5 примеров аллитерации. Для чего используется и что это такое аллитерация. Использование аллитерации в поэзии
Аллитерация прием для придания стихотворению особой выразительности, использующий повторение однородных или одинаковых согласных.
Громко грянет гром в грозу!
Очень многие пословицы и поговорки используют аллитерацию.
Если видите, что в художественном тексте повторяются однородные согласные, то значит автор использует прием, который называется аллитерация. Это прием придает большей выразительности тексту, усиливает восприятие. Используется в поэзии.
Прочитайте определение, что такое аллитерация и примеры.
Аллитерацией называется специальный прием, который чаще всего используется в стихах, но иногда его используют в песнях и повествованиях. Его смысл в том, схожие согласные и гласные буквы, а также их сочетания повторяются, что придает данному фрагменту особое настроение.
Вот несложные примеры Аллитерации:
Мели, Емеля, твоя неделя или Купи кипу пик.
Слово аллитерация заканчивается на -ция, а это, для внимательного глаза, один из признаков латинизма. Так и есть!
Слово аллитерация складывается из латинских слов:
ad, что равноценно к и littera, которое буквально значит буква.
Этим лингвистическим термином в литературе называют прием повторения в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных для усиления выразительности художественной речи.
Аллитерация подчеркиваент определенные согласные в тексте стихотворения или поэмы, выделяет их и создает нужное впечатление у читателя, например, читаем у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Медный всадник:
В этом отрывке в словах вздува лась и реве ла происходит повтор согласного в в ударных слогах и повтор глухого согласного к во второй строке, которые создают впечатление воя ветра и бушующей непогоды.
Такое понятие как аллитерация используется в литературе и подразумевает оно под собой художественный прим, заключающийся в повторе согласных звуков в текст произведения.
А вот здесь для вас один из ярких примеров аллитерации:
Среди изобразительных средств фонетики русского языка выделяют аллитерацию и ассонанс. Если ассонанс - это повторение гласных звуков, то аллитерация - это повторение согласных звуков.
Вот пример аллитерации из стихотворения Сергея Есенина: Задрожало зеркало затона. Здесь наблюдается повторение звонкого согласного звука р, который является дрожащим и способствует созданию звукового впечатления.
И еще пример из стихотворения Сергея Есенина:
В данном отрывке используется и аллитерация, и звукоподражание. Аллитерация в данном примере основана на скоплении шипящих звуков ж, щ, ш. Данные согласные звуки помогают создать образ вьюги, передать шелест снега и шум ветра.
Само слово аллитерация имеет латинское происхождение и буквально в переводе на русский означает буква к букве .
В поэзии, где и используется этот фонетический прием, аллитерация помогает усилить выразительность стихотворения и расставить порой смысловые акценты.
Повторение согласных при аллитерации может создать различные звуковые эффекты - от рокота волн и шелеста ветра в ветвях деревьев до слез радости или злобной истерики. Умелое использование этого приема порой превращает простое казалось бы стихотворение в настоящий поэтический шедевр.
Аллитерация очень выразительный прием, в котором используется повторение одной или нескольких согласных, что создает ощущение целостности любого текста и придает ему эффект присутствия. Часто с помощью аллитерации поэт подчеркивает эмоциональный окрас признака, и обеспечивает легкое запоминание текста. Классическими примерами можно считать стихотворения для детей различных авторов, в которых с помощью аллитерации достигается легкость понимания текста:
Так например использовал аллитерацию Чуковский в своем Бармалее. Но очень красивый эффект создает аллитерация в песнях, пословицах и даже в скороговорках. Ведь любая скороговорка - это классическая аллитерация:
Аллитерация - это такой художественный прием (чаще в стихах, но бывает и в песнях или повествовании), при котором повторяются схожие по звучанию согласные и гласные буквы и их сочетания для придания соответствия произведения либо его фрагмента некому настроению. Например, в тиш ине ш урш ат камыш и; всяк слабак падок на табак .
В русском языке термином аллитерация обозначают повторение одинаковых или однородных согласных в определенном отрезке стихотворного текста. Важно отменить, что повторение одинаковых слов не считается аллитерацией. Многие поговорки и скороговорки построены именно на аллитерации.
В поэзии прием аллитерации применяют для придания особой звуковой выразительности.
Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.
При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).
Использование аллитерации в поэзии
Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.
Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.
Аллитерация в русской поэзии
Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.
Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.
Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».
Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.
Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.
Как определяют аллитерацию?
Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. и как она определяется?
Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:
- Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
- Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.
Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.
Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?
Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.
Примерами могут служить такие поговорки:
- «Шила в мешке не утаишь».
- «Тише едешь – дальше будешь».
- «Твоя неделя – Меля, Емеля».
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.
- «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
- «За домом трава, на траве лежат дрова».
- «Чук чуки чук».
Проявление аллитерации в художественной литературе
Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.
Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:
- «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
- «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
- «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).
Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:
- «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
- Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.
Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения
позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.
Примером могут служить такие лозунги:
- Чупа-Чупс»;
- «Кока-кола»;
- «Брук-Бонд».
- Елки-Палки».
Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.
Как трактуется термин аллитерация?
Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.
В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.
Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.
Аллитерация
Аллитера́ция - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем . Слововым видом аллитерации является тавтограмма .
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя »), а также скороговорки («Купи кипу пик »).
Примеры аллитераций в русской поэзии
Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.
Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова , где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.
В зарубежной литературе
В зарубежной литературе аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.
Пример аллитерации в зарубежной литературе: f ew f locked to the f ight.
Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: m amm als nam ed Sam .
См. также
Примечания
Литература
- А. Ханмагомедов. Уважаемые палиндромисты! «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. – Пермь, 2003. – с. 14
- Николаев А. И. Грамматические, словообразовательные и фонетические особенности художественной речи // Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 147–152.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:
В узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия
- (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов
Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия
- (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь
АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова
Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.
Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.
Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.
Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.
Что такое аллитерация
Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.
Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)
Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.
Примеры аллитерации в литературе
Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.
Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Ассонанс на звук [а].
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)
В данном примере повторяется гласная [ю] .
Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.
По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!
Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь
Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.
Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.
Ассонанс в литературе
Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.
Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:
«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»
Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:
Мели, Емеля, - твоя неделя.
В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .