Проект на тему экологически чистая школа. Международный школьный научный вестник. Экологические проблемы благоустройства микроучастка поселка им. Урицкого г. Челябинска

МАОУ «Бондюжская основная общеобразовательная школа»

Бондюжская школа - экологически чистая система

Работу выполнила ученица 7 класса

Старикова Анна

Руководитель учитель биологии

Кошелева Татьяна Витальевна

с.Бондюг – 2015 г.

Содержание:

I .Введение –актуальность исследования, цели и задачи, методы работы……………………………………………………………………………….......

1

II .Основная часть - теоретическая, практическая часть исследования……………………………………………………………………..

2-11

III . Заключение - выводы по проделанной работе………………………………………………………………………………

IV .Список литературы……………………………………………………………………. 14

11-13

Актуальность исследования

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Данная исследовательская работа посвящена проблеме здорового жилища. Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Идеальный дом не только здание для убежища. Дом должен быть местом, свободным от вредных воздействий, который поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.

    Основное место обитания человека - это его дом. Мы очень много времени проводим в школе, поэтому можем сказать, что она то- же является нашим домом. Мы здесь учимся, занимаемся внеклассной работой. Школа – это наша « крепость», в которой должны быть обеспечены условия для труда и отдыха.

    Каждый год в школе делается ремонт, приобретено новое оборудование.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : Выяснить: является ли школа экологической системой. Определить состав и структуру экосистемы. Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы. Познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды школы. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем.

    МЕТОДЫ РАБОТЫ : Исследование. Работа с литературой.

    Теоретическая часть

    «Эко» – означает «дом», нашу сферу обитания. А сфера обитания – это в первую очередь наша квартира и школьный кабинет.

    Здоровье начинается дома и в школе, и цель наша превратить их в неприступную крепость для всех болезней. Школа, дом. Что мы знаем о них и об их влиянии на здоровье?

    Проблема экологического состояния помещения, его, так называемого здоровья, является сегодня достаточно актуальной, так как мы проводим в школе много времени, и чтобы не было вреда для здоровья, необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.

    Гипотеза : Наша школа - экологическая система, экологически чистая система?

    Практическая часть

    Исследование 1. Школа – экосистема?

    В школе имеются комнатные растения – ПРОДУЦЕНТЫ. В школе находится человек, « незваные гости» мыши (это наше предположение, т.к. мы их не обнаружили) – КОНСУМЕНТЫ. В школе есть бактерии, сапрофитные клещи, плесневые грибы – РЕДУЦЕНТЫ.

    Вывод: Школа является экосистемой.

    Исследование 2. Озеленение школы . Я считаю, что в нашей школе очень много комнатных растений: в рекреациях, классных комнатах. У нас нет ни одного кабинета, в котором бы не было растений, а больше всего цветов в кабинете биологии. У нас в школе всего 211 комнатных растений. Все комнатные растения находятся в хорошем состоянии, учителя и учащиеся заботятся о них.

    Нас везде окружают запахи. Мне стало интересно: « А влияют ли запахи наших растений на наш организм? Чем полезны растения, растущие в кабинетах нашей школы?». Я решила проверить, влияют ли запахи растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособностями – функции стимулирующее действие, угнетающие действующие на наше самочувствие.

    Название растения

    Польза растений

    Бальзамин

    Бальзамин в большей степени используется в качестве декоративного растения, однако в народной медицине его применяют и с лечебной целью.

    Герань

    Она содержит вещества, уничтожающие вирусы и бактерии, устраняет бессонницу, лечит неврозы, а зимой, в пасмурные дни, защищает от стрессов и депрессии, снимает усталость и поднимает настроение.

    Драцена

    Бензол содержит линолеум. Драцена его нейтрализует.

    Плющ

    Увлажняет воздух, но и нейтрализует кучу химических «добавок»: формальдегид, бензол, этилбензол, толуол. Он уничтожает грибки и бактерии, оказывает противовоспалительное действие .

    Фикус

    Поглощает аммиак, а также улучшает энергетическую атмосферу в доме и стимулирует активность его обитателей, снимает внутреннее напряжение и придаёт уверенности в себе. Можем с уверенностью вам сказать, что фикус дурной славы не заслужил, это хорошее растение.

    Хлорофитум

    Устраняет запахи

    Кактус

    Они обладают бактерицидными свойствами, кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран.

    Традесканция

    Снижает влияние электромагнитного излучения.

    Толстянка (денежкино дерево)

    Округлые листья растения нейтрализуют всю отрицательную энергетику, эмоции, неосторожные слова, связанные с недостатком финансов. Толстянка очистит воздух в помещении, снимет стресс и усталость. Все это так важно для достижения успеха и здоровья.

    Сенполия(узанбарская фиалка)

    Фиалка содержит все полезные для человеческого организма вещества и элементы. Растение обладает противовоспалительным, мочегонным, слабительным и противомикробным свойствами. Также его применяют в качестве хорошего обезболивающего и успокоительного средства. Кроме того, это растение часто используют для понижения артериального .

    Трава фиалки применяется для лечения бронхита, воспаления горла и коклюша. Отвар из фиалки помогает улучшить самочувствие при бронхите, , пневмонии и удушье.

    Кроме того, фиалкой можно лечить всевозможные кожные заболевания. Отвар растения поможет улучшить общее самочувствие после перенесенного заболевания.

    Бегония

    Королевская бегония активно борется с ядовитыми веществами, а также является символом материального благосостояния.

    Название растения

    Угнетающее действие

    Герань

    В период цветения выделяется такое обилие пахучих эфирных масел, что они могут вызвать головные боли, рвоту.

    Примула

    Цветы и листья примулы могут вызвать крапивницу и экзему на коже человека , склонного к аллергическим реакциям, если он прикасается руками к растению. А иногда аллергию вызывает даже запах цветущей примулы. Таким людям разводить ее дома не рекомендуется. После ухода за примулой также следует вымыть руки с мылом.

    Хлорофитум

    Нельзя допускать потребление листьев в пищу детьми. Грубые листья могут травмировать нежные слизистые оболочки

    Фикус

    Не имеет угнетающих действий

    Молочай (эуфобия)

    Он очень опасен. Сок растения имеет вид белого молочка, резковатый запах и может вызывать раздражение кожи, ожоги и аллергию. При попадании сока на слизистую образуются язвы, в глаз – воспаление и временная слепота. Если же лист молочая окажется в желудке ребенка или животного, это приведет к сильной рвоте, поносу и судорогам .

    Дифенбахия

    Опасны все части растения.

    Вывод: Комнатные растения полезны, но только в том случае, если подобрать «правильные» цветы для каждого конкретного человека (или семьи), то есть те, на которые не возникают негативные реакции.

    У нас в школе имеется тот минимум растений, который желательно иметь каждому, кто хоть немного заботится о себе и своих родных. Растения уничтожают ядовитые вещества. Но хотелось, чтобы лучше были озеленены кабинеты – физики, географии, информатика.

    Исследование 3. Результаты оценки внутренней отделки помещения . Материалы, использовавшиеся при строительстве и отделочных работах в нашей школе.

    Название материала

    Степень вредного воздействия

    на организм человека

    Дерево

    Экологически чистый материал

    Железная арматура

    Экологически чистый материал

    Стекло

    Экологически чистый материал

    Краска масляная

    Токсическое воздействие тяжелых ме-

    таллов и органических растворителей

    Древесностружечные и дре-

    Экологически чистый материал

    весноволокнистые плиты

    Линолеум

    Соответствует норме

    Бетон

    Источник радиации.

    Известь

    Экологически чистый материл.

    При повышенной влажности воздуха известь

    экологически

    Вывод: Большинство материалов использовавшихся при строительстве и отделочных работах в нашей школе являются экологически чистыми.

    Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений

    Я обследовала классы по поводу цветовой гаммы на организм человека

    Цвет

    Объём

    Воздействие на здоровье

    Влияние на психику

    желтый

    увеличивает

    Лечит депрессию, способствует укреплению нервов, стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры

    Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит

    оранжевый

    увеличивает

    Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос

    Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией

    красный

    увеличивает

    Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность

    Радует, иногда вызывает некоторую долю страха

    Белый - информатика

    увеличивает

    Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает

    Гасит раздражение, несколько успокаивает

    фиолетовый

    уменьшает

    Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм. Увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать

    Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли

    Зеленый- биология, 8 класс

    нейтральный

    Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизовать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность.

    Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность.

    Синий – класс Людмилы Сергеевны

    уменьшает ширину

    Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание

    Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение

    Голубой – 1-4классы, 5, 6, 7, классы.

    Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы

    Снижает напряжение, успокаивает

    Вывод : Проанализировав с экологической точки зрения состояние нашей школы, я решила, что цветовая гамма благотворно сказывается на организм учащихся.

    Исследование 4. Результаты оценки искусственной освещённости кабинетов .

    Проверка проводилась в 3 кабинетах - информатике, русского языка и 1 классе. Во всех классах уровень искусственной освещённости соответствует нормативным величинам установленным п.7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Вывод : В кабинетах хорошие условия освещённости. Это подтвердил врач по общей гигиене – И.В. Белина.

    Исследование 5. Результаты исследования качества воды .

    Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 80 % известных болезней и на 30% ускоряет старение организма. Характеристика воды нашей школы: вода прозрачная; мутность не отмечена; запах землистый.

    В исследованных пробах смывов с объектов внешней среды санитарно – показательные микроорганизмы (бактерии группы кишечных палочек) не обнаружены. Проверку проводил зав.отделением микробиологической лаборатории Л.С. Сажина, а также врач эпидемиолог – Л.А.Дымочко.

    Вывод : Воду употреблять можно, микроорганизмы не обнаружены.

    Исследование 6. Исследование пыли .

    Любая пыль – это набор аллергенов, главным из которых является микроскопический клещ.

    Определение относительной запыленности воздуха в школьных помещениях.

    Для выполнения работы мне потребовалась: вода, микроскоп с объективом «»»х40» (сорокократное увеличение), пипетка, покровные и предметные стекла длдля микроскопа.

    Н На четыре предметных стекла мной были нанесены по 1 капле воды.

    Предметные стекла на 15 минут установили на высоте 1 м. от пола:
    предметное стекло № 1 в классе биологии во время перемены,
    предметное стекло №2 в коридоре во время перемены,
    предметное стекло №3 в классе биологии во время урока,
    предметное стекло №4 в коридоре во время урока.

    ЗаЗатем накрыла каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом, прприготовив таким образом микропрепарат. Микропрепарат поместила на прпредметный столик микроскопа. Добились такого увеличения, чтобы в поле зрзрения микроскопа была как можно большая площадь капли.

    П Подсчитала количество пылинок в капле и описали их состав:

    микро

    препарата

    Место отбора образца

    Кол-во пылинок в поле зрения

    Расположе

    ние пылинок

    Размеры

    Форма

    1

    в классе биологии во время перемены

    По одной

    мелкие

    Продолговатая, круглая

    2

    в коридоре во время перемены

    По одной

    мелкие

    Круглая

    3

    в классе во время урока

    По одной

    крупные

    Продолговатая, круглая

    4

    в коридоре во время урока

    По одной, небольшими скоплениями

    Крупные, средних размеров

    Круглая

    Вывод: Таким образом, относительная запыленность школьных помещений во время перемены значительно больше, чем во время урока. Во время перемены пыли больше в коридорах школы, а во время урока – в классе. Это объясняется местонахождением основного количества учеников.

    Исследование 7. Результаты оценки температуры в школе .

    Из бесед с учителями и учащимися, я выяснила, что на температур

    ный режим в школе ни кто не жаловался.

    По параметрам температуры учебные кабинеты соответствуют нормам НД

    1.СанПиН и Н 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования в общеобразовательных учреждениях».

    2. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Врач по общей гигиене Т.А.Ананоева, зам.руководителя А.С. Булыгина.

    Вывод: Полученный результат по показателям температуры соответствует норме.

    Исследование 8. Исследование компьютеров .

    Исследования проводились на рабочих местах учащихся в точках измерения.

    1.Напряжённость электрического поля в низкочастотном диапазоне соответствует.

    2. Плотность магнитного потока в низкочастотном диапазоне соответствует.

    3. Напряжённость электрического поля в низкочастотном диапазоне соответствует временно допустимым уровням ВДУ.

    4. Плотность магнитного потока в высокочастотном диапазоне соответствует оценке магнитного потока, проводилась согласно: СанПин 2.2.2. /2.4. 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно – вычислительным машинам и организации работы» - проводил врач по гигиене С.М. Бубнов, зам.руководителя ИЛЦ А.М.Булыгин.

    Вывод: Компьютеры соответствуют ГОСТУ.

    Выводы по проделанной работе

    МАОУ « Бондюжская основная общеобразовательная школа» является экологически чистой системой. В школе соблюдаются все необходимые правила для сохранения здоровья учащихся, педагогов, обслуживающего персонала. « Незваные гости» (консументы) в школе не обнаружены ((регулярно проводится дератизация помещений).

    Как можно чаще проветривать кабинеты. Стараться поддерживать постоянную температуру в школе, соответствующую тепловому комфорту или категории прохладно. Использовать для отделки натуральные природные материалы. Соблюдать правила пользования компьютерной техникой. Растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера школы, и самочувствие его обитателей. Регулярно проводить влажную уборку. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду – загрязнители воздуха, поэтому необходимо пользоваться гардеробом. Загрязнение воздуха в школе зависит от состояния воздуха на улице (внешние источники). Необходимо продолжить работу по озеленению пришкольного участка.

Очень важно уделять своему жилищу как можно больше внимания, ведь от состояния места обитания человека зависит самое главное – это здоровье.

Заключение

Школа – это типичная искусственная экосистема гетеротрофного типа, напоминающая наше село в миниатюре. Как и село, она существует за счет поступления в неё энергии и ресурсов. Её главные обитатели – ученики, учителя и те, кто обеспечивает её бесперебойное функционирование. К числу задач современной школы относится не только воспитание и обучение подрастающего поколения россиян, но забота об их состоянии здоровья.

На качество и безопасность школьной среды способны оказать влияние следующие факторы:

  • Размещение школы;

    Вместимость;

    Воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов

    Параметры внутренней отделки помещений;

    Параметры освещенности;

    Озеленение;

    Качество оборудования, мебели и их расстановки.

Тема исследования многогранна и до конца мной не раскрыта. Однако она у меня вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем.

На территории школы летом продолжатся работы по озеленению пришкольного участка, будут проведены экологические субботники по благоустройству территории.

Список использованной литературы

1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. –СПб: СМИО Пресс, 1999.- 240с.

2.Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая.- Волоград: Учитель, 2008. – 203с.

3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www . school . edu . ru //

4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.

5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.

6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразоват. школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. –М.: Устойчивый мир, 2000.- 272с.

7. Чудинова, Л.Е. Токсичные вещества в учебных аудиториях и нейтрализующие их растения. Электронное издание/ Е.А.Чудинова, А. Авилов. - ТУ ГЭТК, 2008.

8. Сайт Википедия


Солнечная электростанция в школе Liwa, ОАЭ

Liwa International School стала первой экологичной школой Объединенных Арабских Эмиратов. Учебное заведение получило высокую оценку за представленные экопроекты на Всемирном саммите по энергетике будущего (World Future Energy Summit), большинство из которых реализуются ежедневно.

К примеру, каждый день более 4000 литров сточных вод отправляются на очистку. После двойной фильтрации вода используется для полива и орошения более 35 тысяч насаждений. Растения поглощают углекислый газ и спасают от жары, а также помогают поддерживать температуру в классах ниже уличной на несколько градусов.

Снизить потребление электроэнергии удается благодаря сотне солнечных панелей. В сутки станция вырабатывает около 78 киловатт в час. Эта энергия накапливается и затем используется для водоочистных сооружений и освещения территории школы в темное время.

Каждый день ученики самостоятельно заботятся о чистоте школьных площадок. В рамках экологического клуба дети рисуют плакаты о вымерших или находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.


Кампус для экозанятий в школе Trivandrum, Индия

Международная школа Trivandrum в Индии выделила отдельный кампус для экологических занятий. Акценты делаются на борьбу с загрязнением окружающей среды и рациональное потребление природных ресурсов.

Trivandrum International School одной из первых в Индии перешла на использование дождевой воды, которая удовлетворяет более 50% потребностей школы. Также обработку проходят сточные воды.

Собственная органическая ферма снабжает школу овощами и зеленью, выращенными с использованием биоудобрений. Обеды готовятся без консервантов и красителей, потому большая часть отходов с кухни отправляется в компостную яму или биогазовую установку. Все эти процессы становятся частью практических занятий с детьми и подростками.

Школе также удалось освободиться от использования пластика: здесь используются разработанные учениками бумажные мешки, которые можно перерабатывать, а также одноразовые мусорные баки.

Есть в школе и своя «зеленая» традиция: каждый выпускник получает по два саженца дерева, чтобы высадить их на территории в рамках церемонии по случаю окончания школы.


Бамбуковая школа Panyaden, Таиланд

Начальная школа Panyaden появилась в том месте, где когда-то был фруктовый сад. Все помещения учебного заведения построены из бамбука, камня и сырцового кирпича (глина, смешанная с песком и рисовой шелухой), а по форме напоминают листья папоротника. Природные материалы обеспечивают естественное охлаждение и вентиляцию помещений, в них нет кондиционеров.

Стены классных комнат снаружи сделаны из самана и мелиорированного стекла от бутылок и стиральных машин. Рамы окон ― из переработанной древесины твердых пород. Столовая и актовый зал находятся буквально под открытым небом и укрыты лишь бамбуковым навесом.

Сточные воды очищаются и используются для поливки сада, пищевые отходы служат удобрением, а биогаз идет на получение энергии для приготовления пищи.

Школа одновременно вмещает 375 детей. Воспитанники изучают виды тропических растений, особенности кухни северной части Таиланда, а также учатся сажать рис и выращивать овощи без применения пестицидов, используя древесный уксус как средство от насекомых-вредителей.


Минимум бумаги и сбор поношенной одежды в школе Sing Yin, Гонконг

Экошкола Sing Yin из Гонконга помогает ученикам обрести базовые знания по экологии и предоставляет возможность практики охраны окружающей среды. На языковых занятиях школьники пишут сочинения о проблемах экологии, на уроках математики высчитывают затраты на защиту окружающей среды, а после физкультуры убирают футбольное поле.

Здание «зеленой» школы оснащено возобновляемыми источниками энергии ― фотогальваническими панелями и ветряками. В помещениях установлены энергосберегающие датчики движения и света, ограничено использование обогревателей и кондиционеров.

Школа сокращает потребление бумаги: ведет документооборот в электронном виде, использует чистую сторону листов офисной бумаги на черновики или для повторной печати, уменьшает число ксерокопий и не закупает бумажные полотенца.

На территории учебного заведения организован сбор поношенной одежды, пластиковых и алюминиевых банок, а также старой компьютерной техники. Американский Совет по экологическому строительству признал школу Sing Yin одной из самых «зеленых» школ планеты.


Овощи с местный грядок и раздельный сбор в школе Watkinson, США

Минимум затрат на энергию, чистый воздух и просторные учебные классы из переработанных строительных материалов. Экошколу Watkinson , площадь которой составляет 3500 квадратных метров, собрали из модулей за 6 месяцев. Тщательно продуманное пространство, залитое солнечным светом, позволяет экономить до 25% школьного бюджета.

Здание задумывалось как учебное пособие для детей. В процессе обучения основам экологии преподаватели используют системы модульного строения как пример бережного отношения к природе.

Школу питают 60 солнечных панелей: они производят больше электроэнергии, чем потребляет здание. Внутри применяются люминесцентные лампы, для освещения территории снаружи ― фонари с фотоэлементами. 90% чистящих средств, которые используются для уборки, экологически безопасны.

На территории кампуса организован раздельный сбор мусора. Так, издание школьной газеты из 100% переработанной бумаги и картона позволяет ежегодно спасать 60 деревьев. Вся офисная и газетная бумага измельчается и идет на компост.

В качестве удобрения используются и растительные отходы с кухни. Овощи для столовой поставляются прямо с учебных грядок. Раз в неделю в школе устраивают постный день, чтобы с помощью снижения потребления животных продуктов уменьшить углеродный след.

Солнечные плиты и утепленные сеном стены в школе Secmol, Индия

На высоте 3,4 километров над уровнем моря, вдоль реки Инд расположилась экошкола Secmol . Ее кампус был построен из местных строительных материалов ― камня и дерева, с соблюдением архитектурных традиций жителей исторической области Ладакх.

Проект не потребовал многомиллионных вложений. Экошкола Secmol демонстрирует, как можно жить в гармонии с окружающей средой, не нанося ей вред и вторично используя самые обычные вещи.

Теплоизоляцию помещений в холодное время обеспечивают окрашенные известью и черной краской стены. Кроме того, их утепляют сеном или отходами ― например, бумагой и пластмассой. В школе стараются придерживаться принципов ZERO WASTE. В качестве удобрения для выращиваемых овощей используют навоз от коров и компост, который получают с помощью построенных в виде сухих подземных камер биотуалетов.

Воду добывают из подземного ручья. Та, что непригодна для питья, идет на поливку овощей. В повседневной работе школы участвуют и ее ученики: они ухаживают за садом, занимаются уборкой, контролируют работу альтернативных источников энергии, готовят пищу на солнечных плитах. Занятия проходят в просторных и светлых классах, где нет парт.


Dunbarton ― самая «зеленая» школа мира-2015, Канада

Звание самой «зеленой» школы в мире в 2015 году по мнению U.S. Green Building Council получила экошкола Dunbarton из Онтарио. Высшей награды канадское учебное заведение удостоено и за форму ― за последние пять лет школу модернизировали, и за содержание учебной программы. Школьники не просто вовлечены в процесс, они являются инициаторами и руководителями экопроектов.

Старое здание, построенное в 1960 году, «озеленили»: установили энергосберегающие окна, освещение и солнечную систему подогрева воды. Также здесь была запущена программа переработки органических отходов.

В Dunbarton есть специальный сад для опыления растений, который привлекает бабочек и пчел, для последних в саду установлены специальные «домики». Экошкола принимает участие в Атлантической программе по восстановлению популяции лосося. Проекты финансируются на средства благотворителей, родителей и некоммерческих организаций.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • Экологическая экспедиция в Унторский заказник "Малая Тимирязевка"

    Презентация-отчет о работе летней профильной смены "Малая Тимирязевка", которая проходила в Унторском заказнике летом 2007 года. В ходе ее работы группа учащихся проводила гидрологические исследования.

  • Экологическая экспертиза

    На сегодняшний день Россия относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Пренебрежительное и нерациональное пользование богатствами природной среды пагубно повлияло на экологию нашей страны. Для регулирования экологических отношений, законодательство РФ установило экологический контроль. В данной работе автор рассказывает об одном из способов экологического контроля на предприятиях - экологической экспертизе, изучив основы ее деятельности и меры проведения.

  • Экологическая экспертиза города Вышний Волочок

    Русская Венеция - так называют поэты город Вышний Волочок, город рек и первых искусственных каналов, созданных руками человека. Автор провел анализ экологического состояния города, сформулировал рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.

  • Экологическая экспертиза квартиры

    Большинство людей не задумываются об экологической безопасности своего жилища и даже не подозревают, что именно экологические параметры во многом обуславливают самочувствие и здоровье. В работе представлены требования, предъявляемые к жилым помещениям с позиций экологии, приведены данные обследования, полученные в процессе экспертизы квартиры, в которой проживает семья автора работы. В заключение даны рекомендации, как улучшить экологические показатели и сделать дом более комфортным для жильцов.

  • Экологически безопасное жилище

    В работе рассмотрены современные отделочные материалы. Проведен подробный химический анализ веществ, входящих в их состав. Также указывается, какой из материалов самый экологически чистый, а какой очень вреден как для человека, так и для окружающей среды. Представлены государственные стандарты, документы ТЕХАРХИВА, марки наиболее известных лакокрасочных материалов, "лакокрасочный алфавит".

  • Экологически грамотный потребитель

    В исследовательской работе представлены методические рекомендации по расшифровке обозначений на упаковке товара; представлены результаты исследования по определению качества потребляемых товаров и выявлению их возможной опасности для здоровья человека.

  • Экологически чистая квартира - залог здоровья семьи

    Количество источников загрязнения в наших квартирах все больше возрастает: токсичные отделочные материалы, несоблюдение санитарных норм содержания животных, неправильная освещенность, вредное излучение от телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Своей работой мы попытались привлечь внимание учащихся к проблеме экологии и здоровья своей семьи и показать, что улучшить микроклимат в квартире и снизить количество вредных факторов может любая семья.

  • Экологически чистая квартира. Действительное и возможное. "Экологи дома"

    В проекте автор попыталась выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания, а также на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы, изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки и ней.

  • Экологически чистая пища якутов XIX века - залог их здоровья

    Работа посвящена национальной пище якутов XIX века. Актуальность темы состоит в том, что она отражает проблему здоровья, т.к. питание является важнейшим фактором, влияющим на самочувствие и настроение человека. Ученики изучили рецепты приготовления некоторых якутских блюд и их влияние на организм.

  • Экологически чистая пища - залог здоровья народов Поволжья

    Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. В представленной работе проведено изучение различных видов пищевых продуктов и показано их значение для жизнедеятельности организма человека.

  • Экологически чистое лечение. Чудодейственный доктор - медицинские пиявки

    Выбрав тему для нашего проекта, мы поставили цель: показать роль медицинских пиявок в лечении человека. Исходя из поставленной цели нам понадобилось решить ряд задач: выявить количество употребляемой пиявками крови за один сеанс; исследовать реакцию пиявок на запах живого организма; провести наблюдение за изменением состояния медицинской пиявки после кормления; выявить реальную помощь лечения с помощью медицинских пиявок.

  • Автор дает ответы на вопросы: что такое энергия и зачем она нужна; откуда человек берет энергию; какой бывает энергия и можно ли ею управлять? Для выяснения загрязнения окружающей среды источниками энергии проведены несколько опытов.

  • Экологически чистые красители

    Работа имеет большое практическое значение и направлена на сохранение здоровья человека, т.к. в ней рассматривается крашение тканей экологически чистыми красителями, доступными в домашних условиях и не оказывающими негативного воздействия на организмы людей. Тема особенно актуальна в настоящее время из-за большого количества людей, особенно детей, страдающих аллергическими заболеваниями, полученными при использовании тканей, окрашенных синтетическими красителями.

  • Экологически чистый транспорт: велосипед

    В наш стремительный век человек должен многое успевать... Как это сделать? Необходимо передвижение... Автор предлагает для этого экологически чистый вид транспорта: велосипед. Рассказывает о том, как появился велосипед, кто его придумал, дает советы велосипедистам, рассказывает о недостатках и преимуществах данного вида транспорта.

  • Экологические акции в школе

    В данной презентации представлены три направления экологической работы школы, которые ориентированы на формирование экологического самосознания и мировоззрения школьников и их бережное отношение к природе родного края.

  • Экологические аспекты влияния шума на продуктивность умственной деятельности учащихся

    В проекте автор попыталась выяснить, какое влияние оказывает шум на результативность учащихся, оценить влияние музыки на умственную деятельность учащихся, а также выработать рекомендации для снижения уровня шума в школе.

  • Экологические аспекты жизненного цикла воды в современном мегаполисе

    Основная идея проекта - формирование адекватного вызовам времени экологического мышления, основанного на принципах устойчивого развития. В работе рассматривается взаимосвязь рационального водопользования жителями Москвы в повседневной жизни с экологической обстановкой в городе и климатом планеты в целом.

  • Экологические аспекты обследования ручья пос. Плеханово

  • Экологические аспекты оптимизации почвенного плодородия на ТМР

    Работа знакомит с почвами Ярославской области и возможностями их рационального использования. Даются понятия земельного права, органического земледелия.

  • Экологические аспекты хронобиологии человека

    Работа состоит из двух частей: в реферативной части описывается история развития науки биоритмологии, классификация биоритмов, их особенности, влияние биоритмов на жизнедеятельность человека и их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Практическая часть включает работы по определению хронобиологического типа человека, фаз физического, эмоционального и интеллектуального циклов и определению показателей индивидуальной минуты.

  • Экологические задачи во 2-м классе

    Работа является сборником математических задач для учащихся второго класса по экологии. С помощью составления задач и их решения ребята привлекаются к охране природы, бережному отношению к ней. Экологические задачи содержат полезный материал об охране природных богатств.

  • Экологические материалы к предмету "Окружающий мир"

    Работа представляет собой материалы экологической направленности для уроков по предмету "Окружающий мир" (3-4-й классы) и уроков географии (6-й класс). Проект включает в себя презентацию "Нам есть что охранять", стихотворения экологической тематики, договор с природой (образец), загадки о растениях и животных.

  • Экологические основы значения и происхождения русских названий птиц, обитающих в Усинской котловине

    Усинская котловина находится в горах Западного Саяна. В ней обитает более ста видов птиц, имеющих свои русские названия, в основе которых лежат их экологические источники. О некоторых из этих видов рассказывается в данной работе.

  • Экологические особенности березы кустарниковой

    Объектом изучения и исследования автор выбрал березу кустарниковую, которая широко распространена в нашем регионе. В своих исследованиях Дайаана не только наблюдает за объектом исследования в природных условиях, но и пытается моделировать условия жизни березы кустарниковой: изучает сроки набухания почек и появления первых листьев. Автор пришел к выводу, что особенности березы кустарниковой - результат адаптации к суровому климату Якутии.

  • Экологические проблемы благоустройства микроучастка поселка им. Урицкого г. Челябинска

    В поселке им. М.С. Урицкого г.Челябинска, в районе которого находится наша школа, множество социальных и экологических проблем, таких как: наличие более 10-ти несанкционированных свалок мусора, плохое освещение улиц, водоснабжение и энергоснабжение, недостаточное количество объектов бытового назначения, зеленых насаждений, отсутствие мест для отдыха и досуга, общественного транспорта, асфальтированных дорог, пешеходных тротуаров, площадок для игр детей.
    Мы очень обеспокоены таким положением дел в поселке и поэтому учащиеся нашей школы решили предпринять ряд конкретных мер, направленных на улучшение благоустройства района. Но так как посёлок занимает значительную территорию, мы решили начать с самого малого и преобразить небольшой участок, непосредственно прилегающий к школе площадью 0.1 км2.
    Таким образом, цель нашего проекта - благоустройство микроучастка поселка им.Урицкого. С результатами этой деятельности вы можете ознакомиться в нашей работе.

  • Экологические проблемы бытовых отходов

    В работе рассматривается проблема накопления бытовых отходов в стране, области. Авторы приводят классификацию твёрдых бытовых отходов, описывают различные методы и способы их утилизации, затрагивают вопросы, связанные с пагубным действием свалок и бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека. Приводят результаты исследования, дают рекомендации по улучшению экологической ситуации своей малой родины.

Введение

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определятся глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды и ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности школьников в этом направлении является их участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Но в основном тематика экологических работ посвящена проблемам города, региона, глобальным вопросам сохранения окружающей среды и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии школы.

Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в школе, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятий) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.

Один из важнейших аспектов современной жизни – экологическая культура, которая определяет характер отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде.

Библиографический обзор по данной теме показал, что в основном тематика исследовательских работ по экологии посвящена проблемам на уровне города, района, округа, глобальным проблемам сохранения окружающей среды, и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии самой школы.

Помимо традиционной тематики научных работ школьников по экологии, автор статьи предлагает сосредоточить исследовательскую деятельность обучающихся в данной области в рамках одной школы (что вовсе не означает узость поставленной проблемы, т.к. речь идёт о сохранении здоровья школьников, их высокой работоспособности и успеваемости).

Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» – системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам экологических экспресс-исследований.

Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают элементы научного исследования.

Технология проведения экологического марафона

Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

Выглядит это следующим образом. В школе объявляется неделя «Экологического марафона». Во всех классах организуются экологические исследовательские группы (от 3 до 6 человек). В старших классах это делают учителя биологии и химии, в среднем звене – учителя биологии, географии и классные руководители, в младших классах такие группы организуются классными руководителями с привлечением родителей. Итак, – первый день – это объявления, организация экологических групп, консультантов-школьников и учителей-консультантов.

На следующий день на специальном собрании (научный экологический совет, или научный совет марафона) проводится инструктаж классных руководителей и консультантов по технологии постановки, проведения и анализа результатов экспресс-исследований, раздаются технологические карты (инструкции) проведения экспериментов. Одно из преимуществ такой работы – активизация большого числа старшеклассников в роли научных руководителей исследовательских групп.

В течение третьего дня идёт активная инструктивная и подготовительная работа в группах.

В течение четвёртого, пятого и шестого дней экологические группы проводят исследования, обрабатывают результаты.

На седьмой день группы сдают свои научные отчёты и разработанные рекомендации в научный совет марафона. Члены научного совета отбирают наиболее интересные материалы для проведения заключительной научной конференции по экологии школы.

Восьмой и девятый день – подготовка выступлений и выступающих, создание мультимедийных презентаций.

Девятый день – проведение научной конференции по вопросам экологии школы.

Десятый день – подведение общих итогов марафона, экскурсии, встречи с представителями экологических организаций города, медицинскими работниками, встреча научного совета марафона с представителями администрации школы, обсуждение выявленных проблем и способов их решения.

Таким образом, данный марафон можно проводить в рамках экологической или биологической декады по плану работы школы.

В нашей школе №6 г.Надыма мы трижды проводили такой марафон в рамках всей школы и множество раз – по параллелям. И хочется отметить, что предложенная ученикам исследовательская работа всегда вызывала у них живой интерес и особо высокую коммуникативную и активность.

Мы предлагаем вниманию обзор одного из таких марафонов.

Цели экологического марафона

  • Изучить экологическую обстановку в школе и прилегающей территории, выяснить влияние школьных и внешних экологических факторов на состояние учащихся.
  • По итогам работы внести рекомендации по улучшению экологического состояния школы.
  • Обобщить и углубить знания учащихся о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  • Сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
  • Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории; а также формирование у учащихся активной гражданской позиции и воспитать экологически грамотных учащихся.
  • Вовлечь в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.

Задачи марафона

  • Выяснить, отвечает ли экологическая обстановка нашего учебного заведения статусу школы с углублённым изучением предметов. Для этого:
  • Вовлечь учеников всех классов в научно – исследовательскую работу, способствуя активизации детского экологического движения «Росток» и научного общества школьников.
  • Организовать для данной работы исследовательские экологические группы школьников во всех классах, группы учеников-консультантов из старших классов, чтобы максимальное количество обучающихся познакомилось с методикой научного исследования, с экологическими проблемами школы, приняло участие в их позитивном решении.
  • Максимально широко охватить и рассмотреть все стороны исследуемой проблемы, работая с ученическими экологическими группами.
  • Активизировать внимание школьников в области экологического состояния ближайшего окружения.
  • Активизировать самоуправление в классах.

Этапы работы

Работа проходит в три этапа. Задача первого этапа заключается в создании экологических групп школьников во всех классах школы, в разработке методики исследований и её изучении исследовательскими группами. Второй этап заключается в проведении самих исследований. Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы.
В процессе обработки результатов проводятся постоянные консультации со школьными медицинскими работниками, данные исследований сопоставляются со стандартами СЭС.

Направления исследований

Исследования проводятся по двум направлениям.

Первое направление – изучение экологической обстановки школы, которое включает исследование чистоты воздуха в районе школы, запылённости воздуха в школьных помещениях, шумового фона, озеленения школы, проблем курения.

Второе направление – изучение влияния школьных экологических факторов на состояние учащихся, включающее исследование общего состояния школьников, влияния факторов внешней среды на утомляемость учеников в учебном процессе, изучение негативного воздействия компьютеров и телевизоров на состояние зрения, питания учащихся в столовой.

Мы предлагаем по итогам марафона сформулировать следующие выводы (на научной конференции или отдельным документом, озвучить по школьному радио).

Выводы (макет)

1. Уровень запылённости воздуха на пришкольной территории и в школьных помещениях [соответствует / не соответствует]допустимым нормам. Причины.
2. Школьные помещения [достаточно / недостаточно] озеленены, что [способствует / не способствует] лучшей очистке воздуха от пыли и насыщению его кислородом. Причины.
3. Достаточно [низок / высок] шумовой фон. Причины.
4. Организованное питание в столовой и увеличенное время перемен [снимают / не снимают] большинство проблем в этом плане. Причины.
5. Выявленные негативные факторы (курение, радиационный фон от компьютеров) оказывают в рамках школы [минимальное / иное] действие, так как возможные места курения [контролируются / не контролируются] администрацией, а излучение компьютеров в кабинетах ИВТ [не превышает / превышает] допустимые нормы.
6. Проведение исследований экологическими группами показало, что подобная форма деятельности вызывает очень высокую заинтересованность учеников в отношении своего здоровья и состояния окружающей среды.
7. В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка в целом [отвечает / не отвечает] необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников, высокой работоспособности и успеваемости.

На основе полученных результатов составляется экологический паспорт учебного заведения, в который вносятся итоги изучения отдельных экологических факторов и рекомендации по улучшению экологического состояния школы.

Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением отдельных предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в этих учреждениях, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятия) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на состояние здоровья учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.

Новизна проекта состоит:

  • в самом объекте исследования, в том, что экология школы – недостаточно исследованный вопрос;
  • в активном привлечении к научной работе экологических групп во всех классах, практически всех школьников;
  • в разработке методического комплекса исследований, совместимого с возможностями школы и школьников;
  • в изучении не только экологической обстановки школы, но и её влияния на состояние здоровья учащихся и эффективность учебного процесса.

Исследовательская часть проекта

Изучение чистоты воздуха в районе школы

Пыль – вредный экологический фактор, разрушающий здоровье, хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию множества болезней, снижению иммунитета. Пыль впитывает тяжёлые металлы, которые вызывают раковые заболевания.

1. В районе школы взять пробу снега в чистую банку или чистый пакет в объёме 1 литр (снег слегка уплотнить). Обозначить её «Проба А».
2. Таким же образом взять пробы снега в каком – либо жилом дворе и на улице с интенсивным движением. Обозначить их «Проба Б» и «Проба В».
3. В чистой посуде (например в банках) в тёплом помещении перевести пробы снега А, Б, В в жидкое состояние.
4. Для дальнейшего анализа в каждой пробе воды (растаявшего снега) взять один и тот же объём (например 200 мл. – объём стакана).
5. Приготовить прибор для фильтрования (штатив, воронка, три фильтра).
6. Профильтровать пробу «А» (перед приливанием каждой новой порции воды на фильтр, содержимое пробы тщательно размешивать). После фильтрования осторожно вынуть фильтр из воронки и развернуть.
7. Сделать то же самое с пробами «Б», «В».
8. Сравнить количество осадка на фильтрах «А», «Б», «В», уровень их затемнённости.
9. Сделать вывод о чистоте воздуха в районе школы.

Изучение запылённости воздуха в школе

Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.

Технологическая карта исследования:

1. В понедельник после первой смены (или вечером) закрепить одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении.

а) в коридорах
б) в вестибюле
в) на лестницах
г) в кабинетах (число кабинетов – на усмотрение экспериментаторов).

Полоски предварительно пронумеровать.
Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль.
Выберите такую высоту, чтобы не сорвали полоски за день.

2. В пятницу утром или после обеда (как вам удобнее) – снимите полоски, не сгибая их, и наложите клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски, наклеивайте их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подпишите, откуда какая полоска.

3. При ярком свете изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:

а) где у нас в школе самые запылённые места и где – самые чистые;
б) выясните причины высокой и низкой запылённости.

4. Сделайте предложения по борьбе с пылью.

Изучение шумового фона в школе

Необратимые разрушения коры головного мозга (умирают клетки, разрываются связи). Шум вызывает стрессовые состояния, нарушающие психические и физические функции. Шум – почва для развития неврозов. Шум вызывает усталость, снижение внимания.

Технологическая карта исследования:

1. Отметить уровень шума на переменах по 3- или 5-балльной шкале:

а) в коридорах;
б) в кабинетах.

2. Сделайте выводы: где наибольший и наименьший уровень шума.

3. Выясните, имеет ли отрицательное влияние шум в классе и в коридоре на работоспособность обучающихся на уроках..

4. Является ли музыка на переменах:

а) шумовым фактором, мешающим отдыху учеников;
б) способствует отдыху.

5. Внесите ваши предложения по снижению уровня шума на переменах:

а) в коридорах, б) в классах.

Изучение проблемы курения в школе

Некурящие в присутствии курильщиков тоже отравляются; более того – они являются полноценными курильщиками (только пассивными). Табачный дым содержит вещества, отравляющие организм и вызывающие рак.

Технологическая карта исследования:

1. На крыльце, в мужском и женском туалетах, незаметно пересчитать курящих учеников:

а) на каждой перемене;
б) после уроков.

2. Сделать выводы:

а) когда курят больше всего;
б) сколько всего человек курят в течении смены.

3. Провести анкету в своём классе или другом 9 классе:

а) Сколько раз в день курите?
б) С какого возраста?
в) Если вы курите, то

– хотите ли вы курить, или …?
– это зависимость (хотите бросить, но не можете).

4. Изучить степень задымлённости коридоров в районе туалета.

5. Сделать вывод о вреде курения в школе для некурящих; провести в случае необходимости профилактику курящих и пропаганду.

Озеленение школы

Растения – фактор, присутствие которого улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, способствует формированию необходимых условий для хорошего состояния учащихся на протяжении всего учебного дня.

Технологическая карта исследования:

1. Подсчитать количество кабинетов.
2. Составить списки числа цветов в каждом кабинете.
3. Определив названия растений, сделать списки по отдельным видам.
4. Дать оценку по уходу за цветами.
5. Сделать вывод об уровне растительности в школе и её разнообразии, об условиях ухода; выяснить каково влияние растений на общее состояние и работоспособность школьников.

Изучение общего состояния школьников

Проблемы:

  • Сильное снижение работоспособности у многих;
  • Стрессы – чаще и легче случаются;
  • Высокий уровень заболеваемости.

1. Провести анкетирование своего класса или других классов:

а) насколько хорошо или плохо вы чувствуете себя в начале учебного дня (по выбранной шкале); объясните причины (почему хорошо, почему плохо);
б) как вы чувствуете себя после уроков (по выбранной шкале); объясните причины (почему хорошо, почему плохо);
в) если ваше состояние ухудшилось, укажите, какую роль в этом сыграли (указать влияние этих факторов по выбранной шкале):

– отношения с другими людьми,
– шум на переменах,
– запылённость коридоров и кабинетов,
– духота в классе (нехватка свежего воздуха),
– неподвижное сидение на уроках,
– другие причины;

г) где вы живёте (куда смотрят окна большей части квартиры):

– на шумную улицу
– на тихую улицу или во двор;

д) сколько стоит машин утром и вечером в вашем дворе, как они на вас влияют (шум, газы);
е) лучше ли вы чувствуете себя в кабинетах, где много растений?

2. Сделайте выводы:

а) о главных причинах ухудшения общего состояния учащихся к концу учебного дня;
б) о влиянии растений на состояние учащихся в озеленённых кабинетах.

3. Внесите предложения:

а) о мерах улучшения состояния школьников, о способах его подержания в норме;
б) о необходимости озеленения школы.

Изучение негативного воздействия мобильных телефонов, компьютеров и телевизоров на состояние зрения

Просмотр телепередач, электронные игры и работа на компьютере требуют напряжения зрения, чтобы рассмотреть отдельные элементы изображения. Частота строк и частота сканирования изображения глазным яблоком не совпадают, что требует от глаз особого напряжения. Часто завышаемая яркость свечения экранов мониторов и телевизоров разрушает клетки сетчатки, а электро-магнитное и радиационное излучение негативно сказывается на всех тканях организма в зоне облучения. Более того, положительный потенциал, образующийся на экране, «вымывает» отрицательные заряды клеток, что нарушает их нормальное функционирование и в буквальном смысле «разваливает» клеточный и тканевый иммунитет.

Технологическая карта исследования:

1. Провести анкетирование по двум вопросам:

а) сколько часов в день вы смотрите телевизор?
б) сколько часов в день вы работаете на компьютере?

2. Обратиться к школьному врачу и взять данные о состоянии зрения анкетируемых учеников.

3. Найти связь между количеством времени, проведённом у компьютерных или телевизионных экранов, и состоянием зрения. Сделать выводы.

4. Выяснить в процессе сопоставления данных анкет и данных врача, что сильнее влияет на ухудшение зрения: телевизор, мобильный телефон или компьютер.

5. Внести предложения о предотвращении ухудшения зрения учеников.

Изучение питания школьников в столовой

Проблемы:

1. Ученики злоупотребляют газированными напитками. Их вред:

а) газ СО 2 образует в воде Н 2 СО 3 , которая способствует развитию желудочно-кишечных заболеваний, нарушает газообмен крови, снижая содержание О 2 в крови.

б) Многие газированные напитки содержат кофеин. Из-за них нервная система ученика приходит в перевозбуждённое состояние, в итоге – неустойчивое внимание на уроках., лёгкая подверженность стрессам, истощение психики.

2. Чипсы и тому подобные продукты содержат очень много консервантов и других химических добавок, отравляющих организм (красители, ароматизаторы и т.д.). Зачастую мы предпочитаем перекусить в буфете «ядохимикатами», чем нормально поесть в столовой (горячее питание, здоровые продукты).
И ещё: зарубежные продукты часто худшего качества чем российские.

Технологическая карта исследования.

1. На переменах изучите, что покупают дети в буфете. Определите, что они предпочитают:

а) газированные напитки или соки?
Спросите их, почему они выбирают тот или иной напиток.

б) изделия столовой (пирожки, булочки и т.п.) или продукты с консервантами (чипсы, сухарики и т.п.)

2. Определите, каким образом питается большая часть детей:

а) в столовой (горячее питание),
б) в буфете (холодное, химически нездоровое питание).

3. Сделайте выводы: как питается большинство школьников (правильно или неправильно);

4. Внесите предложения по решению данной проблемы (то есть как сделать питание в школе здоровым).

Изучение влияния факторов внешней среды на утомляемость обучающихся
в учебном процессе

Цель: изучить влияние домашнего задания (учебной нагрузки), стрессов, курения на утомляемость учащихся в зависимости от степени активности образа жизни.

1. Анкетирование

Таблица № 1 – Степень активности образа жизни (поставить в соответствующей графе знак «+»).

Таблица № 2 – Влияние внешней среды.

Пояснение: анкетируемые отмечают по 3 – бальной шкале, в какой степени влияют указанные факторы на их работоспособность (внимание, запоминание, ясность мышления, общее самочувствие) во время уроков. (0 – никакого влияния, 1 – слабое влияние, 2 – сильное влияние, 3 – очень сильное влияние).

1. Определить возможные соответствия (корреляции) между данными таблиц.
2. Сделать выводы о влиянии внешних негативных факторов на работоспособность учеников на уроках.

Итоги экологического марафона (макет отчёта)

Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию раковых заболеваний. Она раздражает дыхательные пути, ускоряя развитие ОРЗ, вызывая аллергические реакции, снижает уровень иммунитета. Поэтому количество пыли в помещении является важным показателем его экологического состояния.

Как же обстоят дела в нашей школе? Экспресс – анализ запылённости школьных помещений, проведённый учениками _____ класса, показал, что содержание пыли в воздухе наших учебных кабинетов не превышает допустимых санитарных норм.
В целом воздух благоприятен на 1, 2, 3 и 4 – этажах, несмотря на то, что на некоторых этажах постелены ковры. На лестницах по сравнению с этажами и кабинетами содержание пыли больше, но не превышает поставленных требований. К кабинетам никаких возражений, экологическое состояние отличное. Обстановка в школе по отношению к этому экологическому фактору полностью отвечает санитарным требованиям.

Экологи _____ классов исследовали состояние воздуха в районе школы в сравнении с уровнем его пылевого загрязнения вблизи автомобильных дорог. Что и следовало ожидать, атмосфера около школы очень благоприятна по сравнению с территориями около проезжей части. Растения – хорошие защитники тротуаров от пыли. Берегите зелёные насаждения, не вытаптывайте траву на газонах, озеленяйте наш город. В этом – не только красота улиц, но и залог нашего здоровья. Каждая новая травинка, каждый новый лист на ветвях – те новые и новые капли здоровья, наполняющие нашу жизнь полноценным содержанием. Пусть наш город будет чистым! Педагогический и ученический составы отметили разнообразность и количество цветов в школе, и считают, что это и придаёт некий уют на этажах и в кабинетах.

Экологические группы _____ классов изучали общее состояние учащихся в школе.

Здесь имеются проблемы: снижение работоспособности у многих учеников к концу смены, участившиеся стрессовые ситуации. По данным анкетирования и наблюдений выяснилось, что отрицательными факторами по данным проблемам являются: неподвижное сидение на уроках, учебные нагрузки, большое количество автомашин во дворах жилых домов, чьи шум и газы отрицательно влияют на общее состояние, на учебную деятельность.

С другой стороны экологи отмечают, что кабинеты, в которых находится много растений, заметно способствуют улучшению общего состояния, реабилитации после воздействия указанных выше негативных факторов, повышают работоспособность.

Указываются две причины данного явления: эстетический эффект и чистый воздух. Также нужно отметить, что большое количество школьников уделяют огромное внимание занятиям в спортивных секциях, что очень влияет на общие показатели школы. Степень утомляемости во время школьных занятий средняя (в зависимости от категории классов).

Очень вреден для человека шум. Оказывается, он производит необратимые разрушения в коре головного мозга: умирают клетки, разрываются нейронные связи. Шум незаметно вызывает стресс, нарушающий физиологические и психологические функции, является благоприятной почвой для множества неврозов, вызывает усталость, понижает внимание. Наши экологи проводили исследования шумового загрязнения школьной среды. Оказалось, что более шумным является по сравнению с остальными этажами ____ этаж, а самыми спокойными – _____ и _____. Согласно опросу, шум оказывает отрицательное влияние и на общее состояние, и на дальнейшую работу на уроке. В этом плане музыка на переменах всеми отмечается не как шумовой фактор, а фактор, способствующий отдыху, поднятию настроения перед уроком, формированию своеобразной бодрости и настрою, что немало важно для состояния ученика. В целом учащиеся отметили, что шумовой фактор не составляет в нашей школе никакого влияния, т.е. шумовой фон предельно низок.
Необратим вред телевизоров и компьютеров здоровью человека – зрению. Не обошла эту проблему и моя работа. Исследовательским группам вывод по этому поводу было сделать очень трудно. У ___% опрошенных нет компьютеров, но тем не менее состояние зрения нарушено.

Большое негативное влияние на состояние зрения оказывают телевизоры, компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны.

Много экологических проблем возникает сегодня и по поводу питания учеников. Сейчас стали злоупотреблять газированными напитками, гамбургерами, хот-догами и тому подобными «блюдами», совмещающими несовместимые продукты.

Поэтому исследовательская группа ____ класса решила изучить, как обстоят у нас в школе дела с питанием учеников. Оказалось, что все перечисленные проблемы касаются и нас. Посещают столовую ____% учащихся. Горячее заказывают около _____%. Из всех выпиваемых нами напитков менее половины приходится на газированные, кофеиносодержащие напитки (кока-кола и т.п.). Но зато наши ученики меньше употребляют консервантов, предпочитая родные школьные пирожки, пиццы и другие булочки заморским деликатесам.

Многие вообще не имеют представления о вреде газированных напитков. Многие не знают, что горячая пища полезнее холодной, и холодные блюда приобретаются в три раза чаще, но это не мешает питаться нашим ученикам правильно в столовой – _____%.

Да, экологическая обстановка сегодня часто преподносит нам сюрпризы. Но одно дело, когда мы оказываемся в нездоровой среде по независимым от нас обстоятельствам или по незнанию, и другое дело, когда мы сознательно, изо всех сил, надрываясь и кашляя от натуги «запихиваем» ядохимикаты в свои лёгкие, отравляя организм, культивируя в себе раковые процессы.

Исследователи – экологи ____ класса провели изучение этого вопроса в нашей школе. И вот к чему пришли: некоторые ученики выкуривают в день по _____ сигарет. То, что курят уже с 12 – 13 лет, а то и раньше, никого не удивляет. В течение учебного дня курят ____ мальчиков и ____ девочек, но так как в школе строгий контроль за туалетами и крыльцом, то курящие бегут в ближайшие подъезды. Следовательно, не подвергая окружающих вредному воздействию табачного дыма. Но был установлен также контроль за подъездами, то есть пришкольной территорией и признаков курения в учебное время нет.

Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к своему здоровью, окружающей среде, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений по изучению окружающей середы, применению теоретических знаний на практике.

В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка полностью отвечает необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников и высокой работоспособности в процессе углублённого изучения предметов.

Решение проблем (макет проекта)

По итогам работы был проведён семинар в составе Школьного ученического совета, Научного совета экологического марафона и представителей исследовательских групп для решения проблем. В этом приняли активное участие и представители педагогического коллектива. Предложения по улучшению экологической обстановки и её поддержанию в школе явились предметом дискуссии, по итогам которой был составлен план необходимых мероприятий [приводится план мероприятий].

По результатам исследования экологической чистоты воздуха было решено: [чаще проводить влажную уборку, в особенности – лестниц; разместить больше цветов на лестницах и этажах; проветривать помещения школы, до занятий, во время и после; использовать в ночное время кварцевые лампы для уничтожения микробов].

Так как шумовой уровень [не превышает / превышает допустимые нормы, были проведены [дополнительные разъяснительные беседы о пагубной роли шума на переменах].

По поводу питания приняты следующие меры: [проводить беседы и лекции о правильном питании; увеличить перемены до 15-20 минут, чтобы ученики могли спокойно приобрести и поесть горячие блюда; провести беседы с родителями школьников о здоровом питании детей в учебное время]. По данным медицины школьник должен обязательно получать полноценное горячее питание в течение учебного дня, иначе у него будут развиваться желудочно-кишечные заболевания, снизится резистентность к учебным нагрузкам.

По поводу зрения ученикам были предложены инструкции для его улучшения.

Для ликвидации проблем, связанных с курением, был установлен [строжайший контроль за туалетами и близлежащими подъездами; проведены индивидуальные беседы с курящими, лекции по этой теме].

Школа – наш дом, и каким он будет, таким будет наше здоровье, наше будущее.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: " Наша школа - экологически чистая система" Автор: учащиеся 8 класса Левченко Алия, Маринченко Александра Руководитель: учитель биологии и химии Хохлова Елена Викторовна


АННОТАЦИЯ Данная исследовательская работа посвящена проблеме здорового жилища. Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Идеальный дом не только здание для убежища. Дом должен быть местом, свободным от вредных воздействий, который поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.


Основное место обитания человека - это его дом. Мы очень много времени проводим в школе, поэтому можем сказать, что она то же является нашим домом. Мы здесь учимся, занимаемся внеклассной работой. Школа – это наша « крепость», в которой должны быть обеспечены условия для труда и отдыха.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Выяснить: является ли школа экологической системой. Определить состав и структуру экосистемы. Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы. Познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды школы. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем.




Теоретическая часть «Эко» – означает «дом», нашу сферу обитания. А сфера обитания – это в первую очередь наша квартира и школьный кабинет. Здоровье начинается дома и в школе, и цель наша превратить их в неприступную крепость для всех болезней. Школа, дом. Что мы знаем о них и об их влиянии на здоровье?


Проблема экологического состояния помещения, его, так называемого здоровья, является сегодня достаточно актуальной, так как мы проводим в школе много времени, и чтобы не было вреда для здоровья, необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.




Практическая часть Исследование 1. Школа – экосистема? В школе имеются комнатные растения – ПРОДУЦЕНТЫ. В школе находится человек, « незваные гости» мыши (это наше предположение, т.к. мы их не обнаружили) – КОНСУМЕНТЫ. В школе есть бактерии, сапрофитные клещи, плесневые грибы – РЕДУЦЕНТЫ.








Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности. Функции Стимулирующее действие Угнетающее действие ЗрениеРозмарин, цитрусовые, герань Гниющие растения. Сердечно – сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) Боярышник, зубровка, сирень, тополь, сосна и ель летом, камфарный лавр Дуб, берёза, ваниль, душица, лаванда, тимьян, сосна и ель зимой, лимон, мелисса, валериана Дыхательная система (жизненная ёмкость лёгких, проходимость бронхов) Берёза, липа, тимьян, вереск, душица, лимон, эвкалипт Тополь, сирень, валериана, сушеница ГазообменПижмаРоза, лимон






Название материала Степень вредного воздействия на организм человека ДеревоЭкологически чистый материал Железная арматураЭкологически чистый материал СтеклоЭкологически чистый материал Краска маслянаяТоксическое воздействие тяжёлых металлов и органических растворителей Древесностружечные и древесноволокнистые плиты Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами Монтажная пенаВоздействие токсических веществ ЛинолеумХлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления БетонИсточник радиации Обои с моющимся покрытиемИсточник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания


Вывод: Проанализировав с экологической точки зрения состояние нашей школы, мы решили, что необходимо произвести некоторую замену отделочных материалов. В частности, обои надо заменить на побелку известью, которая обладает замечательным качеством – при несколько повышенной влажности воздуха известь «забирает» излишнюю влагу, при высокой сухости воздуха – «отдаёт» воду (в трёх классных комнатах такая замена произведена). Решили, что необходимо заменить линолеум в кабинете биологии, но, придя с этим предложением к администрации, выяснили, что на этот линолеум имеется сертификат качества и его разрешают использовать в учебных заведениях.


Исследование 4. Результаты оценки естественной освещённости кабинетов. Естественная освещённость кабинетов. Помещение Световой коэффициент Коэффициент заглубления РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма 0,180,25–0,160,450,5 КабинетыРезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма Помещение0,180,25–0,160,450,5 РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма




Исследование 5. Результаты исследования качества воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 80 % известных болезней и на 30% ускоряет старение организма. Характеристика воды нашей школы: цвет очень слабо-жёлтый (цветность в градусах составила 45о); вода прозрачная; мутность не отмечена; запах землистый.






Исследование пыли проводилось в кабинете биологии с помощью светового микроскопа. Вывод: Исследования проводились после уроков, поэтому пыль была обнаружена на стендах, книгах и полу. Дежурным по классу следует более тщательно проводить влажную уборку помещений.



Исследование 8. Исследование компьютеров. Основные требования стандарта любого монитора Характеристика монитора.Требования ГОСТ – Частота кадров при работе с позитивным контрастом не менее 60 Гц Частота кадров в режиме обработки текста. не менее 72 Гц Дрожание элементов изображенияне более 0,1 мм Допустимый уровень шумане более50 дБ Мощность дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 см от экрана Не более 0,03 мкР/с


Мы взяли результаты исследования Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Черняховском, Озёрском и Гвардейском районах. Было выявлено, что только три компьютера из 25 (12%) не соответствуют стандартам. Вывод: Рекомендовать администрации школы заменить несоответствующие ГОСТу компьютеры.


ВЫВОДЫ МБОУ ООШ пос. Красный Яр является экологически чистой системой. В школе соблюдаются все необходимые правила для сохранения здоровья учащихся, педагогов, обслуживающего персонала. « Незваные гости» (консументы) в школе не обнаружены (регулярно проводится дератизация помещений).


РЕКОМЕНДАЦИИ Как можно чаще проветривать кабинеты. Стараться поддерживать постоянную температуру в школе, соответствующую тепловому комфорту или категории прохладно. Использовать для отделки натуральные природные материалы. Соблюдать правила пользования компьютерной техникой. Растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера школы, и самочувствие его обитателей. Регулярно проводить влажную уборку. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду – загрязнители воздуха, поэтому необходимо пользоваться гардеробом. Загрязнение воздуха в школе зависит от состояния воздуха на улице (внешние источники). Необходимо продолжить работу по озеленению пришкольного участка.