Проект на тему: «Какие животные живут в зоопарке? Применение и постоянное развитие современных методов управления искусственными популяциями. Соблюдение принятых в международном зоопарковском сообществе этических норм

Проектная работа на тему: «Зоопарк»

Выполнила: Кулакова Светлана Викторовна

МАДОУ №28 г Перми.

Актуальность проекта. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, в процессе развивается духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Д.В. Менджерицкая.

Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых профессий с конкретной деятельностью вызывает потребность создание сюжетно-ролевой игру с новым сюжетом. Игра «Зоопарк» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми профессиями, узнают правила поведения в зоопарке, научатся рассказывать об экспонатах, задавать вопросы, познакомятся с работой работников зоопарка, слушать и относиться с уважением друг к другу.

Дети вместе с родителями редко бывают в зоопарке, поэтому знания о труде работников зоопарка очень поверхностны, а то и вовсе отсутствуют. В силу этого проведение сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Зоопарк»;

Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения в зоопарке и в общественных местах;

Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

Познакомить с профессией зоолог.

Тип проекта: краткосрочный

Предварительная работа.

Коммуникативная деятельность:

Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

Рассматривание альбома «Дикие животные», плакатов «Животные Африки», «Животные Севера»,

Загадывание и отгадывание загадок о животных,

Чтение художественной литературы о животных и зоопарках мира.

Продуктивная деятельность:

Изображение животных трафаретами,

Раскрашивание изображения животных,

Лепка диких животных.

Словарная работа:

Ветеринарная больница, слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок, медведь – медвежонок, жираф – жирафчик, зебра – жеребёнок, бегемот – бегемотик, обезьяна – обезьянка, экскурсовод, ветеринар, вольер, охранник, кассир.

Участники проекта:

Воспитатель

Дети старшей группы

Ожидаемый результат:

Получение знаний о «Зоопарке».

Формирование коммуникативных навыков.

Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Реализация проекта.

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»

Игровые роли и действия:

Директор зоопарка – руководит работой зоопарка .

Бригадир строителей – руководит действиями строителей.

Кладовщик – выдает на складе строительный материал и продукты питания для животных по предъявлению накладной.

Начальник поезда – смотрит паспорт животного и осуществляет перегрузку его в машину.

Строитель – строит вольер для животного.

Водитель – получает на складе по накладной строительный материал и привозит на строительную площадку.

Смотритель – получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем забирает его с поезда, транспортирует в зоопарк, ухаживает за ним в вольере, рассказывает посетителям о животном (составляет рассказ по схеме).

Рабочий зоопарка – на складе получает продукты питания для животных по предъявлению накладной, поддерживает чистоту на территории зоопарка.

Ветеринар – проводит осмотр животного, делает отметки в карточке, назначает лечение.

Медсестра – проводит лечебные мероприятия: ставит уколы, дает витамины.

Продавец - предлагает посетителям сувениры (Мелкие игрушки), соки, печенье, фрукты.

Оборудование и атрибуты:

Для строительства: грузовые машины, строительный материал, 5 детских стульев с эмблемами животных, 5 видов эмблем для участников игры, 5 образцов постройки вольеров, 10 накладных на строительный материал и продукты питания для животных, 5 паспортов животных.

Для зоопарка: игрушки животных и их детенышей (крокодил, лев, жираф, слон, верблюд), 8 ванночек для воды и продуктов питания, 1 ванночка-поддон для крокодила, 6 метелочек и совочков, 6 фартуков с нарукавниками, муляжи продуктов питания, билеты и колокольчик для кассира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «ЗООПАРК» с большим интересом и успехом играть в неё.

Список используемой литературы:

1. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

4. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.

6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.

7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

8. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31.

9.Михайленков Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009ю- 96с

10. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 2008

Приложение №1

Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк»

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк» .

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

- Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,- это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

Из чего мы будем строить вольеры? (ответы детей: из большого строительного материала).

Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными .

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

Где он спит? (Ответ: в берлоге).

Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей .

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей .

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

Настоящий документ является дальнейшим развитием «Концепции Московского зоопарка», составленной в конце 90-х годов. За прошедший период большая часть задач развития Московского зоопарка, сформулированных в «Концепции» была решена: сохранив основные направления специализации, зоопарк продолжал формирование коллекции и существенно повысил уровень благополучия животных за счет реконструкции вольер и внутренних помещений и внедрения современных методов содержания (совершенствование рационов, обогащение среды); зоопарк активно участвует во всех направлениях природоохранной деятельности, как в части создания и поддержания популяций исчезающих видов ex situ, так и в работах по реинтродукции и исследованиях in situ, а также использует свою высокую посещаемость и популярность для пропаганды идей охраны биологического разнообразия; успешно развиваются научные исследования в зоопарке, в них все более вовлекаются не только профессиональные исследователи, но и сотрудники других отделов, а также студенты и аспиранты, растет научная кооперация, результаты зоопарковских исследований широко представлены в отечественных и зарубежных научных изданиях и на конференциях; активно развивается издательская деятельность зоопарка – помимо регулярного выпуска продолжающихся изданий публикуются материалы тематических семинаров, книги, переводы; создан и успешно функционирует сайт зоопарка в Интернете; развивается межзоопарковское сотрудничество – Московский зоопарк вступил в члены Всемирной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, активно участвует в работе Европейской Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, успешно осуществляет функции головного зоопарка и методического центра на региональном уровне; качественно возросла материально- техническая база зоопарка, растет профессиональный уровень сотрудников.

В то же время за прошедшее десятилетие претерпели существенное развитие взгляды мирового зоопарковского сообщества на стандарты зоопарковской деятельности и задачи зоопарков в XXI веке. Эти взгляды нашли отражение в документах, принятых Ассоциациями зоопарков и аквариумов, прежде всего в «Природоохранной стратегии WAZA (2005)».

«Стратегия развития Московского зоопарка на период до 2020 года» призвана обеспечить дальнейшее устойчивое развитие нашего учреждения, достижение полного соответствия международным нормам и стандартам деятельности зоопарков в новых условиях. С этой целью на основе положений, приведенных в «Стратегии WAZA», сформулированы задачи развития Московского зоопарка и основные пути решения этих задач.

Московский зоопарк – головной зоопарк и методический центр для огромной территории бывшего СССР (кроме Прибалтики), территории, где многие зоопарки далеки от международных стандартов, а большинство населения крайне мало задумываются о сохранении биоразнообразия и рациональном природопользовании. Учитывая огромную посещаемость Московского зоопарка, его авторитет в среде коллег и «столичный» статус, зоопарк должен приложить особые усилия для внедрения высших стандартов зоопарковской деятельности (в первую очередь – природоохранной деятельности) в работу региональных зоопарков.

На предыдущем этапе развития зоопарк сталкивался с двумя главными проблемами: бедностью (недостатком денег и материально-технических средств) и оторванностью от мирового зоопарковского сообщества (последствия «железного занавеса» с одной стороны и языкового барьера с другой). Обе эти проблемы были успешно решены – на сегодняшний день Московский зоопарк не испытывает дефицита материальных ресурсов и в полной мере интегрирован в международное зоопарковское сообщество.

На следующем этапе развития перед нами стоят две новые проблемы: 1) отсутствие правовой базы, необходимой для деятельности зоопарка и 2) дефицит молодых, высококвалифицированных кадров. С этими проблемами предстоит справляться в последующие десять лет. В этот период Московский зоопарк будет стремиться к достижению следующих целей:

1. Распределение ресурсов и усилий в соответствии с основными задачами зоопарков (в порядке их значимости): сохранение видов – природоохранное просвещение – исследования – рекреация.

«Основной задачей зоопарков и аквариумов является сохранение видов, и выполнение этой задачи они сочетают с поддержанием высочайшего уровня благополучия животных.» Стратегия WAZA.

Порядок приоритетов при распределении ресурсов и усилий Московского зоопарка будет соответствовать основным задачам зоологических парков в порядке их значимости. Решение всех сопутствующих задач, в том числе коммерческая деятельность, будет подчинено достижению основных целей зоопарка и ни в коем случае не должно им противоречить. Различные направления деятельности зоопарка должны быть связаны между собой и подчиняться той же иерархии задач (например, наука должна давать знания, необходимые для сохранения видов ex situ и in situ, а так же для природоохранного просвещения; рекреация должна быть организована таким образом, чтобы не только не мешать, но и всячески способствовать решению природоохранных, просветительских и научных задач и т.п.).
Работа по решению четырех основных задач зоопарка будет проводиться в соответствии со следующими Планами действий:

План действий в отношении сохранения видов.


Зоопарк будет:

  1. Относиться к деятельности по сохранению видов как к наиболее приоритетной цели и направлению своей работы.
  2. Увязывать с задачей сохранения биоразнообразия все основные направления своей работы.
  3. Принимать непосредственное участие в природоохранных проектах, в том числе включающих реинтродукцию животных; обеспечивать участие сотрудников зоопарка (научных сотрудников, ветеринаров, зоотехнического персонала, просветителей и др.) в осуществлении полевых природоохранных программ.
  4. Добиваться создания и поддержания все большего числа искусственных популяций видов, находящихся под угрозой в естественной среде обитания. Для этого: а) стремиться к установлению точного таксономического статуса (подвид и место происхождения) всех животных коллекции; б) продолжение добросовестного участия в ведении международных баз о зоопарковских животных (ISIS, ZIMS и т.п.); в) активно изучать и внедрять в практику современные методы управления малыми популяциями, соответствующим образом планировать размножение и реализацию животных; г) развивать межзоопарковское сотрудничество в области совместного поддержания искусственных популяций, в том числе – правовые основы безвозмездной передачи животных для программ разведения; д) постоянно совершенствовать условия содержания животных, добиваясь повышения уровня их благополучия.
  5. Сохранять, развивать и максимально использовать в целях поддержания биоразнообразия коллекцию зоопарка.
  6. Публиковать информацию о работах, имеющих отношение к практической деятельности по сохранению видов.

План действий в отношении природоохранного просвещения.

Все сотрудники зоопарка, его администрация, кураторы коллекции должны понимать важность просветительной деятельности как одной из основных задач зоопарка и сознавать свою ответственность за создание условий для решения просветительских задач. Просветительная деятельность зоопарков и аквариумов должна относиться как к вопросам сохранения окружающей среды, так и к социально-культурной области, а ее влияние на поведение и мировоззрение людей превратит просвещение в важнейшую составляющую природоохранной деятельности.


Зоопарк будет:

  1. Строить работу в соответствии со «Стандартами EAZA в сфере просвещения».
  2. Уделять особое внимание проблемам, связанным с устремлениями, потребностями и поведением посетителей – «психология сохранения среды»
  3. Продолжать и развивать сотрудничество с местными, национальными, региональными и международными профессиональными объединениями, такими, например, как Международная ассоциация педагогов зоопарков (IZE) и ее региональные отделения. Поощрять стремление сотрудников к такому взаимодействию.
  4. Поддерживать и развивать связи и партнерские отношения с профессиональными педагогами с целью координации просветительских программ зоопарка и программ формального образования.
  5. Обеспечивать участие сотрудников просветительного отдела в процессе формирования коллекции и разработке дизайна экспозиций, учитывающего просветительные задачи и обеспечивающего максимальные возможности проявления естественного поведения животных.
  6. Регулярно проводить оценку качества просветительной работы, используя такие методы, как сравнительный анализ образовательной эффективности различных экспозиций, опросы и анкетирование, наблюдение за поведением посетителей, включая их разговоры или реакцию, анализ данных о продажах в зоопарке продукции, торговля которой связана с особыми событиями или проведением природоохранных кампаний, анализ реакции публики на призывы и обращения, знакомство с материалами средств массовой информации и анализ сообщений преподавателей, касающихся результатов совместных программ формального образования.
  7. Освещать и пропагандировать перед широкой общественностью все основные направления деятельности зоопарка.
  8. Расширять и постоянно совершенствовать дополнительную экспозицию.
  9. Осуществлять просветительную деятельность на основе образовательных программ, в которые должны быть включены вопросы сохранения видов, обитающих в регионе расположения зоопарка.
  10. Регулярно пересматривать и обновлять разработанные программы и стандарты просвещения, открыть к этим документам свободный доступ на сайте зоопарка.
  11. Распространять среди своих коллег и всех слоев общества идеи необходимости охраны природы, поддержания биоразнообразия и обеспечения благополучия животных.
  12. Рассказывать о связи между содержанием животных на основных экспозициях зоопарка и осуществлением полевых проектов, с тем, чтобы посетители больше узнавали о состоянии природных популяций тех видов, представителей которых они видят в зоопарке.
  13. Привлекать посетителей зоопарков и широкие круги общественности к обсуждению важнейших факторов, представляющих угрозу природным популяциям животных, и стремиться к тому, чтобы люди глубоко осознали ситуацию и стали убежденными сторонниками дела охраны природы.


План действий в отношении научных исследований.


Научные исследования создают фундамент для решения глобальных задач и реализации конкретных программ. Систематические научные исследования должны стать неотъемлемым компонентом творческой работы любого руководящего сотрудника зоопарка. Исследования не должны рассматриваться лишь в качестве 4дополнения к обычной повседневной работе. («Стратегия ЕАЗА в области исследований»).

Зоопарк будет:

  1. Строить научную работу в соответствии с положениями «Стратегии ЕАЗА в области исследований».
  2. Расширять сферу деятельности: а) научные экспертизы для управленческих решений и этических оценок, б) вовлечение в исследовательскую работу максимального числа сотрудников зоопарка, в) использование результатов исследовательской работы для целей просвещения, г) организация научных семинаров и конференций.
  3. Сохранять все имеющиеся направления научной деятельности.
  4. Активно участвовать в пополнении и научном использовании международных баз данных и банков исследовательских материалов.
  5. Повышать методическую подготовку (готовить, переводить и издавать методические руководства)
  6. Повышать качество научных изданий (делать их рецензируемыми и двуязычными).
  7. Развивать исследования природоохранной направленности, включая деятельность in situ.
  8. Поддерживать и развивать научную кооперацию, в том числе межзоопарковскую, межведомственную и с зарубежными исследователями (в частности в составе комиссии ЕАЗА по исследованиям и Группы специалистов по природоохранному размножению (CBSG).
  9. Поддерживать достигнутый уровень использования зоопарка, как учебно- методической базы.
  10. Регулярно проводить объективный и корректный анализ исследовательских проектов и делать обзоры зоопарковских исследований по различным научным дисциплинам.
  11. Развивать сеть консультантов и экспертов, которые могут дать советы и сотрудничать с зоопарковским сообществом в проведении исследований.


План действий в отношении рекреации.


Пребывание в зоопарке и, в особенности, общение с элементами живой природы (животными, растениями) должно вызывать у посетителей яркие положительные эмоции, которые будут подкреплять развитие «природоохранной психологии». В первую очередь это должно достигаться привлекательным видом экспозиций и животных, естественным поведением животных, вежливостью и предупредительностью персонала, удобством осмотра экспозиции.


Зоопарк будет:

  1. Стремиться предоставлять посетителям комфортные условия для отдыха: высококачественные точки общепита и сувенирной торговли, выделенные в специальные зоны; возможности для отдыха, рассчитанные на разные погодные условия (скамейки, столики, укрытия от дождя, в зимнее время – теплые помещения).
  2. Разрабатывать и применять схемы, позволяющие разделить людские потоки в дни и часы наибольших нагрузок на зоопарк, и более равномерно распределить посетителей в течение дня, рабочей недели и по временам года.
  3. Развивать и совершенствовать работу «Детского зоопарка»
  4. Использовать возможности безопасных тактильных контактов посетителей с животными.
  5. Продолжать и развивать организацию детских праздников и представлений с природоохранной тематикой.
  6. По возможности ограничивать работу на территории зоопарка непрофильных аттракционов и точек торговли, стремиться к тому, чтобы аттракционы не наносили ущерба благополучию животных и снимали психофизическую нагрузку.
  7. Пытаться организовать работу магазинов, кафе и ресторанов таким образом, чтобы она была связана с проектами сохранения видов и способствовала природоохранному просвещению (сувениры зоологической тематики, оформление помещений соответствующими плакатами и стендами и т.п.).

2. Высокий уровень благополучия животных а) контролируемый путем постоянного научного мониторинга и экспертных оценок; б) повышаемый путем соответствующей работы с обслуживающим персоналом, путем профилактической и лечебной ветеринарной работы; путем совершенствования конструкций и оформления помещений для животных и путем оптимизации режима их содержания (кормления, обогащения среды, взаимодействий с конспецификами, и т.п.)



Не имея возможности абсолютно точно воспроизвести естественную среду обитания, зоопарк будет стремиться максимально приближать условия содержания животных к природным, учитывая при этом поведенческие и физиологические потребности видов.
  1. Для повышения уровня благополучия животных будут предприняты специальные научные исследования, разработана и осуществлена программа подготовки (переподготовки) зоотехнического персонала.
  2. Зоопарк будет добиваться исключения проявлений «не отзывчивого» стиля работы с животными, при котором человек силой навязывает свою волю, не учитывая психологических особенностей животного и провоцируя у него сильный стресс.
  3. Ветеринарное обслуживание будет развиваться в двух направлениях: с одной стороны – это изучение и разработка методов диагностики и лечения малоизвестных болезней диких животных, а с другой – усиление профилактической работы.
  4. Процесс карантинирования новых животных должен будет включать не только контроль их физического здоровья, но и психологическую (поведенческую) адаптацию к обедненным условиям содержания.

3. Применение и постоянное развитие современных методов управления искусственными популяциями.

Все зоопарки и аквариумы будут играть ведущую роль в управлении малыми популяциями и принимать участие во всемирных или региональных совместных программах размножения видов. Каждая программа размножения должна проводиться на основе достоверной научной информации, с использованием самых последних данных по проблемам управления популяциями, репродуктивной биологии, генетики, поведения, физиологии, кормления, ветеринарного обслуживания и содержания животных. (Стратегия WAZA).
Глобальная задача управления искусственными популяциями – снижение и преодоление эффекта инбридинга, препятствующего длительному существованию искусственных популяций без притока «свежей крови».
  1. Будет продолжаться и расширяться ведение родословных все большего числа видов и групп животных с использованием международных зоопарковских и других баз данных.
  2. Данные родословных везде, где это возможно будут дополняться данными генетических анализов, позволяющих точно оценить степень генетического разнообразия и генетическую близость конкретных особей.
  3. Зоопарк будет стремиться получать точные данные о местах происхождения всех получаемых животных, об их подвидовой принадлежности, а в случае, если животные рождены в неволе – о местах происхождения основателей данной линии.
  4. Решения, относящиеся к размножению диких животных, будут основываться не на отборе определенных свойств, а на данных племенных книг и рекомендациях кураторов видов, а так же на данных о родословных и генетических анализах, позволяющих применять стратегии, цель которых состоит в максимально возможном повышении генетического разнообразия популяции
  5. Управление демографическими и генетическими характеристиками должно быть согласованно с ветеринарным обслуживанием животных и созданием для них адекватных условий содержания, поскольку задачи, соответствующие каждому из этих направлений, могут накладывать ограничения на свободу действий в других сферах.
  6. Будет расширяться межзоопарковское и межведомственное сотрудничество в сфере создания и поддержания малых искусственных популяций редких и исчезающих видов (связано с совершенствованием законодательной базы).
  7. Для поддержания генетического разнообразия будут создаваться и использоваться банки гамет и методы искусственного оплодотворения.


4. Развитие научно-методической работы, широкая вовлеченность в сотрудничество (межзоопарковское, с природоохранными организациями, с исследовательскими организациями, с учебными организациями разных уровней, с общественными организациями любителей животных, с законодателями), на региональном и международном уровнях.

Природоохранная стратегия всемирного сообщества зоопарков и аквариумов (WZACS) настоятельно рекомендует всем зоопаркам и аквариумам устанавливать или укреплять партнерские отношения и объединения с другими организациями на местном, национальном, региональном и международном уровне.


Зоопарк будет:

  1. Продолжать и развивать сотрудничество с региональными и международными ассоциациями зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА, ЕАЗА, ВАЗА и др.)
  2. В рамках своей деятельности, как методического центра ЕАРАЗА, продолжать и усиливать работу по методическому обеспечению региональных зоопарков: организовывать профильные семинары и конференции, готовить и издавать методические руководства. Добиваться того, чтобы наш опыт стал доступен не только региональному, но и международному зоопарковскому сообществу.
  3. Развивать свои возможности, как центра подготовки кадров для работы с дикими животными в неволе (для зоопарков, заповедников, ветеринарных клиник, центров разведения и др. природоохранных организаций).
  4. Разрабатывать и публиковать профессиональные руководства по содержанию животных, что особенно необходимо в случае видов, для которых ведутся совместные программы размножения ex situ.
  5. Поддерживать и развивать систему договоров о сотрудничестве с профильными исследовательскими и учебными институтами.
  6. Устанавливать контакты и налаживать взаимодействие в сфере законотворчества с общественными организациями и политическими партиями природоохранной направленности.
  7. Собирать и ежегодно публиковать информацию от зоопарков-членов ЕАРАЗА о коллекциях диких животных и всех, исследовательских, природоохранных и образовательных проектах, проводимых в зоопарках ЕАРАЗА.


5. Наличие правовой базы, обеспечивающей оптимальное функционирование зоопарка.

Правовая база деятельности зоопарков в России в настоящее время крайне несовершенна (большинство зоопарков работают в качестве «музеев» и вынуждены подчиняться правовым нормам, разработанным для традиционных музеев с неживыми экспонатами, не имеющих природоохранных функций). Такая ситуация серьезно препятствует реализации основных функций зоопарка. Для того чтобы исправить это положение, зоопарк в грядущем десятилетии должен резко усилить свою законотворческую активность, войти в тесный контакт с природоохранными общественными и политическими организациями, властными структурами, освещать эти аспекты своей деятельности в средствах массовой информации. В ходе этой работы предполагается:
  1. Разрабатывать федеральный закон «О деятельности зоопарков», который бы учитывал специфику зоопарков, как музеев, чьи фонды способны к расширенному самовоспроизводству, с этических позиций, как правило, не подлежат коммерческой оценке и могут безвозмездно использоваться для поддержания природных и искусственных популяций в целях сохранения биоразнообразия. Т.е. закон должен учитывать специфику зоопарков, как бюджетных учреждений культуры (музеи природоохранной направленности) – охраны природы (хранилища живых генетических ресурсов) – науки (центры изучения редких видов). Добиваться принятия этого закона.
  2. Инициировать, продвигать и способствовать принятию законов и/или заключению международных договоров, способствующих осуществлению зоопарками своих основных функций: «о зоопарках», «об особом порядке перемещения через границу биологических объектов в целях сохранения биоразнообразия»; «об определении стоимости животных, задействованных в природоохранных программах», и др.
  3. В рамках закона «О зоопарках», других правовых актов или в качестве отдельной правовой инициативы добиваться правового решения проблемы сбора и передачи средств на национальные и международные природоохранные проекты.
  4. Строить свою работу в соответствии с программными и нормативными документами международного зоопарковского сообщества. («Техническое руководство IUCN по управлению популяциями ex situ в целях сохранения видов», «Требования к перевозкам живых животных» Международной ассоциации авиаперевозчиков и др).
  5. В сотрудничестве с правительством и соответствующими учреждениями работать над совершенствованием требований к благополучию животных в живых коллекциях.
  6. Добиваться статуса «заказчика» в контексте закона 94ФЗ.;
  7. Для достижения этих целей широко сотрудничать с международными зоопарковскими ассоциациями, национальными политическими партиями, общественными организациями и фракциями Думы природоохранной направленности.


6. Эффективное управление.

Эффективное управление – необходимое условие успешной деятельности зоопарка. Эффективность достигается гибкостью структуры, использованием всей полноты информации для принятия решений, контролем за исполнением принятых решений и использованием прогрессивных технологий управления.


В грядущем десятилетии зоопарк будет стремиться:

  1. Иметь гибкую структуру управления, позволяющую приспосабливаться для решения широкого круга задач.
  2. Придерживаться организационной стратегии, поощряющей культуру знаний, при которой постановка вопросов, тестирование, фиксация и анализ информации становятся основой для принятия решений (рекомендация «Стратегии ЕАЗА в области исследований»).
  3. Формировать организационные структуры, обеспечивающие максимально эффективное использование человеческих ресурсов и применение принципа коллективного подхода к решению различных задач.
  4. Для принятия важных решений, особенно связанных с обеспечением основных функций зоопарка и с благополучием животных, собирать информацию, необходимую для выбора оптимального решения:
  • запрашивать мнения специалистов, как из числа сотрудников зоопарка, так и из внешних организаций;
  • проводить анкетирование других зоопарков, сталкивавшихся со сходными проблемами;
  • поручать компетентным сотрудникам проведение анализа литературы и составление обзоров опубликованных по проблеме данных;
  • заказывать соответствующим подразделениям зоопарка (отделу научных исследований, научно-просветительному отделу, историко-архивному отделу и т.д.) проведение экспресс-исследований
  • осуществлять обязательный контроль специалистами зоологических, просветительных и научных подразделений зоопарка на всех этапах проектирования и строительства новых объектов
5. Доводить до сведения заинтересованных сотрудников и сотрудничающих с зоопаркоморганизаций основания для принятия важных управленческих решений.
6. Повышать исполнительскую дисциплину и персональную ответственность всех сотрудников.
7. Развивать внутренние коммуникационные сети и электронный документооборот.


7. Квалифицированные и высоко заинтересованные в своей работе сотрудники.

Успех работы зоопарка полностью зависит от квалификации и степени заинтересованности в работе (а значит и степени ответственности) его сотрудников. Для достижения этой цели зоопарк будет придерживаться следующих принципов:
  1. Каждый сотрудник зоопарка должен быть проинформирован о целях и задачах организации, в том числе – о целях и задачах природоохранной, научной и просветительной работы. Весь штат зоопарка, независимо от специальности конкретного работника, необходимо поставить в известность о том, что деятельность этой организации подчинена решению четырех основных задач.
  2. Руководство зоопарка будет поддерживать своих сотрудников в их стремлении к участию во внутренних и международных совещаниях, конференциях и семинарах, создавая условия, необходимые для осуществления подобных планов
  3. Руководство зоопарка будет продолжать принятие мер, направленных на публичное признание профессионализма и опыта сотрудников, подбор и постоянное обучение кадров всех уровней.
  4. Необходимо развивать в сотрудниках зоопарка желание наблюдать за животными с целью обнаружения объективных признаков неблагоприятного воздействия внешних условий. Особенно важно, чтобы реакцией на результаты таких оценок были оптимальные решения в области строительства и оформления вольер.
  5. Будет создаваться постоянно действующая на базе Московского зоопарка система курсов подготовки и повышения квалификации зоопарковских сотрудников.
  6. Будет создаваться система подготовки кадрового резерва сотрудников зоопарка всех уровней: стажировки и практики учащихся, поощрение волонтеров, создание клубов «Друзей зоопарка» и т.п.
  7. Будет продолжено изучение истории зоопарка, контакты с ветеранами, их моральная и социальная поддержка.

8. Поддержание необходимой материально-технической базы.

С целью поддержания необходимой для обеспечения своей деятельности материально- технической базы зоопарк, сохраняя достигнутые показатели, для дальнейшего их повышения будет:
  1. Стремиться применять новые технологические подходы для расширения возможностей в области содержания животных, научных исследований и просвещения.
  2. Повышать эффективность и развивать структурные подразделения, предназначенные для технического обеспечения функционирования зоопарка. Повышать техническую оснащенность этих подразделений и уровень квалификации их сотрудников.
  3. Искать обслуживающие организации, наилучшим образом соответствующие потребностям зоопарка и добиваться заключения с ними контрактов.
  4. Продолжать и развивать коммерческую деятельность, способствующую решению основных задач зоопарка (сувенирная торговля, зоомагазин и т.п.).

9. Поддержание и расширение взаимосвязи с обществом (PR) Развивая связи с обществом, зоопарк должен стремиться помочь посетителям понять, как их приход в зоопарк связан с природоохранной деятельностью зоопарка, и в то же время убедить их в том, что уровень благополучия животных в зоопарке непрерывно повышается.

С этой целью зоопарк:

  1. Сохранит и будет развивать подразделение (Отдел по связям с общественностью), призванное к осуществлению взаимосвязи с общественностью, формированию общественного мнения и распространению информации о своих достижениях, эти же задачи призван решать официальный сайт зоопарка в Интернете, который будет поддерживаться и развиваться.
  2. Будет неизменно защищать свои позиции перед широкой общественностью, открыто обсуждать спорные вопросы и проявлять твердость в осуществлении своей природоохранной миссии.
  3. Будет продолжать и по возможности развивать сбор благотворительных средств для обеспечения уставной деятельности зоопарка.
  4. Обеспечит открытую публикацию (в том числе через Интернет и СМИ) сведений о результатах своей деятельности:
  • Будет продолжено издание ежегодных сборников, посвященных результатам деятельности зоопарка: Ежегодный отчет, Отчет о деятельности ЕАРАЗА, Научные исследования в зоопарках. Все опубликованные материалы будут размещаться в открытом доступе на сайтах Московского зоопарка и ЕАРАЗА.
  • Зоопарк будет продолжать содействие изданию других периодических и непериодических (материалы семинаров, совещаний, тематические сборники) публикаций, отражающих деятельность зоопарков. Мы будем стремиться, чтобы все опубликованные материалы, имеющие отношение к сохранению биоразнообразия и/или благополучию животных, были размещены в Интернет, в режиме свободного доступа.
  • В случае технических или финансовых затруднений с изданием печатных материалов о деятельности зоопарка, эти материалы будут размещаться в открытом доступе в Интернет, вне зависимости от их печатной публикации.
  • Зоопарк будет продолжать постоянные контакты со СМИ, освещая свою деятельность, пропагандируя идеи «природоохранной психологии» и добиваясь решения конкретных задач сохранения биоразнообразия.


10. Соблюдение принятых в международном зоопарковском сообществе этических норм

Зоопарк будет неуклонно работать над соблюдением всех профессиональных требований и принципов, установленных зоопарковским сообществом (рекомендация природоохранной стратегии WAZA). В частности:
  1. В зоопарке будет создана комиссия по биоэтике, которая организует процесс анализа этической стороны деятельности зоопарка во всех ее сферах (рекомендация WZACS).
  2. Зоопарк должен всегда быть готов к предоставлению отчетов о том, откуда и каким образом он получает животных для своей коллекции.
  3. Особи, поступающие в зоопарки из естественных мест обитания, будут использоваться для содействия сохранению их сородичей из природных популяций путем включения либо в просветительные программы, либо в программы размножения и/или научных исследований, проводимые в рамках проектов сохранения исчезающих видов.
  4. Зоопарк всегда будет соблюдать открытость и честность в предоставлении коллегам профессиональной информации и рекомендаций.
  5. Зоопарк обязан соблюдать все законодательства и акты, относящиеся к сохранению видов. В этой связи, зоопарк будет отказываться от участия в нелегальных или неэтичных передачах животных.
  6. Зоопарк будет стремиться свести к минимуму использование коммерческой торговли изъятыми из природы животными в целях получения особей для своей коллекции.
  7. Зоопарк будет стремиться не увеличивать видовое разнообразие коллекции, не создав адекватные условия для новых видов.


11. Следование принципам устойчивого развития.

Зоопарк должен подавать пример экологического подхода ко всем аспектам своей деятельности и демонстрировать посетителям методы, которые позволят им перейти к «экологически дружественному» стилю жизни (Рекомендация «Стратегии WAZA»). С этой целью Зоопарк будет придерживаться ресурсосберегающих технологий и принципов устойчивого развития:
  1. Применять экологически оправданные методы ликвидации отходов.
  2. Эффективно использовать энергию.
  3. Практиковать ответственный подход к использованию природных ресурсов.
  4. Платить за загрязнение окружающей среды.
Проект «Стратегии» разработан в 2008 г С.В.Поповым, рецензирован А.П.Пресняковым, С.Д.Тимошенковым, В.Е.Фроловым, В.Н.Горвалем, Т.Д.Аржановой, Т.Ф.Андреевой, Е.Я.Мигуновой, Н.И.Истратовой, Л.В.Егоровой. Обсуждался и получил единогласную поддержку на заседании Зоосовета зоопарка 17.03.2009 (Протокол №1).

Познание Что такое зоопарк? Для чего нужен зоопарк? Какие звери живут в зоопарке? Часто ли вы посещаете зоопарк? Нравится ли вам в зоопарке?

«Новосибирский зоопарк»

Художественное творчество Как мы рисуем зоопарк? Как мы лепим животных?

Коммуникация Какие пословицы и поговорки про зоопарк вы знаете? Какие бывают загадки про зоопарк?

Социализация Какие игры про зоопарк мы знаем? Какие игры можем придумать сами?

Физическая культура Какие упражнения с имитацией движений животных мы знаем?

Музыка Какие существуют песенки про зоопарк? Какие танцы про животных мы знаем? Какие танцы про животных мы можем придумать сами?

Труд Как ухаживают за животными в зоопарке?

Здоровье Кто лечит животных в зоопарке?

Безопасность Какие правила поведения в зоопарке существуют? Как вести себя в зоопарке?

Чтение художественной литературы Какие существуют книги про зоопарк? Какие стихии про зверей мы знаем? Какие стихи мы можем сочинить сами?

Большой популярностью в наши дни пользуются живые музеи-зоопарки, организованные человеком искусственные природные комплексы, расположенные в системе города. Природа в них представлена в своем единстве - обилие зелени, воды дополняет богатый животный мир. Интересная и разнообразная деятельность зоопарков, направленная на распространение идей охраны природы, воспитание чувства гуманного и бережного отношения к ней, привлекает посетителей самых разных возрастов.

Зоопарки - это не только места отдыха, культурно-познавательные, научно-исследовательские центры, но и важнейшие резервации диких животных. По своим размерам они могут быть совсем небольшими как вольер, размещенный в самом центре Берлина, где живут четыре бурых медведя, до огромных «Сафари-парков» с самой разнообразной коллекцией животных, содержащихся в естественных условиях как чешский «Сафари» в г. Двур-Кралове.

Одним из самых ответственных моментов проектирования зоопарка является выбор принципа организации территории. Он может быть: систематический - животные одной группы от вида до класса размещены в одной экспозиции; зоогеографический - размещение животных по странам света; экологический (ландшафтный)- животные размещаются в условиях, близких к их естественной среде обитания; смешанный с использованием нескольких систем; популярный - показ животных, вызывающих наибольший интерес у посетителей; краеведческий - показ животных, обитающих в данной местности; эволюционный (от низших к высшим); зооботанический - одновременный показ животного и растительного мира различных областей.

Для создания живописных композиций в зоопарках некоторые объекты помимо их основных познавательных функций используют в декоративных целях. Так, целесообразно в зоне показа млекопитающих разместить водоем с красивыми водоплавающими птицами, у входа в сооружения расположить клетки с яркими попугаями, павлинами, в любой части маршрута уместны площадки молодняка или редких животных.

Зона экспозиции зоопарков занимает в среднем 60-70 % территории и включает вольеры, водные бассейны, сезонные павильоны для животных, здания круглогодичного пользования.

Осмотр экспозиции во многом зависит от правильной организации маршрутов. Анализ существующих парков показывает, что оптимальным решением является планировка с организацией нескольких маршрутов" осмотра экспозиции по различным системам без дублирования и пересечения. Маршруты могут быть кольцевые, петлеобразные, зигзагообразные, в виде серпантина, сквозные и т. д.

На планировку зоопарка большое влияние оказывают природные характеристики, возможность использования существующего рельефа и необходимость создания искусственного ландшафта, размеры отведенного участка. Территория зоопарка должна иметь разнохарактерный рельеф, что поможет создать необходимые условия для организации наиболее интересной экспозиции животных. Художественные качества рельефа во многом зависят от разности отметок участков, наличия склонов, холмов, оврагов и т. д.

Водоем на территории зоопарка нередко играет важную роль в его архитектурно-планировочной и пространственной композиции. Помимо использования эстетических качеств водоемов появляются возможности и для показа некоторых видов животных, птиц и рыб, однако при условии устройства системы очистки. Хорошим примером может служить зоопарк в Екатеринбурге.

Схема генерального плана зоопарка в Екатеринбурге: 1 - Главная площадь; 2 - входной павильон; 3 - декоративный бассейн; вольеры: 4 - белок; 5 - певчих птиц; 6 - глухарей; 7 - аквариум - террариум; павильоны: 8 - птиц; 9 - водоплавающих птиц; 10 - ластоногих; 11 - бассейн для водоплавающих птиц; 12 - павильон страусов; вольеры: 13,14 - хищных птиц; 15 - песцовых; 16 - зайцев; 17 - павильон куньих; 18 - павильон антилоп; 19 - павильон слонов; 20 - кафе; павильоны: 21 - медведей; 22 - экзотов; 23 - обезьян; 24 - кабанов; 25 - крупных копытных; 26 - вольеры горных козлов; 27 - дом юннатов и площадка молодняка; 28 - кольцевая дорога для катания на пони; 29 - домик пони; 30 - видовые площадки; 31 - площадки отдыха; 32 - киоски; 33 - склад; 34 - гараж; 55 - теплица; 36 - котельная; 37 - ветлечебница; 38 - хоздвор

Принятая архитектурно-планировочная структура генплана зоопарка, функциональное зонирование, экспозиционные маршруты должны обеспечивать выполнение основных поставленных задач и среди них одна из главных - создание привлекательных условий для детей. Среди зеленых насаждений - клетки с мелкими животными (хомяками, кроликами), на зеленых газонах - скульптуры героев детских сказок, в просторных клетках - обезьяны, рядом площадки молодняка, круг для катания на пони. Устав, дети смогут отдохнуть на скамейках специальных площадок, в тенистых аллеях, здесь же расставлены домики для птиц, белок, кормушки.

Парковая зона с естественным и искусственным ландшафтом, многочисленными водоемами обеспечивает тихий отдых посетителей.

Лондонское зоологическое общество в 1826 г. основало зоологический сад площадью 15 га в Ридженс-парке. При его организации использовались приемы дворцовых зоопарков древнего Китая и Египта. В нем получил развитие один из главных принципов организации современных зоопарков - демонстрация животных среди живописной растительности. В Ридженс-парке в павильонах впервые были использованы новые достижения науки и техники, центральное отопление, искусственный дневной свет, вентиляция. Принцип организации его экспозиции в основном систематический и частично популярный. Вся территория состоит из зон: экспозиции - 13 га; обслуживания - 0,8 га; административно-хозяйственной - 1 га; детской- 0,2 га. Около 30 % площади занято зимними помещениями для животных. Зоопарк имеет многоцентровую планировочную структуру. Сеть пешеходных аллей и дорог северной зоны проложена параллельно каналу и улице. Аллеи южной зоны идут вдоль улицы и здесь размещены все основные сооружения зоопарка. Особый интерес вызывает оригинальное сооружение в виде террас, возвышающихся одна над другой. Смотровые площадки размещены на нескольких уровнях над экспозицией животных, благодаря чему очень удобно наблюдать сверху за животными. При таком подходе территория, небольшая по своим размерам, используется наиболее рационально.

Следует отметить разработанную в парке четкую систему ориентации- на всех поворотах и сооружениях планы и автоматически записанные ответы на возникающие у посетителей вопросы.

Берлинский зоопарк в период своего расцвета, в 60-70-х годах XIX в., построил сооружения для животных: слоновник, напоминающий индийский храм, сооружения для антилоп и жирафов, украшенные минаретами, и т. д. Их созданию способствовало увлечение европейских архитекторов восточной архитектурой. Сама идея создания ландшафта и сооружений для животных, напоминающих природу и архитектуру стран, где они обитают, очень заманчива. Но одновременно она несет в себе опасность снижения роли самих животных, которые могут стать всего лишь дополнением к яркой, причудливой архитектуре.

Архитектурно-планировочное решение основано на четком зонировании. Под зону экспозиции отведено 58 % территории, что составляет 92 га. Содержание животных - групповое в загонах и вольерах, где созданы условия, максимально приближенные к естественным. Старинный парк Фридрихсфельде стал основой для создания зоопарка, вот почему в нем наблюдается сочетание регулярной планировки XIX в. и современного ландшафта с включением больших водных пространств.

В парке удачно используются возможности воды для ограждения экспозиционных пространств путем устройства сложной, замкнутой системы, ручейков, протоков, каналов и озер. Причем одновременно с функциональным предназначением им отводится существенная роль в декоративном обогащении облика зоопарка.

Все водоемы, кроме старинного, классической формы канала, носят пейзажный характер и хорошо сочетаются со свободными очертаниями пешеходных и транспортных аллей и дорог. Искусно созданные живописные откосы берега, умелое использование зеленых насаждений (применение широких открытых пространств - лугов и тенистых массивов), животные и птицы, обитающие на этих «островах», дают полную картину естественной природы. Интересно и разнообразно смотрятся гусиные пруды, водоемы на участках для слонов, гиппопотамов. В вольере белых медведей водопад низвергает свои воды с 13-метровой высоты. Водоем окружен скалистыми берегами, которые, отражаясь в воде, создают прекрасный темный фон для светлых медведей.

Вода в зоопарке применяется в самых разнообразных сочетаниях. Это необычные фонтаны с забавными скульптурами. Это и искусственные водоемы в микроландшафте тропического зала «Дома Брема», где созданы три искусственных водоема с экзотическими растениями. Создается полная иллюзия, что берега водоемов покрыты зарослями леса. В этом же «Доме» в помещениях, где содержатся крупные хищники, имеются бассейны, которые связаны с бассейнами на открытых площадках.

Зеленым насаждениям отводится основная роль в архитектурно-планировочном решении зоопарка. В организации и объединении всего ландшафта территории прежде всего максимально используются декоративные качества зелени, которая придает привлекательность облику зоопарка, повышает его художественную ценность. Их используют для создания загущенных посадок-изгородей по периметру площадок экспозиции, для устройства открытых полян с отдельными деревьями и декоративными группами, окаймленных водоемами и каналами, для создания живописного ландшафта в зоне отдыха.

Детская зона представляет собой зоопарк в миниатюре, где все соответствует возможностям детского восприятия. Планировка зоны проведена с использованием мелких масштабных участков с применением малых архитектурных форм, устройством стойких к вытаптыванию газонов.

В северо-восточной части размещен комплекс сооружений зоны обслуживания. Ко всем зонам подходит дорога для хозяйственных нужд, проложенная по периметру парка, изолированно от пешеходных путей.

Зоопарки постоянно находятся в развитии. Год от года совершенствуется организация показа и содержания животных. Градостроители ищут новые формы «адаптации» зоопарков в городской среде.

Чешский «Сафари» получил мировую известность, на его площади более 100 га, разделенной на изолированные друг от друга участки-острова, живут многочисленные африканские звери в условиях, максимально приближенных к естественным - нет ни клеток, ни решеток, а кольцевую дорогу со специальными смотровыми площадками для посетителей, с которых удобно и безопасно наблюдать за поведением животных, отделяют от звериного царства полосы стриженого кустарника, рвы, невысокие заборы.

В зоопарке содержится более 1500 представителей фауны всех континентов. В зимнее время «население» переводится в специальные утепленные павильоны.

Размещаясь среди городской застройки, зоопарк входит составным элементом в парковую систему города.

Под экспозиции животных, как правило, отводятся участки, свободные от леса. Но лесной массив используется для создания интересного фона при демострации животных, для создания комфортабельных условий посетителям, для организации живописного ландшафта территории сохранения чистоты воздушного бассейна.

Следует отметить, что архитектурно-планировочная композиция территории зоопарка, как правило, зависит не только от возможности максимального использования существующего ландшафта, но и в значительной степени от окружающей территории.

Зоопарк должны окружать буферные зоны, предохраняющие его от влияния вредных городских факторов и дающие возможность расширения площади экспозиции.

Педагогический проект «Зоопарк»

Актуальность проекта.

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой, наблюдения.

Наблюдение за животными в зоопарке учит ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания. Наблюдение помогает детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но в обыденном, привычном начинают находить интересное.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить воспитанию у дошкольников устойчивого интереса и внимательного, бережного отношения к животным, расширение и углубление знаний о животном мире.

Проект «Зоопарк».

Художественно-творческий. Краткосрочный.

Реализовался с детьми старшего дошкольного возраста.

1) Знакомство с разнообразием животного мира, с их связью со средой обитания;

2) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

3) Развивать целостное восприятие живой природы с различными взаимосвязями внутри мира животных, развивать у детей познавательные способности, творческое воображение;

4) Воспитывать интерес к природе, понимание поведения и повадок животных и доброе отношение ко всему живому.

Этапы реализации проекта

Основной 2-3 день

Заключительный 4-ый день 1) Беседа о животных

2) Рассматривание

иллюстраций,

картинок

животными,

альбомов.

1) Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;

2) Экскурсия зоопарк.

1. Составление альбома рисунков «Кого я увидел в зоопарке»;

2) Игра-викторина «Экскурсия в зоопарк». Индивидуальные и групповые беседы о предстоящем походе в зоопарк; о проведении бесед с детьми о повадках и поведении диких животных в зимний период.

1) Совместная экскурсия в зоопарк;

2) Рисование: «Кого я увидел в зоопарке».

Участие в игре-викторине «Экскурсия в зоопарк»

Мероприятия по реализации проекта

Работа с детьми Работа с родителями

1) Беседа с детьми о диких 1) Беседы с детьми о диких

животных, их повадках, поведении в животных;

зимний период;

2) Рассматривание иллюстраций

2) Совместная экскурсия в зоопарк;

картинок с дикими животными,

альбомов «Животные пустынь»,

«Животные средней полосы» и др. ;

3) Экскурсия в зоопарк (совместно с 3) Рисование на тему: «Кого я

родителями) ; увидел в зоопарке».

4) Составление альбома детских

рисунков на тему: «Кого я увидел в

зоопарке»;

5) Игра-викторина (интегрированное занятие)

«Экскурсия в зоопарк».

Продукт проектной деятельности:

Фотоматериал (экскурсия, занятие, беседа) ;

Конспект вводной беседы, сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»;

Альбом детских рисунков «Кого я увидел в зоопарке».