«Королевские» строительные войска Минобороны придут на смену Спецстрою? Фгупам меняют командование

ГЕНЕРАЛЫ – ОЛИГАРХИ
Как расходуются деньги чеченской войны

О том, что генералы воруют, мы знали. Знали и о том, что олигархи наживаются на бюджетных деньгах. Уникальность этой истории в том, что звание генерала и должность олигарха по странному стечению обстоятельств принадлежат одному и тому же лицу

Ч то бывает с предприятием, у которого оказалось убытков на миллиард? Ответ ясен: предприятие перестает существовать.
Что случается в Министерстве обороны, если одно из его подразделений предъявляет бюджету именно такие, миллиардные, убытки-увечья? Абсолютно ничего. И даже более - его работу старшие по званию рекомендуют для обмена опытом...
В доказательство - документ. Он родился на свет, когда в Министерстве обороны (МО) недавно подводили итоги предыдущего года. Итак, РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА ПРИ НАЧАЛЬНИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК, ЗАМЕСТИТЕЛЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ПО ИТОГАМ БАЛАНСОВОЙ КОМИССИИ: «О результатах финансово-экономической деятельности предприятий и организаций ГУСС МО РФ за 2000 год». Побалуемся цитатами:
«Согласно представленного доклада начальника Главного управления специального строительства МО РФ генерал-лейтенанта А.В.Гребенюка, проведенного анализа бухгалтерской отчетности и материалов, Экономический совет отмечает... Показатели эффективности финансово-экономической деятельности ниже минимально допустимых значений. Структура баланса предприятий и организаций продолжает оставаться неудовлетворительной, при этом их платежеспособность ухудшается. За отчетный период допущен убыток в сумме 1116 млн рублей...
Экономический совет РЕШИЛ:
1. Финансово-экономическую деятельность государственных унитарных предприятий ГУСС МО РФ за 2000 год признать удовлетворительной.
2. Рекомендовать руководству ГУСС МО РФ провести на базе 766 УПТК специальные учебные сборы с целью распространения передового опыта по организации финансово-экономической работы...»
Вы поняли логику? При показателях финансово-экономической деятельности «ниже минимально допустимых значений» намечены учебные сборы «с целью распространения передового опыта»...
Прежде всего некоторые предварительные пояснения.

К ак известно, в армии есть военные строители. Когда-то их называли строительными войсками, а сегодня это просто военно-строительные части. Таков результат армейской реформы 1997 года. В то время в МО ликвидировали четыре мощных строительных главка, оставив один. Он и есть сейчас военно-строительный комплекс (ВСК) России. Возглавляет его Александр Давыдович Косован. По чину - генерал-полковник. По делам - опытный тыловик, всю свою офицерскую жизнь отслуживший именно по этой части. По должности - заместитель министра обороны и тот самый начальник строительства и расквартирования войск, при котором имеется экономический совет, столь странное решение которого вызвало желание разобраться, что к чему в ВСК.
Пойдем дальше. Что такое ГУСС, у которого столь фантастические убытки? Это Главное управление специального строительства. В структуре, подчиненной генерал-полковнику Косовану, ГУСС - управление № 1 и вообще самое знаменитое в среде армейских строителей. Епархия ГУССа - космодромы, ракетные шахты, засекреченные объекты. Впрочем, много чего еще.
Возглавляет ГУСС генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк, второй человек военно-строительного комплекса страны после генерал-полковника Косована. Властная вертикаль в ВСК выстроена таким образом, что основную роль во всех его заботах и делах Косован отводит именно ГУССу, а ГУСС под руководством начальника Гребенюка полностью подчинен Косовану.
Надеюсь, понятно, о чем речь: о том, что все финансовые потоки, входящие и выходящие из строительного главка, подчиняются росчерку пера лишь одного человека - генерал-полковника Косована. А первый их получатель - ГУСС. Властная связка Косован - Гребенюк работает жестко и надежно, замкнув на себе основное бюджетополучение.
Помимо ГУССа, есть в структуре Косована ГлавКЭУ - Главное квартирно-эксплуатационное управление. Оно на вторых ролях, но тоже очень важное в общей схеме. Рассмотрим ее на примере выполнения одного из самых лакомых гособоронзаказов 2000 года, имеющихся в распоряжении ведомства Косована. Это работы по Чечне, которые, находясь под контролем высших лиц государства, соответственным образом и оплачиваются, и поэтому выгодны. Каковы же эти работы? Строительство постоянных гарнизонов и мест дислокации войск на военной базе в Ханкале, полное расквартирование 42-й мотострелковой дивизии, постройка мобильных казарм...

С хема движения «чеченских» денег выбрана следующая: ГлавКЭУ назначено Косованом заказчиком работ по Чечне - естественно, и бюджетополучателем гособоронзаказа по Чечне. А исполнителем - ГУСС. Так что деньги ходят из ГлавКЭУ в ГУСС. Но не обратно.
Оба управления - самостоятельные юридические лица, так называемые ГУПы, государственные унитарные предприятия, что, как известно, является серьезной болезнью и даже уродством нашей переходной экономики. ГУПы, в большом количестве облепляющие различные госведомства и официальные структуры, хозяйствуют сегодня как коммерческие, однако для достижения прибыли используют основные фонды, принадлежащие государству. В нашем случае - фонды МО.
Однако из ГУССа деньги движутся еще дальше. И это самое интересное. По решению генерал-полковника Косована - а на нем, напомним, замкнуты все финансовые потоки ВСК - большую часть «чеченских» денег ГУСС отправляет еще в одну структуру. Она называется «ГУСП» - писать эту аббревиатуру следует именно так, в кавычках.
«ГУСП» - это «Главное управление строительной промышленности», частная фирма. Форма собственности - акционерная холдинговая компания. А до 1997 года, когда, напомним, произошло реформирование Вооруженных сил, это был один из строительных главков МО - превратившись тогда в частную компанию, далеко от «мамы» (МО) он все равно не ушел: тут и пасется. Как известно, успех бизнеса по-русски - это возможность присосаться к бюджету. А удача тогда тебе скорее улыбнется, когда ты олигарх. Пусть маленький - чей-то карманный, местный... Но все же олигарх.
Собственно, это и есть современный портрет «ГУСПа»: он потому успешен, что успешно трудится в соответствии с планами официального бюджетополучателя, осуществляя важнейшую функцию круговорота бюджета в отечественной природе. Успешно - естественно, для себя.

Ч то же касается тех гигантских, фантастических убытков, с которых потянулась эта цепочка, то убытки рождены «ГУСПом» следующим образом: по решению и с соизволения генерал-полковника Косована «ГУСП» занят тем, что закупает стройматериалы, оборудование и имущество для «чеченского» военного строительства. По свидетельству наших источников - военных экономистов ГлавКЭУ, возмущенных и обделенных в результате таких решений Косована: «ГУСП» закупает все по завышенным ценам и у строго определенных фирм-поставщиков. Например, песок для строительства, вместо того чтобы приобрести его на ближайшем к месту событий Ставрополье, тащат из Подмосковья, вздувая цены. Бетон - также родом из весьма далеких от Северного Кавказа территорий. Унитазы - будто бы итальянские, керамическая плитка - испанская...»
Только не подумайте, что в станице Калиновской, где располагается штаб 42-й дивизии, возведенный косовановцами, теперь вследствие евроремонта расквартированы сплошь итальянские унитазы. Ничего похожего. Унитазы все те же - отечественные, если они вообще есть. Только вот цена у них, как у итальянских. Все то же самое с бетонными плитами, песком, цементом... А надо сказать, даже минимальное, до десяти процентов, вздутие цен на стройматериалы дает бешеный, более 25, процент последующей, на выходе, убыточности.
И тут главное слово - «последующей». Ведь живые деньги-то за плиты, цемент и песок здесь и сегодня... А убытки? Как в песне: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна...», мужикам - гулять, девицам - плакать. Прибыль - «ГУСПу» и иже с ним, убытки - на шею родине. А кому еще? Не себе же самим писать?

В ажная деталь: сегодня в военно-строительном комплексе до такой степени все закольцовано на заместителе министра обороны Косоване, и «в целях контроля за расходованием бюджетных средств» он сам подписывает ВСЕ финансовые документы, что даже проверочную комиссию - проверочную по отношению к троице («ГУСПу», ГУССу и ГлавКЭУ) - возглавляет сам, все тот же генерал-полковник Косован. С одной стороны, собственноручно закручивающий между ними финансовые потоки. А с другой - собственноручно же их раскручивающий с целью узнать, правильно ли они закручены... Сам принимаю решение, сам трачу, сам себе отчет пишу. Уф...
Так и выходит: убытков - за миллиард, а работа - «удовлетворительная»...
Попутно лишь одно уточнение. ГУСС и «ГУСП» заполонили своими недешевыми услугами уже не только МО. Сегодня в Чечне они возводят казармы и штабы для частей Внутренних войск МВД и Погранвойск. Это значит, генерал-полковник Косован и сопровождающие его «юридические лица» - монополисты «чеченского» военно-строительного рынка, осуществляющие перегон бюджетных денег, отпускаемых на МО, МВД и ФПС, прямиком в коммерческие структуры, а также в чьи-то карманы. Уж не в солдатские, конечно.
И только не говорите, что этот процесс безвозмезден и бескорыстен. Не повторяйте, что все это проистекает на сугубо благотворительных началах... Такие подряды, как монопольная закупка стройматериалов (пусть даже формально проведенная через аукционы), для масштабных «чеченских» работ за красивые глазки и многолетнюю дружбу в нашей стране не получают.
Однако кто там как делится - это не наше дело. Главное, суть процесса: опять, в который раз происходит прикармливание «своего» олигарха как главного двигателя российского бизнеса. И как результат: и этому олигарху, и генералитету отечественной военно-строительной верхушки чрезвычайно выгодны как сами продолжающиеся военные действия в Чечне, так и бесконечные «подрывы» силами боевиков тех объектов, которые они там только что возвели. Так ВЫГОДНО воевать в Чечне можно сколь угодно долго - пока казна совсем не надорвется...

С амое время от общего опять вернуться к частному. Разберем, каков процент в структуре этих убытков - искусственные убытки, от завышения цен? И каков - естественные?
Позиция ВСК, выраженная в интервью «Новой газете» полковником Федором Корабаном, заместителем генерал-полковника Косована по экономическим вопросам, однозначна: проклятые убытки от их ведомства не зависят, все они - пени и штрафы за неуплаты в бюджет, возникшие в связи с долгами самого бюджета перед ГУССом за выполненные им, но неоплаченные работы. А как еще скажет полковник?
Однако военные экономисты, работающие в ГлавКЭУ и чувствующие себя ущемленными (деньги на ту же Чечню лишь «ходят» через них в сторону полукоммерческого ГУССа и сугубо коммерческого «ГУСПа»), уверены, что убытки - искусственные, результат намеренных действий под руководством замминистра Косована.
А теперь предлагаю все же задуматься: а так ли уж это плохо, когда в делах хозяйственных жесткая вертикаль и «крепкая рука»? Помните, как обычно говорят о скупых, но успешных бизнесменах? «Ни один доллар мимо не пробежит»! Рубль, попадающий из бюджета в систему Косована, ведь тоже наружу не выходит, оседая тут в виде коммерческой прибыли?..
Для бизнесмена такой подход - действительно большая заслуга. А для госслужащих, задача которых беречь госсредства пуще глаза? Конечно же, нет. Ну, никак.
Однако в том и беда, что определить ориентацию Косована и компании - дело непростое. Они и военнослужащие, и частнопрактикующие предприниматели в одном лице. Государственно-коммерческий конгломерат, когда люди вынуждены раздваиваться. Они - и те и другие. А точнее, все - в одном.
Значит, сплошь эклектика и смешение стилей жизни. Что, как известно, нечисто, пагубно и быстро ведет к пороку. Когда тебе предоставляется возможность быть генералом, полковником, носить красивые погоны, копить выслугу, получать полевые, пайковые и прочая и прочая и одновременно заниматься бизнесом... Не рядом, не в свободное от службы время, а прямо на рабочем месте... Бизнесмен служит интересам бизнеса, и для него самое главное - добиться прибавочной стоимости, а хороший бизнесмен - тот, который умеет через многое переступить ради получения высокой прибыли. Офицер же служит интересам родины.
А если ты и офицер, и бизнесмен? Кому ты служишь? Интересы частного бизнеса и родины далеко не всегда совпадают...
Думаю, нельзя ставить людей перед подобным тяжелейшим моральным выбором - они не святые. Именно из такой идеологии хозяйственного процесса, как он сложился сегодня в военно-строительном комплексе, все выше описанные беды и убытки в четверть произведенных в Чечне работ. Позволив госслужащим, а тем паче офицерам в высоких чинах, постоянно манипулировать своими лицами, одно из которых сугубо коммерческое, государство подписало приговор своему бюджету. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАК, ЧТО ОНИ ОБЯЗАНЫ ПРИНОСИТЬ УБЫТКИ. ПРИБЫЛЬ УХОДИТ В ЧАСТНЫЙ КАРМАН, А ПОРОЧНОСТЬ ПРИМЕНЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОЧЕВИДНА.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
25.06.2001

В 2016 году Министерство обороны не только активно закупало вооружение и военную технику, но и вело строительство сотен объектов по всей стране. О том, почему назрела реформа военно-строительного комплекса, какие проблемы возникают на стройке и почему военные упраздняют Спецстрой, в интервью «Коммерсанту» рассказал замминистра обороны ТИМУР ИВАНОВ.

- Какой объем строительства ведется сейчас в интересах Минобороны?

Он колоссален и сравним по своим масштабам с послевоенным периодом: одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Это радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны, причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров.

Из наиболее крупных объектов я бы выделил несколько. В Вилючинске к приходу первых «Бореев» сдан ряд важнейших объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры, в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. Завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад «Искандер-М» в Южном военном округе. Введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащенных подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Продолжаются работы в Арктической зоне.

В 2016 году всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище, начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек.

- Это без привлечения субподрядчиков?

С субподрядчиками - плюс 5-10 тыс. человек. Министр поставил задачу о сокращении сроков строительства и перехода на типовые решения. Мы проанализировали все проекты, которые получили положительное заключение экспертизы в период с 2010 года. Мы разложили эти проекты на группы: столовые, общежития, казармы, штабные здания, контрольно-пропускные пункты и так далее. Сейчас, когда формируется новое техническое задание на обустройство воинского подразделения, командование определяет все необходимое, исходя из готового списка.

За счет этого мы сокращаем время на проектирование и занимаемся только строительством. Мы проанализировали и то, из чего можно строить. Изначально все строилось из железобетона, потом на смену пришли металлокаркасные конструкции. Сейчас используем блочно-модульную технологию, за счет чего строительство сооружения занимает не более месяца. Применение типовых решений позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также сократить затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб. ежегодно.

Следует отметить темпы стройки первоочередных объектов. Строительство военных городков для размещения личного состава и техники мотострелковой дивизии на полигоне в Южном военном округе началось в марте, а 1 декабря туда уже заехали военнослужащие. Быстро построили инфраструктуру и для мотострелковой дивизии на территории Западного военного округа.

- В чем кроются основные проблемы военной стройки?

Они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для военного строительства. Надо понимать, что сейчас строительство в России - одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И проблемы здесь обусловлены не только сложной финансово-экономической ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных подрядчиков - в первую очередь государства. И в отсутствие мегастроек, сравнимых по масштабу с сочинской Олимпиадой, положительной динамики в отрасли не отмечается.

Однако в сфере военного строительства ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли.

Тем не менее основные проблемы в сфере военного строительства возникают из-за недобросовестности подрядчиков. Характерный пример - компания СУ-155, которая не выполнила свои обязательства по жилищному строительству в Москве. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир, расположенные в различных районах столицы. На деньги, полученные от Минобороны в 2011-2012 годах, компания начала строить коммерческие проекты, не завершив строительство, в том числе инженерных сетей в жилых домах Минобороны.

Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жилье в Москве. По условиям контракта компания должна была передать все новостройки под заселение еще в 2014 году, однако работы на большинстве домов по-прежнему так и не завершены. Главное управление обустройства войск за счет собственных средств продолжило строительство и ввело в эксплуатацию два столичных микрорайона, а также несколько новостроек на улицах Левобережной и Полины Осипенко. Но вопрос о финансировании этих работ по-прежнему актуален, поскольку взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично.

- Почему?

Во-первых, решения суда пока нет. Когда возникла проблема с СУ-155, выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов, ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам. Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось аж в четвертой очереди.

Для решения этого острого вопроса мы нашли механизм, подключив Агентство ипотечного жилищного кредитования - сейчас оно выступает государственным агентом по реализации имущества ведомства.

Я напомню, что Сергей Кужугетович (Шойгу.- «Ъ» ) в конце 2012 года ввел мораторий на продажу государственного недвижимого имущества. С тех пор ни одного квадратного метра жилплощади, ни земли не было продано. Сейчас по закону мы имеем право передать высвобождаемые, не используемые в интересах ведомства земельные участки и здания государственному Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и решения таким образом вопросов строительства жилья для военнослужащих.

- И когда рассчитываете получить результат?

В первом квартале текущего года мы завершим работы, в том числе за счет сотрудничества с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Кстати, только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять новостроек на 1805 квартир. Ну и в целом, если говорить про вопросы жилищного обеспечения, в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает право на постоянное жилье.

В 2017 году в Москве будут переданы для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.

Предыдущее руководство Минобороны объясняло, что все, кому положено жилье, хотят жить в Москве и именно поэтому проблемы с очередью.

Тут ситуация неоднозначная. По факту, получив квартиру в Москве, многие сразу же выставляют их на продажу. Понятно, у всех разные причины бывают, они вправе распоряжаться имуществом, которое по закону получили от государства. Понятно и то, что квартира за Химками, на Левобережной улице или у метро «Беговая» стоят разных денег. Все говорят: «Вот в Молжаниново мы не поедем, мы хотим жить на Хорошевском шоссе». Здесь квартира на рынке стоит, грубо говоря, 100 тыс. руб. за квадратный метр, а там - 450 тыс.

- Как работает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих?

За 2016 год участниками этой системы по линии вооруженных сил было приобретено 13 тыс. квартир. Всего же с момента запуска программы число участников неуклонно растет ежегодно на 20 тыс. военнослужащих. В 2008-м их было 40 тыс. человек, сейчас - 176 тыс. Чувствуете разницу? Есть все основания полагать, что через несколько лет накопительно-ипотечная система станет основной формой жилищного обеспечения военнослужащих.

- Подходы к строительству военной инфраструктуры как-то изменились?

Безусловно. Одно из важных решений, которое было принято, связано с синхронизацией поставок вооружения и военной техники с темпами строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. То есть чтобы поступление техники было взаимосвязано с вводом в эксплуатацию зон хранения и обслуживания. Иными словами, удалось уйти от практики, когда в часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия. Или укрытия построены, а техника придет только через два года.

Сейчас вся поступающая техника хранится в современных хранилищах: «Искандеры», «Ярсы», «Бастионы» и другое серьезное вооружение. Подобная инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды.

- Имеются в виду Итуруп и Кунашир?

Да. Мы добились этого, несмотря на то что подрядчик не справился со своими обязательствами. Приходится развязывать мелкие узелочки: строилось все с колес, иногда разработчики не успевали выдавать соответствующую документацию, вносились изменения в проект. Все это очень усложняло строительство.

- Реформа военного строительства будет долго еще продолжаться?

Основная задача - это создание единого военно-строительного комплекса. Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие разобщенные структуры, а функционировал единый организм.

- Реорганизация Спецстроя начата именно по этой причине?

- В основном да, но не только. В рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних девятнадцати. Это решение было поддержано и утверждено высшим руководством страны. Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ. Принципиально вопросы решены, осталось только понять, как лучше использовать возможности некоторых подразделений Спецстроя. Например, один из главков часть объектов строит на территории Южного военного округа, а часть объектов возводится в Заполярье и на Дальнем Востоке. Само по себе предприятие крепкое: есть техника и люди, есть свое проектное бюро внутри.

- Какова судьба остальных активов Спецстроя?

Мы сейчас проводим финансово-хозяйственный и технический аудит фактического состояния каждого ФГУПа и главка. У нас созданы две комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа исполнительной власти, вторая - анализирует состояние самих подведомственных предприятий.

- Какие-то предварительные результаты уже есть?

Они появятся к концу января. В целом задача по реорганизации военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017 года. До этого момента согласуем вопросы трудоустройства в Минобороны сотрудников центрального аппарата Спецстроя. Часть из них заберет департамент строительства, часть людей, отвечавших за корпоративные отношения, контроль и согласование крупных сделок, продолжит трудиться в департаменте имущественных отношений, часть людей, отвечавших за правовые отношения, уйдет в правовой департамент. Аналогично будем поступать и с подведомственными Спецстрою предприятиями.

- Это касается только строителей?

Всех. Это и строительные специалисты, водители, охранники, уборщики. Есть даже несколько санаториев.

- А что будет с предприятиями Спецстроя, в которых Минобороны не испытывает нужды?

Если такие не востребованы, то будем рекомендовать переподчинить их промышленности. Например, есть «Спецстройсервис»: у этой организации большая партия заказов по линии «Роскосмоса», «Ростеха», Минпромторга… В течение месяца мы должны дать предложения по изменению подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их в ведение других органов исполнительной власти.

- Почему Минобороны приняло решение реорганизовать агентство?

Сам Спецстрой являлся органом исполнительной власти, а единственные исполнители контрактов - это подведомственные ему предприятия. Заказчиком является Минобороны, и госконтракты заключались между военным ведомством в лице департамента строительства и предприятиями Спецстроя. У агентства было фактически несколько функций: согласование крупных сделок, контроль финансово-хозяйственной деятельности, назначение директоров предприятий. Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем.

Кроме того, система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала большое количество посреднических и подрядных организаций: «Спецстройинжиниринг» заключал там контракты с Главным управлением специального строительства N3, а то, в свою очередь, заключало контракт с Главным управлением инженерных работ N2 и так далее. И такая цепочка достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо. Поэтому наша цель - это убрать цепочку посредников и дублирующие функции на этих предприятиях. Численность административного персонала сократится минимум в два раза, повысится эффективность.

Что в строительстве самое главное? Выработка. И очевидно, что для того, чтобы прокормить эти 44 тыс. человек, должны быть либо подряды огромные, либо большая прибыль. На стройке таких прибылей нет.

- Какой будет роль Главного управления обустройства войск (ГУОВ.- »Ъ») в новой конфигурации?

У нас нередко получалось так, что одновременно в одном и том же регионе, иногда на одной и той же площадке, но через забор специальный объект возводит Спецстрой, а ровно в ста метрах работает ГУОВ. Чтобы избежать таких ситуаций, мы будем делать так, чтобы контракты, которые параллельно реализуются на одном объекте, передавались под единое управление.

- Сокращение военного бюджета на стройке как-то сказывается?

Мы синхронизировали графики поставок вооружения с графиком строительства, фактически сдвинув вправо те объекты, которые приоритетными не являются. Чтобы вписаться в бюджет, который запланирован на 2017 год, а это 117 млрд руб., мы порядка 50% потратим на объекты застройки по многолетним контрактам, то есть для того, чтобы завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% мы предполагаем оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных строительных нужд вооруженных сил.

Сейчас идет разработка государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений по одним принципам, а строительный бюджет - по другим. Верховным главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых показателей расходов на основе нормативного метода. Главная цель - создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием инфраструктуры в вопросах финансирования.

- Какие меры были приняты после обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году?

По решению министра была проведена проверка всех ведомственных объектов: в первую очередь казарменно-жилищного фонда и социальной инфраструктуры. По результатам проверки все заинтересованные органы военного управления приступили к устранению нарушений. Из эксплуатации выведено под списание 169 объектов. Всего же комиссии на сегодняшний день проверили более 90 тыс. капитальных объектов. И эта колоссальная работа еще продолжается, так как, к сожалению, у нас еще очень много «возрастных» объектов.

Чтобы не допустить повторения подобных трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт. Кроме того, перед тем как начать реконструкцию или капитальный ремонт, каждый объект проходит жесткую экспертизу в специализированной организации на наличие признаков аварийности основных строительных конструкций.

- А военная медицина? Что сейчас происходит в этой сфере?

Военно-медицинские учреждения продолжают активно развиваться. Введены в эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе, завершается комплексная реконструкция исторических фондов Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники в Санкт-Петербурге.

Удалось добиться существенного снижения заболеваемости военнослужащих, а также увеличить объемы оказания высокотехнологичной помощи в наших госпиталях. По-прежнему главной задачей остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, а значит - крепкое здоровье наших военнослужащих, членов их семей и ветеранов.

Проезжая мимо Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, я обратил внимание на то, что новый комплекс зданий строит частная фирма. Как будто нет у нас в стране военно-строительных организаций. Вообще-то, кроме Спецстроя России, их теперь и не остается. За годы реформ были приватизированы Главное военно-строительное управление, Главное военно-строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»), Главное управление строительной промышленности Минобороны. До последнего времени держался только ГУСС (Главное управление специального строительства), которое переименовывали то в Управление обустройства войск (УОВ), то в Главное управление обустройства войск. В настоящее время бывший ГУСС также решено акционировать, а те его подразделения, которые вели работы на объектах, подобных космодрому Плесецк и выполняли другие ответственные задания, передаются в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Слава Богу, что оно существует и развивается, а то вообще оборонное строительство могло бы попросту загнуться.

В настоящее время расформирован также штаб военных строек – Центральное оргплановое управление (ЦОПУ).

Как мы пришли к тому, что мощнейший военно-строительный комплекс был фактически ликвидирован?!

С 1987 года началось оплевывание в средствах массовой информации военно-строительных частей. Их стали называть наследниками военных поселений Аракчеева, остатками крепостного права. Особенно усердствовали в этом такие издания как «Огонек», «Московский комсомолец», «Известия». В дальнейшем к хору очернителей важной и нужной военной специальности присоединился даже журнал «Советский воин». С 1989 года менее боевитыми стали выступления «Красной звезды» в защиту военных строителей. Да еще гнусное произведение Каледина «Стройбат». Прочитаешь такие материалы и ужаснешься: издеваются над людьми, выполняют мол, они ненужную совершенно для армии работу. Да и ни в одной стране нет таких формирований. Хулители военного строительства будто бы и не ведали, что военно-строительные работы активно ведет Инженерный корпус армии США, что военно-строительные формирования под разными названиями существуют во всех странах мира и были во все времена, начиная с Древнего Египта. Кстати, даже древние римляне, у которых современное человечество позаимствовало немало (вплоть до сводок погоды и такси), считали, что строительство – одна из важнейших воинских специальностей.

Не возражаю, что в строительные части напрасно призывали лиц, имевших судимость, что неуставные взаимоотношения приносили именно последние. Но ведь военные строители выполняли важные работы на благо Родины, а также получали ценные для гражданской жизни специальности. Положение нужно было исправлять, а не выливать с водой ребенка, и заниматься приватизацией военных организаций. Может быть, вообще доверим иностранным строительным фирмам строить специальные фортификационные сооружения (СФС) и другие оборонные объекты. Пусть знают, что и как устроено, ведь можно раскрывать все секреты!

Кстати говоря, значение военных строителей сделала еще более важным именно произошедшая в 50-х годах научно-техническая революция в военном деле, связанная с развитием ракетно-ядерного оружия, обусловила коренные изменения в структуре и техническом оснащении войск. Резко возросла роль специальных военных объектов (боевых ракетных комплексов, комплексов противовоздушной и противоракетной обороны, высокозащищенных командных пунктов, узлов проводной связи, приемных и передающих радиоцентров, аэродромов, пунктов базирования кораблей Военно-Морского Флота и др.), возводимых заблаговременно в мирное время методами капитального строительства. Значительно усложнились существующие и появились принципиально новые специальные сооружения, качественно изменились технические системы и оборудование специальных объектов. Одновременно существенно ужесточились требования к обустройству и расквартированию войск. Произошло коренное изменение характера всего строительства в Министерстве обороны, значительно расширились его задачи, увеличились объемы.

Понадобились и специальные учебные заведения, сеть которых, в настоящее время, в связи сокращением объемов строительства и расформированием большинства частей стала сворачиваться.

Обидно, что с реформой печальная судьба ждет в следующем году прославленный Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), отметивший недавно свое 70-летие. Он должен будет войти в состав Военной академии тыла и транспорта и быть передислоцированным из Санкт-Петербурга.

Рождение вуза 22 июня 1939 г., когда Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал приказ № 301, в котором было сказано: «На основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 148 от 10 июня 1939 г. организовать на базе Ленинградского института инженеров промышленного строительства Высшее военно-морское инженерно-строительное училище РК ВМФ (ВВМИСУ)» было не случайным.

Количественное и качественное изменение структуры Военно-Морского Флота как одной из важных составных частей Вооруженных Сил страны, потребовало создания новых и коренной реконструкции существующих сил и средств базирования флота и береговой обороны.

Эту задачу практически решали на основе широкого внедрения достижений науки и техники и использования мирового опыты проектирования, строительства и эксплуатации береговых и гидротехнических объектов флота. Так как резко возросла техническая и электроэнергетическая оснащенность этих объектов, возникла острейшая необходимость увеличения количества и повышения качества подготовки военных инженеров-энергетиков широкого профиля.

В апреле 1960 года директивой Министра обороны Высшее инженерно-техническое Краснознаменное училище было передано из системы Военно-Морского Флота в подчинение заместителя МО СССР по строительству и расквартированию войск. На него было возложена задача подготовки военных инженеров для всей системы капитального строительства Министерства обороны. С сентября 1960 г. училище стало именоваться Высшим военным инженерно-техническим училищем (ВВИТКУ).

Появлялись все новые и новые специальности на базе существовавших факультетов. В том числе инженеров-электриков по монтажу электротехнического оборудования специальных объектов МО, инженеров-электромехаников по монтажу теплосилового оборудования специальных объектов МО, а также совершенно новых для училища специалистов – инженеров-механиков по эксплуатации строительных машин и оборудования производственных предприятий военно-строительных организаций. Учебное заведение успешно развивалось. В нем уже в начале 21 века начали готовить и специалистов-психологов.

Еще в лихие 90-е годы, как свидетельствует доктор технических наук полковник В.Г. Кривов в своей книге «На рубежах военной энергетики» дальновидными руководителями было сделано все, чтобы этот вуз славный своими научными школами, преобразованный в 1993 году в Военный инженерно-строительный институт (ВИСИ), был сохранен. На его базе необходимо создать первый политехнический вуз в Вооруженных Силах, готовящий кадры не только для военно-строительного комплекса. Например, энергетический факультет училища, базой которого послужил созданный 10 июня 1941 года электромеханический факультет, в наши дни стал ведущим учебным подразделением по подготовке кадров военных энергетиков.

В связи с особой ролью как учебного и научного центра в деле подготовки военных инженерных кадров и научного обеспечения строительства на базе ВИСИ и Пкинского высшего военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ) образован Военный инженерно-технический университет (ВИТУ). Преобразование в университет явилось актом признания его высокого авторитета как образовательного и научного центра строительно-квартирных органов Министерства обороны. На ВИТУ были возложены: реализация профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского образования по военным инженерно-техническим специальностям; подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации научных и научно-педагогических кадров, а также подготовка на договорной основе специалистов для федеральных органов власти; выполнение научных исследований; осуществление функций научного и научно-методического центра Министерства обороны РФ в области своей деятельности.

Планируемое же сейчас объединение с Академией тыла и транспорта приведет к гибели уникальных научных школ Военного инженерно-технического университета, разрушению воинских традиций и вовсе не послужит делу укрепления обороны нашего Отечества.

Военный инженер и историк,

Василий Ламцов

Мабута, королевские войска.

Пусть говорят «Стройбат» неэффективен
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в «стройбате»
Ведь это «королевские войска»

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

(частей) Война и мир в терминах и определениях

Проектирование и строительство военных объектов, коммуникаций, укреплений и мостов, обеспечение войск водой, энергией и вспомогательными средствами, применение или обезвреживание обычных взрывчатых средств, в том числе мин, в целях облегчения… … Энциклопедия Кольера

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Для это … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

- (ТВВПСУ). ТВВПСУ Нарукавный … Википедия

Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

Как стало известно "Ъ", Министерство обороны РФ фактически лишило Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой) управленческих функций. Отныне Спецстрою запрещено давать указания подведомственным ему ФГУПам без согласования с Минобороны, а самим ФГУПам нельзя вести с агентством даже переписку. Основные функции Спецстроя теперь взяли на себя департамент строительства и департамент имущественных отношений. Окончательно агентство будет ликвидировано к 1 июля.


О нововведениях в работе Спецстроя "Ъ" рассказали несколько источников в центральном аппарате Минобороны РФ, а также топ-менеджеры компаний, работающих со Спецстроем на правах субподрядчиков. По их словам, примерно две недели назад агентство было отстранено от управления своими активами, большую часть которых составляют 18 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Об этом были уведомлены органы военного управления (главнокомандующие видами и командующие родами войск, командование пяти военных округов), а также все предприятия Спецстроя (в том числе управление капитального строительства N900 при агентстве) и директор агентства Александр Волосов.

Прямым подтверждением этой информации служит письмо Тимура Иванова, замминистра обороны по расквартированию, датированное 17 января ("Ъ" ознакомился с его копией). Из документа следует, что руководителям всех ФГУПов и самого Спецстроя запрещено контактировать друг с другом без разрешения Минобороны. "Переписку по всем вопросам деятельности со Спецстроем не осуществлять, Спецстрою указаний руководителям организаций без согласования с Минобороны не направлять",— говорится в нем. Для "непрерывности осуществления функций Спецстроя" начальники предприятий и самого агентства обязаны обращаться по всем вопросам напрямую в Минобороны, а документы на имя министра обороны Сергея Шойгу или его заместителя должны проходить через департамент строительства ведомства. Этот же департамент будет следить за выполнением контрактов предприятиями Спецстроя, проводя еженедельные совещания в зале управления и взаимодействия Национального центра управления обороной каждый понедельник в 11:00 по московскому времени. Руководителям ФГУПов Спецстроя приказано быть готовыми к докладу по фактическому исполнению взятых на себя обязательств в любое время.

В такой конфигурации дополнительная нагрузка упадет и на департамент имущественных отношений. Чтобы согласовать любую крупную сделку, начальники предприятий Спецстроя должны будут направлять в департамент проекты договоров с указанием основных условий (сумма, срок, обеспечение, цель и т. д.). Кроме этого, департамент будет задействован при согласовании документов для получения предприятием Спецстроя кредитов, займов и банковских гарантий.

Напомним, что решение о ликвидации Спецстроя как самостоятельного агентства было принято на совещании у Владимира Путина с руководством Минобороны РФ (см. "Ъ" от 22 ноября 2016 года). Поводом для упразднения Спецстроя стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине подведомственных агентству предприятий. В правительстве, в свою очередь, выражали недовольство большим количеством субподрядных организаций, которые агентство привлекало для исполнения контрактов. Еще в ноябре 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий космическую отрасль, докладывал Владимиру Путину, что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов. При этом он отмечал, что агентство перепоручает сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации. Только на одном Восточном оказалось более 250 субподрядчиков, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами. Ситуация усугублялась арестами высокопоставленных сотрудников агентства, в их числе оказались два заместителя главы Спецстроя Александр Буряков и Александр Загорулько. Следователи подозревают их в хищении около 450 млн руб., выделенных на строительство и реконструкцию объектов Минобороны (см. "Ъ" от 23 ноября 2016 года). Во время итоговой коллегии Минобороны РФ Сергей Шойгу объяснял ликвидацию Спецстроя "серьезной реформой военно-строительного комплекса", задачи которой — устранение причин срывов сроков строительства, сокращение дебиторской задолженности и устранение сверхлимитного финансирования.

Военные согласились забрать себе 8 из 18 ФГУПов, которые, как сообщал в своем последнем интервью "Ъ" Тимур Иванов, планируют использовать исключительно для возведения специальных военных объектов. "Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ",— уточнял замминистра обороны (см. "Ъ" от 23 января). Остальные ФГУПы военные готовы передать в ведение других министерств, ведомств и госкорпораций.

По данным "Ъ", сейчас сотрудники Минобороны РФ проводят комплексный аудит предприятий Спецстроя, планируя завершить его в этом месяце: главный вопрос заключается в сумме долгов, которыми обременены ФГУПы. В военном ведомстве обращают внимание на совершение руководителем юридического лица действия или бездействия, "заведомо влекущего неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам", и если эти действия причинили крупный ущерб, то последствия будут суровыми — вплоть до привлечения к уголовной ответственности по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). В письме, разосланном в органы военного управления и Спецстрой, говорится: "В случае выявления соответствующих фактов в отношении руководителей подведомственных ФГУПов Минобороны будут направляться материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел". Вчера источники "Ъ" сообщили, что срок ликвидации агентства остается прежним — 1 июля 2017 года.

Получить официальный комментарий Минобороны РФ "Ъ" не удалось. В самом Спецстрое от комментариев вчера воздержались.

Иван Сафронов, Александра Жаркова-Джорджевич