Кратко по обществознанию. Подготовка к егэ по обществознанию


1 Политика
Понятие
Блок­модуль «Сфера политики»
Содержание
Сфера взаимоотношений между социальными группами по
осуществлению общих интересов с помощью политической власти.
2 Политическая власть Способность, право и возможность претворять в жизнь определенную
3 Государство
4 Формы государства
политику, используя политические партии, организации, государство.
Организация политической власти, осуществляющая управление
обществом и обладающая суверенитетом. Признаки государства:
1. Единство территории. 2. Публичная власть. 3. Суверенитет. 4.
Система права (законодательная деятельность). 5. Налоговые сборы. 6.
Функции государства: Внутренние
Единая валюта.7 Символика.
(устройство экономической, политической, социальной, правовой,
образовательной, экологической, культурной жизни); Внешние:
(обороноспособность, взаимовыгодное сотрудничество со странами и
т.д.).
Устройство политической организации общества. Формы государства
выделяются по Форме правления – организация высших органов
власти.
(неограниченная),
конституционная (парламентская) и республика – президентская,
также выделяются по форме
парламентская,
государственно­территориального устройства (отношение между
центральными и местными органами власти, распределение власти по
территории страны (федерация, унитарное, конфедерация). По
политическому режиму
(совокупность средств и методов
осуществления политической власти), виды – демократический,
недемократический (авторитарный, тоталитарный).
монархия
абсолютная
смешанная;
Это
­
5 Тоталитарный режим Антидемократический режим, при котором установлен полный
контроль государства над всеми сторонами частной и
общественной жизни, свободы и права человека декларируются, но не
соблюдаются,
существует общая
обязательная идеология, жесткая цензура. отсутствует партийная
оппозиция, парламентская демократия, господствующая партия
срастается с государством.
Антидемократический режим, при котором власть находится в руках
возможно существование
одного человека или группы лиц,
оппозиции, ограниченной жесткими рамками, полностью или
частично отсутствуют политические свободы граждан, преобладание
официальной идеологии с наличием других идейных течений,
осуществляются репрессии,
6 Авторитарный
режим

7 Демократический
режим
сохранение частичной цензуры. Сохраняется свобода экономической
деятельности. Власть может опираться на церковь.
Политический режим, дающий гражданам право участвовать в
принятии политических решений и выбирать своих представителей в
органы власти. Черты: народовластие, парламентаризм, большой объем
прав и свобод, свобода эконом. деятельности, политический и
идеологический плюрализм (многообразие), свобода СМИ. Источник
власти: народ. Формы осуществления демократии народом: 1.
Непосредственная(прямая) демократия – прямое выражение
личностью интересов через выборы, референдумы, митинги,
демонстрации, жалобы и т.д. 2. Представительная демократия –
участие граждан в политике не напрямую, а через своих избранных
представителей (депутатов, делегатов и т. д).
8 Избирательное право Конституц.
право избирать и быть избранным в органы
государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления. Избирательное право бывает: Активное (право
Принципы
избирать) и пассивное (право быть избранным).
избирательного права в России: 1. Всеобщее право (вне зависимости
от пола, расы, убеждений и т.д.); 2. Равное (каждый избиратель имеет
лишь один голос); 3. Прямое (каждый голосует за своего кандидата, а
не выборщика (одноступенчатые выборы); 4. Тайное голосование
(происходит в специальных кабинах); 5. Свободное добровольное
право (без принуждения).
Государство, в котором: а) высшей целью является обеспечение прав
человека и гражданина; б) государственная власть ограничена правом,
все подчиняются законам; в) разделение властей (на законодательную,
исполнительную и судебную).
Законодательная власть –
Федеральное Собрание – Совет
Федерации (состоит из 170 членов) и Государственная Дума (состоит
из 450 депутатов, депутатом может стать гражданин, достигший 21
Функции: формирование системы законов, установление
года).
налогов и сборов, утверждение бюджета.
Исполнительная власть – Правительство РФ – Председатель
Правительства – заместители Председателя – Министры и т.д.
Функции: исполнение законов, организация и управление жизнью
общества. Правительство РФ назначается Президентом РФ с согласия
Гос. Думы.
Законодательная ветвь власти – суды всех уровней. Функции:
осуществление правосудия, разрешение правовых споров, привлечение
к юридической ответственности.
Президент РФ – выборный глава в РФ. Не относится ни к одной
ветви власти, обеспечивает их согласованную работу, является
координатором их деятельности. Является гарантом Конституции РФ,
Верховным Главнокомандующим,
представляет страну в
международных отношениях, обладает правом законодательной
инициативы, имеет право вето (запрета). Возраст от 35 лет.
Устойчивая политико­правовая связь человека с государством,
предполагающая определённые права, обязанности и ответственность.
9 Правовое
государство
1
0
Ветви
государственной
власти в РФ
Гражданство
1
1

1
2
Гражданское
общество
1
3
Местное
самоуправление ­
(МСУ)
1
4
Политическая
партия
Право человека на гражданство закреплено в Конституции РФ и
международных документах (Всеобщая декларация прав человека
1948г.)
Совокупность негосударственных общественных отношений и
ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности
Виды ассоциаций: Союзы предпринимателей,
членов общества.
фермеров и др.­ экономическая сфера; семья, общество защиты прав
потребителей и др. ­ социальная сфера; Союзы писателей, художников,
Сообщества ученых, религиозные объединения ­ сфера духовной
культуры; Правозащитные организации, политические организации и
Гражданское общество способствует
др. ­ правовая сфера.
формированию демократических основ государства.
Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов
местного значения. Функции: обеспечение участия населения в
решении местных дел, утверждение программы развития данной
территории, управление муниц. собственностью и исполнение местного
бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана
общественного порядка,
организация коммунально­бытовых и
социально­культурных услуг и др. Органы МСУ не входят в систему
органов государственной власти, а значит относятся к институтам
гражданского общества.
К представительным органам МСУ
относится совет, дума, муниципальный комитет и другие;
исполнительные органы – мэр, староста, глава администрации и другие.
Организованная группа единомышленников, выражающая интересы
определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию гос.
власти. Отличительные признаки: стремиться к завоеванию власти,
ставит перед собой долговременные задачи, создает массовую опору,
объединяет людей с близкими взглядами,
имеет четкую
Виды политических партий по
организованную структуру.
идеологической
социал­демократические;
коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные
Виды партий по способу
(церковные), националистические.
деятельности: реформистские, революционные.
Блок – модуль «Право».
направленности:

№ Понятие
1 Право
2 Норма права
(правовая норма)
исполнения которых обеспечивается
Содержание
Мера свободы, справедливости и ответственности; вся совокупность
установленных государством общеобязательных правил (норм)
поведения,
силой
Основные функции права:
государственного принуждения.
регулирует общественные отношения, защищает охраняет интересы
людей, устанавливает юридическую ответственность, развивает в
людях чувство справедливости, устанавливает жесткие критерии с
точки зрения правомерности.
Общеобязательное правило, охраняемое государством, регулирующее
общественное поведение людей. Нормы права регулируют отношения
людей в форме: ДОЗВОЛЕНИЯ (право на совершение определенных
действий) – что можно делать; ПРЕДПИСАНИЯ (установление
обязанности совершать определенные действия) – что нужно делать;

3 Нормативный
правовой акт
4 Подзаконный акт
5 Гражданские
правоотношения
6 Правоспособность
7 Дееспособность
8 Правонарушение
9 Виды
правонарушений
1
0
Юридическая
ответственность
Законы делят на:
ЗАПРЕТА (установление требования воздержания от определенных
действий) – что нельзя делать.
Правовой документ, изданный в особом процедурном порядке
компетентным органом государственной власти. Закон – это
нормативно­правовой акт.
ОСНОВНЫЕ
(Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные
конституционные законы) и ОБЫКНОВЕННЫЕ (федеральные законы,
законы субъектов РФ)
Нормативный правовой акт, имеющий более низкую юридическую
силу, чем закон; принимается только на основании и во исполнении
законов. (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,
приказы, инструкции министерств, решения и постановления органов
законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативные
правовые акты муниципальных образований, локальные акты
предприятий, учреждений).
Общественные отношения между субъектами, урегулированные
нормами гражданского права. Структура правоотношений: субъект
(кто участвует), объект (на что направлены) , содержание (права и
обязанности сторон).
Способность иметь права и нести обязанности, установленные
государством. Возникает у физических лиц с момента рождения и
заканчивается со смертью.
Способность своими осознанными действиями осуществлять
юридические права и обязанности. Наступает у физических лиц
частично с 6 лет, в полном объеме с 18 лет. У Юридического лица
(предприятия, организации) правоспособность и дееспособность
возникает с момента его образования (регистрации).
Общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие),
противоречащее нормам права и наносящее вред обществу,
государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую
ответственность.
Преступление – общественно опасное деяние, предусмотренное
уголовным законодательством. Проступок – виновное противоправное
деяние, имеющее меньшую степень опасности по сравнению с
преступлением. Виды проступков: дисциплинарные, гражданские,
административные.
Применение мер государственного принуждения за совершённое
правонарушение. Виды: 1. Материальная (за ущерб, причиненный
организации, предприятию) – штраф – наступает с 16 лет; 2.
Дисциплинарная
(основанная на служебной подчиненности) –
выговор, увольнение – наступает с 16 лет; 3. Гражданская (носит
имущественный характер) – полное возмещение вреда, штраф –
наступает с 18 лет; 4. Административная (за административные
проступки, не влечет судимости) – штраф, лишение специального
5. Уголовная
права, админ. арест – наступает с 16 лет;
ответственность (влечет судимость правонарушителя и всегда носит
личный характер, т.е. уголовной ответственности подлежит только
физическое лицо) – лишение свободы, исправительные работы,
конфискация имущества – наступает с 16 лет, за тяжкие преступления

1
1
Правоохранительные
органы
Конституция
Основы
конституционного
строя РФ
Субъект РФ
Права человека
Группы прав
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
с 14 лет.
Это органы, созданные государством в целях охраны права,
действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные
правом применения мер принуждения. СУД – осуществляет
правосудие; ПРОКУРАТУРА – осуществляет надзор за соблюдением
законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинение в суде;
ОВД (полиция, ГИБДД) – охрана законности и правопорядка;
ТАМОЖНЯ (контроль над ввозом и вывозом товаров, взимание
пошлин); НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ (контроль за соблюдением
налогового законодательства); ОРГАНЫ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ
(обеспечение нац. безопасности, контрразведывательная деятельность);
НОТАРИАТ (удостоверение всевозможных сделок); АДВОКАТУРА
(не входит в полном смысле слова в правоохранительные органы,
поскольку адвокат не может применить властные полномочия к лицам,
допустившим нарушение закона.
Основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей
юридической силой, определяющий основы государственного строя,
организацию государственной власти, отношения государства и
гражданина.
Конституционный строй представлен следующими принципами: 1.
Основы организации государственной власти (суверенитет народа,
федерализм, республиканская форма правления, разделение властей,
правовое государство, приоритет международного права). 2. Основы
взаимоотношений государства и человека и гражданина (признание
человека, его прав высшей ценностью, единый характер российского
гражданства, демократическое государство, признающее суверенитет
народа). 3.Основы организации жизни гражданского общества
(социальное государство, светское государство, идеологический и
политический плюрализм, многопартийность, многообразие форм
собственности (государственная, муниципальная, частная).
Государственное образование в составе России с присущими ему
чертами государства, но ограниченное Конституцией РФ. (85
субъектов) Среди них республики (22), автономные области (1),
автономные округа (4), края (9), области (46), города федерального
значения (Москва, С.Петербург, Севастополь).
Мера свободы человека, его автономия по отношению к государству,
его возможности в экономической, социальной, политической и
культурной сферах.
Гражданские
(личные) принадлежат каждому человеку и
неотчуждаемы – естественное право: право на жизнь, на свободу и
личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство,
на равенство перед законом и судом, на свободу совести и
вероисповедания, на неприкосновенность жилища, на свободу слова и
т.д. Ст. 19­25, 27­29, 45­54, 59, 60­63.
Политические (возможность участия граждан в политической
жизни страны): право избирать и быть избранным в органы гос.власти
и МСУ, право на мирные собрания, создание союзов и объединений и т.
д. Ст. 29­33, 63.
Социальные (обеспечивают благосостояние и достойный уровень

жизни): право на социальное обеспечение по возрасту(пенсия), в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, право на жилище, на
образование, на медицинскую помощь, на благоприятную окружающую
среду и т.д. Ст. 38­43.
Экономические (обеспечивают возможность распоряжаться
рабочей силой, предметами потребления, средствами производства
(оборудованием, транспортом, зданиями, капиталом и т.д.): право
быть собственником, право наследования, право на труд, на свободный
выбор профессии и рода занятий, на отдых, на защиту от безработицы и
т. д. Ст. 34­37.
Культурные (обеспечивают духовное развитие и самореализацию
личности) : право на участие в культурной жизни, на доступ к
культурным ценностям, на свободу творчества, на культурную
самобытность (пользоваться родным языком,
национальными
традициями) и т.д. Ст. 26,44.
Отношения, основанные на соглашении между работником и
работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой
функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем условий труда,
предусмотренным трудовым законодательством, коллективным и
трудовым договорами.
Документ, подтверждающий трудовую деятельность
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право
на безопасность труда, право на вознаграждение не ниже
установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ),
право на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых.
Соглашение между работодателем и работником.
Виды:
бессрочный(заключенный на неопределенный срок) и срочный
(заключается на определенный срок не более 5 лет).
­ с 16 лет;
­ с 15 лет (в случае получения основного общего образования, либо
оставления общеобразоват. учреждения);
­ с 14 лет (с согласия одного из законных представителе);
­ не достигшие 14 летнего возраста в сфере культуры с согласия
одного из законных представителей).
Юридически оформленный добровольный свободный союз мужчины и
женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них
взаимные права и обязанности
Взаимное добровольное согласие, отсутствие других браков,
отсутствие близкого родства, дееспособность, достижение брачного
возраста.
Разновидность общественных отношений, складывающихся в сфере
государственного
нормами
административного права.
Адм. правонарушения против личности (нарушение санитарно­
гигиенических норм, распространение ложных сведений о кандидате);
А. П., посягающие на собственность (уничтожение или повреждение
чужого имущества, нарушения прав государственной собственности на
урегулированных

управления,

1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
Трудовые
правоотношения
Трудовая книжка
Право на труд по
Конституции
Трудовой договор
Трудоустройство
несовершеннолетних
Брак
Условия заключения
брака
Административные
правоотношения
Виды
административных
правонарушений

недра, леса, воды, животный мир, мелкие хищения гос. собственности);
А.П., посягающие на общественный порядок (безбилетный проезд,
мелкое хулиганство, незаконное приобретение хранение наркотических
средств в небольших количествах, появление в общественных местах в
пьяном виде, превышение скорости и т.д.);
А.П., в области охраны окружающей среды и памятников истории и
культуры (засорение лесов бытовыми отходами, нарушение правил
пожарной безопасности и т.д.).
Против личности, в сфере экономики, против общественной
безопасности и общественного порядка, против государственной
власти, против военной службы, против мира и безопасности
человечества.
Конкретные категории людей, на которых распространяется правовая
защита в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные,
военнопленные,
гражданское
население).
Совокупность международных норм, составляющих правила ведения
войны, регулирующие отношения между воюющими государствами и
нейтральными. Основные акты в области защиты жертв вооруженных
конфликтов (Женевские конвенции от 1949 года; Дополнительные
протоколы к Женевским конвенциям от 1977г.).
потерпевшие кораблекрушение,
2
6
2
7
2
8
Классификация
преступлений
Жертвы
вооруженных
конфликтов
Международное
гуманитарное право
Литература.
1.
Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. / П.А. Баранов.
– 2­е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ, 2017. ­286с.
2. Макаров О.Ю. Обществознание: полный курс. Мультимедийный репетитор (+CD).
2­е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 176с.:ил. – (Серия «Мультимедийный курс»)
3. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов,
А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева; Рос.
акад. наук, Рос. акад. образования, изд­во «Просвещение». – 2­е изд. – М.:
Просвещение, 2011. ­223с.

Человек - биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид - принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

Личность - социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

- Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, ре­ализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

- Внутренний облик - это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и посто­янные во времени и ситуации, отличающие
одного индивида от другого.

Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.
Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может.

Личность и ее структура

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).


Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации.


А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). "Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.


Государство, его основные признаки. Формы правления.

Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Термин государство может быть использован в двух значениях:

Для выделения страны как географического образования

Для обозначения особой организации политической власти, существующей в стране

Признаки государства :

1) Территория, на которой государство осуществляет независимую власть и может защищать ее от вторжения со стороны других государств.

2) Население , которое составляют все граждане, проживающие на его территории.

3) Политическая власть - организованное концентрированное принуждение одной частью общества другой его части.

4) Суверенитет - независимость гос. власти во внутренних и внешних делах.

5) Правовая система, обеспечивающая законность и правопорядок в государстве.

5) Налоговая система, обеспечивающая экономическую самостоятельность государства.

Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач. Функции делятся на внутренние и внешние.

Для цивилизованных государств к этим функциям относятся:

Внутренние функции :

Охрана конституционного строя, права и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка

Экономическая - обеспечение поступательного хозяйственного развития общества

Социальная - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан

Финансового контроля, установления и сбора налогов

Деидеологизации - создание условий для идеологического многообразия в стране

Внешние функции :

Обеспечение обороноспособности страны

Борьба за мир, международную безопасность и экологическое выживание

Развитие взаимовыгодного всестороннего сотрудничества со всеми государствами

Урегулирование межгосударственных конфликтов на основе международных актов

Формы правления

Структура и полномочия высших органов власти, порядок их формирования и степень участия в этом процессе населения определяют форму правления в государстве.

Форма правления - порядок формирования и структура высших органов государственной власти, распределение компетенции между высшими органами государственной власти

Существует две основные формы правле­ния - монархия и республика.

Монархия - государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного гла­вы государства - монарха.

Современная монар­хия представлена в абсолютной и парламентс­кой формах.

- Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограни­чена: он издает законы, назначает на государ­ственные должности высших чиновников, со­бирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого-либо.

- Парламентская монархия - форма правле­ния, при которой власть монарха ограничена парламентом. Действует правило, согласно которому король «царствует, но не правит». Монарх формально утверждает состав прави­тельства, сформированный ставленником партии, победившей на парламентских выбо­рах. Ни парламент, ни правительство не под­чинены монарху и не несут перед ним поли­тической ответственности.

Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть в госу­дарстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту, наряду с ними суще­ствуют независимое правосудие и муниципальные органы самоуправления.

Республика по форме может быть:

- парламентской (власть принадлежит пар­ламенту),

- президентской (власть принадлежит пре­зиденту),


- смешанной (власть принадлежит и парла­менту, и президенту).

Каждый человек часть общества, часть сложной, многогранной динамической системы, в которой он выполняет различные социальные роли и постоянно взаимодействует с другими людьми. Чтобы стать полноправным членом этой системы, человек должен осознавать связь с ней, свою непосредственную к ней принадлежность и всю ответственность, которую он несет, будучи ее частью. Только тогда он сможет сформировать собственное мнение и жизненную позицию, активно участвовать в жизни общества и внести свой вклад в его развитие.

Чтобы человек мог ориентироваться в сложной системе , адаптироваться к ее постоянным изменениям, ему необходимы прочные знания в этой области. Их и дает обществознание. Термин говорит сам за себя: «обществознание» – знания об обществе. Однако эта дисциплина включает в себя знания не только об обществе в целом и его компонентах, но и о процессе его развития, а также о человеке и его деятельности во всех проявлениях.

Что такое обществознание?

Обществознание – это синтез нескольких наук, в числе которых социология и философия, политология и экономика, социальная психология и правоведение, этика и эстетика, а также антропология, история и многие другие дисциплины. Каждая из них дает представление об определенной сфере общественной жизни, предлагает только отдельный фрагмент знаний об обществе и человеке. Обществознание же соединяет, интегрирует эти фрагменты в единую систему и формирует из них целостную картину.

Как учебный предмет, обществознание является обязательным для изучения в средней школе согласно Государственному образовательному стандарту . Данная дисциплина включает в себя несколько блоков: общество в целом, человек, политическая, духовная, социальная сферы общества, право. Все эти компоненты связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Обществознание, таким образом, является интегрированным курсом.

Знание основ этого курса способствует развитию аналитических способностей учащихся для понимания, самостоятельного объяснения и решения проблем и противоречий повседневной жизни . Молодым людям это особенно необходимо, так как они только ищут свое место в этом мире и учатся . Интегрированный курс «обществознание» оказывает выпускникам профориентационную помощь: он помогает им осознанно подойти к выбору пути дальнейшего образования и своей будущей профессии.

Проблема вхождения молодежи в жизнь общества существует во всем мире. Поэтому изучение общества обязательно в школах многих стран, хотя сама дисциплина может называться по-разному . К примеру, в большинстве школ США она имеет название Social Studies или Social Science (в старшей школе).

Об экзамене по обществознанию

Экзамен по обществознанию – одно из самых сложных экзаменационных испытаний, поскольку, как уже было сказано, эта дисциплина состоит из множества наук, тесно связанных и переплетенных между собой.

Подготовка к такому экзамену требует очень ответственного подхода . Она заключается в изучении теории по предмету, постоянном повторении пройденного материала, отработке навыков решения экзаменационных тестов, в том числе написания обществоведческого эссе. Изучать теорию следует системно, сохраняя логику предмета, тогда полученные знания будут прочными. Практика также очень важна; тесты для решения можно брать из печатных пособий или специальных ресурсов в сети Internet.

В последнее время интерес выпускников, их родителей и учителей к изучению обществознания сильно возрос . Этот предмет сейчас востребован, потому что Единый Государственный Экзамен по нему стал обязательным при поступлении на специальности гуманитарной и социально-экономической направленности. Обязательно сдают ЕГЭ по обществознанию абитуриенты, желающие освоить, например, следующие профессии:

  1. Менеджер (по различным отраслям).

Одно из заданий экзамена по обществознанию – эссе на свободную тему. В мини-сочинении необходимо проанализировать одно из заданных высказываний, выразить свое мнение о проблеме, затронутой в нем, привести аргументы, основываясь на теоретических положениях, общеизвестных фактах, своем личном опыте.

Высказывания для написания эссе распределены по категориям: политология, правоведение, философия, социология и социальная психология, экономика. Чтобы подготовиться по всем этим направлениям, нужно потратить много времени. Целесообразнее выбрать две-три наиболее понятные категории и готовиться по ним.

Написать сочинение, которое будет оценено максимальным количеством баллов, достаточно сложно, для этого необходима большая теоретическая база и постоянная практика. При подготовке нужно писать не менее двух сочинений в неделю, тогда вырабатывается собственный стиль, алгоритм написания, умение . С каждым разом на эссе будет уходить все меньше времени, которое на экзамене ограничено.

Обществознание – средство определения жизненных ориентиров

Независимо от выбранной профессии, знания и умения, полученные учащимися на уроках обществознания, помогут им в дальнейшем успешно решать жизненные проблемы, занять достойное место в обществе, реализовать свои способности. А самореализация каждой личности – путь к совершенствованию общества в целом.

В мире существует много различных стран. Среди них встречаются огромные по территории и совсем маленькие, люди в них разговаривают на разных языках, но все они являются государствами. Попробуем разобраться, что такое государство, и какие признаки его отличают.

Определение

Понятие государства можно рассмотреть с двух сторон:

  • в широком смысле мы употребляем этот термин, когда называем ту или иную страну государством;
  • в более узком смысле государство - это система органов власти и управления.

Теории происхождения государства

Государство появилось не сразу. В первобытном обществе человек подчинялся обычаям и руководствовался мнением старейших представителей рода.

Со временем стали появляться группы людей, которые занимались руководством. Им были поручены функции управления обществом. В связи с этим постепенно стали появляться и непременные атрибуты власти:

  • различные законы;
  • судебная система;
  • армия.

Учитывая исторические периоды в развитии человечества, можно выделить следующие виды государств:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • государства древнего мира;
  • средневековые государства;
  • государства Нового времени;
  • современные государства.

О том, почему появилась необходимость в управлении, до сих пор ведутся споры. Познакомимся с некоторыми из теорий:

  • влияние религии

Усиление роли религии способствовало распространению представления о божественном происхождении государственной власти. Люди были уверены, что власть и те, кто управляет обществом, назначаются Богом.

  • договор между людьми

Сторонники этой теории считают, что государство появилось в результате того, что люди договорились между собой и пришли к соглашению о его создании. Если раньше человека в его действиях ограничивали только традиции его семьи, то с развитием общества этого оказалось недостаточно. Для того, чтобы люди не нарушали интересы друг друга, понадобилось передать власть над ними одному и нескольким их представителям.

  • завоевание

Те, кто придерживается данной теории, утверждают, что первые государства появились, когда одни племена были завоеваны другими. Например, когда оседлые общины, которые занимались земледелием, были захвачены кочевниками.

  • появление классов

Эта теория заключается в следующем: на определенном этапе своего развития общество разделилось на богатых и бедных. Для тех, кто имел больше материальных благ, было важно укрепить свое положение, чтобы их не потерять. В результате, часть людей начала стремиться к сосредоточению в их руках политической власти, изданию законов.

Признаки

Государство, как и любое другое явление, обладает целым рядом специфических черт, по которым мы можем его определить. Это:

  • единая территория (Государство занимает определенную местность и имеет свои границы);
  • публичная власть (Есть группа людей, которые управляют государством, и их власть признают все граждане);
  • государственный суверенитет (Сила государства выше и крепче любой другой в стране, и другие государства не могут вмешиваться в его дела);
  • свои законы и нормы (Только государство может создавать законы, которым должны следовать все граждане);
  • налоговая система (Государство может собирать налоги, из которых затем формируется общий бюджет).

Деятельность государства

Государство выполняет особые функции:

  • внутренние

Например, охрана порядка в обществе, создание благоприятных условий для жизни людей, поддержка развития образования и медицины и так далее.

  • внешние

К ним относится развитие обороны страны, а также налаживание отношений с другими государствами в разных сферах.

Особенности внутреннего устройства

Государство - это большая и сложная система, которая живет по особым правилам, имеет свою структуру и органы управления.

Главное различие государств состоит в их форме.

Форма правления (Как устроены органы власти):

  • Монархия

При монархии во главе государства стоит один человек. Его власть передается по наследству. В истории многих стран были периоды единоличного правления монарха (Короля, императора), в том числе и в России.

Монархическая форма правления сохраняется до сих пор в таких странах как Япония, Кувейт, Оман, Ватикан, Великобритания, Люксембург, Монако, Швеция, Марокко и другие.

  • Республика

Отличия республиканской формы правления в том, что важную роль здесь играют избираемые на определенный срок высшие органы власти (Парламент, президент). Современные примеры республик: Италия, Германия, США, Франция и другие.

Форма государственно-территориального устройства (Как взаимодействуют центральные и местные органы власти, какие функции имеют):

  • унитарные (Главные органы управления - в центре, а местные им подчиняются, не имеют своей конституции: Чехия, Венгрия, Греция, Украина);
  • федеративные (Отдельные территории - штаты, республики - обладают самостоятельностью, наряду с центром имеют свои конституции и законы: Россия, Германия, США, Мексика.

Что мы узнали?

Из статьи по обществознанию (9 класс) мы узнали, что государство - это особая организация людей, проживающих на определенной территории. Оно характеризуется наличием публичной власти, своих законов и норм, налоговой системы. Все государства отличаются по форме правления и форме государственно-территориального устройства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 464.

Обществознание, Краткий конспект, Экзамен.

Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

Социальная сфера.
Социальные отношения и взаимодействия:
Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества.
Структура социальных отношений:
1) Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения
2) Объекты – то, по поводу чего возникают отношения
3) Потребности – отношения между субъектами и объектами
4) Интересы – отношения субъект–субъект
5) Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества.
Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков:
1) Сходство условий жизнедеятельности
2) Общность потребностей
3) Наличие совместной деятельности
4) Формирование собственной культуры
5) Создание системы управления и самоуправления активностью группы

Оглавление
1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека
3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура
7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Краткий конспект, Экзамен - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.