Сильная и слабая позиции гласных фонем. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением. Именно в этой позиции различаются пять гласных фонем: lt;иgt;, lt;эgt;, lt;оgt;, lt;аgt;, lt;уgt;. Например: соль - [о], реки - [э], мял - [а].
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого характера.
Гласный [м] является аллофоном фонемы lt;иgt;, а не самостоятельной фонемой русского литературного языка. Такое положение [ы] определяется:
- между [и] и [ы] нет никакого иного различия, кроме передней-непередней зоны образования, которая зависит от мягкости-твердости предшествующего согласного;
- и [ы] не могут выступать в одной и той же фонетической позиции: [и] выступает только после мягкого, а [ы] - только после твердого согласного;
- в тех случаях, когда начальный звук [и] оказывается в положении после твердого согласного, на его месте произносится [ы]: [и]щет - [сы]щик, [и\збы - [в-ы]збу, [и]го - по[д-ы]гом.
Сравним слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; в первом предударном слоге: стакан [стккан], домой [дкмдй], пятак [п’иэтак\, весной [в’иэсндй]. Из сравнения видно, что слабая гласная фонема lt;аgt; реализуется в аллофоне [л] после твердого согласного и в аллофоне [нэ] - после мягкого согласного. Таким образом, гласные [л] и [и3] являются аллофонами одной слабой гласной фонемы.
Слабые гласные фонемы lt;цgt; и lt;уgt; в первом предударном слоге реализуются в тех же аллофонах, что и сильные фонемы lt;цgt; и lt;уgt;. Например: lt;иgt;: [игрок], [вино], [ныр"ат’], [сырдк], [с’ин’эт’]; lt;уgt;: [упал], [курок], [л’убдй], [кур"йпГ], [л’уб’йт’].
В остальных безударных слогах слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; реализуются в аллофонах [ъ] после твердых и [ъ] после мягких согласных. Например: во втором предударном слоге: городской [гъркцкой], садовод [съдквдт], лесовоз [л’ъсАвдс], мятежа [м’ьт’иэжа], перевод [п’ьр’иэвдт]. В заударном слоге: выдал [выдъл], город [гдрът], вытяну [выт’ьну], вынесу [вын’ъсу].
В остальных безударных слогах фонемы lt;иgt; и lt;уgt; те же, что и под ударением.
Порядок действий при определении основного варианта гласной фонемы:
- определить, какую позицию гласный звук занимает в слове;
- если позиция слабая, то необходимо подобрать такое родственное слово или его форму, в котором гласный звук окажется в сильной позиции, т. е. под ударением. Например: [дърагдй] - [ддрък], на [в’иэтру] - [в’бт’ьр], [стркна] - [страны].
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].
В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .
^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .
При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.
При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).
Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).
1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:
а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;
б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;
в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .
2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:
а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;
б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .
Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:
Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица)
, [к`ирп`ич`и́] (кирпичи)
, [с`и́н`ий`] (синий)
, [рыч`а́к] (рычаг)
, [рыч`и э жо́к] (рычажок)
, [лы́сый`] (лысый)
, [кукуру́зу] (кукурузу)
.
Вопросы и задания
Чем обусловлено позиционное чередование гласных?
Что такое редукция? С чем она связана?
Назовите типы редукции. Чем они отличаются?
Какие гласные подвергаются количественной редукции?
В чём суть качественной редукции?
С чем связано существование двух степеней качественной редукции?
Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?
Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .
Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .
Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.
Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?
Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
(Н.Носов)
§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.
Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .
Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:
перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;
перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;
перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;
для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.
Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.
Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.
Различают следующие разновидности ассимиляции:
а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик)
, [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее)
, [и́н`д`ий`ь] (Индия)
, [ка́н`т`ик] (кантик)
;
б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;
в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).
Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.
по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Вопросы и задания
Чем обусловлены позиционные чередования согласных?
Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?
Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?
Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.
Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.
Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?
С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.
Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.
В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?
Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.
Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?
Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .
Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .
И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].
В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .
Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .
При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: пу ть – пу ти́ – пу тево́й; ли ́ ца – ли цо́ – ли цево́й; пры ́ гнуть – пры жо́к – вы́пры гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.
При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [L] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).
Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).
1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:
а) 1-й предударный слог: [пLл`а́] (поля) , [трLва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;
б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: (один) , (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тLжы]́ (этажи) ;
В) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зLLл`э́т`] (заалеть) , [нLLгLро́т] (на огород) .
2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:
а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърLнда́ш] (карандаш) , [къръндLшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;
б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .
Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:
Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания
1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?
2. Что такое редукция? С чем она связана?
3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?
4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?
5. В чём суть качественной редукции?
6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?
7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?
8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .
9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .
10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.
11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у́л`къ], [й`и э нта́р`], [р`и э шэ́н`ий`ь], [б`и э р`о́скъ], [й`и э ш`:о́], [ръзр`и э д`и́т`], [цы э по́ч`къ], [пъдрLжа́т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?
12. Затранскрибируйте текст1. Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.
Проектирование урока
Тема: Сильные и слабые позиции гласных звуков
Проектная группа: Кузина А.В., Фетисова С.Н., Ширяева Г.В.
Консультант: Восторгова Е.В.
Цель: выявить принципиальные отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция)
Результат: Учащиеся должны осознать основание различения сильных и слабых позиций звуков (возможность появления всех звуков – не всех звуков) и различать сильные и слабые позиции гласных звуков (знать признак сильной и слабой позиции гласных звуков: под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая).
Вводный комментарий: Этот урок является ключевым для двух разделов программы 2 класса, посвященных изучению сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Именно на этом уроке должно быть введено общее понятие о сильных и слабых позициях звуков, как о позициях (местах в слове), где могут встречаться любые звуки (из известных детям звуков) – это сильная позиция звуков, и о позициях, где есть какие-либо ограничения, и некоторые звуки не могут работать, - это слабая позиция. Так, например, в безударной позиции по законам русского литературного произношения не могут появиться звуки [о] и [э] (исключение составляют некоторые заимствованные слова – эмульсия, боа и пр.) Вместе этих звуков в безударной позиции работают другие звуки: вместо звука [о] после твердого согласного обычно появляется звук [а] (д[о]м – д[а]ма ), после мягкого согласного – [и] ([в’ол]- [в’ила] ); вместо звука [э] после твердого согласного работает звук [ы] (шест – ш[ы]сты ), а после мягкого – [и] ([л’ес] – [л’иса] ). Именно потому, что в безударной позиции есть ограничения, она считается слабой позицией звуков. Ударная позиция, в которой может встречаться любой из известных второклассникам шести гласных звуков, считается сильной позицией звуков. Такое понятие сильных и слабых позиций в последствии при изучении сильных и слабых позиций для согласных звуков должно стать инструментом их обнаружения: если работает любой звук из пары по звонкости-глухости (зубы – супы ) – это позиция сильная, если есть ограничения и работает только один звук из пары (например, только глухой на конце слова – зу[п]-су[п] ) – это позиция слабая. Таким образом, от того, насколько корректно и глубоко будет проработано общее понятие сильных и слабых позиций на примере гласных звуков на данном уроке, во многом зависит и успешность изучения следующего раздела – сильных и слабых позиций согласных звуков.
Проектируемый ход урока
Этапы | Примечания |
|||||||
1.Организационный момент. 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи. 3. Формулировка учебной задачи и ее решение. 4.Этап рефлексии. | Учитель обращает внимание на предыдущий урок. Ребята, только ли звуки [о] и [э] не могут встречаться в безударных слогах? Индивидуальная работа в тетрадях (ч. 1 стр. 28, задание 3) Задание: Запишите звуками (в столбик, друг под другом) изменения слов, поставьте ударение: [слон] [ о ] [сланы] [ а ] [л"эщ] [ э ] [л"ищ"и] [ и ] [грач"] [ а ] [к"ит] [ и ] [сыры] [ ы ] [супы] [ у ] А теперь давайте запишем во второй столбик первые гласные звуки, которые встретились под ударением. (учитель спрашивает 2-3 учеников). А в третий столбик выпишите безударные гласные звуки (учитель обращает внимание на то что, дважды один и тот же звук записывать не следует). А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением). (в позиции без ударения).
А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки). Обобщение. Сравнивая количество гласных звуков, встретившихся в ударной и безударной позиции, ученики убеждаются в том, что есть позиция гласных звуков, где возможны любые известные звуки, и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, вторую – слабой. Затем учитель предлагает детям небольшие карточки, в которых учащиеся без ограничений в течение всего периода формирования письма с пропусками орфограмм слабых позиций смогут фиксировать все выделяемые признаки в единой таблице.
Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога. Кто мне скажет, что такое сильная позиция (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки). Как мы ее обозначаем? | На доске вывешивается схема: [о] и [э]. Учащиеся записывают число, делят тетрадь на 3 столбца. Один человек работает у доски, остальные в тетради. Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия» (учителю необходимо больше давать детям самостоятельности, т.е. должен строиться учебный диалог). Фиксация таблицы на доске учителем обязательна. Учитель делает небольшую паузу перед тем, как подвести детей к выводу. Фиксируем вывод в виде схемы на доске и табличках, которые предложил учитель. |
Анализ проекта и его реализации:
Этап 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи
На этом этапе учитель фактически повторяет все то, что были сделано на предыдущем уроке. При этом этот этап проводится в самой неэффективной форме – фронтальной (дети отвечают по одному, в основном учитель фиксирует обсуждаемый материал на доске, большинство детей пассивны).
Как известно, первые 7-10 минут – самое ценное время на уроке, учащиеся еще не устали, концентрация их внимания максимальна. Это время – самое продуктивное для активной работы, постановки или решения новой задачи – на данном уроке оно, к сожалению, тратится практически впустую. Ведь все те выводы, на повторение которых было затрачено на этом этапе около 12 минут, можно было восстановить на словах, которые дети выполняли в задании на следующем этапе урока (слон – слоны, лещ – лещи ). Лишним, по-видимому, на данном уроке было и обсуждение количества гласных и слогов в слове сентября , которое дети записывали в тетрадях для оформления классной работы. Урок подобного типа должен быть крайне монолитным и содержать лишь тот материал, который необходим для решения его задач. В противном случае есть большой риск «размывания» основной задачи, решаемой на этом уроке, неоправданной потере времени, которого впоследствии не хватает в конце ключевого урока для важнейших выводов.
Этап 3. Формулировка учебной задачи и ее решение
Несмотря на указание формулировки задачи урока в проекте, в реализации данного урока не прозвучало достаточно четко, зачем, с какой целью детям нужно записывать такое количество слов и анализировать их. Задача этого этапа – проверить, какие звуки могут работать в безударных слогах (ведь на прошлом уроке дети обнаружили, что некоторые звуки в этой позиции работать не могут).
Хорошо, что дети выполняют работу в определенной степени самостоятельно (1 ученик на доске, остальные - в тетради и проверяют друг друга). Однако досадно, что очень существенная часть работы - списки гласных звуков, работающих под ударением и без ударения – на уроке не была зафиксирована на доске. А ведь это именно тот материал, на основе которого дети должны прийти к выводу, о том, что в одних позициях работают все звуки (представлен весь список известных детям гласных звуков), а в других позициях - не все. Именно из-за того, что на доску не были вынесены все гласные звуки, главный вывод для детей не был очевиден.
В отношении главного вывода в самом проекте не были расставлены достаточно четко основные акценты:
«- А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).
В какой позиции встречаются («работают») не все звуки (в позиции без ударения).
Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.
Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которой могут встречаться любые звуки).
А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки)».
На самом деле предполагалось, что дети заметят, что под ударением работают все звуки, а без ударения – не все. Вот текст из учебника:
«Какие гласные звуки работают в этих словах под ударением? А какие гласные работают в тех же словах без ударения? Запишите в один столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением, а во второй – гласные звуки, которые встречаются в безударной позиции.
Такие позиции, в которых могут встречаться любые звуки, называются сильными позициями . Позиции, в которых возможны не любые звуки, называются слабыми позициями .»
Таким образом, в реализации урока оказалось первичным, что сильная позиция – это позиция под ударением, а слабая – без ударения. Это, конечно, верно, если говорить о признаке сильных и слабых позиций для гласных звуков. Однако понятно, что подобный критерий неприменим к понятию сильных и слабых позиций для согласных. Само же понятие о сильных и слабых позициях (см. определение в учебнике) - на уроке оказалось вторичным, и в силу недостаточности фиксации, не очень понятным для детей.
Этап 4. Этап рефлексии.
Этот этап был последним в реализации урока, он проведен в соответствии с проектом и представляет собой лишь фиксацию признака сильных и слабых позиций для гласных звуков.
Краткое резюме:
Безусловно, данный урок – один из самых сложных в курсе 2-го класса. Нельзя не признать, что трудности проектирования и реализации данного урока довольно типичны. И основная сложность – именно в расстановке акцентов. Естественно, что для учащихся (да и для учителя) на первом плане оказывается признак сильных и слабых позиций для гласных звуков (ударение) как практический ориентир для дальнейшего действия письма (с пропуском), а общее понятие сильных и слабых позиций, являющееся инструментом их обнаружения – на втором. На уроке вводится и общее понятие сильных и слабых позиций и признак этих позиций для гласных, однако, акценты, все же смещены. Отсюда и ощущение, что главный вывод все-таки вводится как бы в готовом виде.
Позитивно, что урок в целом проводится в достаточно деятельностной форме, учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно, проверяют работу ученика у доски, возражают и задают вопросы друг другу, формулируют свои наблюдения.
Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:
Этапы | C одержание |
||||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок. На парте у Вас должны лежать учебник русского языка и тетрадь. |
||||||
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Открываем тетради, отступаем от предыдущей записи 2 строчки вниз, на третьей посередине пишем – 27 сентября (учитель обращает внимание на правописание слова – СЕНТЯБРЯ). Давайте с вами вспомним на чем мы остановились вчера? Мы заметили, что звуки [о] и [э] не могут работать в безударных слогах (т.е. не могут работать без ударения). Пример: [кот] [каты] [шэст] [шысты] [о] // [а] [э] // [ы] А сейчас давайте с вами проверим могут ли работать в этой позиции (безударной) остальные гласные звуки. Разделите вашу тетрадь на 3 столбца, как я это сделала на доске. Запишите звуками (в столбик друг под другом) изменения слов (один человек у доски, остальные в тетр.). [слон] [ о ] [сланы] [ а ] [л"эщ] [ э ] [л"ищ"и] [ и ] [грач"] [ а ] [к"ит] [ и ] [сыры] [ ы ] [супы] [ у ] Какие гласные звуки «работают» в этих словах под ударением? (все) Запишите во второй столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением. Какие звуки вы будете выписывать? А в третий столбик, те гласные звуки, которые могут встречаться в безударной позиции. Дважды один и тот же звук записывать не надо. Хорошо. В какой же позиции встречаются (работают) все звуки? (в позиции под ударением) А в какой позиции встречаются (работают) не все звуки? (в позиции без ударения). Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой. Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которых могут встречаться любые звуки, т.е. под ударением). А слабой? (позиции, в которых возможны не любые звуки). Хорошо. А теперь я вам раздам небольшие карточки, в которых мы будем отмечать какие звуки в сильной позиции и какие в слабой.
|
||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | Кто мне скажет, что такое сильная позиция? (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки). Как мы обозначаем ее на письме? А слабая позиция? (позиция, в которой возможны не любые звуки). Как мы ее обозначаем? |
В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).
Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).
Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед
В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.
Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)