Сделал ветер почему дуб. Родная земля. VI. Повторное чтение сказки

Задание 2. Выделите одно предложение по двум признакам.

Работая над дальнейшим повышением орфографической зоркости, учитель предлагает восстановить текст по количеству орфограмм в пропущенных словах. Пропущенные слова обязательно выносятся в справку. О количестве орфограмм в них учащиеся узнают из сводной таблицы.

Особые органы на теле муравья пахучие вещества.

По нему другие муравьи … эту же еду.

Найдя пищу, муравей на обратном пути… дорогу следовым запахом.

Муравьи … друг с другом с помощью запахов.

Для данной работы подбирается текст, состоящий из трех-четырех небольших частей. При ее выполнении творчество учащихся состоит в том, что одну или несколько частей они передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, ориентируясь на смысл предыдущих частей и выражая свои мысли по идее текста. Важно, чтобы идея текста нацеливала школьников на серьезные размышления. Один из вариантов такого текста:

Могучий дуб рос на высокой горе. Никто (не) мог покорить его. Однажды налетел (на) него ветер, чтобы пригнуть его (к) земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Посоветовали ветру обратиться (за) помощью к молнии. Благодаря тому, что антиципация, система интеллектуально-лингвистических упражнений, активная целенаправленная речемыслительная деятельность пробивают себе дорогу через содержательно-организационную конкретику различных этапов урока, весь учебный процесс обретает внутренне логичный, целостный, ориентированный на достижение конечной цели (и долгосрочной, и ближайшей, связанной с темой данного урока) характер. Именно это обстоятельство позволяет задействовать серьезные резервы в деле повышения и орфографической грамотности, и уровня общего интеллектуального развития детей во время обучения их русскому языку в начальной школе. Данный вывод основывается не только на тех теоретических положениях, о которых шла речь в предшествующих главах книги, но и подтверждается многолетней педагогической практикой учителей начальных классов, работающих по рассмотренной методике в разных школах нашей страны.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти и даже крепче стал.

Спросил тогда ветер (у) дуба: Почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, …

Задание 1. Прочитайте две полные части текста и начало третьей. Обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте устное задание к этому тексту. (Озаглавить текст, составить ответ дуба ветру и закончить третью часть.)

Возможные варианты названий текста: Дуб и ветер. Сила дуба.

Ожидаемый вариант концовки текста: Сила его в том, что он глубоко врос в родную землю, прочно корнями за нее держится.

Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех– четырех предложений.

Задание 3. Напишите текст с сокращенной первой частью и составленной концовкой. Раскройте скобки. Какая необходимая часть письменной работы не указана в моем задании? (Поставить недостающие знаки препинания.)

Задание 4. Расскажите о написании слов, в которых имеется по две орфограммы.

Задание 5. Назовите слова, состав которых соответствует составу слова помощью.

Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех ее этапах. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств, увеличивает его статус в учебном процессе. Все это, безусловно, и в большой степени влияет на качество обучения русскому языку.

Участие ученика в организации учебного процесса происходит на всех этапах урока. Урок русского языка по рассматриваемой методике насыщен интеллектуально-лингвистическими упражнениями и заданиями, но каждому его этапу присуща своя система таковых.

Антиципация как методический прием также присутствует на большинстве структурных частей урока, но конкретика предопределяющей деятельности, в которую включаются школьники, задается функциональными особенностями этапов и решаемыми на них учебными задачами. Своеобразие применения указанных выше методических средств и приемов накладывает свой отпечаток и на речевую деятельность школьников, повышенная активность которой неизменно проявляется на всех структурных компонентах учебного процесса. Другой не менее яркой характерной чертой данной деятельности выступает ее направленность на формирование у школьников логического мышления, ибо практически любые их мыслительные операции – рассуждения по поводу изучаемого лингвистического материала в течение всего урока принимают форму понятий, суждений, умозаключений.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Приобщать детей к искусству. Обогащать мир чувств, эмоций.
  2. Расширять представления детей средствами искусства о красоте, хрупкости окружающего мира, о любви, как главном законе жизни. Развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение.
  3. Воспитывать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, любовь к родному краю, любовь к Родине.

Материал к уроку:

  1. Л. М. Жариков “Дуб и Ветер” (сказка).
  2. Пословицы.
  3. Иллюстрации И.И. Шишкина “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Дубовая роща”.
  4. П. И. Чайковский “Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Часть I (фрагмент).

Ход урока.

I. Введение в тему урока.

Учитель: Урок литературы. Сядем поудобнее. Урок начнем с минутки поэзии.

Звучит мелодия.

Стихотворения, которые представят вашему вниманию дети, прошу внимательно прослушать и заметить, что их объединяет.

Дети читают наизусть.

  • С. Есенин “Белая береза”
  • М. Лермонтов “На севере диком…”
  • Т. Белозеров “Ранетки”

Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозы побьют!
Мальчишки срывают их с веток,
Щеглы и синицы клюют.
С кислинкой, янтарного цвета,
Висят они, встретив пургу,
Горячими каплями лета
Горят на веселом снегу!

Учитель: Что объединяют эти произведения?

Дети: Все произведения о деревьях, о природе. Поэты любуются красотой деревьев, плодов, красотой зимней природы. Картины природы, описанные в стихотворениях вызывают чувства удивления и восхищения картинами родной природы. Эти произведения объединяет тема: “Родная природа”.

II. Ознакомление с темой урока. Определение жанра произведения.

(Запись на доске)

Тема: “Родная сторона”.

Леонид Михайлович Жариков “Дуб и Ветер”.

Дети читают, выражают свое отношение к прочитанному.

Учитель: Можем ли мы определить жанр произведения?

Дети: Судя по заголовку, это может быть басня или сказка, так как “Ветер” - имя собственное. В сказках и баснях неодушевленные предметы изображаются как одушевленные.

Детям предлагается открыть тексты и убедиться в верности предположения.

Ваши предположения оправдались. С произведениями Леонида Жарикова вы будете знакомиться в старших классах, а сегодня мы прочитаем сказку этого автора.

III. Опора на имеющиеся знания.

(Ранее дети писали сочинение – описание “Ветер”, изложение “Дуб”, читали рассказ Ю. Нагибина “Зимний дуб”.)

Дети: Ветры бывают сильные и слабые, теплые и ледяные, добрые и злые. Ветры бывают разрушительной силы: зимой снежные бураны и вьюги, метели, летом в степи горячие суховеи.

Учитель: Что знаем о дубе?

Дети: Дуб – могучее дерево, у него мощный ствол и толстые ветви. Дубы живут сотни лет. Плоды дуба – желуди. Дубы растут в южных районах нашей страны. Из плодов дуба готовят напиток – кофе. Древесина дуба применяется в строительстве. Дуб – кормилец лесных жителей.

Учитель: Вот как о плодах дуба пишет Михаил Тимонин.

(Читает наизусть ученик)

Когда-то желудь был толстым дубом,
Лохматым дымом бродил по трубам.
Он был кроватью, столом, комодом.
Не знаю, чей он, откуда родом?
Таит в себе он свое начало,
Его для пробы гроза качала,
Его для пробы земля растила.
Взгляни на желудь – какая сила!

(Все дети получают желуди. Демонстрация рисунков, выполненных детьми к прочитанному рассказу Ю. Нагибина “Зимний дуб”.)

Учитель: Как о дубе писал Ю. Нагибин?

Дети: Дуб огромный, величественный. Ствол дуба морщинистый, толстый. Сказочно красив зимний дуб. Подножие дуба приютило многих постояльцев.

(Звучит концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Часть I. Дети рассматривают репродукции картин И. Шишкина “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”, “Дубовая роща”. Выражают восторг, делятся впечатлениями.)

Величественные, могучие дубы!

Верхушками касаются неба.

У дуба сломана верхушка,

видно молнией сразило, значит он был намного выше. Сосны величественные, стройные!

Учитель: Иван Иванович Шишкин, непревзойденный поэт и знаток русского леса. он прекрасно знал лес и умел передать его прелесть и величие. Через леса он показывал в своих картинах силу и былинную мощь Родины, ее душевную мудрость и красоту.

IV. Работа с текстом.

Л. Жариков“Дуб и Ветер”

Стоят дуб на высокой горе и никому не покланялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

Боишься меня?

Ну тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной стороны, с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его.

Побежал ветер звать на помощь молнию:

Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.

Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не повалить. Прошу тебя – повали его, сожги!

Поплыли, заклубились черные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба

Боишься меня?

Нет! Не боюсь.

Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорела вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния еще раз - расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня еще крепче стал. Как рос, так и продолжает расти.

Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику:

Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее.

Дуб спасать, что-то он вянуть стал…Только побольше давай, чтобы враз вылечить…

Много удобрений – большой вред для растения, - говорит лесник. – Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он – это не беда, он сам себя вылечит.

Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу:

Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твой секрет, твоя сила?

Могу сказать, - отвечает дуб. – Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает.

Так и не покорился дуб и до сих пор растет, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу дает…

Дети: В сказке Л. Жарикова Дуб смелый, выносливый. Он никому не поклонялся и никого не боялся. Он верен своей земле. Я бы сравнил его с богатырем! Его ветер гнул, молния жгла, а он никому не покорился и растет до сих пор!

Учитель: В таких случаях говорят: он жизнестойкий.

V.

Выборочное чтение.

Учитель: Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится, как злые силы пытались погубить Дуб.

(Дети зачитывают строки)

VI. Повторное чтение сказки.

Учитель: Прочитайте сказку, подготовьтесь выделить всех персонажей сказки и дать характеристику каждому из них.

Дети: В сказке два положительных и два отрицательных образа.

(Рисуем и делаем запись в тетрадях, выборочно зачитываем строки, характеризующие образ)

Учитель: Почему же не смогли злые силы одолеть дуб?

Дети: В сказках добро побеждает зло. Молния вспыльчива, быстро сгорает от своего гнева. Ветер растрачивает свои силы, слабеет. Дуб крепко держится за землю-матушку, а родная земля раны заживляет.

Учитель: Как понимаете выражение “держаться за землю-матушку”?

Дети: Жить там, где родился. Любить свой дом, свою Родину.

Учитель: Прочитайте пословицы. Скажите, что их объединяет?

  • Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха.
  • На чужбине и собака тоскует.
  • Где сосна выросла, там она и мила.

Дети: Эти пословицы о Родине. Их объединяет тема “Родная сторона”.

Учитель: Объясните, как понимаете смысл пословиц?

Дети: Мы ездили в Турцию, купались в море, загорали, там красиво, тепло и чудно! Но очень скоро начинаешь скучать по дому, друзьям. Дома в любой беде помогут родные, друзья, а на чужой стороне могут и не понять тебя, твои трудности, беды.

Учитель: Перечитайте последний абзац сказки.

(Дети читают: “А ты смекай, что каждому из нас силу дает…”)

Прежде чем ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение М. Джалиля “Дуб”.

(Стихотворение читает учитель)

Тот дуб на скрещенье дорог,
Стоит он – совсем одинок,
Он стар, даже слышит едва,
О чем ему шепчет трава…
Тому уже тысяча лет –
Мальчишка, а может быть, дед,
Веселый, а может быть – нет,
Оставил навечно свой след.
Он ямку копал – напевал,
Он желудь землей засыпал.
Кем был он? Неважно, кем был:
Он жизнь, он природу любил.
Остался в земле его пот.
Летели столетья, и вот
Поднялся, могуч и высок,
Тот дуб на скрещенье дорог.
Здесь путник – который уж век! –
Находит приют и ночлег.
И песню листвы и ветвей
Он вспомнит под крышей своей.
А если обрушится дождь –
По листьям проносится дрожь,
И ливень сильней и сильней,
Но сухо у старых корней.
Здесь дремлют в тени косари
В полуденный зной до зари,
Здесь лунною ночью одним
Мечтать хорошо молодым.
Бывает в той местности вдруг
Бело от буранов и вьюг,
И если б не дуб, то пути
Сквозь белый костер не найти.
Мой предок далекий, мой друг!
Я славлю тепло твоих рук;
Вот памятник – бронзы прочней –
В честь юности вечной твоей!
Уж если живет человек –
Пусть память продлит его век,
Пусть каждый оставит свой след –
Глубокий, на тысячу лет!

Пусть каждый оставит свой след –
Глубокий, на тысячу лет!

VIII.

Итог урока.

Учитель: Что значит “оставить свой след”?

Дети: Посадить дерево, заботиться о природе родного края, беречь растения, животных, проявлять заботу о родном городе, о доме, о родителях.

(Читает ученик)

Я клен у дома посажу,
Чтоб он глядел на юг.
Полью водою и скажу:
- Живи, зеленый друг!

(Дети предлагают посадить желудь дома в горшочек, а весной высадить возле школы, таким образом проявить заботу, оставить свой след)

Учитель: Так что же каждому из нас силу дает?

Дети: Силу каждому дает родная сторона, родной дом, родительская любовь, любовь к родной земле, любовь к Родине.

Учитель: А кто помог нам, ребята, ответить на этот вопрос?

Дети: Писатели, поэты, художники и композиторы в своих произведениях передали любовь к Родине, родному краю, родной стороне.

VII. Домашнее задание.

(По выбору учащихся.)

  1. Прочитать родителям, обсудить с ними ответ на второй вопрос “Что помогло Дубу удержаться против всех напастей?”
  2. Подготовиться к чтению сказки по ролям.
  3. Подготовиться прочитать любое понравившееся произведение на тему “Родная сторона”.
  4. Выполнить рисунок на тему: “Родная сторона”.

Экзаменационный диктант

на подготовительном отделении для 7 класса.

Дуб и ветер

Могучий и необыкновенный дуб рос на высокой горе. Ни у кого не было сил покорить его.

Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Кто-то подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать на помощь молнию.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.

Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя?»

Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю родную врос, корнями за нее держится. «Потому никто мне не страшен»,- добавил дуб.

(Сказка.)

  1. Проект программы по развитию речи слабослышащих учащихся 1 класса с сохранным интеллектом в условиях введения

    Документ

    ... на печатной основе Е.Г.Речицкая «Солнечный зайчик». Владос,2000. для подготовительного класса ... математический диктант : на наборном... ветер . Дует осенний ветер . На улице дует ветер ... Стол из дуба – Веник... на защите экзаменационных ... Класс 2 класс 2 отделение ...

  2. Информационная справка о школе

    Документ

    Знаний. II. Подготовительный этап (5 -7 классы ) Цель: ... лет военнослужащими отделение пограничного контроля... классе . Утверждение экзаменационного материала для проведения экзаменов по выбору в 9 классе . Утверждение экзаменационного материала на ...

  3. Тесты по грамматике русского языка контрольные работы

    Тесты
  4. «Служба внешней разведки»: Эксмо, Яуза; Москва; 2004

    Документ

    ... экзаменационно ... для отдыха и игр, а на нижнем – два учебных класса ... Дубчек , не говоря о уже о Смрковском, не пойдут на ... подготовительного училища Наркомата обороны. Морские подготовительные ... державы. Ветераны индийского... за диктант ? ... международного отделения ...

  5. Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунк

    Документ

    ... для поступающих в вузы, учите- лей русского языка и преподавателей подготовительных ... диктантов ... экзаменационных ... дубы ... для «чистой» публики первого и второго класса (Кат.). 12. На ... с отделенным указательным... на ветер , быть на дружеской ноге с кем-нибудь, быть на ...

Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля:

Это - русское раздолье, это - русская земля!
Вижу горы-исполины, вижу реки и моря:
Это - русские картины, это - родина моя!
Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья:
Это - русская сторонка, это - родина моя! (М. Исаковский)

С добрым утром!

Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки — ни одной...
С добрым утром,
Край родной
(Г. Ладонщиков)

Полюшко-поле

Вася и дедушка идут полевой дорогою.

В поле трактор пашет землю. Земля не серая, как у них в городе, а черная.

Чернозем! - кивнул дедушка. - Самая плодородная почва в мире! Богатство! Во время войны фашисты вывозили не только зерно, коров, овец, но и чернозем.

Как?! - не поверил Вася. - Вот эту землю?

Да, внучек, ее, - подтвердил дедушка. - На подводах везли чернозем на станцию, а оттуда поездом отправляли в Германию.

Васе никогда и в голову не приходило, что земля - такая большая ценность. Ведь ее так много вокруг! Пристально смотрел он на распаханное поле. Вдруг Васе показалось, что комья чернозема шевелятся! Но в этот же миг он разглядел больших черных птиц. Птицы важно ходили по полю, переваливаясь с боку на бок. Они то и дело наклонялись к пахоте, склевывали что-то.

Грачи! Смотри - грачи! - узнав, радостно закричал Вася.

Черное вспаханное поле сменилось зеленым.

Дедушка, а почему там уже растет трава?

Это не трава, Васенька, а озимая пшеница. Видишь, какая она сильная вышла из-под снега?! Глаз радует!

А как же она не замерзла?

Да ей там было тепло, как под одеялом! Эту пшеницу потому и зовут озимой, что она под снегом зимует. Главная наша кормилица! (Е. Олейник)

Дуб и ветер (Сказка)

Стоял дуб на горе, и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

Боишься меня?

- Нет!

Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетает с одной с другой стороны, старался дуб нагнуть к земле. А дуб стоит и смеётся каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел ветер повалить его.

Побежал ветер звать на помощь молнию:

Помоги, сестрица молния, окажи мне услугу.

Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами его не свалить. Прошу тебя - повали его, сожги!

Поплыли, заклубились чёрные тучи, явилась молния и спрашивает у дуба:

Боишься меня?

Нет! Не боюсь.

Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния. Загорелась вершина дуба, а дождь залил. Ударила молния ещё раз - расколола ствол. А дуб как стоял, так продолжает стоять. Кажется, у самого корня ещё крепче стал. Как рос, так и продолжает расти.

Думали, думали ветер и молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, и побежал ветер к леснику:

Дай каких-нибудь удобрений. Да посильнее.

Дуб спасать, что-то он вянуть стал... Только побольше давай, чтобы враз вылечить...

Много удобрений - большой вред для растения,- говорит лесник.- Ты мне так дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья. А что раскололся он - это не беда, он сам себя вылечит.

Разозлился ветер на лесника, подул на него, да только ничем его пронять не мог. И полетел снова к дубу:

Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чём твой секрет, в чём твоя сила?

Могу сказать,- отвечает дуб. - Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю-матушку держусь. А родная земля все раны залечивает. Всем залечивает.

Так и не покорился дуб и до сих пор растёт, могучий, красивый. А ты смекай, что каждому из нас силу даёт...