Главная мысль рассказа размазня. Несколько интересных сочинений. Легко ли быть сильным

Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня».

В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги из зарплаты робкой женщины за каждый пустяк. Совершение таких поступков является непозволительным для порядочных мужчин.

Хозяин дома акцентирует внимание на том, что гувернантка разбила фамильную чашку, что по ее недосмотру Коля порвал свой сюртучок, зацепившись за сук. Чувство вины - один из способов для управления поведением людей. Если задеть эту струнку души,- считай, что человек находится в твоей власти, можешь требовать от него что хочешь.

Гувернантка Юлия Васильевна поначалу пытается отстаивать свои права и интересы, уточняя размер жалованья и количество прожитых дней. Но глава дома постоянно прерывает ее на полуслове: «У меня записано». На этом все ее попытки защитить свое достоинство прекращаются. Если человек молчит - это еще не означает, что у него нет собственного мнения. И даже тело бедной женщины всячески пытается сигнализировать о внутреннем несогласии: дрожащий подбородок, покрасневший наполненный влагой глаз, нервный кашель.

В этом рассказе автор затрагивает две основные проблемы: социальное и психологическое неравенство людей. Принадлежность к различным социальным классам и размер дохода становятся препятствиями на пути к выражению своего мнения гувернантки. Она осознает, что перечить вышестоящему на общественной лестнице человеку бессмысленно. Психологический аспект выражается во взаимоотношениях героев: хозяин демонстрирует чувство собственного превосходства, а Юлия Васильевна выступает в качестве жертвы. Возможно, бездействие и покорность героини - это отголоски с детства усвоенных от родителей норм: «Ты должна молчать. Твое мнение никого не интересует. Вот вырастешь, тогда и поговорим!»

В конце рассказа главный герой сознается, что его целью было преподать жизненный урок, пускай и в жесткой форме, научить ее «быть зубастой». Чехов с горькими нотками сочувствия замечает: «Легко на этом свете быть сильным»! Скорее всего, поучения хозяина не окажутся полезными для Юлии Васильевны, и в следующий раз она также безвольно и покорно будет воспринимать удары судьбы. Трудно разучиться быть беспомощной и слабовольной, прожив так большую часть своей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Чуба в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение характеристика

    Все образы повести «Ночь перед Рождеством» отличаются своеобразностью, насыщенностью в описании их характера и жизненных качеств. Вот и казака Чуба Гоголь наделил непростым характером, свойственным многим богатым людям того времени.

  • Пожалуй, каждый российский писатель является человеком с большой буквы, более того у каждого своя уникальная, неповторимая и неподдельная жизнь и судьба. Не стал исключением и знаменитый русский писатель

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел
  • Сочинение рассуждение Что значит быть счастливым

    Что такое счастье? Состояние ли это души или тела? Является ли оно чем-то материальным, и можно ли им обладать? Или это некая метафизическая субстанция, которую сложно постичь?

  • Сочинение Олимпийские игры в древней Греции от лица зрителя

    Наконец настали необыкновенные пять дней олимпийских игр. Трибуны переполнены, зрители ждут самых ярких достижений. Ораторы и философы выступают перед началом соревнований

«Размазня» был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить в «область серьеза» из «мелкой» работы в жанре юморески. Рассказ «Размазня» был впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки» 19 февраля 1883 (№ 8).

Рассказ «Размазня» является ярким тому подтверждение. Дело в том, что в нем незначительный, на первый взгляд, эпизод из быта хозяина и гувернантки его ребятишек превращается у Чехова в клубок очень серьезных социальных и нравственных вопросов.

Сюжет произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения (он же одновременно является и рассказчиком), над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Важно, что данное понятие в контексте рассказа «Размазня» приобретает сразу несколько значений.

Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.

Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.

Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. Ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.

Таким образом, в данном рассказе Антоном Павловичем Чеховым затрагивается традиционная для отечественной литературы тема «маленького человека» . В «Размазне» он подразумевает не только гувернанток, русских женщин, но и в целом он говорит о проблеме и участи людей, которые вынуждены терпеть беззаконие, превращенных остальным обществом в жертву и жалкую «размазню». Лучше всего данную мысль подтверждают заключительные строки произведения: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Искусство писать сопоставимо с искусством сокращать. Нетрудно догадаться, что автор этих слов — это мастер короткого рассказа А. П. Чехов. «Размазня» (краткое содержание следует далее) является одним из его маленьких шедевров, который был написан в 1889 году. Этот период в творчестве писателя отмечен переходом от коротких юмористических рассказов в «область серьеза». Действительно, обычный разговор между главным героем, от лица которого ведется повествование, и гувернанткой его детей, словно занавес в театре, приоткрывает целый ряд вопросов понимания понятий «духовность» и «нравственность».

Сюжет рассказа прост и незатейлив. Главный герой, и он же рассказчик, приглашает гувернантку, Юлию Васильевну, посчитаться. С этого момента можно начать краткое содержание (Чехов, «Размазня») За два месяца работы полагается плата, но девушка, тонкая, деликатная, или, как называет ее сам автор, «церемонная», ни за что не спросит сама первая. Молодая гувернантка присаживается и начинается нелегкий разговор.

Договор был о тридцати рублях в месяц. Юлия Васильевна робко возражает — нет, речь шла о сорока... Теперь о сроках. Работала она два месяца. И вновь «урезание», потому что на самом деле проработала она два месяца и пять дней. Из них следует вычесть девять воскресений, потому что вместо занятий были прогулки... Затем три дня болели зубы, и было дозволено заниматься до обеда. Три дня праздника. Да, еще была разбита дорогая чашка с блюдцем, и сын Коля по ее недосмотру порвал сюртучок.

Жалование таяло на глазах. Вместо восьмидесяти рублей вышло шестьдесят, потом минус двенадцать, затем долой еще семь, десять, пять, три.... На все робкие возражения Юлии Михайловны слышался лишь один стальной аргумент, что, мол, все записано, и спорить не о чем. Она молчала, краснела, ее глаза наливались слезами, подбородок дрожал. Но в конце она приняла условия хозяина-рассказчика, взяла причитающийся жалкий остаток — одиннадцать рублей, и прошептала: «Merci».

Возмущение

Продолжаем краткое содержание (Чехов, «Размазня»). Безропотность, жалкая, по мнению главного героя, покорность и смирение вызывают у него бурю негодования. Он вскакивает, и практически набрасывается на нее. Неужто возможно покорно сносить издевательства, ведь он наглым образом обобрал ее, украл честно заработанные ею деньги. Почему она молчала? Почему не отстаивала себя? «Разве можно быть такой размазней!» Можно — говорит выражение ее лица. В других местах ей могли и вовсе не дать.

Он отдает ей заранее приготовленный конверт с восьмьюдесятью рублями. Она вновь благодарит его, и быстро уходит. Довольство собой, той шуткой, тем жестоким уроком, который он преподнес молодой девице, и, который, возможно, поможет ей впредь быть «позубастей», быстро проходит, и сменяется другим вопросом: легко ли в жизни быть смелым?

Краткое содержание. Чехов, «Размазня»: заключение

Конечная фраза, риторический вопрос, который главный герой задает себе, и вместе с тем всем читателям, наводит на более глубокие размышления. Конечно, необходимо быть смелым, решительным, сильным и Уметь отстаивать свои права и ценности. Но существуют ли эти качества в чистом виде или же они возможны благодаря каким-то внешним факторам и обстоятельствам? Краткое содержание (Чехов, «Размазня»), конечно, не может передать всю тонкость и глубину сюжета, поэтому настоятельно рекомендуется прочтение оригинала.

Антон Павлович Чехов

Размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

– Садитесь, Юлия Васильевна! – сказал я ей. – Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

– По сорока...

– Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

– Два месяца и пять дней...

– Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

– Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь – девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но – ни слова!..

– Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

– Я не брала, – шепнула Юлия Васильевна.

– Но у меня записано!

– Ну, пусть... хорошо.

– Из сорока одного вычесть двадцать семь – останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

– Я раз только брала, – сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

– Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

– Merci, – прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

– За что же merci? – спросил я.

– За деньги...

– Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

– В других местах мне и вовсе не давали...

– Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!