Положение человека в системе социальных отношений. Список использованной литературы. Социальное взаимодействие и общественные отношения

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания
Следующая тема:   Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются : неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое » же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности .

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

Читайте также

  • Обратимся к рассмотрению социальных связей и отношений. Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

  • Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,…

  • — Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

    Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих… [читать подробнее].

  • — Человек в системе социальных связей

    Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

    Социальные связи отличаются по виду, содержанию… [читать подробнее].

  • — Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

    1) традиционный подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образ под возд природн сил. 2) второй подход выделяет структуры внутри соц подсистем: а) этническая структура общ-ва (род, племя, народ, нация).

    В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в…. [читать подробнее].

  • — Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.

    е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа… [читать подробнее].

  • Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.

    Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

    Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей.

    Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

    Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
    сак в данный момент, так и в перспективе.

    отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

    Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

    Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
    те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

    Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

    Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

    1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

    2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    Вебер выделил четыре типа социального действия.

    Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

    1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

    2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

    3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

    4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

    Значительный вклад в теорию социального действия внес Т.

    Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

    1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

    2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

    3) наличие знаковых механизмов регуляции.

    Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

    Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

    1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

    2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

    3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

    4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

    Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

    Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия.

    Данная структура включает в себя:

    1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

    2) объект – цель, на которую направлено действие;

    3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

    4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

    5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

    Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

    Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

    В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

    1) социально-экономические.

    В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

    2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

    3) оптимизация жизненного цикла.

    В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

    После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

    Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа.

    Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т.

    е. иметь характер долженствования и обязательности.

    Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.

    е. самому овладеть миром.

    Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений. Социальные отношения Личность (субъект)
    Личность (объект) Социальные отношения

    Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.
    Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы :
    1) адаптация, то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
    2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

    Каждый индивид уникален, не похож на других. Причем не только по внешним, физическим качествам, но и с точки зрения социальных характеристик. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими факторами.

    Социологическая наука исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность , которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

    Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией. Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

    Воспитание личности можно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация ) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация ).

    Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист, ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

    Иначе говоря, основные цели воспитания связаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры . Э тот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией . Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

    К основным механизмам целенаправленного развития личности можно отнести наличие ряда условий и факторов, среди которых нередко выделяют так называемые средства воспитания . Их примерный перечень:
    1. Семья – ребенок тяготеет к выбору стиля жизни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.
    2. Группы «равных» – включают друзей одного возраста.
    3. Школа – кроме формального процесса обучения существует скрытый процесс воспитания: правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на те или иные действия, влияние особой «школьной среды.
    4. Средства массовой коммуникации – газеты, журналы, кино, радио, телевидение, которые влияют на воспитание личности.
    5. Трудовые коллективы – важнейший фактор социализации индивида.
    6 . Религиозные организации – нередко являются сильным средством духовно-нравственного воздействия на личность.
    7. Общественное объединения – создают неповторимую для каждого индивида социальную среду, формирующую его как личность.

    Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:
    идейно-политическое – формирование политической культуры;
    трудовое – развитие добросовестного отношения к труду;
    нравственное – усвоение норм и принципов морали;
    эстетическое – расширение потребности в прекрасном;
    экологическое – оптимизация отношения человека к природе;
    религиозное – приобщение к религиозным ценностям;
    физическое – развитие физических возможностей индивида.

    Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре . Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

    Этапы социализации личности

    Социализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

    Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство , юность , зрелость , старость . На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

    Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :
    1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;
    2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

    На начальном этапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья , дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

    На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

    Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

    Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:
    ● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;
    ● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;
    ● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

    Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты , включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

    С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:
    ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;
    десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

    Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

    Социологические теории воспитания

    Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида и формирования его «Я»:
    1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;
    2) игра – осмысленное воспроизведение поведения взрослых;
    3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.

    Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.

    Известный швейцарский педагог и социолог ^ Жан Пиаже (1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

    Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

    Вторая – «преддействие », соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.

    Третья – «конкретные действия », проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

    Четвертая – «формальные действия ». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.

    Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу - так называемый «эдипов комплекс ». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.

    В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы ), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

    К таким мифам воспитания, можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого . Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).

    Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания , то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).

    К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.

    Социальный статус и социальные роли личности
    Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус », «социальный престиж » и «социальная роль ».

    Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

    Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

    Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:
    1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
    2) приобретенный , достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

    Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:
    1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;
    2) профессионально-правовой статус – имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
    Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

    Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

    В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

    Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

    Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

    Социальные роли могут быть постоянные , то есть существовать длительное время (например, роль матери) и временные , выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

    К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания , то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение , состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

    В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

    Связь и отношение - это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

    Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

    Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

    1. первичные (материальные, базисные);
    2. вторичные (идеологические, надстроечные).

    Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

    Идеалистическая трактовка общества:

    • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

    Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

    Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

    Общество (в узком смысле) - это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

    Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

    Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

    • люди (движущая сила исторического процесса);
    • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
    • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

    Сущность общественных связей и отношений:

    • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

    Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

    Социальность - это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

    В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность - общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

    Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

    Подробнее

    Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

    Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

    Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

    Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

    Основные этапы взаимодействия человека и общества:

    1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
    2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к "одномерности" человека.
    3. Следующий (новый) этап - Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

    Подробнее

    Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится "узлом" всех типов социальной организации.

    Социальная структура общества - совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

    Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

      • семья,
      • племя,
      • народность,
      • нация.

    Подробнее

    Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

    Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

    Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

    Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

    Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

    Класс - большая группа людей, которые отличаются друг от друга

    1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
    2. о их отношению к средствам производства,
    3. по их роли в общественной организации труда,
    4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

    В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

    Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.

    Страница 10 из 24


    Система общественных отношений

    Общественные отношения – совокупность связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и прочей деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей (Социологическая энциклопедия). Любой вид деятельности в сфере физической культуры и спорта построен на отношениях между людьми, спортивными коллективами. Система общественных отношений включает социальное взаимодействие и социальные отношения.

    Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов (Д.В. Кухарчук).

    Социальное взаимодействие является основой социальной жизни людей, так как эти действия сопряжены друг с другом и постоянно возобновляются.

    Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям (П.А. Сорокин):

    По количеству субъектов взаимодействия (взаимодействия двух индивидов, одного и многих и т.д.);

    По продолжительности (кратковременные и долговременные);

    По характеру (односторонние и многосторонние);

    По организованности (организованные и неорганизованные);

    По сознательности (сознательные и стихийные);

    По «материи» обмена (интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые).

    Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения (на тренировках, занятиях в фитнес-центрах, при общении тренера со спортсменом и т.д.).; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (руководитель спортивной федерации включается в процесс взаимодействия со всеми спортсменами, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже и не знает).

    Выделяют два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (отношения тренера и спортсмена, отношения между спортсменами одной команды) и строится на основе взаимной поддержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера.

    Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (желание попасть в основной состав команды, завоевать пальму первенства в соревнованиях, авторитет среди членов команды и т.д.). Оно может характеризоваться стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, занять более высокое место на соревнованиях, установить рекорд). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника. Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов в данном виде спорта.

    Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников или руководителя и подчиненного. В отличии от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

    Социология ФКС избегает крайностей в оценке понятий «сотрудничество» и «соперничество». Конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социального взаимодействия. С точки зрения социологии ФКС конфликт в спортивной команде, особенно на этапе решающих стартов, неблагоприятно отражается на психологическом климате всего коллектива. Это наглядно было проде-монстрировано в сборной команде России на чемпионате Европы по футболу (2004 г., конфликт спортсмена и тренера).

    На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

    Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самово-зобновляющимся характером. В настоящее время в стране складывается определенная система партнерских отношений между крупными компаниями и организаторами спортивных соревнований или руководителями команд.

    По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба, партнерство, спонсорство и др.).

    Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.



    Оглавление
    Социологическая структура физической культуры и спорта
    Дидактический план
    Предисловие
    Социология физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина
    Физическая культура и спорт в обществе
    Структура и уровни социологического знания о физической культуре
    Задачи и функции социологии физической культуры
    Основные проблемы социологии физической культуры и спорта на современном этапе общественного развития
    Физическая культура и спорт в системе общественных отношений
    Система общественных отношений

    1. Понятие личности в социологии

    Социология как наука об обществе стремится установить зако­номерности общественного развития, понимая общество как про­дукт взаимной деятельности и связи людей. В этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества.

    Проблема изучения человека в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущ­ности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обще­стве обязан понять, что движет поступками человека. Социальное поведение личности, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    Рассматривая человека с социологической точки зрения, необ­ходимо, прежде всего, указать на те особенности человека, кото­рые дают ему возможность создавать общество как специфичес­кое объединение человеческих существ. Такими особенностями принято считать: творчество, свободу и социальность. Творчес­тво - это субъективный акт, в котором субъект опредмечивает себя, превращает мир ценностей в мир реальности. Свобода, как существенное свойство человека, - есть выбор между нескольки­ми возможностями, выбор, совершаемый не только на основе пси­хологической свободы, но и на основе создаваемых им духовных творений. Социальность - это такое свойство человека, которое направлено на других людей и существует потому, что существуют другие люди. Оно имеет наибольшее значение для социологии. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права за­бывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

    Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важ­нейшее значение имеет категория не «человек», а «личность». Ис­ходя из такого взгляда на человека можно дать социологическое определение личности: личность есть общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обес­печивает условия своего биологического и социального бытия. Социология, таким образом, занимается изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и са­морегуляции социального поведения личности.

    Такой подход позволяет рассмотреть проблему «личность и общество» в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

    Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, обще­ство в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной ло­гике развития.

    Второй ракурс проблемы «личность и общество» - как лич­ность взаимодействует с другими в конкретном социуме, спо­собна ли она проявить свою независимость, автономность, или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь лич­ности, ее взлеты и падения.

    Исследование проблемы «личность - общество» предполага­ет ее одновременное рассмотрение как субъекта и как объекта социальных отношений. Личность как субъект социальных от­ношений - это избирательное восприятие и освоение личностью социальных предписаний общественной среды, обусловленное развитием ее потребностей и ее социальным опытом. При рас­смотрении личности в качестве социального субъекта, деятеля, уясняется прежде всего то, как социальные условия (общие и спе­цифические) сказываются на интересах и потребностях индивида. Личность как объект социальных отношений - это система объ­ективно заданных социальных функций-предписаний, связанных с социальным положением индивида в конкретной социальной ситуации. При рассмотрении личности как объекта социальных отношений выделяются те ее свойства, которые делают индиви­дов похожими в их социальных качествах в силу общности жиз­ненных условий.

    2. Социологические теории личности

    Наиболее распространенными теориями личности являются марксистская, диспозиционная, поведенческая, психоаналитичес­кие теории, теории когнитивного и нравственного развития лич­ности, ролевая теория.

    В марксистской теории личности акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных ка­честв человека, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством актив­ной предметной деятельности и общения. Но в марксистской соци­ологии большое значение придается исследованию и субъектив­ных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах созна­ния, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и об­разцов поведения.

    Диспозиционная теория личности выясняет роль мировоз­зренческих и ценностно-нормативных факторов жизни личности в саморегуляции социального поведения. Основателями этой те­ории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов. Дан­ная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от обще­ства, способностью противопоставить себя обществу. Личная неза­висимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Самосознание личности трансформируется в жизненную пози­цию, в диспозицию личности. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, соци­альных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к дейс­твию, означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:

    1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

    2) обобщенные социальные установки на типичные социаль­ные объекты и ситуации;

    3) ситуативные социальные установки как предрасположен­ность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

    Низшие личностные диспозиции - это поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потреб­ностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

    Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда рассмат­ривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а об­щество - как систему запретов, табу.

    Согласно его теории, психика человека состоит из нескольких компонентов. Первый и самый значительный пласт - сфера бессо­знательного - Оно (id). Она включает подавленные и вытесненные из сознания влечения, страсти, инстинкты сексуального характе­ра. За ними следует область сознательного - Я (ego). Эта сфера напоминает светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире и содержит легкодоступный материал: лица, имена, предметы. Ego регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего удовлетворить наши побуждения. Наконец, верх­ний пласт человеческой психики - Сверх-Я (super-ego), включаю­щий идеалы, ценности и нормы общества. Его назначение состоит в постоянной оценке действий личности. По Фрейду, собствен­ное Я не определяет поступки и действия людей, ими руководит сфера бессознательного - либидо (сексуальное влечение), озна­чающее «инстинкт жизни», и врожденная склонность к агрессии («инстинкт смерти»).

    Бессознательные стремления личности (Id, или Оно) образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстин­ктивных потребностей в их естественно-природной форме (Id, или Оно), из-за необходимости ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности (Ego, или Я), а также из-за социальных нормативных ограничений (Super-ego, или Супер-Я) человек вынужден постоянно искать компромисс между глубин­ным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Наиболее жестокие, агрессивные и воинствующие элементы струк­туры личности - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» пси­хику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества Супер-Я неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается 3. Фрейдом как история нарастания психоза. Более того, Фрейд убежден в том, что «большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».

    Согласно психоаналитической теории личности Э. Эриксона, личность в своем развитии последовательно проходит восемь ста­дий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соот­ветствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а пе­реход от одной стадии к другой происходит в результате преодо­ления этого кризиса.

    Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на внешние стимулы. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формули­рует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами- рефлексами и называются отвечающим (респондентным) поведени­ем. Этот тип поведения составляет определенную часть репертуара поведения, но не обеспечивает адаптацию к реальной среде обита­ния. Реальный процесс приспособления строится на основе так на­зываемого оперантного поведения, предполагающего в качестве ре­гулирующего фактора взаимное подкрепление в процессе общения.

    Исходя из данной теории обучения, Б. Скиннер для решения социальных проблем современного общества предложил техно­логию поведения, которая призвана осуществлять контроль од­них людей над другими, контроль над режимом подкрепления, позволяющий манипулировать людьми.

    Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рас­сматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навы­ки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной пос­ледовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

    Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомо­торной стадией. В это время у детей формируется способность на­долго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.

    Второй период, от двух до семи, - предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, по­нимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом.

    В возрасте от семи до одиннадцати лет - стадия конкретных операций - у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме».

    Четвертый период, от двенадцати до пятнадцати лет, - пери­од формальных операций - это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

    Согласно теории нравственного развития личности Л. Колберга человек в своем нравственном развитии может прой­ти шесть стадий, которые сменяют одна другую в строгой пос­ледовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способ­ности к сопереживанию (эмпатии). Причем Л. Колберг не связы­вал стадии нравственного развития с определенным возрастом. Большинство людей достигают, по его мнению, по крайне мере третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о «хорошем» и «плохом». Они стремятся избе­жать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнение дру­гих и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на этой стадии начинают формироваться собственные пред­ставления о «хорошем» и «плохом», люди в основном стремят­ся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии формируется нравственное со­знание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Человек, которому кассир дал слишком много сдачи, воз­вращает ее, так как «это правильно». Пятая стадия - это стадия осмысления возможных противоречий между различными нравс­твенными убеждениями. Здесь формируются собственные суж­дения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бывают случаи, когда может быть оправдана «ложь во спасение», в некоторых случаях - ложь неприемлема. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсаль­ные и последовательно нравственные принципы, лишенные эго­центризма: люди предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому. Например, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и др.

    Наиболее значительное место в социологии личности занима­ет ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Ч. Кули, Дж. Мидом и Т. Парсонсом.

    Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множест­ва взаимодействий людей с окружающей средой. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

    1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обратили внимание на мое новое платье);

    2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что ви­дят (Я уверена, что им (не) понравилось мое новое платье);

    3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Я, видимо, (не) буду носить это платье).

    Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

    Дж. Мид продолжил разработку идей Кули и сделал множес­тво собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы при­нимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъек­том - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

    Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный - словом «меня» (Me). Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция лич­ности на воздействие других людей и общества в целом («Я-сам» реагирует на критику, обдумывая ее суть). «Я-меня» - это осозна­ние человеком себя с точки зрения других людей («Я-меня» осоз­нает, что люди считают меня справедливым человеком). Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого (других), чело­век учится воспринимать впечатление о себе. В начале жизни, бу­дучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, на­учившись думать о себе, ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По Дж. Миду, процесс приобретения своего «Я» вклю­чает три стадии:

    1) имитация - дети копируют поведение взрослых, не понимая его;

    ▼ Пример

    К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

    2) игровая стадия - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей;

    ▼ Пример

    Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на тре­тью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и «гасителя» мя­чей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимо­действии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанны­ми с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

    3) стадия коллективных игр - дети учатся осознавать ожида­ния не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной лич­ности, называется «обобщенный другой».

    3. Социальный статус и социальная роль личности

    Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социаль­ная роль». Человек, будучи социальным существом, взаимодейс­твует с различными социальными группами, участвует в коо­перированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадле­жит какой-либо одной группе. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социаль­ного статуса» и «социальной роли».

    Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определен­ными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями.

    Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в ус­тановках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Человек может иметь несколько статусов. Совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом, составляет статусный набор.

    Но чаще всего только один статус определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Главным статусом называется наиболее характерный для данно­го индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе.

    Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обус­ловлен его должностью (например, директор, профессор). Соци­альное положение, которое человек занимает в малой или первич­ной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется личным статусом.

    Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус - это положение, навязанное обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливает­ся этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

    Приобретенный (достигнутый) статус - это положение, ко­торое определяется усилиями самого человека или благодаря ве­зению, удаче (например, писатель, директор и т.д.).

    Достигаемый статус требует принятия самостоятельных реше­ний и самостоятельных действий. Статус мужа является достига­емым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, нано­сит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

    Замечено, что чем более демократично общество, тем больше в нем достигаемых статусов, то есть таких социальных позиций, которые люди занимают благодаря своим стараниям и собствен­ным заслугам, а не в соответствии с социальным происхождени­ем, полом, расой, национальностью.

    В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное поло­жение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности, но­сителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя, пешехода и т. д.).

    Любой человек обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или раз­норабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к титульной (основной) нации не одно и то же, что принадлежать к националь­ному меньшинству, и т.д. В общественном мнении вырабатыва­ется иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом.

    Несовпадение статусов отражает противоречие в межгруппо­вой и внутригрупповой иерархиях. Они представляют собой две формы несовпадения статусов, возникающего при двух обстоя­тельствах. Во-первых, тогда, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий. Во-вторых, в тех слу­чаях, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, женщина, руководитель банка (высокий профессиональный ранг) скорее вызовет сомнение у подчиненных в ее профессиональных качествах по причине устойчивого стереотипа, что женщины яв­ляются плохими руководителями.

    Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это модель поведения, ори­ентированная на данный статус. Ее можно определит иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

    Роль именуют еще динамической стороной статуса. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности и обязанностей.

    Именно статусы определяют характер, содержание, продол­жительность или интенсивность человеческих взаимоотношений, межличностных и социальных. Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально свя­занных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Роль - индивидуаль­ное поведение в соответствии со статусом.

    Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Р. Мертон со­вокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал роле­вым набором.

    Социальные роли попытался систематизировать Т Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

    эмоциональность - одни роли (например, врач, полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно со­провождающихся бурным проявлением чувств (например, бо­лезнь, смерть), другие - раскованности (члены семьи, друзья);

    способ получения - одни предписываются (дочь, юноша), дру­гие завоевываются (студент, актер);

    масштаб - часть ролей ограничена строго определенными ас­пектами взаимодействия людей (руководитель - подчиненный), другая - размыта (муж - жена);

    формализация - некоторые роли предусматривают взаимодейс­твие с людьми в соответствии со строго установленными прави­лами (покупатель - продавец) либо произвольно (брат - сестра);

    мотивация - разные роли обусловлены различными мотивами: личной прибылью (предприниматель), общее благо (священник) и т.п. Как считал Т. Парсонс, любая роль характеризуется некото­рым набором этих пяти характеристик.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания - того, что ждут согласно «правилам игры» от той или иной роли, и ролевого исполнения - того, что человек ре­ально выполняет в рамках своей роли. Между этими двумя аспек­тами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Всякий раз, взяв на себя ту или иную роль, человек более или менее четко пред­ставляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое пове­дение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей систе­ма социальных санкций - от порицания, осуждения до насильс­твенного пресечения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Главным связующим звеном между ролевыми ожи­даниями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойствен­ного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

    Обучение исполнению социальных ролей может быть успеш­ным только при последовательной подготовке к переходу от од­ной роли к другой на протяжении всей жизни индивида, при не­прерывной социализации, когда опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Наше современ­ное сложное общество характеризуется ролевым обучением, ос­нованным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов (первый источник роле­вого напряжения). Так, детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует долж­ным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Часто юноша, окончивший школу, не зна­ет, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает роле­вое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли.

    Другим источником ролевого напряжения в процессах со­циализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально су­ществуют в окружающем нас мире.

    Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различ­ную социальную и психологическую форму. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

    1. Внутриролевой конфликт между целесообразностью роле­вых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями.

    2. Внутриролевой конфликт, вызванный различиями в трактов­ке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой личностью социокультурной среды.

    3. Внутриролевой конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.

    4. Внутриролевой конфликт, обусловленный тем, что различ­ные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

    5. Конфликт между ролями. Ориентация на две противореча­щих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе лич­ности, ее раздвоению.

    Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внут­ренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Следовательно, необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

    Существует несколько видов действий, с помощью которых роле­вая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно раци­онализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, ко­торыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффектив­ность значительно повышается. Что касается третьего способа дейс­твия, то он используется в основном осознанно и рационально.

    Рационализация ролей - один из способов защиты против болез­ненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

    Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем вре­менного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

    Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия: выполнения им той или иной роли. Это означает, что организация и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или соци­ально не одобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также пос­тоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизм бессознательной защиты и осознан­ного подключения общественных структур для избежания опас­ных последствий социальных ролевых конфликтов.