Признаки общества как динамической системы. Общество как социальная система

1

Абдуллаева Р.А.

Мир, который окружает человека, является системой исходя из современного её понимания. В свою очередь, он весь без исключения состоит из систем различного рода. Абстрактную характеристику, общую дефиницию системы дает «Философский Словарь»: «Система (от греч. σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство». Понятие «система», как заметил Л. фон Берталанфи, не является «чем-то преходящим или неким итогом последних технических достижений…понятие системы также старо, как стара европейская философия…и может быть прослежена еще у Аристотеля». Система обладает определенными атрибутивными качествами, которые в максимально обобщенном виде представляют совокупность или множество взаимосвязанных элементов. Система – это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно. Можно выделить следующие наиболее значимые черты системы: Комплексность; Целостность; Иерархичность; Многоуровневость; Взаимосвязь и взаимоотношения элементов; Структурность; Зависимость элементов от целого; Взаимозависимость системы и среды; Противостояние, отличие от среды; Интеграция.

типы систем

прогрессивное развитие

интеграция системных элементов

системное качество

кризис системы

Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. Развитие системы можно представить в виде следующей схемы: развитие системы (прогресс) - достижение высшей точки развития (расцвет) - кризис системы - посткризисное развитие системы (регресс). При этом все эти этапы никоим образом не связаны с какими-то конкретными временными рамками.

Первый этап в развитии социальной системы - состояние прогрессивного развития. Под прогрессом понимается усложнение социальной системы через включение в неё новых элементов и объектов, а также возникновение новых связей внутри системы. На этом этапе происходит не изменение системного качества, а изменение его меры, то есть, основное содержание этого периода составляет работа закона перехода количественных изменений в качественные . Система проходит путь от хаоса к ярко выраженному порядку, основанному на системном качестве.
Это своего рода задаток системы, потенциальная способность, максимально раскрывающаяся в процессе развития.

Развитие системы это следствие взаимодействия как минимум двух внутрисистемных пар элементов, причём, если выразить это взаимодействие на языке механики, то его результат есть некая результирующая векторов субъектов взаимодействия. Если эти вектора сонаправлены, то их сумма всегда будет положительна и в количественном выражении больше целого. В противном случае эта сумма будет меньше целого и может принимать отрицательные значения . Таким образом, система прогрессирует в том случае, если её элементы действую более-менее слажено, а это есть показатель уровня интегрированности элементов системы. Следовательно, развитие системы можно представить как постепенное увеличение степени интеграции системных элементов. Более того, прогрессивное развитие напрямую зависит от того, насколько быстро и полно система сможет интегрировать в своё тело новые элементы и от того насколько эта интеграция повлияет на интегрированность внутренней системной среды.

Вторым состоянием системы является достижение максимума развития, расцвета. Данный период - интервал между высшей точкой развития и точкой начала системного кризиса, на котором наиболее ярко представлено системное качество. Накопление количественных изменений не приводит ни к росту интегрированности внутренней среды, ни к повышению уровню организации в связи с тем, что системное качество максимально развито и какое-либо дальнейшее его развитие невозможно. Это предел развития. Система на пике своего развития - есть система, воплощающая в себе абсолютное системное качество. Именно на этом этапе в рамках системы складываются варианты дальнейшего развития, которые похожи на аттракторы.

Возникновение вариативных систем объясняется тем, что система, достигнув максимальной точки развития, продолжает накапливать количественные изменения. Согласно законам социальной организации развитие системы сверх определённой меры ведёт либо к качественному скачку, либо к распаду на родственные системы. Вариативность подобного рода характерна для всех систем, всех уровней. При этом нельзя смешивать понятия «вариант» и «аттрактор», так как в данном случае система имеет дело не с потенциальным вектором, на который случайно падает вектор направления развития, а с конкретным проектом. Проект в данном случае есть ни что иное как «система в системе» - построение новой системы на базе одного и того же системного качества. Выбор варианта развития часто осуществляется в результате борьбы, но присутствует такой выбор только до определённого момента, называемого «точкой возврата». Прохождение такой точки означает, что выбор сделан и возврата нет .

Следующий этап - состояние системного кризиса. Под кризисом системы понимается такое состояние системы, когда её прогрессивное развитие в прежнем качестве невозможно. Кризис системы, это, прежде всего, уклонение от нормы, но такое, которое само является нормой жизни общества, то есть является результатом действия внутренних закономерностей социального организма в условиях нормальной и даже успешной жизнедеятельности этого организма. Это своего рода переход от высшей точки развития системы либо к её распаду, либо качественному изменению через отрицание. Данное состояние является развитием системы от точки начала кризиса до точки начала регресса.

Наконец, четвёртый этап - состояние регрессивного развития. Под регрессом понимают упрощение системы. Это состояние, при котором система теряет своё системное качество, происходит разрушение структуры, и в итоге наступает смерть системы как полное её уничтожение или как диалектное отрицание. Порядок сменяется хаосом, который в свою очередь сменяется порядком через снятие прежнего системного качества либо через возобновление процесса самоорганизации на других основаниях и как следствие построение новой системы .

Таким образом, анализ развития социальных систем, проведенный выше позволяет понять, что каждая система нуждается в эффективном управлении, организация которого является основным методом поддержания тех процессов, которые в ней происходят и одним из основных условий совершенствования и развития социальных систем любого типа.

Список литературы

  1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: Пер.с англ. / Ред. и вступи-тельная статья д.ф.н. Г.В. Осипова. - М.: Прогресс. 1972. - 395 с.
  2. Егоров В.С. Философский реализм. М., 2001. - 288 с.
  3. Сивиринов Б.С. Социальные системы и социальная перспектива. Строение и динамика. - Новосибирск: Наука. 2000. - 92 с.

Библиографическая ссылка

Абдуллаева Р.А. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4527 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим - часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы [Варга А.Я., 2001].

Семья представляет собой открытую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия «прямых и обратных связей» с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся системой. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой - к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования.

Функционирование семейной системы определяется взаимосвязанным действием двух законов -закона гомеостаза и закона развития.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл - последовательность смены событий и стадий. Каждая семья, согласно организмическому взгляду, проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла [Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А. В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Но все они выделяют следующие стадии:

  1. добрачный период - стадия монады (взрослый вне брачного союза);
  2. образование новой семейной пары - стадия диады;
  3. семья с маленькими детьми (включает в себя стадию триады, появление нескольких детей, выход детей во внешний мир - сад, школу);
  4. семья с детьми подросткового возраста;
  5. стадия отделения детей от родителей;
  6. семья после отделения детей (стадия диады).

Условиями, определяющими содержание той или иной стадии, являются некоторые обязательные для этой системы события (например, брак), задачи (рождения и воспитания детей), а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития. Эти стадии универсальны для любого общества, но их прохождение имеет свою специфику, обусловленную традициями и культурой каждой отдельной страны [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001].

Основной задачей стадии монады является эмоциональное отделение детей от семьи родителей, приобретение ими профессии и финансовой независимости. На этой стадии молодому человеку важно приобрести опыт самостоятельной жизни, проверить на практике правила, усвоенные в родительской семье.

Специфика российской семьи заключается в том, что эта стадия, как правило, отсутствует - у нас распространены двухпоколенные, а не однопоколенные семьи, вследствие чего молодой человек не вырабатывает своего отношения к правилам, которые были предложены его родительской семьей. Он усваивает эти правила, а потом транслирует их своей семье.

Для успешного прохождения второй стадии (диады) супругам необходимо совместно выработать систему семейных ценностей, осуществить распределение ролей, занять определенную позицию в обществе и установить отношения с расширенной семьей, что часто обусловливается общественно-культурным влиянием.

В российской действительности очень распространенной моделью является вхождение молодого супруга в новую семью на правах ребенка, что препятствует формированию диадического самосознания, новых - супружеских - ролей. Происходит ассимиляция семейных правил «принимающей семьи».

Появление детей - стадия семьи с маленькими детьми - предполагает перестройку структурно-функциональных особенностей семьи, изменение функций и обязанностей ее членов. Формируются родительские позиции, вырабатывается воспитательная политика, выстраиваются новые отношения с расширенной семьей с включением ролей бабушек и дедушек как прародителей. С появлением второго (и т.д.) ребенка семейная система вынуждена опять же перестраиваться. При этом формируется подсистема детей, причем порядок рождения детей, разница в их возрасте значительно влияют на положение детей в семье и их функции.

На этой стадии происходит также знакомство детей социальными институтами - детским садом, школой. Успешность адаптации ребенка в новой социальной среде является индикатором успешности функционирования семейной системы.

В российских семьях в воспитании детей велика роль прародителей, что часто приводит к смешению ролей в семье, образованию межпоколенных (дисфункциональных) коалиций, распространены случаи, когда функциональными матерями являются бабушки.

Основной задачей семьи с детьми подросткового возраста является пересмотр системы детско-родительских отношений, признание за ребенком права на самостоятельность. Эта стадия обычно совпадает с кризисом среднего возраста родителей и кризисом пожилого возраста прародителей, что требует максимальной мобилизации ресурсов семьи для обеспечения эмоциональной поддержки всем членам семьи. Эта стадия характеризуется особой уязвимостью семейной системы.

В российской действительности особенно важно предоставление самостоятельности подросткам, так как проблема дифференциации от родителей является очень актуальной. При этом семья выступает в качестве определенного демпфера, обеспечивая относительно стабильную систему представлений, норм и ценностей, что очень важно в условиях быстрых социализационных изменений, характерных для данного возраста. По исследованиям С. А. Баклушинского [Психология развития, 2001], подростки, для которых семья остается наиболее значимой частью их социальной сферы, в большей степени склонны воспринимать социальную ситуацию как стабильную и устойчивую, а и х Я-концепция более адекватна и устойчива, чем у тех их сверстников, для которых семья менее значима.

Целью прохождения стадии отделения детей от родителей является построение отношений между родителями и детьми по типу «взрослый -взрослый» - отношений двух людей без эмоциональной зависимости. Значение полной эмоциональной сепарации от родителей велико: если этого не происходит (сепарация частичная, неполная), то у детей велика вероятность проекции сепарации на собственный брак. Перед супругами возникает необходимость заново выстраивать диадные отношения.

Стадия семьи после отделения детей связана прежде всего с вхождением супругов в завершающий период онтогенетического развития - период старения и старости, необходимостью пересмотра своих ролей и функций, поддержания интересов и видов активности.

Прохождение жизненного цикла представляет собой смену периодов кризисов развития и периодов стабилизации в жизни семьи и является так называемым «горизонтальным стрессором» [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Закон гомеостаза отражает стремление каждой системы сохранить свое положение, стремление к стабильности основных ее параметров. Механизмы гомеостаза различны. Члены гармоничной (функциональной) семьи быстро и адекватно справляются с задачами, поставленными изменением внешней и внутренней ситуаций. Дисфункциональные семьи представляют собой ригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий. В результате этого блокируются актуальные потребности самого «слабого» члена семьи (чаще - ребенка), и у него возникает какое-либо заболевание (соматическое, психосоматическое, психическое расстройство). Он становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся взаимоотношения между членами семьи [Варга А.Я., 2001; Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

В системной семейной терапии существует понятие «идентифицированный пациент» - «член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту» [Системная семейная терапия, 2002, с. 88].

Симптомы появляются, если имеет место смещение или нарушение процесса прохождения жизненного цикла семьи, как средства уравновешения «застрявшей» системы. «Идентифицированный пациент» может появиться в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла, так и при разрешении конфликта неадекватным способом. Две наиболее важные функции симптомов - морфостатическая и морфогенетическая [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

Морфостатическая функция - блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз. Симптом, как правило, возникает у того, кто имеет низкий статус в семье, лишен власти и прав, материально зависим. Такими лицами чаще всего оказываются пожилые люди, женщины, дети.

Морфогенетическая функция симптома - позитивная обратная связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной системы, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию.

Симптом играет огромную роль в жизни дисфункциональной семьи - часто вся деятельность такой системы направлена на его поддержание. Снятие симптома может привести к усугублению внутрисемейной ситуации, поэтому центральный вопрос семейной психотерапии заключается не в том, как избавиться от симптома, а в том, что произойдет, если он исчезнет; как будет функционировать система после исчезновения симптома и какую цену ей придется за это заплатить.

При выстраивании картины функционирования семейной системы особую роль играют стратегии описания внутрисемейных процессов. Выделяют линейные и циркулярные процессы. Линейность и циркулярность представляют собой контрастные подходы в установлении связи между событиями. Наиболее очевидное различие между ними состоит в структуре связей между элементами паттернов поведения. Если линейные паттерны представляют собой последовательности типа: А->В->С, то циркулярные формируют закрытые петли и являются возвратными: А-> В->С->А и т.д. или АВ, ВС, СА [Черников А. В., 2001].

Важное отличие этих паттернов касается понятий времени и значения. Линейность неразрывно связана с идеей непрерывности времени, установления причинно-следственных отношений. Циркулярность же основана на взаимоотношениях элементов. Циркулярные объяснения основаны на том, что элементы значат друг для друга и как изменения одного подразумевают изменения другого. Когда идентифицируются циркулярные паттерны или выдвигаются циркулярные гипотезы, временные последовательности проецируются на область настоящего и имеют значение с точки зрения функционирования «здесь и теперь». Циркулярные объяснения чаще используются для понимания психических событий, а линейные являются лучшими для понимания физических событий.

Циркулярные описания являются системными, так как они предполагают больше альтернатив для терапевтических действий. Сохранение гомеостаза в семейных системах, несомненно, является циркулярным процессом.

Таким образом, семья играет большую роль в жизни отдельной личности и общества в целом. Являясь важнейшим элементом социального плана развития каждого человека, семья не только обеспечивает личностное развитие отдельного индивида, но и играет ведущую роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений [Шапиро А.З., 1994; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональности семейной системы в целом, семья рассматривается как единица психологического воздействия [Черников А. В., 2001].

Семья представляет собой гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональными изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появлением и закреплением симптомов [Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2002].

Общество как социальная система может быть представлено в трех аспектах: 1) как множество взаимодействующих на основе над биологических социальных связей и общих обстоятельств индивидов (социальные общности и группы); 2) как иерархия социальных позиций (статусы) и социальных функций (роли); 3) как совокупность норм и ценностей (культура).

Общество – это совокупность людей, обособившаяся от природы. Общество – это достаточно большая, постоянно развивающаяся форма социальной организации более мелких общностей. Понятие «общество», как объект социологии пришло из обыденной речи. Общество может обозначать научное сообщество, педагогическое сообщество, сообщество студентов «прохладной жизни», клубное сообщество (вроде «общества охотников и рыболовов»), группу людей обладающих высоким престижем и привилегиями (типа депутаты государственной думы) и т.д. В конечном итоге, общество – это люди (то есть не один человек, а группа, много). Люди эти чем-то связаны, объединены, и это нечто позволяет отличать одних людей от других. Людей хороших от людей плохих, богатых от бедных, начальников от подчиненных, порядочных от бесчестных, умных от глупых. Питер Бергер определяет «общество», в одном случае, как комплекс человеческих отношений, в другом, как систему взаимодействий, а в третьем, как сеть социальных ролей. По Т. Парсонсу, общество – это система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности.

В социологической литературе существует масса определений общества. Под обществом понимают и большую группу людей, сформировавших общую культуру, и сложную социальную систему с населяющими ее людьми, и социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией. Кроме того, под обществом понимают: определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Разные формы деятельности социально и физиологически вынуждены. Человек должен иметь возможность спать, есть, пить, отправлять свои естественные надобности, одеваться, защищать себя от природных и социальных опасностей. Каждый человек занят своими делами – трудом, познанием, общением, общественными проявлениями, которых являются социальные роли, профессии, занятия. Разделение и кооперация труда – основа развития общества, а труд во всех типах культуры рассматривается как основополагающий фактор существования и сущности личности, возникновения сознания, речи, морали, делающих человека способным к взаимодействию и сотрудничеству, отличному от происходящего в мире природы.

Общество это сложно организованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. Общество «существует там, – говорит Г. Зиммель, – где несколько индивидов состоят во взаимодействии». По мнению Э. Дюркгейма: «Всякий агрегат (соединение) индивидов, находящийся в постоянном соприкосновении, составляет общество». Л. Гумплович в качестве элемента взаимодействия берет не индивида, а группу. То есть, общество можно представить как совокупность взаимодейсвующих социальных групп и индивидов. Другими словами, общество находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия (П. Сорокин).

Общество можно свести или к совокупности материальной и духовной культуры (высший, философский уровень абстракции), или к совокупности социальных институтов: семья, экономика, государство, религия, образование, наука и культура, или к совокупности сфер жизнедеятельности: экономическая, политическая, духовная, социальная. Социальная сфера описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, взаимоотношения между социальными группами. Она отвечает за благосостояние населения, в том числе за социально незащищенные слои и заинтересована в максимизации стабильности и порядка в обществе.

Общество характеризуется рядом признаков (Э. Шилз):

общество не является частью какой-либо более крупной социальной системы;

браки заключаются «не на небесах», а внутри данного общества;

общество пополняется преимущественно за счет детей тех взрослых, детородных людей, которые уже являются его признанными представителями;

собственная территория, то есть определенное географическое положение (территориальная организация общества);

общество имеет историю и название;

обладает автономной системой управления, а не управляется из вне;

общая система ценностей, которую называют культурой.

Существует множество способов классификации обществ. Например, на основе религии, скажем, мусульманское общество или на основе языка, скажем, франкоязычное общество. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные. По другим классификациям общества бывают простые и сложные, закрытые и открытые, тоталитарные и демократические и др.

В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ, где основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно этой типологии, основанные на формационном подходе общества делятся на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические.

Социология выделяет два исторических типа общества: традиционное прошлое общество и современное общество, в котором мы живем. Традиционное или доиндустриальное общество: а) живущее охотой и собирательством; б) огородническое; в) аграрное (земледельческое или скотоводческое). Современное общество: а) промышленное или индустриальное; б) постиндустриальное или информационное (информационно-технологическое).

В социологии известны три подхода в определении сущности общества. На основании первого подхода общество – это живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует ассоциацию (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.). Суть данного подхода состоит в интерпретации общества как системы согласованно действующих людей, структурированной, то есть разделенной на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания целостности общества.

Исходя из второго подхода содержание понятия «общество» как объединения людей выводится главным образом не только из определения «люди», а из складывающихся отношений, взаимосвязей между ними. На вопрос: «Что же такое общество?» К. Маркс отвечает: «Продукт взаимодействия людей… исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. «Общество существует не «вне» и независимо от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», считает П. Сорокин. Р. Дарендорф представляет общество в конфликтологической перспективе – это конкуренция социальных «субъектов», конфронтация групп и классов, которая фактически, по мнению М. Вебера, разыгрывается в области социальных оценок, престижа положения и статусных ценностей, и которые К. Маркс доводит до классовой борьбы и революции.

В третьем подходе (А. Щюц, Д. Мид, Н. Луман, П. Бурдье) определение сущности общества выводится методом сепарации (разбивка на фракции). Под воздействием чего человек становится общественным существом? В чем качественное отличие общества людей от сообществ животных, которые нередко строятся и на «взаимодействиях», и на «отношениях» (данные социобиологических исследований)? Что лежит в основе действия, социальных связей, смыслов, верований и идеалов? То есть, последовательно перебирая все фракции, выделяется какая-то одна, в данном подходе – культура как автономное пространство социальной жизни отдельное от человеческого существования.

Таким образом, на основании первого подхода общество – определяют люди, второго подхода – отношения, третьего подхода – культура. Вместе с тем, в современной социологии преобладает системный подход в определении сущности общества. Оно рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. То есть, общество как социальная система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое выступает как органическое единство трех сторон – социальной организации, культуры и социальной общности (группы).

Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл

Общество, как сложная система постоянно находится в процессе изменений. Эти изменения обусловлены в первую очередь противоречиями, которые характерны и для всей общественной системы в целом и для составляющих ее элементов. Постоянно, преодолевая дисфункции и противоречия, общество выходит на новый уровень своего развития, формируя новые отношения, взаимодействия и взаимосвязи. Претерпевают изменения и преобразования структурные элементы общественной системы, взаимосвязи и взаимодействия, в разной степени меняются социальное и индивидуальное сознание. Социальные изменения имеют разные векторы направленности, разные механизмы, масштаб, протяженность во времени. Таким образом, можно определить социальное развитие как необратимое направленное закономерное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние.
Для определения вектора направленности социальных изменений в социологии применяются понятие «социальный прогресс» - движение вперед, такой процесс, в ходе которого общественная система переходит от менее совершенного состояния к более совершенному. От простых форм взаимодействия, взаимосвязей и отношений к высшим и часто более сложным, более совершенным.
Для процессов, характеризующих обратный вектор развития (противоположный общественному прогрессу), используется понятие «социальный регресс». Это понятие обозначает движение назад, по нисходящей линии, деградацию, отставание, упадок.
Социальные изменения как процесс могут протекать по-разному, иметь разные формы и направления: прогресс, регресс, эволюция, революция, инновация и другие формы.
Понятие прогресса и регресса применяют при характеристиках состояния общественной системы и ее элементов и взаимосвязей.
Проблемы социальных изменений волновали ученых на протяжении всей истории человечества. Первые упоминания о проблемах социального развития отмечаются в VIII-VII веках до н.э.
у античных ученых Древней Греции - Платона, Аристотеля. Мудрец древнего Китая Конфуций отмечал преимущества ушедших обществ в сравнении с современном ему Китаем. В дальнейшем теория общественного прогресса была сформирована и обоснована в XVII- XVIII веках. В этой области работали ученые: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ж.Ж.Руссо, И. Гердер, Г. Гегель, О.Конт и др.
Большое внимание общественному прогрессу уделяли основатели марксистской школы социологии К.Маркс, Ф.Энгельс, в России - В.Ленин. Они предложили новое понимание прогресса, как поступательного восходящего движения в целом, но в этом движении имеются и отклонения, возвращения назад, зигзаги и замедления в своей динамике. При этом они отказались от первоначально сформулированной идеи о прогрессе, как о жестком прямолинейном восходящем движении вперед. К.Маркс в качестве главного фактора социального развития выделял производственные силы, которые обеспечивают в обществе смену общественно-экономической формации.
Начиная с XIX века, в социологию входят теории эволюционного и революционного развития общества. В эволюционных теориях рассматривается развитие общества как медленный, постепенный, относительно равномерный процесс восхождения, совершенствования социальных форм от низших к высшим. Из ученых - представителей этой концепции можно выделить Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф.Тенниса и других.
Приверженцы революционных концепций утверждают, что общество переходит от одного этапа к другому путем радикальных, качественных, резких, координальных преобразований, осуществляемых путем социальных революций. Эту концепцию обосновали К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин. На основе социального эволюционизма была сформирована теория индустриального общества, представителями разных ее ветвей были Р. Арон, У. Ростоу. Эта теория описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого, аграрного общества с натуральным хозяйством и сословиями к передовому, новому с развитой промышленностью - «индустрией» и сложной системой разделения труда, которые обуславливают формы поведения людей во всех сферах общественной
жизни.
В 70-х годах XX века теория индустриального общества получила свое дальнейшее развитие в теориях «постиндустриального общества» у ученых Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тоффлера.
Эти теории предполагают прохождение обществом определенных этапов развития на основе технических и технологических инноваций в комплексе с определенной мотивацией профессиональной деятельности. Технологические прорывы влекут за собой изменения всех сфер жизни общества, в том числе и общественного и индивидуального сознания, но при этом изменения осуществляются и укореняются без социальных потрясений и дисфункций, революций и конфликтов. Кроме эволюционных и революционных концепций развития общества существуют и другие концепции. Например, концепция культурно-исторических типов обосновывает развитие общества отказываясь от идеи социального прогресса. Основу этой концепции составляет подход, сущность которого заключается в рассмотрении общественного развития как последовательной смены культурно-исторических типов, которые в своей динамике проходят следующие этапы - рождение, формирование, расцвет, упадок, гибель. Основателем этой концепции является русский ученый Н.Я.Данилевский. Можно так же выделить ученых, сторонников этой теории - О. Шпенглер, А. Тойнби. П.А.Сорокин развивал свою оригинальную концепцию культурно-исторических типов. Такими типами у П.А.Сорокина являются социально-культурные суперсистемы, в основе которых лежит мировозрение, опирающееся на особенный тип познания. По мнению П.А.Сорокина, тем выше степень развития человека, чем выше уровень технологий и сложней деятельность на производстве. Путем постоянного усовершенствования производства и работника, формируется новая гуманистическая культура, центром которой стоит новая гармоническая, высокопрофессиональная, ответственная и нравственная личность как ядро общественного развития. Поскольку общественное развитие постоянно свершающийся процесс, социологическое знание постоянно обогащается новыми концепциями социальных процессов.
Для определения уровня развития общества, степени его
прогрессивности, используют различные критерии:
степень развития материальной сферы, производительных сил в обществе,
развитие человека во всех его проявлениях, как субъекта общественных отношений,
усложнение социальной организации,
рационализация общественных отношений,
достигнутый уровень производства товаров и услуг,
уровень свободы личности,
уровень нравственности личности в обществе и общества в целом,
другие показатели.
Несмотря на то, что разные школы социологии и отдельные их представители высказывают и обосновывают приоритетность разных критериев прогресса, все они солидарны в одном - общественный прогресс проявляется в движении общественных систем от менее совершенных ступеней развития к более совершенным.

Еще по теме Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл:

  1. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  2. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто
  3. II Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения
  4. III Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса
  5. 3.1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
  6. Понятие социального института, его признаки.Виды социальных институтов и их характеристики.Социальный институт как элемент общественной структуры, функции социальных институтов.Социальный институт семьи, его признаки. Этапы жизненного цикла семьи. Функции семьи. Типологии семьи. Кризисные явления в жизненном цикле семьи.
  7. Общество как целостная система. Структура общества, ее элементы, взаимодействия и взаимосвязи.Сферы жизни общества, их взаимосвязь.Социальные общности и их типы. Социальные группы.Классы - главный элемент общественной структуры.
  8. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  9. Социальная политика как направление государственной деятельности по регулированию социально-экономических вопросов и условий жизнедеятельности общества.
  10. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).

Существование и развитие общества невозможно без производства материальных и духовных благ. Сущность общества – это процесс производства и воспроизводства людьми своей социальной жизни.

Общественное производство – это сознательная целенаправленная деятельность общества по производству вещей, идей, отношений между людьми с целью функционирования и дальнейшего развития индивидуального и общественного бытия. Оно включает в себя два вида человеческой деятельности: материальное производство, в процессе которого человек самоутверждается практически, и духовное производство , являющееся теоретическим бытием человека.

В процессе социальной жизни производятся: человек как биосоциальное существо, общественные отношения (экономические, социальные, политические и духовные), материальные и духовные ценности. Приоритетное положение в структуре общественного производства занимает материальное производство - целенаправленный, социально-организованный процесс, посредством которого люди, используя орудия труда, преобразовывают предметы природы с целью удовлетворения своих потребностей.

Основу материального производства составляет конкретный способ производства . Он характеризует специфику превращения человеком вещества природы в общественный продукт.

Способ производства представляет собой конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений. Определяющей стороной этого единства выступают производительные силы. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы . Их элементами являются люди (с их знаниями, опытом и производственными навыками), средства производства (орудия, предметы труда и инфраструктура производства) и наука (сокращающая потребность в сырье, рабочей силе, времени). Все элементы производительных сил изменяются и развиваются в ходе истории. В процессе развития общественного производства расширяется круг предметов труда. Предметы труда – это, как правило, не готовые продукты природы, а вещество природы в преобразованном человеком виде, это овеществленный труд человека. Важнейший элемент производительных сил – орудия труда, развиваются наиболее быстрыми темпами. Современные орудия труда – это сложнейшие машины, высокоразвитая техника, наука, ставшая непосредственной производительной силой общества. Наиважнейшей производительной силой является человек, обладающий знаниями, навыками, опытом, соединяющий своим трудом орудия и предметы труда, совершенствующий орудия и себя самого. Производительные силы – это показатель степени овладения человеком силами природы.

Производственные отношения представляют собой отношения между людьми в процессе производства . Структурными элементами этих отношений выступают отношения: а) технологические (производственно-технические); б) экономические (общественно-производственные), основанные на отношении к собственности на средства производства; в) обмена и распределения (товарные, товарно-денежные).

Производственно-технологические отношения зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, организационно-экономические и социально-экономические – от форм собственности на средства производства. Социально-экономические отношения, включающие в себя отношения обмена, распределения и потребления благ и услуг, регулируется социальными нормами и нормами прав. Главным признаком при характеристике экономических и товарно-денежных отношений являются отношения собственности. Собственность есть институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере и означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются.

Производительные силы общества в их исторически конкретном единстве с производственными отношениями образуют способ производства. Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Основная функция производительных сил состоит в том, что они создают предметы, которые удовлетворяют разнообразные человеческие потребности. Их возрастание требует постоянного роста материального производства, двигает производительные силы, приводит к их количественному и качественному росту.

Производственные отношения – это та общественная форма, в которой происходит организация и функционирование производительных сил. Производительные силы, являясь более подвижным и активным элементом, играют определяющую роль в изменении производственных отношений. Последние, обладая относительной самостоятельностью, оказывают обратное влияние на производительные силы, ускоряя или замедляя их развитие. Это взаимодействие выражает общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил . Суть закона: определенные производительные силы требуют строго определенных, соответствующих их уровню развития производственных отношений. Производительные силы постоянно обновляются, развиваются, а производственные отношения в силу того, что в их основе лежат отношения собственности, более консервативны, имеют тенденцию к отставанию. Социальная система устойчива до тех пор, пока не разовьются новые производительные силы, т.е. не появятся новые технологии и новые ресурсы, использованию которых препятствуют существующие производственные отношения, закрепленные юридически и оправдываемые идеологически. Возникающее между ними противоречия приводят к изменению способа производства.

Новые производственные отношения, пока они соответствуют уровню, характеру и потребностям развития производительных сил, выступают двигателем их развития и ускорения общественного прогресса в целом, так как производственные отношения влияют и на другие стороны жизни общества, на иные элементы социальной структуры.

Механизм действия вышеуказанного закона неодинаков для различных этапов развития общества. Социальная практика убедительно показала, что он, собственно как и все социальные законы, проявляется в виде тенденции, т.е. определяет основную линию развития, не охватывая и не предопределяя множество отклонений и случайностей. Действие этого закона реализуется не автоматически, а через деятельность людей. На страже определенных производственных отношений (определенной формы собственности) стоит целая система социальных институтов. Приведение производственных отношений в соответствие уровню и характеру развития производительных сил реализуется через борьбу различных социальных сил.



Рассмотрение общества как саморазвивающейся системы с неизбежностью порождает вопрос о том, что есть основой (базисом) общества. В философии есть несколько основных подходов к решению этого вопроса.

Натурализм за основу развития общества принимает различные природные факторы: географическую среду, климатические условия, биологические особенности людей. Природа для них выступает универсальным (исключающим какое-либо вмешательство «сверхъестественных» или социальных сил) фактором, объясняющим развитие всех социальных процессов и явлений. Человеческое общество, с точки зрения натурализма, это продолжение природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми особенностями (Л.Гумплович, У.Самнер). Общество предстает как своеобразный феномен природы, развитие которого полностью определяется действием законов природы. Человек – социальный атом, замкнутый на собственных интересах.

Идеализм, утверждая, что общественное сознание определяет общественное бытие, базисом общества считает сознание. Функцию творящего начала, социального перводвигателя в идеализме выполняет либо абсолютная идея (Г.Гегель), либо религия (А.Тойнби), либо сознание и культура (Ф.Фукуяма). Сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии, исполняющей роль скелета общественного устройства.

Материалисты , в частности Л.Фейербах, считают, что природа, материя является базисом духа, поэтому она должна быть базисом философии. Применительно к социологии, материализм считает, что общественное бытие определяет сознание. Для него базис – это совокупность общественных отношений, составляющих экономическую структуру общества. А точнее: совокупность производственных отношений - экономический базис; производственные силы - технико-технологический базис общества.

Базис с необходимостью порождает соответствующую ему надстройку . Надстройка – это совокупность политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных и других идей, государственных и общественных учреждений, организаций и соответствующих отношений.

Между базисом и надстройкой существует тесная взаимосвязь. Функционирование базиса всегда связано с надстройкой. Базис порождает надстройку. Надстройка, обладая относительной самостоятельностью, активно воздействует на базис, укрепляет, совершенствует и защищает его. Она может выполнять активную роль в создании нового базиса, нового способа производства. Этим объясняется то, почему разные политические силы стараются приобрести власть над системой институтов надстройки, а не только утвердить определенную форму экономических отношений.

Разные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом. Ближе к нему находятся политические и правовые идеи и учреждения. Такие элементы надстройки как философия, искусство и религия находятся в опосредованной связи с ним.

Изменения в экономическом базисе влекут за собой определенные перемены и в содержании надстройки, но окончательно сформироваться новый тип надстройки может лишь тогда, когда будет ликвидирован старый базис, когда новые производственные отношения превратятся в господствующие.

Надстройка не является копией перемены в экономических отношениях, в ней могут сохраняться надстроечные элементы из минувших эпох или появляться взгляды, социальные институты, которые значительно опережают свое время, утвердятся в будущем.

Не все структурные элементы общества изменяются с изменением базиса. В обществе имеется ряд социальных феноменов, изменяющихся очень медленно . К ним относятся: наука, культура, язык, быт, семья, формы общности людей (род, племя, народность, нация).

Базис и надстройка оказывают соответствующее воздействие на эти социальные явления. Они, в свою очередь, оказывают влияние на базисные и надстроечные элементы.

Способ производства, базис и надстройка, медленно изменяющиеся социальные феномены и ряд других общественных явлений позволяют представить общество как определенную целостность, объединяющую структурные подразделения определенными связями и отношениями, как сложную, развивающуюся на собственной основе целостную систему.

Общество – это система, обладающая способами самовоспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать собственную идентичность. Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою целостность, но и постоянно изменяется. В обществе непрерывно идут процессы обновления структуры связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка. Иными словами, самовоспроизводство – это не воссоздание общества в абсолютно неизменном виде, а поддержание его самотождественности, т.е. сохранения общих принципов организации и постоянного взаимодействия общества и окружающей среды.

Элементы социальной системы выполняют определенные функции и потому обособляются друг от друга. Но поскольку элементы зависят от выполнения функций другими элементами, между ними устанавливаются отношения взаимообмена и взаимозависимости.

Многие элементы этой системы уже были проанализированы выше.

Наиболее важным элементом надстройки общества является политическая система. Политическая система общества - это совокупность государственных и общественных организаций, с помощью которых осуществляется власть в обществе, а также политических и правовых отношений и соответствующих им норм.

Будучи частью более общей, социальной системы, политическая система выполняет функцию целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности всего общества перед лицом глобальных угроз.

Целостность и устойчивость человеческих обществ – это не природная особенность и бесплатный дар, а проблема, способная периодически обостряться и всегда требующая специальных усилий и решений. Поэтому политическая система в современном обществе выступает не столько как механизм закрепления однажды сложившегося порядка, сколько как способ производства общественного порядка, достигаемого путем преобразования известных факторов входа (требований, поддержки) в известную форму продукции на выходе (решения и меры, инициируемые властью), которая называется политикой.

Политическая система воспринимает импульсы, исходящие от внешней среды в форме требований (о распределении благ и услуг, обеспечении безопасности, доступе к информации) и поддержки (которая выражается в соблюдении законов, лояльном отношении к власти, участии в политической жизни, оказании услуг и материальном финансировании политической системы). Эти импульсы она «перерабатывает», на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.

В структуру политической системы общества входят:государство, политические партии и тесно связанные с ними политические молодежные организации, предпринимательские союзы, в некотором отношении общественные организации (при решении ими политических проблем), профсоюзы, религиозные организации (церковь) .

Главным институтом (учреждением) политической системы общества выступает государство. Относительно происхождения государства существует несколько версий. Теократическая концепция связывает происхождение государства с божьим установлением, патриархальная теория трактует государство как продолжение семьи, согласно договорной теории государство – это результат «общественного договора», заключенного между суверенным правителем и людьми, теория насилия происхождение государства объясняет актом насилия, завоеванием одного народа другим, классовая теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности и разделением общества на классы, имеющими противоположные социальные интересы. Чтобы расхождение социальных интересов не разрушило общество, понадобилось государство - материальная сила, которая с помощью своих элементов (армии, полиции, судопроизводства и т.д.) оберегает и защищает определенный тип распределения собственности.

Наиболее достоверной является концепция, согласно которой государство является продуктом определенного этапа развития общества, когда материальный прогресс привел к социальной, этнической и религиозной дифференциации, что повлекло за собой усложнение человеческих отношений, появление противоречий и конфликтов. Механизм самоорганизации, который регулировал отношения до этого, оказался неспособным согласовать интересы, суббординировать их и найти общий интерес. Для реализации этой потребности потребовалась сила, стоящая над обществом и обеспечивающая целостность, стабильность и интеграцию социума. Такой силой явилось государство . Обладая специальным аппаратом, оно превратилось в орган управления обществом, охраны его экономической и социальной жизни .

Среди основных предпосылок возникновения государства выделяются экономические, демографические, социальные и внешние факторы. Экономические факторы связаны с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, с развитием общественного разделения труда. Демографический фактор предполагает изменение численности и плотности населения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни. Социальный фактор связан с формированием имущественного неравенства и возникновением в связи с этим социальных конфликтов. Внешние факторы связаны с наличием внешней угрозы обществу, опасностью войны или самой войной, «идеей врага» как носителя угрозы, способствующей развитию государства.

Основными признаками государства являются: отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев; право на взимание налогов и сборов с населения, для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения, для обеспечения государственной политики; территория, очерчивающая границы государства, на которую распространены законы и полномочия власти; представительство общества как целого, защита общего интереса и общего блага.

Государство как система политической власти обладает сложной структурой. В нем выделяются три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Главным атрибутом исполнительной власти является государственно-бюрократический аппарат, правительство и его глава. Основное предназначение исполнительной власти – оперативное регулирование, управление обществом на основе конституции, законов.

Основу законодательной власти в странах представительной демократии составляет институт парламентаризма, т.е. наличие выборного органа (конгресс, бундестаг, Верховная Рада), призванного разрабатывать и принимать законы, регулирующие все сферы жизни общества, контролировать выполнение законов исполнительной властью.

Предназначение судебной власти – обеспечить законность и правопорядок в обществе, гарантировать защиту прав и свобод личности. Главные составляющие судебной власти – конституционный, гражданско-уголовный и арбитражный суд, органы юстиции и прокуратуры.

Границы действия каждой из трех ветвей власти устанавливаются конституцией. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К первым относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Внешние функции государства связаны с защитой территории и границ страны (оборонительная), с поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совместной деятельности с другими государствами в различных сферах.

Содержание, объем и функции государства обусловлены его формой. Форма государства – совокупность его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. В форме государства принято выделять два основных аспекта: форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – это способ организации и осуществления государственной власти. Традиционно выделяют такие формы правления как монархия и республика. Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – это форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства и передается по наследству.

Республика (от лат. res publica – общее дело) – форма правления, при которой высшая власть в государстве осуществляется выборным коллегиальным органом, формируемым населением (или его частью) на определенный срок.

Разновидностями республики являются президентская, парламентская и смешанная.

В президентской республике президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Законодательная и исполнительная власти разделены, президент не имеет права распускать законодательный орган, а депутаты парламента не могут повлиять на досрочное переизбрание президента, кроме как через механизм импичмента. Такая структура формируется в результате раздельного проведения президентских и парламентских выборов.

В парламентской республике правительство формируется парламентом из числа членов партий, одержавших победу на выборах, и несет ответственность перед парламентом. Парламент может выразить правительству вотум недоверия, следствием чего будет либо отставка правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

В смешанной республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Государственное устройство – это деление государства на определенные составляющие и распределение власти между государством и этими составляющими. Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство отличается простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, состоящей из административно-территориальных единиц (областей, департаментов, воеводств и т.п.), не обладающих признаками политико-государственной самостоятельности.

Федерация – это союзное государство, входящие в него государственные образования (штаты, земли, провинции) обладают определенной самостоятельностью, сферы компетенции федеральной (центральной) власти и субъектов федерации четко разграничены. Федеральные законы имеют безусловный авторитет над региональными, в компетенцию федерального центра входит урегулирование конфликтов между субъектами федерации, оборона страны, внешняя политика, финансы, налогообложение, организация высших органов власти. Субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право принимать свою конституцию, иметь свою судебную и правовую системы, но они не имеют права выхода из союза.

Конфедерация как форма государственного устройства объединяет независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, внешнеполитической и т.п. Эти объединения либо распадаются после решения поставленных перед ними задач, либо перерастают в федерацию.

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая – усиление роли государства в обществе (этатистская тенденция), рост государственного аппарата и его структур. Вторая тенденция – антиэтатистская, противоположная первой, связана с ограничением государственной власти, переходом части ее к другим политическим и неполитическим структурам. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией.

Важную роль в политической системе общества играют политические партии (от лат. pars, parties – часть, группа). Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за власть или влияние в системе. Партия – это идеологизированное объединение людей. Будучи по своей природе общественным образованием, партия отличается от других общественных организаций своими целями и задачами – завоевание и удержание власти, поддержание функционирования государственных структур.

Партия обеспечивает политическую связь между обществом и государством, в процессе осуществления которой выполняет целый ряд функций. Важнейшими среди них являются следующие. Во-первых, представительство интересов той социальной группы, от имени которой выступает политическая партия, трансформация социальных требований в политические решения. Во-вторых, функция социальной интеграции, примирения интересов конфликтующих социальных сил и групп. В-третьих, функция политической социализации граждан, формирования общественного мнения, тесно связанная с идеологической функцией, которая проявляется в разработке партийной идеологии, партийной программы, резолюций, лозунгов, в ведении партийной пропаганды. В-четвертых, достижение власти, овладение ее аппаратом.. В-пятых, кадровая функция, или функция политического рекрутирования, т.е. подбора и выдвижения кадров для самой партии, для общественных организаций, для работы в органах законодательной и исполнительной власти. В-шестых, функция разработки политики и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от места партии в политической системе общества, от степени ее поддержки широкими слоями населения.

Многие партии превратились в довольно устойчивые организации и своей борьбой стимулируют политическую активность граждан, придают обществу необходимую жизнеспособность и динамичность.

Сила партии зависит от ее массовости, поэтому политические партии стараются всегда иметь свой резерв, прежде всего за счет молодежного движения .

Партии никогда не могли интегрировать всю политическую энергию людей. Существует много форм политического действия и партия лишь одна из них. Важную роль в политической системе общества играют группы интересов, группы давления, массовые общественно-политические движения.

Так, группы давления, или заинтересованные группы (союзы предпринимателей, фермеров, адвокатов и т.п.), в отличие от политических партий, не стремятся к завоеванию власти. Их цель – оказать влияние на политику, реализовать свои специфические интересы с помощью лоббирования. Так, союзы предпринимателей объединяют те социальные группы, которые господствуют в экономике, тех, кому принадлежит большая часть общественного богатства. Они, как правило, малочисленны, «элитны». Владея огромными материальными ресурсами, эти группы поддерживают определенные партии, оказывают существенное влияние на политическую жизнь социума.

Группы интересов (профсоюзы, творческие союзы, фонды и т.п.) – это добровольные, построенные на основе самоуправления и самодеятельности объединения граждан, выполняющие функцию артикуляции интересов, то есть превращения социальных эмоций, ожиданий, чувства неудовлетворенности граждан в политические требования. Будучи по своей природе общественными, группы интересов выступают частью политической организации общества. Деятельность их в политической сфере связана с обеспечением условий, как для эффективной конкуренции, так и массового участия граждан в политическом процессе, в формировании органов государственной власти и всего государственного механизма. Именно отношение к государству определяет политический характер деятельности общественных организаций. Так, профсоюзы – это организации, которые призваны оказывать содействие социально-экономическому развитию общества, защищать интересы трудящихся.

Политическая система постоянно изменяется, развивается. Это способствует становлению новых социальных институтов, которые обеспечивают социальную стабильность и определенный прогресс в развитии разнообразных форм социальной жизни.

Для понимания реального механизма функционирования политической системы, характера реализации индивидами своих прав и свобод, большое значение имеет изучение такого элемента политической системы, как политическая культура.

Политическая культура представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политики. Политическая культура демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурных ценностей и норм политической деятельности. Политическая культура показывает степень усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность политической жизни.

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Власть», Государство», «Социальный институт», «Структура».

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Производство общественное», «Производительные силы и производственные отношения», «Философия политики».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Праця», «Базис i надбудова», «Виробництво суспілне», «Вiдносини виробничi».