Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь. Чем хороша устная речь. Теоретические проблемы возникновения речи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды речи
Рубрика (тематическая категория) Психология

1. Внешняя речь - нацелена на других людей при помощи разговора или различных технических устройств.

Устная речь - общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Она подразделяется:

· Монологическую речь – развёрнутая речь человека, обращённая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

Монологическая речь – связная, контекстная, строится по плану, должна быть последовательна и доказательна, предложения построены грамматически безукоризненно. Её выразительность создаётся за счёт голосовых средств (интонация, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение речи, громкости и др.). Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Человек, произносящий монолог, должен учитывать всœе возникающие реакции слушателœей и рефлексировать, ᴛ.ᴇ. осознавать то, как его речь воспринимается и при крайне важно сти корректировать её (вводить или опускать подробности, вносить образные сопоставления, усиливать доказательность и др.).

· Диалогическая речь - самый древний вид речи.

Диалог - это непосредственное общение 2-х или нескольких человек, это обмен репликами (ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием) или развёрнутыми прениями. Это свёрнутая речь, в ней много подразумевается, благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Невербальные средства (жесты, мимика) нередко подменяют высказывание.

Тематически направленный диалог называют беседой (должна быть цель и выясняется определœенный вопрос). В диалоге цель отсутствует.

Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута͵ спора, в процессе которого может узнать ся какой-либо вопрос.

Ситуативная диалогическая речь – связана с ситуацией, в которой возникло общение. Может быть понятна только двум общющимся.

Контекстуальный диалог – всœе предшествующие высказывания обусловливают последующие. Это более сложное общение, т.к. должно быть развёрнутое построение мыслей для обмена идеями. По существу - ϶ᴛᴏ короткие монологи. Это и открытые дискуссии по поводу решения творческих задач, а также в философских и научных произведениях.

· Письменная речь - разновидность монологической речи, которая строится при помощи письменных знаков. Важно заметить, что для смыслового выделœения, выражения отношения используются не интонации, а лексика (выбор сочетания слов), грамматика, знаки препинания, типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом её создания и восприятия другими (письма, литературные произведения и др.).

2. Внутренняя речь -особый вид беззвучной речевой деятельности (ʼʼпро себяʼʼ и ʼʼна себяʼʼ). Характеризуется предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

· Собственно внутренняя речь – свёрнута͵ в ней опускается большинство второстепенных членов предложения, нередко остаётся только подлежащее, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Могут быть изменения и в самом слове, к примеру, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловых нагрузок. Слова понятны только субъекту. Может также строиться по типу конспекта͵ оглавления: о чём идёт речь, что должно быть сказано, опуская известное.

· Внутренне проговаривание – совпадает по структуре с внешней речью.

Внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, она является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки.

3. Эгоцентрическая речь - промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Около 3-х лет ребёнок начинает говорить вслух с самим собой, планировать в речи свои действия.

Виды речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды речи" 2017, 2018.

  • - Различные виды речи

    Существуют различные виды речи: звуковая речь и речь жестов, письменная и устная, внешняя речь, внутренняя и эгоцентрическая, грамотная и неграмотная, быстрая и медленная, интересная и скучная, выразительная и невыразительная, монологическая и диалогическая, официальная... .


  • - Основные виды речи

    В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной... .


  • - Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление.

    Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык... .


  • - Основные виды речи

    N центр Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Человек теряет способность произносить слова N К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим -...

  • Основные виды речи

    Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: - устной, - письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

    Разговорная речь

    Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

    Монологическая речь

    Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: - излагать связно, - излагать последовательно и доходчиво, - соблюдать нормы языка, - ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, - ориентироваться на психическое состояние слушающих, - контролировать себя.

    Активная и пассивная форма речи

    Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время "циркулируют" в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма - повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди - наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

    Письменная речь

    Кинетическая речь

    Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад. Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

    Внутренняя и внешняя речь

    Внешняя речь связана с процессом коммуникации. Внутренняя речь является стержнем нашего мышления и всей сознательной деятельности. И мышление, и зачатки сознания присутствуют у животных, но именно внутренняя речь является мощным катализатором и того, и другого, что наделяет человека - в сравнении со всеми другими животными - просто сверхъестественными способностями. Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика - услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро "перетечь" в чисто внутреннюю речь. Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: "Это ужасно!" В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: "Это ужасно... Ужасно... А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник..." Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

    Литература

    Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

    Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Условия речевого развития. Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях - при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. Этапы речевого развития. Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это - имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений. Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде. Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту-1200-1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

    Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания. Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты - большая, а я маленький. Когда я буду длинный - до ковра... до лампы... тогда я буду большой». Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития - то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. Функции детской речи. Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка - он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

    Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения. В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам. На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре.Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов. Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа - взрослые должны этому специально научить. Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке. Психологические механизмы развития речи. Как формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов этого процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка: - подражание, - образование условнорефлекторных ассоциаций, - постановка и опытная проверка эмпирических гипотез. Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, но особенно фонетики и грамматики. Этот механизм реализуется, когда у ребенка появляются первые признаки соответствующей способности. Но подражание - это только начальный этап речевого развития. Без следующих двух этапов он не в состоянии привести к большим успехам в усвоении языка. Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи выступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что в домах ребенка дети лишены индивидуального внимания. И тем не менее в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется. Формулировка и проверка гипотез как механизм усвоения речи подтверждается фактами активного детского словотворчества. Однако, выделенный сам по себе, этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. По-видимому, речевое развитие в раннем возрасте объясняется сочетанием всех трех рассмотренных механизмов научения.

    • РЕЧЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
      Слышать во сне речь какого-нибудь правительственного лица - означает, что Вы поссоритесь с другом.Если Вам снится, что Вы обсуждаете чью-то …
    • РЕЧЬ
      Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, …
    • РЕЧЬ в Медицинских терминах:
      специфически человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми посредством …
    • РЕЧЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
      , форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором …
    • РЕЧЬ
      один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают …
    • РЕЧЬ
      ежедневная газета с приложениями, центральный орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февраля 1906 под фактической редакцией П. Н. …
    • РЕЧЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство …
    • РЕЧЬ ГАЗЕТА 1906 Г.
      большая ежедневная политич. и литературная газета, выходящая в СПб. с 23 февраля 1906 г. при ближайшем участии П. Н. Милюкова …
    • РЕЧЬ ГАЗЕТА 1903-4 ГГ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      ежедневный общественно-литературный журнал, выходивший в СПб. в 1903—4 гг. Ред.-изд. С. С. …
    • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, …
    • РЕЧЬ в Современном энциклопедическом словаре:
    • РЕЧЬ в Энциклопедическом словарике:
      конкретное говорение, протекающее во времени и облекающееся в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают не только …
    • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре:
      , -и, мн. речи, -ей, ас. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, …
    • РЕЧЬ
      ХУД́ОЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая), реализация эстетич. функции языка. Специфика Р.х.- в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в …
    • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ПОСПОЛ́ИТА (польск. Rzeczpospolita - республика), офиц. назв. объединённого польско-литов. гос-ва со времени Люблинской унии 1569 до 1795. В 1772-95 в …
    • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      "РЕЧЬ", ежедн. газета, центр. орган партии кадетов, 1906-17, С.-Петербург (Петроград). Фактич. ред.- И.В. Гессен, П.Н. Милюков. Закрыта после Окт. …
    • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с др. членами языкового коллектива. Под Р. понимают …
    • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, энергия механич. системы, зависящая от скоростей движения составляющих её частей. В классич. механике К.э. материальной точки массы m …
    • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ, объясняет неравновесные свойства газов (явления переноса энергии, массы, импульса) на основе законов движения и взаимодействия …
    • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ТЕМПЕРАТУРА, параметр, определяющий Максвелла распределение частиц к.-л. сорта (напр., электронов или ионов в плазме) по скоростям. В условиях теплового …
    • РЕЧЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой …
    • РЕЧЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      ре"чь, ре"чи, ре"чи, рече"й, ре"чи, реча"м, ре"чь, ре"чи, ре"чью, реча"ми, ре"чи, …
    • РЕЧЬ в Словаре эпитетов:
      1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа. О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи. …
    • РЕЧЬ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
      — конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговари-вание) или письменную форму. Под Р. понимают как …
    • РЕЧЬ
      1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому …
    • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
      (греч. kinetikos — относящийся к движению) речь. Ручная речь, общение при помощи языка …
    • РЕЧЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -и, ж. 1) только ед. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Владеть речью. 2) только ед. Язык …
    • РЕЧЬ
      Ее держит …
    • РЕЧЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Она не подвластна …
    • РЕЧЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Что держит …
    • РЕЧЬ в Словаре синонимов Абрамова:
      слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, …
    • РЕЧЬ в Словаре русского языка Лопатина:
      речь, -и, мн. -и, …
    • РЕЧЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      речь, -и, мн. -и, …
    • РЕЧЬ в Орфографическом словаре:
      речь, -и, мн. -и, …
    • РЕЧЬ в Словаре русского языка Ожегова:
      способность говорить, говорение Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). речь звучащий язык Русская …
    • РЕЧЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      речи, мн. речи, речей, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от …
    • КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
      энергия механической системы, зависящая от скоростей движения составляющих ее частей. В классической механике кинетическая энергия материальной точки массы m, движущейся …
    • МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЕКУЛ ПО СКОРОСТЯМ в Словаре Кольера:
      К статье МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В середине 19 в. происходило не только развитие молекулярно-кинетической теории, но и становление термодинамики. Некоторые понятия …
    • МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ в Словаре Кольера:
      раздел молекулярной физики, рассматривающий многие свойства веществ исходя из представлений о быстром хаотическом движении огромного числа атомов и молекул, из …
    • АФАЗИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
      (а + греч. phasis - речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных …
    • ЯДРА АТОМНОГО ДЕЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      атомного деление, процесс расщепления атомного ядра на несколько более лёгких ядер - "осколков", наиболее часто - на 2 осколка, …
    • ФРЕНКЕЛЬ ЯКОВ ИЛЬИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Яков Ильич , советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР (1929). После окончания Петроградского университета (1916) оставлен …
    • ФИЛЬТР АКУСТИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      акустический, устройство для выделения определённой полосы частот из сложного звука; является акустическим аналогом электрического фильтра. Простейший Ф. а. v …
    • ТЕМПЕРАТУРА (В ФИЗИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (от лат. temperatura - надлежащее смешение, соразмерность, нормальное состояние), физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия макроскопической системы. Т. одинакова для …
    • ТЕМПЕРАТУРА (В АСТРОФИЗИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      в астрофизике, параметр, характеризующий физическое состояние среды. В астрофизике Т. небесных объектов определяется путём исследований их излучения, основанных на некоторых …
    • СТОЛКНОВЕНИЯ АТОМНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      атомные, элементарные акты соударения двух атомных частиц (атомов, молекул, электронов или ионов). С. а. делятся на упругие и неупругие. При …
    • ПАРОВАЯ ТУРБИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      турбина, первичный паровой двигатель с вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии …
    • МОЛОТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок за счёт накопленной кинетической энергии поступательно движущихся частей. М. - одна из …
    • МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      физика, раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их микроскопического (молекулярного) строения. …
    • КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      механика волновая механика, теория устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем …

    Виды речи делятся на несколько взаимосвязанных: устная речь, внутренняя речь и письменная речь.

    Устная речь. В отличие от других видов речи характеризуется тем, что она всегда непосредственно обращена к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей.

    Устная речь - это речь, произносимая вслух. Ее называют также экспрессивной речью. Она, как правило, является речью коммуникативной, т. е. служащей целям коммуникации, общения.

    В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах, явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие - чрезмерно распространенно. Один в речи употребляет наиболее привычные слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком. Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией, иногда с образованием «слов» - неологизмов, выдуманных больными.

    Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или, наоборот, очень медленно. Больные эпилепсией часто говорят особенно обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла в нее болезнь.

    В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что говорят. Речь в связи с этим у здорового человека отличается плавностью. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нормальная плавность речи нарушается. Характерным примером таких нарушений является заикание.

    Большое влияние на возникновение, степень выраженности и стойкость заикания оказывают особенности личности больного и его отношение к своему дефекту. Среди больных заиканием встречается значительное число лиц, страдающих неврозами, так называемыми функциональными расстройствами нервной системы. Заикание многие врачи считают своеобразной формой невроза, сказывающегося главным образом в расстройствах функции речи. Характерным симптомом этого невроза является страх речи. Больные боятся говорить, чтобы не обнаружить перед окружающими недостатки своей речи. Страх значительно затрудняет нормальное речевое общение больных, вызывает усиление заикания. В части случаев страх речи бывает настолько выражен, что становится преобладающим в картине заикания.

    Важную сторону звучной или экспрессивной речи представляет ее выразительность, которая во многом зависит от интонации - смены ударений, акцентов, тембров. Богатство интонаций - модулирование голосовых средств - зависит от особенностей личности и особенностей специального речевого обучения и воспитания. Дети, с которыми достаточно выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно читают, сами все больше приобретают способность богатой интонации речи. Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительности речи голосовыми средствами возникает у больных с паркинсонизмом при поражениях подкорковой области головного мозга. Иногда интонационное оскудение тесно связано с эмоциональным оскудением личности, например у больного шизофренией.

    В экспрессивной речи следует различать автоматизированную речь (перечисление дней недели, месяцев, цифр и т. п.), отраженную речь (непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние, диалогическую и повествовательную речь.

    Эти виды речи, несколько отличные по своим механизмам, по-разному могут нарушаться у больных. Непосредственное повторение слова, т. е. повторение человеком ранее ему известного слова, только что произнесенного другим лицом, - форма речи, относительно рано возникшая в процессе развития речи и относительно реже нарушающаяся при патологии речи. Так, например, большей частью заикающиеся способны повторять отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.

    Процесс называния по физиологическим и психологическим своим особенностям значительно отличается от повторения. Назвать предмет можно только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при повторении. Даже при относительно легких нарушениях речи и речевой памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния (начальный артериосклероз головного мозга).

    Это умение вести разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

    Большое значение имеет повествовательная речь.

    В повествовательной речи наиболее сильно проявляются нарушения речи, даже относительно негрубые, так же как и уровень речевого и интеллектуалы ного развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый активный словарь. Активным словарем принято называть количество тех слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный словарь отличают от пассивного словаря - запаса слов, которым располагает человек, но которые он не употребляет сам, а лишь способен понять в чужой речи. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту в данной социаль ной среде, говорит об отсталости в речевом развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о нарушении речи или интеллекта.

    Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Их речь становится бедной по сравнению с речью перед заболеванием, они малоактивны в речи. Такие расстройства речи нередко наблюдаются при поражении лобных долей мозга (А. Р. Лурия, И. М. Тонконогий). В последние годы снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи описано под названием акинетического мутизма при поражении верхних отделов ствола головного мозга.

    Важное значение имеют процессы восприятия человеком . Эти процессы объединяют под названием импрессивная речь или сенсорная речь. Процесс восприятия устной речи является сложным процессом. Он включает в себя восприятие отдельных речевых звуков, фонем, слогов, слов и предложений. При восприятии речи можно выделить два уровня, тесно связанных друг с другом: восприятие речи, или анализ и синтез звуков, достаточный для того, чтобы различались слова, и понимание речи, или анализ и синтез смысловых значений в речи. В восприятии речи участвует не только слуховой анализатор, но также и процессы артикуляции, внутренней речи.

    Внутренняя речь. Внутренней речью называют речь про себя и для себя. Вместе с тем специальные исследования показывают, что и слова внутренней речи строятся на основе движения периферических органов громкой речи. Все виды сознательной деятельности связаны с речью, если не громкой, вынесенной вовне, то с внутренней. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регуляции поведения. Значение и смысл во внутренней речи, как и формальная сторона внутренней речи, определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми.

    При этом структура слова и фразы во внутренней речи отличается от структуры их в громкой речи. В основном это различие определяется различием задач громкой речи, с одной стороны, и внутренней речи - с другой. Внутренняя речь не служит общению, она не должна быть понятна другим людям, она может быть значительно свернутой, сокращенной, она может больше использовать чувственные представления.

    Письменная речь. На определенном уровне исторического развития общества люди для своего расширяющегося общения друг с другом начинают прибегать к знакомой речи, способной по своей форме преодолевать трудности общения, связанные с расстоянием. Проходя через ряд стадий, эта форма общения переходит к современным формам - письму и печати.

    Говоря о письменной речи, следует иметь в виду две стороны ее, соответствующие в известной мере экспрессивной и импрессивной речи: чтение и письмо.

    Чтение может быть громким (чтение вслух) и беззвучным (про себя), соответственно более связанным с звучной или с внутренней речью. Следует отметить, что наблюдаются больные, у которых более нарушено чтение вслух, так же как и больные, у которых более страдает чтение про себя.

    Нарушения чтения (алексии) могут вызываться как поражениями речевой зоны коры головного мозга (вторичные алексии), так и поражениями оптической зоны, теменно-затылочной области коры головного мозга (первичная алексия). Различают также алексии по тому, что больше затруднено: распознавание букв (литеральная алексия) или чтение слов (вербальная алексия). Можно упомянуть о таких нарушениях чтения, которые связаны с гемианопсией (выпадением части поля зрения) или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку.

    Физиологические и психологические основы прей цесса чтения до известной степени изменяются с развитием умения читать. В частности, нарастающая скорость чтения определяется известной сменой характера процесса. Чтение слова у бегло читающего человека осуществляется без обязательного считывания всех букв. Улавливание части их, опирающееся на контекст, на общий смысл читаемого, заменяет здесь частично складывание отдельных букв в слоги, а слогов в слова.

    В основе процесса письма лежит сложная физиологическая система, частью общая с той, которая лежит в основе процесса чтения. Следует различать в процессе письма, с одной стороны, самое отражение громкой или внутренней речи в письменных знаках, а с другой стороны - особенности речевого процесса, входящего в процесс письма.

    Письмо есть особый вид речи, особая форма речи, при которой человек должен иметь чаще всего в виду общение с отсутствующим человеком (людьми). Эти особые условия меняют и характер набора слов, лишают речь наиболее привычных средств подкрепления речи жестами, мимикой. Не имея перед собой собеседника, человек уже лишен возможности свои слова и мысли соотносить со словами, мыслями, поведением собеседника или слушателя. Письмо зато допускает в большей мере коррекцию и перестройку. Развитие письменной речи, таким образом, связано с развитием самого речевого процесса.

    Наблюдаются различные формы нарушения уже развитой письменной речи и задержки в ее развитии. Известны многообразные аграфии - расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных разделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой зоне, в двигательной зоне.

    Иногда нарушение письма определяется личностными изменениями. Письмо больных шизофренией, как и их устная речь, нередко приобретает черты «вычурности» - непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания, росчерки и т. п.

    Своеобразное нарушение письма получило в клинике название «писчий спазм». При попытках письма в пальцах руки больного с писчим спазмом возникают судорожные, спазматические расстройства, препятствующие акту письма. Наиболее часто эти расстройства возникают у людей, профессия которых связана с необходимостью много писать. В возникновении писчего спазма играют важную роль психические причины, хотя здесь нельзя бывает исключить и некоторую органическую основу расстройства.

    Люди, привыкшие много писать, не придают особого значения процессу самого письма, т. е. формальной его стороне, сосредоточивая основное внимание на его содержании. Именно при таком, до известной степени автоматизированном письме проявляются индивидуальные особенности писания букв в слове - почерк.

    Почерк в известной мере зависит от , от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, о состоянии писавшего (например, состояние эмоционального возбуждения может проявиться в изменении почерка). Это позволяет в некоторых случаях пользоваться анализом изменения почерка в судебно-психиатрической экспертизе. Некоторые авторы предпринимали попытки характеризовать здоровую личность по особенностям почерка (графология), К этим попыткам следует относиться крайне осторожно. На образование индивидуального почерка влияют очень многие факторы, и далеко не всегда их можно учесть и правильно соотнести их влияние на формирование почерка.

    Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной (рис. 13.3). При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

    Рис. 13.3. Общая характеристика речи

    Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.

    Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

    Характеризуя эти два вида устной речи - речь диалогическую и монологическую, - надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.

    Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной илипассивной . Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи - это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.


    Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.

    Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе - как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим - устно.

    Следует отметить, что существует еще один вид речи - кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции:

    обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.

    Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

    Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

    Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

    Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

    Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом". Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от табако-курения, употребления алкоголя и др.

    Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

    Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.