Поэтические приемы как средство создания образа (на художественном материале астраханских поэтов). Поэтические приёмы. Звукопись

«Перед поэтом, творцом слова, революция поставила такие задачи:

1) изъять из поэзии и сдать в музей истории старый словесный хлам (все эти Эросы, Гекаты, Алкмены, фиалы, веси, чарования, молитвы, таинства и пр.) - одним словом, разгромить словесную буржуазию дочиста и притом без всяких нэпов (в идеологии никаких нэпов быть не может),

2) все слова, запятнавшие себя более или менее длительным соглашательством с буржуазией и попахивающие её бытом, прополоскать с мылом и проветрить на революционном воздухе, иначе говоря - дать им новое революционное применение, и

3) творить новые слова параллельно творимой жизни.

И у Маяковского, начавшего творить поэтическую революцию ещё до революции политической, мы видим и то, и другое, и третье.

Сравните его лексикон с лексиконом любого из его предшественников, и, даже при самом поверхностном взгляде, от вас не укроется, что без основательной революционной чистки здесь дело не обошлось.

Уже не говоря о таком хламе, как фиалы, чары и Алкмены, но даже и такие общеупотребительные, буквально встречавшиеся через каждые 10 строк в старой поэзии слова, как очарованный, таинственный, сладостный, блаженный, пленительный и т. д., едва ли мы найдём, пересмотров страницу за страницей «Всё написанное В. Маяковским». […]

Перейдём к словотворчеству.

У Маяковского нет выдуманных слов. Слова у него размножаются почкованием. Они вырастают, как ветви на дереве языка. От этого язык Маяковского, несмотря на свою новизну и внешнюю изощренность, от первого до последнего слова социален. Индивидуалистичности в нём нет и следа. Это подлинный язык революции.

Приёмы словотворчества у Маяковского сводятся в общем:

1) к сокращениям слов;
2) изменению их окончаний;
3) употреблению новых приставок;
4) превращению глагола в существительное, существительного в глагол, наречия или прилагательного в существительное и т. д.;
5) сведения двух слов в одно;
6) употребление слова во множественном числе вместо единственного, и наоборот.

Вот ряд новых глаголов, образованных с помощью приставки вы:

Выщетинились, вымолоди, вызнакомь, выгромил, выкосилась, вымечтал, вытомлен, вымозжу, вымчи, вызарю, выжуют, выщемил, выласкать, выжиреть, выдивить, вывертелся, выфрантил, вызлить, вывострив, выкаймил, вылюбил и т. д.

Сравните эти слова с общеупотребительными: ощетнились, омолоди, ознакомь, разгромил, покосилась, мечтал, истомлён, разможжу, помчи, озарю, разжуют, прищемил, обласкать, разжиреть или ожиреть, удивить, разозлить, навострив, окаймил и т. д.- и эти последние покажутся вам худосочными и слабосильными; но помимо перевеса в энергии, который дают новообразованные слова, в большинстве случаев они ещё и меняют значение.

Приставка вы указывает на дошедший до предела, завершившийся, исчерпавший себя процесс: Выгромил, вымозжу, выкосилась, вымечтал, выжиреть, вывертелся, выласкать, вылюбил - здесь ясно звучит: до конца и без остатка.

Мало того, некоторые слова приобретают благодаря этой приставке определенную социальную окраску. Так, напр., выжуют, выщемил (зубы), выжиреть, вывертелся, выфрантил, вылюбил - это уже не что иное, как яркие ярлыки, припечатанные поэтом к вещам и явлениям враждебного ему социального порядка.

Но мне не до розовой мякоти, которую столетия выжуют («Флейта-позвоночник»).

Ко всем, кто зубы ещё злобой выщемил, иду в сияющих глаз заре («Война и мир»).

Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке («Облако в штанах»),

И вот на эстраду, колеблемую костром оркестра, вывалился живот...
Вдруг остановил мелькающий пуп, вывертелся волчком («Война и мир»).

Выфрантив полей лоно, вихрились нанизанные на земную ось карусели Вавилонищ, Вавилончиков, Вавилонов.

Земле ожиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд.

Вот примеры сокращения слов: человечий, зверий, заплесневший,
стиень (вместо стиени), вехлин (вместо вехлинывания), бух пушки (вместо буханье), гуд (вместо гудение), знаменосец, бесшабашье, жданье.

Сравним эти слова опять с обычными: человеч-еск-ий, звер-ин- ый, заплес-не-вев-ший, стиен-и, бух-анье, гуд-ение, зна-мено-носец, бесшабаш-ность, ожида-ни-е, и мы увидим, что отброшено все лишнее, разжижающее слово. Сжатое до отказа, слово дает сгущённый образ, в некоторых случаях превращающийся в короткий удар (бух, стиень).

Что ни звук - бух пушки.
- Секунда эта стала началом невероятного гуда.

Сокращая здесь слова, Маяковский даёт иллюзию удара на близком расстоянии, иллюзию внезапного оглушения звуком...

И чуткость художника не изменяет ему, когда сейчас же вслед за этим он говорит:

Весь север гудел, Гудения мало...

Гудение на севере - это уже где-то далеко. И тут старая расплывчатая форма подходит больше, чем новая.

В противоположность сокращённым прилагательным - человечий и зверий, у Маяковского мы находим удлинённое - трамвайский («Язык трамвайский вы понимаете»). Смысл этого удлинения понятен: раз дело идёт о разговаривающем трамвае, то это - трамвайский, сближающее по своему окончанию с человеческим как нельзя более на месте.

Близорукие критики за этот трамвайский язык, пожалуй, упрекнут Маяковского в мистике. Но Маяковский и мистика это по меньшей мере то же самое, что Пуанкаре и коммунизм. Дело тут совсем не в мистике, а в постижении эстетики вещи, недоступной или почти недоступной старым поэтам и воспитавшемуся на них поколению, знавшим только одну эстетику природы (ивы и нивы, розы и грёзы).

Точно так же короткое слово «боль» Маяковский заменяет удлинённым - боление там, где ударность не нужна и, наоборот, нужно подчеркнуть длительность процесса: в любовном болении.

Вместо слова «даль» мы видим у Маяковского - далёкость. Здесь опять с удлинением слова меняется его значение. Далёкость заполняет пробел, существовавший до сих пор в русском языке при указании расстояния. Даль - это слишком далеко, отдаление - слишком близко, далекость - среднее между ними.

Домами оскалила скалы далекость, Ни люда, ни заставы нет.

Маяковский говорит: слезовая течь (попробуйте сопоставить течь с обычным - слезная, и у вас получится нечто вроде смеси масла с водою): лихорадюсь вместо общеупотребительного - меня лихорадит. И здесь, как и везде, применяемый Маяковским метод словообразования вполне отвечает духу языка: новое слово образуется по аналогии с уже существующими словообразованиями: мучит - мучаюсь, лихорадит - лихорадюсь.

Далее мы видим ряд слов вульгаризованных своеобразным окончанием: гостье, дамье, дверье (по аналогии с хорошо знакомыми нам – хамьё, мужичьё), квартирошный, божище, божик, крыластые, культуришка, загробь, любовишки, любята и проч. Здесь настолько ясен революционный, даже более - классовый подход к слову, что всякие пояснения излишни.

В заключение приведу ряд примеров, которые говорят сами за себя:

Еле расстались, развиделись еле... Целый остров расцветоченного ковра... Кто дням велел июлиться... Вызарю в мою последнюю любовь... Ревность метну в ложи мрущим глазом быка... Страшное слово на голову лавь... Вороньем окаркан... Улицы рвущийся вымах... Июлю канут... Обезночел загретый... Досыта из"издеваюсь, нахальный и едкий... Маленький смирный любеночек... Ночь по комнате тинится... Трясущимся людям в квартирное тихо... В светлое весело грязных кулачищ замах... Груд испешеходили чахотки площе... Душу новородит, имениннит тело... Небо опять иудит пригоршню обрызганных предательством звезд... Дождь обрыдал тротуары... Массомясая, быкомордая орава... Мордой многохамой... Площадь стодомым содомом... Секунды быстрились... Выстрел огнел... Заря разнебесилась ало... Каждый шаг в цветомории тонет... Такая косноязычь... О рае сегодняшнем раструбливая весть... Издинамитить старое».

Горлов Н., Футуризм и революция: поэзия футуристов, в Сб.: В.В. Маяковский: pro et contra, антология, Том 2 / Сост. В.Н. Дядичев, «Русская христианская гуманитарная академия», 2013 г., с. 37-42.

Для чего нужны художественные приемы? Прежде всего для того, чтобы произведение соответствовало некоторому стилю, подразумевающему определенную образность, выразительность и красоту. Кроме того, писатель - это мастер ассоциаций, художник слова и великий созерцатель. Художественные приемы в стихотворении и прозе делают текст глубже. Следовательно, как прозаику, так и поэту мало одного лишь языкового пласта, они не ограничиваются применением лишь поверхностного, основного значения слова. Для того чтобы суметь проникнуть в глубину мысли, в суть образа, требуется использовать различные художественные средства.

Кроме того, читателя нужно заманивать и привлекать. Для этого используются различные приемы, придающие особый интерес повествованию и некоторую тайну, которую требуется разгадать. Художественные средства называют по-другому тропами. Это не только неотъемлемые элементы общей картины мира, но и авторская оценка, фон и общий тон произведения, а также многое другое, о чем мы, читая очередное творение, порой даже не задумываемся.

Основные художественные приемы - это метафора, эпитет и сравнение. Хотя эпитет зачастую рассматривается как разновидность метафоры, но мы не будем вдаваться в дебри науки "литературоведение" и традиционно выделим его в качестве отдельного средства.

Эпитет

Эпитет - это король описания. Ни один пейзаж, портрет, интерьер не обходится без него. Порой единственный верно подобранный эпитет гораздо важнее целого абзаца, созданного специально для уточнения. Чаще всего, говоря о нем, имеются в виду причастия или прилагательные, наделяющие тот или иной художественный образ дополнительными свойствами и характеристиками. Не следует путать эпитет с простым определением.

Так, например, для описания глаз можно предложить следующие слова: живые, карие, бездонные, большие, накрашенные, лукавые. Попробуем разделить эти прилагательные на две группы, а именно: объективные (естественные) свойства и субъективная (дополнительная) характеристика. Мы увидим, что такие слова, как "большие", "карие" и "накрашенные" передают своим значением лишь то, что способен увидеть любой, поскольку оно лежит на поверхности. Для того чтобы мы могли себе представить внешность того или иного героя, подобные определения очень важны. Однако о его внутренней сущности, характере лучше всего нам расскажут именно "бездонные", "живые", "лукавые" глаза. Мы начинаем догадываться, что перед нами находится необычный человек, склонный к различным выдумкам, имеющий живую, подвижную душу. Именно в этом и заключается основное свойство эпитетов: указывать на те черты, которые скрыты от нас при первичном осмотре.

Метафора

Перейдем к другому не менее важному тропу - метафоре. сравнение, выражающееся именем существительным. Авторская задача здесь - сравнить явления и объекты, но очень аккуратно и тактично, чтобы читатель не смог догадаться, что мы ему этот объект навязываем. Именно так, вкрадчиво и непринужденно, нужно использовать любые художественные приемы. "слезы росы", "пожар рассвета" и др. Здесь роса сравнивается со слезами, а рассвет - с пожаром.

Сравнение

Последний важнейший художественный прием - это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как "словно", "как", "будто", "точно", "как будто". Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради "красного словца". В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы - это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Антитеза

Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести "Капитанская дочка" сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе "Обломов" также включают и этот троп.

Гипербола

Гипербола - излюбленный прием таких литературных жанров, как былина, сказка и баллада. Но она встречается не только в них. Например, гипербола "он мог бы кабана съесть" может использоваться в любом романе, рассказе и другом произведении реалистической традиции.

Инверсия

Продолжим описывать художественные приемы в произведениях. Инверсия, как нетрудно догадаться, служит для придания произведению дополнительной эмоциональности. Ее чаще всего можно наблюдать в поэзии, однако нередко данный троп использует и проза. Можно сказать: "Эта девушка была красивее других". А можно выкрикнуть: "Девушка эта красивее других была!" Сразу же возникает и задор, и экспрессия, и много другого, что можно заметить при сопоставлении двух высказываний.

Ирония

Следующий троп, ирония, по-другому - скрытая авторская насмешка, используется также довольно часто в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно быть серьезным, но скрытый в иронии подтекст порой не только демонстрирует остроумие писателя, но и заставляет читателя перевести на время дух и подготовиться к следующей, более напряженной сцене. В юмористическом произведении ирония незаменима. Великие мастера этого - Зощенко и Чехов, использующие данный троп в своих рассказах.

Сарказм

С этим приемом тесно связан и другой - уже не просто добрый смех, он выявляет недостатки и пороки, порой сгущает краски, тогда как ирония обычно создает светлую атмосферу. Для того чтобы иметь более полное представление о данном тропе, можно прочесть несколько сказок Салтыкова-Щедрина.

Олицетворение

Следующий прием - олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение - перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй - подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно - одиночество и скуку.

Оксюморон

Оксюморон - еще один интересный прием, представляющий собой сочетание несочетаемого. Это и праведная ложь, и и православный черт. Подобные, подобранные совершенно неожиданно слова могут использоваться как фантастами, так и любителями философских трактатов. Порой лишь одного оксюморона бывает достаточно для того, чтобы построить целое произведение, имеющее и дуализм бытия, и неразрешимый конфликт, и тонкий ироничный подтекст.

Другие художественные приемы

Интересно, что использованные в предыдущем предложении "и, и, и" - это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние... А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить...

Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.

Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: "Кто виноват?" и "Что делать?".

Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.

Писательская деятельность, как упоминалось в это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с .

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

  • «Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
  • Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
  • Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Всем хорошо известно, что искусство – это самовыражение отдельной личности, а литература, стало быть, самовыражение личности писателя. «Багаж» пишущего человека состоит из словарного запаса, речевых приемов, навыков использования этих приемов. Чем богаче палитра художника – тем большими возможностями при создании полотна он обладает. То же и с писателем: чем выразительнее его речь, чем ярче образы, чем глубже и интереснее высказывания, тем более сильное эмоциональное влияние на читателя смогут оказать его произведения.

Среди средств речевой выразительности, называемых чаще «художественными приемами» (или иначе фигурами, тропами) в литературном творчестве на первом месте по частоте употребления значится метафора.

Метафора используется, когда мы употребляем слово или выражение в переносном значении. Перенос этот осуществляется по схожести отдельных черт явления или предмета. Чаще всего именно метафора создает художественный образ.

Разновидностей метафоры довольно много, среди них:

метонимия – троп, смешивающий значения по смежности, иногда предполагающий наложение одного значения на другое

(примеры: «Съем-ка я еще тарелку!»; «Ван Гог висит на третьем этаже»);

(примеры: «славный паренек»; «жалкий человечишко», «горький хлеб»);

сравнение – фигура речи, характеризующая предмет через сопоставление одного с другим

(примеры: «как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен»);

олицетворение – «оживление» предметов или явлений неживой природы

(примеры: «зловещая мгла»; «осень заплакала»; «вьюга завыла»);

гипербола и литота – фигура в значении преувеличения или преуменьшения описываемого предмета

(примеры: «он вечно спорит»; «море слез»; «маковой росинки во рту не было»);

сарказм – злая, язвительная насмешка, порой откровенное словесное издевательство (например, в получивших распространение в последнее время рэп-баттлах);

ирония – насмешливое высказывание, когда говорящий имеет в виду нечто совсем иное (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова);

юмор – троп, выражающий веселое и чаще всего добродушное настроение (в этом ключе написаны, например, басни И.А. Крылова);

гротеск – фигура речи, намеренно нарушающая пропорции и истинные размеры предметов и явлений (часто использовался в сказках, другой пример – «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, творчество Н.В. Гоголя);

каламбур – нарочитая двусмысленность, игра слов, основанная на их многозначности

(примеры можно найти в анекдотах, а также в творчестве В. Маяковского, О. Хайяма, К. Пруткова и др.);

оксюморон – сочетание в одном выражении несочетаемого, двух противоречивых понятий

(примеры: «страшно красивый», «оригинальная копия», «стая товарищей»).

Однако речевая выразительность не исчерпывается только стилистическими фигурами. В частности, можно упомянуть еще звукопись, которая представляет собой художественный прием, подразумевающий определенный порядок построения звуков, слогов, слов для создания какого-то образа или настроения, имитации звуков реального мира. Звукопись читатель чаще встретит в поэтических произведениях, но встречается этот прием и в прозе.

  • Жизнь и творчество Сергея Михалкова

    Каждый маленький ребенок знают стихотворения «Дядя Степа», «Про мимозу». Эти и другие творческие работы для детей написал Сергей Михалков. Благодаря ребятам эти стихи стали известны и нашим взрослым.

Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт )

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер )

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов )

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин )

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом .

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)


Повторение гласных «о» и «е»

3. Каламбурные рифмы - рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

5. Эпифора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт )

6. Ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин )

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.