинки, названия предметов на которых начинается на согласный звук. Определи, мягкий это согласный или твердый (звонкий или глухой).




- Определи, где находится звук (в начале, в середине или в конце слова).
Такие задания, с постепенным их усложнением, позволят подготовить ребенка к обучению грамоте.

Желаю успехов!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов у детей 4-7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Парус» г.Волгодонска

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ».
(Система работы в карточках).

Разработала: учитель-логопед
Т.И.Кузькина

Волгодонск
2016

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
(Появление и развитие в онтогенезе).

Выделение звука на фоне слова.

Возникает сама по себе в норме. При нарушении фонематического слуха не формируется.

Выделение конечного, начального согласного звука в слове и определение его места в слове: начало, середина, конец.

Частично формируется спонтанно, частично через обучение.

3.Определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим (после какого стоит, перед каким).

Появляется только в процессе обучения.

Принципы логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза:

1.Учет последовательности формирования указанных форм в онтогенезе.

2.От простого к сложному.

3.Учет характера трудностей выделения звука.

Трудности выделения звука зависят:

От его характера;
- от положения в слове;
- от произносительных особенностей звукового ряда.

Легче всего выделяются:

Гласные из начала слова;
- щелевые как более длительные;
- щелевые легче – в начале слова, в стечении, в прямом слоге в начале слова;
- взрывные легче – в конце слова и в начале слова в стечении.

1.
Этапы формирования навыков фонематического анализа:

1.Выделение конечного согласного в слове (учить слышать конец слова).

Лучше в начале работы использовать длинные слова, можно без учета семантического значения.

Задание: «Послушай, каким звуком заканчивается слово».

КАПЕРОБУК, КОМПОТ, ПАКЕДУК, КАМАПУП, БЕГЕМОТ.

2.Выделение начального звука в слове (ударная гласная или щелевой звук в стечении).

Задание: «Послушай, с какого звука начинается слово».

АИСТ, УТРО, ОЛЯ, ШРАМ, ХРАП, СТОП, ВРУН.

3.Определение начала и конца слова.

Задание: «Послушай слово, с какого звука оно начинается и каким заканчивается».

АПЕРКОТ, СТОЛБИК, УГОЛОК, ШРЕК, УДОД.

Определение последовательности звуков в слове.

Предварительная работа - закрепить артикуляцию гласных, сформировать кинестетические ощущения, особенно детям с гиперкинезами.

А) Узнавание гласного звука на слух (без называния звука):

С проговариванием и опорой на артикуляцию- проговариваем:А, С, У, Ш, Х, И и отмечаем(рука в руке) гласные звуки: есть или нет («да»- жест, карточка; «нет»- то же самое). Инструкция: « Будем слушать гласные звуки»;

Без проговаривания ребенком, с опорой только на слух, начиная от 2-х звуков и до возраста ребенка. Инструкция: «Слушай гласные звуки. Услышишь, показывай карточку «да». У,С. – А, У,Х.- И, Ф, С, У. – О, А, Ш, В, И,Э. – И, С, О, А, Х, У.

В начале слова: начальный гласный в ударной позиции (АНЯ, ПТХ, ОСЕНЬ, ФТХС, УХО, КТНХ), начальный гласный в безударной позиции (АРБУЗ, УХА, КТНС, ШКМХ, ИНДЮК);

В середине слова (МАМА, ПТКХ, ШУБА, РЫБА, СТНК).

Б) Вычленение (называние ребенком) гласного звука на слух:
- из ряда гласных в начальной позиции(назвать, поднять букву) по инструкции: «Послушай звуки, назови, какой первый».

У- И
О- А- И
А- О- О- И-Э
- 2.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (обратные слоги);
« Я скажу три слога, назови, какой первый звук в каждом»:

УШ- УС-УХ.

Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком (в прямых слогах);
«Я скажу три слога, определи, какой гласный звук ты слышишь в каждом»

ПУ-ТУ-ДУ.

Из слова: в начальной позиции под ударением (ИСКРА, ОКНА, УШКИ).
«Какой первый звук в слове?»

В середине слова под ударением (СОМ, СТУЛ, РАК, ДЫМ).
«Какой гласный звук в середине слова?»

В) Узнавание согласного звука на слух:

В ряду гласных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».

А, У, К, И, К, Э, О, К.

В ряду сонорных;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Д», подними карточку «ДА».

Д, Р, Л, Д, Н, М, Д, Р.

В ряду щелевых;
Задание: « Я буду говорить звуки, если услышишь звук «Г», подними карточку «ДА».

Г, С, Х, Ш,Г, Ф,Г.

Узнавание согласного звука на слух в слоге:

Со стечением;
Задание: «« Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КРА, ФРУ, ЛБУ, КМА, ШРО.

Щелевого в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «В», подними карточку «ДА».

ВА, КУ, ДЫ, ВО, ГУ, ВЫ; ВА, СЫ, ШУ, ВУ, ХУ, ФЫ. 3.
- взрывного в прямом слоге;
Задание: « Я буду говорить слоги, если услышишь звук «К», подними карточку «ДА».
КА, РУ, ЛЫ, КО, НА, КЫ.

Узнавание последнего согласного в слове на слух:

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «К», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, НОУТБУК, САМОСВАЛ, ДОМ, УЧЕНИК (взрывные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Р», подними карточку «ДА».

ПАУК, ПОВАР, БЕГЕМОТ, КОВЕР, ДОМ, НОУТБУК, ШОФЕР (сонорные звуки).

Задание: « Слушай слова, если в конце слова услышишь «Ш», подними карточку «ДА».

МАЛЫШ, КАМЫШ, ПАУК, САМОЛЕТ, КАРАНДАШ, КОМПОТ (щелевые звуки).

Г) Вычленение согласного звука на слух:

Из серии слогов: прямых(щелевые), обратных (взрывные, соноры);

Последнего согласного в слове;

Задание: « Какой последний звук в слове (назови, покажи букву)».

ПАУК, КОМПОТ, НАСОС, КОВЕР, МАЛЫШ.

Начального согласного в слове;
Задание: « Какой первый звук в слове (назови, покажи букву)».

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Цель логопедической работы – формирование навыка определения последовательности звуков в слове.
Последовательность работы по принципу усложнения:

Слова, состоящие из трех звуков типа: МАК, ЛУК, ШАР, РАК.
Слова, состоящие 2-х прямых слогов типа: КА-ША, МА-ША, СА-ДЫ.
Слова со стечением звуков в начале слова типа: КРАН, СЛОН, СТУЛ, ШРЕК.
Слова, состоящие из трех открытых слогов типа: МА-ШИ-НА, БУ-МА-ГА.
Слова, состоящие из первого прямого и второго закрытого слогов типа: КО-МАР, ПО-ХОД, НО-СОК.
Слова, состоящие из первого закрытого и второго прямого слогов типа: МЫШ-КА, КОШ-КА, МАС-КА, БОЧ-КА.

Например, тема «Постановка и автоматизация звука « Р».

«Посмотри, на картинке нарисован РАК. Кто это? Рак (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово РАК.
Первый звук какой? Р (ставится фишка под картинкой на первом месте).
Второй звук какой? А (ставится фишка под картинкой на второе место).
Третий звук какой? К (ставится фишка на третье место).
Сколько всего звуков в слове? 3.
Назови их еще раз (Р,А,К).
Какое получилось слово? РАК.

«Посмотри, это ШАР.
Какой первый звук в слове ШАР? Ш (фишка не выставляется).
А какой второй звук в слове ШАР? А (фишка не выставляется).
Какой третий звук в слове ШАР? Р (фишка не выставляется).
Сколько всего звуков? 3
Назови их еще раз (Ш,А,Р).
Какое получилось слово? ШАР.




Какое слово получилось?

IV этап. Определение места звука в слове.

Проводится после предыдущих этапов.
Например, слово РАК.
«На каком месте стоит в этом слове звук К? (на третьем, или - на последнем).
А звук Р стоит на каком месте? (на первом, или- в начале слова). И т.д.»

V этап. Установление взаимоотношения звуков с соседями по слову.
(все этапы по Я.Гальперину).

I этап (наглядно-действенный уровень с опорой на наглядность).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в середине слова».

«Посмотри, на картинке нарисована КОШКА. Кто это? Кошка (повторить слово три раза).
Разберем, из каких звуков состоит слово КОШКА.
Первый звук какой? К (ставится фишка).
Второй звук какой? О (ставится фишка на второе место).
И т.д. до последнего звука.
Сколько всего звуков? 5. Назови их еще раз. Какое слово получилось? КОШКА.
На каком месте в этом слове стоит звук К?(показ фишки). На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А?(показ фишки) На последнем, пятом месте.
Какой звук стоит после звука К?(показ фишки) Звук О. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука О? Звук Ш.
На каком месте в слове стоит звук Ш? На третьем, или после звука О.
Какой звук стоит перед вторым звуком К (показ соответствующей фишки). Звук Ш.
Какой звук стоит после звука Ш? (показ фишки). Звук К. На каком месте? На четвертом.

II этап (наглядно-образный уровень с опорой на проговаривание без выставления фишек, наглядных опор).

Например, тема: «Автоматизация звука Ш в начале слова».

«Посмотри, это ШАПКА (выставляется картинка).
Какой первый звук в слове ШАПКА? Звук Ш.
А какой второй звук в слове ШАПКА? Звук А.
И т.д. до последнего звука. Без наглядной опоры (фишки не выставляются).
Сколько всего звуков в слове ШАПКА? 5. Назови их еще раз (Ш, А, П,К, А).

На каком месте в этом слове стоит звук Ш? На первом месте.
На каком месте в этом слове стоит звук А? Втором и пятом месте.
Какой звук стоит после звука Ш? Звук А. На каком месте? На втором.
Какой звук стоит после звука А? Звук П. На каком месте? На третьем.
На каком месте в слове стоит звук К? На четвертом, или после звука П.
Какой звук стоит перед вторым звуком А? Звук К.
Какой звук стоит после звука К? Звук А. На каком месте? На пятом.

III этап (логический уровень, внутренней речи).

«Посмотри, что нарисовано на картинке? (слово не проговаривается).
Скажи, какой первый звук в этом слове, а второй, а третий?
Сколько всего звуков? Назови их.
Какое слово получилось?
Какой звук стоит после звука «»?
Какой звук стоит перед звуком «»?
Назови « соседей» звука «»? 6.

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

Аннотация . Ребёнок познаёт мир с первых недель своего рождения, реагируя на различные звуки. Процесс развития речи ребёнка зависит от различных факторов. У ребенка с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, что сказывается на несформированности навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.

При обучении ребёнка чтению и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень - это фонематическое восприятие, вторая - звуковой анализ. Известно, что фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, а звуковой анализ — в более позднем возрасте, на пятом году жизни. И, наконец, фонематическое восприятие — это способность различать особенности и порядок звуков для их устного воспроизведения, звуковой анализ — способность различать то же самое, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. Зрительные символы гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.) используются в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью авторской символики Ткаченко позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

В коррекционной работе учитель-логопед может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук» . Ребёнок сначала произносит звуки , которые могут издавать изображенные животные и объекты, а затем слова — названия картинок. Задания чередуются до закрепления у ребенка понятий (рис. 1).

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее - в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение (рис. 2,3).
Дети с интересом решают задачу анализа и синтеза сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков (рис.4).

В группах с общим нарушением речи (ОНР) звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии и дисграфии можно разделить на два года обучения:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Буквенный период. Проводится звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

Развивая фонематический слух и речевое внимание, идет подготовка к овладению звуковым анализом слов. Выполняются различные упражнения, например: «Какие картинки начинаются с одинаковых звуков? Соедини эти картинки линиями» (рис. 5), или «С каких слогов начинаются названия этих картинок? Соедини слоги с картинками» (рис. 6).

Задания «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками, прочитай получившиеся слова и напиши их в клеточках» (рис. 7), «Сосчитай буквы в названии каждого животного и соедини с нужной цифрой» (рис. 8), «Какие слова спрятались в цепочках? Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 9), «Убери из каждого слова по одной букве. Напиши слова, которые у тебя получились» (рис. 10), «Из трёх букв выбери нужную и впиши её в слово под картинкой» (рис. 11), «Допиши слова» (рис.12, 13), «Соедини буквы по стрелочкам, и ты узнаешь, какие слова здесь спрятались» (рис. 14), «Собери из букв слова» (рис. 15), «Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Какие слова получились?



Найди подходящие картинки» (рис. 16), «Сложи слово из первых букв названий картинок. Напиши это слово в клеточках и нарисуй этот предмет» (рис. 17), «Перенеси буквы в точно такие же предметы в нижнем ряду и прочитай получившееся слово. В рамочке нарисуй зашифрованный предмет» (рис. 18), «Прочитай пословицу по первым буквам названий картинок. Объясни, почему так говорят» (рис.19), «Прочитай слоги в клеточках. Допиши слова» (рис. 20) способствуют также развитию внимания и мышления ребёнка.

Упражнения на закрашивание буквы, которую называет учитель-логопед (взрослый), очень важно для развития слухового внимания и звукобуквенного анализа. Дописывание пропущенных букв в названии нарисованных предметов способствует развитию фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа (рис.12,13, 20). Зачёркивание букв, которых нет в названии нарисованного предмета, очень важно для развития навыка звукобуквенного анализа и понимания структуры слова (рис. 21, 22).

Учащиеся 2-4 классов при выполнении звукобуквенного анализа часто путают звуки и буквы, потому что, зачастую, они не слышат слова, рассуждая о звуковом значении букв. Такая категория детей вспоминает, что обозначает буква, но не слушает звуки, о которых говорят. А без слышания слова, без развитого фонематического слуха возникают многочисленные фонетические ошибки и, кроме того, тормозится освоение программы в целом: лексики, грамматики, словообразования, правописания.

Развитие фонетических способностей детей, умение последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходят в звуковом разборе, специфика которого заключается в том, что он выполняется без обращения к буквам.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.
6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 - 4 классах

1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.
2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.
3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:

вода - [вада"]
во - да"
[в] - согл., парн. тв., парн. звон. - «вэ».
[а] - гласн., безударн. - «о».
[д] - согл., парн. тв., парн. звон. - «дэ».
[а"] - гласн., ударн. - «а».

Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук [ввввада] - [в]. Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.
Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук:
[О] - гласный, — - согласный, глухой, твердый, ↔ - согласный, мягкий, звонкий и т. п.
При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное - значительно повышается уровень развития навыка правописания.

Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор :
1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?
2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)
3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?
Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а не
качественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).
Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:

Звукобуквенный анализ

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и] . Гласные звуки обозначается красным цветом .

Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук , который обозначается синим цветом .

Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук , который обозначается зелёным цветом .

Например: М О Х Л И С А С Л И В А

Всегда твердые согласные : [Ж], [Ш], [Ц] .

Всегда мягкие согласные : [Ч], [Щ], [Й] .

Например: Ж И Р , Ш И ШК А , Ч А Й , Щ У К А , Ц И РК .

Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й] .

Всегда глухие согласные : [Х], [Ц], [Ч], [Щ] .

Парные согласные : Б -П , В -Ф , З -С , Ж -Ш , Г -К , Д -Т .

Буквы имеют 2 звука : Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).

Например, разбор слова ЯРКИЙ:

1. В слове яркий ударение падает на гласную «Я» .
2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ две гласные буквы «Я » и «И », поэтому два слога.
4. Буква «Я » имеет два звука - [й, а] , потому что стоит впереди слова. Звук [й] -всегда мягкий,
обозначаем зелёным цветом. Звук [а] -гласный, обозначаем красным цветом.
5. Буква «ЭР » - звук [р] . Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6. Буква «КА » - звук [к’] , обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук [и] указывает
на мягкость впереди стоящего звука.
7. Буква «И » - звук [и] . Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8. Буква «Й » - звук [й] . Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова

1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.
2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.
3. Гласные звуки: Ударные или безударные.
4. Написать количество букв и звуков.

Примеры слов:

Согласные звуки и буквы

Парные: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с].

Непарные: [й], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ].

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч], [щ].

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ].

Используемая литература

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.
4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 11999.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998.
7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М., 2000.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) - сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Не сформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым , когда звук выделяется на фоне слова, и сложным , заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1.Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по обеззвученной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2.Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием персонажей. Дети учатся считать количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, и т.д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

ЗАДАНИЯ.

1.Цель: учить узнавать звук на фоне слова.

Взрослый называет слово, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2.Цель: развивать фонематический слух. (цветные фишки - красные, синие).

Взрослый произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

3.Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Взрослый читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.

4.Цель: учить определять наличие звука в слове. (предметные картинки)

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5.Цель: учить определять первый звук в слове (предметные картинки).

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный или согласный звук.(первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

6.Цель: учить определять первый звук в слове (фишки красного и синего цвета).

Взрослый называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю фишку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7.Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Взрослый называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа КОТ, МОХ, СОК, КУСТ, БАНАН.

8.Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У каждого ребенка на столе карточка - полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки определенного цвета (красные, синие, зеленые) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.

9.Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.(цветные фишки)

Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе.

(слоги сначала берутся закрытого типа (ОХ,АМ), а слова односложные, из трех звуков (ДОМ,БЫК)

10.ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове.

Выбрать картинки в названии которых: три звука, четыре звука, пять звуков.

ИГРЫ.

- «Брось мяч».

ЦЕЛЬ: учить выделять первый и последний звуки в словах, последовательность их в слове.

1.Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? Взрослый бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему-взрослому.

- «Где спрятался звук?»

ЦЕЛЬ: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Детям раздаются картинки, ее надо назвать и сказать где стоит заданный звук в слове.(можно определить позицию звука фишкой).

- «Помоги проводнику».

ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове. (вагончики, сделанные из бумаги с окошками-прорезями, в каждом вагончике по три окна; предметные картинки с изображением зверей.

Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором - 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (картинки для игры: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь, корова, барсук, медведь.

ЗАГАДКИ.

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Методы и приемы формирования звукового анализа.

ПЕРВЫЙ БЛОК.

1.Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.Развитие зрительно-моторной координации.

3.Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.Развитие пространственно-временных представлений.

ВТОРОЙ БЛОК.

1.Развитие слухового внимания.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование фонологического структурирования.

Развитие слухового внимания.

Расширение рамок слухового восприятия.

Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

Совершенствование фонематического восприятия.

Осознание звуковой стороны речи.

Привлечение внимания к звучащему предмету.

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

Определение местонахождения и направленности звука.

Знакомство с характером звучащих предметов.

Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.

Различение и запоминание цепочки слогов.

Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Формирование фонологического структурирования.

Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

Анализ слогов и слов.

Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.

Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.

Упражнения в повторении слоговых цепочек.

Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

Определение первого, второго, третьего слога.

Определение лишнего слога в ряду одинаковых.

Упражнение на добавление недостающего слога.

Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

Определение наличия заданного звука в слове.

Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

Определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова).

Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

Выделение первого звука в слове.

Угадывание слова, произнесенного по звукам.

Определение количества звуков в слове.

Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

Различение слов, отличающихся ударением.

Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.