Классные часы к 9 мая в школе. II. Устный журнал «Долг памяти». Причины поражений и побед

Цель:

воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Участники внеклассного мероприятия: обучающиеся 11 класса.

Общие методические указания:

Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельной группе учащихся:

Задание 1. Подготовить мини-сообщение об истории Георгиевской ленты.

Задание 2. Заучиывание стихотворений наизусть.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы :

Мультимедийная презентация (показ слайдов).

Место проведения : класс.

Оформление класса :

Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).

Плакаты.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя. Сегодня я предлагаю Вам задуматься над тем, что такое человеческая память? Подумайте и через минуту продолжите предложение: «Память - это…». (слайд 2)

Обучающиеся через минуту дают свои ответы, каждый выражает свою точку зрения. (Обсуждение 3 мин. ).

Учитель: Понятие память можно трактовать по-разному, смотря с какой точки зрения на него смотреть. Историческая память - это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника - Дня Победы. (слайд 3)

Ученик. (Читает стихотворение ).

Что мы знаем о войне?! - Немного…

По рассказам бабушек и мам

Знаем, что надежда и тревога

Об руку ходили по домам.

Учитель. А, что Вы знаете о ВОВ? (Обсуждение 5 мин. )

Ученик рассказывает об истории Георгиевской ленты (Задание 1. 10 минут. ).

Георгиевская лента — биколор (двуцвет) оранжевого и черного цветов. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Эта лента с небольшими изменениями вошла в наградную систему СССР как "Гвардейская лента" - знак особого отличия солдата. Ею обтянута колодка очень почетного «солдатского» ордена Славы.

Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.

Учитель. Последние семь лет ежегодно проходит акция под названием «Георгиевская ленточка». Эта общественная акция, посвящена празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Акция стала традиционной и проводится с 24 апреля по 12 мая.

Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во, что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».

Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!» и другими. (слайд 4)

Ученик. (Читает стихотворение )

Пусть память вечную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Учитель. В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех россиян. Мы должны не просто знать о том, как русский солдат спас целый мир от катастрофы, помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца. (слайд 5)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Учитель. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ. (слайд 6).

Скачать презентацию :

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие сведения о крупных сражениях и событиях ВОВ, а также историю празднования Дня Победы.

Цели мероприятия:

  • Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания Республики.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.

Задачи мероприятия:

Образовательные

  • Погрузить детей в атмосферу военного времени.
  • Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  • Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

  • Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
  • Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
  • Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
  • Воспитание честности, благородства, сострадания.
  • Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
  • Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  • Развивать интерес к изучению истории.
  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Ф орм а организации деятельности детей классный час в виде лекции – семинара.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час хочется начать стихотворением:

Победа грезилась, мечталась.
Был дорог жизни каждый миг…
Тут я спросил: Как… воевалось?..
«Обычно, – произнёс старик,
Война ни есть, какое дело.
Мир – вот что главное, сынок».
Чтоб миру быть – нужна тут смелость:
Не допустить несчастий срок…

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Этому событию мы посвятим наш классный час «День Победы».

2. Новая тема

Доклад учащегося

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Война. Слово короткое, но страшное.

Невозможно и представить, что чувствуют и как живут со своими страшными воспоминаниями участники и очевидцы событий семидесятилетней давности.

Война. Это страшное слово, мгновенно облетело все крупные и малые селения, никого не обошло стороной. Не обошла стороной эта весть и наш город – Макеевка.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

Война! Война!


Война беспощадно вторгалась в детство, калечила юность, повергала в отчаяние стариков. Многие жители нашего города участвовали в боях на фронтах Великой Отечественной войны. В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Все для фронта, все для победы!».

В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства.

Учитель: Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина.

8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.

Чтец 1:

Нам эта скупая дорога,
И лучшей не нужно в награду.
Мы здесь наступали и гнали врага,
И здесь мы прорвали блокаду!

Учитель: Всю зиму 1941 года шла битва за Москву. И Москва выстояла. Оборона Москвы завершилась 20 апреля 1942 года. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.

Чтец 2:

Забыв в дыму, в окопной глине,
Что сон бывает наяву,
Мы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.

Учитель: В феврале 1943 году победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесён сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.


Чтец 3:

Здесь орден Мужества надет
На грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана,
Снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли.
И победила жизнь
В боях под Сталинградом!

Учитель: Полной победой 23 августа 1943 года закончилась историческая битва на Курской дуге.

Чтец 1:

Те бои –
Как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Насмерть прикипевшая к России
Курская великая дуга…

Учитель: В течение 1944 года от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинёв, Киев, Минск, Рига, Таллин.

И вот долгожданная Победа! Штурм Берлина 1945 года.


Доклад учащегося

8 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии. Это произошло в 22:43 по центрально-европейскому времени и в 00:43 – по московскому. С 1:00 по московскому времени вступил в силу акт. Поэтому в европейских странах День Победы отмечают 8 мая, а в России – 9-го. Интересно, что, хотя акт о капитуляции был принят, Советский Союз продолжал официально оставаться в состоянии войны с Германией до 1955 года, когда соответствующее решение было принято Президиумом Верховного Совета СССР.

Девятого мая на Центральный аэродром имени Фрунзе города Москвы приземлился самолёт, который привёз в столицу акт о капитуляции Германии. Парад Победы состоялся на Красной площади 24 июня. Принимал парад маршал Георгий Жуков, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Торжественным маршем прошли через площадь сводные полки фронтов. Впереди шли командующие армиями и фронтами, Герои Советского Союза несли знамёна.

Этот праздник традиционно отмечается 9 Мая. Он символизирует стойкость и самопожертвование народов Советского Союза. Сообща, ценой чудовищных потерь, удалось отстоять родную землю и победить в самой масштабной войне, которая когда-либо случилась в истории человечества. Таких жестоких битв с участием миллионов солдат и десятков тысяч машин еще никогда не было за всю историю развития человеческой цивилизации.

Учитель: Война – это 4 года, это 1 418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.

В 1945 году Сталин подписал указ о том, что 9 мая становится государственным праздником и выходным днём. Однако уже в 1948 году День Победы стал рабочим днём. Вновь возобновились парады и праздничные мероприятия только в 1965 году. В это время праздник 9 мая окончательно снова стал выходным днём.

Первый День Победы праздновали как никогда в истории. На улицах люди обнимали и целовали друг друга. Многие плакали. Вечером 9 мая в Москве был дан салют Победы, самый большой за всю историю СССР: тридцать залпов из тысячи орудий. С той поры День Победы был и остался одним из самых важных и почитаемых праздников в России и СНГ.

После распада СССР некоторое время парады в День победы не проводились, возобновили эту традицию лишь в 1995 году. И с этого времени парады проходят ежегодно. По традиции в этот день возлагаются венки к памятникам боевой славы и воинской доблести, проходят встречи ветеранов, участников той войны, устраиваются торжественные мероприятия и концерты, вечером гремит праздничный салют.

С 2005 года проводится патриотическая акция «Георгиевская ленточка» с целью вернуть и привить ценность праздника молодому поколению. «Георгиевская ленточка» представлена на рисунке.


В канун празднования дня Победы каждый может повязать на руку, сумку или антенну автомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом СССР, как символ воинской доблести, Победы, боевой славы и признания заслуг фронтовиков.

Чтец 2:

Четыре года от заката до рассвета
Ковали мы Победу!
Мечталось об одном, чтобы с рассветом
Настала тишина твоя, Победа!

Учитель: Прошло 72 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память…

Память – это признание. Память – это мгновения. Память – это верность живых. И сколько бы воды ни утекло в Лету, мы всегда будем величать эту войну «Великой».

Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь.

Давайте помнить об этом всегда. А сейчас, ребята, давайте продолжим пословицы: «Скажем, НЕТ войне!», о той «Великой» войне, чтобы её никогда не было на нашей прекрасной планете.

Варианты пословиц:

  • Войну хорошо слышать, да тяжело (видеть).
  • Если хочешь мира, будь готов (к войне).
  • Без смелости не возьмёшь и (крепости).
  • Кто оружием умело владеет, тот врага (одолеет).
  • Враг хотел пировать, а пришлось (горевать).
  • В бою побывать – цену жизни (узнать).
  • Дружно за мир стоять – войне (не бывать).

Спасибо Вам, ребята, вы хорошо знаете пословицы…

Вспомним же сегодня и тех, кого с нами уже нет, кто не вернулся с полей сражений, кто не дожил до сегодняшнего дня.

Чтец 3:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй.
Поклонимся за тот великий бой.

Чтец 4:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда – то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто шёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Учитель: Почтим память героев, не пришедших с войны, минутой молчания(минута молчания) Прошу всех встать. Прошу садиться.

9 мая принято поздравлять друг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павших участников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков.

К сожалению, непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Носителями информации являются потомки героев и дети войны. Они приняли эстафету от ветеранов и теперь передают информацию о тех событиях следующему поколению.

Погибшие также не забыты, в этот день возлагаются живые цветы на памятники и постаменты, братские могилы.

Лучшим подарком очевидцам и участникам тех событий, живым и погибшим станет память об их подвиге и теплые слова благодарности. Также хорошим подарком станут цветы и георгиевские ленточки – символ Великой Победы. В это время цветет сирень, букеты из нее школьники обычно дарят ветеранам.

Также учебные заведения и организации оказывают шефскую помощь ветеранам, помогают по хозяйству, организовывают торжественные мероприятия и их встречи с однополчанами.

Но самым лучшим подарком для оставшихся ветеранов станет систематическая помощь, как организаций, так и частных лиц, и ощущение того, что о них помнят всегда, а не только в праздничный день.

3. Закрепление

Давайте вспомним самые крупные сражения и события Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны (оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина).

4. Рефлексия

Звучит песня «День Победы» композитора Д.Тухманова и поэта В.Харитонова. Учащиеся класса выходят с вырезанными из картона голубями и прикрепляют к плакату этот символ мира. (Плакат с нарисованным солнцем и голубым небом заранее вешается на доску).

Учитель: Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей республики.

Цель: формировать знания учащихся о героической истории народа;

Задачи:


- воспитывать у школьников чувства любви к Родине, гордость за свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своего края, показать какой вклад внесли члены семьи в деле разгрома врага, массовый боевой и трудовой героизм прадедов, их готовность к любому труду на пользу Родины;

Форма проведения: классный час с элементами музыкально-литературной композиции.
Ход классного часа
Учитель:

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, также как много лет назад, в далеком уже, сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили. День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

- Что же такое война? Как вы понимаете, что означает это слово, ваши ассоциации? (ответы детей)

Ученик: Война... Суровее нет слова.

Война... Печальнее нет слова.

Война... Священнее нет слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть … и нет…

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Дети:

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Учитель: Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время, они в свои 10-14 лет уже осознали себя частицей своего народа. На фронтах и в партизанских отрядах дети сражались наравне со взрослыми.

Никогда не будут забыты ребята-герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат

Казей, Зина Портнова и многие, многие другие.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя
Учитель: А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин, детей, стариков трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых: мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу.. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Ученик: Тихо, ребята, минутой молчанья


Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Но память о них жива.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

минута молчания

Учитель: В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Помните об этом!

Тысячи россиян в памятные дни приходят к могиле Неизвестного солдата в Москве, на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде, на Сапун- гору в Севастополе и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Солдат- победитель, к груди которого прижалась спасённая им немецкая девочка.

Учитель: И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы! День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.
Во всех городах нашей страны и многих других стран проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну. ЧЕСТЬ И ХВАЛА ВАМ – ВОИНЫ ОСВОБОДИТЕЛИ!

Учитель: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Мир – это утро, полное света и надежд.

Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Учитель читает заключительное стихотворение:

Давно закончилась война,

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты, -

За Брест, Москву, за Сталинград

И за блокаду Ленинграда,

За Керчь, Одессу и Белград,

За все осколки от снарядов.

А по ночам вам до сих пор

Бои под Бугом где-то снятся,

И "мессеры" строчат в упор,

И из ложбинки не подняться.

Зовет в атаку лейтенант,

Но тут же падает, сраженный…

А дома долго будут ждать,

Но лишь дождутся похоронной.

В один и тот же день и час

На встречу вы к друзьям спешите,

Но с каждым годом меньше вас,

И нас за это вы простите,

Что не сумели вас сберечь,

Не залечили ваши раны.

И вот на место этих встреч

Приходят внуки ветеранов.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну -

В тылу иль на полях сражений, Принес победную весну, -

Поклон и память поколений.

(С. Кочурова)

Классный час: «Этих дней не смолкнет слава…»

Задачи:

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Цель:

  • Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

3 чтец:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Учитель . На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

4 чтец: "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы"

5 чтец: “Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлен на лечение в тыл…..

Учитель. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

Сообщения детей о героях-пионерах.

Зоя Космодемьянская - родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.

Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Лёня Голиков - рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб.

Валя Котик - родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зину Портнову война застала в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Марат Казей. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.

Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

6 чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним!

Учитель. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания. (Минута молчания по звуки метронома).

7 чтец:

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Учитель. В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.

8 чтец:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Подписи к слайдам:

2 Отсюда в бессмертье Они уходили, Чтоб мы эту землю Сильнее любили. Б.Фесовец.

Дорогая Россия, Какой великой славой Родная наша мать! Венчать твои дела? Каким высоким словом Какой измерить мерой- Мне подвиг твой назвать? Что ты перенесла? 5

Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя, Мы за тебя – по долгу, и по праву, И по любви – мы бьемся за тебя! 6

Зоя Космодемьянская 11

Зоя Космодемьянская –Герой Советского союза 12

Леня Голиков 13

Валя Котик 15

Зина Портнова 17

Марат Казей 19

Без малого четыре года Гремела грозная война. И снова русская природа Живого трепета полна. 21

Классный час к 9 мая на тему «Последний бой, он трудный самый»

Классный час, посвященный Дню Победы

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Ф. Абрамов

Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок и фронтальная беседа с детьми. Учитывая камерный характер мероприятия (это не митинг, не школьный праздник, а доверительное общение в классе), следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных сообщений, музыкальное оформление, чтение стихов, участие в обсуждении.

Самое трудное - создать нужную атмосферу в ходе классного часа. Трудный возраст детей, необходимость оставаться после уроков, сама тема классного часа - все это не вызывает большого энтузиазма у современных девятиклассников. Поэтому очень важно подготовить детей, настроить на то, что нужно будет выполнить свой долг - отдать долг памяти защитникам Отечества, вспомнить Великую Отечественную.

Нужно объяснить, что отдавать долги нелегко и не очень хочется. Поэтому придется себя заставить, переступить через лень, подавить игривое настроение, настроиться на серьезную волну. Это очень мало. Всего 45 минут, и миллионы жизней, отданных за Родину, за Победу.

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Форма проведения : час памяти.

Подготовительная работа:

За 1-2 недели до классного часа настроить детей, предупредить, что готовится «час памяти», в котором каждый должен будет принять участие;

Задание каждому ученику - назвать имя бойца, погибшего на войне, сказать, когда и где погиб, где похоронен (спросить у родителей, соседей, знакомых, можно взять информацию из газет, радио, телевидения);

Назначить группу детей, которые подготовят информационные сообщения по материалам сценария;

Предложить детям, умеющим выразительно читать, выучить стихотворения из текста сценария;

Поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное оформление классного часа: исполнить песню «Последний бой», подобрать музыку для минут молчания.

Оборудование: магнитофон или компьютер для музыкального оформления.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, картины боев, сражений, фотографии полководцев.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Информационный блок.

1. «Последний бой, он трудный самый».

2. Знамя Победы.

3. Маршал Победы.

4. Парад Победы.

III. Рассказы детей по теме «Солдаты Победы».

IV. Минута молчания.

V. Фронтальная беседа по теме «Непраздничные размышления».

VI. Заключительное слово.

Ход классного часа

(Звучит песня «Последний бой» (из к/ф «Освобождение»).)

I. Вступительное слово

9 мая - это особый день. Это и день торжества, и день памяти. Во всех православных храмах пройдут поминальные службы в память о воинах, павших на полях сражений.

На таких службах всегда много людей - старые и молодые, женщины и дети, богатые и бедные, люди разных национальностей - всех их объединяет общее горе и общая память о той страшной войне. Но и тот, кто не ходит в храмы, для кого эта война уже стала далекой историей, тоже - хотя бы на миг обязательно вспомнит слезы мамы, бабушек, дедушек, когда услышит знакомый дикторский голос: «Наступает минута молчания...».

(Включается метроном, учитель или один из ведущих читает стихи С. Гудзенко.)

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы,

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

Классный руководитель. «Мое поколение» - так назвал это стихотворение поэт-фронтовик Семен Гудзенко. Мы в вечном долгу перед ними, потому что за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. И отдать этот долг мы можем только памятью и уважением. Наш сегодняшний классный час - лишь малая крупица этого долга. Давайте просто послушаем, вспомним, как это было (читает план классного часа, записанный на доске).

II. Информационный блок

«Последний бой, он трудный самый»

Ведущий 1.22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В планах Гитлера было захватить территорию, богатства нашей страны, большую часть жителей уничтожить, как представителей неполноценной расы, остатки населения загнать за Урал, в приполярные леса и болота. И на сотни лет установить новый порядок, который должен держаться на господстве высшей расы - арийцев. Весь наш народ поднялся на борьбу против такого порядка. Долгие 4 года шла война, миллионы солдат полегли на полях сражений, но наш народ все-таки изгнал фашистов со своей земли. Кровью вписаны в историю России и битва под Москвой, и Сталинград, и Курская дуга, и снятие блокады Ленинграда, и освобождение Европы. Последний бой, последнее крупное сражение Великой Отечественной - это битва за Берлин.

Ведущий 2. Май 1945 г. Наши войска, освободив Родину, гнали гитлеровцев до их логова. Нужно было обязательно уничтожить врага, чтобы никогда не возродился фашизм. И вот наши солдаты уже под Берлином. Разворачивается последняя наступательная операция советских войск, которая получила название «Уран». Это уже не 1941 год, когда фашисты парадным шагом шли по нашей земле, а сотни тысяч наших бойцов погибали, не успев сделать ни одного выстрела. Теперь советские войска превосходят противника и по количеству, и по качеству вооружения. Операцию по взятию Берлина разрабатывали лучшие полководцы, и в успехе никто не сомневался. Но и враг понимал, что это его последний шанс. Это и сделало Берлинское сражение одним из самых упорных и кровопролитных на Восточном фронте. Гитлеровцы защищали свой последний рубеж, и терять им было нечего.

Ведущий 3. На берлинском направлении у немцев действовала крупная группировка армий «Висла» и «Центр» (около 1 миллиона человек). Гитлер превратил Берлин в неприступную крепость. Наиболее тщательно укреплялся центральный район, где находились Рейхстаг и Имперская канцелярия. Город был разбит на 9 секторов, которые были связаны ходами. Для скрытного маневра широко использовалось метро. С советской стороны в операции участвовало 2,5 миллиона человек, у нашей армии было в 4 раза больше орудий и минометов, в 4 раза больше танков, в 2 раза больше самолетов.

Главная роль при взятии немецкой столицы отводилась армиям 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Г.К. Жуков. Но активное участие в этой операции принимали и войска 1 -го Украинского и 2-го Белорусского фронтов.

Ведущий 4.16 апреля наша армия пошла в наступление. Бои были тяжелыми, кровопролитными, фашисты отчаянно сопротивлялись, но нашим войскам удалось замкнуть кольцо окружения. Еще одна группа советских войск встретилась с американцами. Вражеская оборона оказалась рассеченной надвое. Одна часть фашистов отчаянно пыталась прорвать окружение, чтобы сдаться в плен американцам.

После упорных боев гитлеровцам удалось ненадолго прорвать кольцо окружения. Но на Запад прорвались считанные единицы. Штурм немецкой столицы начался 26 апреля. Бои шли днем и ночью. Весь город был насыщен оборонительными сооружениями, метро было затоплено, дома взрывались, чтобы перегородить улицы, и главное - до самого последнего момента людей гнали на убой, чтобы они держали оборону. Советские войска вынуждены были буквально штурмовать каждый дом.

Ведущий 5.29 апреля начались бои за Рейхстаг, каждый этаж здания приходилось брать с боем. И вот на крыше Рейхстага вспыхнуло красное знамя. Еще раздавалась беспорядочная стрельба, еще из домов и подвалов летела смерть на наших солдат, но всем уже стало ясно, что Третий рейх раздавлен. 1 мая представители гитлеровского штаба запросили перемирия, сообщив о самоубийстве Гитлера. Однако Жуков по приказу Сталина потребовал безоговорочной капитуляции. Гитлеровское командование это требование отвергло, и начался последний штурм центральной части города, где находилась Имперская канцелярия. Бой за этот объект продолжался всю ночь с 1 на 2 мая и закончился капитуляцией фашистов. От имени Сталина акт капитуляции подписал маршал Г.К. Жуков. Остатки берлинского гарнизона (более 134 тысяч человек) сдались в плен. За этот город была заплачена очень высокая цена - потери наших войск были даже выше, чем во время Сталинградской или Курской битвы. Сотни тысяч наших солдат так и не вернулись домой, остались лежать в чужой земле ради того, чтобы навсегда покончить с фашизмом.

Знамя Победы

Ведущий 6. Знамя как знамя: красный прямоугольник, серп и молот, надпись «150-я ордена Кутузова второй степени Идрицкая стрелковая дивизия». Именно этому боевому стягу было официально присвоено звание «Знамя Победы». 30 апреля 1945 г. полковые разведчики - сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария установили это знамя на крыше Рейхстага. Бойцы из других подразделений тоже устанавливали красные флаги над Берлином, но это знамя было особенное. Девять таких знамен было доставлено самолетами в Берлин. И только одно из них, под номером 5, было водружено над Рейхстагом. Это знамя устанавливали буквально под огнем противника - много еще фашистов продолжали сопротивляться, сидя в развалинах домов, на крышах, в подвалах. Но нужно было обязательно показать всем, что Рейхстаг взят, что фашизму пришел конец. И Красное знамя над Рейхстагом было лучшим тому доказательством. В1945 г., после Парада Победы, это знамя было отправлено на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил.

Маршал Победы

Ведущий 7. «Маршал Победы» - так называли все Георгия Константиновича Жукова. Жуков - великий полководец XX в. Один современный историк заметил, что Россия каждое столетие рождала полководца, гений которого возвеличивал государство и нацию. В XVIII в. это был А.В.Суворов, в XIX в. - М.И. Кутузов, а в XX в. - Г.К. Жуков. Биография Жукова - это биография воина. Даже название деревни, где он родился - Стрелковка - связано с оружием. Семья Жуковых была очень бедной: отец сапожничал в городе, мать перебивалась разными заработками. Свое боевое крещение Константин Георгиевич Жуков получил еще в царской армии, на фронтах Первой мировой войны. Он стал хорошим кавалеристом, дослужился до унтер-офицера, был награжден двумя георгиевскими крестами. После революции вступил в Красную Армию. Пулеметные и кавалерийские курсы - вот и все его военные академии.

Ведущий 8. Полководческий талант Жукова проявился в боях на реке Халхин-Гол, где наши войска под его руководством окружили и разгромили японскую армию. В этом сражении потери противника составили 61 тысяч военнослужащих. Советские войска потеряли 18,5 тысяч человек. За эту боевую операцию Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Но наиболее ярко талант Жукова- полководца раскрылся в годы Великой Отечественной войны. «Где Жуков, там и победа», - говорили солдаты. Жуков руководил самыми ответственными сражениями Великой Отечественной войны: Московская, Ленинградская, Сталинградская, Курская битва. Он руководил штурмом Берлина. Он первым подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Именно он в 1945 г. принимал Парад Победы на Красной площади.

Ведущий 9. Жуков был человеком очень сильной воли, крепкого характера. Он один мог возражать Сталину, спорить с вождем. Жукова некоторые обвиняют в том, что он добивался победы любой ценой, не берег солдат. Но известный историк Вадим Кожинов опроверг это. Да, действительно, многие военные операции, в которых принимал участие прославленный полководец, сопровождались немалыми жертвами. Но в процентном отношении от числа бойцов эти потери были намного меньшими, чем у других военачальников. Кто прошел ту войну знает, что Жукову не нужны оправдания. На той войне нельзя было победить чуть-чуть, просто выгнав врага из своего Дома. Фашизм нужно было уничтожить во что бы то ни стало. Ведь если бы гитлеровцы победили, нынешние обвинители великого полководца вряд ли могли бы рассуждать в тиши своих кабинетов о кровожадности маршала Жукова и о разумности его приказов. Георгий

Константинович Жуков вошел в историю вместе с нашей Великой Победой.

Парад Победы

Ведущий 10. Долгие годы испытаний. Долгие годы сражений. Миллионы погибших... И все это ради одного дня - Дня Победы... 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. И ровно через 4 года, 24 июня 1945 г. в Москве, на Красной площади состоялся Парад Победы. Принимал Парад победы маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский. По требованию Сталина Жуков должен был принимать парад верхом на белом коне. Для Рокоссовского тоже подобрали коня. В параде должны были принять участие по одному сводному полку от всех фронтов, сводные полки Военно-морского флота и Военно-воздушных сил. В состав полков включались Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, прославленные снайперы, орденоносцы.

Ведущий 11.В ходе парада наши солдаты должны были складывать немецкие знамена у подножия Мавзолея, но за несколько дней до парада было принято решение швырять вражеские штандарты. Для выполнения этого маневра пришлось обучить двести солдат-знаменосцев сложным приемам перестроений, принятым еще у древнеримских легионеров. Открывало парад Знамя Победы. Это знамя, которое установили над Рейхстагом бойцы 756-го стрелкового полка Егоров и Кантария. В день парада в Москве пошел дождь. Но всеобщее волнение было так велико, что дождя никто не замечал.

Ведущий 12. Под бой кремлевских курантов маршал Жуков выехал из Спасских ворот на белом коне. Навстречу ему с шашкой наголо выехал верхом Рокоссовский. Перед Мавзолеем маршалы остановились друг против друга, и в абсолютной тишине все услышали голос Рокоссовского: «Войска действующей армии и московского гарнизона для Парада Победы построены!» Жуков и Рокоссовский стали объезжать и приветствовать войска. Площадь буквально сотрясалась от тысячеголосого «Ура!».

Во все кадры кинохроники вошло самое потрясающее событие парада - марш 200 знаменосцев, бросавших немецкие знамена на помост, к подножию Мавзолея. После парада фашистские флаги были собраны и отправлены в музеи, а помост, где они лежали, как и перчатки знаменосцев, были сожжены. Так была проведена полная дезинфекция от побежденной фашистской заразы. Следующий Парад Победы прошел через 20 лет. Именно тогда, в 1965 г., 9 мая был официально объявлен праздничным днем.

III. Долг памяти. «Солдаты Победы»

Ведущий 13. 4 года шла война, 4 года работала машина истребления людей. До сих пор неизвестно точное количество наших погибших солдат. Очень дорого заплатил наш народ за эту победу. И знамя, и маршалы, и парад - все это важно и нужно для победы, но все же главным победителем стал наш солдат. Это он прошел по военным дорогам от границы до Сталинграда. Это он мерз в окопах, зарывался в землю и вставал во весь рост под огнем немецких батарей, это он шел на танки с винтовкой и гранатой, это он освобождал от фашистской нечисти страны Европы, это он брал Берлин. Солдаты Победы: русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, башкиры, казахи, киргизы, грузины, молдаване - представители десятков национальностей поднялись на войну с фашизмом и стали на этой войне одним народом - народом-победителем. Вспомнить всех поименно невозможно - их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену. Но если бы каждый из нас в святой День Победы вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых солдат. Давайте вспомним погибших, назовем имена, сражения, даты.

(Дети по цепочке встают, называют имена погибших солдат, дату и места гибели и захоронения.)

IV. Минута молчания

Классный руководитель. Предлагаю почтить память всех павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

(Звучит музыка, все дети встают.)

Прошу садиться.

V. Фронтальная беседа по теме «Непраздничные размышления»

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто видел кадры кинохроники, на которых наших солдат встречают с цветами в городах Европы, в Москве на Белорусском вокзале? Кто обратил внимание на лица людей, на лица солдат? (Дети поднимают руки, высказываются.)

Действительно, на этих кадрах все просто переполнены счастьем. С каким восхищением, смотрят все на наших воинов, которые спасли мир от фашистской чумы. Тогда казалось, никто и ничто не сможет одолеть этих сказочных богатырей и все народы в неоплатном долгу перед ними. Но прошли годы. Богатыри стали ветеранами. Можно ли сказать, что свой долг мы перед ними выплатили? (Ответы детей.)

Можно ли сказать, что мы выполнили свой долг перед теми, кто погиб, защищая нашу страну?

Примерные ответы детей:

Памятники погибшим на войне, братские могилы тоже очень бедные, какие-то заброшенные.

Мало сейчас фильмов, рассказов, стихов и песен о войне, молодежь плохо знает недавнюю историю, верит всяким поклепам.

Сейчас появилось много нападок на наших солдат. Наших воинов называют оккупантами, памятники сносят, оскорбляют их память.

Много еще солдат не захороненных, пропавших без вести.

Мы молчим, когда слышим оскорбления в адрес солдат- победителей, не умеем защитить их память.

Классный руководитель. Действительно, говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. В таком случае война у нас еще закончится нескоро, потому что не преданы земле еще десятки тысяч солдат. Уже много лет действуют в России различные поисковые отряды, которые разыскивают на полях, в лесах незахороненных воинов, предают их земле. Эта работа идет уже много лет, но до сих пор находятся все новые и новые останки. А как же можно урезонить тех, кто распространяет грязные, порочащие факты о наших бойцах, кто оскорбляет их память в прессе, на телевидении, в книгах и фильмах? (Ответы детей.)

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Общая боль, и общее горе, и общая радость победы - все это и объединяет людей разных национальностей в один народ, о котором за границей говорят: «Это русские».

Прочитайте слова русского писателя Федора Абрамова (читает эпиграф).

Вот поэтому и празднуют День Победы по всей России, поэтому и вспоминают героев, места боев, поэтому и восстанавливают захоронения павших воинов. Это нужно не мертвым, это нужно живым. Чтобы оставаться народом, нужно сберечь свою память.