Главные и второстепенные чл предложения. Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения."

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются вопросы косвенных падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены
Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

42. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  • определение (и приложение как разновидность определения),
  • дополнение,
  • обстоятельство.

42.1. Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Виды определений:

  • согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.
  • несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

42.2. Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

  • названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;
  • прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

  1. приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);
  2. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река).

Раздельно, если

  1. приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);
  2. приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);
  3. в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);
  4. первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

42.3. Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Виды дополнений:

  • прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;
  • косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

42.4. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

  • обстоятельство времени (указывает на временные показатели совершаемого действия): прийти рано, работать с утра до вечера;
  • обстоятельство места (указывает на место действия или направление движения): проснуться в комнате, двигаться вперед;
  • обстоятельство меры и степени (обозначает меру пространства, времени, количества или степень качества): повторить трижды, весом шестьдесят три килограмма, пробежать триста метров:
  • обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия): смеяться громко, идти быстро;
  • обстоятельство причины (указывает на причину свершения действия): посинеть от холода, не прийти из-за болезни;
  • обстоятельство цели (указывает на цель действия): уехать отдыхать;
  • обстоятельство условия (указывает на условие, которое должно быть выполнено для свершения действия): не поехать за город в случае снегопада;
  • обстоятельство уступки (указывает на условие, вопреки которому действие совершается): случиться вопреки прогнозам, поехать несмотря на предостережения.

42.5. Двусоставные и односоставные предложения. По составу простые предложения делятся на:

  • односоставные (с одним главным членом предложения),
  • двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Односоставные предложения - это предложения, представленные одним грамматическим составом: или подлежащим, или сказуемым.

Членов предложения: дополнение, и обстоятельство.

Дополнение

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект, на который направлено или с которым связано действие, выраженное сказуемым.

Дополнения бывают

Прямыми (образуются существительным в форме винительного без предлога); прямое дополнение всегда относится к переходному глаголу;
- косвенными (все прочие дополнения).

В предложении дополнение чаще всего бывает существительными или местоимениями в косвенных , но может быть выражено и другими частями речи (прилагательным, причастием, глаголом, числительным, и даже фразеологическим оборотом), если они выступают в функции .

Определение

Определение обозначает признак, свойство или качество предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какие?». В предложение определение может относиться как к подлежащему, так и к дополнению или обстоятельству.

Выделяют 2 вида определений:

Согласованные , которые находятся в том же роде, падеже и числе, что и слово, которое они определяют; такие определения могут быть выражены прилагательным, порядковым числительным или причастием, а также местоимением в роли прилагательного;
- несогласованные определения, которые связаны с определяемым по типу связи управление и выражаются существительными в любых падежах, кроме именительного (косвенных), наречиями, или личными местоимениями.

Особым видом определения является приложение. Этот , выраженный существительным, содержит уточнение качеств определяемого слова (социальный статус, возраст, род занятий и пр.). Такие определения пишутся через со словом, к которому относятся. Исключение составляют приложения, выраженные именами собственными (топографические названия, имена людей, названия произведений и т.п.).

Обстоятельства

Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака и относиться к сказуемому. Различают 8 видов обстоятельств в зависимости от вопросов, на которые они отвечают:

1. места действия (Где? Откуда? Куда?);
2. образа действия (Каким образом? Как?);
3. времени (Когда? В периода времени? Как долго?);
4. причины (Почему? По какой причине?);
5. цели (Для чего? Зачем? С какой целью?);
6. условия (При каком условии?);
7. меры и степени (В какой степени (мере)?);
8. уступки (Вопреки чему? Несмотря на что?).

В предложении обстоятельства выражаются существительными в косвенных падежах, наречиями, деепричастиями (деепричастными оборотами), местоимениями и глаголами в неопределенной форме.

Второстепенные члены предложения - это члены предложения, которые не входят в грамматическую основу предложения. Термин «второстепенные члены предложения » не имеет оценочного значения, он просто указывает (подчёркивает), что такие члены предложения не входят в грамматическую основу и группируются вокруг главных членов (подлежащего и сказуемого) и грамматически зависят от них (или от второстепенных членов более высокого «ранга»). Что же касается смысловой (информативной) значимости второстепенных членов в предложении, то они играют важную роль, отражая разнообразные отношения, существующие в действительности, а нередко несут даже основную смысловую и коммуникативную нагрузку: Школа находится рядом с домом.

Традиционно второстепенные члены делятся на дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния. Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).

Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.

Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.

Дополнения делятся на прямые и косвенные.

Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.

Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).

Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.

Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).

Дополнения могут быть выражены:

1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню облило (А. Майков);

2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);

3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;

4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);

5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);

6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).

Определение

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определения всегда зависят от слов с предметным значением (то есть от существительных или его эквивалентов).

Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом согласованием.

Согласованное определение может быть выражено:

1) именем прилагательным: Старыйинвалид, сидя на столе, нашивал синююзаплату на локоть зелёногомундира (А. Пушкин);

2) порядковым числительным: Второйурок по словесности был в пятомклассе (А. Чехов);

3) местоимением: Под мышкой он нёс какой-тоузел (М. Лермонтов);

4) причастием: Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи (А. Чехов);

5) количественным числительным в косвенных падежах: Говорили о пятиновых книгах.

Несогласованное определение - это определение , которое связано с определяемым словом управлением или примыканием.

Несогласованное определение может быть выражено:

1) именем существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога: В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов);

2) притяжательными местоимениями (неизменяемыми): Я согласился на егопредложение и, не дойдя ещё до Льгова, уже успел узнать егоисторию (И. Тургенев);

3) простой формой сравнительной степени имени прилагательного: Он был связан дружбой с девушкой старше его... (К. Федин);

4) наречием: После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А. Чехов);

5) инфинитивом: ...Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм (А. Пушкин);

6) цельными словосочетаниями: По площади сновали красноармейцы караульной роты (М. Шолохов); ...Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста... (А. Пушкин).

Приложение

Приложение - это особый вид определения, выраженного именем существительным, которое или согласуется с определяемым словом в падеже, или стоит при определяемом слове в именительном падеже (независимо от того, в каком падеже стоит определяемое слово): врач-терапевт, у врача-терапевта, к врачу-терапевту; газета «Труд», из газеты «Труд», в газете «Труд».

Форма именительного падежа употребляется почти исключительно в случаях, когда приложением является имя собственное (как правило, не личное): озеро Байкал, на озере Байкал и т. д.

В отдельных случаях приложение в именительном падеже присоединяется к определяемому существительному с помощью слов, указывающих на характер собственного имени (по кличке, по фамилии, по прозвищу): собака по кличке Дружок, человек по фамилии..., по имени..., по прозвищу.

Своеобразие приложений состоит в том, что с их помощью выражаются отношения тождества. Это проявляется в том, что определяемое слово и приложение дают разные обозначения одного предмета, так как признак предмета приложения выражают путём дополнительного (повторного) наименования того же предмета.

В отличие от приложения несогласованное определение, выраженное существительным, всегда выражает признак предмета путём указания на его соотношение с другим предметом. Ср.: кот Васька (Васька - приложение ) и кот Васьки (Васьки - несогласованное определение); сестра-учительница и сестра учительницы.

Признаки, выражаемые приложением , очень разнообразны. Приложения могут обозначать качества, свойства предмета (девочка-умница, завод-гигант), характеризовать назначение предмета (вагон-ловушка), конкретизировать предмет указанием его собственного имени (река Москва), обозначать возраст, звание, занятие лица (т.е. указывать, к какому роду предметов относится данный предмет: девочка-школьница, осетин-извозчик) и т. п.

Приложения могут быть необособленными и обособленными; могут быть выражены одним существительным и сочетанием слов.

Например: Вы ведь знаете Гаврилу, слободского плотника? (И. Тургенев); Девушка-француженка, привезённая из-за границы, вошла предложить ей одеваться (И. Тургенев); Коня взял себе мельник Панкрат (К. Паустовский); Хозяйка дома, по имени Люся, пугливо смотрела в сторону солдат... (В. Астафьев); Вьётся улица-змея (В. Маяковский).

В отличие от сочетаний с другими видами определений в сочетаниях с приложением подчинительные отношения часто стёрты, затушёваны: не всегда ясно, какое существительное является главным словом, какое приложением ; оба существительных в сочетаниях с приложением часто воспринимаются как относительно равноправные, например друзья-студенты.

Эта особенность порождает тенденцию к слиянию определяемого слова и приложения в единый член предложения, а иногда даже в единое слово (часто полное наименование предмета предполагает одновременное употребление нарицательного и собственного имени, например: князь Андрей, полуостров Таймыр и под.

Не являются приложениями : 1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа; 2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль; 3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать.

Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

По значению обстоятельства делятся на следующие разряды:

1. Обстоятельства образа действия. Они отвечают на вопросы как? каким образом? и обозначают качественную характеристику действия или способ его осуществления («образ действия»). Обстоятельства образа действия зависят от глагола {работали хорошо, дружно, без напряжения, вместе, вручную): Тарантас неровно запрыгал по круглым бревёшкам: я вылез и пошёл пешком (И. Тургенев); Синея, блещут небеса (А. Пушкин).

2.Обстоятельства степени. Они отвечают на вопросы как? в какой степени? насколько? и обозначают степень проявления признака (увеличился вдвое, немного старше, абсолютно неинтересный): Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки... были злы до неистовства... (М. Лермонтов); Старушка оченьполюбила совет разумный и благой... (А. Пушкин).

Обстоятельства степени могут зависеть от прилагательных, наречий, глаголов, т.е. от слов тех частей речи, которые обозначают признак:

поздний

поздно очень, слишком, немного

опоздал

3.Обстоятельства места. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? и обозначают место действия или направление движения (вверху, наверху - вверх, наверх; впереди - вперёд): У Лукоморья дуб зелёный (А. Пушкин); Язык до Киева доведёт (пословица).

4. Обстоятельства времени. Они отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? и обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий (вчера, когда-то, давно, с неделю, всю зиму, недолго и т. д.): Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь... (М. Лермонтов); Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая - степной малахит (М. Светлов); Ах! Тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет (А. Грибоедов).

5. Обстоятельства причины. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? и обозначают причину события (почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств и т. д.): От праздности происходит умственная и физическая дряблость (Д. Писарев);
...Горничная никому ни о чём не говорила, опасаясь гнева господ (А. Пушкин).

6. Обстоятельства цели. Они отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и обозначают цель действия (пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься): Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры... (И. Крылов); Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (М. Лермонтов).

7. Обстоятельства условия. Они отвечают на вопрос при каком условии? и обозначают условия, которые могут вызвать определённое следствие: Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком... (М. Горький); Только при условии наступления на Царицын можно говорить об установлении единого командования (М. Шолохов).

В силу своей книжности обстоятельства условия малоупотребительны.

8.Обстоятельства уступки. Они отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям, о которых сообщается в грамматической основе предложения.

Предложения с обстоятельствами уступки как бы противоположны предложениям с обстоятельствами причины, передающими естественное соответствие между явлениями. В предложениях же с обстоятельствами уступки говорится о явлениях, которые наблюдаются вопреки обстоятельствам: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро... (М. Лермонтов); ...Слепцов, несмотря на болезнь, не прекращал интенсивной творческой работы (К. Чуковский). Обстоятельства могут быть выражены:

1) наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно... (В. Короленко); |

Все слова рассортированы по частям речи. Например, и т. д. Понять, какое слово к какой группе относится, достаточно легко - необходимо лишь задать соответствующий вопрос, и всё сразу проясняется. Кроме этого, слова еще и работают группами. Они строят предложения. Каждое слово играет свою роль. Оно выступает определенным членом предложения. В данном случае слова выполняют свою грамматическую функцию и делают это в соответствии с определёнными правилами и законами. Основной является информация о том, кто выполняет действие, что, с кем, где и когда происходит. За всё это отвечают главные и второстепенные члены предложения. Рассмотрим их детальнее.

Главные члены предложения

К ним относятся подлежащее и сказуемое. Чтобы понять, что есть что, достаточно задать вопрос. Подлежащее - это «Кто?», «Что?». Сказуемое - «Что делает?». Чтобы быть подлежащим, слово должно стоять в начальной форме, инфинитиве. В ином случае оно становится второстепенным членом предложения. Данная грамматическая тема впервые раскрывается детям в 3 классе. Главные члены предложения достаточно просто понять и выучить на многочисленных примерах. Хорошо, если они дополнены иллюстрациями или таблицами.

Подлежащее

Вопрос «Кто/Что?» сразу же показывает, какой член предложения является подлежащим. Слово, отвечающее на него, является главным членом предложения, и именно с ним всё и происходит в повествовании. Чаще всего подлежащим выступает имя существительное. также могут быть расположены в разном порядке. Впереди чаще всего выступает подлежащее. Его подчеркивают в предложении одной прямой линией.

Анна поливает цветы.

Книга лежит на полке.

Телефон громко звонит.

Иногда подлежащим может быть и имя прилагательное. Однако лишь в том случае, когда нет подходящего имени существительного.

Зеленый горит.

Черный стройнит.

Сказуемое

Вопрос «Что делает?» сразу же позволяет определить в предложении сказуемое. Оно всегда идет в паре с подлежащим и описывает происходящее с ним. Главные и второстепенные члены предложения сложно спутать между собой, если сразу же выделить основную пару. Сказуемое в предложении выражается глаголом. Оно может также характеризовать состояние подлежащего. В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.

Дом казался огромным на фоне маленьких гаражей и построек.

Лена смотрит сериалы каждый день.

Мама присела у дома, ожидая детей из школы.

Особенности второстепенных членов предложения

Они делают смысл основной части предложения более точным, развернутым, дополняют деталями. По ним мы можем узнать о месте, времени, образе действия происходящего с кем-то или чем-то. Их можно определить по характерным вопросам. Второстепенные члены предложения (3 класс, учебник русского языка О. Д. Ушаковой) - это обстоятельство (места, времени, образа действия), определение (чей/какой?) и дополнение (кого/чего? и т. д.). Они не входят в грамматическую основу предложений.

Определение

Оно может выражаться несколькими частями речи. Существительные, прилагательные и даже местоимения, заменяющие существительные, служат для этой цели. Определение приводит характеристику предмета. Характерные вопросы для вычленения: «Какой?», «Чей?». Для подчеркивания используется

Полная луна вышла из-за туч.

Большой ящик загородил дорогу.

Дополнение

Если слово-существительное не отвечает на вопрос «Кто/Что?», можно определенно утверждать, что это дополнение. Оно выражается не только существительными, но и местоимениями. В предложениях для подчеркивания используется падежей очень точно помогают вычленить главные и второстепенные члены предложения.

Соседи купили новую машину.

Бабушка забрала внучку из садика сразу же после обеда.

Цветы были срезаны острым ножом.

Обстоятельство

Оно указывает на место, время, причину, цель, образ действия, уточняя, поясняя и добавляя деталей в описание происходящего. В каждом из случаев обстоятельство отвечает на соответствующие вопросы. Например:

Место: Где происходит/Куда направляется/Откуда исходит?

Образ действия: Как случилось/Каким образом произошло?

Причину: Отчего так случилось/Почему это происходит?

Время: С каких пор началось/Когда стартовало/До каких пор будет длиться/Как долго ждать?

Цель: Зачем это/Для чего?

Роль обстоятельства в предложении может выполнять существительное, наречие и местоимение. Для подчеркивания используется штрих-пунктирная линия, состоящая из точек и тире.

Связка бананов лежала на столе в кухне.

Знакомые отменили поездку на пляж из-за плохой погоды.

Он постоянно читает много книг, чтобы казаться умным.

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Чтобы запомнить правила и научиться различать главные и второстепенные члены предложения, рекомендуется выполнить ряд специальных упражнений на практике. Они дадут необходимый результат в закреплении навыка.