Классный час по теме познай самого себя. II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?». К нравственным качествам относятся

Форма проведения : час самопознания.

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  • акцентировать внимание учащихся на собственной лично-сти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  • познакомить детей с приемами самопознания;
  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  • научить определять свои личные особенности;
  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;

побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию

(Автор клипаКоровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/ .
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта

Учитель:

Однажды ученик подошел к мастеру с задумчивым видом и задал вопрос: «Учитель, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?»

— Для начала забери у людей право решать кто ты.

— Как это, Мастер?

— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают.

Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право!

И у меня тоже.

Кл.руководитель: Ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Познай тайны собственного «Я»».

Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего.

Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Вот некоторые высказывания древних мыслителей :

  • Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

  • Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя.

Р. Декарт

  • Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклий

Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по - своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с вопросов.

  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
  • Что лучше: переоценить себя или недооценить себя?
  • Как вы думаете, знаете вы себя?

Ответы :Познать себя просто необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми. Потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет себя чувствовать успешным, счастливым.

Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание . «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя - означает познавать себя.
2. Трудные пути

Познание — великая страна,

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит,

Пусть долог путь, но ищущий дойдет —

В страну познанья дух его ведет.

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске) :

  1. Самонаблюдение
  2. Самоанализ
  3. Самоиспытание
  4. Самооценка

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

-это яркий, талантливый, незаурядный человек

-человек, который отличается от других

-необычный человек, странный, чудак

-это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Упражнение № 1 “Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем- кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности.

Упражнение №2 “ Вот я какой!”.
Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы «. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным “путеводителем”.
Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:

1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. Лучше всего я умею…
4. Меня огорчает…
5. Меня радует…
6. Больше всего мне нравится в людях…
7. Самая главная моя цель…

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик 10 раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?, Какой я?» Это могут быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

(в течение 3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так. Чтобы получился активный рассказ.

(дети в группах рассказывают о себе)

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет себя всему классу?

(представитель от группы рассказывает о себе)

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

(Ответыдетей)

Образ «Я» многогранен.

Психологи говорят:

  • В каждом из нас множество «Я»
  • Внутреннее «Я» - это то, что человек о себе думает
  • Внешнее «Я» - то, что видят люди

Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри нас спорят разные «Я».

Подобно героине Л. Керролла Алисе: «Видите ли, сэр, конечно, примерно я знаю, кто я сейчас такая. Нет, конечно, я примерно знаю, кто я такая была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая….Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу.

Случалось ли с вами такое?

  • Дома, в кругу семьи, вы можете быть одними?
  • В школе другими?
  • В компании друзей - совсем иными?

Подготовленная инсценированная беседа юноши и девушки. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий 1: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрит в зеркало и повторяет:

Ведущая 2: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал. На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах.

Упражнение №4 «Волшебная рука»

Учащимся предлагается обвести на листе свою руку. На пальцах предлагается написать 5 своих хороших качеств, на ладошке - то, что бы вы хотели изменить в себе (зачитывают по желанию). На доске одна большая ладошка, предлагается прикрепить все ладошки на неё

Упражнение №5 «Три горячих стула»

Это необычные стулья. Приглашаются три человека. Первый стул - это стул только с хорошими качествами человека. Второй стул - это стул, где сидящему на этом стуле нужно посоветовать, что-то исправить. Третий стул - это стул, где сидящий открывает для всех новое свое качество «никто из вас не знает, что я…»

Рефлексия

Что чувствовали вы, когда сидели на стуле?

Просто ли найти свои достоинства?

Чем полезно для тебя данное упражнение?

Ведущий: Устраняя свои недостатки, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказывать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.

Но иногда ребята скрывают в себе что-то хорошее, но могут проявить плохое. И эти «три горячих стула» помогут нам узнать еще лучше самих себя и своих одноклассников. Вот следующее упражнение поможет вам еще раз оценить ваши хорошие качества и помочь устранить

Упражнение№6. «Узнавание и знакомство с собой» С согласия всех один из учащихся выходит из класса, остальные договариваются, о ком будут говорить. Входит отсутствующий. Класс характеризует загаданного несколькими словами. Задача водящего - отгадать, о ком говорят. Все убеждаются, насколько это трудно.

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее»

  1. Чем полезен для каждого из вас был сегодняшний разговор.

Этот разговор мне был полезен тем, что…

После нашего разговора я…
Возможные выводы:

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это необходимо нам самим.

2. Взаимопонимание, общение с друзьями будет не в тягость, а в радость и т.д.

Слово учителя :

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

На доске у нас находится солнышко. Но у него почему - то нет лучиков, давайте лучами для него сделаем те хорошие качества, которые вы записали на пальчиках, и они будут освещать нам дорогу в жизни. Вам нужно каждому подойти к доске и прикрепить к солнышку свою нарисованную руку.

А сейчас посмотрите на доску, на ней записаны высказывания психологов, педагогов о личности каждого человека и правила, которые мы с вами должны соблюдать:

  1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.
  2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.
  3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.
  4. При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.
  5. Не критикуйте людей, это бесполезно.
  6. Будьте внимательны к людям.

Следуйте, ребята, этим правилам, и вас полюбит весь мир!

Заповедь. (стихотворение читает ученик)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК !

Р.Киплинг.

Итак, наша встреча подходит к концу, и мне хотелось бы сказать, что все мы - маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго- видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. То взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

Понравилась вам притча? Так какие три слова были написаны стариком?

Давайте никогда об этом не будем забывать! И будем стараться делать так, чтобы положительных качеств у нас становилось больше, а отрицательных - как можно меньше.

Мультфильм- притча о познании мира и себя.

Психологический классный час. Разработала учитель МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Крохина» для обучающихся 5 класса Тема «Познай самого себя» Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа - помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа I. Вступительное слово

Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс можно назвать одним словом, каким? (самопознанием).

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» (наблюдение за самим собою, своим состоянием, мыслями, чувствами), «самоанализ» (оценка своих собственных поступков и переживаний), «самоиспытание» (испытание себя, своих сил, способностей), «самооценка» (оценка самого себя, своих достоинств и недостатков)?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они на экране):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах .

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети рассказывают о себе (8-10 человек).

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

№, вопрос «Очень часто» (4 балла) «Часто» (3 балла) «Редко» (2 балла) «Никогда» (0 баллов) Сумма баллов
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.




2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.




3. Я беспокоюсь о своем будущем.




4. Многие меня ненавидят.




5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.




6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.




7. Я боюсь выглядеть глупым.




8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.









10. Я часто допускаю ошибки.









12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.




13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.




14. Я слишком скромен.






15. Моя жизнь бесполезна.




16. Многие неправильного мнения обо мне.









18. Люди ждут от меня очень многого.




19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.




20. Я слегка смущаюсь.









22. Я не чувствую себя в безопасности.




23. Я часто волнуюсь понапрасну.




24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.




25. Я чувствую себя скованным.




26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.




27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.




28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.




29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.




30. Как жаль, что я необщителен.




31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.




32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.




Итого




0-25 баллов

26-45 баллов

46-128 баллов

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужныеумопостроения ни к чему не приведут.

Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Любовь к порядку

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Прямоугольник

Напряженность, замешательство

Любознательность

Безрассудство

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Великодушие

Бесконфликтность

Тема: Я познаю себя

Цель: способствовать осознанию себя как личности со всеми присущими ей положительными и отрицательными чертами; закрепить представление о тех чертах, которые мешают жить в гармонии с собой; развивать речь детей, фантазию в выражении своих чувств и эмоций.

Ход мероприятия:

По легенде много тысяч лет назад семеро мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и сделали на стене храма надпись: ”Познай самого себя”. Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Познание самого себя – это изучение своей души, интересов, умений. Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете? Тепло, спокойствие. Древние говорили, что там живет душа - наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим наш сегодняшний классный час «Я познаю себя».

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь.

Игровая ситуация «Кто в зеркале?»

Я в руки зеркало взяла,

Взглянула в отраженье

И вдруг совсем не поняла -

Какое наважденье, -

Кто в зеркале и почему?

Себя узнать я не могу.

А вы можете себя узнать? Возьмите лист бумаги и напишите одним словом, кто вы.

Дети выполняют задание.

Давайте прочитаем несколько определений. Посмотрите, какие вы разные. В человеке иногда сочетаются порой совершенно противоположные качества: доброта и злость, лень и трудолюбие, храбрость и трусость. Самое главное, чтобы человек научился видеть свой поступок, анализировать его и, если надо, исправлять свои ошибки.

Упражнение «Не хочу хвалиться, но я…»

Предлагаю продолжить наше общение с помощью упражнения. Оно поможет нам лучше узнать друг друга. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убирать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире слушателем. Затем продолжите предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.

Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены? Каждый человек имеет свои сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.

Упражнение «Принятие себя»

Возьмите лист бумаги. В следующем упражнении в левой колонке заполните графу «мои слабые стороны». В правой колонке соответственно «мои сильные стороны». Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими слабыми сторонами. Не жалейте себя, заполняя левую половину таблицы. Слабые стороны есть у всех. Затем, напротив, каждого недостатка записываем по одному своему достоинству.

Какую из колонок было легче заполнять? Почему? Какую запись хотелось бы продлить? Как вы думаете, почему это происходило?

А сейчас я предлагаю вам послушать истории и попытаться представить себя на месте главных героев.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Три товарища»

Послушайте рассказ и подумайте, как бы вы поступили в данном случае?

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда еще далеко!

- А где ты его потерял? - спросил Леша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул его товарищу.

- Бери, ешь!

Кто из мальчиков проявил участие по отношению к Вите? Чем позиция Володи отличается от позиции других мальчиков? В чем мы можем упрекнуть Колю, Лешу и Мишу? А вы не бываете равнодушными к людям? Иногда нас не просят о помощи, но мы должны видеть, что человеку плохо, и по мере своих сил постараться ему чем-то помочь.

Иногда люди «ничегонеделанием» делают очень плохо, как в рассказе В. Осеевой «Плохо».

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на задние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно?

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Как вы можете охарактеризовать поведение мальчиков? Действительно ли мальчики не сделали ничего плохого? Почему же женщина их осудила?

А может быть, вы узнаете себя в этом рассказе?

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой понесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку...

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело скользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и тихонечко плакала.

Как вы думаете, есть ли сходство в поведении Вити и мальчиков, описанных в предыдущем рассказе? Почему Витя не помог девочке? Что оказалось для него важнее заботы о ней?

Как вы думаете, человек может измениться? А что для этого нужно сделать?

Дорогие ребята, я думаю, что в заключение нашего урока вы сделали для себя вывод о том, как важно искоренять в себе равнодушие, трусость, черствость и не оставлять без внимания проявление негативных качеств окружающими.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия

Дополните эти фразы:

Я научился…

Я был удивлен…

Мне понравилось…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Психологический классный час для 3 класса

Классный час на тему «Познай сам себя», 3класс

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем - и для работы над собой.

Цели : познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми

Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).

Оборудование

На парту каждому ученику необходимо положить:

Альбомные листы для автопортретов;

Тетрадные листочки для тестов.

Музыкальное оформление

Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

3. Определение знаний детей о себе:

а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

б) создание автопортретов;

в) игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай сам себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.

III. Определение знаний детей о себе

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.

Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Это человек, который отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов

Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.

Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.

Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?

Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»

Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

V. Тест «Самооценка»

Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.

Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?

Понравился ли вам наш классный час?

Примерные ответы детей:

Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.

Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.

Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.

Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.

Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.

Дополнительный материал

Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция

А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.

вопроса

«Очень часто» (4 балла)

«Часто» (3 балла)

«Редко» (2 балла)

«Никогда» (0 баллов)

Сумма баллов

Итого

В первом столбике записать числа от 1 до 32 - это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.

Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.

Опросник

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну,

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию

Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:

- «очень часто» - 4 балла;

- «часто» - 3;

- «редко» - 2;

- «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.

Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.

Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)

Инструкция

А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.


Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.

Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.

Результаты теста

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треугольник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямоугольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Легковерность

Настрой на свое

Наивность

Чувствительность

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Низкая самооценка

Смелость

Безрассудство

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Фигура

Положительные

Отрицательные

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и разбросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдержанность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Нелогичность

Раскованность

Непрактичность