§2. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи

Фонетические средства выразительности.

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли .

Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность.

ассона́нс(франц. assonance - созвучие), приём звукописи ; повтор ударного гласного в разных словах одного речевого отрезка. Поэты применяют его в силлаботонических и тонических стихах для подчёркивания ритма: «Счастли в, кто посети л сей ми р…» (Ф. И. Тютчев, «Цицерон), «В соседнем до ме о кна жо лты…» (А. А. Блок, «Фабрика»).аллитера́ция(лат. alliteratio - созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков - и начальные, и опорные - рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина : Нев а вздув алась и рев ела,Котл ом кл окоча и кл убясь…К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ним ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

 Что изучает фонетика? Звук – это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа-рампа, дом – сом, вол – вёл.  Как называлась данная роль звуков в русском языке?  На какие группы делятся звуки речи? Гласные звуки образуются воздушной струей, которая проходит через рот и не встречает при этом никаких препятствий. Они состоят из тона. В русском языке 6 гласных звуков, встречающихся под ударением, это – [а о и ы у э]. Согласные звуки образуются в том случае, когда для воздушной струи в ротовой полости нет свободного прохода. Язык может прикасаться к зубам или небу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Их в русском языке довольно много: они бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, некоторые из них образуют пары.  Возможно ли при помощи использования звуков в какой-либо фразе придать ей выразительность? Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Приведем пример со звуком [р], который входит в слова «гром, греметь, гроза, раскаты, грохот.» Перечисленные слова с давних пор используются художниками слова для передачи соответствующих им явлений природы. Так, поэт Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты громовые… На наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы. Г. Линдман-Орлова  Как называется прием использования в речи повторяющихся звуков? В художественной речи используется звукопись, т. е. соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению. Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание. аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: Полночной порою В болотной глуши Чуть слышно, бесшумно Шуршат камыши (К.Бальмонт.) [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша;  ассонанс - повторение одинаковых гласных, например: Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) - повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) - [а], [о] звучат открыто и радостно; анафора - повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам! (А. Пушкин.); Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. (С. Есенин.);  эпифора - повторение конечных звуков в словах, например: Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.);  стык - повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).  называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений - шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п., например:  В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы. (Л. Толстой.) - звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки;   Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) - повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса. Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, т. е. слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы.  Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудахтать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста).   Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать - произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега - произносятся мягко; тише, слышишь - произношение напоминает шелест.  Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них разные виды звуковых повторов и звукоподражания. Область рифм моя стихия И легко пишу стихи я. Без раздумья без отсрочки Я бегу к строке от строчки Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Минаев.) Кажется шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу Скучно склоняться до самой земли Тучные зерна купая в пыли! (Н. Некрасов.)  Город грабил греб грабастал...  ...Где он, бронзы звон или гранита грань?.. (В. Маяковский.)  Теория  309 (з.1) или 309 (з.2) – всё на А4 с иллюстрацией или оформлением  http://do.gendocs.ru/  http://images.yandex.ru/

Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)

ТЕМА УРОКА:

ФОНЕТИКА.

Фонетические средства художественной выразительности

Цели урока:

познавательные:

  1. формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
  2. чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  3. приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;

развивающие:

  1. развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
  2. формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
  3. формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;

воспитывающие:

  1. воспитание внимания к слову;
  2. развитие любви к творчеству русских поэтов;
  3. формирование культуры речи;
  4. развитие эстетического вкуса

Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.

Форма урока – урок – исследование

ПЛАН урока

  1. Организационный этап;
  2. Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
  3. Заключительный этап. Выводы.
  4. Задание на дом. Подведение итогов.

Ход урока

Поэзия есть внутренняя Музыка,

внешне выраженная размерною речью.

Слово есть чудо, Стих - волшебство.

Музыка, правящая Миром и нашей

Душой, есть Стих.

(Бальмонт)

В природе существует звук,

который неслышим,

также существует цвет,

который невидим,

но который может быть услышан.


Е. П. Блаватская

1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.

Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.

Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.

На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.

Наши цели –

  1. повторить фонетические средства языковой выразительности,
  2. продолжить работу по их распознаванию,
  3. выявить их роль в организации художественного текста
  4. продолжить работу по анализу художественного текста.

Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):

Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.

(Бальмонт)

Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Терминологический диктант.

Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.

(у доски работает студент)

А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)

Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);

В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);

Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);

Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);

Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)

Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)

Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)

Курс поделен (заранее) на 3 группы

  1. Работа по группам.

Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)

1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)

3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)

Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?

Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)

У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».

На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;

Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.

2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».

(текст стихотворения лежит на партах)

Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .

2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)

Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)

2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):

  1. истома - чувство приятной расслабленности;
  2. томный - исполненный истомы, устало – нежный
  3. изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
  4. кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
  5. пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
  6. увядать – вянуть
  7. стыдливый – застенчивый, стеснительный
  8. с традание – физическая или нравственная боль, мучение

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)

Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?

2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)

Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )

Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.

Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.

Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:

«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )

«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?

Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)

Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)

Существо разумное - подберите синоним (это человек)

Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)

Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)

Божественный - подберите синоним (духовный,)

Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?

(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)

Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)

2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).

Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.

Есть в светлости осенних вечеров

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)

Ответ - [Э, Э, Э, О ].

Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота

Порывистый, холодный ветр порою ,

Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)

Ответ - [ Ы, О, Э, О]

Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.

Соотносим с темой стихотворения .

Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?

2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).

Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?

Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?

Работа по группам: высказывают свое мнение.

ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.

Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.

(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)

6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)

6 строк с мужской рифмой)

Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?

(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)

2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:

«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.

Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))

Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.

А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.

Стихотворение читает подготовленный студент.

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;

тайну их скажу я в свой черед,

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.

Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.

ЗВУКОБУКВЫ

ЦВЕТ

А, Я

Красный, ярко – красный, густо - красный

Светло – желтый. белый, пурпурный

Е,Ё

Зеленый, желто – зеленый

И,Й

Синий, небесно – голубой, синеватый

Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый

Голубоватый

Мрачный, темно –коричневый, черный


РАБОТА ПО ГРУППАМ

  1. Е.Ё, У в стихотворении
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
  1. группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О

Сделайте вывод по каждому цвету.

Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу

звукобуква

количество

Цветовая гамма

цитата

Е, Ё

Желто - зеленый

Пестрота деревьев

А Я

красный

Багряные листья

Небесно - голубой

Туманная и тихая лазурь

Светло - желтый

Светлость осенних вечеров

серый

Порывистый холодный ветр

черный

Грустно – сиротеющей землею

3.0. Заключительный этап.

Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.

Выводы:

«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?

(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)

4.0.Подведение итогов.

Домашнее задание:

Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

звуки

ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки

И, Э

Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному,

Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна

Б, П

Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел.

Н, М

Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление

Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость.

Ощущение плавности, текучести, танец

Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.

Ы, Ш

широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.

З, Ц,Ч

Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость

устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.

Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность

напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,.

К,Х

сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман

В. П, Ф

влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию.

резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"):

Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта


Изобразительные средства языка - это предмет научного интереса стилистики, а фонетические средства выразительности изучает фоника. Поговорим о них.

Как звуки могут быть выразительными

Нередко мы слышим или читаем о том, что наш родной язык очень красивый и благозвучный. Так говорят о нем и иностранцы, которые не знают русского языка. То есть они судят только по впечатлению от звучащей речи. Почему же русская речь воспринимается на слух как красивая, благозвучная?

Причин этому несколько.

В нашем языке не так много слов, в которых рядом расположено три и более согласных. Мало и таких слов, в которых рядом два гласных (звука, а не буквы: в слове «её», например, между гласными согласный Й).

А приблизительно равное количество в слове гласных и согласных звуков и воспринимается на слух как приятное.

Звуки речи можно описать не только с точки зрения артикуляции (гласные или согласные и т.п.), но и, как все вообще звуки, с точки зрения акустики (акустика - это раздел физики, изучающий звуки). Выяснилось, что звуки речи, обладающие определенными акустическими характеристиками, воспринимаются как приятные, тогда как те, что обладают другими характеристиками, – как неприятные. В русском языке много «приятных» звуков. Однако в создании выразительного произведения участвуют и те, и другие.

Какие фонетические средства выразительности существуют

Во-первых, надо отметить, что писатели и особенно поэты пользуются и просто особенностями слов для создания образа. Допустим, подбирают слова с примерно равным количеством гласных и согласных. Это нельзя считать в полной мере средством выразительности, но произведение в этом случае воспринимается как легкое и музыкальное.

Во-вторых, есть и собственно фонетические изобразительные средства.

Аллитерация

Повторение на обозримом участке текста одной и той же согласной называется аллитерацией. Например, у А. Ахматовой: «В беЛом пЛамени кЛонится куст / Ледяных осЛепитеЛьных роз» (в первой строке твердый Л, а во второй - мягкий Л’).

Вариант этого приема - так называемая скандинавская аллитерация, когда все слова, скажем, в названии начинаются на одну и ту же букву. Особенно она популярна в Англии. Допустим, у Г.К. Честертона цикл «Пять праведных преступников», у Дж. Роулинг герои Годрик Грифиндор, Салазар Слизерин, Минерва Макгонагал и т.д.

Ассонанс

Это повторение в одной строке или фразе одинаковых гласных.

Имеется в виду повтор именно звуков, а не букв, то есть, как правило, гласных в сильной (ударной) позиции.

Приведем пример ассонанса на звук [А] из стихотворения А. Блока:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!

Звукоподражание

Звукоподражание - это использование звуков речи, передающих какие-либо природные звуки для создания целостной картины в произведении. Самые распространённые примеры звукоподражания связаны с употреблением шипящих для передачи шорохов и шуршания или звуков [Г] и [Р] для передачи грохота. Приведем пример из стихотворения А. Барто:

Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.

Что мы узнали?

Среди изобразительных средств языка, помогающих автору создать эффектную и достоверную картину жизни, есть и фонетические. Они основаны на свойствах звуков и особенностях их восприятия людьми. Среди фонетических средств можно выделить аллитерацию, ассонанс, звукопись.

Фонетические средства

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "фонетические средства" в других словарях:

    Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ …

    ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - ПРОСОДИЧЕСКИЕ (от греч. prosōdikos – касающийся ударения) СРЕДСТВА. Фонетические средства, относящиеся к ритмико интонационным свойствам речи, а именно к высоте тона, длительности и силе звучания, темпу речи, расстановке ударений и т. п … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Выразительные средства языка - – понятие, по разному определяемое в специальной литературе в связи с неоднозначной трактовкой категории выразительности (см.: Выразительность речи). В работах некоторых исследователей В. с. отождествляются со стилистическими фигурами (см., напр … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    языковые средства - 1) Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях. 2) Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по разному, в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    I Интонация (от лат. intono громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные… … Большая советская энциклопедия

    Аналитическая философия Основные понятия Значен … Википедия

    Энний, Квинт; Ennius, Quintus, 239 169 гг. до н. э., римский поэт, «отец римской литературы». Родился в приальпийском городке Рудии в Калабрии; из дома вынес знание приальпийского диалекта, не сыгравшего в культуре древней Италии значительной… … Античные писатели

    Дикция - важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи. Термин имеет 2 значения: 1) акустический степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Лингвистика … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия

Книги

  • Русская риторика и культура речи , И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. Изложены наиболее важные сведения о классической риторике. Освещена история риторических учений. Раскрыто понятие ораторской речи. Рассмотрены риторические каноны. Проанализированы…